Похудение

Особенности правового регулирования охоты и рыболовства. Правовое регулирование охоты и рыболовства

Статья 41 Закона РФ «О животном мире» определяет перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Такой перечень составляется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством РФ. Ранее были изданы такие нормативные документы как: Положение об охоте и охотничьим хозяйстве РСФСР, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. (послед, с изм. и доп.) , Типовые правила охоты в РСФСР (1974 г.) , в Положении, утвержденном Министерством сельского хозяйства от 4 января 2001 г., определен порядок выдачи именных разовых лицензий на использование объектов охоты, изъятие которых из среды их обитания разрешается без лицензии .

Понятие охоты не дается в законодательстве о животном мире, хотя охота - это старейший вид пользования животным миром. В системе законодательства ему отводится довольно значительное место. Значительный объем нормативного материала в этой области принимается субъектами РФ и органами местного самоуправления. Как правило, они регулирует сроки охоты на определенной территории, устанавливают плату, решают другие вопросы организации и контроля в области ведения охоты.

В Законе РФ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 23.06.2016) в п. 5 ст. 1 охота определяется как деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой .

Охотой признается также изъятие диких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различных формах (отстрел, вылов, загон и т.д.), живыми или умерщвленными, для целей употребления (питания, использования шкур, жира и т.д.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях. Право на охоту разрешается в особом административном порядке.

В соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты: 1) промысловая охота; 2) любительская и спортивная охота; 3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; 5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

  • 6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
  • 7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 12 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ.

Можно говорить об активной и пассивной охоте. Когда используются охотничьи ружья либо идет выслеживание добычи - это активная охота. Пассивная охота осуществляется с помощью капканов, сетей, иных спе-циально устроенных средств добычи. Промысловая направлена на добычу продукции (пушнины, мяса и т.п.). При промысловой охоте животных убивают для получения прибыли от продажи их шкур, мяса и т.д. Промысловая охота - это средство существования, и она также подразумевает отлов животных для обеспечения достаточного количества пищи, необходимой для выживания населения традиционно проживающих на территориях добычи животных.

Спортивная охота осуществляется с целью удовлетворения эстетических потребностей граждан. Любительская охота создается для удовлетворения интересов граждан, занимающихся охотой. Оба вида охоты - это свое-образный отдых человека. Несмотря на урегулирование промысловой и спортивной охоты, оба вида представляют определенную опасность для отдельных видов животных.

В наши дни спортивная и промысловая охота, распространенная по всему миру, представляет угрозу для многих видов крупных животных (изюбрь, уссурийский тигр, снежный барс и др.). Неудивительно, что бенгальский тигр (Индия, Непал) стал исчезать с тех пор, как шубы из его шкуры стали продаваться в Токио за 100 тыс. долларов. На носорогов охотятся из - за рога, а на слонов - из-за бивней.

Африканский слон может быть уничтожен всего за 10 лет, если не остановить браконьерство . В будущем промысловая охота в России будет ограничена либо вообще запрещена. Этому свидетельство - исчезновение многообразных видов животных, которые ранее обитали в больших количествах. Тем не менее, право на промысловую охоту не отменено, поэтому следует дать характеристику этому виду деятельности человека.

Само определение охотника дается в ст. 20 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, в котором охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержаться в государственном охот хозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно прибывающий в Российской Федерации заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

Охотник должен иметь: 1) охотничий билет; 2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном федеральным законом «Об оружии», за исключением случаев осуществление охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с настоящим законом к охотничьему оружию.

Охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (охотминимум). Важно отметить, что охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территорий его действия, имеет учетную серию и номер.

Охотничий билет подлежит регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственном охотхо- зяйственном реестре в течение месяца со дня выдачи охотничьего билета. Более подробно виды охоты определяются в статьях Закона: охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ст. 15); охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов (ст. 16); охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (ст. 17); охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (ст. 18); охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (ст. 19). Как вытекает из содержания нового закона виды охоты довольно широко представлены. Новое законодательство закрепило новые правила охоты (ст. 23), которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти (Минсельхоз РФ).

Таким образом, правом на охоту с огнестрельным оружием имеют все граждане России, достигшие 18-летнего возраста, состоящие членом общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользованием животным миром. В тех районах, где такими правилами наделены охотники, заключившие договоры с заготовительными организациями на добычу и сдачу охотничьей продукции, штатные охотники заготконторы, охотники северных хозяйств, охотники, выделенные колхозами, а также штатные охотники промыслово-охотничьих хозяйств, им разрешается добыча диких животных с 14-летнего возраста, независимо от вступления в общество охотников. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира, в определенном месте и на конкретный срок, либо охотничьим билетом. Охотой без надлежащего разрешения признается охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; безлицензионная охота на птиц и зверей, (охота на некоторые виды животных разрешена только по лицензиям); охота без договора с заготовительными охотничье-промысловыми организациями на сдачу мяса и пушнины.

Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющиеся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке. Так, охота на лося, оленя, марала, косулю, кабана и разрешается лишь при наличии лицензии, выдаваемой по форме, установленной специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а охота на лицензионные виды пушных зверей (соболь, горностай, куница и т.д.) разрешается только на основании договора охотников с заготовительной организацией или при наличии наряда - задания (для штатных охотников заготконторы и специальных хозяйствующих субъектов).

Охота в охотничьих угодьях, закрепленных за государственными, кооперативными, общественными организациями (объединениями), индивидуальными предпринимателями и иными хозяйствующими субъектами разрешается только при наличии путевки или письменного разрешения администрации охотхозяйства. Следует отметить, что охота сверх установленной правилами договора или лицензии нормы, либо охота на те породы, на добычу которых не выдано разрешение, также считается охотой без разрешения.

Для правильного понимания браконьерства нужно обратиться к ст. 258 УК РФ, в которой характеризуется предмет преступления, признающийся в качестве диких зверей и птиц, обитающих в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенных на свободу в целях разведения, независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся. Поскольку браконьеры не всегда несут юридическую ответственность за свои деяния, то естественно, браконьерство ведется в запрещенных для охоты местах, как заповедники, заказники, зеленые зоны на территориях промышленных предприятий, транспортных путей, а также других местах, запрещенных соответствующими актами.

Перечень запрещенных орудий и способов охоты также указывается в правилах охоты, к ним относятся следующие: оружие военного и спортивного образца, применение сетей, добывание животных, находящихся в бедственном состоянии и т.д.

Методика исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания утверждается Мин- пророды России.

Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод утверждены Приказом Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» .

Судам следует иметь в виду, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция составляет не основательное обогащение добывшего их лица (ст. 1102 ГК РФ). Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания (п. 45 Постановление Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21).

Возможно и полное запрещение охоты. Это связано с тем, что животные представляют определенную ценность. В этих случаях все виды охоты в любое время года запрещены. Перечень таких редких и исчезающих животных приводится в Правилах охоты.

В заповедниках как эталон природы охраняется весь природный комплекс, а именно уникальные звери, птицы и растения, поэтому незаконная охота в них может привести к уничтожению ценных видов животного мира, утрате человечеством бесценного генофонда. Иначе говоря, все виды хозяйственной деятельности и любая охота в заповедниках запрещены.

Характеризуя вопросы рыболовства и охраны рыбных запасов и морепродуктов, следует сказать, что под рыболовством и добычей водных животных понимается процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из водной среды животных. Рыболовство - это отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром .

Обычно различают следующие виды рыболовства: для нужд населения и хозяйственных нужд, спортивное рыболовство, любительская рыбная ловля. Осуществляется рыболовство различными способами: с помощью судов, стационарных орудий, удочек-спиннингов, сетями и другими способами.

В соответствии со ст. 42 Закона «О животном мире» отношения в области регулирования рыболовства и охраны беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными актами РФ, а также законами и иными нормативными актами субъектов Федерации. Важными правовыми документами в регулировании рыболовства и охране рыбных ресурсов являются постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов», которым устанавливается порядок ежегодного утверждения общих объемов квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Приказ Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. № 660 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, порядка и срока их рассмотрения», которые являются документом, и разрешается осуществлять рыболовство в указанных местах. Следует отметить, что определенные Правила рыболовства содержатся также в актах международного права, в том числе заключенных Россией на основе двусторонних и многосторонних соглашений. Всякое рыболовство осуществляется на основе лицензии.

Лицензия является тем документом, на основе которого разрешается осуществление видов деятельности в течение определенного срока. Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству (квоты), ранее утверждался Минприроды РФ. В настоящее время вопросы о предоставлении квот рыбохозяйственным организациям определены Федеральным законом РФ от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ (ред. 03.07.2016) «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов». В законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» даются основные понятия терминологии отношений по рыболовству и сохранении биологических ресурсов, определены права на водные биоресурсы, объекты рыболовства, сохранение водных биоресурсов и среды обитания водных ресурсов, разрешение споров в области рыболовства и ответственность за совершение правонарушений в этой области отношений. Представляется, что этот закон будет способствовать развитию рыбопромысловой промышленности и сохранению водных биоресурсов страны.

Право на добывание водных биоресурсов осуществляется как юридическими лицами, так и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, либо органом исполнительной власти субъектов РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Лицензия на промышленное (промысловое) рыболовство обязательна для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, дающих право на промысел водных био-ресурсов. Право на бесплатный любительский лов рыбы и добычу водных ресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах общего пользования. Граждане имеют право по лицензиям осуществлять добычу рыбных ресурсов. В лицензии указывается количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки и иные условия.

Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: Норма, 2001.С. 198.


Охота - один из основных видов специального использования животного мира, который удовлетворяет материальные, рекреаци­онные и прочие потребности граждан и хозяйств. Правовая регла­ментация складывающихся в этой области общественных отноше­ний основывается на Законе Украины от 22 февраля 2000 года «Об охотничьем хозяйстве и охоте» , х соответствующих Постановлениях Кабинета Министров, нормативных актах Министерства охраны окружающей природной среды (Минприроды) и Государственного комитета лесного хозяйства (Госкомлесхоза) Украины. Госкомлес-хоз законодательно определен специально уполномоченным госу­дарственным органом в области ведения охотничьего хозяйства.

Охотой считается добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к объектам охоты и находятся в состоянии естественной свободы или полувольных условиях в границах охотничьих угодий. Охотничьи угодья - это участки земной поверхности (территории и акватории), которые являются средой пребывания диких живот­ных и где возможно их добывание. Особенность охотничьих угодий как правовой категории состоит в том, что они не образовывают самостоятельного природного объекта, как земля, недра, воды, леса. Охотничьи угодья отображают лишь особые функциональные свойства естественных объектов - быть средой пребывания диких животных. Если на определенных площадях находятся звери и птицы, но устанавливается постоянный запрет на их добывание, то это исключает эти площади из состава охотничьих угодий, по­скольку не достигается основная цель ведения охотничьего хозяй­ства - получение определенных материальных ценностей, продук­ции охотничьего хозяйства. Поэтому не считаются охотничьими угодьями территории и акватории, функциональное назначение которых несовместимо с таким видом специального использования животного мира как охота 2 . К ним относятся:

1 СП Украины.- 1996.- №16.- Ст.397.

2 В.С. Шахов. Право пользования охотничьими угодьями.- К., 1993.

С целью охраны животного мира и его воспроизводства местные государственные администрации или охотничьи хозяйства могут временно ограничивать или прекращать осуществление охоты на определенной площади угодий. Однако, учитывая временность запрета охоты, такие угодья не теряют статуса охотничьих.

В Украине площадь охотничьих угодий составляет около 50 млн гектаров. Основной организационно-правовой формой их исполь­зования является предоставление угодий в платное пользование охотничьим обществам и хозяйствам, юридическим лицам, устав­ной правоспособностью которых предусмотрено ведение охотничь­его хозяйства. Преимущественное право на пользование угодьями имеют собственники и постоянные пользователи земельными уча­стками (при условии соблюдения вышеприведенного условия), а также предыдущие пользователи охотничьих угодий.

Угодья предоставляются областными советами по представлению органов управления лесным и охотничьим хозяйством, согласован­ным с соответствующими органами, на срок не меньше 15 лет. Предоставление угодий оформляется путем заключения между пользователем и местными органами лесного хозяйства договора, который должен соответствовать его Типовой форме, утвержденной Госкомлесхозом 12 декабря 1996 года. В договоре определяются границы закрепленных угодий, сроки пользования ими, перечень обязательных мероприятий, направленных на рациональное ис­пользование и охрану охотничьего фонда животных, права и обя­занности сторон, их ответственность.

Правовое значение распределения охотничьих угодий состоит в том, что ведение охотничьего хозяйства осуществляется только их пользователями. Поэтому осуществление права охоты в охотничьих угодьях, по общему правилу, невозможно без получения на это со­гласия или согласования пользователя, который имеет законодатель­но закрепленноэ и соответственно оформленное право на использо­вание охотничьих животных в границах своих охотничьих угодий.

Объектом охоты выступает государственный охотничий фонд, то есть дикие звери и птицы, которые находятся в охотничьих уго­дьях в состоянии естественной свободы или полувольных условиях. В соответствии с национальным законодательством животный мир составляет самостоятельный природный объект и не является эле­ментом среды его пребывания, как считается в некоторых странах. Поэтому не имеет правового значения, в чьей собственности или пользовании находится территория или акватория, на которой на­ходятся животные. Собственники или пользователи земельными, лесными участками или водными площадями должны получать право на специальное использование объектов животного мира на общих основаниях.

Охотой считаются непосредственные действия охотника, направ­ленные на добывание диких зверей и птиц, которые отнесены к госу­дарственному охотничьему фонду и находятся в охотничьих угодьях. К действиям, которые создают процесс добывания животных, отно­сятся их отыскивание (выслеживание, выявление), преследование или подманивание и собственно добывание (отстрел, отлов). К охоте приравнивается пребывание лиц в охотничьих угодьях с охотничь­ими собаками, стрелковым оружием и другими орудиями добывания животных или с добытой охотничьей продукцией.

Право охоты в охотничьих угодьях имеют граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и получили соответствующие документы, удостоверяющие это право.

Право на охоту удостоверяется следующими документами, на­личие которых для охотника является обязательным:


  • удостоверение охотника, которое выдается органами Госком-лесхоза Украины после проверки у гражданина необходимого ми­нимума знаний по охотничьему делу;

  • ежегодная контрольная карточка учета добытой дичи и на­рушений правил охоты.

(Эти документы выдаются после уплаты в установленном поряд­ке и размере государственной пошлины и соответствующего сбора за их выдачу);


  • при наличии огнестрельного охотничьего оружия - разреше­ние органов внутренних дел на право пользования им;

  • при использовании охотничьих собак, ловчих зверей и птиц - соответствующий паспорт на них;

  • охотники-члены общественных охотничьих организаций (Ук­раинского общества охотников и рыболовов, Общества охотников и рыболовов Вооруженных Сил Украины, Общества «Динамо») - членские билеты;

  • специальное разрешение на добывание охотничьих животных. Формы таких разрешений и органы, которые их выдают, существен­но отличаются в зависимости от того, к какой категории охотничье­го фонда отнесены те или другие дикие звери и птицы.

С учетом тождества правового режима охраны и использования объектов государственного охотничьего фонда возможно выделение нескольких таких категорий:

1.
Звери и птицы, отнесенные к охотничьим видам, но добывание которых, по общему правилу, запрещается. Это, в первую очередь, животные, которые занесены в Красную книгу Украины или те, которые находятся в границах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также мало распростра­ненные и ценные звери - выдра, барсук и др. Добывание их осу­ществляется в исключительных случаях для научных и селекцион­ных целей по специальным разрешениям Минприроды Украины.

2.
Парнокопытные животные (лоси, олени, лани, кабаны, муф­лоны, косули) и медведи, использование которых осуществляется в особом лицензионном порядке их добывания на основании лими­тов, утвержденных Минприроды для каждой области. Областные органы лесного хозяйства распределяют лицензии среди пользова­телей охотничьих угодий в соответствии с их планами добывания, на основании которых и утверждались лимиты. Пользователи, в свою очередь, предоставляют лицензии одному или нескольким охотникам за плату, размер которой определяется Госкомлесхозом Украины и составляет от 0,6 (косуля) до 2,5 (лось) не облагаемых налогами минимумов доходов граждан.

Лицензия - это именной официальный документ, который удо­стоверяет право охотника на добывание одной особи животного и где отмечается период ее действия (как правило, световой день), место и способ охоты. После охоты лицензия возвращается органу, который ее выдал. Если зверь не был добыт или охота не проводилась не по вине пользователя угодьями, лицензия утрачивает силу и ее стоимость не возмещается ".

3. Охота на наиболее ценных видов пушных зверей (бобра, сурка,
белку, куниц, норку и др.) проводится по индивидуальным разреше­
ниям-лицензиям, которые выдаются областными органами лесного
хозяйства.

Охота на менее ценных пушных зверей (енотовидную собаку, лисицу, зайца-русака и др.) осуществляется на основании разреше­ния пользователя охотничьих угодий, документальной формой которого является отстрелочная карточка.

4. Добывание пернатой дичи (дикие утки, гуси, кулики, фазаны,
перепела и др.) осуществляется по разрешениям пользователя охот­
ничьих угодий с получением отстрелочной карточки, как и в пред­
шествующем случае, но другой формы. С целью уменьшения потерь

1 1нструквдя про порядок видач1 лщензш на добування мисливських тварин та порядок здшснення полювання на цих тварин затверджена на­казом Держкомл1сгоспу Украши В1д 14.03.2001 р. // Офщшний В1сник Украши.- 2001.- № 4711. - Ст. 476.

дичи разрешения выдаются преимущественно охотникам, которые имеют собак охотничьих пород.

5. Вредные звери и птицы (волки, лисицы, серые вороны, сороки, одичавшие собаки и коты и др.) служат причиной значительного вреда охотничьему хозяйству. Поэтому охотникам разрешается их истреблять во время охоты на других охотничьих животных, а в неразрешенное для охоты время или в запрещенных местах отстрел и отлов волков и лисиц осуществляется охотниками по разрешени­ям областных органов лесного хозяйства.

С целью рационального использования, охраны и обеспечения воспроизводства ресурсов охотничьего хозяйства законодательством устанавливается ряд ограничений и запретов относительно времени, средств охоты, количества добытой продукции и т.п. Так охота на охотничьих зверей и птиц может вестись преимущественно осенью и зимой в предельные сроки, определенные Законом Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте». Ежегодно Госкомлесхоз Украины по согласованию с Минприроды определяет начало и окончание охот­ничьего сезона по областям и категориям охотничьего фонда в за­висимости от климатических условий года и наличия дичи. Охота на протяжении охотничьего сезона может проводиться во все дни не­дели, в определенных случаях - только в субботу и воскресенье.

Госкомлесхозом Украины и областными органами лесного хо­зяйства устанавливаются нормы отстрела зверей и птиц на одного охотника задень охоты. Охотник, который добыл зверя или птицу, обязан на месте добывания внести в контрольную карточку добытой дичи соответствующую отметку, отсутствие которой означает грубое нарушение правил охоты.

Законодательство запрещает применение общеопасных или ис­требительных орудий и средств охоты, например, взрывчатки, не­охотничьего огнестрельного оружия, использование автомотран-спортных средств, яда, ловушек и т.п.

Охота без надлежащих охотничьих документов в запрещенных местах, в ненадлежащее время запрещенными средствами и ору­диями и нарушение других установленных правил добывания охотничьих зверей и птиц квалифицируется как незаконная охота (браконьерство), которое влечет юридическую ответственность ви­новных лиц.

Охота - выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту. Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных , отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. В соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ 1995, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.

Виды охоты:

1) Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйствами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).

2) Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)

Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат:

Охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;

Путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сроков их отстрела(отлова) и места охоты.

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел. Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена . Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», типовыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.

К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для выслеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты:

Ведущих к массовому истреблению животных;

Опасных для окружающей среды;

Охота является одним из основных видов пользования животным миром и представляет собой промысловое добывание диких зверей и птиц в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.

Виды охоты:

активная – с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи;

пассивная – с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств добычи;

промысловая – для получения продукции (пушнины, мяса и др.);

спортивная (любительская) .

Осуществление охоты происходит в особом разрешительном порядке.

Правовой основой регулирования охоты является Федеральный закон «О животном мире», ряд постановлений Правительства РФ, ведомственные нормативные акты МПР России и Минсельхоза РФ, иных ведомств, а также нормативные материалы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Данным нормативным материалом регулируются сроки охоты, выделяются территории для нее, устанавливается плата, решаются другие вопросы организации и контроля, в том числе информируется население о предоставляемых разрешениях или вводимых по видовому, количественному, временному, территориальному и другим признакам ограничениях.

В соответствии с действующим законодательством право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями либо охотничьими билетами.

Право на спортивно-любительскую охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты (охотничьим билетом). Лицензия выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний по охотничьему минимуму. Указанный вид охоты может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по охотничьему минимуму, уплатившими государственную пошлину в установленном размере, имеющими разрешение на хранение и ношение оружия.

Промысловая охота осуществляется при заключении договоров с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Право на этот вид охоты могут получить граждане с 14-летнего возраста после уплаты государственной пошлины. Членство в охотничьем обществе не обязательно.

Российским законодательством установлена уголовная ответственность для лиц , осуществляющих незаконную охоту (браконьерство), – не имеющих разрешения на охоту, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, за добычу животных с нарушением условий лицензии и др.

Для граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединениям, чье существование и доходы основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, устанавливаются специальные правила в отношении прав на охоту.

охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;

охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с фед. законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом "об охоте и сохранении охотничьих ресурсов", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица.

Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях (охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).

Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

Физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся:

1) млекопитающие:

а) копытные животные - кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козел, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;

б) медведи;

в) пушные животные - волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полевка;

2) птицы - гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации,

Охотник должен иметь:

1) охотничий билет;



2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.


63. Ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административка: Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Уголовка: Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов, Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, Незаконная охота, Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


64. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.

·отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

·обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

·размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

·хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

·захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом "об отходах пр-ва и потребл-я", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

·охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

·комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

·доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

·участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами


65. Понятие и виды особо охраняемых природных объектов.

Пр. регул. - ФЗ "Об особо охраняемых прир-х терр-ях". (особо охран. прир. терр. далее - ООПТ)

ООПТ - участки земли, водной поверхности и возд. простр-во над ними, где располаг-ся прир. комплексы и О-кты, имеющие природоохранное, национальное и иное знач-е.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ООПТ нах-ся в фед. собств-сти, собств-сти С-ктов РФ и в нац. собств-сти.

В фед. собств-сти нах-ся заповедники и нац. парки. В собств-сти С-ктов - прир. парки, заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В мун. собств-сти - лечебно-оздоровительные местности и курорты.


66. Правовой режим государственных природных заповедников.

Гос-ные прир. заповедники созд-ся в форме учреждений. Реш-е о созд. заповедника приним-ся Прав-вом РФ

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Им-во заповедника явл-ся фед-ной собств-стью: здания, сооруж-я и иные О-кты, закреплённые за заповедником принадлежат ему на пр. опер. управл-я. Зем. участки предоставл-ся на праве пост-го бессрочного польз-я. на терр. заповедника запрещ-ся любая хоз. деят-сть.


67. Правовой режим государственных природных заказников.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники - не юры. Учитывая, что заказники мб фед-го или регионального знач-я, то реш-е об их создании приним-ся либо прав-вом, либо исп-ным органом С-кта. Для управл-я заказником созд-ся администрации, кот-е нах-ся в ведении либо органа фед-го экол-го контроля, либо органа регионального экол-го контроля.Зем. участки, кот-е подпадают под терр. заказника, могут изыматься у собственников, землевладельцев, землепользователей, а могут не изыматься.

Заказники могут иметь различный профиль и создаваться для различных целей. Они мб комплексными, т.е. создав-ся для сохран-я и восстановл-я всех прир-х комплексов и ландшафта, нах-ся на терр. заказника, биологическими - т.е. предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, палеонтологическими - т.е. предназначенными для сохран-я особо ценных водных О-ктов.

На терр РТ создано 25 гос-ных природных заказников.


68. Правовой режим национальных и природных парков.

Нац. парки созд-ся в форме учреждений. Предназначены для выполнения природоохранительных просветительских и культурных целей. В РТ 1 нац парк нижняя кама (в реке елабуги)

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Особенность нац. парка заключ-ся в выделении на его терр. различных функциональных зон. В частности:

Заповедная зона (запрещ-ся любая хоз. деят-сть)

Зона познавательного туризма (предназнач. для экол. просвещ-я и знакомства с прир. достопримеч. нац. парка)

Рекреац. зона (предназнач. для отдыха посетителей)

Хозяйственная зона (осущ. хоз. деят-сти, необходимой для функционирования нац. парка)

Экол. контроль осущ. фед. служба по надз. в сфере природопольз-я.

68. Прир. парки:

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

Реш-е о созд. прир. парка приним-ся орг-м исп. власти С-кта. Им-во прир-го парка явл-ся собств-стью С-кта, а парку оно принадлеж. на пр. опер. управл-я. Зем уч. - на пр. пост-го бессрочного польз-я.

На природные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Экол. контроль осущ. исп. орган С-кта (в РТ - мин-во экол. и прир-х рес-сов РТ).


69. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и зеленых зон.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Реш-е об их создании принимает Пр-во, высш. орг. исп. вл. С-кта, ОМС.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

По ЭК РТ: "Вокруг городов и других населенных пунктов образуются зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических, рекреационных функций"