Грудных мышцы

Военно-исторические хохмы. Кто изобрёл катапульту, или юморист Леонардо. История оружия: Катапульта Судьба немецких военных машин


Сегодня речь пойдет об одном из четырех древнейших орудий осады- про катапульту! Катапульта (греч. καταπέλτης, лат. tormentum, catapulta) — греческий термин, которым обозначается любая мета тельная машина. Катапульта является одной из самых известных орудий осады. У греков слово катапульта обозначала просто метательное оружие, и к слову катапульта они добавляли другое слово, обозначающее вид снаряда (стрела или камень). У римлян значение слова катапульта приобрело вполне определённый смысл. Древнеримский автор I в. до н. э. Витрувий четко относит катапульты к стреломётным машинам, а баллисты к типу камнемётов.
Древнеримский историк Полибий писал о 7 тоннах волос, посланных союзниками в осажденный Синоп для изготовления катапульт. Применялся конский волос, но в случае крайней нужды торсионы плели из женских волос. В основном метательные машины применялись при осаде городов. Когда Сципион взял Новый Карфаген в Испании, то захватил там 75 баллист и 400 катапульт. Видимо из-за более широкого распространения стреломётов название катапульта перешло на все виды метательных машин.
Римский стреломёт, именуемый во времена поздней империи карробаллистой, так как устанавливался на повозке.
Однако во времена поздней Римской империи стреломёты стали называть баллистами, и с тех пор царит путаница — часто баллистами называют стреломёты (катапульты), и наоборот, катапультами называют камнемётные машины типа онагров. Согласно автору IV века Вегецию на штатном вооружении римского легиона состояло 55 карробаллист, которые представляли собой не что иное, как установленные на повозку стреломёты!

Изобретение катапульты!

Диодор приписывает изобретение катапульты в 399 до н. э. сиракузскому тирану Дионисию I, который собрал ремесленников в Сиракузах(на Сицилии) чтобы те изготовили ему современное оружие в борьбе с врагами. Дионисий ((Διονύσιος) — сиракузский тиран в 405—367 гг. до н. э., прославившийся своей бесчеловечной жестокостью) выдавал ремесленникам высокое жалованье, щедро одарял и приглашал к столу, а те в ответ создали катапульты разных видов, изготовили комплекты доспехов, построили новые мощные типы весельных судов. Уже в 397 до н. э. Дионисий применил стреломёты(точнее катапульты) с берега против Карфагенских кораблей. Новое оружие греков нанесло хороший удар и немалые потери оказали большой психологический эффект на карфагенян.

Иногда встречается утверждение, что первые катапульты изображены на ассирийских барельефах IX в. до н. э. из Нимруда, однако на барельефах из метательной техники показаны только пращи и луки. В энциклопедической книге об Ассирии автора George Rawlinson «The Seven Great Monarchies Of The Ancient Eastern World» приводится изображение сооружения с барельефа, которое по словам автора напоминает прообраз катапульты, но с такой трактовкой изображения трудно согласиться.



Библия приписывает изобретение катапульт древнееврейскому царю Озии в VIII в. до н. э.: «В Иерусалиме Озия сделал машины, которые были изобретены умными людьми. Эти машины стояли на башнях и на углах стен. Машины метали стрелы и большие камни.» Немецкий историк Дильс предположил, что автор жил приблизительно около 300 г. до н. э. и добавил в предшествующий период современную ему технику эллинистической эпохи. Подтверждений о существовании катапульт до IV в. до н. э. со стороны письменных источников или археологических свидетельств не поступало.

Принцип действия
Чтобы метнуть камень или большую стрелу вдаль, необходимо вначале запасти, а потом резко высвободить энергию. Это можно сделать тремя способами: растягивая волокна, скручивая сухожилия и используя противовес.

Дальше до конструкции пойдет часть скучной теории которую вы можете пропустить:
В отличие от лука, где кинетическая энергия обеспечивается упругостью согнутых плеч лука, в катапультах и баллистах энергия запасается в скрученных пучках (жгутах) малоэластичных волокон. Рычаг, вставленный одним концом в закрученный жгут, стремится раскрутиться, разгоняя другой конец рычага до большой скорости. Таким образом каждое плечо катапульты состоит из горизонтального рычага, вставленного в закрученный с определённым усилием жгут, а также основания или рамы, куда вертикально крепится жгут. Оба плеча катапульты соединены тетивой, оттянуть которую возможно только с помощью лебедки. Между рычагами установлена направляющая балка для направленного полета метательного снаряда: камня в баллисте и стрелы в катапульте.


В конструкцию входит: рычаг 2 со спусковым механизмом 6 и пращей 3.Сам рычаг крепится в пучке скрученных волокон 5 ,которые подтягиваются при помощи специального устроиства на платформе 1. Также на платформе установлена стопорная балка 4.

Эти метательные машины использовались в Древнем Риме и Греции при осаде и обороне крепостей. Из них метали камни, бочки с зажигательной смесью и т.д.


В предыдущей «Хохме» я вскользь коснулся темы «античной» артиллерии - метательных осадных машин, катапульт, баллист и прочая. А ведь, при внимательном взгляде на эту тему, проявляются интереснейшие, можно сказать, пикантные подробности!

Вот любопытно: в старинных источниках полно рисунков и гравюр, убогих и примитивных, изображающих пушки и канониров за работой. Перспектива, позы, композиция - всё никуда не годится, но хоть пушки узнаваемы. Более или менее.

А вот, таких же слабеньких, детских рисунков баллист и катапульт нет!

Уж, если катапульта - то строго соблюдены законы пропорции, рельефно и анатомически правильно бугрятся мышцы на руках и спинах легионеров, крутящих «заряжающий ворот», лошади устрашающе взвиваются на дыбы, и т.д., и т.п.

Почему так?

Ответ «рыцарей» КВИ - Канонической Версии Истории - готов: Римская империя пала под ударами кочевников, Европа погрузилась во мрак раннего Средневековья, по окончании которого европейцам пришлось заново учиться читать, писать и справлять естественные надобности... В том числе и рисовать, естественно.

Поэтому в книжках наших историков чудные картинки с изображением античных «камнемётчиков» вполне законно соседствуют с примитивными зарисовками средневековых артиллеристов.

Хорошо, зайдём с другого конца. А где же археологически достоверные останки «античных» (а равно и средневековых!) камнеметательных машин?

Их не наблюдается. Точь в точь, как в случае с триремами, чьи палубы те баллисты якобы украшали.

Вот интересно: скребла и резаки палеолита в арсенале археологов есть, гарпуны и копья неолита у археологов имеются, мечи-кинжалы бронзового века у них тоже налицо.

Даже окаменевшие экскременты силурийского трилобита есть. А вот, относительно недавних камнемётов нет - как отрезало.

Если где-то и стоит такая боевая машина, уверен: новодел. Причём, небоеспособный.

Ю. Шокарев («История оружия. Артиллерия»), описывая «катапультный» период истории артиллерии, сам вдруг с недоумением замечает, что с археологическими подтверждениями на эту тему дело обстоит, мягко говоря, проблематично.

Мол, мелькнуло как-то раз сообщение о якобы находке останков древней баллисты, но, при ближайшем рассмотрении, они оказались настолько сомнительными, что решено было их, от греха, близко не рассматривать. А ещё лучше - вообще не рассматривать и сделать вид, что ничего и не находили.

А можно зайти и с третьего конца. Если не осталось прямых свидетельств, возможно, остались косвенные?

Как ни странно, они остались. Это - те самые стены, против которых, собственно и мастерились все, так называемые, камнемёты.



Мы ничего не поймём, если не рассмотрим историю фортификации в динамике. Есть очень чёткий рубеж: XV век, вторая половина.

Начиная с этого времени, крепостные укрепления начали довольно-таки быстро «оседать в землю» и «раздаваться вширь».

Высоченные каменные или кирпичные стены превращаются в низкие толстые земляные валы, башни - в четырёхгранные бастеи-бастионы, тоже низкие, толстостенные, земляные.

Наконец, крепостная стена, как средство размещения и прикрытия стрелков, приказала долго жить.

С конца XIX века крепость, форт - это система маленьких (визуально маленьких, ибо внутри полно бетона, оружия и сложных систем жизнеобеспечения, иногда выстроенных в два-три яруса; - сам видел), предельно утопленных в землю и великолепно замаскированных укреплений, снабжённых пулемётами и скорострельными капонирными пушками.

От капонира к капониру нет сплошной цепи бойцов вдоль эскарпа или вала. Собственно вал со рвом - всего лишь средство задержать атакующую пехоту противника на те секунды, что потребуется фланкирующему ров пулемёту для того, чтобы её срезать.

Высокая каменная стена заменена незримой стеной пуль и орудийной картечи. Разумеется, в сочетании с земляными сооружениями и колючей проволокой.

Особенно, если проволоку усиливает «ноу-хау» генерала Карбышева: рыболовные крючки на стальных поводках. Весьма неприятная вещь, знаете ли.

Я о чём, собственно? Я об огнестрельном осадном оружии.

До его появления инженеры-фортификаторы как бы даже и ведать не ведали о существовании какого-то иного оружия дальнего боя.

Все эти «античные» и «средневековые» стены - сугубо противопехотные сооружения. Грубо говоря, чем выше загородка, тем труднее на неё взобраться.

Конечно, в высокий «забор» легко влепить булыжник из камнемёта. Но фортификаторов это почему-то совершенно не волнует, в отличие от их потомков, которым пришлось строить укрепления против пушек.

Они знают, что поломать их стены нельзя и потому громоздят их и в пять, и в десять метров высотой - великолепные мишени для «античной артиллерии».

А толщина тех стен определяется исключительно требованиями устойчивости: чем выше постройка, тем больше должна быть площадь её основания.

Но и командир нашего воображаемого осадного корпуса это знает! Не может не знать: иначе его на этот пост просто не назначили бы.

И что, он с унылой обречённостью тащит на быках тяжеленные махины чёрт-те знает откуда и с безнадёжным упорством садит в стены заведомо бесполезными кольями и камнями?

А некий герцог, финансирующий всю кампанию, сложив руки на животе, спокойно наблюдает, как его денежки в буквальном смысле пускаются на воздух? Что за нелепость!

Попробуем подойти к проблеме с четвёртого конца, а именно, с точки зрения физики.

Спросим: а реально ли вообще создать такую метательную машину, чтобы она камнями и кольями разрушила оборонительную стену образца, скажем ХII века?

Практика современных инженеров показывает, что нет. Выше я уже упоминал о попытках американских инженеров создать работоспособные реплики «камнемётов» по заказу кинопродюсеров. Не вышло.

Причина - не было в распоряжении средневековых и «античных» мастеров материалов, пригодных для этой цели.

Пришлось, скрепя сердце, проектировать «баллисты» и прочую абракадабру с использованием каучуковых жгутов, упругих элементов из современной стали и синтетических материалов.

Из книги в книгу кочует баллада о самоотверженности неких женщин, жительниц некоего осаждённого города, которые в порыве патриотизма пожертвовали свои волосы защитникам якобы для «техобслуживания» камнемётов.

Сей подвиг приписывают то горожанкам Карфагена, то дамам Монсегюра, то ещё кому. Причём, всегда из контекста следует, что означенные волосы пошли именно на оборудование каких-то «баллист».

Между тем, хорошо известно, что женский волос очень хорош для изготовления тетивы лука. Уж не знаю, добровольно или не очень, но стриглись дамочки именно для лучников и никак иначе...

А может быть, «древние эллины» располагали капроновым волокном?

Всё в порядке! - говорят нам КВИсты. Они знали такие особые способы то ли вымачивать, то ли высушивать всякие такие бычьи не то жилы, не то кишки, потом сплетать их с женскими волосами и сыромятными ремнями, потом приделывать куски воловьих рогов и чуть ли не китового уса, в общем, всё у них работало, как надо!

А потом, - горестно вздыхают историки, - секрет был безнадёжно утрачен...

Эта пресловутая Сага об Утраченном Секрете (СУС) настолько уже навязла в зубах, что сравнима, пожалуй, только с Балладой о Неизвестном Кочевнике (см. выше).

Порой поражаешься полному отсутствию элементарной эрудиции у людей, которые просто по определению обязаны быть эрудитами, хотя бы по верхушкам.

Ну, не надо тебе лезть в тонкости технологических процессов, разберись хотя бы с их результатами!

Чего только не загоняли в категорию СУС - дамасскую сталь и златоустовский булат, ювелирное искусство инков и железную колонну в Дели.

И невдомёк балбесам, право, не подберёшь другого слова, что не мог полуграмотный средневековый кузнец-эмпирик знать больше, чем целый металлургический НИИ, и не приходит им в голову заглянуть в тот НИИ на часок, поймать в курилке какого-нибудь МНСа и немножко его порасспросить.

И объяснил бы им оный МНС, что технология изготовления, скажем «дамасской» стали в принципе несложна, но чертовски трудоёмка и поглощает уйму времени, если есть желание - можно сварганить, но встанет это в такую копеечку, займёт столько времени, что проще заказать нож, скажем, из напильника.

Сделаем в десять раз быстрее и в десять раз дешевле, а качество клинка будет даже выше. Просто дамасский клинок красивее, его шлифованная поверхность кажется «волнистой», только и всего-то.

И про делийский столб рассказал бы. А златоустовский булат вообще никуда и не думал исчезать, из него по сей день куют офицерские кортики и парадные палаши в том же самом Златоусте. Был у меня такой кортик. Сталь - чудо, хоть стекло режь.

Так или иначе, колья и камни в какой-то момент таки начали летать. Но, как летать?

Снаряд мало добросить до цели. Нужно, чтобы в конце траектории он сохранил достаточно энергии для пробития или хотя бы повреждения преграды. В нашем случае - средневековой («античной») крепостной стены.

Такая стена представляет собой две стенки из каменных блоков или кирпичей, толщиной от метра и более, с поперечными связями и отсеками-кессонами, заполненными плотно утрамбованным грунтом.

Кинетическая энергия снаряда определяется, как половина произведения его массы на квадрат скорости в момент со­ударения с преградой.

Так вот, снаряды киношных катапульт такой энергией не располагают!

Допустим, легионеры, кряхтя, заложили в ковш катапульты аж двадцатикилограммовый булыжник. Начальную скорость его беру в 50 м/с, не более, и вот из каких соображений: в кадрах фильмов он отлично виден в полёте.

Мне довелось вдоволь пострелять из подствольного гранатомёта ГП-25; начальная скорость полёта его гранаты - 76 м/с. Стрелок - или наблюдатель, смотрящий поверх его плеча - какую-то долю секунды гранату видит, поскольку его линия визирования совпадает с линией бросания гранатомёта.

Иными словами, угловое перемещение гранаты относительно стрелка равно нулю. Но стоит сместиться чуть в сторону и гранату в полёте уже не увидишь. Так что - 50 м/с и не более того.

Имеем: кинетическая энергия нашего воображаемого булыжника в момент выстрела 25 кДж. Много это или мало? Есть с чем сравнить!

Аналогичный показатель для 23-мм зенитной пушки «Шилка» - 115 кДж. В четыре с лишним раза больше. И, тем не менее, даже и мечтать о том, чтобы с помощью такой зенитки пробить, скажем, стену обыкновенной кирпичной «хрущёвки» - в три кирпича - не приходится.

Я имел случай попробовать. Можно «просверлить», влепив длинную очередь в одно и то же место снарядов пятьдесят, но это при снайперской точности, которую может обеспечить только нарезное автоматическое оружие с его высокой кучностью стрельбы! Про кремлёвскую стену я даже не заикаюсь.

И совершенно не важно, что вес 23-мм снаряда - 200 г, а вес булыжника 20 кг: важен не вес сам по себе, а именно энергия.

Больше того, из-за своей неоптимальной, с точки зрения аэродинамики, формы оный булыжник очень быстро потеряет скорость в полёте и в стенку грохнется уже совершенно обессиленным.

А если взять камень побольше? Но он и полетит медленнее, и скорость будет терять быстрее из-за больших геометрических размеров при той же неудачной форме. Он вообще может до цели не долететь.

Хорошо, а колья? А ещё хуже. Снаряд, кроме всего остального, должен быть сделан из материала, механическая прочность которого, как минимум, не уступает прочности преграды. Деревяшкой - по камню?!

А если конец железом оковать? А если толстый, мощный набалдашник приделать? Нельзя: вес! Такая «стрела» вообще прямо перед баллистой шлёпнется, ещё и кого из своих покалечит.

Ладно, не унимается оппонент, а горшки с горючей жидкостью? Чем не «огнемёт»?

А с какой, собственно, жидкостью? Все современные жидкие и сгущённые огнесмеси изготовлены на основе лёгких, легковоспламеняющихся топлив, типа бензина.

Сырая нефть для этого дела, как ни странно, малопригодна; я не хочу загромождать изложение, поэтому скажу только, что загорается она крайне неохотно и горит вяло, пока не нагреется, а за это время её легко можно потушить, да и в горшке её ой как немного.

Какое-нибудь растительное масло? Но оно очень дорого даже сейчас, при современных агротехнологиях и, к тому же (вот досада!), само по себе опять-таки не горит: нужна пакля, фитиль, способствующий его нагреванию и испарению. Так что, предъявите мне, пожалуйста, античную крекинг-колонну.

Хорошо, налили мы какой-то горючей дряни в кринку, зарядили в катапульту, подожги и рванули спусковой рычаг... Где через секунду окажется то горючее? Правильно, у нас на головах. Оно нам надо?

Короче, всё это чушь. В современных напалмовых бомбах для воспламенения огне-смеси используются ударный взрыватель, разрывной заряд для разрушения корпуса и воспламенитель, мгновенно дающий сверхвысокую температуру для испарения и зажигания смеси.

Можно, конечно, метать просто смоляные факелы. Но ведь, далеко они не улетят: лёгонькие, с большим сопротивлением воздуху... Вот если бы придать им приличную аэродинамическую форму!

Так ведь это уже сделано. Строим роту лучников и раздаём каждому по колчану зажигательных стрел. Дальность стрельбы - выше, чем у какого-нибудь тяжёлого огнемёта. Скорострельность - неизмеримо выше. И главное: быстро и недорого создаётся множество очагов пожара.

Стрела - она маленькая, шустрая, отследить падение каждой - из сотен! - нереально, а одна не обнаруженная вовремя стрела даёт очаг пожара. Так зачем нам НЕ-эффективное средство, если есть эффективное?!

Несколько особняком в исторических измышлениях об античном огнеметании стоят некие «огнемётные трубы». Историки пытаются убедить себя и других, что речь тут идёт о «классическом» огнеметании, то есть, струёй горючей жидкости.

Огнемет в действии они, конечно, видели - в кадрах военной кинохроники. Но взять, например, книжку В.Н. Шункова «Оружие Красной Армии» и прочитать в ней описание устройства того огнемёта, вряд ли удосужились, иначе не писали бы ерунды.

Неотъемлемая составная часть классического огнемёта - баллон с воздухом под давлением 100-200 атм.

Если бы «эллины», опираясь на уровень тогдашней металлургии и смогли бы смастерить бронзовый резервуар, рассчитанный на такое давление, то чем бы они его заряжали? Ручными мехами? Не смешно.

А ведь разгадка-то лежит на поверхности. «Труба, мечущая огонь» - это просто ПУШКА, такая, какой видит её не привыкший к этому зрелищу наблюдатель.

Тогдашний порох, будучи невысокого качества, сгорать полностью в стволе не успевал и орудие, действительно, извергало чудовищные языки пламени.

Это сейчас высококачественные пороха обеспечивают почти беспламенный выстрел.

И всё: «античный» текст, упоминающий «огнемётные трубы», благополучно уехал туда, где ему быть и надлежит - в Средние века.

Остались ещё столь экзотические боеприпасы, как горшки с нечистотами и трупы заразных больных. Это просто неэффективное оружие.

Даже если мы отсыплем золотишка нескольким придуркам, чтобы они притащили такой труп на «батарею», как перебросить 70-80-килограммового покойника через вражескую стену?! Какая нужна катапульта?!

Да ведь и на той стороне не идиоты сидят, смекнут, что дело нечисто и вызовут врачей и санитаров-трупоносов. А уж те знают, что делать.

Ведь, собственно, серьёзную опасность представляют собой не трупы умерших от болезней, а вполне живые и внешне здоровые инфицированные люди, которые, в пределах инкубационного периода, даже не подозревают о том, что заражены.

Согласен, наши предки были не сильны в микробиологи, но уж карантинные-то меры принимать умели. Так что и этот тезис не проходит.

Наконец, самый термин камнемёт. «Устройство, бросающее камни», ничего более. Катапульта - точный перевод с латыни: «бросалка», ничего более.

И так везде! «Лито-бола» с греческого: «устройство, бросающее камни». Нигде - ни намёка на применение каких-то упругих элементов. Но ведь, ядра первых пушек были сплошь каменными! Значит?!

Позволю себе небольшое замечание.

Всё вышесказанное отнюдь не следует понимать так, будто бы пушки появились лишь в середине XV века. Конечно, нет. Просто к этому моменту качественный рост могущества артиллерии достиг такого уровня, что сделал невозможным и ненужным само существование традиционных отвесных высоких стен.

Пушки с ними слишком быстро расправлялись. В этот момент просто произошёл опять-таки качественный скачок в развитии фортификационной архитектуры.

Орудия появились гораздо раньше, но для прогрызания «традиционных» стен им требовалось значительное время и чудовищный расход боеприпасов.

Совсем, как англо-франко-турецким интервентам под Севастополем в 1855-1856 годах: история повторилась на качественно новом уровне.

И кстати, середина XV века - это в аккурат взятие Константинополя Сулейманом Великолепным, огромную роль в котором сыграли именно осадные пушки.

Вот после этого-то и призадумались фортификаторы: если уж такие стены не устояли, значит, нужно срочно изобретать что-то принципиально новое.

А первыми призадумались именно итальянцы, как одни из ближайших кандидатов на роль объекта очередного турецкого натиска (см. Яковлев В.В. «История крепостей»).

Общий вывод по хохме № 2: Никаких «античных», никаких «средневековых» боевых машин, принцип действия которых основан на применении каких-то упругих элементов, попросту не существовало. Были только лук, арбалет... и всё.

Вопрос: а откуда же они взялись? В смысле, на картинках - как теперь становится понятным, времён Ренессанса и позднее?

Есть мнение. Надо бы приглядеться к творчеству гениального художника/учёного/изобретателя Леонардо да Винчи (1452-1519).

«Леонардо»

Выписывал я, выписывал книжки в издательстве «Терра» и вот меня за усердие премировали «бонусом» - бесплатной книжкой. Называется «Мир Леонардо».

Потому, что результат получился прямо противоположный, по крайней мере, если книгу читать, а не просто листать картинки.

Оказывается, за 67 лет жизни гений сработал аж 12 картин. Не густо для классика, но бывает.

Однако, «железно» принадлежат кисти да Винчи только две из них: набившая оскомину «Джоконда», над которой «каждому культурному человеку» надлежит восторженно ахать и «Крещение», которое даже искусствоведы смущённо называют «необъяснимой ошибкой великого художника».

Принадлежность остальных картин определена так: «на авторство Леонардо неопровержимо указывает хищная поза горностая и изящный изгиб руки женщины...»

Это о портрете Цецилии Галлерани, любовницы герцога Сфорца. Аргумент, конечно, неопровержимый. Вот свернулся бы горностай клубочком и всё, и уже не Леонардо.

Остальное ещё невнятнее, ещё неразборчивей. Да и «Джоконда»... Моё, конечно, личное мнение и я никому его не навязываю, но в упор не вижу ничего из ряда вон выдающегося.

Сомнительной прелести женщина с перекошенным судорогой ртом. К тому же, их, как минимум, восемь - «джоконд» и все не подписанные. Почему именно луврский портрет принадлежит кисти «великого»?

«Крещение» же вообще полный кошмар, если не сказать, кощунство.

Изобразить Иоанна Крестителя, учителя, подвижника и аскета, молоденьким игривым педерастом мог только педераст, каковым маэстро, по всей видимости и был, поскольку всю жизнь провёл содержанкой то у одного, то у другого дурно пахнущего, в сексуальном отношении, магната.

А вот написал титан некую фреску («Тайная вечеря»). Ну, уж написал, так написал, что загляденье! Вот только она тут же отслоилась и осыпалась. И не осталось ничего, кроме «удивительных тонов». После чего фреску не один раз переписывали другие художники.

Спрашивается, где здесь Леонардо? Штукатурка, дескать, виновата.

Да не штукатурка виновата, а титан, не знающий того, что обязан знать маляр 3-го разряда по окончании профтехучилища: где уже можно красить, а где ещё нельзя, потому, что не просохло и чем загрунтовать, чтоб через пять минут не отвалилось.

По всей книге тут и там в изобилии разбросаны - открытым тестом! - прямые указания на то, что маэстро был ленив, несобран, организовать свой труд не умел и не хотел.

А между тем, давно замечено, что гений - это 1% таланта и 99% пота. Талант у Леонардо, судя по всему, имелся, вот только трудиться корифей категорически не хотел.

Тем не менее, жил широко, только под старость пришлось приужаться в запросах; держал слуг и лошадей (по средневековым понятиям, чрезвычайно дорогое удовольствие, символ принадлежности к знати!), позволял себе разные широкие жесты (которые всегда требуют денег).

Чёрта: подобрал симпатичного мальчика, покупал ему штанишки и курточки... Мальчик крал у мэтра всё, что ни попадя, а мэтр только вздыхал понимающе и - продолжал покупать бархатные штанишки... До самого последнего своего вздоха.

Картина вырисовывается отталкивающая, но для психиатров и сексопатологов вполне знакомая: живёт педераст на иждивении другого, богатого педераста, ради приличия кем-то числится, имитирует какую-то деятельность, но деньги получает совсем за другие услуги.

«Для души» содержит молоденького педерастика, не требуя от него, в свою очередь, сколько-нибудь ощутимой работы и прощая ему маленькие слабости вроде клептомании. Живёт и благоденствует.

А под занавес этот пожилой заслуженный пед оказывается никому особо не нужным, потому и приходится ему оформиться приживалом у Франциска I (?). Темпоре, понимаешь, мутандис.

И вот теперь самое время присмотреться к личности Леонардо, как «учёного» и «изобретателя».

Основанием для таких утверждений стали картинки, там и сям разбросанные в рукописных трактатах, возьмем его в кавычки, «Леонардо». Слов нет, картинки красивые. Некоторые из них даже похожи на чертежи. Но, кто в них всматривался?!

Я в детстве тоже нарисовал схемы разных космолётов, подводных лодок и шестиногих танков (хвала Всевышнему, никому не пришло в голову воплотить эти проекты в металл). Но это же не причина провозглашать меня гениальным изобретателем, опередившим время!

Опять же, не хочу загромождать изложение: любая, повторяю, любая выдумка «Леонардо» страдает неустранимым недостатком: она не согласуется не то, что с базовыми законами физики, но даже с обычным, повседневным практическим опытом, которым обладает в той или иной степени любой ремесленник.

Гений явно не понимал, как соотносятся мощность и масса, сила, объём и давление, и так далее - по всей таблице СИ.

Гений явно не держал в руках настоящую аркебузу, когда проектировал её пятиствольный вариант: где взять столько здоровья, чтобы ворочать таким оружием?!

Корифей явно не представлял себе, сколько будет весить броня и вооружение его «танка», не ведал, каковы реальные силы тех четырёх человек, которым надлежит приводить этого монстра в движение, не осознавал, что сядет это чудо техники в землю по самые оси, едва скатившись с мощёной дороги.

Титан порхал в небесах фантазии, предоставляя «чёрную работу» всяким декартам с паскалями. Нехай там Торричелли разбирается, отчего у герцога фонтан не фонтанирует. Галилей, дурачок, ядра с Пизанской башни роняет, школяр. А вот я-то!

Однако, все «технические чудеса» Леонардо очень хорошо прорисованы. Что есть, то есть - этого не отнять. Рисунки симпатичные.

Так называемое, «Возрождение» - это всплеск человеческой самонадеянности, возможно, первый, но, к сожалению, не последний, когда люди вообразили, что наука позволит им преодолеть все преграды и скоро даст возможность окончательно восторжествовать над природой.

Нужно только побольше осей, шкивов и шестерёнок. Что-то не получается? Значит, мало шестерёнок.

Прискорбно, но факт. Красиво расчерченные механизмы «Леонардо» неработоспособны. Красиво разрисованные баллисты с катапультами заведомо неработоспособны.

Моё мнение таково. Мэтр жил как раз в то самое время, когда начала формироваться искусственная версия «античности» и «средневековья».

И вот, у историков возникла проблема: они отлично знали, что пушки и аркебузы появились сравнительно недавно. И в их версии истории образовался, так, сказать, «военно-технический вакуум»: а что же заменяло древним осадную артиллерию?

И вот тут какой-то титан блеснул. Очень подозреваю, что «Леонардо». Блеснул - а историки подхватили. Блеснул - а нам уже пятый век мозги пудрят.

Я не знаю, кто такой Леонардо да Винчи и как его настоящее имя, и жил ли он вообще в действительности.

Зато я знаю, что «античные» и «средневековые» метательные машины были кем-то просто нарисованы на бумаге.

Небездарно нарисованы, это правда. И первый кандидат на авторство - тот, кого в современной историографии называют «Леонардо да Винчи».

Царь-пушка - «Дробовик Российский»

Нет, вот честное слово, солидный и вроде бы толковый журнал - «Техника - молодёжи».

Но, как только заходит речь о «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой», так и норовит выступить в роли рассадника финиковых дубов.

О Царь-пушке этот печатный орган высказался следующим образом. Мол, таки да, сложенные перед ней аккуратной пирамидкой ядра - чисто декоративные.

Да, действительно, богато украшенный станок чугунного литья - абсолютно нефункционален, а тоже чисто декоративен.

Но, дескать, сия декоративная Пушка предназначалась-таки для стрельбы, но не ядрами, а «дробом» - картечью, причём с деревянного станка с постоянным углом возвышения.

Пардон, но это чушь на уровне трупометания. Отлить такую пушку, заранее сознательно исключив возможность наводки по углу возвышения, то есть по дальности - это бред. Это вредительство.

В тридцатых годах ХХ века некий гений по фамилии Тухачевский тоже ударился в подобные прожекты. И.В. Сталин проявил воистину ангельское терпение, разъясняя гению, что даже фантазия маршала должна иметь какие-то границы, но, исчерпав аргументы и не добившись понимания, был вынужден в конце концов навсегда распрощаться и с гением, и с его протеже - Курчевским, Гроховским и иже с ними.

Кстати, вопреки нынешним «демократическим» измышлениям, пока тот же Гроховский занимался серьёзным делом (парашютами), он жил и благоденствовал. Понесло в дебри, - не обижайся: Страна Советов не столь богата, чтобы финансировать твои технические вывихи.

Но, вернёмся к нашей Пушке и учтём такой нюанс: во все времена противоштурмовые орудия, основная задача которых - ведение огня картечью на самооборону, всегда имели небольшой калибр, а основным требованием к ним была высокая скорострельность.

Иначе они свою боевую задачу просто не выполнят. Скорострельность Царь-пушки - не более одного-двух выстрелов в час. Таким образом, «дробовая» версия отпадает полностью.

Так может, ядра-то всё-таки настоящие? Может быть, перед нами действительно осадное орудие неслыханной мощи?..

Нет, всё правильно. Ядра - бутафорские. И чтобы понять, наконец, в чём тут дело, надо положить перед собой две фотографии: Царь-пушки и какой-нибудь достоверно боевой крупнокалиберной пушки.

И всё становится ясно.

Недостаточная прочность металлов, применявшихся для отливки стволов, заставляла мастеров-литейщиков делать стенки стволов очень толстыми, примерно соизмеримыми с собственно калибром орудия.

Между тем, на снимке Царь-пушки отлично видно, что толщина стенок её ствола мала до неприличия - не более четверти калибра. 102% гарантии: её попросту разорвет при попытке выстрелить тем ядром.

Самое интересное, что и при стрельбе картечью произойдёт то же самое, поскольку масса картечного заряда примерно равна, а то и превосходит массу сплошного ядра для того же орудия - см. любой справочник по гладкоствольной артиллерии.

Мой вывод и попробуйте спорить: перед нами мемориал славы Русского оружия. Замечательный, но - только мемориал и не более того. И в связи с этим было бы любопытно проверить две вещи непосредственно, так сказать, «на местности».

Во-первых, есть ли на стволе цапфы? Это такие цилиндрические горизонтальные приливы в средней части, благодаря которым осуществляется качание ствола в вертикальной плоскости. На снимке место, где они должны быть, прикрыто какими-то декоративными нашлёпками лафета.

Во-вторых, есть ли затравочное отверстие в казенной части ствола? По фотографии этого, естественно, тоже не определить. Если нет хотя бы чего-то одного, тема закрыта и дальнейшему обсуждению не подлежит в принципе, хотя лично для меня вопрос ясен и так.

Скорострельность ракетных установок – 10 очередей в секунду, они считаются современным оружием. Но исследователи нашли загадочные упоминания о ракетных установках Древнего мира, стрелявших с почти такой же скоростью. Им почти 2 тысячи лет.

В древнекитайских текстах есть смутные намеки на сложные катапульты, которые стреляли огнем со скоростью 8 очередей в секунду. Могли ли древние китайцы изобрести оружие, сравнимое с современными ракетными установками?

В 200-м году нашей эры в древнем Китае шла междоусобная война. Правители прилагали огромные усилия, чтобы защититься от нападений. Китайцы всегда хорошо умели строить укрепленные города, по этой причине они тратили огромные средства на разработку способов уничтожения и захвата крепостей.

В древности осада была тактикой изматывания врага. Чтобы зарядить большую катапульту, требовалось 20 минут. Как древние придумали ускорить этот процесс, чтобы повысить скорострельность?

В тексте древнего изобретателя Маджонга , написанного в 232 году нашей эры, говорится о прототипе катапульты с самой высокой скорострельностью для того времени.

Согласно историческим документам, если привести в движение огромное деревянное маховое колесо, из-за центробежной силы с каждой веревки будут вылетать снаряды. Когда снаряд окажется в высшей точке колеса, лезвие перережет веревку, и снаряд свободно полетит вперед.

Китайцы скрупулезно вели записи о подобных изобретениях. Сохранилось множество военных справочников, начиная с 11 века, в которых есть рисунки разных катапульт.

Древний огнемет

Исследователи случайно нашли упоминание о древнем оружии, таком же мощном, как и современное. Одно из них сделали древние греки. Они описывают инновационную машину, которая внушала людям буквально первобытный страх.

Огонь – одна из главных систем оружия даже в 21 веке. Если на человеке вспыхивала одежда, его товарищи заставляли его кататься по земле, чтобы сбить огонь и уберечь его от ожогов.

Первые машины, в которых стали использовать смертоносный огонь, появились более 2 тысяч лет назад. Их использовали не только против военных, но и против целых городов.

В 424 году до н.э. беотийцы максимально использовали эту мощь. Они осадили город Делиум в центральной Греции, чтобы отвоевать его у афинян. Оборонявшиеся таскали деревья, корни и другие материалы, чтобы укрепить земляные валы.

Деревья около афинских стен подсказали беотийцам, какое выбрать оружие: они придумали огромный огнемет . Сработала ли эта система оружия? Удалось ли им победить афинян?

Об этом пишет древний автор Фукидид – афинский генерал и государственный деятель, которого разжаловали в середине Пелопоннесской войны. Как и большинство разжалованных генералов, он хотел доказать, что с ним обошлись несправедливо, и поэтому он написал книгу.

Эта книга – первое серьезное политическое исследование феномена войны. Не той, о которой слагают легенды, а той, в которой участвую реальные люди. Это важный текст, который мы читаем и по сей день.

Они разрезали вдоль большое бревно, выбрали сердцевину от одного конца до другого, затем вновь аккуратно соединили половинки, подвесив к ним с одного конца на цепях закрытый котел. Потом бревно покрыли железом и железной же трубой соединили с котлом. Все это они привезли на телегах издалека к той части стены, которая построена была в основном из лозы и бревен. А когда подошли близко, то присоединили к концу бревна большие мехи и стали ими дуть.

Сильная струя воздуха, попадая внутрь закрытого котла, который был заполнен зажженными углями, серой и смолой, произвела громадный жар и подожгла стену. Защитники не выдержали и бежали.

Это была очень простая конструкция: большие мехи, длинная трубка и огонь. Мехи раздували так же, как кузнечные.

Деревянные стены Делиума не спасли оборонявшиеся войска. По словам Фукидида, беотийцы использовали это оружие, чтобы придать огню Делиум и выгнать афинян.

Только 200 афинян погибли, остальным позволили бежать. Используя эту технологию, опередившую свое время, беотийцы победили афинян – благодаря силе инженерной мысли.

Но несмотря на это, Афины стали одним из самых могущественных городов Древнего мира. Этот город и по сей день является столицей Греции – 3 тысячи лет спустя.

На основе использования скорострельной катапульты и благодаря хитроумному использованию огня через тысячу лет военные придумали самое устрашающее и мощное оружие, какое можно представить.

Но эти изобретения были только началом. Современные авианосцы не смогли бы работать без важного элемента, которому две тысячи лет.

В древнеегипетских текстах рассказывается о том, как благодаря лишь силе воздуха работало смертельное оружие.

Современные авианосцы – совершеннейшее оружие. Они используют технологию, которую придумали в древнем Египте свыше 2 тысяч лет назад. Как такое возможно?

В Древнем мире катапульта была техническим лидером гонки вооружений. Она могла накапливать и выпускать больше энергии, чем человек. Накапливаемая энергия называется потенциальной энергией.

Почти все метательные устройства работают по одному принципу: они преобразуют потенциальную энергию в кинетическую. А потенциальная энергия накапливается в эластичном жгуте, который привязан к катапульте. Катапульта накапливает энергию в силе тяжести, когда груз подвешен высоко. И когда вы освобождаете потенциальную энергию, она превращается в кинетическую и выстреливает как ракета.

Стандартной катапультой Древнего мира была торсионная катапульта . Она работает с помощью скрученного жгута, который удерживает энергию. Механизм находится под наклоном, рычаг катапульты соединен со жгутом. Когда она срабатывает, жгут раскручивается, и вся энергия осовобождается.

Жгуты делали из жил животных, пеньки и растянутой кожи. В обычной торсионной катапульте римской армии, в которой использовались органические материалы, освобождалось 2,5 МДж потенциальной энергии. Этого хватало, чтобы метнуть снаряд весом 300 фунтов на 3 мили!.

Поршневая катапульта

В 28-м году до нашей эры в городе Александрия на побережье Египта зародилась новая наука, которая изменила мир.

Железо – не бренный материал, он более надежный, чем жилы, пенька и подобные вещи, которые быстро изнашиваются и портятся. Научившись обрабатывать металлы, люди смогли герметизировать пневматические системы.

Мы сейчас воспринимаем пневматику как данность: в автобусах и машинах используются пневматические тормоза.

В древнеегипетских текстах находятся намеки на то, как эту силу использовали во время войны. Сама идея использовать пневматику в огнеметах была передовой для того времени.

Современные ученые сконструировали по древним текстам модель машины, которая увидела свет 2 тысячи лет назад. Это конструкция первого поршня в истории.

Поршень, использованный Ктесибием – первый пример плунжера. Он представляет собой цилиндр, открытый с одной стороны. Когда вы двигаете поршень, воздух внутри сжимается. Когда газ сжимается, молекулы воздуха становятся ближе друг к другу, давление возрастает, им хочется оторваться друг от друга. Это создает силу, которая возвращает поршень в начальное положение.

Но могли ли первые поршни метнуть снаряд? Такая катапульта могла метать 14-дюймовые деревянные стрелы с железным наконечником.

Но почему поршневая катапульта исчезла из исторических книг сотни лет назад? Скорее всего они не прижились, потому что была проблема с герметизацией, это очень важный момент. Они были ненадежными на поле боя, и солдатам было тяжело таскать такое орудие.

Катапульта авианосца

Если бы они усовершенствовали герметизацию, поршневая катапульта могла бы стать элитным оружием Древнего мира, способным метать снаряды весом несколько тонн, подвиг, который совершает ее потомок – современная поршневая катапульта.

На авианосцах, чтобы запустить истребитель, использую паровую пушку, которая буквально выстреливает самолет в воздух, т.е. в современном мире эта идея была доведена до совершенства.

Она обладает способностью придавать ускорение самолетам весом 55 тысяч фунтов от 0 до 165 узлов на расстояние свыше 300 футов меньше, чем за 2,5 секунды!

Этот принцип, открытый Ктесибием, ежедневно спасает множество жизней. Передняя часть катапульты называется батареей, здесь самолет крепится к шаттлу, соединенному с катапультой. В двигателе находится механизированные цилиндры, которые работают по всей длине катапульты. В цилиндрах расположены поршни, соединенные с шаттлом, находящимся радом с самолетом.

Во время запуска открывается запрограммированный клапан, который выпускает пар в цилиндры. Поршни выталкиваются, и на другом конце от мощного удара вылетает самолет.

Лошадь-торпеда

В древних текстах встречается странный рисунок лошади. Лошадь была одним из самых мощных видов оружия в истории. Веками ничто не внушало солдатам такого страха, как атака вражеской кавалерии.

У кого-то возникал идея прикрепить к лошадям две 20-футовые пики. Так лошадь превратилась в торпеду, сеявшую ужас на поле боя. Это сработало, хотя живая копия древнего оружия ставит военных историков в тупик. Как их использовали? Был ли это успех или провал?

Чтобы это проверить, исследователи обратились к оригинальным текстам, написанным изобретателем этого оружия.

В публичной библиотеке в Сиене хранятся сотни страниц планов и пометок средневековых военных инженеров. Одного из них звали Таккола.

Мариано Таккола родился в 1382 году. В то время в Италии шла нескончаемая война. Многие рисунки Такколы были гениальными изобретениями, например, дыхательный аппарат и тормозящий киль. По некоторым рисункам можно судить о воображении Такколы и о его способностях художника.

Но у нас другой вопрос: были ли рисунок лошади-торпеды гениальным оружием, или всего лишь очередным рисунком в портфолио Такколы?

Когда ученые нашли информацию о потенциальном оружии, то понятия не имели, использовали его или нет. Им пришлось проявить фантазию и представить, как это выглядело на практике. Возможно, рассказчик наблюдал это воочию.

Итак, есть 400-килограммовая лошадь, всадник и доспехи, и того — оружие весом полтонны, движущееся со скоростью 35 миль/час. Если оно в вас врежется, вы не встанете.

Лошадь наводила ужас на солдат до тех пор, пока человечество воевало верхом. Но в случае с пиками у лошади перед носом – барьер, чтобы заставить лошадь двигаться вперед на врага, нужно каленое железо.

На поле боя лошади полагаются только на зрение. Оружие Такколы загораживает лошади обзор. А если лошадь ничего не видит, она просто останавливается. Единственный способ заставить это оружие работать – это пожертвовать лошадью. В то время не было антибиотиков, и любая лошадь, раненая на поле боя, погибала от инфекции. Значит, они использовали уже ненужные лошадей. Поэтому, пристегивая к лошади горящие пики, они могли превратить ее в оружие.

Яд как оружие против кавалерии

Похоже, лошади были эффективным оружием без дополнительных аксессуаров. В Древнем мире самым страшным для врага была несущаяся кавалерия. Страх мог обуять целую армию.

Со временем изобретателям пришлось придумывать более новые и более совершенные средства, чтобы останавливать кавалерию.

Юлий Африкан , военный стратег и историк, родившийся в Иерусалиме в 180 году н.э., написал трактат о тактике римского императора Александра Севера , которую тот применил в войне с персами в 232 году н.э.

Он описал смертельное оружие, от которого лошади приходили в бешенство: им прыскали в морду яд. Они слепли, носы жгло, кожа горела, лошади становились неуправляемыми, и армия теряла свою эффективность.

Африкан пишет, что яд превосходил все другие способы атаки, он был даже эффективнее стрел. Он не уточняет, какой яд использовали.

Историки предполагают, что скорее всего его делали из растения, которое называется молочай . Однако, практические исследования для выяснения этого не проводились. До сегодняшнего дня.

В Кью, Британия, находится мировой центр растительной токсикологии. Профессор Моник Симмонс считает, что активный токсичный ингредиент содержится в соке этого растения. Он известен как латекс. Если латекс попадет в глаза, будет очень больно.

Латекс – это млечный сок, который есть у многих растений, например, у одуванчиков. Не все виды латекса ядовиты, однако, сок молочая опасен.

Чтобы испытать токсины, полученные из молочая, Моник приготовит образец этого ингредиента. Полученное соединение можно будет проверить в масс-спектрометре. Это машина, которая помогает отделять вещества и показывает, какие в них присутствуют компоненты.

Моник ищет образец высокотоксичного вещества, сложного эфира. Эфир – это сложное органическое соединение, встречающееся во многих токсинах, например, в яде моллюсков.

Прибор показывает, что в образце могут быть эфиры, связанные с токсичными веществами. Если это распылить перед мордой лошади, у нее будет страшное раздражение.

Как же молочай попадал на морду лошади?

Историки считают, что использовался прибор, известный как сифоновый насос . Из текста Юлия Африкана известно, что это оружие использовали воины, которые шли в авангарде. Они распыляли его перед мордой лошади, когда враг находился прямо перед ними. Лошади начинали беситься и сбрасывали седоков в тяжелых доспехах, которых легко брали в плен или убивали.

Итак, доказано, что молочай содержит токсичное вещество и его можно распылить на расстоянии 20-30 футов от себя. Самое сложное с ядовитым оружием то, что если ветер резко изменится, может пострадать сам распыляющий, это нужно принимать в расчет.

В умелых руках при благоприятном ветре можно было распылить яд перед целым ядом греческих кавалеристов.

Как Ганнибал свернул гору

Но представления древних о химии дало еще более поразительный результат в еще больших масштабах. Более 2 тысяч лет назад генерал Ганнибал провел армию вместе с лошадьми и слонами через самые высокие в мире горы. Там, где горы были непроходимыми, он использовал забытую формулу, способную растворить камни.

Армия, состоявшая из 80 тысяч человек и животных, перешла через горы высотой 15 тысяч футов. В Древнем мире и до наших дней самым лучшим способом установить размеры своей страны было обозначение четких географических границ.

Люди полагались на природные границы, считавшиеся безопасными, зная, что ни один здравомыслящий генерал не поведет войска через эти непроходимые пики. Через горный хребет трудно перейти: большая высота, холод, множество опасностей – это действительно важный стратегический барьер на пути большой армии.

В 218 году нашей эры Ганнибал провел через Альпы 80 тысяч человек, 10 тысяч лошадей и 38 боевых слонов. Его целью был заклятый враг – Рим. Для вторжения в Италия было множество других способов помимо Альп, это был самый неправдоподобный вариант.

В 218 году в Древнем мире было всего две военные силы: на севере – могучая Римская империя, на юге – великая Карфагенская империя, протянувшаяся через северную Африку.

Война шла десятилетиями. Обе супердержавы хотели контролировать торговые пути через Средиземное море.

Чтобы раз и навсегда уничтожить Рим, Ганнибал и карфагеняне придумали дерзкий план: он хотел напасть с севера, проведя армию через самые высокие горы в мире.

Альпы таят опасность, даже если вы имеете современное оборудование и современную экипировку. Тут есть пропасти, если оступишься – можно свалиться с высоты тысячи футов и разбиться насмерть. Дорогу могут перекрыть обвалы. Это страшное место.

Как Ганнибалу удалось пересечь заснеженные пики? Мы не знаем точно, какое оборудование было у карфагенян, но у римлян есть множество упоминаний об оборудовании, имевшемся в то время.

Исследователям пришлось поломать голову. Маловероятно, что у римлян было то, о чем не знали карфагеняне: мы можем предположить, что их оборудование было во многом схожим.

В 700-х милях южнее в Риме находится Колизей, Ватикан и тысячи древних зданий и памятников. На одном из памятников – арке Константина – ученые нашли крошечное доказательство: на не изображено снаряжение, привязанное к ноге солдата, оно напоминает современные «кошки».

«Кошки» — это устройства с шипами, которые крепятся к ботинкам и позволяют современным скалолазам ходить по снегу, льду и камням. Это свидетельствует о том, что древние тоже об этом знали.

Ботинки вроде римских походных сандалий были снабжены гвоздями, чтобы в них можно было ходить по камням и скалам, и они не слишком быстро изнашивались. Такие «кошки» и изображены на арке Константина. В римских летописях их называют шпионскими сандалиями. Возможно, такие сандалии были и у солдат Ганнибала, когда они переходили через горы.

Однако, некоторые перевалы были непроходимыми. В древних текстах говорится, что когда Ганнибал спускался со стороны Рима, перед ним возник перевал, который он не мог перейти. Атака могла сорваться. Но его инженеры предложили замечательный выход: они уничтожат каменную гору с помощью удивительной химической формулы.

В химических лабораториях 21 века делают насколько сложные соединения, что потребуется целый час, чтобы перечислить все их составляющие. Но есть доказательства древнего автора Ливия о том, что в древности военные лучше разбирались в химии, чем нам кажется, и применяли ее в гораздо больших масштабах, чем мы сегодня – к целой горе.

В 232 году н.э. карфагенский генерал Ганнибал успешно провел свою армию через горы высотой 15 тысяч футов, используя снаряжение как у современных скалолазов. Но возникло препятствие.

Ганнибал увидел, что путь преградил огромный камень, обойти который было невозможно. Назад пути не было: армия умерла бы от голода.

Современные историки считают, что дорогу преградил либо перевал Клапьер, либо перевал Траверсет – оба высотой более 8 тысяч футов.

Ливий пишет, что из-за обвала это труднопроходимое место перекрыл камень около 300 футов шириной. Из-за известнякового камня переход стал невозможен. Первой мыслью Ганнибала было повернуть назад, но, по словам Ливия, дорога превратилась в ледяное поле, которое животные не смогли бы перейти. Ганнибалу пришлось идти вперед.

Сегодня инженеры используют динамит, чтобы взрывать тропы, и мегамашины, чтобы расчищать препятствия. Ганнибал использовал тепло и хитрость.

Камень твердый. При нагревании он расширяется, при охлаждении сжимается. Из-за расширения и сжатия он начинает крошиться и ломаться. Если его резко нагреть и остудить, он становится хрупким, более мягким, его можно раздробить.

Ливий ясно пишет, что Ганнибал использовал уксус, а не воду. Уксус – заправка для салата, вроде бы ничего опасного. Но создается впечатление, что Ливий уверен в том, что пишет.

Возможно, древние понимали секреты химических реакций лучше, чем современные ученые. Есть одна причина, по которой он использовал уксус, а не воду: известняк – это щелочь, а уксус – кислота. Все дело в химии и физике.

Если разобраться, то основные компоненты реакции – это кислота и основание. В данном случае основание – это камень, т.е. известняк, карбонат кальция, а кислота – это уксус, уксусная кислота. Это подпадает под общую реакцию, известную как кислая реакция. Если их соединить, то мы увидим, как кислота выделяет ионы водорода, которые соединяются с кислородом и водородом с основания и образуют H 2 O, т.е. воду. Остальные компоненты соединяются и образуют соль.

Вся реакция – экзотермическая, выделяется много тепла. Если взглянуть на нее более масштабно, то видно, что вода нагревается и получается пар. Если есть углерод, то выделяются и другие газы, например, двуокись углерода, из-за которой образуются пузырьки. В целом камень уничтожили соль и вода, при прикосновении он ломается.

Но для Ганнибала это бы не химический опыт, а вопрос жизни и смерти. Он оказался в тупике: ночью температура понижается, его солдаты могли замерзнуть и умереть, не добравшись до плодородных равнин. Он должен был перейти через этот камень. Они развели костер, нагрели камень и облили его уксусом.

Там был не только камень шириной 300 футов, но и опасный обрыв. Костер, наверняка, был огромным: людям Ганнибала надо было расчистить проход, освободив дорогу для животных.

Судя по размерам камня, потребовалось около 20 тысяч галлонов уксуса. Оно откуда они взяли такое огромное количество уксуса?

Воины Ганнибала ежедневно выпивали по полпинты кислого вина. Армия была численностью 80 тысяч человек, т.е. у них был 21 тысяча галлонов винного уксуса.

Люди Ганнибала использовали ледорубы, чтобы раскрошить известняк. Они проделали зигзагообразное отверстие, чтобы пусть был более пологим, и могли пройти лошади и слоны. Через 4 дня армия была бы на грани голодной смерти. Но Ганнибалу удалось проложить дорогу через Альпы.

Считается, что горы свернуть невозможно. Ганнибалу это удалось: с помощью веток, заправки для салата, тяжелого труда и хитрости.

Ганнибал прошел через северную Италию и добрался до Рима, нанеся самый огромный ущерб римской армии за всю ее историю.

Но хотя переход через Альпы застал противника врасплох, он же стал и причиной падения Ганнибала. По иронии судьбы Ганнибал использовал лучшую технологию, позволившую ему выполнить невероятную задачу и перевести армию через горы. Но у него не было возможности взять с собой тяжелое оборудование, а брать укрепленные города без осадных машин, которые нельзя было перетащить через горы, было бесполезно. Технология позволила ему добраться туда, но перед его носом захлопнулись все двери.

Такие машины, как углеродные огнеметы, катапульты и другие осадные приспособления были слишком важны, и кампания Ганнибала провалилась. Рим был перед ним, но он на него не напал.

Независимо от ошибок или оглушительного успеха, инженеры древнего мира мало чем отличаются от современных. У древних инженеров были такие же проблемы, что и у нынешних: вы хотите идти быстрее и унести больше, но использовать меньше природных ресурсов, а потом хотите, чтобы ваша постройка осталась на века.

Некоторые изобретения изменили ход великих сражений и историю мира, в котором мы живем сегодня, другие раздвинули границы изобретений слишком далеко, но оказались неиспользованными из-за неэффективности в бою.

Чем больше открывается загадок древних инженеров, тем чаще наши современники спрашивают: чем из того, что мы принимаем как должное, мы обязаны гению древних и их невероятным военным машинам?

Историки как-то подсчитали, что в течение 6000 лет известной истории человечества только 300 лет оно провело без войны. Трудно даже вообразить, сколько разного рода оружия было создано за этот срок, в том числе весьма необычного.Катапульта — метательная машина в древности, состоявшая из горизонтальной и вертикальной рам. В горизонтальной раме располагался пучок скрученных жил, в него вставлялся рычаг с углублением (в виде ложки) для снаряда (камни и др.), бросавшего по цели навесно.Катапультами называли древние метательные машины, которые в зависимости от конструкции могли стрелять копьями, стрелами или камнями.Впервые начали применятся с 5 века до н.э. в, а затем практически во всех странах Европы вплоть до 15 века. Принцип действия древних катапульт основывался либо на принципе лука (баллисты и скорпионы), либо на принципе пращи.Вся энергия в метательных машинах, из средневековья, заключалась в скрученных пучках. Стрельба происходит благодаря рычагу, который одним концом вставлен в этот закрученный жгут и хочет его раскрутить. Такой рычаг находится на каждом плече катапульты. Плечи катапульты связаны между собой, каждое плечо представляет собой раму, на которую вертикальным образом крепится жгут. Между рычагами находится балка, именно она направляет полет снаряда.

Катапульта – это любая метательная машина, раньше этот термин применялся ко все метательным машинам, но в дальшнейшем каждое из них обрело свое имя.
Созданию метательных машин мы должны быть обязаны Дионисию I, сиракузскому царю. Он собрал самых талантливых ремесленников своей страны, предложил им ввысоке жалование, дары, а взамен попросил создать принципиально новое оружие и доспехи. Впервые катапульты были использованы против карфагенянский кораблей, успех нового оружия был просто ошеломителен. Урон этим кораблям был нанесен серьезный, а психологический эффект превзошел все ожидания.
Катапульта имеет достаточно хорошую точность, поражение одиночной цели не составляет труда,На самом деле катапульта стреляет громадными стрелами, а баллиста камнями. Различие между двумя орудиями невелико, оно состоит в различие метода стрельбы и роли назначения. Баллиста предназначена для разрушения сооружений, а катапульта для уничтожения живой силы врага.
Название этой машине дали римляне и его дословный перевод - камень против щита. Катапульта Trebuchet - улучшенная версия обычной катапульты, отличающаяся дальностью полета ядра и большей точностью попадания в цель. Для увеличения скорости была придумана специальная система противовесов. Использовалась преимущественно в 12 веке рыцарями мальтийского ордена во время крестовых походов.
Интересно, что именно эту катапульту считают своего рода прародительницей биологического оружия. Катапульту нагружали телами умерших от бубонной чумы и выстреливали в сторону жилых кварталов осажденных городов, дабы как можно больше жителей заразились смертельным вирусом.

Катапульта – камнемет -м ашина бросала камни, каменные ядра, горшки с горящей жидкостью. Несколько воинов с помощью ворота закручивали жгут из бычьих сухожилий, в котором был закреплён рычаг с ложкой на верхнем конце. При выстреле жгут мгновенно раскручивался, с силой проворачивая рычаг, который ударялся о перекладину, и снаряд вылетал из ложки круто вверх. Машины были нескольких калибров и метали камни в зависимости от силы тетивы, весом от 3 до 26 кг на 500 - 1000 метров. Катапульта стояла на колёсах и перевозилась быками.Монакомн (онагр, облегченная катапульта-огнемет) - Облегчённая катапульта-огнемёт. Эта мощная праща устанавливалась на палубе корабля применялась в морском бою. Метала горшки с горящей нефтью для поджёга вражеских судов и осаждённых городов. Онагр значит осёл. Скрип при натяжении ворота напоминал крик осла. Катапульта с лебедкой имела гибкое плечо, сгибающееся назад при помощи ручной лебедки, а также ковш, куда по приставной лестнице помещали камень для броска. Засов лебедки открывался, освобождая гибкое плечо. Оно, в свою очередь, било по ковшу, выбрасывавшему камень на значительное расстояние. Группа таких катапульт, бьющих по врагу одновременно, могла обеспечивать прекрасную защиту.

Для запуска самолетов, которое придает им дополнительное ускорение с целью сокращения дистанции взлета.

Устройство и принцип действия катапульты

Катапульта состоит из следующих объектов:

  • приводного устройство (челнок, тележка, крюк), к которому непосредственно крепится самолет (на рисунке это позиция 2 - челнок);
  • направляющего устройства, в котором движется приводное устройство (позиция 3);
  • запускающий механизм, который приводит в действие приводное устройство (пружина, сжатый воздух, пар и т.д. - на рисунке это позиции 4 и 5: цилиндр и поршень);
  • тормозящее устройство (упоры, камера с гидравлической жидкостью и т.д. - позиции 8-10);
  • устройство возврата приводного устройства (позиция 11).

Основой принцип действия такой - самолет или помещают на приводное устройство, или прицепляют к нему. Далее, после получения команды на взлет, активируется запускающий механизм, который начинает ускоренное перемещение приводного устройства. В конце направляющего устройства происходит быстро затормаживание тележки или челнока и отстыковка самолета от него. После чего самолет, приобретя дополнительное ускорение, продолжает с ним по инерции двигаться вперед.

Классификация катапульт

По принципам работы запускающего механизма

Шнуровая катапульта для запуска легких беспилотных летательных аппаратов

Можно выделить несколько видов катапульт, которые разделены по принципам работы запускающего механизма:

  • пружинная катапульта;
  • шнуровая катапульта;
  • пороховая катапульта;
  • пневматическая катапульта;
  • паровая катапульта;
  • гидравлическая катапульта;
  • катапульта с маховиком;
  • электромагнитная катапульта.

Трехмерная модель электромагнитной катапульты

В пружинных катапультах применялся трос, пропущенный через систему полиспастов и прикрепленный к разжатой спиральной пружине. После высвобождения пружина сжималась и трос с большой скоростью двигал тележку с самолетом.
Шнуровые катапульты использовали гибкий трос, который натягивался через блоки, расположенные слева и справа от направляющего устройства впереди от места установки самолета и после отпускания сжимался и тянул вперед приводное устройство. В пороховых катапультах использовались газы сжигания пороха - они толкали находящийся в цилиндре поршень, который, в свою очередь, был связан с тележкой, на которой размещался самолет.
Основной принцип работы пневматической или паровой катапульт схож с принципом работы пороховых катапульт - в цилиндр поступают сжатые воздух или пар соответственно, которые и приводили в действие поршень. В гидравлических катапультах использовалась гидрожидкость.
В катапультах с маховиком вначале электродвигатели раскручивали большой маховик, который с помощью конического фрикционного механизма передавал запасенную энергию на разгонную тележку.
Электромагнитная катапульта использует соответствующее поле для разгона челнока или тележки: для этого используются линейный индукционный двигатель. Катапульты данного типа имеют ряд достоинств:

  • могут обеспечить равномерного ускорения самолета;
  • имею повышенная по сравнению с катапультами другого типа энергоотдачу.

В основном, использовали пороховые катапульты для запуска гидросамолетов и паровые катапульты на авианосцах, хотя вначале проводились эксперименты с другими видами катапульт.

По месторасположению

Существует разделение на палубные катапульты, которые встроены в поверхность палубы , и внешние катапульты, которые установлены на палубе. Катапульты первого типа применяют на авианосцах , внешние же катапульты применяли на различных боевых кораблях (линкорах и крейсерах) в 20-ые - 40-ые годы ХХго века (особенно в ходе Второй Мировой Войны).
Если положение палубных катапульт нельзя изменять, то внешние катапульты часто могли поворачиваться.

История создания и развития катапульт

Самолет Aerdrome Самуэля Ленгли и катапульта на барже

Одним из первых, кто решил использовать катапульту для взлета самолета, стал Самуэль Ленгли, который пытался запустить свой самолет Aerodrome с баржи . Была создана пружинная катапульта, которая в 1903 году обеспечила разгон самолета до скорости 35 км/ч, но после отрыва в конце катапульты самолет упал в воду.
Братья Райт также использовали катапульту для подъема самолета в в воздух при отсутствии ветра. Для этого использовались тросы и поднятый на высоту груз, который, после падения тянул их и заставлял самолет двигаться вперед.
31 Июля 1912 года был осуществлен первый в мире успешный взлет, выполненный Теодором Гордоном Эллисоном при помощи пневматической катапульты, установленной на земле. А 12 Ноября этого же года был выполнен катапультный взлет с угольной баржи. С корабля взлет был произведен только 5 Ноября 1915 года, Генри Си Мастиным.
В 1916 году на крейсерах ВМС США USS Huntington (1903) , USS North Carolina (1906) , и USS Seattle (1905) были установлены катапульты, но т.к. они перекрывали сектор стрельбы, их демонтировали в 1917 году.

Активная же установка катапульт на корабли началась после окончания Первой Мировой Войны , хотя на авианосцах после первых попыток их использовать(на авианосце Lengley и авианосцах типа Lexington ), где они вначале были установлены) от катапульт отказались - для взлета хватало длины палубы. Практически каждая страна устанавливала на боевых кораблях катапульты и гидросамолеты, которые должны были вести разведку и обеспечивать корректировку артиллерийского огня. В оссновном, виду простоты конструкции, использовались пороховые катапульты.

Но на авианосце ВМС Германии Graf Zeppelin (1938) планировали использовать пневматическую катапульту - хотя данный корабль так и не вступил в строй.
Зато Королевских ВМС пытались использовать для защиты транспортных кораблей обычные сухопутные истребители, которые должны были взлетать с них с помощью катапульты, без возможности посадки на корабль - летчик или мог приводнить самолет или совершить посадку на сухопутный аэродром.

Тем не менее, в связи с увеличением взлетной массой самолетов еще в конце 30-ых годов ХХ-го века в проектируемые авианосцы стали закладывать установку катапульт - одними из первых стали авианосцы