Биохимия 

Выкатное поле стадиона. Почему вибрирует поле «Зенит-Арены»? Почему поле «Зенит-Арены» вибрирует и пружинит

На днях прошла информация о том, что на знаменитом миланском стадионе «Сан-Сиро» приняли решение поменять натуральный газон на его гибридную разновидность - натуральное травяное покрытие, но на основе синтетики. Затем появилась информация о том, что руководство другого итальянского футбольного клуба туринского «Ювентуса» также рассматривает возможность укладки на домашнем стадионе команды искусственного газона. Выходит проблемы с натуральным футбольным газоном могут возникнуть не только в странах с суровым холодным климатом, но и даже в таких теплых странах как Италия. Так в чем же причины этих проблем, и какие видятся пути для их решения?

С каждым годом в разных странах открывается все больше новых футбольных арен, чему не в малой степени способствуют ФИФА и УЕФА, стремящиеся расширять географию стран-хозяек мировых и европейских форумов. Но при этом ФИФА и УЕФА предъявляют к строящимся стадионам самые высокие требования, одним из обязательных условий которых является возведение крыши над трибунами стадионов. Вот только крыша или козырек стадиона с одной стороны - защищают зрителей от неблагоприятных погодных условий, а с другой - препятствуют проникновению солнечных лучей, что неблагоприятно влияет на состояние футбольного газона. Именно после постройки козырька над трибунами на московском стадионе «Лужники» стал плохо расти натуральный газон и вскоре руководство стадиона, и вовсе отказалось от натурального газона, заменив его искусственным. Проблемы с качеством футбольного газона возникли также и в Днепропетровске, на недавно там построенной современной футбольной арене. Такие же проблемы возникли и на многих итальянских стадионах, на которых возвели крышу над трибунами перед чемпионатом мира 1990 года. Но в большой степени эти проблемы возникли на тех итальянских стадионах, на которых проводится наибольшие количество матчей и главным образом на севере Италии в Милане на стадионе «Сан-Сиро», где играют футбольные клубы «Милан» и «Интер».

Конечно, состояние футбольного газона зависит от многих факторов (от климата, от сорта травяного покрытия поля, от того как эксплуатируется футбольный газон), но то, что крыша над трибунами стадиона оказывает негативное влияние на качество футбольного газона - факт неоспоримый. Даже в Германии, где наибольшое количество современных стадионов, отвечающих всем требованиям ФИФА и УЕФА, тем не менее, в зимний период качество газонов на этих стадионах не всегда соответствуют требованиям международных футбольных организаций. И это притом, что за состоянием футбольных газонов на немецких стадионах следят одни из лучших специалистов в мире. Но вот гельзенкирхенская «Фелтинс-Арена» является одним из немногих немецких стадионов, на котором футбольный газон всегда хорошего качества при любых погодных условиях, т.к. эта футбольная арена располагает не только раздвижной крышей, но и, что наиболее важно - выдвижным футбольным полем.

Для сохранения футбольного газона в хорошем состоянии гораздо важнее иметь выдвижное футбольное поле, нежели лишь одну раздвижную крышу. Так, например, на одном из самых дорогих стадионов в Европе «Амстердам Арена», оборудованным полностью закрывающейся крышей, но не имеющим выдвижного футбольного поля, вынуждены менять новый газон через каждые три месяца, т.к. на нём плохо растёт трава, а синтетику стелить не хотят. Поэтому легче поддерживать хорошее качество натурального газона на таких стадионах, как гельзенкирхенская «Фелтинс-Арена», оборудованных раздвижной закрывающейся крышей в комбинации с выдвижным футбольным полем.

В данный момент «Фелтинс-Арена» - это один из трёх стадионов в мире, который имеет полностью закрывающуюся крышу в комбинации с выдвижным полем (два других - «Гелредом» в голланском городе Арнем и « Юниверсити оф Финикс» в США).

"Гелредом" (г. Арнем, Голландия). Вместимость 29 600, год постройки 1998.

Имеет четырёхзвёздочный статус. Домашний стадион клуба "Витесс".

"Гелредом". Вид сверху.

"Фелтинс-Арена" (г.Гельзенкирхен, Германия). Вместимость 61 482, год постройки 2001.

Домашний стадион "Шальке 04". Имеет пятизвёздочный статус.

"Фелтинс-Арена". Вид внутри.

"Юниверсити оф Финикс Стэдиум" (пригород Финикса г.Глендейл, штат Аризона, США).

Вместимость 63 400, год постройки 2006. Домашний стадион клуба "Аризона Кардиналс".

"Юниверсити оф Финикс Стэдиум". Вид внутри.

Видео процесса автоматизированного заезда игрового поля на "Юниверсити оф Финикс Стэдиум"

Строительство таких стадионов особенно необходимо России, т.к. в России к 2018 году должны построить несколько современных футбольных арен с крышей над трибунами, при этом на большей части российской территории климат и без того не благоприятный для роста натурального газона. Наиболее заметно проблемы с качеством футбольных полей проявились в России в начале этого года. Мало того, что, прошедшая в России зима была одной из самых холодных и главное продолжительных, так еще сыграло свою роль непривычно раннее (3 марта) возобновление чемпионата России. В результате в этом году на многих российских стадионах футбольные поля пришли в негодное состояние после первых же матчей.

Сейчас на завершающей стадии находится строительство нового современного стадиона в Казани (планируется сдать в эксплуатацию к концу 2012 года), на котором должны пройти церемонии открытия и закрытия летней Универсиады 2013 года. Но очень может быть, что и на новом казанском стадионе возникнут такие же проблемы с футбольным полем, с которыми сталкиваются в начале каждого года сотрудники нынешнего казанского стадиона «Центральный». Впрочем, с такими же проблемами могут столкнуться и на многих других российских стадионах, которые сейчас еще только строятся.

Строящийся стадион в Казани для футбольного клуба "Рубин". Вместимость 45 000.

Планируется построить к концу 2012 года.

Видео проекта нового стадина в Казани

Между тем, из-за неблагоприятного для футбола климата в России и как следствие этого плохого состояния футбольных полей на российских стадионах, российским клубам сложнее конкурировать с клубами из стран с более теплым климатом за качественных легионеров. Здесь мне вспоминаются слова, сказанные однажды вице-президентом «Милана» Адриано Галлиани. Отвечая на один из вопросов российского журналиста, Галлиани сказал, что на его взгляд, единственной проблемой российских клубов является неблагоприятной для футбола климат в России. При этом он отметил, что в других игровых видах спорта, где для игроков не так важен климат как в футболе, российские клубы являются одними из сильнейших в мире, и привел в пример баскетбольный ЦСКА (многократный призер и победитель Евролиги). И действительно во многих других игровых видах спорта, соревнования в которых проходят в закрытых помещениях, российские лиги считаются одними из сильнейших в мире. Во всяком случае, хоккейные и баскетбольные российские лиги уступают по своей силе лишь североамериканским (российская мужская баскетбольная лига оценивается по своему уровню равной испанской), а волейбольные российские лиги (мужская и женская) считаются на ряду с итальянскими лигами - сильнейшими в мире. И не малую роль в этом играют сильнейшие легионеры из других сборных, охотно играющие в различных российских лигах.

Из строящихся в настоящее время российских стадионов лишь проект стадиона в Санкт-Петербурге предусматривает систему выдвижного поля в комбинации с закрывающейся раздвижной крыши.

Строящийся в Санкт-Петербурге стадион «Газпром-Арена» (ориентировочный срок сдачи объекта - сентябрь 2013 года)для футбольного клуба «Зенит» на Крестовском острове - уникальное сооружение с точки зрения климатических условий и использования редких технологий. Новый стадион станет многофункциональной футбольной ареной высшей категории разряда «А» (по международной классификации «Элит») круглогодичного использования с возможностью проведения футбольных матчей под эгидой ФИФА и УЕФА уровня до полуфинала Чемпионата мира. Кроме того, «Газпром-Арена» будет самым вместительным(69501 место) из стадионов, оснащенных одновременно раздвижной крышей и выдвижным полем.

Строящийся стадион "Газпром-Арена" в Санкт-Петербурге для футбольного клуба "Зенит".

Вместимость 69 501, планируется построить к осени 2013 года.

Основные новаторские идеи дизайнерской концепции проекта:

● конструкция системы выдвижного поля, позволяющая, поддерживать покрытия игровой площадки в надлежащем состоянии и сохранять качество газона при проведение культурно-массовых мероприятий;

● раздвижная крыша с мембранной структурой (92х224 м), обеспечит проведение матчей и культурно-массовых мероприятий при неблагоприятных погодных условиях, а так же в зимний период.

Стадион ФК "Зенит" станет самой крупной и самой северной европейской ареной класса "элит", спроектированной и построенной в соответствии с нормами УЕФА и стандартами ФИФА.

Информация будет подаваться на самый большой в мире экран размером 9,6х27,2 м посредством спутниковой трансляции, компьютерной графики и других средств видео информации.

Единый уровень и высокое качество звука обеспечит самая современная акустическая система.

Мы строим стадион класса "люкс", который будет лучшим в России и Европе, — говорит глава Газпрома Алексей Миллер , Эта арена позволит нам принимать самые престижные футбольные матчи.

Строящийся стадион "Газпром-Арена" в Санкт-Петербурге. Вид внутри.

Строящийся стадион "Газпром-Арена" в Санкт-Петербурге. Вечерний рендер.

Видео проекта нового стадина "Газпром-Арена" в Санкт-Петербурге

Проект нового футбольного стадиона, предусматривает 3 уровня (7 этажей) с эскалаторами для подъема зрителей на верхние ярусы. На первых этажах рационально расположены четко разделенные зоны - зрительская, VIP, спортивная, административная, также предусмотрены места для СМИ (2000 мест) и пресс-центр. Проект крыши стадиона полностью соответствует всем характеристикам безопасности и разработан так, что накопление снежного покрова становится невозможным. Углы наклона верхней и нижней трибун чаши стадиона создают оптимальный ракурс обзора для зрителей, а предусмотренное проектом близкое расположение мест вокруг игрового поля создает ощущение единой спортивной арены. На стадионе также будет располагаться музей истории стадиона имени С.М. Кирова, бизнес-центр, японский центр, рестораны, несколько плавательных бассейнов, фитнес-центры. Во вне-матчевые дни залы и рестораны стадиона станут идеальным местом для проведения общественных и праздничных мероприятий.

PS. На мой взгляд, даже в странах с теплым климатом со временем придут к необходимости строить стадионы с закрывающейся раздвижной крышей в комбинации с выдвижным футбольным полем.

Поле

Сочетание раздвижной крыши и выкатного поля станет одними из главных ноу-хау стадиона. Поле размерами 120*80 м будет перемещаться с помощью системы электродвигателей, предварительно приподнимаясь с помощью нагнетенного воздуха. Во время проведения футбольных матчей поле будет находиться внутри чаши стадиона, а на период концертов, выставок и соревнований по другим видам спорта оно будет располагаться за пределами стадиона.

Это решение позволит поддерживать высокое качество газона на протяжении всего года и избежать необходимости его неоднократной замены, неизбежной для классических футбольных арен. Для поддержания постоянного температурного режима и уровня влажности поле будет снабжено системой аэрации и электроподогрева. Время, необходимое на перемещение поля и на все сопутствующие этому процедуры, составит около 6 часов.

Крыша

Раздвижная крыша обеспечит поступление солнечного света в дни, когда футбольное поле будет находиться внутри стадиона: без должного количества солнца газон не будет расти. Кроме того, согласно регламенту FIFA, матчи должны проходить под открытым небом. Раздвижной сегмент позволит удовлетворить это требование и обеспечить комфортные условия пребывания посетителей арены в зимний период, на время которого крыша будет закрыта. Но самое главное, на новом стадионе будут созданы комфортные условия для посетителей в любое время, в том числе зимой. Для того, чтобы закрыть крышу, например, в случае непогоды, понадобится всего 15 минут.

Раздвижная крыша является дополняющей поле технологией: она обеспечит поступление солнечного света в дни, когда футбольное поле будет находиться внутри стадиона.

IT-инфраструктура

Беспроводной доступ

Стадион на Крестовском - это масштабный IT-проект, который учитывает все потребности и помогает реализовать все возможности современного спортивного сооружения.

Площадь стадиона будет покрыта сетью беспроводного доступа в интернет (wi-fi): емкость проектируемой сети – 436 точек доступа. Сеть обеспечит неограниченный доступ к Internet и внутренним медиа-ресурсам посетителей категории VIP, VVIP и гостей скайбоксов. Ей также смогут воспользоваться представители СМИ и сотрудники стадиона. Кроме того, сеть будет поддерживать связь арены с персоналом ситуационного центра.

Обработка и передача данных

Технологическую мощность стадиона обеспечат 250 км оптоволоконных сетей. Вся информация, генерируемая на стадионе, будет храниться в едином центре обработки данных (ЕЦОД) мощностью более 50 Тбайт. Столь мощная инфраструктура способна поддерживать работу любого существующего на сегодняшний день прикладного программного обеспечения.

На стадионе будет развернута система передачи данных с 15 тыс портами и двумя каналами подключения к сети Internet. Для обеспечения обменом данными систем комплексной безопасности предусмотрена отдельная линия.

Скорость передачи информации между коммутаторами по дублировнным оптическим каналам составит 10Gbps. Скорость передачи данных для подключения пользовательского оборудования – 1Gbps.

Платежно-пропускная система

Платежно-пропускная система стадиона - единый программно-аппаратный комплекс для полноценной автоматизированной работы с посетителями арены. Она предназначена для информационно-справочного обслуживания, предоставления профильных платных и бесплатных услуг и организации контроля доступа зрителей.

С помощью платежно-пропускной системы будут осуществляться следующие операции:

  • продажа билетов, абонементов и карт с использованием всех возможных каналов, включая интернет и билетных операторов;
  • контроль доступа зрителей различных категорий и регистрация попыток несанкционированного доступа;
  • мониторинг устройств контроля доступа зрителей;
  • разрешение конфликтов сотрудниками при автоматизированном входном контроле;
  • аккредитация определенных категорий посетителей;
  • автоматизация работы парковки;
  • выдача, приемка парковочных билетов и сбор платежей за парковку;
  • автоматизация тарификации;
  • автоматизация точек питания;
  • обеспечение продаж товаров и услуг стадиона безналичной системой оплаты;
  • отображение в реальном времени процессов системы, в том числе, процесса заполнения стадиона;
  • получение статистической и аналитической информации о посетителях, их интересах и их посещаемости;
  • формирование финансово-отчетной информации и передача в систему бухгалтерского учета.

В дальнейшем система может быть использована для внедрения системы лояльности посетителей.

Безопасность стадиона

Видеонаблюдение

На объекте будет смонтирована система видеонаблюдения, которая позволяет проследить за любым из зрителей от входных кордонов безопасности до места на трибуне. Система идентифицирует билет, внешность и послужной список болельщика. В подтрибунном пространстве стадиона будет установлено в общей сложности более 600 видеокамер. Главная задача видеонаблюдения - фиксировать противоправные действия и проводить идентификацию нарушителей.

Охранная сигнализация

Для защиты от несанкционированного проникновения на стадион посторонних лиц стадион будет оснащен системой охранной сигнализации. Проектом предусмотрено около 3,5 тыс магнитоконтактных извещателей, устанавливаемых на двери и окна, около 200 извещателей битого стекла и более 1 тыс оптикоэлектронных извещателей, контролирующих объем помещений.

Система контроля и управления доступом

Для организации доступа персонала и посетителей в различные зоны и помещения, а также защиты от несанкционированного доступа посторонних лиц, на стадионе будет смонтирована система контроля и управления доступом. Вход и выход в помещения объекта будет осуществляться по электронным картам, для чего предусмотрена установка контроллеров дверей, считывателей электронных карт и блокирующих элементов. Любая дверь может быть разблокирована с автоматизированных рабочих мест постов охраны. Системой контроля и управления доступом будет оборудовано более 1 тыс точек прохода.

Пожарная сигнализация

Система пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара в начальной стадии и формирования управляющих сигналов на включение различных систем. На случай возникновения прецедента на стадионе предусмотрен комплекс мер: оповещение и управление эксплуатацией (переход работы объекта в аварийный режим), запуск системы дымоудаления, отключение вентиляционных систем, управление лифтами, отключение технологического оборудования и т.д.

Система будет построена на базе 16 пожарных станций, расположенных в различных частях здания и объединенных в локальную сеть, которая представляет собой одну децентрализованную станцию. В качестве датчиков будет использовано более 10 тыс мультисенсорных и 2 тыс ручных извещателей.

Система пожаротушения

На объекте будет установлено несколько видов противопожарных систем. В аппаратных - порошкового пожаротушения, в электрощитовых - газового пожаротушения и водяного - во всех остальных помещениях. В подтрибунных пространствах арены предусмотрены сплинкеры, а внутренние и внешние светопрозрачные конструкции (витражи, окна, двери) в случае срабатывания системы будут орошаться тонкораспыленной водой.

Одной из уникальных особенностей объекта станет система тушения пожара в зоне трибун - роботизированный пожарный комплекс. При поступлении сигнала пожарный робот определяет место очага возгорания и производит автоматическое пожаротушение распыленной водой. Робот оснащен «техническим зрением» состоящим из ИК-датчика со сканером и тв-камеры. Он также наделен интеллектом: определением координат цели и наведением на очаг возгорания. Пожарные роботы связаны информационной сетью, управляемой через центральный пульт и интегрированы в комплексную систему безопасности.

Управление стадионом

Единый центр управления

Единый центр представляет собой узел связи и управления, откуда отвечающий за операции стадиона персонал будет отслеживать процессы, происходящие на арене и управлять всеми инженерными системами, реагируя на любые возникшие ситуации – как до начала мероприятия, так в его процессе и после проведения.

Системы мониторинга

Система осуществляет мониторинг всех подсистем: систем безопасности, жизнеобеспечения, противопожарной защиты, систем связи, информирование дежурного персонала Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, органа повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) о возникновении предаварийных, аварийных, чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Даже в кризисных ситуациях система связи и управления стадионом обеспечивает на объекте гарантированно устойчивую телефонную связь между оперативно-спасательными службами, специальными формированиями и штабом по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система мониторинга инженерных (несущих) конструкций стадиона осуществляется в режиме реального времени и позволяет отслеживать изменения состояния инженерных (несущих) конструкций.

Система дистанционного управления стадионом

Автоматическая система дистанционного управления стадионом предназначена для централизованного мониторинга, диспетчеризации и управления рядом инженерных систем:

  • энергосбережением
  • спортивным освещением
  • отоплением
  • вентиляцией
  • кондиционированием
  • теплоснабжением
  • котельной
  • тепловыми завесами
  • холодоснабжением
  • системами связи
  • билетно-пропускной системой
  • технологиями футбольного поля
  • газовым пожаротушением
  • пожарной сигнализацией
  • раздвижной крышей
  • выкатным полем
  • лифтами и эскалаторами

Спортивное освещение

На арене будет установлено специализированное освещение, которое соответствует всем условиям для комфорта игроков, зрителей, судей и работы тв-камер. В том числе, для устранения эффекта мерцания при замедленных и сверхзамедленных повторах для прожекторов использованы электронные и высокочастотные пускорегулирующие аппараты.

Проектом спортивного освещения предусмотрено аварийное телевизионное освещение – возможность непрерывной телевизионной трансляции и нормального проведения матча в случае прекращения подачи электроэнергии.

На стадионе будет обеспечено электроснабжение осветительной установки футбольного поля по первой, особой категории с использованием независимого резервного источника питания и источника бесперебойного питания. Благодаря этому, 100% осветительных приборов остаются в рабочем состоянии, обеспечивая ненормируемые уровни освещенности в течении 3 часов. То есть, даже если весь город окажется отключенным от электричества, посетители стадиона могут досмотреть игру, не заметив никаких изменений.

Осветительное оборудование стадиона разместится на специальном кольцевом техническом мостике, обеспечивающем беспрепятственный и удобный доступ к нему в любое время. Мостик расположен в пространстве между фермами («рельсы», по которым перемещается раздвижная часть крыши) и соединен системой переходных радиальных мостиков с выходами на кровлю.

Маломобильные посетители

При входе на стадион будут установлены информационные стенды с информацией для маломобильных групп населения, в том числе, с указанием направления движения к доступному входу.

На стадионе также предусмотрены:

  • специальные вестибюли;
  • лифты;
  • пандусы для доставки посредством вспомогательных транспортных средств;
  • специальные контроль-пропускные устройства

Для обеспечения доступности для людей с ограничением зрения перед каждым маршем лестниц оборудованы тактильные предупреждающие указатели. Ступени лестниц оборудованы защитным противоскользящим контрастного цвета угловым профилем на каждой ступени по ширине марша.

Санузлы для маломобильных групп населения будут оснащены системой вызова штатного дежурного медперсонала. В местах пребывания людей с ограниченными возможностями будут установлены средства двухсторонней связи с диспетчером.

Энергоэффективные решения

Комплексные показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов, позволяют отнести сооружение к классу энергетической эффективности A++ (очень высокий).

Все материалы и технологии, используемые для строительства стадиона, экологически безопасны и соответствуют высоким стандартам международной сертификационной системы LEED: кабели, не выделяющий галоген при горении (HF-кабель), энергосберегающие лампы и т.д.

Оборудование соответствует высокому техническому уровню проекта и имеет наивысший класс энергоэффективности за счет использования самых передовых технологических разработок. В частности, лифты OTIS, установленные на стадионе, оснащены регенеративным приводом ReGen, который перенаправляет выработанную энергию, обычно рассеивающуюся в виде тепла на тормозных резисторах, обратно в электрическую сеть здания. Таким образом, производится чистая «зеленая» энергия, а экономия электроэнергии может достигать 40-75%.

Стадион на Крестовском острове. Непростые решения строителей

Завершающий этап строительства футбольного стадиона на Крестовском острове предусматривает применение сложных инженерных решений. О нестандартных подходах в управлении этим уникальным проектом рассказывает генеральный директор компании-генподрядчика – ООО «Инжтрансстрой-СПб» Виталий ЛАЗУТКИН.

Виталий Витальевич, наверняка это самый необычный проект в вашей практике. Чем он отличается в первую очередь?
– Особенность объекта не только в его уникальности, но и в том, что работы приходится вести в стесненных условиях. На площадке восемь гектаров, где сооружается спортивно-концертный комплекс, одновременно идут общестроительные работы, монтируются сложнейшие конструкции и инженерные объекты. Только по объему СМР проект сопоставим со строительством нескольких жилых микрорайонов.

К категории технически сложных можно, например, отнести устройство несущих железобетонных конструкций нестандартной формы. Кстати, для них был разработан и специальный состав самоуплотняющегося бетона. На стадионе за период строительства смонтировано более 40 000 тонн металлических конструкций, часть из которых имеют сложную конфигурацию и сами по себе представляют уникальные технические сооружения.

– Приходилось ли принимать непростые решения с организационной точки зрения?
– Конечно, ведь строительство, проектирование и перестройка объекта идут одновременно. К тому же параллелно проводятся экспертизы. Сейчас готовится уже пятая. Дело в том, что изначально планировалось построить клубный стадион. А в 2012 году было принято решение провести здесь полуфинал чемпионата мира по футболу в 2018 году, и проект был пересмотрен. Вместимость арены увеличена до 68 000 мест.

В результате этих и других изменений пришлось выполнить большой объем работ по перестройке. Так, чтобы увеличить вместимость объекта без изменения основания и площади застройки, потребовалось изменить габариты мест для прохода и эвакуации зрителей. Только бетона было демонтировано 7000 кубометров.

– Что именно понадобилось перестроить?
– В первую очередь был проведен анализ несущей способности свай. Выяснилось, что в течение двух лет перестройки свайное основание не нагружалось согласно проектному решению и грунты стабилизировались. Однако было решено, что этого недостаточно. Чтобы обезопасить будущее здание, по всему периметру на 1,5 м увеличили толщину плиты ростверка, опирающейся на свайное поле. Как следствие, в нижних помещениях на такую же величину поднялся уровень пола, из-за чего пришлось сооружать дополнительные лестницы и пандусы.

Кроме этого (между отметками 6 и 14) был введен дополнительный технический этаж. Также до 40 000 кв. м была увеличена площадь коммерческих помещений, запланированных под магазины, кафе, рестораны.

– Какие параметры стадиона пришлось приводить в соответствие с требованиями FIFA?
– Эта организация каждый год публикует рендер требований к принимающей чемпионат мира стороне. Меняются параметры служебных помещений для размещения стюартов, охраны, телерадиокомментаторов, также и ранжир VIP-зон. Это, безусловно, надо учитывать при строительстве.

К тому же, согласно ключевым требованиям FIFA, был на пару градусов изменен угол наклона трибун. Поэтому нам пришлось демонтировать и выравнивать ранее построенные железобетонные конструкции. Кроме этого, при первоначальном проектировании не были определены маршруты и объемы работ по прокладке коммуникаций. Поэтому впоследствии в готовых стенах, толщина которых в некоторых местах достигала 1,2 м, пришлось пробивать каналы для прокладки сетей.

– Расскажите о необычных технологиях и материалах, которые применялись при строительстве.
– Многие решения, часть которых была заложена еще в первоначальном проекте Кисе Курокавы, а остальные появились при последующем редактировании, являются уникальными. В частности, на объекте применены очень сложные инженерные решения. Самым сложным с технической точки зрения оказался монтаж стационарной кровли. В ходе работ приходилось уточнять проектные решения, пересчитывать нагрузки многих несущих конструкций, производить усиление некоторых участков кровли. В частности, было принято решение увеличить жесткость светопрозрачных элементов. То есть мы и строили, и проектировали одновременно, внося по ходу усовершенствования. И так происходило на всех участках работ.

Даже после экспертизы проекта стадии «П» требовались усовершенствования. Оптимизация проекта в одних местах позволяла снизить стоимость и упростить решения, а в ответственных местах, где применены серьезные конструктивы и несущие элементы, наоборот, мы шли по пути увеличения несущей способности и повышения безопасности. Это прежде всего касалось несущих бетонных конструкций, кровли, стоек опирания и пилонов. Например, пилоны спроектированы архитектором в обратную сторону от приложения нагрузки, в сторону натяжения вант, и поэтому не являются самонесущими.

С точки зрения механики процессов это положение нельзя назвать оптимальным. Нам понадобились дополнительные ванты, чтобы удержать пилоны, а при их установке применялись дополнительные поддерживающие конструкции, которые пересекали все тело стадиона, вплоть до основания. Это, в свою очередь, не позволяло нам полноценно заниматься прокладкой инженерных сетей и замыканием теплового контура в тех помещениях, где проходили эти поддерживающие конструкции. В угоду архитектурной концепции Курокавы нам пришлось усложнить работы. В принципе, это относится не только к наклонным пилонам, но и ко всем оригинальным идеям концепции – к раздвижной кровле, выкатному полю. Все эти решения были сохранены, но затраты и трудоемкость их реализации выше среднего.

– Разве на стадии экспертизы проекта это было не очевидно? Почему архитектору не предложили заменить дорогостоящие решения оптимальными?
– Претензии были высказаны. С учетом замечаний проект пересчитывали дважды. Однако, когда победителем конкурса был утвержден проект Курокавы с его концепцией, никто не задумывался над деталями. Например, каким образом данное архитектурное решение будет работать в северном климате. Так, крыша просто висела на системе пилонов. При этом архитектор явно не учитывал ветровые и особенно снеговые нагрузки, которые бывают в нашей климатической зоне.

В 2011–2012 годах «Мостоотряд № 19» начал монтаж крыши. Когда наши конструкторы взялись рассчитать параметры крыши, выяснилось, что она не способна нести нормативные нагрузки. Работы остановили, кровлю частично демонтировали и пересчитали. Часть металлоконструкций была признана негодной, были заказаны новые конструкции. В 2012–2013 годах была пересчитана и система опирания кровли. В 2014-м появился новый проект крыши. Мы перераспределили нагрузки. Теперь пилоны во многом больше выполняют декоративную, нежели несущую функцию. А конструкция кровли стала более безопасной, поскольку через систему малых стоек она опирается на чашу стадиона. Пилоны же устроены таким образом, что если какой-то из них потеряет несущую способность, то крыша останется в безопасном положении.

– Все ли прошло гладко при монтаже кровли?
– Работы были разбиты на несколько этапов. Монтаж выполняли специалисты швейцарской фирмы VSL. В процессе нам пришлось преодолевать технологические трудности, связанные с натяжкой вант, система которых раскрепляется через пилоны и поддерживает кровлю.

У нас не было единой модели, как поведет себя кровля, поэтому в режиме реального времени мы следили за реакцией металла после натяжения вант. Для этого была разработана сложная система пошаговой натяжки. Пряди вант через специальное устройство были заведены в домкраты. Каждая прядь натягивалась строго на определенную нагрузку. По кругу были просчитаны циклы приложения нагрузок натяжения, и крыша постепенно перераспределяла свой вес на систему вант и пилонов. Нам приходилось приостанавливать работы, в частности, по причине заклинивания вантов в замках. Кроме того, когда достигались критические показатели, стройка останавливалась по требованию ученых и специалистов авторского надзора. С помощью сложных математических расчетов производился пересчет моделей нагрузок. Поэтому процесс натяжки продлился на полтора месяца дольше, чем предусматривалось проектом.

– Стройка – живой организм, и проблемы во взаимодействии с подрядчиками неизбежны. Как вы их решали?
– Действительно, взаимодействие подрядчика с субподрядчиками важно, и иногда приходится, чтобы не сорвать контракт, идти на нестандартные решения. Например, основным подрядчиком по устройству кровли был «Мостоотряд № 19». В марте прошлого года компания объявила себя банкротом и не смогла продолжать работу. Возникла угроза остановки стройки, поскольку связанные договорами с этой компанией субподрядчики и поставщики не хотели рисковать и намеревались свернуть свою деятельность. На принятие решения потребовалось два дня.

Мы как генподрядчики пообещали, что все обязательства по текущим работам выполним своими силами. Около 500 человек, сотрудников «Мостоотряда № 19», работающих на объекте, ввели в наш штат. За месяц был развернут участок № 2, куда влились еще и 12 субподрядных фирм. Пришлось провести расчеты, освидетельствовать объем незавершенки, перевести на «Инжтрансстрой» библиотеку исполнительной документации, выполнить процедуры, связанные с органами Ростехнадзора.

Теперь по факту получается, что «Инжтрансстрой», являясь генподрядчиком, своими силами ведет самые сложные и ответственные работы. Такая схема – большая редкость. К тому же по госконтракту наша компания является еще и проектировщиком и разработчиком рабочей документации.

– Наверняка нашим читателям будет интересно, как технически устроено выдвижное поле и зачем понадобилось такое решение?
– В нашем климате (а наш стадион – самый северный стадион подобного класса) футбольный газон, к качеству которого сейчас предъявляются высокие требования, очень сложно сохранить. К тому же у арены высокие борта чаши, стационарная крыша, отчего инсоляция и освещенность поля минимальны. Чтобы ухаживать за газоном, поле нужно выдвигать.

Система выдвижного поля – это конструкция весом 7000 тонн, что сопоставимо с массой крупного грузового состава. Но при этом она должна двигаться быстро, плавно и безопасно. Главной задачей было минимизировать затраты на передвижение такой массивной конструкции. Последовательно предлагалось несколько инженерных решений. Сначала речь шла о шагающих гидравлических домкратах. Предпринималась и попытка выполнить задачу за счет системы лебедок. Даже поступало предложение сделать плавающее поле.

В ходе работ концепцию поменяли. Систему домкратов было решено поменять на систему электросервоприводов. Потом к ним добавили еще воздушную подушку. Мы герметизируем края поля, выполняем поддув, разгружающий массу поля через систему вентиляторов нагнетания воздуха. В результате нагрузка в 500 кг снижается до 100 кг на кв. м. На перемещение поля уходит около часа. Таким образом, обеспечивается возможность ухода за газоном, пирог которого, высотой в полметра, состоит из стабилизированного специальными волокнами грунта. Для этой же цели поле оснащено системами автоматического подогрева, аэрации, полива и дренажа.

Есть и другая причина внедрения сложной выдвижной системы – двойное назначение объекта. Известно, что стадион будет действовать не только как футбольная арена, но и как спортивно-концертный комплекс. А на футбольном газоне никакие другие мероприятия проводить нельзя

«Фонтанка» узнала подробности планов по переносу медиагородка у стадиона на Крестовском и выкатыванию поля. Половину денег на это добавят федералы, а «Зениту», видимо, придется играть следующей весной с ЦСКА на «Петровском».

"Фонтанка.ру", Сергей Михайличенко

Выкатное поле стадиона на Крестовском снова станет выкатным в конце декабря, город и федеральный центр дождались отмашки от ФИФА. Теперь они на равных вложатся в перенос медиагородка, который мешает газону колоситься на солнце. Повезут поле уже как придется, времени мало. Только в следующем году на нем вновь целиком заменят газон. Неочевидную привилегию сыграть на свежей траве должен получить в мае «СКА-Хабаровск». С московскими же армейцами «Зенит», по данным «Фонтанки», сыграет по старинке - на «Петровском».

Судя по спешке, с решением все-таки затянули. Выездное совещание под руководством замминистра спорта Павла Новикова прошло 18 октября, проектную документацию Комстрой, по информации «Фонтанки», должен был утвердить уже к 24 октября. В свою очередь, АНО «Арена-2018», отвечающее за соблюдение сроков строительства стадионов к чемпионату мира 2018 года, к среде 25 октября должно внести демонтаж и перенос медиагородка в смету. Дальше будет торопиться уже Министерство спорта: через сутки после предоставления всех необходимых документов оно подготовит распоряжение о трансфере из федерального бюджета в петербургский: центр берет на себя половину всех расходов.

Лимиты финансирования пока неизвестны, комитет по строительству должен сформировать их к 3 ноября. Это значит, что дополнительные средства внесут в проект бюджета на следующий год перед вторым чтением, которое пройдет 22 числа. Сейчас на различные мероприятия, связанные со стадионом, в 2018 году отложено 220,3 млн рублей. Однако в ходе нулевых чтений бюджета в качестве доппотребности Комстрой называл еще около 400 млн, в том числе - на перенос медиагородка. Тогда в виде оформленной заявки эти цифры до комитета финансов не дошли, теперь уже никуда не денутся. Ранее разборка и перенос оценивались в сумму от 100 до 200 млн.

Судя по всему, заниматься работами будет СК «Мир». Она этот медиагородок и строила, а с 2014 года занимается отделкой на стадионе. Компания зарегистрирована в Москве, принадлежит сербскому гражданину Слободану Ковачевичу. Именно стадионные подряды стали для предприятия главным источником выручки. Примерно в эти же годы СК «Мир» получила контракты на строительство исторического парка «Россия – моя история» и крытого катка в Стрельне в общей сложности более чем на 2 млрд рублей. К 19 декабря медиагородок разберут и перенесут по частям к шестой автопарковке, слегка сместив к западу, как и «зону телевещателя», куда приезжают передвижные телевизионные станции. Смонтируют его на новом месте к концу января.

Ранее «Фонтанка» уже писала том, что 20 декабря на освободившееся место должно выехать выкатное поле стадиона. Речь идет о тестовом запуске, до 15 января будет время на устранение возможных неполадок. А они очень возможны. Ранее поле ехало только по временной схеме управления, сейчас должна быть запущена штатная. Это, в частности, означает, что система может работать при отказе определенного количества приводов. Но до сих пор не выровнена бетонная плита перед стадионом, по которой должна ехать конструкция весом в 5 тысяч тонн на 400 колесах. Это значит, что исключен «полный цикл», при котором включается воздушная подушка и тем самым втрое снижается нагрузка на опоры. То есть 36 нагнетательных модулей запустят, рев они своими шестью тысячами оборотов в минуту будут создавать внушительный, но воздух будет просачиваться из-под резиновой юбки, расположенной по периметру поля. Источник издания, близкий к строительству, рассказал, что по той же причине требуется дополнительное укрытие смотровой ямы. Она расположена по ходу движения поля, и, если в закрытом положении остается перепад уровней, о герметичности можно забыть.

Показательно, что день тестовой прокатки может быть изменен в связи с погодными условиями. Главная проблема - обледенение. Тягачи просто могут не поехать по скользкой площадке. А если поедут по воде, то при перепаде температур конструкция может примерзнуть, такое уже бывало, отогревали газом. После выкатки поле задвинут обратно.

Тем не менее демонтаж медиагородка - вопрос решенный. Причем не Смольным, который, как в анекдоте, может копать, а может не копать. «Опции, которые мы заложили в наш многофункциональный культурно-спортивный комплекс, должны работать, - говорит вице-губернатор Игорь Албин. - К тому же решение принимали специалисты ФИФА. Мы-то были готовы к любому варианту. Если бы поле приобретало выкатную функцию после чемпионата мира - нас бы и это устраивало». Будущее временных конструкций неясно. Спешка и зимние условия, в которых происходит перенос, заставляют усомниться в том, что медиагородок останется у шестой парковки насовсем.

К тому же капризы «большого брата» из числа международных спортивных организаций никто не отменял. «Мы столкнулись с четырьмя разными стандартами использования стадиона и всего, что к нему прилегает, - рассказывает Албин. - Один, заложенный в проекте; два различных стандарта ФИФА - на Кубок конфедераций и на чемпионат мира; и один зенитовский. Но скоро нас ждет пятый. В 2020 году пройдет чемпионат Европы сразу в 13 городах, в том числе - в Петербурге. Думаю, что до тех пор стадион будет эксплуатироваться по стандартам «Зенита», а к стандарту Кубка Европы мы будем готовить арену вместе». Так что не исключено, что условной «СК «Мир» через три года надо будет еще немного подвинуть медиагородок.

Немного яснее перспективы ближайшей весны. «Зенит» как минимум на один матч будет вынужден вернуться на «Петровский», уже обжитый футбольным клубом «Тосно». По данным «Фонтанки», с 16 апреля должны начать менять газон на стадионе на Крестовском острове для чемпионата мира. 13 мая проведут тестовый матч, после которого поле выкатят со стадиона на солнышко и вернут обратно уже 11 июня для проведения мундиаля. Если посмотреть на расписание чемпионата России, то видно, что прямо перед «сбриванием» старого газона «Зенит» проведет две домашние игры - с «Краснодаром» и «Анжи». После этого в Петербурге у клуба в сезоне остается два матча. 29 апреля с ЦСКА, и эту игру, видимо, придется переносить на «Петровский» («Тосно» в этот день играет в гостях с «Ростовом»). На 13 мая назначена игра со «СКА-Хабаровск» - судя по всему, это и есть тот самый тестовый матч. Пока не известно, как в «Зените» относятся к тому, что, возможно, решающий матч чемпионата придется сыграть на старом стадионе, но к возможному переезду сине-бело-голубые готовились – недаром абонементы на сезон продавались сразу на две арены. Неизвестно, к слову, и как перезимует газон – а уже в феврале, если все пойдет хорошо, продолжать играть в Лиге Европы.

Как ранее сообщала «Фонтанка», изначально в Оргкомитете-2018 предполагали, что временные конструкции у стадиона на Крестовском после Кубка конфедераций разберут, чтобы снова собрать уже к чемпионату мира 2018 года. Затем появилась информация, что их могут оставить до мундиаля. Между тем это означало, что стадион не сможет воспользоваться одним из основных технических преимуществ - выкатным полем. Это пагубно сказывалось на состоянии газона. 22 апреля «Зенит» провел первый матч на новом стадионе, и неудовлетворительное качество газона бросалось в глаза. В итоге клуб сыграл на арене 2 тестовых матча вместо трех, а к Кубку конфедераций газон просто сбрили, постелив рулонный. Сейчас состояние поля вновь ухудшается, во время перерыва на сборные на нем заменили некоторые участки, но целиком стелить новый «рулон» не стали.

Николай Кудин,

Без выкатного поля стоимость стадиона была бы ниже. © Фото «Инжтрансстрой-СПб»

Во время последней проверки стадиона «Зенит-Арена» специалисты FIFA выявили проблемы с выдвижным полем. Оно пружинит, а значит, нормально играть в футбол на нем не получится. Пока инженеры продумывают способы стабилизации «выдвижного поля», «Росбалт» рассказывает, как оно появилось, почему архитектор стадиона был против, и какие еще стадионы могут похвастаться таким ноу-хау.

История выдвижного поля

Стадион-долгострой «Крестовский», стоимость которого ныне оценивается в 42,5 млрд рублей, начали проектировать в 2006 году. Автором проекта стал знаменитый японский архитектор Кисе Курокава. К тому времени он уже построил стадион Оита, а также современные международные аэропорты в Куала-Лумпуре и Астане. Японец предложил создать стадион в форме «летающей тарелки».

Изначально Курокава отказался от идеи строить на арене выдвижное поле. Японский архитектор хотел сэкономить деньги. Ведь осенью 2006 года считалось, что стадион можно будет возвести всего за 250 млн евро. По замыслу архитектора, футбольное поле должно было состоять из множества двухметровых зеленых травяных модулей, которые при необходимости можно было оперативно заменять.

Тем не менее идея выдвижного поля продолжала обсуждаться.

«Не нужно поддаваться моде. „Выдвижение“ не способствует сохранению естественного газона, особенно при наших сложных погодных условиях. Если соглашаться на этот принцип, то только в случае проработки технологий поддержания такого поля в хорошем состоянии», — заявила Матвиенко в конце 2006 года .

«Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим. Надо все взвесить», — заявила Валентина Матвиенко в марте 2007 года.

И все-таки вопрос с выдвижным полем решили обсудить. Решение принимали сразу три вице-губернатора — Александр Вахмистров, Александр Полукеев и Сергей Тарасов. В итоге они дали добро.

Уже через месяц губернатор подвела итог обсуждению.

«Взвесив все за и против, мы посчитали строительство выдвижного поля наиболее правильным вариантом… Конечно, тревога есть, как за любой крупный проект. Но все идет по плану. И, думаю, у нас есть все возможности завершить проект в намеченные сроки. Пусть болельщики начинают готовить для красивого стадиона новые плакаты, новые лозунги».

Тогда же, в апреле 2007 года, решено было ликвидировать скоростную гоночную трассу «Невское кольцо», которая петляла вокруг старого стадиона. С того самого знаменательного визита прошло 9,5 лет.

Шли годы, стадион становился все дороже.

Наконец, в начале ноября 2016 года, выдвижное поле пока не достроенного стадиона увидели инспекторы ФИФА. Попрыгав по газону, они ощутили вибрацию. Оказалось, что ее нормы превышены в семь раз. Следовательно, играть в футбол на профессиональном уровне на таком газоне не возможно.

Заменить выдвижное вибрирующее поле на стационарное федеральные и городские чиновники категорически отказались. Вице-премьер по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко заявил, что о недоделках как раз и можно узнать исключительно опытным путем, то есть проверяя объект в режиме эксплуатации.

«Поле пружинит? Это так подается. Речь идет о вибрационных процессах, но это профессиональный язык. Думаю, все профессионалы понимают, что такая глыба раскачиваться не может? Речь идет о том, что поле на нестабильной основе закатывается в стадион, нужны усиления. Сейчас технические решения будут найдены. Это обычная вещь», — заявил журналистам Мутко.

О наличии плана по устранению вибраций выдвижного поля сообщил и вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин: «По поводу вибрации. Надо войти в проектное положение. В мире всего четыре выкатных поля. План устранения вибрации у нас существует».

Мировой опыт

В мире всего четыре стадиона с выдвижным полем. Подобные инженерные решения имеют место на арене в немецком Гельзенкирхене, голландском Арнеме, американском Финиксе, а также японском Саппоро.

Veltins-Arenа находится в Гельзенкирхене. Там проходят матчи футбольного клуба «Шальке 04», а также соревнования по хоккею. Так, на Veltins-Arena состоялся матч открытия чемпионата мира по хоккею с шайбой 2010 года между сборными Германии и США. На стадионе регулярно проводятся концерты мировых звезд. Вместимость арены — 61 тыс 973 человек. Построена в 2001 году за €191 млн.

Стадион Gelredome расположен в голландском городе Арнем. На нем свои матчи проводит футбольный клуб «Витесс». Арена вмещает до 39 тыс зрителей. Построен в 1998 году за $64 млн.

University of Phoenix Stadium расположен в пригороде американского Финикса в городке Глендейл. Хозяином арены считается команда по «американскому футболу» «Аризона Кардиналс». Строительство спортивного сооружения заняло три года. Торжественное открытие стадиона, вмещающего 63 тыс. 400 человек, состоялось 1 августа 2006 года. На постройку потратили $455 млн.

Стадион «Саппоро Доум» расположен в японском городе Саппоро. Здесь проводит свои матчи футбольный клуб «Консадоле Саппоро» и бейсбольная команда «Хоккайдо Ниппон-Хам Файтерс». Максимальная вместимость стадиона составляет 53 тыс. 796 человек. Открыт в 2001 году, стоимость строительства — $400 млн.

Мнения специалистов

Эксперт в области строительства спортивных сооружений, главный специалист «Росинжиниринга» Антон Нефагин:

«Надо понимать, что футбольное поле можно использовать ограниченное число раз. За ним нужно ухаживать: поливать, заниматься стрижкой травы, работать с освещением и прочее. На стадионе „Зенит-Арена“ решили выкатывать поле на естественное освещение. На мой взгляд, в наших широтах это неоправданное решение. Гораздо проще было бы регулярно производить замену газона на стационарном поле.

Если делать многофункциональную арену, на которой можно было бы проводить концерты и шоу, то надо позаботиться о том, чтобы в футбол можно было играть в другом месте. Например, Stade de France в пригороде Парижа — это супермногофункциональная арена, на которой проводятся даже авторалли, мотогонки и конные скачки. Но футбольного поля как такового на этом стадионе нет. Каждый раз перед центральными футбольными матчами его укладывают заново.

Указывалось, что на то, чтобы закатить и выкатить футбольное поле, нужно потратить $25 тыс. Но одно дело, когда выкатка происходит в строительных условиях, а другое — в спортивных. Думаю, что поле на Крестовском все-таки будет выкатываться только „по большим праздникам“.

Возьмем „Ледовый дворец“, в котором играет хоккейный СКА. Когда в „Ледовом“ проходят концерты, СКА отправляется играть в „Юбилейный“. Концерты для „Ледового дворца“ в приоритете, потому что на них можно заработать. Новый же стадион строится именно для „Зенита“. Чтобы провести концерт, требуется не просто убрать поле, но и собрать всю инфраструктуру. А на это уходит не два и не три дня. Видимо, поле будут убирать летом в футбольное межсезонье. Практика показывает, что для ухода за газоном российские стадионы приглашают иностранного специалиста-агронома. А он уже подбирает помощников из местных, у которых есть необходимый опыт.

Что касается проблемы вибрации на „Зенит-Арене“, то здесь много раздуто нашими СМИ. У ФИФА есть стандартные тесты, которые были проведены. На поле кидали грузик, чтобы измерить поглощение удара. В итоге уровень поглощения удара оказался низким. Думаю, что причиной этого стала „подушка“ или „пирог“, то есть то, что лежит непосредственно под верхним слоем, под газоном. Были минусовые температуры. Возможно, свою роль сыграл природный фактор, „подушка“ подмерзла. А возможно, были оплошности при укладке верхнего слоя».

Доктор геолого-минералогических наук, эксперт в строительстве, эксперт по вопросам почвы и сооружений Алексей Шашкин:

«Всегда надо говорить на понятном языке, в том числе когда речь ведется о вибрации. Когда мы говорим о вибрациях в спальных районах, то есть определенные нормы, которые ее ограничивают. Они строго прописаны в ГОСТах. Есть промышленная вибрация — вибропогружение шпунта и свай. В ней тоже свои параметры. Что касается вибрации выкатного поля на стадионе, то у нас нет ни критериев, ни методик. Надо исходить и из целей. Когда начинали строить стадион, то сколько стоил баррель нефти? Он стремился к своему максимуму. Поэтому и решили, а почему бы в Петербурге не быть выкатному полю. Сегодня, в кризис, наверное, приняли бы другое решение. Это все бодание на проектирование. Власти говорят: нам нужен стадион на котором можно было бы играть в футбол на живой траве и проводить концерты, обеспечьте условия. Выкатное поле в лучшей степени это обеспечивает. Я видел, как выкатывается поле. Процесс занимает несколько минут и выглядит очень эффектно».

Александр Калинин