Упражнения

Стили игры вратарей в хоккее. "Он навсегда изменил отношение к советским хоккеистам". Каким Северная Америка запомнила Третьяка. Маска «кошачий глаз»

В современном хоккее мы видим разнообразные стили игры вратарей. Некоторые школы и тренеры преподают стиль «баттерфляй», а некоторые - старый стиль игры «в стойке». То что я хочу показать, это активный стиль игры в воротах, который можно назвать «современным» или «гибридным».

Что это означает?
Вратари не должны играть в таком стиле, когда одно и то же движение является эффективным для разных игровых ситуаций. «Баттерфляй» - очень эффективен, когда используется правильно и в нужное время. Однако он не спасает, когда необходимо больше тактического движения для максимального охвата игрового пространства.

Смысл этого правила заключается в том, что необходимо оставаться в «стойке», пока это возможно и опускаться на колени, когда ситуация требует этого. Это то, что я называю современным, гибридным стилем. Помните, что голкипер всегда быстрей реагирует на шайбу из его основной стойки, нежели из любого другого положения. Это результат практики и наиболее удобно для вратаря. Также, находясь в основной стойке, вратарь имеет наилучшую возможность для перемещения в любом направлении, требуемом игровой ситуацией.
У некоторых людей может возникнуть вопрос: «Почему нельзя использовать стиль «баттерфляй» постоянно?». Ответ прост: если вратарь при различных игровых ситуациях действует по шаблону, то противник это очень быстро начинает понимать и заставит голкипера поплатиться за это. Также, используя этот стиль очень тяжело перемещаться при передачах с фланга на фланг. Молодые вратари могут избежать ошибок со стилем «баттерфляй», особенно обладая хорошей техникой, но, более старшим вратарям гораздо сложнее при увеличении скорости игры полагаться только на движения данного стиля.
Если голкипер, отражая бросок на коленях отбивает шайбу ему будет очень тяжело переместиться под возможное добивание. В случае же когда голкипер отбивает шайбу «в стойке» гораздо легче занять позицию для отражения последующих бросков.

Используйте стиль «баттерфляй», когда не известно направление броска, если необходимо перекрыть наибольшее пространство при игре непосредственно у ворот, при подставлениях, рикошетах и т.д. Если вы видите бросок, просто парируйте его, находясь в стойке, и будьте готовы переместиться для отражения следующих бросков.

Я достаточно много говорил здесь об игре в стиле «баттерфляй», но это правило относится и к другим ситуациям, когда вратари опускаются на колени. Чаще всего это происходит с юными голкиперами, которые падают на колени при любой ситуации. Это распространенная ошибка, которая может быть исправлена, совершенствованием основных навыков и основываясь на принципе, что вратарю гораздо удобнее защищать ворота находясь в стойке, нежели играя на коленях.

Так когда же необходимо играть внизу? Есть очень много ситуаций, когда голкиперу следует это делать. Например:

Передача на угол вратарской площади
Выходы 2 в 1
Броски сходу при передачах из-за ворот
Рикошеты
При скоплении большого количества игроков перед воротами
Подставления
Потеря контроля шайбы
И т.д.

Резюмируя, хочу сказать: учите ваших вратарей находиться в стойке настолько долго, насколько это возможно. Таким образом, они имеют возможность двигаться и перемещаться. Опускаясь на лед вратарь ограничивает себя в игре и может случится так, что это сделает вратаря хуже.

Вратарь находится в стойке «баттерфляй» и хорошо перекрывает направления броска. Но использовать для всех игровых ситуаций нельзя.

Обязательно имеет пару олимпиадных тем, какой стиль лучше. Приводятся цифры статистики, забитые/пропущенные, как играл вратарь и т.п. Как правило, обсуждающие с трудом понимают разницу между игрой в стойке, баттерфляем и комбинированным стилем. В лучшем случае, понимать понимаю, сказать не могу.

История появления

В седые времена вратарям лёжа играть вообще запрещалось. Причина в том, что хоккей с шайбой произошёл от «бэнди», хоккея с мячом. И вообще эта игра имеет английские корни. А джентльменам не пристало ползать по льду на коленках.

Но, потом правила пришлось поменять. Причина банальна. Рост скорости полёта шайбы. Вратарям, кстати, игравшим без шлемов и масок, становилось сложнее оставлять ворота сухими.

Вратари расширили арсенал приёмов ловли и отбивания шайбы. Хотя, в тех же СССР, длительное время считалось некошерным играть на коленках. Только стойка. В Канадах вратари тоже на колени становились редко. Главным отличие «их» школы от вратарской школы СССР была более активная игра клюшкой.

Но, постепенно, вратари всё же стали пользовать колени. Пионером этого дела выступил В. Третьяк (тот самый). Фактически Третьяк зародил некий прототип «баттерфляя». Играла легенда, преимущественно, пользуя коленки.

Но по-настоящему заиграл некто Патрик Руа. Судя по фамилии, парень не играл в ЦСКА. Карьера воротника в главной лиге Земли началась в 1984 году. Во многом, благодаря его усилиям Монреаль Канадиенс стали обладателями Кубка Стэнли.

Сам современный стиль начал складываться уже в 1990-х. Игру на коленках сменила игра на боковых поверхностях щитков (это такие «матрацы», которые у хоккейных вратарей на ногах).

Сейчас, по разным данным, 70-80 % вратарей (в Северной Америке) играют именно в стиле «баттерфляй». В Европе, по историческим причинам, чуть меньше. Хотя уже нет. Есть же КХЛ.

Встань и стой

Именно так переводится «stand-up». Суть стиля простая:

1. Вратарь играет стоя, когда угроза воротам наиболее вероятно, он приседает, т.н. низкая стойка. Есть ещё высокая и средняя. Выбор стойки зависит от высоты вероятности удара по воротам.

2. Вратарь смещается по линии шайбы. В «стэндапе» важным моментом является именно выбор позиции между воротами и бросающим.

3. Активная игра клюшкой приветствуется.

5. Вратарь активен в воротах, он постоянно смещается, закрывая всю вертикаль части ворот за собой.

6. Вратарь активно играет на выходах, сокращая угол обстрела ворот.

Частично к «стендапу» можно отнести комбинированный стиль . Хотя многие его относят ближе к «баттерфляю». Эта та самая игра на коленках. Суть в том, что ситуативно вратарь остаётся в стойке, или наоборот, падает на колено, вытягивая ногу. Большинство современных «стэндапистов» играют именно в комбинированный стиль...

Вратарь, оставивший не удел форвардов новокузнецкого «Металлурга» и «Сибири», родился в Международный женский день – 8 марта 1982 года. В чемпионате Швеции выступал за «Вестерос» и ХВ-71. Играл за шведскую сборную на различных этапах Евротура, а в 2007 году принял участие – правда, весьма скромное – и в чемпионате мира. Был также в расширенном составе олимпийской сборной, но в Ванкувер так и не поехал.

– Я знаком с этим вратарем. Он играл на Кубке Первого канала, был признан лучшим голкипером сезона 2006/2007 в шведском чемпионате, – рассказал в день подписания контракта старший тренер уфимцев Игорь Захаркин , поработавший в Швеции. – Стиль его игры – классический, а не модный в последнее время баттерфляй, когда голкипер садится на лед и перекрывает нижние углы. Эрик же предпочитает действовать в стойке, но главное его достоинство – он все время в фокусе: это когда голкипер выручает в тех редких острых моментах, возникающих у его ворот. Для нашей команды, большую часть времени проводящей в атаках, последнее качество особенно ценно.

Выступал Эрсберг и за океаном. В «Лос-Анджелесе», пригласившем никем не задрафтованного шведа, вратарская бригада была откровенно слабая, что, как ни парадоксально, только повышало конкурентность: достаточно сказать, что в сезоне 2007/2008 «Короли» задействовали аж семерых голкиперов. За три с небольшим года Эрик провел 53 матча в НХЛ и еще 32 в фарме «Лос-Анджелеса», «Манчестере».

В Уфу швед прилетел в конце октября, когда оба вратаря «Салавата Юлаева» – Виталий Колесник и Александр Еременко – стали действовать несколько неуверенно. Интересно, что сразу же бросилось в глаза несоответствие сказанного Захаркиным с увиденном на льду – Эрсберг играл в ярко выраженном стиле баттерфляй. Но позже перестроился и поэтому сейчас его стиль можно назвать смешанным.

– Не скрою, я держал в голове возможность выступать в России, – рассказывает голкипер. – И мне хотелось попасть именно в хорошую команду. Такую, в которой решают серьезные задачи. И «Салават Юлаев» в этом отношении – идеальный вариант. На самом деле я не очень много знал об этой команде и об Уфе. Я много общался с Робертом Нильссоном , который летом перебрался сюда. Он рассказал много хорошего о городе и клубе. Сомнения отпали напрочь. У нас хорошая команда. Мы сможем выиграть что угодно.

Дебютировав крайне неудачно – три пропущенные шайбы от «Витязя» и пять всего за полчаса от «Барыса» – Эрсберг постепенно привык к новому коллективу, и в конце ноября выдал ударную серию, в трех матчах пропустив лишь один гол.

– Мы верим в Эрика и дадим ему необходимое время, чтобы адаптироваться в российском хоккее, – сказал главный тренер «Салавата Юлаева» Вячеслав Быков . – До начала плей-офф мы будем держать в тонусе всех трех наших вратарей.

За последние десятилетия мастера вроде изменили мир хоккея. Часто отмечалось, что он так и не получил возможности в 80-е попробовать свои силы в НХЛ, но советский страж ворот изменил отношение к голкиперам и стиль их игры за те более 15 лет, что отдал и .

Выступление Третьяка на Олимпиадах, чемпионатах мира, Кубке Канады и в Суперсерии-72 навсегда вписано золотыми буквами в историю хоккея, и имя голкипера абсолютно заслуженно включено в Зал хоккейной славы. Лишь политика и упертые чиновники (с советской стороны) помешали ему оставить свой след и в мире НХЛ, но Владислав все равно успел повлиять на поколения вратарей и изменил их подход к игре.

БАТТЕРФЛЯЙ

Историю стиля баттерфляй невозможно рассказывать, не упоминая такие имена, как Гленн Холл , и .

Многие специалисты считают Холла первым вратарем, который не только успешно использовал этот стиль, но и довел его почти до совершенства. И пусть его последователи смогли еще улучшить свои навыки, но прозвище "Мистер вратарь" наглядно говорит о том, как Холл повлиял на развитие игры в свое время. Достижения Холла говорят сами за себя, но можно с уверенностью утверждать, что Северная Америка не готова была увидеть советского голкипера в роли лучшего стража ворот на международном уровне.

В отличие от современных вратарей Третьяк великолепно сочетал новые на тот момент приемы игры в стиле баттерфляй с классическими приемами игры в стойке. Результат получился феноменальным, когда Третьяк поразил всех по ходу легендарной Суперсерии-72, в которой сошлись сборные СССР и . Изначально североамериканские фанаты ожидали уверенной победы своих кумиров, но Третьяк и вся сборная СССР заставили себя уважать. Особенно запомнился именно Владислав, который поражал своими невероятными спасениями ворот.

Третьяк заслужил репутацию одного из самых талантливых и умных вратарей, который никогда не выступал в НХЛ. И пусть Канада одержала итоговую минимальную победу в той Суперсерии, Третьяк не оставил сомнений, кто был лучшим вратарем тех противостояний. Оно возвысило его над другими современниками.

УСПЕХ

До Суперсерии-72 мало что было известно о Третьяке. И можно смело говорить о том, что североамериканские фанаты явно недооценивали уровень его таланта. Пусть Владислав, которому на тот момент было всего 20 лет, закончил Суперсерию с показателями 88,4 процента отраженных бросков и 3,87 шайбы пропущенных в среднем за матч, голкипер все равно оставил неизгладимое впечатление и множество раз останавливал звездную атаку канадцев. Стоит отметить, что его коллеги из стана соперников показали цифры не лучше - Кен Драйден (83,8; 4,75) и Тони Эспозито (88,2; 3,33).

После окончания Суперсерии 1972 года хоккейный мир ощутил, что не сможет довольствоваться единственным противостоянием сборных СССР и Канады. Так что в 1974-м было решено повторить данный формат. Команды вновь должны были провести по четыре матча дома и на выезде. После первого этапа противостояния команды покинули Канаду, имея в своем активе по победе, поражению и по две ничьих. А затем советская сборная выиграла три из четырех матчей на своей земле. Третьяк выходил в семи из восьми встреч и пропускал в среднем 3,57 шайбы за матч. Тем самым он лишь подкрепил прошлые восторженные отзывы.

После Суперсерии-74 популярность Третьяка в Северной Америке лишь возросла. Российский голкипер всего за пару лет превратился из никому не известного юнца в звезду первой величины. Именно его действия в воротах заставили многих изменить отношения к советскому хоккею. Суперсерии не только продемонстрировали, что на мировой хоккейной карте появилась новая сила, но они также сыграли очень важную роль в эпоху холодной войны.

Напряжение в отношениях между странами существовало уже длительное время, но Суперсерия-72 позволила сборным СССР и Канады встретиться и продемонстрировать свое истинное мастерство всему миру. И пусть хоккейные матчи мало что изменили в отношении к СССР в целом, но игра советских хоккеистов, в том числе не в последнюю очередь и Третьяка, изменила к ним отношение хоккейных болельщиков по всему миру.

Какие это были имена: , - они поражали своими талантами и навыками. Не отставал от партнеров и Третьяк. Его выступление так впечатлило, что на драфте 1983 года не пожалел ради Владислава выбор в седьмом раунде. Однако ему так и не было суждено попробовать себя за океаном. Но не стоит думать, что Третьяка запомнят только по Суперсериям. За свою карьеру он сделал достаточно, чтобы считаться одним из величайших вратарей XX века.

Третьяк не только был первым номером непобедимого ЦСКА, но и добился множества успехов на международном уровне в составе сборной СССР.

В список его достижений входят три золота Олимпийских игр, десять побед на чемпионатах мира, золото Кубка Канады-81 и победа в Кубке Вызова в 1979 году. Огромное количество золотых медалей и первых мест. Так что на этом фоне серебро Олимпиады-80 и двух чемпионатов мира и еще одна бронза ЧМ-77 кажутся даже небольшими неудачами.

С каждым годом Третьяк прибавлял. Что в ЦСКА, что в национальной сборной. Он был безоговорочно лучшим вратарем Европы, но так и не получил шанса попробовать свои силы в НХЛ. Его не отпустило советское руководство. В конце концов, после очередного отказа отпустить его в Монреаль Третьяк решил завершить карьеру. Пусть он так и не попал в команду из Северной Америки, но на этом континенте ему присвоен статус легенды.

СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА

Завершив профессиональную карьеру в середине 80-х, Третьяк, наконец, попал в НХЛ в 90-х, оказавшись в . Хоккейным фанатам так и не посчастливилось увидеть его на льду, но в сезоне-1990/91 он стал тренером вратарей "Блэкхокс", и это сразу же бросилось в глаза. всегда признавался, что Третьяк был его кумиром. И голкипер не скрывает, что работа под присмотром Владислава очень многое ему дала. Хотя учитель даже не мог изъясняться на английском.

В "Чикаго" начался новый этап карьеры Третьяка. Сам Владислав всегда отличался умением выбрать идеальную позицию в воротах. Но и в других аспектах вратарской техники у него не было пробелов. Так что, даже несмотря на языковой барьер, Третьяк смог донести свои мысли до своего подопечного, в результате чего Белфор выдал прекрасный сезон - 43 победы и 2,5 шайбы пропущенных в среднем за матч.

Дальше карьера Эда пошла по возрастающей. И "Орел" никогда не забывал поблагодарить за это Третьяка: "Мы общались через переводчика. Но и без слов я научился понимать, чего он хочет от меня. Он сам выходил на лед вместе с нами. Как-то он вышел на тренировку, и никто не мог забить ему. даже грозил, что выпустит его на следующую игру. Но Владислав отказался и сказал, что пришло время Эдди. И я безмерно за все ему благодарен".

Если кто-то помнит, что выступал в НХЛ под 20-м номером, то он, наверное, знает, что Евгений взял этот номер в честь Третьяка. Так же когда-то поступил и Белфор. И пусть Эд проработал под присмотром Третьяка в "Чикаго" всего год, позиционная игра стала одним из его главных козырей, и его ждала в дальнейшем успешная карьера в других клубах НХЛ. Всего за год Владислав помог своему подопечному сделать большой шаг вперед, а также заложил фундамент для дальнейшего прогресса.

Многие известные хоккеисты, вроде Фила Эспозито, отмечали, что Третьяк играл слишком глубоко в воротах. Но советская вратарская школа учила голкиперов полагаться на скорость передвижения, свои рефлексы и реакцию, а не выкатываться навстречу нападающему. Уникальный стиль игры Третьяка, который сочетал в себе лучшие аспекты разных вратарских техник, позволял ему успешно противостоять соперникам на разных уровнях.

ВРАТАРСКАЯ ШКОЛА

После "Чикаго" Третьяк организовал специальную вратарскую школу, которую посещали голкиперы вроде Гашека или Теодора, Третьяк всегда находил время, чтобы уделить внимание детям, которые мечтают однажды попасть в НХЛ.

Наконец, ему была оказана высокая честь, и в 2006 году Третьяк был назначен главой Федерации хоккея России. Во время его правления выиграла долгожданное золото чемпионата мира, но вот на Олимпиадах удача от команды пока отворачивалась.

ВКЛАД В ИСТОРИЮ

Хоккейная карьера Владислава Третьяка стала предметом многих споров в кругах хоккейных фанатов. Некоторые настаивают, что мир так и не получил возможность увидеть его во всей красе, ведь ему так и не было суждено попасть в НХЛ. И хотя дипломатические разногласия не позволили Владиславу когда-то уехать в Северную Америку, он сделал все возможное, чтобы страны смогли обменяться опытом.

На протяжении всей карьеры его окружали блестящие партнеры. Что в ЦСКА, что в сборной СССР. Но некоторые забывают, что на его долю выпали серьезнейшие испытания в очень молодом возрасте. В разгар холодной войны ему был доверен пост первого номера в одном из главных хоккейных событий XX века - Суперсерии 1972 года. И хотя в сборной СССР выступали прекрасные защитники, но на долю вратаря выпало тяжелейшее испытание.

После 1972 и 1974 годов Третьяк завоевал уважение всего хоккейного мира. В те годы сборные СССР и Канады подарили фанатам зрелище, о котором они и не могли мечтать. Во времена холодной войны политические споры отошли на второй план ради игры в хоккей. И именно тогда Третьяк не только вписал свое имя золотыми буквами в историю этого вида спорта, но и помог навсегда изменить отношение к советским, а потом уже российским игрокам.

История хоккея с шайбой насчитывает без малого 150 лет. Первый официальный матч состоялся в Монреале в далеком 1875 году, а первый свод правил составлен в 1877-м. За полтора века в хоккее поменялось почти все: от правил и количества игроков на поле до амуниции. Современные хоккеисты отличаются от своих предшественников так же, как бойцы элитных военных отрядов от римских гладиаторов. Особенно ярко смена эпох и технологий в экипировке просматривается на примере вратарей. Ведь голкипер - самая уязвимая фигура на ледовой площадке, нуждающаяся в повышенной защите. О том, как менялась вратарская амуниция с начала хоккейной эпохи по сегодняшний день, смотрите в нашей новой интерактивной статье.

К сожалению, ваша версия браузера устарела. Если вы хотите просмотреть инфографику, пожалуйста, обновите браузер.

Просто кликните на иконку, и вы попадете на страницу загрузки.

Эволюция вратарской амуниции

  • 1910–1940
  • 1940–1970
  • 1970–1990
  • 1990–2000
  • 2000–Н.В.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Клинт Бенедикт стал первым профессиональным вратарем-новатором в истории хоккея. В те времена правила игры существенно отличались от нынешних. Пас вперед был запрещен, игроки не имели права подыгрывать себе шайбу коньком, а смена состава была разрешена только во время остановки игры. Малые штрафы длились по 3 минуты, и исключения не делались даже для вратарей: в случае удаления голкипер отправлялся на скамейку штрафников, а его место в воротах временно занимал защитник или нападающий. За нарушение правил игры участники расплачивались... наличностью. Сумма штрафов составляла от 2 до 15$. Минимальный штраф касался голкиперов, которые падали на лед для того, чтобы отбить шайбу. Тогда этот прием был запрещен. Однако «поскальзываться и спотыкаться» голкиперам все же позволялось, чем максимально артистично пользовался Бенедикт. За свои частые «падения» на колени Клинта прозвали «молящимся вратарем». Бенедикт спровоцировал президента НХЛ Фрэнка Колдера на первое изменение пункта правил в Лиге: 9 января 1918 года функционер объявил, что голкиперы для защиты ворот могут играть и на коленях. «Если захотят, пусть стоят хоть на головах», - заявил тогда Колдер.

Начало эпохи

В начале ХХ века понятия «вратарская амуниция» в хоккее фактически не существовало, поэтому защитная экипировка заимствовалась у спортсменов из других видов спорта, в частности, крикета или бейсбола. Впрочем, и сам хоккей тогда сильно отличался от современного - пас вперед был запрещен, а хоккеистов за нарушение правил игры штрафовали деньгами.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Олицетворением той эпохи стал голкипер Жак Плант - шестикратный победитель Кубка Стэнли и семикратный обладатель титула лучшего вратаря года. Он был первым голкипером в НХЛ, который регулярно надевал вратарскую маску и играл за пределами своей площадки, помогая защитникам. Уже в середине 30-х годов североамериканские стражи ворот вынуждены были столкнуться с новым грозным атакующим оружием - щелчками. Легкая амуниция уже не могла эффективно защищать ни от щелчков, ни от кистевых бросков усовершенствованными клюшками с загнутым крюком. Поэтому «броня» голкиперов была значительно усилена.

Переходный период

Середина прошлого века в хоккее стала временем коммерциализации и стандартизации как самой игры, так и производства амуниции к ней. До научно-технического прорыва было еще далеко, но вратарская экипировка в общих чертах уже напоминала нынешнюю.

ЦСКА МОСКВА

ЦСКА МОСКВА

Трехкратный олимпийский чемпион и десятикратный чемпион мира Владислав Третьяк стал символом эпохи 1970-х во вратарской игре. Именно Третьяка принято считать первым ярким представителем нового стиля «баттерфляй». До Владислава абсолютное большинство голкиперов предпочитало играть в высокой стойке, падая на лед лишь в случае крайней необходимости. Третьяк же садился на щитки заблаговременно, закрывая ими нижние углы ворот. «Девятки» можно было защитить ловушкой и блином. Получавшаяся «бабочка» оказалась на редкость неожиданным и эффективным средством охраны ворот. Однако новый стиль потребовал и многих новых технических решений в производстве экипировки.

Революция

Начало 1970-х годов стало определяющим для мирового хоккея. Первые встречи североамериканских профессионалов с европейскими командами предопределили развитие этого вида спорта на десятилетия вперед. Революционной эпоха стала и в отношении экипировки игроков. Новые материалы и технологии позволили поднять хоккей на новый уровень.

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

Возросшие скорости вынудили вратарей в очередной раз менять манеру игры. Рассчитывать на одну лишь реакцию стало бессмысленным: ситуация на площадке менялась слишком стремительно. Новым стилем игры стал «гибрид» - сочетание классической высокой стойки и «баттерфляя». Одним из наиболее выдающихся представителей «гибрида» был обладатель более чем 20 вратарских рекордов НХЛ канадец Мартин Бродёр. Внушительные габариты Бродёра (рост 188 см, вес 98 кг), а также огромные щитки и широкий нагрудник позволяли ему перекрывать почти весь створ своим телом и отбивать шайбу, даже не реагируя на бросок. Похожим способом - заранее перекрывая максимальную площадь ворот - стали играть и многие другие голкиперы.

Золотой век

В конце ХХ века сформировался тот «сногсшибательный» (в прямом и переносном смысле) хоккей, в который играют и по сей день: скоростной, жесткий и контактный. В первую очередь это было связано с дальнейшим технологическим развитием: нейлон сменился кевларом, пластмасса - композитными материалами. О возросшем темпе говорит хотя бы тот факт, что сейчас хоккеисту достаточно 14 секунд, чтобы оббежать хоккейную коробку. В 1970-х годах на это уходило вдвое больше времени.

ДИНАМО МОСКВА

ДИНАМО МОСКВА

Уже сейчас скорость полета шайбы после мощного щелчка превышает 50 м/с, что практически не оставляет вратарям шансов среагировать на бросок с близкого расстояния. Поскольку новые правила жестко ограничивают размеры амуниции и больше не позволяют просто перекрывать створ ворот своим телом, голкиперы вынуждены искать какой-то иной стиль игры. В частности, «баттерфляй» теперь играют не статично, а в движении - перемещаясь по льду в щитках. Одним из первых подобную вратарскую технику стал демонстрировать двукратный чемпион мира, шестикратный чемпион России голкипер московского «Динамо» Александр Еременко.

Наши дни

В ХХI веке уровень технологий достиг такой космической высоты, что его применение в спорте скорее приходится сдерживать. Скорость и атлетизм в хоккее, вероятно, вышли на свой максимальный уровень. Новые, еще более жесткие требования предъявляются не только к полевым игрокам, но и к вратарям, чью жизнь научно-технический прогресс скорее усложнил, чем облегчил.

В качестве единственной защиты торса использовались толстые вязаные свитера и плотные шорты на шнуровке. Поскольку щелчок тогда еще не изобрели, а шайбу редко отрывали ото льда, голкиперам, чтобы смягчить удар, хватало и этого.

Ловушка и блин

У первых вратарей не было ни ловушки, ни блина, руки защищали лишь краги. Впрочем, хоккейных краг тоже не существовало, поэтому обходиться приходилось спортивными перчатками. Это могли быть жесткие варежки или перчатки для крикета.

Вратарские коньки не отличались от коньков для полевых игроков ни формой, ни материалом, ни весом. Те же кожаные ботинки с прикрепленными к ним металлическими лезвиями. Впрочем, никто не мешал экспериментировать кустарным способом с дополнительными защитными накладками, а также высотой и шириной лезвия. Играть в самодельных коньках в НХЛ разрешалось до 1927 года.

Вратари первого поколения, не мудрствуя лукаво, использовали щитки из крикета, реже - бейсбола. С учетом того что голкиперам в те времена запрещалось падать на лед, эта экипировка была достаточно надежным и эффективным средством защиты.

На первых порах вратарская клюшка мало отличалась от обычной. Конечно, в дальнейшем голкиперы предпочитали играть клюшками с более широким крюком (правда, в те времена загибать крюк еще не догадались). Кроме того, угол между черенком и крюком у вратарской клюшки чуть меньше стандартного, чтобы было удобней закрывать «домик» (пространство между щитками и льдом). Производились же все клюшки из дерева: сначала из клена и ивы, потом из березы и дуба.

Если в любительском хоккее маски вратари стали надевать уже в 20-х годах прошлого века - использовались фехтовальные и бейсбольные сетки, то в профессиональном хоккее подобное «малодушие» считалось моветоном. Клинт Бенедикт стал первым голкипером НХЛ, вынужденно нарушившим негласный запрет. Чтобы дать срастись сломанному носу, он применил жутковатой конструкции кожаную маску. Которая, однако, не прижилась из-за того, что сокращала угол обзора, а защищала лицо весьма слабо.

Поскольку теперь шайбу часто приходилось отражать не только щитками, но и телом, голкиперы обзавелись первыми примитивными «панцирями» - кожаными нагрудниками, позаимствованными опять-таки из бейсбола, и шортами с жесткими вставками. Также пришлось укрывать от бросков спину и верхнюю часть ног, до которой «недотягивали» основные щитки.

Ловушка и блин

В первую очередь «научно-техническая революция» коснулась таких фундаментальных вратарских атрибутов, как ловушка и блин. На смену неэффективной краге пришла... перчатка бейсбольного кетчера, которую голкипер Эмили «Кот» Фрэнсис надел на матч в 1947 году. Ловить шайбу в этот «сачок» стало намного удобней. А вот блин пришлось мастерить самим - его делали из губчатой резины с деревянным каркасом и крепили на внешнюю сторону перчатки.

Это кажется странным и нелепым, но обычные хоккейные коньки - кожаные ботинки с фабрично приклепанными к ним лезвиями - стали серийно производить только в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Со временем эволюция коснулась лишь лезвия, которое приняло более закругленную форму, а также усиления защиты в носках и голени. Первые пластиковые вставки начали использовать лишь в 60-х годах. Вратарские коньки по-прежнему мало отличались от игровых.

Производство полноценных вратарских щитков в хоккее началось лишь в начале 30-х годов. В технологическом плане они мало чем отличались от щитков для бейсбола или крикета - натуральное кожаное покрытие и, чаще всего, хлопковое наполнение. Основное различие было лишь в размерах.

Уже в 1930-е годы вратарская клюшка обрела свои привычные очертания: расширенный книзу черенок, широкий крюк. Ее по-прежнему делали из дерева, но уже по иной технологии - не из цельного материала, а посредством прессования слоев. В 1960-е клюшки стали ламинировать стекловолокном и другими синтетическими материалами. Все вместе это придавало изделию большую легкость и гибкость.

1 ноября 1959 года в профессиональном хоккее произошла революция: впервые в истории НХЛ голкипер стал постоянно играть в защитной маске. После того как Жаку Планту наложили швы на сломанный шайбой нос, голкипер «Монреаля» вернулся на лед в самодельной маске, которую носил на тренировках. Лицевой протектор был сделан из стекловолокна, слабо амортизировал шайбу и мог даже поранить в случае трещины при сильном броске. Но именно он стал прообразом большинства вратарских масок, появившихся в 1960-е и 1970-е годы.

Возросшая мощь бросков потребовала дальнейшего улучшения вратарского «панциря». Кожа и даже кожзаменитель перестали быть надежной защитой от шайбы после мощных щелчков нападающих, поэтому им на смену пришли синтетические материалы, такие как пластик и нейлон. Панцирь стал «монолитным»: нагрудник объединили с защитой для рук.

Ловушка и блин

В 1970-е годы производство ловушек и блинов стандартизировали. Формой ловушки была окончательно утверждена доработанная и измененная в размерах бейсбольная перчатка кетчера, блин же стал тыльной стороной серийной вратарской краги.

1980-е годы окончательно отправили на пенсию устаревшие кожаные коньки. Прочные ботинки из пластика и нейлона значительно надежней фиксировали голеностоп, а пластмассовая база для стального лезвия (стакан) позволила существенно уменьшить общий вес и увеличить мобильность. Наконец-то появились и специализированные вратарские коньки - с более широким, длинным и низким лезвием, укороченным задником, а также с усиленной пластиковой защитой носа и боков.

Щитки изменились мало и остались наиболее консервативной частью вратарской амуниции. Хотя и при их производстве использовались новые технологии, множество голкиперов классического стиля игры все еще предпочитало играть в компактных щитках, а не в раздутых до максимальных размеров тяжелых «матрасах».

В производстве клюшек также наступил переворот: классические «деревяшки» постепенно отошли в прошлое, уступив стекловолокну и даже алюминию. Дерево теперь чаще всего использовали в комбинации с другими материалами. Впрочем, вратарскую клюшку изменения почти не коснулись.

Владислав Третьяк оказался новатором не только в манере игры, но и в области вратарской амуниции. Его шлем с изогнутой металлической сеткой, прозванный за форму забрала «кошачий глаз», стал прародителем нынешних вратарских масок и завершил эру стекловолоконных накладок на лицо. Подобный шлем выдерживает прямое попадание шайбы, не травмируя голкипера.

В попытках максимально увеличить нагрудник вратари стали прибегать к разнообразным хитростям. Некоторые подкладывали под свитер подушечки. Фантазия других простиралась до сложных технических решений - конструкций из проволоки, которые вставляли в рукава и которые подобно крыльям расширялись под мышкой, когда голкипер расправлял руки.

Ловушка и блин

Ловушка и блин особых изменений не претерпели, хотя их производили из более прочных, долговечных и безопасных материалов. Но и они унаследовали общий тренд - были увеличены до максимальных размеров, разрешенных регламентом.

Производству коньков для вратарей стали уделять столько же внимания, сколько изготовлению обычных. Главное революционное изменение - внутренняя часть ботинка была сделана из термоформуемых материалов. Под воздействием высокой температуры они принимали анатомическую форму ноги, тем самым еще больше увеличивая устойчивость и маневренность. Кроме того, вратарские коньки были адаптированы под разные стили игры - классический, «баттерфляй» или «гибрид».

В конце ХХ века щитки некоторых голкиперов больше походили на среднегабаритные матрасы, чем на протекторы от шайбы. Результативность матчей катастрофически упала - счет хоккейных поединков стал напоминать футбольный. Ради того чтобы вернуть спорту зрелищность, было принято решение уменьшить ширину щитков. Однако, поскольку длина щитков зависит от роста голкипера, некоторое преимущество осталось у высокорослых вратарей. Настоящую войну размерам вратарских щитков объявили уже в ХХI веке.

К концу ХХ века деревянные, стекловолоконные и алюминиевые клюшки передали эстафетную палочку более легким и надежным графитовым клюшкам. Большинство вратарей уже отдавали предпочтение клюшкам с немного загнутым крюком, поскольку такой клюшкой проще отдать передачу партнеру или даже бросить по пустым воротам в концовке матча.

Ловушка и блин

Технология термоформовки добралась и до ловушки, которая теперь может принимать индивидуальные размеры и форму руки. Изготавливают ее из композитных материалов с пенной подкладкой и, иногда, карбоновым покрытием. Ее длина не должна превышать 41 см, а ширина - 20 см. Из композитных материалов выполняют и блин, его размеры ограничены 38 см в длину и 20 см в ширину.

Профессиональные хоккейные коньки обычно изготавливаются по индивидуальному заказу с учетом особенностей строения, манеры игры и предпочтений голкипера. К примеру, для представителей стиля «баттерфляй», вынужденных перемещаться по льду, сидя на щитках, внутренние стороны носков ботинок немного скашиваются. Это позволяет отталкиваться от поверхности даже в таком положении.

Для того чтобы вратарю было удобно перемещаться по льду, сидя на коленях, современные щитки делают прямоугольной формы. Их наружный слой - износостойкий кожзаменитель, внутри - спрессованный пенный наполнитель разной степени жесткости. Особенность современных протекторов - низкая амортизация, чтобы шайба отлетала подальше от ворот, а не застревала на пятачке. Ширина щитков не должна превышать 28 см, а их высота зависит от роста голкипера, но не больше 27 см над коленом.

Новое поколение профессиональных клюшек целиком производят из карбона, иногда с титановым напылением. Для игроков топ-уровня клюшки изготавливают под заказ, с учетом предпочтений в высоте, жесткости и загибе крюка.

Вратарский шлем «гибрид» теперь изготавливается из углепластика, а вот забрало по-прежнему стальное. Аэрография на маске (рисунок, наносимый распылителем) зависит лишь от фантазии и личных предпочтений каждого вратаря.