Упражнения

Конспекты физкультурных занятий на основе народных сказок. Физкультурное занятие для детей с элементами фольклора «Поиграй, посмеши, свою удаль покажи! Организационные методические указания

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель : проводить совместную работу с родителями , для укрепления здоровья ребенка.

Теоретическая часть : Плоскостопие - статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее свод. Не редко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, затрудняется походка. Дети, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли – как следствие пониженной рессорной функции стоп.

Причины : раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (рахит, полиомиелит, вывихи, подвывихи, переломы) .длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп.

Предупреждением плоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста . Для этого используются разные средства , общее укрепление организма- обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.

Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранная обувь. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений.

Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Комплекс упражнений при плоскостопии у детей может включать в себя:

Попеременное сгибание и разгибание стопы сидя.

Верчение стоп.

Так называемые качели. Попеременно ребенок поднимается на пальцах и опускается на пятки.

Ходьба только на пальцах, с разведением стоп.

Положите на пол гимнастическую палку. Ходьба по ней очень полезна.

Приседание на гимнастической палке.

Поднимание разных предметов пальцами ног.

Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

В исходном положении - сидя на стуле: сгибать пальцы стоп. самой показать

Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).

Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.

Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.

Пальцами ног подтягивать тонкий коврик.

В исходном положении: стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край стопы и вернуться в исходное положение.

Сказка пробуждает физическую активность ребенка: она настраивает на участие, сопереживание, внимание Ребенок знакомиться с литературным произведением, осмысливает происходящий замысел сказки, выбирает понравившегося персонажа и в действии проходит весь путь с героем произведения. Важно чтобы выбранная роль была сыграна в характере персонажа, а также без технических ошибок в исполнении спортивных постановок. В предлагаемой сказке «Заяц-чемпион» яркое противопоставление добра и зла, труда и лени, здорового образа жизни и пассивного отношения к своему здоровью.

ЦЕЛИ :

  • создание необходимых условий для развития творческой, самостоятельной физической активности учащихся в спортино-театрализованной сказке;
  • сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, реализация потенциальных возможностей физического совершенства, посредством творческой самореализации.

ЗАДАЧИ :

  • формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
  • способствовать развитию выразительности и раскрепощенности в физических упражнениях и хореографических этюдах;
  • развивать физические качества, внимание, двигательную память, умение слышать музыку и согласовывать с ней свои движения;
  • формировать потребность в двигательной активности, интерес к физической культуре и спорту
  • развивать выразительность и точность выполнения движений в соответствии с изображаемым образом.

ИННОВАЦИОННОСТЬ МЕТОДИКИ заключается в том, что в работе используются элементы из следующих видов спорта: художественной гимнастики, спортивной гимнастики, спортивной аэробики, акробатики, легкой атлетики доступные возрастной категории учащихся. На основе изученных элементов, серии упражнений, составляются спортивные композиции. Исполняются в разных музыкальных жанрах (этюд, танец, реп, и т.д.), которые используются на различных мероприятиях как внутри школы «Гимнастический вечер», «На арене цирка» и т.д. Так же на городских и районных концертах « День Защитника Отечества», «8 Марта», фестиваль «Улыбка», турнир имени Степана Разина и др. Для спортивного, творческого совершенствования используется - сказка. Воспитанники чувствуют, понимают, оценивают поступки персонажей сказочного произведения. С помощью спортивных упражнений, жестов и мимики создают образы героев, выражая свое отношение к ним. Пропагандируют здоровый образ жизни и занятия спортом.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ.

Участвуют в сказке мальчики и девочки, возраст 6 - 7лет.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПОДХОДЫ.

Обучающийся учится свободно управлять своим телом. Ему интересно и увлекательно выполнять спортивные, танцевальные, ритмические упражнения с использованием музыки. В процессе движений дети передают образы животных с творческим подходом, движения и упражнения выполняются соответственно характера персонажа, каким его видит воспитанник.

Данная методика:

  • раскрепощает детей;
  • расширяет сферу физических, эмоциональных и мыслительных возможностей;
  • развивает самостоятельное творческое воображение;
  • развивая физические способности, воспитанникам предоставляется возможность по своему интерпретировать роль, совершенствовать импровизационные качества;
  • используется стремление каждого ребенка быть включенным в общее дело;
  • каждому дошкольнику дается посильная физическая нагрузка при распределении ролей.

Принципы:

  • научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ);
  • доступности (используются здоровьесберегающие технологии в соответствии с возрастными особенностями воспитанников);
  • активности (участие в поиске эффективных физкультурно-оздоровительных методов с целью включения каждого воспитанника в активную деятельность.);
  • системности (реализация комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий);
  • целенаправленности (выполнение поставленных целей);
  • оптимальности (сбалансированные величины психофизической нагрузки);
  • адресности (система физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ).

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ :

Декорация: 2 дерева, 2 елки, домик зайца, березка, грибы, искусственная зелень, гамак, цветы. Лента с надписью «Чемпион», кулек конфет. Костюмы персонажей заяц шорты, майка, маска и хвостик зайца. Ежи- 2 цилиндра, брюки, майки, накидки ежей. Лисицы-маски, хвостики, кофточки, юбки, гольфы. Белки- 2 платья с беличьими хвостами. Чешки для всех героев. Гном - шаровары, рубашка, пояс, парик, усы с бородой, колпачок, туфли. Ритмические инструменты «орешки», скакалки, гимнастические палки, шары, обручи, шарфики из органзы, маленькие обручи (по количеству героев).

Технические средства: музыкальный центр, фонограммы.

УРОВЕНЬ И СТЕПЕНЬ ВНЕДРЕНИЯ РАЗРАБОТКИ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Данная методика была создана, внедрена и апробирована, данным тренером-преподавателем. Представлена на районном методическом объединении «Растем здоровыми» для инструкторов физического культуре и тренеров -преподавателей. Её используют в своей работе инструктора, учителя, тренеры-преподаватели по физической культуре города и района. Данное мероприятие было представлено на районной антинаркотической акции « Здоровье нации - в наших руках!»

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .

Учащиеся являются активными пропагандистами здорового образа жизни и спорта. Участвуют в ежегодной районной акции « Здоровье нации - в наших руках!», в рамках ежегодного школьного проекта «Мы за здоровый образ жизни!» и многих других городских и районных мероприятиях. Приобщая зрителей к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

СПОРТИВНАЯ СКАЗКА « ЧЕМПИОН»

Звучат позывные сказки. Входит гном .

Гном:Житель я лесной друзья

Гномиком зовут меня

За здоровьем я слежу.

Вас хотите, научу.

Утром делаю зарядку, водою закаляюсь,

Питаньем занимаюсь.

Если буду я лениться, то недолго превратиться…

А в кого? Вы хотите, расскажу я сказочную историю

Называется она «Чемпион».

Из домика выходит заяц, потягивается, идет к гамаку

Заяц:В лесу на солнечной опушке

Жил заяц в маленькой избушке.

Был заяц в прошлом чемпион

Да только заленился он.

Заяц:Ах, березы, ах осины жизнь привольная моя

Самый быстрый, самый сильный,

Самый ловкий заяц, я!

Хорошо весь день в теньке

Мне качаться в гамаке

На полянку выбегают белки.

Белки:Заяц серенький, привет!

Заяц:Привет! Привет!

хотите конфет?

Белки:Мы конфеты не едим

Да к тому же мы спешим.

Время быть на тренировке

Занимаемся мы ловко.

Заяц:Что еще за тренировка?

Вам не занимать сноровки

Сверху-вниз, снизу - вверх

Закружили просто всех.

Белка 1:Просто могут все скакать,

Заяц:Вот еще, зачем наука?

Левой, правой просто скука!

Белка 2:Ну и глупый ты косой

Вот смотри пример простой.

Я от спорта стану стройной, ловкой, смелой и проворной…

Заяц:и конечно конопатой, рыжей и еще лохматой.

Белка 3:Ты зачем нас обижаешь?

Видно ты совсем не знаешь,

Как умеем мы скакать

И орешками играть

Белка 4:Веселей крутись скакалка!

Где скакалка - там закалка!

Белочки выполняют упражнения с ритмическими орешками и скакалками.

Уходят с полянки.

Заяц:Ой, смотрите поскакали

Только пятки замелькали.

На полянку выходят ежи.

Ежи:Добрый день, тебе косой,

Ты чего сегодня злой.

Заяц:Белки тут воображали

На скакалочках скакали

Да, забыли, что пардон

Я по бегу чемпион.

Еж 1:Это было прошлым летом,

А сейчас ты ешь конфеты!

Еж 2:Может форму, потерял!

Заяц:Ну-ка, кто это сказал?

Вот читай-ка «Чем-пи-он»

Покорил я стадион.

Еж 1:Да, вопросов больше нету!

Заяц:На вот лучше съешь конфету.

Еж 2:Съесть конфету мне не долго

Только мало в этом толку.

Едим мы овощи и фрукты

Вот отличные продукты.

Потому что витамины

Нам дают заряд спортивный.

Ежи выполняют спортивный танец

Заяц:Ох, и сильные вы стали.

Ежи:Так пойдем скорее с нами.

Заяц:Не охота, у меня разболелась голова.

Я прилягу на бочок

Ну-ка, где мой гамочок.

Ежи уходят. Выбегают лисы выполняют спортивный танец с обручами.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Конспект открытого занятия

по ОО «Физическая культура»

на тему: «Путешествуем по сказкам»

инструктор по ФК, первой КК

Лаухина Т.А.

с.Становое

январь 2015

Цель: Воспитание потребности в занятиях физической культурой.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить технику выполнения ходьбы и бега врассыпную, ползания по гим.скамейке; прыжки без остановки через препятствия;
  • учить согласовывать действия с поэтическим текстом;
  • соблюдать и выполнять правила игр.

Развивающие:

  • Развивать стремление детей в желании сохранять и укреплять своё здоровье
  • Развивать выносливость, смелость.
  • развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом,

Оздоровительные

  • Закрепить умение детей выполнять упражнения укрепляющие свод стопы, формирующие навыки правильной осанки
  • Закреплять умение правильно выполнять дыхательные упражнения.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
  • воспитывать позитивные качества характера: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремлённость, эстетические потребности личности ребёнка.

Тип. Физкультурно-оздоровительное.

Вид. Физическое развитие.

Мотивация.

Форма проведение . Путешествие по сказкам.

Время проведения. 30 мин.

Оборудование:

ТСО : мультимедийная установка, музыкальный центр, диск с музыкой.

Методы и приемы: введение в воображаемую ситуацию, создание игровой ситуации. Использование ТСО

Наглядные: показ инструктора

Словесные: художественное слово, указания, вопросы, поощрения;

Практические : выполнение упражнений

Индивидуальная работа: - регулировать двигательную нагрузку детей в зависимости от физического развития ребенка;

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж

Музыкальное сопровождение:

Образовательные ресурсы:

Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада.

Кудрявцева В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления.

Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников».

Спутник руководителя физического воспитания, под ред. С. Филипповой. 2007.

Интернет ресурсы

Форма одежды: спортивная(белые футболки, темные шортики, носочки)

Кол-во детей: 12

Место проведения : спортивный зал

Ход занятия:

Дети входят в зал, выстраиваются в колонну.

Нале-во! - Равняйсь! - Смирно!

Инструктор читает стихотворение «Движение – жизнь».

Движенье – жизнь и красота,

Здоровый дух и цель ясна:

Беги от лени и болезней,

Спорт для здоровья – всех полезней.

Как научить здоровым быть

И физкультуру полюбить?

А просто, сделай что-то сам

И подари всё малышам.

Приходит вывод без сомненья:

(вместе с детьми) «Здоровье – жизнь,

А жизнь – движенье! »

Инструктор. Ребята, как вы думаете, что значат слова «Жизнь движение» Высказывания детей

Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие за движениями по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира, по стране, где царствуют мир, добро, красота, где невозможное становится возможным, если на помощь приходят верные и надёжные друзья! Вы, конечно, догадались, что я предлагаю совершить путешествие в страну…..

Сказок, « за тридевять земель, в тридевятое царство». Время в этой стране бежит или сказочно быстро или, наоборот, тянется очень медленно, « долго ли, коротко ли…». Действие легко переносится из настоящего в будущее. Дорога будет очень трудной. Вам предстоит преодолеть разные препятствия. Нужно быть осторожным, там много неожиданностей.

Какие качества нам помогут преодолеть этот трудный путь? (Высказывания детей. Смелость, выносливость, сила, смекалка, дружба, хорошее настроение и т.д.).

Инструктор . Правильно ребята. Мы должны быть внимательными, сильными, ловкими и смелыми. А для этого необходимо собраться с силами и размять мышцы.

Все собрались?

Все здоровы?

Путешествовать по сказкам готовы?

Инструктор. Но как мы попадем в сказочную страну?

(дети высказывают свои предложения)

Инструктор: Вы правы, путешествовать можно отправиться на любом транспорте, пойти пешком, но мне кажется, будет удобнее путешествовать на ковре самолете. Согласны?

Воспитатель: А вот и наш ковер самолет. Оказывается, он волшебный и сможет взять только самых дружных ребят. Как вы думаете, он вас возьмет? Тогда рассаживайтесь поудобнее, возьмите своего друга за руку, закройте глаза, взлетаем. (слышится звук ветра).

Слайд (сказка теремок)

Инструктор . А вот и первая остановка. Как вы думаете, что это за сказка?

Правильно ребята, «Теремок». Предлагаю отправиться вместе со зверушками на новоселье в теремок

I. Вводная часть.

  • Обычная ходьба.
  • Вот лиса вышагивает важно - Ходьба на носках.
  • медведь косолапый идет, переваливается - Ходьба на наружной стороне стопы.
  • мышка семенит по тропинке - Ходьба мелким шагом.
  • серый волк скачет широкими прыжками - Ходьба широким шагом.
  • Спешат звери, торопятся в теремок - Бег в умеренном темпе.
  • Заинька тоже скачет на новоселье - Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
  • Идут зверушки, торопятся - Ходьба обычная.
  • Лягушка спешит, перепрыгивая с кочки на кочку - Прыжки из обруча в обруч.
  • Спешат звери, боятся опоздать - Ходьба обычная

Увидели теремок, обрадовались.(мимическое упражнение)

Подошли к теремку, полюбовались, решили поселиться в нем и отметить новоселье: веселиться, плясать, в любимые игры играть.

II. Основная часть.

Инструктор. Ой! Ребята! Смотрите! Волшебный клубок, он нам может пригодиться.

За клубочком мы пойдем

И задание найдем.

А вот и следующая сказка. Слайд (сказка колобок)

Инструктор бросает клубок, к заранее подготовленной коробке. В коробке лежат мячи.

(Дети выполняют упражнения под музыку про колобка)

ОРУ с мячом

1.«Жили-были дед и бабка на полянке у реки »

И. п. – ноги вместе, руки с мячом внизу.

Вот такой высокий дед

Дети поднимаются на носки, мяч вверх.

И вот такая бабка!

Опускаются на пятки, мяч вниз. 4 раза

2. «Дед и бабка лепили колобки»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки с мячом прижаты к груди.

1- повернуть туловище вправо;

2- вытянуть руки;

3- И. п. Повторить то же в другую сторону. Выполнять упражнение 2 -3 раза в каждую сторону.

3. «Спрячем колобки »

И. п. – ноги врозь, руки с мячом за головой.

1-2- руки поднять вверх, наклониться вперед, посмотреть на мяч, сказать «Вот»

3-4- И. п. 4 раза

4. «Положили колобок студиться на лавку»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью.

1- присесть,

положить мяч на пол;

2- встать, руки на пояс;

3- присесть, взять мяч в руки;

4- И.П. 4 раза

Упражнение на восстановление дыхания:

Подуем на плечо, подуем на другое,

Подуем на живот, а потом на облака.

Быстро потянулись,

И мне улыбнулись.

Выполняется ходьба друг за другом, во время которой дети складывают мячи в корзину.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки - раз,

А зажмуриваем - два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

ОВД

(способ выполнения – поточный, первая подгруппа выполняет задание с воспитателем) слайд (сказка Муха – Цокотуха)

1. «Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки»

Прыжки без остановки через гимнастические палки, положенные на расстоянии 80см друг от друга;

  1. «Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки»

Подлезание под гимнастической скамьей на животе.

3. Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!

Бросание вдаль мешочков с песком.

(Вторая подгруппа детей выполняет метание вдаль с инструктором. Следить за правильным и.п. и замахом из-за головы).

Хороводная игра «Дети и персонажи сказок».

Дети встают в круг. Некоторым из них надевают шапочки- маски лисы, зайца, волка. Под мотив русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Видят, скачет по лужайке быстроногий серый зайка.

И сейчас же зайчику погрозили пальчиком:

«Убегай малыш скорей! И не бойся ты детей!»

В середину круга выпрыгивает ребёнок в маске зайца. Дети грозят пальцем. «зайчик» прыгает по кругу и встаёт на своё место. Идут по кругу.

Дети по лесу гуляли, ягоды в траве искали.

Видят, вышла на опушку лиска, рыжая подружка.

Все захлопали в ладоши и сказали ей построже:

«Ты, лисичка, убегай и ребяток не пугай!»

Ребёнок в маске лисы на носочках пробегает по внутреннему кругу и встаёт на место. Дети хлопают в ладоши. Идут по кругу.

Дети по лесу гуляли, ягоды в траве искали.

Видят, вот крадётся волк. Он зубами щёлк да щёлк.

Все ребята задрожали и от волка убежали.

Быстро бегают друзья, их догнать никак нельзя.

В круг широким шагом забегает ребёнок в маске волка. Дети начинают дрожать. Разбегаются от волка.

III. Заключительная часть.

Инструктор. Путешествуя по сказкам, мы совсем забыли про время, а ведь нам пора возвращаться домой. Страна Сказок – удивительная страна, каждый из вас найдёт здесь полюбившуюся сказку.

Перед тем как нам вернуться, давайте немного отдохнем и сделаем небольшой массаж.

Дети берут массажных ёжиков и садятся на пол по кругу. Фоном звучит тихая музыка.

1. Массаж кистей рук:

Ёжик, ёжик, ты колючий, Покатайся между ручек.

2. Массаж правой и левой руки:

Двигаем ёжика вверх и вниз сначала по одной руке, затем по другой, слегка надавливая на мяч (от кисти к плечу и обратно).

3. Массаж груди:

Ёжика двигаем ладошкой по кругу на груди.

4. Массаж спины:

Дети поворачиваются по кругу и пододвигаются ближе друг к другу, так чтобы каждый ребёнок дотягивался до спины соседа. Дети делают массаж спины друг другу – двигают ёжиков вверх вниз, затем по кругу. По сигналу дети поворачиваются в другую сторону и снова делают массаж спины.

5. Массаж ног:

Дети снова садятся на пол лицом в круг, вытягивают ноги. Делают массаж сначала правой ноги, затем левой.

6. Массаж стоп:

Положить ёжика на пол, прижать его правой стопой, подвигать вперёд-назад, слегка надавливая. То же левой стопой.

Инструктор. Ребята, чтобы ковер-самолет быстрее летел нужно произнести волшебные слова. Запоминайте, произносить их надо четко, громко, чтобы волшебство удалось.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу - в сказку очень я хочу. (Хлопаем в ладоши)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча - сказочка волшебная. (Топаем ногами)

Ча-ча-ча, чу-чу-чу - в садик я уже лечу!

(Махи руками, повторяем несколько раз, можно - индивидуально)

Инструктор. Вот мы в сказке побывали.

Много нового узнали.

А теперь мы всей семьей

Воротилися домой!

Подведение итогов занятия.


Любовь Изотова
Роль народной сказки на занятиях по физической культуре

В современном мире на смену увлекательным коллективным играм, пришли компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными, спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. В подавляющем большинстве, дошкольники страдают дефицитом движения, в результате чего у них исчезает интерес к занятиям физической культурой .

На мой взгляд, сформировать у детей интерес к физической культуре и спорту , повысить потребность в естественной двигательной активности, можно с помощью составления двигательных сказок на занятиях по физической культуре .

Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений , объединенных одной сюжетной линией и направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.

Составлять сказки можно в любой части занятия : как в процессе всего занятия , так и в отдельных его частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений) . Это зависит от поставленных задач занятия , формы его проведения, подготовленности детей и взрослого. Также двигательные сказки «бодрящей» гимнастики в утренние часы.

Эффективно в процессе составления сюжета двигательных сказок , предлагать детям различные образно-подражательные движения. Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение и попросить детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например : «лягушка» - передние лапки (руки) ставит рядышком, между ног, а задние (ноги) расставляет широко. «Зайка» - ушки может навострить, а может опустить, лапки может прижать от страха, а может поставить важно в бока.

Можно составлять двигательные сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные взрослым, а также самими детьми. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей. Например, Красная шапочка может идти вприпрыжку или собирать цветы по пути к бабушке, может перейти через речку или перепрыгнуть через ручей, пролезть под упавшим деревом и т. д. Интересно предлагать детям изменять характер 1-2 героев. Например, что было бы, если бы Красная шапочка встретила доброго волка, а сама Красная шапочка была бы очень капризной. После того, как дети усвоят этот прием, можно предложить им ввести в сказку новых героев . Например, Красная шапочка встретила по пути хитрую лису и доброго волка, которая хочет выманить у девочки пирожки, а волк старается помочь девочке донести пирожки до бабушки. При составлении сказок по знакомым сюжетам (старая сказка с новым концом ) . У сказки сказки «Репка» - плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший и т. д. Иными словами, говоря : «сказка -средство формирования интереса к двигательной активности», имеется в виду не только творчество детей, но профессиональное творчество педагогов. Здесь в частности, подразумевается гибкое, вариативное использование предлагаемых

Вся работа по развитию двигательного творчества проходит несколько этапов :

На первом этапе в группе воспитателем с детьми проводится определенная работа :

Знакомство с содержанием сказки ;

Определяется количество персонажей, их характеристики;

Происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;

Предлагается изменение сюжета сказки .

Соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам.

На занятиях по физической культуре , дети знакомятся с правильным выполнением упражнений – двигательных сказочных образов , с помощью образно-подражательных движений в игровой форме. Для облегчения запоминания сюжета и воспроизведения двигательных образов в двигательной сказке , предлагается использовать рисунки или карточки-схемы.

Лучше если в течение месяца работать над одной сказкой , так как предварительная подготовка требует больших временных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от детей.

Этот этап длится в зависимости от навыков и умений детей, от объема разученных движений-образов, требуемых к той или иной сказке .

На втором этапе инструктор с детьми занимается составлением двигательной сказки , изменяя сюжет знакомой сказки , или придумывая новую сказку . Идет закрепление и совершенствование техники разученных упражнений, а также вырабатывается умение выполнять разученное упражнение в разных условиях. Ребенку предлагается показывать (изображать в движениях) некоторые сюжетные сценки, в которых они, исполняя роль какого-либо персонажа, взаимодействуют с другими персонажами. Создается образная игровая ситуация, это помогает малышам более или менее самостоятельно искать и находить выразительные средства для передачи характера персонажа, его настроения взаимоотношений с другими действующими лицами. Важно, чтобы найденные движения не были «единственным решением» . Пусть ребенок попытается придумать варианты. Составлять сказки можно в любой части занятия : как в процессе всего занятия , так и в отдельных его частях (разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры). Это зависит от поставленных задач занятия , формы его проведения, подготовленности детей и взрослого. Двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.

1. По форме двигательные сказки схожи с краткими образными сюжетными рассказами . В сюжет сказки можно включать разные игры, в том числе игры-эстафеты и спортивные игры. Особую ценность имеют сюжетные игры с большим количеством ролей и, соответственно, возможностями индивидуального появления творчества. Например, игры «Совушка» , «День и ночь» , «Сделай фигуру» и др.

2. Основным условием развития двигательного творчества при обучении физическим упражнениям на занятиях по физическому воспитанию (основным видам движений, общеразвивающим упражнениям) является достаточный двигательный опыт детей. Наличие двигательных навыков позволяет свободно использовать их в своей многообразной деятельности, проявляя самостоятельность в изменении характера, способов действия в зависимости от условий.

3. Продумывая задания для составления двигательных сказок , важно создать положительный психологический климат занятия , учитывая следующие особенности :

Возрастные и психофизические особенности детей в группе;

Использование разнообразных приемов психологического воздействия и стимуляции двигательной активности детей;

Общее самочувствие детей, в соответствии с погодными условиями;

Разумное соотношение нагрузки на организм;

Соблюдение педагогического такта.

4. Эффективно использование методов проблемного обучения.

Например : как пройти Красной шапочке, если на пути волк? (Переплыть через реку – волк не умеет плавать. Или где мышкам раздобыть сыр? - В кладовке. Как туда попасть? Подняться по мостику, и т. д.) Игровая форма упражнений поддерживает устойчивый интерес к их выполнению. Постоянный эмоционально-положительный фон обучения способствует более прочному усвоению изучаемого материала.

5 Додумывание, достраивание, изменение образов, ситуаций, сюжетов с помощью детей.

6. Можно составлять сказки уже хорошо знакомого содержания детям или придуманные инструктором, а также самими детьми. При составлении сказок по знакомым сюжетам , можно придумать различные ситуации (старая сказка с новым концом ) . У сказки может быть как хороший, так и плохой итог. Например, у сказки «Репка» - плохой конец, а у сказки «Теремок» итог может быть хороший. Детям предлагается придумать свое окончание к народным сказкам : «Курочка Ряба» , «Репка» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят» . Иными словами, говоря : «сказка -средство формирования интереса к двигательной активности», подразумевается гибкое, вариативное использование предлагаемых сказок на физкультурных занятиях в двигательно-игровой деятельности, а также в других видах.

7. Во время сочинения двигательных сказок педагог создает условия для реализации потребностей ребенка, предметно-развивающую среду, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребенка.

8. Во время придумывания двигательных сказок важно использовать игровые приемы (путешествие в сказку , визит сказочных героев , сказочные мотивации (сделай как герой сказки , помоги герою и т. д.) .

Хочется отметить, что составление двигательных сказок вызывает потребность и желание у детей заниматься физической культурой , создает положительный психологический настрой на занятии . Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - дети с интересом ждут следующего физкультурного занятия .

Литература :

Бочарова Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ . - М., 2007.

Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! - М., 2004.

Горькова Л. Г., Обухова Л. А., Занятия физической культурой в ДОУ . – М., 2005.

Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления. - М., 1999.

Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротреннинг для дошкольников. – СПб., 2002.

Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика, (хореография в д/с) . - М., 2006.

Степаненкова Э. Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх. - М., 2005.