Упражнения

Картотека физминуток.docx - Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам. Физминутка про овощи для детей Музыкальные физкультминутки по теме одежда и обувь

Физминутки и пальчиковы е гимнастики.

Се нтябрь

1 неделя Детский сад”

Физминутка “Детский сад”

Сначала буду маленьким , (Присесть)

К коленочкам прижмусь. (Обнять коленки )

Потом я вырасту большим, (Встать)

До лампы дотянусь. (Руки вверх)

Пальчиковая гимнастика «Наша группа». .

В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о

друга)

Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика )

Это Саша,

Это Даша.

2 неделя Игрушки

Физминутка «Буратиио»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Буратино – потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы…»

3 неделя “Огород. Овощи”

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором )

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят» )

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук )

Физминутка «Овощи»

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)

Дети овощи учили : (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши)

4 неделя ” Сад. Фрукты. Ягоды”

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами».

(Загибаем поочерёдно пальцы)

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Физминутка “Яблочко”

Н а носочки я встаю, Поднятся на носки Яблочко я достаю, Руки вверх С яблочком бегу домой, Бег на месте Мамочке подарок мой! Хлопки в ладоши

Октябрь

1 неделя ” Ранняя осень”

Физминутка «Осенью»

Поднимай повыше ноги.

Пальчиковая гимнастика “Дождик”

Дождик, дождик Стучи пальчиками поочерёдно Целый деньБарабанит в стекла.Вся земля, Сжимаем и разжимаем кулачки Вся земляОт воды размокла…

2 неделя “Осенняя одежда, обувь, головные уборы”

Физминутка «Сапожки».

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Прыжки на месте

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

3 неделя “Лес (деревья, грибы, ягоды)”

Физмннутка «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише – (постепенное приседание )

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

4 неделя “Семья. Части тела”

Пальчиковая гимнастика “ Моя семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка,

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья

Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Физминутка «Части тела »

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают )

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх )

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом. (покружиться на месте)

Ноябрь

1 неделя “Домашние птицы и их птенцы”

Физминутка “Как у наших у ворот”

К ак у наших у ворот Ходьба на месте Петух зернышки клюет, Прыжки на месте Петух зернышки клюет,К себе курочек зовет. Хлопки в ладоши

Пальчиковая гимнастика “Как-то летним вечерком”

Как-то летним вечерком Сжимаем и разжимаем кулачки Утята стаей шли гуськом. Шли они на пруд купаться, Хлопки в ладоши Порезвиться, поплескаться. Первый среди них - вожак. Загибаем пальчики Идет гордо: «Кря-кря-кряк!»У трех других утят Спинки желтые блестят. А последний поотстал.Очевидно, он устал.Из травы высокой вдруг,Вызвав у утят испуг, Еще двое выбегают, Место в стае занимают. Ну-ка быстро сосчитаем: Сжимаем и разжимаем кулачки Сколько было утят в стае?

2 неделя “Домашние животные и их детеныши”

Физминутка “Конь”

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду – полечу, (подскоки на месте)

Цок – цок – цок,

Цок – цок – цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте )

Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику

Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, на

каждое

Масла, простоквашки, название молочного продукта .

Молока для кашки. Снова «доят».

Всем дает здоровье

Физминутка на тему «Одежда» предназначена для организации минутки здоровья на уроке у детей в детском саду.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей средней и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.

Физминутка головные уборы

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)
Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)

Физкультминутка про одежду

Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)
Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)

Физминутка «Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок. (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко, (показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу. (махи ладонями)
Утюгом туда — сюда (гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем (хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем. (ладони под голову, «спим»).

Одежда

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Физминутка про обувь

Нарядили ножки в новые сапожки, (Выставляем носочки поочерёдно)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. (Ходьба на месте)
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, (Топот на месте)
В грязь не заходите, сапожки не рвите. (Прыжки на месте)

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

(Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.
(Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками)

Анастасия Смородина
Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам осеннего периода

Физминутки для дошкольников – обязательная составляющая любой образовательной деятельности как в детском учреждении, так и дома. Они представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания.

СЕНТЯБРЬ

Тема: "Детский сад"

Физминутка "Детский сад"

Сначала буду маленьким, Присесть.

К коленочкам прижмусь. Обнять коленки.

Потом я вырасту большим, Встать.

До лампы дотянусь. Руки вверх.

Пальчиковая гимнастика "Наша группа"

В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками друг о друга

Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика

Это Саша,

Это Даша.

Тема: "Мои друзья"

Физминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. Дети делают плавательные движения руками.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим Ритмично стучат кулочками по столу

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Разжимают кулочки, начиная с мизинчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Тема: "Моя семья"

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке

[b]Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Этот пальчик - дедушка, Руку сжать в кулак,

Этот пальчик - бабушка, поочередно разжимать пальцы,

Этот пальчик - папочка, начиная с большого.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Тема: "Я человек"

Физминутка «Большой-маленький»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену

А вторые догонять.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,

движения средних пальцев в быстром темпе

А четвертые пешком,

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям.

Пятый пальчик поскакал,

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам

И в конце пути упал.

Хлопок обеими ладонями по коленям

ОКТЯБРЬ

Тема: "Здоровье"

Физминутка «Отдых наш – физкультминутка»

Отдых наш - физкультминутка. Шагают на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.

Много нас, а он один. Згибание пальчиков, начиная с большего.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа, Бросательное движение правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. Сжимают кулаки и прижимают из к груди.

Он сердит на нас беда!

Разбегайтесь кто куда! Бегут пальцы по столу.

Тема: "Сад-огород"

Физминутка «На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. потягивания-руки в стороны

Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. приседания

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. потягивания - руки в стороны

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. потягивания - руки вперёд

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. дети садятся

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Загибаем поочерёдно пальцы

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Тема: "Хлеб"

Физминутка «Растим хлеб»

Дети идут по кругу выполняя движения по тексту

А мы пашенку пахали

Глубокие борозды махали

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем посеваем

Зерно в пашенку бросаем

В землю тёплую уйдите

К солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали, на межу клали

В поле стогами, на стол пирогами.

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»

К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатие.

Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с

Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.

Рад, Серёжа!

Рад, Снежана!

Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.

Может, коржик? Показать раскрытые ладони.

Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку, Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки,

Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,

С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнутл кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

[b]Тема: "Золотая осень"

Физминутка «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки,

Начал капать дождь колючий. поднимают вверх руки.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Ходьба на месте, высоко поднимая

Поднимай повыше ноги. колени.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять Пробегают пальчиками по бедрам к коленям

Стали листья собирать: Поочередно прикасаются подушечками пальцев,

Красный листик, желтый начиная с указательного к большому .

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.

Пять! Поднимают вверх одну руку,

С листьями осенними Широко раздвинув пальцы.

Будем мы играть.

НОЯБРЬ

Тема: "Мебель"

Физминутка «Мебель»

На кровати можно спать,

руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху

Стулья, стол – переставлять.

руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки

В шкаф я книги буду ставить,

поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз

Кресла буду застилать.

руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх

С полки буду пыль стирать,

правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью

Тумбу – в чистоте держать.

левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди

И скажу вам без прикрас,

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв

Эта мебель – просто класс!

большие пальцы вверх

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку. на обеих руках,

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Тема: "Материалы и их свойства" (по 3 варианта)

Физминутка «Точим нож!»

Точим, Точим, Точим нож! Дети имитируют движения точильщика.

Будет очень Он хорош. проводят ладонью правой руки взад-вперед

Будет резать он Припасы: по ладони левой с переворотом.

Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Те же движения, но уже ладонью левой руки

Помидоры, Огурцы. проводят по правой, также с переворотом.

Угощайтесь, Молодцы! Четыре хлопка.

Физминутка «Оловянный солдатик стойкий»

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, Стоим на правой ноге.

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади! Шагаем на месте.

А теперь постой на левой, Стоим на левой ноге.

Если ты солдатик смелый. Прыжки на месте.

Физминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. Ходьба.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. Дети делают движения, словно колят дрова.

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. Наклоны.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. Дети садятся.

[b]Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка

Пальцу больно, шьет и задевает указательный пальчик

Пальцу колко. на левой руке.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик Надевают наперсток.

Говорит иголке: «шьют».

а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар»

Надуваем быстро шарик, Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них.

Он становится большим, При этом пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, Воздух выходит

Стал он тонким и худым. и пальчики принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика «Пылесос»

Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев

Ты куда суёшь свой нос? обеих рук (ладони смотрят вперед)

Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу.

Я порядок навожу. Соприкосновение кончиков пальцев.

АРМИЯ

В пограничников играем, (идут друг за другом, маршируя)

Землю нашу охраняем.

Мы гурьбой садимся в санки, (бегут друг за другом)

Мчимся вихрем в жаркий бой.

Мы танкисты, санки – танки, (идут друг за другом, приложив руку к голове)

Враг – сугробы под горой.

Возле детского двора (стоят в круге, держатся за руки)

Снега целая гора.

Мы на той горе вчера (вместе поднимают руки вверх)

Были с самого утра.

В пограничников играли, (идут друг за другом, маршируя)

Землю нашу охраняли.

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

ВЕСНА

Снова нет ручьям покоя – (бегут по кругу)

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое (спокойно идут по кругу)

В чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг (приседают – встают)

И на все цветы вокруг. («цветок» над головой)

Весна, весна красная! (идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью.

С радостью, с радостью, (идут в обратную сторону)

С великою милостью:

Со льном высоким, (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким, (приседают)

С хлебами обильными. (бегут по кругу)

По дорожке долго, долго, (идут по кругу)

Взявшись за руки мы шли. (берут друг друга за руки)

Усидеть весною дома

Мы с сестренкой не смогли.

Светит солнце ярко, ярко, (поднимают руки вверх, разводят пальцы рук)

От цветов пестреет луг, (хлопают в ладоши)

В небе радуга, как арка, (в воздухе рисуют радугу)

Из семи лучистых дуг.

На дворе стоит весна! (прыгают с ноги на ногу)

После зимней лютой стужи

Просыпается от сна (потягиваются)

Вся природа. Даже лужи (идут по кругу на носочках)

Не покроет лед за ночь, (повороты туловищем)

Гонит солнце зиму прочь! (машут руками)

ГРИБЫ

«Грибочки»

Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)

Мы искали да смотрели –

Все пенечки оглядели.

«По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. («пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

«По грибы»

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли. (наклонились)

Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)

Мы идем искать опять. (наклоны вперед)

Мы в лесок пойдем, (маршируют)

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)

Под листок свой бок! (руки на поясе)

ДЕРЕВЬЯ

«Клен»

Золотятся между сосен, (поднимают руки, качают ими)

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд (повороты туловища вправо-влево)

Подарила Осень!

Как украсила рябины, (кружатся медленно на месте)

Бросив щедрою рукой

Меж узорною листвой

Яркие рубины!

И качаются березы (поднимают руки и качают ими)

В разноцветных кружевах.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте)

Будем листья собирать. (приседают)

Листья березы, (руки перед собой, поочередно укладывают ладошки друг на друга)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем, (руки сжать в замок)

Маме осенний букет отнесем. (шагают на месте)

Листья осенние тихо кружатся, (кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят. (кружатся)

На поляне дуб зеленый (поднимают руки вверх, разводят пальцы)

Потянулся к небу кроной. (тянутся на носочках)

Он на ветках среди леса (покачивают руками)

Щедро желуди развесил.

А внизу грибы растут, (наклоняются вперед)

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся, (собирают «грибы»)

За грибами наклоняйся.

ДЕТСКИЙ САД

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как мы хором песни пели, (движения по тексту)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели.

Что читали в детсаду.

Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)

Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)

Вместе читаем, (делают «очки»

Вместе играем, (прыгают на одной ноге)

Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши)

Друзьям помогаем.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

По сухой лесной дорожке: (руки согнуты в локтях, частые шаги)

Топ-топ-топ,- топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки («собирают ягоды, грибы»)

Для сыночка или дочки.

«Веселые зайчата»

Ну-ка, дружно все присели, (приседают)

Друг на друга поглядели (глядят друг на друга)

И похлопали в ладошки: (хлопают)

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайцев на макушке? (ставят руки на голову – «ушки»)

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок – (прыгают на месте)

Поскакали все в лесок. (скачут врассыпную)

«Ёж с ежатами»

Под огромною сосной,

На полянке на лесной,

Куча листьев где лежит, (бегут друг за другом)

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)

На пенечках посидим, (приседают)

А потом все дружно спляшем, (пляшут)

Вот так ручками помашем. (машут руками)

Помахали, покружились (кружатся)

И домой заторопились. (разбегаются по своим местам)

ДОМ

Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)

Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)

В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)

Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Вот какой коташка, (идут «кошачьим» шагом)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке коготки-царапки. (изображают когти)

Все ему игрушки – кубик и катушка. (прыжки на месте)

Котик, словно мячик, (прыгают)

По квартире скачет.

Два щенка щека к щеке (руки сложить ладонями у щеки)

Щиплют щетку в уголке.

А у щетки половой (руки поднимают вверх и соединяют над головой)

Палка есть над головой.

Палка – щелк щенков с плеча, (хлопок по плечам)

Два щенка ушли пища.

Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ, (ходят на цыпочках)

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, (легкие прыжки на месте)

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно. (изображают ходьбу кошки)

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Гуси, гуси! (бегут, размахивая руками)

Га-га-га!

Хорошо вам?

Да-да-да!

Ну летите веселей

На лужок, да поскорей!

Прилетели, пошагали, (ходят)

Травку клювом пощипали, (наклоны вперед)

Крыльями взмахнули, (махи руками)

Шею потянули. (потягивание шеи, грудь вперед)

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

Рвать цветы легко и просто (взмахи руками перед собой)

Детям маленького роста. (приседают)

Но тому, кто так высок, (тянутся руками вверх)

Нелегко сорвать цветок!

«Черепаха»

Черепаха всех смешит, (медленно идут по кругу)

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому, (приседают, прикрывают голову руками)

Кто всегда в своем дому?

ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА

«Пингвины»

Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)

По огромной белой льдине.

Друг за другом, все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)

Начинают подготовку.

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)

Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)

И расправить перышки.

На севере белый мишутка живет, (идут по кругу)

Но только, как бурый, он мед не сосет. (повороты туловища)

Наш Умка пытается рыбку ловить, (изображают лов рыбы)

Чтоб вкусно покушать и жить – не тужить. (гладят себя по животу)

ЗИМА

Вот летят, кружась, снежинки, (взмахи руками, разведенными в стороны)

Кружевной плетут узор, (вращательные движения рук перед собой)

На поляны, на тропинки (показывают влево, вправо)

Ляжет сказочный ковер. (разводят руки в стороны)

Кто теперь заметит зайку, (поворачиваются лицом к друг другу)

В белой шубке на снегу?

Ну-ка, где он? Угадай-ка, (приседают, прячут лицо)

В поле или на лугу?

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки.

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

«Снежинки»

Снежинки пуховые, (взмахи руками)

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете (кружатся)

В молчании лесном

И землю устилаете (приседают)

Блестящим серебром.

Как на горке - снег, снег, (руки поднимают вверх)

И под горкой – снег, снег, (приседают)

И на елке – снег, снег, (встают, поднимают руки)

И под елкой – снег, снег. (приседают)

А под снегом спит медведь (изображают спящего медведя)

Тише, тише…Не шуметь!

«Снежинки»

Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю

Кружевные звезды. (медленно приседают)

Вот одна упала. (ловят «снежинку» на ладонь)

Ой, не тай, снежинка, (бережно «прикрывают снежинку» и сдувают ее)

Подожди немножко.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Давай, дружок, смелей, дружок, (идут по кругу друг за другом)

Кати по снегу свой снежок. («катят» перед собой снежный ком)

Он превратится в снежный ком, (останавливаются, показывают ком)

И станет ком снеговиком. («рисуют» снеговика из трех кругов)

Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают глаза, прикрывают голову, показывают нос)

«Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, «катят перед собой ком»)

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот. (рисуют руками три круга)

Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят пальцем)

Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу)

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари. (пощипывают щеки)

Это красные фонарики («фонарики»)

Засветили снегири. (взмахивают руками, как крыльями)

Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки»)

Воду пьют из родника. («пьют»)

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека. (хлопки в ладоши)

Снежок порхает, кружится, (взмахивают руками, кружатся)

На улице бело.

И превратились лужицы (приседают)

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики, (встают, руки поднимают вверх)

Сегодня – посмотри!

Как розовые яблоки, (руки соединяют над головой)

На ветках снегири! (руки вверху, пальцы растопырены – «ветки»)

Тихо, тихо, как во сне, (медленно приседают)

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки – (встают)

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою (кружатся)

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри – (приседают)

С красной грудкой снегири.

Это елка не простая, (дети «летают» вокруг елки)

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

Тут и дятлы, и синицы,

Снегири и воробей.

Все хотят повеселиться

Возле елочки своей.

Не блестят на ней игрушки,

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки (вешают воображаемые кормушки)

Мы повесили туда.

ИГРУШКИ

Поищите куклу полю! (прикрывают глаза руками)

Где она? (повороты туловища вправо-влево)

Сидит в песке. (приседают)

Суп готовит, кашу варит, (встают, повороты туловища)

Держит палочку в руке. (вытягивают руку вперед, держат «палочку»)

Я люблю свою лошадку, (скачут на воображаемой лошадке)

Причешу ей шерстку гладко, (поглаживающие движения сверху вниз по туловищу)

Гребешком приглажу хвостик («гладят хвостик»)

И верхом поеду в гости. (скачут на воображаемой лошадке)

Мы вместе поиграем в мячик: (соединяют пальцы рук кольцом)

Я отбиваю, а он скачет. (отбивают воображаемый мяч)

Его мы бросим в потолок, (подбрасывают «мяч» вверх)

А сами сделаем прыжок. (руки на поясе, три прыжка)

Мы мяч ногою поддадим, (удар ногой по «мячу»)

И, как летит он, поглядим. (руку козырьком, глядят)

И вновь берем мы мячик в руки, (соединяют пальцы рук кольцом)

С мячом не знают дети скуки! (хлопают в ладоши)

ИНСТРУМЕНТЫ

«Отвертка»

Я с отверткою в руке, (идут по кругу)

Сам себе я нравлюсь.

На яву, а не во сне (повороты туловищем вправо-влево)

С любой задачей справлюсь. (прыгают на месте)

«Молоток»

Молоток в хозяйстве нужен, (держат воображаемый молоток)

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю, («забивают гвозди»)

Маму с папой забавляю.

И белить, и красить можно, (идут по кругу)

Ею можно рисовать. (рисуют в воздухе)

Только надо осторожно, (повороты туловищем)

Чтоб себя не замарать. (идут по кругу)

КОМНАТНЫЕ ЦВЕТЫ

На солнечном окошке («солнце» над головой)

Лиловые цветочки (взмахи рук снизу вверх)

Тихонько подняла.

Средь листьев она прячется, (закрывают лицо руками)

Не любит лезть вперед,

Но всякий к ней наклонится (наклоняются)

КОСМОС

Мы летим к другим планетам! (бегут по группе)

Объявляем всем об этом!

Весь игрушечный народ (повороты туловищем)

С нами просится в полет.

Жмется заинька к ракете: (прыгают, как зайчики)

Полечу я с вами, дети,

На любую из планет,

Где волков зубастых нет.

Мышки-крошки засмеялись: (бегают, как мышки)

Мы летали, не боялись,

Высота – красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь (ходят, как мишки)

Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх)

И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши)

В синем небе встретиться. 9руки поднимают вверх, кружатся)

ЛЕТО

Возле речки детский сад, (дети стоят в кругу)

На лугу ромашки… (идут к центру круга)

Сорок маленьких ребят (расходятся)

Бегают в пятнашки. (бегут друг за другом)

Мы приехали сюда, («едут»)

Ходим за цветами. (ходят)

Солнце, воздух и вода (останавливаются, «подставляют» лицо солнцу)

На прогулке с нами.

Раз, два, три, четыре, пять, (скачут на месте)

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться, («плывут»)

Будем прыгать и кататься, (прыгают)

Будем бегать, загорать (бегают)

И грибочки собирать.

МАГАЗИН

Сумку в руки мы берем, (берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идем. (шагают на месте)

В магазинах же на полках (поднимают руки вверх)

Не шарфы и не футболки. (отрицательно покачивают головой)

Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, влево)

В доме – вкусная еда. («дом» над головой)

МАМИН ПРАЗДНИК

Чей сегодня день рожденья? (пожимают плечами)

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвел весенний, (руки над головой, изображают цветок)

Первый мартовский цветок?

Для кого, для кого? (руки на поясе)

Догадайтесь сами.

И пирог, и цветок (руки перед собой)

Мы подарим маме. («дарят» воображаемой маме)

МЕБЕЛЬ

Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире. (прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку, (повороты туловища вправо-влево)

А в буфет поставим чашку. (поднимают руки вверх)

Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)

Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают)

А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку)

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом (хлопают в ладоши)

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (прыгают на месте)

Много мебели в квартире.

НАСЕКОМЫЕ

Я шагаю по лужайке – (шагают на месте)

Сверху ясно мне видна (смотрят вниз)

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик – («крыша» над головой)

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом – (разводят руки в стороны)

Муравьи хлопочут в нем. (шагают на месте)

«Муравей»

Муравей нашел былинку, (движения выполняются по тексту)

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

«Гусеница»

Этот странный дом без окон (стоят прямо)

У людей зовется кокон.

Свив на ветке этот дом, (подкладывают ладони под правую щеку)

Дремлет гусеница в нем.

Спит без просыпа всю зиму. (подкладывают ладони под левую щеку)

Но зима промчалась мимо. (потягиваются)

Март, апрель, капель, весна…(медленно приседают)

Просыпайся, соня-сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками)

Этот маленький жучок по земле гуляет, (идут по кругу)

Листик сладенький найдет и его кусает. (наклоны вперед)

Чтоб еще листочек съесть, хочет он повыше влезть. (потягиваются вверх)

Этот маленький жучок по траве гуляет, (идут по кругу)

Вот он ямочку нашел, лег и отдыхает. (ложатся на пол)

Он не будет вас кусать, хочет он чуть-чуть поспать. («спят»)

НОВЫЙ ГОД

Ждут красавицу колючую (рисуют руками елочку)

В каждом доме в декабре. («дом»)

На ветвях зажгут фонарики, («фонарики»)

Искры брызнут в серебре. (руки над головой, пальцы оттопырены)

Сразу станет в доме празднично, (берутся за руки, становятся в хоровод)

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками –

Наступает Новый год! (идут с воображаемым мешком)

С новым годом! С новым годом! (кланяются друг другу)

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом (идут по кругу)

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток (поднимают руки вверх)

Загорелась, как всегда, (опускают руки)

Самым ярким, жарким светом (поднимают руки и скрещивают их над головой)

Пятикрылая звезда.

Наряжали звери елку, (изображают по выбору животных)

Помогал зайчонок волку. (делают движения, словно наряжают елку)

Белочка и ежик

Потрудились тоже.

К елочке несли корзины, (идут по кругу)

В них грибочки да рябина,

Яблочки на диво. (показывают «подарки»)

Будет ель красива.

ОВОЩИ. ОГОРОД

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки. (движения по тексту)

Мы пололи огород,

Поливали огород.

В ленках маленьких не густо

Рассадили мы капусту. («сажают»)

Лето все она толстела, (показывают руками круг перед собой)

Разрасталась вширь и ввысь. (руки через стороны вверх)

А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны)

Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками)

«Репка»

Сами землю, землю мы копали, (наклоны вниз)

Сами грядку, грядку насыпали. (стряхивающие движения кистями рук)

Мы сажали, мы сажали репку.

Сами зерна, зерна мы бросали, («пружинка»)

Сами всходы, всходы поливали. (повороты вправо-влево)

Мы растили, мы растили репку. (прыжки с ноги на ногу по кругу)

Вот поспела, вот поспела репка, (раскачивают руки над головой)

Стала сочной, стала сладкой, крепкой. (ударяют кулачками друг о друга)

Вкусной стала, вкусной стала репка. (прыжки на двух ногах по кругу)

Всех мы в гости, в гости приглашаем, (наклон вперед, руки в стороны)

Сладкой репкой, репкой угощаем. (хлопают в ладоши)

Угощаем, угощаем репкой.

«Урожай»

В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем, («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)

«Овощи»

Осенью с мамой на рынок идем, (шагают по кругу друг за другом)

Корзинку и сумки с собою несем.

Овощи разные надо купить, (поскоки с ноги на ногу)

В корзинку и в сумки потом положить.

Свеклу купили и сладкий горох, (останавливаются, «пружинка»)

И чесночек оказался не плох!

Огурчик зеленый, а ну не зевай, (наклоны вниз, руки отводят назад)

С морковкой в корзинку скорей полезай!

Корзинку и сумки домой мы несем – (приседания)

Все овощи на зиму мы запасем!

Овощи солим и сушим, и крошим. (движения руками вверх-вниз)

Овощи в банки храниться положим.

С мамой вас в гости зимой пригласим, (повороты вправо-влево)

Вкусным обедом мы вас угостим!

С капустой мы пирогов напечем! («пекут»)

Гостей мы накормим горячим борщом! (хлопают в ладоши)

Приходите в огород (шаги на месте)

Посмотреть, как все растет. (руки поднимают вверх)

Все растет, все цветет (потряхивание руками)

Никому не тесно. (руки в стороны)

Приходите в огород! (толчкообразные движения)

Очень интересно. (наклон вперед, перекрестные движения рук)

Баба сеяла горох, (руки поднимают вверх)

Уродился он неплох, (руки поднимают вверх)

Ох! Ох! Ох! (опускают, свободные взмахи перед собой)

Уродился он пустой,

Я бегу, а ты постой. (бегут)

«Огородница»

Урожая Лида ждет, (встают)

Не видна из грядки, (сидят на корточках)

Играет с нами в прятки. (закрывают ладонями лицо)

И никто бы не нашел, (встают, пожимают плечами)

Да, гляди, торчи хохол. (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Потяните крепко, («тянут репку»)

Вытащится – репка! (руки вверх, встают на носочки)

ОСЕНЬ

Туча небо кроет, солнце не блестит, (взмахи руками над головой)

Ветер в поле воет, дождик моросит. (взмахи руками перед собой)

Воды зашумели быстрого ручья, (топают ногами на месте)

Птички улетели в теплые края. (изображают улетающих птичек)

Опустел скворечник, улетели птицы, (машут руками, как крыльями)

Листьям на деревьях тоже не сидится. (приседают)

Целый день сегодня все летят, летят… (встают, идут по кругу, машут руками)

Видно тоже в Африку улететь хотят. (бегут по кругу)

«Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)

В лужице – смотри, смотри!-

Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг, ритмичные приседания)

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей. (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями .)

Дует, дует ветер, (взмахи руками)

Дует задувает.

Желтые листочки (имитация срывания листьев)

С дерева срывает.

Падают листочки (наклон вперед, руки касаются ног)

Прямо нам под ножки.

ОБУВЬ

Туфельки нарядные, (правая нога вперед на носок)

Туфельки парадные, (левая нога вперед на носок)

Лаковые, с ремешком, (правая нога вперед на пятку)

И подошва с каблучком. (левая нога вперед на пятку)

Туфли Маше в самый раз (руки на поясе, «пляшут»)

Можно выходить на пляс.

Я умею обуваться, (топают ногами)

Если только захочу.

Я и маленького братца (руки перед грудью – «маленький братец»)

Обуваться научу.

Вот они, сапожки. (наклоняются вперед)

Этот с левой ножки. (поглаживающие движения ног)

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет, (топают ногами)

Наденем калошки.

Не малы, не велики.

Занимается обновкой.

Можно сделать первый шаг!

ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Шапка шерстяная, наверху помпон, (изображают шапку и помпон)

Круглый, словно мячик, и пушистый он. («круглый» мячик)

Есть еще у шапки отворот цветной, (показывают отворот у шапки)

В этой шапке можно бегать и зимой. (бегут)

Бабушка связала шапку не спеша, («вяжут спицами»)

Шапка шерстяная вышла хороша. (руки на поясе, а затем показывают шапку)

Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)

У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки, (приседают)

Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)

Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

«Улетают журавли»

Улетают журавли

Далеко за край земли, (Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)

За поля и за луга,

За высокий стога. (Поскоки с ноги на ногу)

В платье ярко-золотом

Бродит осень над ручьем. (Шагают друг за другом, по кругу в обратную сторону.)

Листья по ветру летят,

Журавлей догнать хотят. (Останавливаются, наклоны вправо-влево.)

Улетают журавли

Далеко за край земли. (Скрещивают руки над головой несколько раз.)

«Кукушка»

У леса на опушке, (стоят на носочках и тянутся за руками вверх)

Высоко на суку,

С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Внизу бежит речёнка (присели, волнообразные движения рук)

По желтому песку.

Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Зеленые лягушки (сидя на корточках, подпрыгивают как лягушки)

Попрыгали в реку.

Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

«Ласточка»

Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились, (приседают)

Все люди дивились.

Сели, посидели, (руки опускают за спиной)

Взвились, полетели,

Песенки запели. (бегут по кругу)

Стая птиц летит на юг. (бегут по кругу, машут руками)

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать, (энергично машут руками)

Надо крыльями махать.

Птицы стали собираться, (бегают врассыпную)

На поляне все садятся. (приседают)

Предстоит им долгий путь,

Надо птицам отдохнуть.

И опять пора в дорогу. (встают, машут руками)

Вот и юг. Ура! Ура! (бегут по кругу)

Приземляться нам пора. (приседают)

На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)

Хоть трудна была дорога, (останавливаются)

Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)

«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему: (машут «крыльями»)

Наши черные грачи («летают» по кругу)

Птицы работящие!

ПОСУДА

«Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, (изображают чайник)

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают)

Эй люди, я с вами почайпить хочу! (призывные движения рукой)

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (поднятые вверх руки смыкают над головой)

Вот пластмассовый поднос. (ложатся на пол)

Он посуду нам принес.

ПОЧТА

На скамейку я встаю, (поднимаются на носочки, тянутся за руками вверх)

Еле ящик достаю.

Открываю ящик, («открывают»)

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика (приседают – встают с вытянутыми вперед руками)

Письма настоящие.

ПРОДУКТЫ

К самовару гости прибежали, (стоят в кругу)

Дружно чашки наполняли: (идут к середине круга)

Вкусный чай у самовара, (расходятся)

Он с ромашковым отваром. (идут по кругу друг за другом)

ПРОФЕССИИ

«Маляры»

Маляры пришли втроем, (шагают на месте)

Обновили старый дом: (изображают крышу над головой)

Был облезлый, скучный, голый – («красят»)

Стал нарядный и веселый. («крыша» над головой)

«Маляры»

Маляры известку носят, (идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра)

Стены кистью купоросят. (повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью)

Не спеша разводят мел. (наклонились, мешают воображаемой кистью в ведре)

Я бы тоже так сумел. («красят»)

«Кровельщик »

То не град, то не гром – (изображают удары молотком)

Кровельщик на крыше.

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит. (закрывают уши руками)

Он железом кроет дом, (изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нем. (наклоняются, достают носки руками)

«Кто строит дом»

Если строить новый дом, (прыгают)

Чтобы люди жили в нем,

Нужно знания иметь (шагают на месте )

И профессией владеть.

Архитектор строит дом (поднимают и опускают руки)

За компьютерным столом…

Экскаваторщик упрямо (наклоны вниз)

Под фундамент роет яму.

Нужно в срок бульдозеристу (притоптывающим шагам продвигаются в круг)

Разровнять площадку чисто.

Вот и каменщик за делом – (руки согнуты в локтях, кисти рук одна на другой)

Кирпичи кладет умело.

На работе крановщик (приседания)

К высоте давно привык.

Кроют кровельщики дом (руками делают «домик» над головой»)

Металлическим листом.

Штукатуры со сноровкой (перекрестные движения рук над головой)

Штукатурят стены ловко.

Если красить что-то нужно, (руки поднять через стороны вверх-вниз)

Маляры займутся дружно.

Окна – плотников забота, (повороты вправо-влево)

Двери – тоже их работа.

Новый дом почти готов – (хлопают в ладоши)

С нетерпеньем ждет жильцов.

«Плотник»

Летят опилки белые, (дети парами «пилят» пилой)

Летят из-под пилы.

Это плотник делает (рисуют руками квадрат)

Рамы и полы.

Топором, рубанком (изображают работу топором, рубанком)

Выстругивает планки.

Сделал подоконники (стряхивают «опилки» с рук и одежды)

Без сучка-задоринки.

Мастера пустили в дело (шагают на месте)

Иглы, ножницы, утюг. («шьют, режут, гладят»)

За шитье взялись умело («шьют»)

Много быстрых, ловких рук. (перекрестные движения руками перед собой)

Получайте свой заказ! (предлагают)

Все по мерке, в самый раз. (движения руками от головы до ног)

Снега прошли не малые, (шаги на месте)

А все идут, идут, идут…

Дворники усталые (имитация взмахов метлой)

Метут, метут, метут..

Гремят они лопатами (хлопки руками)

Под тучами лохматыми, (взмахи руками над головой)

Метелками шуршат.

На улицах, на улках, (взмахи руками вправо-влево)

В дворах и закоулках

Управиться хотят.

РОДИНА

Нет на свете родины красивей – (шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (изображают «богатыря»)

Вот она, по имени Россия, (шагают на месте, разводят руки в стороны)

От морей простерлась до морей.

Поезжай за моря-океаны, («едут»)

Надо всею землей пролети: («летят»)

Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды, (приседают)

Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)

И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)

РУКОДЕЛИЕ

Вышивают девочки, («вышивают»)

Сидя на траве. (приседают)

Вышивают девочки («вышивают»)

Шелком по канве.

Это клюв! А это шпоры!

А вот это гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)

Приутихли разговоры, (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок. (бегут друг за другом)

РЫБЫ

Рыбка плавает в водице, (дети стоят в кругу)

Рыбке весело играть. (волнообразные движения руками)

Рыбка, рыбка, озорница, (бегут по кругу)

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула, (движения по тексту)

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Ходят волны на просторе. (идут по кругу, плавно машут руками)

Вы узнали? Это – море.

Рыбки весело резвятся (делают произвольные движения)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (приседают и встают)

То зароются в песке. (ложатся на спину, движения руками и ногами)

СЕЛЬХОЗРАБОТЫ

Снег растает в поле чистом, (идут друг за друг)

Схлынет тала вода –

Побежит за трактористом (бегут друг за другом)

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом (идут друг за другом)

Засевать поля зерном. («сеют»)

«Огородница»

Лида вынесла лопатку, (несут воображаемую лопатку)

У крыльца вскопала грядку. («копают»)

И зарыла у крыльца, (приседают)

Семена от огурца. («зарывают»)

Урожая Лида ждет, (встают)

Поливает огород. (наклоны вправо, влево)

Я давно весну ждала. (идут по кругу, взявшись за руки)

У меня свои дела.

Мне участок в огороде (идут в противоположную сторону)

Нынче мама отвела!

Я возьму свою лопатку, (изображают как копают)

Я пойду, вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна, («рыхлят грядку граблями»)

Это любят семена.

Посажу на ней морковку (идут по кругу)

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

СЕМЬЯ

Устала наша бабушка, (стоят в кругу)

Присела на порог: (приседают)

«Куда пропал, куда пропал, (берется за голову, раскачивают из стороны в сторону)

Куда пропал внучок?»

Подумала, поохала,

Потом тихонько встала, (встают)

Пошла вокруг да около (идут по кругу)

Искать внучка сначала.

Брату впору башмаки. (топают ногами)

Не малы, не велики.

Мальчик с толком, с расстановкой, (ноги на ширине плеч)

Занимается с обновкой.

То погладит башмаки, (наклон к правой ноге)

То потянет за шнурки. (наклон к левой ноге)

Ну, теперь пора в дорогу, (шагают на месте)

Можно сделать первый шаг!

Может он в футбол играть, («пинают» мяч)

Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (повороты туловищем)

Может даже вымыть чашки, («моют» посуду)

Может прокатить меня (скачут как лошадки)

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить, («ловят рыбу»)

Кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)

Для меня всегда герой – (маршируют по кругу)

Самый лучший папа мой!

Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу)

Плачет доченька: «Уа».(прижимают руки к щекам и качают головой)

Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх)

И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой)

Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле)

И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко)

Покачаем понежнее (качают)

И в кроватку отнесем. (наклоняются и опускают руки)

ТРАНСПОРТ

От зеленого причала (шаг вперед, руки опущены)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два – он назад шагнул сначала. (два шага назад)

А потом шагнул вперед – раз, два. (два шага вперед)

И поплыл, поплыл по речке, (руки вытянуты вперед и сомкнуты – «нос» теплохода)

Набирая полный ход. (идут по кругу)

Руки в стороны – в полет (бегут по кругу, руки в стороны)

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед. (поворот через левое плечо)

Полетел наш самолет. (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Наивысший пилотаж

Нам покажет экипаж.

В поднебесье самолет (наклоны влево и вправо с вытянутыми в стороны руками)

Детям крылышком махнет.

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

«Самолет»

Самолет построим сами, (имитируют движения молотком)

Понесемся над лесами, (руки в стороны, бегут по кругу)

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме. (останавливаются)

По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут.

Спешишь ли в гости к другу (повороты туловищем)

Иль в школу на урок,

Они без опоздания («едут» по кругу)

Тебя доставят в срок.

«Светофор»

Утром встаешь ты, выходишь из дома – (идут по кругу)

На перекрестке твой старый знакомый. (останавливаются)

Он огоньком тебе красным мигнет, (ставит руки на пояс, повороты туловищем)

Скажет: «Опасно. Закрыт переход.

Желтый зажегся – чуть-чуть подожди.

Вспыхнет зеленый – свободно иди». (идут по кругу)

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)

И в окошко посмотрели. (повороты головой)

Наш шофер педаль нажал, (нажимают на воображаемую педаль)

И автобус побежал. (бегут по кругу)

ФРУКТЫ. САД

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)

Посажена была. («сажают» яблоню)

Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают бутон)

Весною расцвела. («цветок» распускается)

Следил наш старый дедушка, (изображают дедушку)

Известный садовод,

Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)

Румяный сладкий плод. (пощипывают щеки)

«Яблочко»

Катя шла-шла-шла, (дети шагают)

Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко»)

Села, поела, (приседают)

Опять пошла. (шагают)

«Сбор фруктов»

Мы идем во фруктовый сад. (маршируют на месте)

Вдыхаем яблок аромат. (дыхательное упражнение)

Хотим сорвать яблоки с дерева. (поднимаются на носочки, тянут руки)

Может быть, допрыгнем до них? (прыгают)

Нужно поставить лестницу. (имитируют подъем по лестнице)

Срываем яблоки и кладем в корзину. (имитируют сбор яблок)

Яблоки собрали, теперь отдохнем. (садятся)

Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам)

Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх)

Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе)

На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)

Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)

ХЛЕБ

Быстро вертится крыло, (делают круговые махи прямыми руками)

Мелет мельница зерно. (вращают сжатыми кулачками)

А из молотой муки (двумя руками лепят колобок)

Напекут нам пироги.

ЦВЕТЫ

Наши алые цветки (руки на груди)

Распускают лепестки. (руки разводят в стороны)

Ветерок чуть дышит – (плавные движения руками)

Лепестки колышет.

«Мать-и-мачеха»

Вдоль дороги и по скатам, (стоят в кругу)

Бегают до темноты, (бегут по кругу)

Словно желтые цыплята,

Мать-и-мачехи цветы.

А стемнеет – соберутся под листом, (приседают, руки на колени)

Как под крылом,

В мягкий теплый пух уткнутся (голову роняют на руки)

И заснут спокойным сном.

«Фиалка»

На солнечной опушке («солнце» над головой)

Фиалка расцвела – («цветочек»)

Лиловенькие ушки (взмахи рук снизу вверх)

Тихонько подняла.

В траве она хоронится (закрывают лицо руками)

Не любит лезть вперед,

Но всякий к ей поклонится (наклоняются)

И бережно возьмет. (тихонько встают)

Прибежал подснежник (бегут по кругу)

В мартовский лесок.

Заглянул подснежник (повороты туловищем)

В чистый ручеек.

И, себя увидев, (руки поднимают вверх и медленно опускают вниз)

Крикнул: «Вот те на! (хлопают в ладоши)

Я и не заметил,

Что пришла весна!» (прыгают на месте)

ЧАСТИ СУТОК

Большая желтая луна (руки над головой – «большая луна»)

Бледнеет и заходит.

Погасли звезды, и видна (руки в стороны)

Заря. И солнце всходит. (руки вверх)

Я встану, а луне – в кровать («луна» над головой)

До вечера ей надо спать! (изображают «спящую» луну)

ЧАСТИ ТЕЛА

Ах ты, девочка чумазая, (качают головой)

Где ты носик так измазала? (касаются кончика носа)

Кончик носа черный, (качают головой)

Будто закопченный.

Я на солнышке лежала, (руки над головой, пальцы растопырены)

Нос кверху держала. (голову запрокидывают назад)

Вот он и загорел.

«Это я»

Это глазки. Вот. Вот (показывают сначала левый, потом правый глаз)

Это ушки. Вот. Вот. (берутся сначала за левое ухо, потом – за правое)

Это нос. Это рот. (левой рукой показывают рот, правой – нос)

Там спинка. Тут живот. (левую ладошку кладут на спину, правую – на живот)

Это ручки. Хлоп. Хлоп. (вытягивают вперед обе руки, хлопают )

Это ножки. Топ. Топ. (кладут ладони на бедра, топают)

Ой, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу)

«Руки требуют заботы»

Руки требуют заботы, (руки вытягивают перед собой)

Ведь у них полно работы:

Трудно целый день писать, (имитируют движения письма)

И лепить, и рисовать. (хлопают в ладоши)

Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)

Руки шире разведем. (разводят руки в стороны )

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

ШКОЛА

День стоял веселый –

Осень на дворе.

Мы шагали в школу (движения по тексту)

Утром в сентябре.

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звезд, (останавливаются, поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (бегут и крутят воображаемый руль)

Иль вести машину ввысь, - («летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (рука складывают, как школьники)

Добросовестно учись!

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Капля – раз, капля – два. (шагают по счету)

Капли медленно сперва.

Стали капли поспевать, (ускоряют шаг)

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем, (руки поднимают вверх, изображают зонтик)

От дождя себя укроем!

Плюх – плюх – плюх (ритмично хлопают в ладоши)

По лужам ходим,

Хлюп – хлюп – хлюп (ритмично топают ногами)

Промокли ноги.

Кап – кап – кап (движения ладоней сверху вниз)

Мы зонт раскроем, (разводят руки в стороны)

От дождя себя укроем.

ЯГОДЫ

«Ягодка-малинка»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (идут в хороводе, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем. (собирают воображаемые ягоды)

Солнышко высоко, а в лесу тропинка. (встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

Сладкая ты моя, ягодка-малинка. (бегут по кругу, взявшись за руки)

«Вишня»

Как о вишенке-малышке (идут по круг)

Знают все не понаслышке.

Любят ягоду такую (останавливаются, гладят себя по животу)

И девчонки, и мальчишки.

Станешь вишню собирать, (встают на носочки)

Вишней короб наполнять –

И ладошки будут тоже (показывают ладони)

Вишни цвет напоминать.

«Земляника»

Этой крохотной девчушке (приседают на корточки)

Жить не скучно на опушке

С паучками и жучками, (тихо бегут)

Земляными червячками,

А порою за травой (останавливаются, поднимают руки вверх)

С милой матушкой-землей.

Можно здесь уединиться (приседают)

И секретами делится. (шепчутся друг с другом)

Физминутки про овощи предназначены для организации минутки здоровья на занятиях у детей в детском саду.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости глаз, преодоление усталости и сонливости детей средней, и старшей группы, восстановление физических сил дошкольников.

Физкультминутки Овощи и фрукты

Овощи и фрукты (наклониться вниз, достать до пола руками (огород) выпрямиться, потянуться руками вверх (сад))
Вкусные продукты. (погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
В огороде (наклоны вниз, достать руками до пола, собираем)
И в саду (выпрямиться, потянуться руки вверх, собираем урожай в саду)
Для еды я их найду. (погладить правой рукой по животику, затем левой)

Обед на грядке

Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)
За ботву потянем,
Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка и чеснок. (Хлопки в ладоши)

Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.

Гимнастика для глаз

Овощи Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг)
Наверху созрела слива, (Смотрим вверх)
А внизу растет крапива, (Смотрим вниз)
Слева – свекла, справа – брюква, (Смотрим на лево)
Слева – тыква, справа – клюква, (Смотрим на право)
Снизу – свежая трава, (Смотрим вниз)
Сверху – сочная ботва. (Смотрим вверх)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать)

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.