Пресс

Происхождение колесного транспорта. Появление боевых колесниц, освоение коня для верховой езды. Археологический аспект. Как приручить лошадь Когда люди стали использовать лошадей

Одомашнивание лошади

Но повозка сама собой не сдвинется с места. Конечно, в неё впрягали волов, буйволов, ослов, но, а как же лошади? Где была одомашнена первая лошадь? Когда?

Как за честь оказаться родиной Гомера спорили малоазийские города, так и за то, чтобы считаться родиной коня, спорят различные страны и различные исследователи -- специалисты по древней истории и археологии, палеонтологи и зоологи. Если говорить о Старом Свете, то родиной коня считают Ближней Восток, Северную Африку и европейские степи. Необходимо отметить, что по костям палеозоологам, как правило, для ранних этапов не удается определить, с одомашненной лошадью или дикой мы имеем дело. Часто они говорят уклончиво: «могущая быть одомашненной, если не одомашненная». Возможно, именно так должна быть определена лошадь на Ближнем Востоке (Северный Ирак), датируемая VII тысячелетием до н. э. Вспомним также находки костей диких лошадей в палестинских палеолитических пещерах.

В Средней Азии на раннеземледельческом поселении первой половины IV тысячелетия до н. э. Карадепе найден фрагмент керамики с изображением тонконогой, стройной лошадки, похожей на ахалтекинского скакуна с маленькой породистой головкой, хорошо посаженной на красиво изогнутой шее. Возможно, это одно из наиболее ранних изображений быстроаллюрных лошадей. Более определенные данные мы имеем по Эламу для III тысячелетия до н. э., где при раскопках в слоях между Сузами I и II наряду с костями домашней лошади найдено гравированное изображение то ли коня, то ли мула. Что же касается времени одомашнения лошади в Африке, то специфический способ ее заездки свидетельствует в пользу самостоятельности этого пути, правда не оказавшего влияния на смежные территории.

В. О. Витт справедливо считает, что В. Риджуэй не прав, выводя лошадей Египта и даже Ближнего Востока из Ливии (кстати, в этом случае конем должны были управлять с помощью палочки и ошейника, давящего на дыхательное горло). Та же переоценка роли египетских лошадей для древнего коневодства наблюдается и у С. Маркмана. В то же время не следует отрицать и той большой роли, которую играли ливийские и нумидийские кони для греческого коневодства начиная с VII в. до н. э.

Важно подчеркнуть, что на Ближнем Востоке письменные источники и памятники искусства отмечают появление лошадей, запряженных в боевые колесницы, в первой половине II тысячелетия до н. э., что подавляющим большинством ученых ставится во вполне определенную связь с проникновением индоевропейцев.

Как же обстояло дело с одомашнением лошади на прародине индоевропейцев, куда включены евразийские степи?

На десятках памятников Восточной Европы периода неолита постоянно встречаются кости лошадей, причем соотношение кобыл и жеребцов, молодых и старых коней свидетельствует в пользу того, что здесь мы имеем дело с уже одомашненными животными. Правда, в большинстве поселений дотрипольского времени кости лошадей составляли от 1 до 5-7%. Тем интереснее оказались раскопки ряда поселений среднестоговской культуры скотоводов, занимавших лесостепные и степные пространства Украины с середины IV тысячелетия до н. э. Несколько поселений этой культуры были раскопаны, в частности Дереивка, находящаяся на правом берегу Днепра к югу от Кременчуга. Здесь жили самые ранние коневоды, известные археологам в наши дни. Поселение, согласно работам Д. Я. Телегина, представляло собой небольшой двор, который, очевидно, мог использоваться как загон для скота. По его краям располагались жилые и хозяйственные сооружения. 83% костей относилось к домашним животным, 74% -- к лошадям (принадлежали 52 особям). Особый интерес представляет культовое захоронение черепа жеребца рядом с останками двух собак, найденное в восточной части поселения у очага.

Следовательно, уже к концу IV тысячелетия до н. э. или рубежу III тысячелетия до н. э. относится первый документированный факт существования культа коня у племен, населяющих нашу территорию. Оказалась приподнята завеса над идеологическими представлениями древнего населения. На основании костных материалов одного коня палеозоологи смогли реконструировать экстерьер животного, найдя ему место в длинном ряду предшествующих и последующих форм. Прежде всего, вызывает удивление большой рост жеребца -- 144 см. Даже по современным понятиям он приближается к стандартам казахских жеребцов, а ведь и скифо-сарматское время в степях преобладали кони ростом 120-130 см в холке, а в лесах с конца I тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э. -- всего лишь 110-130 см.

Поэтому В. И. Бибикова характеризует реконструированного жеребца как крупного верхового коня, похожего на тех, что мы знаем по Пазырыкским курганам. Он несколько более толстоногий, чем кони степей эпохи поздней бронзы, более крупный, чем тарпаны и лошади Пржевальского (по ряду особенностей скелета близок к тарпанам, но отличается от них чертами, типичными для одомашненных лошадей).

Вся серия костей из Дереивки принадлежит не менее чем 52 особям. Кроме того, в других поселениях найдены кости 17 особей, что позволяет получить достаточный материал для их сравнения по средним промерам.

Среди костей диких лошадей более раннего времени В. И. Бибиковой найдена форма Equus caballus Missii из Поволжья, которая скорее всего представляет собой предка домашней лошади из Дереивки. Следовательно, на этой территории был как исходный материал -- дикие лошади, -- так и все необходимые условия для их одомашнения. Причем среднестоговская культура хотя и стоит особняком, но имеет одновременные с ней памятники днепродонецкой культуры, где удельный вес лошадей в стаде достигал 20% -- цифра также весьма значительная.

(http://annales.info/other/kovalevsk/01.htm)

Родословная лошадей тянется корнями вглубь столетий. За 50 миллионов лет животное, не превышающее размерами обыкновенную собаку, превратилось в большого скакуна. Без него невозможно представить некоторые эпизоды из прошлого нашей цивилизации: переселение народов, знаменитые битвы и завоевание целых стран. Безусловно, одомашнивание этих животных случилось не за несколько лет: об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Давние предки лошадей

Лошадь совершила продолжительный путь развития под влиянием условий окружающей среды, изменяясь по виду и внутренним качествам. Древние прародители коней - лесные жители, обитающие в первую половину третичного периода в тропических лесах. Пропитание они находили в лесу, к жизни в котором были приспособлены.

Развитие предков коня происходило в этот промежуток времени в сторону увеличения их размеров, усложнения зубного аппарата и формирования способности к перемещению на трёх пальцах.

Наряду с этим средний палец был более крупных размеров и брал на себя главную нагрузку, а боковые сокращались и становились короче, удерживая роль дополнительной опоры, которая давала возможность передвигаться по рыхлой земле.

Эогиппус появился в Северной Америке приблизительно 50 млн лет назад - это был незначительного размера, похожий на крохотного тапира зверёк. Проживал он в непроницаемых лесах, кустарниках, от неприятелей скрывался в папоротниках и высокой траве.

Своим внешним видом он не был похож на современную лошадь. На конечностях животного были пальцы, взамен копыт, притом на задних - по три, а на передних - по четыре. Череп эогиппуса был вытянутым. Высота в холке у различных его представителей составляла от 25 до 50 см.

В лесах Европы в этот же период времени проживал ближний родственник эогиппуса - хиракотериум. От него произошли, как считают учёные, нынешние лошади. Имея четыре пальца на передних копытах и по три на задних, размерами он напоминал эогиппуса. Голова у хиракотериума была относительно большая, с продолговатой и узкой мордой и бугорчатыми зубами.

Важно! При любой работе с лошадьми необходимо надевать защитную каску и специальную обувь.

Мезогиппусы и анхитерии

Пролетели тысячи лет, поменялись время и пейзаж. В местности, где до недавнего времени были болота, появились травянистые равнины. Приблизительно таким был рельеф в области Малых Бедлендов в теперешнем штате Небраска в пору раннего миоцена. Эти края и стали родиной мезогиппусов. В раннем олигоцене мезогиппусы проживали крупными табунами.

Размерами они напоминали нынешних волков и подразделялись на виды. Их передние ноги были удлинены, на их концах было по четыре пальца, а на задних - по три. Высота животных равнялась 60 см. Основные зубы были без цемента - это указывает на то, что мезогиппусы питались только растительной пищей.
Коренные зубы покрывала крепкая эмаль. Безусловно и то, что мезогиппусы были намного более развиты, нежели эогиппусы. Это выразилось в видоизменении формы абсолютно всех зубов. Мезогиппусы перемещались рысцой - методом, который безупречно отработан нынешними конями. Он также связан с изменением обстановки их жизни: болотистые горы стали зелёными равнинами.

Знаете ли вы? В финском языке термин «конь» считается обидным, а термин «лошадь» - ласковым. Каждой финке станет приятно, когда её муж скажет: «Ты моя великолепная лошадь!»

В Америке в плиоцене возникает первая однопалая лошадь - плиогиппус. Она постепенно получила широкое распространение в степях Евразии и Америки, связанных в то время перешейком. Отпрыски её разнеслись по всему свету и заменили абсолютно всех трёхпалых представителей.

У плиогиппуса были большие зубы с гребнями эмали и цементом, наполняющим выемки между складками. Данное существо было характерным представителем степей, отличалось большим ростом, опиралось в основном на средний палец, так как первый, второй, четвёртый и пятый пальцы были редуцированы.
Большое количество останков древних коней зафиксировано в Америке: из-за её полного оледенения в ледниковом периоде они там погибли. В Азии, где оледенение было в меньшей степени, и в Африке, где его не было вообще, дикие родичи лошадей сохранились и до современности.

Первобытные лошади

В завершение заключительного ледникового периода, 10 тысяч лет назад в Европе, Северной и Центральной Азии паслось огромное количество лошадей, которые относились к диким. Делая переходы, протяжённость которых составляла сотни километров, их табуны блуждали степями.

Их количество уменьшилось из-за перемены климата и нехватки пастбищ. К диким родичам коней причисляются зебры, ослы, полуослы, лошадь Пржевальского и тарпаны. Зебры проживают в лесостепи Африки. Они выделяются полосатой окраской, собираются в табуны, подвижные, плохо приручаются, слабо осваиваются в чужой местности.

От скрещения лошадей и зебр выходят бесплодные гибриды - зеброиды. У них голова внушительных размеров, огромные уши, короткошёрстная грива без чёлки, маленький хвост с волосяной кисточкой на кончике, весьма худые ноги с тонкими копытами.
Дикие ослы делятся на два вида - абиссинонубийский и сомалийский: первый небольшой, светлый, второй побольше, тёмного цвета. Проживали они в Северо-Восточной Африке, были однотонной масти, с большой головой и ушами, коротенькой гривой. У них крышеобразный круп, мелкий хвост, маленькие тонкие копыта.

Знаете ли вы? Конь является святым животным для 23 наций. В Северной Африке и на Ближнем Востоке их почитают больше всего, так как не могут без них обходиться.

Полуослы живут в полупустынных степях Азии. У них жёлтый окрас и мелкие уши.

Есть несколько видов этих животных:


Н. М. Пржевальский в 1879 открыл дикую лошадь, которая позже будет носить его имя. Этот вид живёт в степях Монголии.

Имеет перечень отличий по сравнению с домашней лошадью:

  • у неё огромные зубы;
  • холка проявляется слабо;
  • короткошёрстная стоячая грива, без чёлки;
  • под нижней челюстью растут волосы;
  • конечности худые;
  • копыта большие;
  • грубая комплекция;
  • мышастая масть.

Эти представители предпочитают держаться группами. Высота взрослой особи составляет от 120 до 140 см в холке. Если скрестить с домашними конями, даёт плодовитых гибридов. Тарпан - исчезнувший предшественник современной лошади.
Животные этого вида не отличались большим ростом, всего 130–140 см в холке, а их вес составлял около 300–400 кг. Вид отличался коренастым телосложением, достаточно большой головой. Тарпаны имели очень живые глаза, широкие ноздри, крупную шею и короткие, хорошо подвижные уши.

История одомашнивания лошадей

Зоологи расходятся во мнении касательно даты одомашнивания лошадей. Одни считают, что процесс начинается с того момента, как люди стали контролировать разведение пород и приумножение животных, а другие учитывают модификацию строения челюсти лошади, происходящую вследствие труда на благо человека, возникновения изображения коней на артефактах.

Исходя из анализа удил на зубах древних жеребцов, а также перемен в жизни людей, которые занимались их разведением, кони были одомашнены к началу IV тысячелетия до н. э. Воинственные кочевники Восточной Европы и Азии стали первыми, кто использовал коней в боевых целях.

Пару лет назад на экраны мира вышел фильм «Исход: Цари и боги» — и тут же вызвал истерический смех не только египтологов (перепутано было всё, в кадре мелькнула даже кукуруза, которой в Старом Свете до открытия Америки отродясь не было), но и всех, кто имел отношение к конному миру. Чего только стоит Моисей, рассекающий в вестерн-седле на фризском коне (рыцарская лошадь-переросток) рядом с белыми прекрасными липицианами. Конечно, если в фильме показать настоящих лошадей того времени, всего 120 см в холке, получилось бы не очень по-голливудски: Рамзес и Моисей на пони… Но такие факты заставляют задуматься: а когда вообще впервые была одомашнена лошадь, заметно расширившая транспортные возможности человека? Когда, кем и где?

  • Reuters

Что такое — одомашнить

Как водится, у исследователей, которые и сами немногочисленны, как лошадь Пржевальского, нет единого мнения — что считать одомашниванием. То ли — просто контроль за размножением и выведение пород, которые внешне (фенотипически) отличаются от дикой, то ли уже использование лошадей в качестве транспорта — когда встречаются следы удил на зубах.

Почему это важно? Имеются сведения, что первое «одомашнивание» лошадей происходило исключительно с кулинарными целями (во многих регионах их до сих пор разводят в первую очередь именно для потребления в пищу — например, в Якутии). Впрочем, для этого не всегда обязательно было одомашнивать лошадь. Например, в Америке древние люди лошадь не одомашнили— а просто съели всех лошадей и забыли об этом. Съели, забыли и были наказаны за это конкистадорами: известно, что кавалерия приводила индейцев в ужас (зато именно на американском континенте появились одичавшие лошади-мустанги, которых индейцы снова приручали).

Кто, где, когда

На эти вопросы разные исследователи дают разные ответы. К примеру, работа, опубликованная в 2012 году в журнале Proceedings of National Academy of Science генетиками из Кембриджа и основанная на генетическом анализе 300 лошадей, показывает, что предок современной лошади был одомашнен в западно-евразийских степях (современная Украина, юго-запад России и север Казахстана). Но это ответ на вопрос: «Где?».

  • Reuters

На вопрос: «Когда?» (а также «Кто?») большинство исследователей обычно отвечают: примерно шесть тысяч лет назад человек уже запрягал лошадь, а вот первые породы, заметно отличающиеся от диких, появились тысячи полторы лет спустя — в современной Венгрии, в так называемой культуре колоколовидных кубков, которая получила своё название по характерной керамике. Это были предки современных кельтов. Если же говорить о пионерах применения сбруи, то почти все сходятся на ботайской культуре на северо-западе Казахстана (6700-6000 лет назад). Эти люди уже умели даже делать кумыс — слабоалкогольный напиток из кобыльего молока.

Предки современных диких лошадей

Почему-то принято считать, что предком современных лошадей была лошадь Пржевальского — или Equus ferus przewalskii. Однако генетика оказалась сильно против: уже на первый взгляд на этом предположении можно ставить крест. У лошади Пржевальского 66 хромосом, а у всех одомашненных Equus ferus caballus — 64. Да ещё и сильно различающиеся митохондриальные ДНК. Так что, пожалуй, предок домашней лошади, Equus ferus, пришедший в Европу из восточной Азии около 160 тыс. лет назад, был ближе всего к тарпану (Equus ferus ferus) — ещё одной дикой лошади, вымершей совсем недавно — к началу XX века.

Что сейчас

Сколько пород лошадей получилось у человека за шесть тысяч лет коневодства, сложно сказать. Но, пожалуй, стоит говорить о нескольких сотнях, а если быть точным, то около полутысячи.

  • Reuters

Конечно, разброс в размерах не столь велик, как у собак: если по высоте собаки различаются более, чем в десять раз, то с лошадьми разброс всего лишь пятикратный. Если мини-хорсы бывают высотой около 40 см в холке и весят несколько десятков килограммов, то бельгийские тяжеловозы (брабансоны) и шайры весят больше тонны и в высоту достигают более двух метров (рекорд — 210 см).

Интересно, что чистокровными из всего этого разнообразия считаются только три породы: арабская, английская чистокровная и ахалтекинская. Их можно скрещивать с любой другой породой лошади, не боясь повредить чистоту изначальной породы.

Конечно, современная лошадь почти утратила своё утилитарное применение (кроме кулинарии и спорта). Тем не менее, их по-прежнему разводят, сохраняя и улучшая породу — и отнюдь не только для того, чтобы съесть.

Когда появились первые лошади?

Лошади появились около 65 млн лет назад. Маленькие, размером не больше собаки, они были в холке 25-45 см. В процессе эволюции лошадь «выросла», и около 4 млн лет назад появились современные лошади рода Эквус. "Эквус" в переводе с латыни означает "лошадь".

Когда человек приручил лошадь?

Около 5-6 тыс лет назад люди впервые стали приручать диких лошадей.

Примерно 4-5 тыс лет назад человек впервые сел на лошадь верхом.

Вначале человек ездил на крупе лошади держась за гриву, и используя подобие «кордео» на основании шеи лошади сделанного из волос тех же лошадей или волокон растительного происхождения.

Позже, человек стал подкладывать на спину лошади шкуры животных, которые застегивались костяными (позже металлическими) застежками на груди лошади и оберегали человека от воздействия пота лошади во время езды. Появилось подобие уздечки. Человек стал использовать лошадь для охоты и для боя.

Позднее люди стали использовать лошадей для сельского хозяйства, запрягая их в соху, что бы пахать поля или запрягал лошадей в повозку для перевозки грузов.

Как появилось слово «конь», «кобыла», «жеребец»?

Эти слова исключительно славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.

Ближайшие родственники лошади - осел, кулан, мул, зебра.

Мул

Осел

Зебра

Весьма примечательно, что такие древнейшие государства, достигшие высокого уровня культуры, как Ассирия, Вавилон, Египет, лошади долгое время вообще не знали: ее там не было, примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Лошадь в этих государствах появилась лишь за 2000-1500 лет до нашей эры в результате соприкосновений с кочевыми народами, которые затем и завоевали эти древние государства с помощью лошади.

Очень рано люди поняли, какое огромное значение.может иметь лошадь в военном деле, и начали культивировать ее для этих целей. Впервые лошадь в качестве боевого коня, запряженного в колесницу, появилась у кочевых народов, от которых этот способ применения лошади быстро и широко распространился в государствах Малой Азии, а затем и в Древней Греции и Риме. В дальнейшем военное значение лошади все более возрастает.

В период 1000-500 лет до нашей эры появляется конница с воинами, сидящими верхом на лошади, но еще без седла.

Славились своей конницей скифы - кочевые народы, жившие на обширных просторах южнорусских степей. Появление конницы еще более усиливало военное значение лошади, а это, в свою очередь, заставляло проявлять больше заботы о ней, о ее состоянии и качестве. В этот период в коневодстве зарождаются зачатки племенной работы.

Первые века I тысячелетия до нашей эры знаменуют ряд новых, существенно важных для дальнейшего развития коневодства достижений. Сюда относится широкое освоение железа и возникновение кочевого быта, вызвавшее дальние передвижения и широкое, а не эпизодическое использование коня под верх, для выпаса стад, разъездов, посылки донесений или поспешного бегства, что было характерно уже для среднерусских степей и Кавказа (III тысячелетие до н. э.) и Передней Азии (II тысячелетие до н. э.). Речь идет о появлении вооруженного всадника вместо гонца или табунщика, замене отряда колесниц конницей, сначала иррегулярной, затем регулярной. В литературе укрепилась точка зрения, что если индоиранцы познакомили Азию с конем, то иранцы — с всадничеством. Изучая письменные источники Ассирии (описания военных походов, состав войска и добычи), можно уточнить время появления первых вооруженных всадников.


Древнейшее изображение всадника на навершии бронзовой булавки

Многовековой труд коневодов, направленный на совершенствование лошадей в верховом направлении, при одновременном воздействии местных климатических и кормовых условий привел к тому, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в ряде азиатских государств (Хорезм, Бактрия, Парфия и др.) были созданы прекрасные породы легких, сухих быстроаллюрных и очень красивых лошадей. Лошади этих государств высоко ценились и соседними народами; последние всячески стремились заполучить их. Так, персы одно время взимали в виде дани ежегодно до 30 000 коней. К потомкам этих древних лошадей можно отнести современную ахалтекинскую породу, разводимую в Туркмении.

Коневодству в Древней Греции посвящено довольно много работ, которые опираются на большое количество источников (письменных и изобразительных). Это позволяет осветить вопросы, важные для решения проблем развития и распространения древних пород и типов лошадей в Евразии. К сожалению, отсутствие остеологических материалов заметно обедняет наши представления о древнегреческом коневодстве.

Реконструировать погребальный обряд с трупосожжением, захоронениями юношей, коней и собак и сооружением кургана лучше всего по текстам гомеровской «Илиады»:

Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали,
С воплем плачевным... лес наваливши.
Быстро сложили костер, в ширину и длину стоступенный,
Сверху костра положили мертвого, скорбные сердцем.
Множество тучных овец и великих волов криворогих,
Подле костра заколов, обрядили...
Там же расставил он с медом и светлым елеем кувшины,
Все; их и одру прислонив; четырех он коней гордовыйных
С страшною силой поверг на костер, глубоко стеная...
Двух (псов) заколол и на сруб обезглавленных бросил;
Бросил туда ж и двенадцать троянских юношей славных,
Медью убив их.
Сруб угасили, багряным вином поливая пространство
Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий;
Слезы лиющие, друга любезного белые кости
В чашу златую собрали.
Свежий насыпав курган, разошлися они,

Гомер (23.13-257)

Верховая езда и джигитовка во времена Гомера были известны, но в его поэмах во всех случаях речь идет о колесницах и колесничных лошадях (троянцы и «конями богаты», и «конеборцы», и «укротители коней», и «конники храбрые»).

Уже на критской вазе IX в. до н. э. имеется изображение вооруженного всадника, во второй половине VIII в. до н. э. такого рода рисунки (правда, всадники чаще показаны в мирных процессиях, чем в сражениях) становятся более многочисленными — на вазах, металлических предметах и т. д. Посадка у первых всадников была такой же неудобной и неумелой, как на Кавказе и в Ассирии. Греки даже в VIII в. до н. э. использовали колесницы не так, как воины Передней Азии. Как можно судить по аттическим вазам, греческие воины не умели стрелять не только с двигающейся, но даже и со стоящей колесницы. Для стрельбы им приходилось соскакивать на землю.

Искусство геометрического стиля доносит до нас коня подчеркнуто длинноногого (что отражало не столько особенности экстерьера, сколько своеобразие стиля живописи), с изящно изогнутой спиной и высоко поставленным хвостом. Коневодство и всадничество пришло к грекам, видимо, из Подунавья, где оно было развито раньше; существенна, конечно, и роль Малой Азии, а также Африки в пополнении конных ресурсов. Очевидно, квадриги (скачки на них во время Олимпийских игр начались в 680 г. до н. э.) в Грецию пришли из Ливии. Только на греческих изображениях VII в. до н. э. мы видим более удобную посадку всадников. В это же время (648 г. до н. э.) впервые вводятся на Олимпийских играх скачки верховых лошадей.

Бой с участием лошади в античные времена

Поэт Алкман (конец VII в. до н. э.) сравнивает в своих стихах греческих девушек со скаковыми конями — венетскими, колаксайскими и ибенинскими. Впрочем, о венетских конях мы знаем и по другим источникам, так как в середине I тысячелетия до н. э. венеты Адриатики славились как коневоды. Их кони принесли спартанцам в это время первую победу на Олимпийских играх. Венетских лошадей ввозили в Сицилию, чтобы на их основе создать свою породу. Под ибенинскими лошадьми следует понимать кельтских, а вот колаксайские — это безусловно скифские, причем свидетельство Алкмана совпадает по времени с появлением скифов на международной арене и связано с их переднеазиатскими походами.

Связь со скифами, интерес к их коням и технике верховой езды для Греции были постоянными и традиционными, так как итоги греко-персидских войн заставили греков серьезно задуматься о необходимости овладеть навыками верховой езды. По свидетельству Андокида, «в первый раз тогда мы организовали отряд всадников и купили 300 скифов-лучников» .


Скифский всадник (IV в. до н.э.)

Первоклассным изображением крупного коня восточного типа является найденный в Ликии так называемый Ксанфский рельеф, надгробье, выполненное греческим мастером в 70-е годы V в. до н. э. На этом барельефе изображена погребальная колесница, запряженная парой небольших, изящных лошадей, впереди юноша ведет крупного верхового коня, рост которого, видимо, около 150 см. Коня отличает крупная, но сухая, прекрасной формы голова на длинной, высоко поставленной шее, мускулистая грудь; прекрасная линия верха, которую не нарушает мягкое довольно большое седло-попона с подперсьем и подпругой; сухие, стройные и сильные ноги, заплетенный, низко поставленный хвост. Грива заключена в прошитый вдоль войлочный (?) нагривник (аналогичный Пазырыкскому). Конское снаряжение близко к тому, что мы видим на лошадях из Персеполя, но персидских лошадей отличала горбоносая голова и узкий, вытянутый корпус.

Кони азиатского типа изображены в квадриге мавзолея Галикарнасса и в храме Зевса в Олимпе; их отличают те же черты.


Античное изображение головы коня восточной породы

Уже на изображениях XVII—XVI вв. до н. э. из Микен мы видим запряженных в колесницы лошадок, напоминающих пони, с развевающимися гривой и хвостом (обычай стричь гриву и подвязывать хвост греки всегда считали свойственным варварам). На вазах геометрического стиля мы видим верховых и колесничных лошадей, не отличающихся между собой по росту и экстерьеру. Художник изображает их подчеркнуто стройными, с длинным и узким туловищем, выделенным плечом, тонконогими, с высоким постановом небольшой породистой головы, тонкой шеей и высоко поставленным длинным хвостом.

В ранних греческих изображениях преобладают так называемые европейские маленькие лошади (ведь, садясь на коня, грек брал его за гриву между ушей, что можно сделать только при очень маленьком росте коня). Эти лошади хорошо известны нам по фризу Парфенона.

В римское время были уже четко разграничены типы лошадей, применяемых для различных целей. Так, Варрон и Сенека подчеркивают, что экстерьер и выездка лошади должны быть различны в зависимости от ого, предназначена ли она для войны, скачки и состязаний на резвость, на племя или в качестве упряжной. Оппиан в «Книге охот» приводит десятки пород лошади, давая им сравнительную характеристику по резвости, выносливости, экстерьеру, происхождению. Очень высокого уровня достигала в римское время зоотехника. Многое из того, что отличает современное коннозаводство, сложилось уже в те далекие времена.

Римский историк Корнелий Тацит, для которого характерно тщательное обращение с историческими фактами, писал: «Ведь старина, вымысел и чудесное называется мифами, история же — будь то древняя или новая — требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда — и раньше, и теперь — были в ходу одни и те сказания, сплошь чудесные и невероятные» .

Сказания об амазонках изобилуют живыми подробностями, яркими событиями и важны для нас тем, что могут быть связаны с саврматами, на территории современной Украины, вплоть до Дона и участвовавшими, по всей видимости, в переднеазиатских походах. Недаром, как показал еще Л. А. Ельницкий, «география походов амазонок по Диодору совпадает с географией скифских и киммерийских походов по Геродоту» . У Геродота мы читаем легенду о происхождении «женоуправляемых» савроматов.

Победив амазонок, греки посадили их на корабли и хотели увезти морем. Амазонки восстали, захватили власть на кораблях, но, поскольку они не умели управлять ими, ветер принес их к Меотиде — Азовскому морю. Дойдя берегом Азовского моря до земель, занятых скифами, амазонки угнали табуны коней и стали жить грабежом. «С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи, — пишет Геродот, — вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами»

Еще в XIV в. до нашей эры в Малой Азии, в государстве хеттов коневодство уже было так высоко развито, что появился даже специальный трактат - "Записки митанийца Киккули" о приемах содержания, использования, и что особенно примечательно, тренировки лошадей.

Период от 500 лет до нашей эры и начало (первые два столетия) нашей эры характеризуется развитием коневодства и племенного дела в коневодстве. Первыми очагами, где селекционно-племенная работа привела к образованию древних высокоспециализированных верховых пород лошадей, были Мидия и Персия, т. е. те области, где позднее сформировались туркменские и персидские лошади. Особенно широкую известность за свои качества и красоту приобрели несейские лошади, получившие название по имени обширной равнины Несея в Мидии. "Несейские лошади были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари". Эти верховые.породы лошадей Средней Азии на протяжении многих веков и нашего времени служили как бы неиссякаемым источником, откуда черпался племенной материал для улучшения местных лошадей и создания новых верховых пород многими европейскими странами, начиная от Древней Греции, Рима, кончая странами Западной Европы

На этом изображении видно, как ассирийский лучник уже использует уздечку, но еще не использует седло.

Ассирийская кавалерия

Большое влияние на развитие боевых качеств лошади оказали скифы. Скифы (греч. Σκύθαι) —кочевники, занимавшие в прошлом территории Украины, Молдавии, части Казахстана и России. Информация о скифах происходит преимущественно из «Истории» Геродота. Будучи непревзойденным войнами и наездниками - они занимались разведением лошадей, производя селекцию и отбирая наиболее сильных и выносливых животных.

Скифская легенда гласит, что этот народ произошел от брака Геракла с женщиной-змеей. От этого союза родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог выполнить завещание своего могучего отца - опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла. Он-то и стал родоначальником племени скифов, дав именем своим имя всему народу.

Бой скифов

Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII веку до н. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство - Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна.

Чаще всего упоминания о скифах встречались в греческих источниках, например, у «Отца истории» - Геродота. И везде речь шла в первую очередь о скифских всадниках. Скифская конница еще в VII веке до н.э., преследуя своих врагов - киммерийцев, вторглась в Закавказье, на Ближний Восток и в Малую Азию. Вместе с вступившими с ними в союз ассирийцами скифы громили Мидию и Вавилон, разоряли Сирию и Малую Азию. И с того времени за скифами шла слава непобедимых воинов.

Скифский царь, с женой,сыном и охраной.

Тяжеловооруженный скифский всадник.

Скифская кавалерия

К концу III века до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.

Вторыми после скифов искусными наездниками в то время были Сарматы или более ранее название савроматы..

Савроматы (sauromatai) - первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории. В V в. до н.э.

Геродот утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до н.э. савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дария I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, старясь помешать действиям персидской армии.

Сарматские всадники

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Они всегда были на конях. Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны.

В Древней Греции и Риме селекционно-племенная работа привела к образованию различных типов и пород лошадей, предназначенных для разнообразного использования; в военных целях, в хозяйственной жизни, в спорте. Однако ни в Древней Греции и Риме, ни в других странах лошадь еще не применялась на сельскохозяйственных работах как тяговая сила.

В Западной Европе преобразование диких лошадей началось позднее и шло в другом, нежели в Средней Азии, направлении. Даже в Исторические времена в Центральной и Северо-Западной Европе долгое время не было специализированной культурной лошади. Распространена была здесь преимущественно мелкая лесная лошадь. Лишь в средние века в коневодстве некоторых стран Западной Европы начался процесс дифференциации и специализации лошади применительно к потребностям тяжеловооруженного всадника-рыцаря. Он вел к укрупнению лошади. Однако изобретение пороха и опыт боевых столкновений с легкой, подвижной конницей восточных народов изменили и в Западной Европе требования к военной лошади. Возникла потребность в лошади легкой, быстрой, с хорошим галопом. Для получения такой кавалерийской лошади пришлось прибегнуть к завозу восточных лошадей и с их помощью заняться выведением новых типов и пород верховых лошадей, среди которых особое значение получила так называемая чистокровная английская лошадь.

В Западной Европе лошадь впервые стала применяться и как тяговая сила в сельском хозяйстве, постепенно вытесняя вола. Начиная с XI-XII вв. нашей эры происходит процесс проникновения лошади в сельское хозяйство Северной Франции, Нидерландов, Англии. В Северо-Западной Руси, как свидетельствуют летописи, лошади уже в XV в. использовались на пахоте, иногда в одной упряжке с волом.

Арабская лошадь со всадницей из знатной семьи. (18-19 вв)

Конница на Руси как самостоятельная а затем и решающая боевая сила зародилась в X в. Славяне, подобно многим северным и западным народам, широко использовали коней в качестве средства передвижения, а также для нужд сельского хозяйства. Необходимым домашним животным конь сделался, видимо, уже на заре истории славян в первые века нашей эры. Тем не менее воевать в конном строю славяне не умели и в раннем Средневековье предпочитали биться пешими, подобно дедам и прадедам. Надо отметить, что с момента широкого внедрения коня в военный обиход, хотя бы как транспортного средства, превращение его в «живое оружие» было делом нескольких десятилетий. Тем более, создание первого государственного образования — Киевской Руси — потребовало некой универсальной и мобильной силы, способной эффективно действовать на всей территории страны. Первые конные походы зафиксированы в летописи под 907 и 944 гг. Ко времени же князя Владимира Святославича, то есть к 980 г., конница является вполне самостоятельной военной силой.

В начальный период существования Киевской державы военные действия вела, в основном, пехота. Все более значительное давление южных соседей Руси -кочевников и оформление феодальной организации общества приводят в середине и во второй половине X века к выдвижению на первый план конницы, в дальнейшем подразделившейся на легкую (лучников) и тяжеловооруженную (копейщиков). Главнейшее оружие всадника - копье, лук и стрелы, меч и сабля.

Арабский автор Ибн-Руста, писавший в 903-913 гг. отмечает, что у славянского царя были “прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги”. Византийский хроник Лев Диакон, описывая войны князя Святослава с греками в Болгарии, фиксирует целые подразделения руссов, построенные в фалангу, одетые в кольчугу (“рубахи из длинных цепочек”), шлемы, укрытые длинными щитами (от плеча до колена). Особенно арабские авторы отмечают прекрасные обоюдоострые мечи руссов. Известны случаи, когда жители крупного закавказского города Бердаа, подвергшегося в 943-44 гг. нападению киевских войск, после их ухода раскапывали курганы, где были захоронены руссы, чтобы добыть их драгоценные мечи, погребенные вместе с убитыми.

"Черные клобуки" (XII-XIII вв.): 1 - знатный воин; 2 - предводитель "черных клобуков"; 3 - знаменоносец "черных клобуков".
(Черные клобуки́ каракалпак — чёрная шапка) — общее название тюркских вассалов киевских князей расселенных в Поросье начиная с конца XI в.)

Козацкие времена.

Войско Запорожское состояло из пехоты, конницы и артиллерии. Казацкая конница представляла собой легкую кавалерию, которая была вооружена в основном саблями, пиками и карабинами.

Одним из главных преимуществ запорожских козаков была - неожиданность.

Многие крепости и битвы выигрывались за счет быстроты и натиска за пол дня.

И основным залогом неожиданного и скорого нападения были лошади.

Казацкое конское снаряжение: 1. Седло с полной выкладной. 2. Саквы (кожаные ихолщевая). 3, 5. Пряжки. 4, 8. Удила. 6. Подкова. 7. Бубенчик. 9. Стремена. 10. Подпруга.

Реестровый казак конной сотни

Во времена Запорожской сечи, лошадь делила тяготы и невзгоды козаков в длинных переходах, а во время боя, от того отдохнул конь перед битвой или нет, зависела часто жизнь козака.

Кони неразрывно вошли в козацкую жизнь.

Много песен сложено о них, таких как: «Ой чий то кiнь стоiть, а грива чорная…» и так далее.

Или «Чом ти не прийшов, як мiсяць зiйшов, я тебе чекала, чи коня не мав, чи стежки не знав, мати не пускала….»

Чтобы иметь представление о процессе одомашнения лошади человеком, надо, прежде всего, знать, где, когда и какие лошади подвергались одомашнению. Известно, что в палеолите - древнем каменном веке дикие лошади были широко распространены в северных степях Европы и Азии. В то время в более южных районах этого континента дикой лошади не существовало и никаких ископаемых остатков где-либо в Аравии, Малой Азии и Месопотамии не обнаружено. В древнем каменном веке человек еще не испытывал потребности в одомашнении лошади; она, как и другие дикие животные, являлась для него лишь предметом охоты.

Наиболее вероятными очагами первоначального одомашнения лошади были степные просторы Азии и Восточной Европы. Об этом свидетельствуют материалы раскопок. По времени одомашнение лошади относят к концу неолита - нового каменного века, после того как уже были одомашнены собака, овца и коза. Наиболее ранние упоминания о домашних лошадях относятся ко второй половине третьего тысячелетия до нашей эры.

Превратив лошадь в домашнее животное, человек в дальнейшем содержал и использовал ее по-разному, в зависимости прежде всего от условий, в которых он находился и вел свое хозяйство. Уже тогда возникло значительное различие в условиях жизни одомашненной лошади в степных и особенно предгорных районах Азии и в Западной Европе. Кочевники имели возможность разводить лошадей в условиях, относительно близких к тем, в которых жили их дикие предки. Эти условия не оказывали резкого воздействия на тип и конституцию лошади, и она в домашнем состоянии относительно мало изменялась сравнительно с дикой. В Западной Европе, как равно и в лесной зоне нашей страны, после одомашнения лошадь оказалась в иных условиях; она мельчала, теряла рост. У кочевых народов отмечается сравнительно высокое развитие коневодства. На протяжении тысячелетий, с древнейших времен оно сохранилось у них как неотъемлемая часть, как основа кочевого хозяйства. Однако прошло много времени, прежде чем человек при оседлом образе жизни научился создавать для домашней лошади новые условия, способствующие ее нормальному росту и развитию и проявлению хозяйственно полезных свойств. Таким образом, еще в те далекие времена наметилась начальная географическая дифференциация условий жизни домашних лошадей, которая со временем все более и более увеличивалась.

Весьма примечательно, что такие древнейшие государства, достигшие высокого уровня культуры, как Ассирия, Вавилон, Египет, лошади долгое время вообще не знали: ее там не было, примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Лошадь в этих государствах появилась лишь за 2000-1500 лет до нашей эры в результате соприкосновений с кочевыми народами, которые затем и завоевали эти древние государства с помощью лошади.

Очень рано люди поняли, какое огромное значение.может иметь лошадь в военном деле, и начали культивировать ее для этих целей. Впервые лошадь в качестве боевого коня, запряженного в колесницу, появилась у кочевых народов, от которых этот способ применения лошади быстро и широко распространился в государствах Малой Азии, а затем и в Древней Греции и Риме. В дальнейшем военное значение лошади все более возрастает.

В период 1000-500 лет до нашей эры появляется конница с воинами, сидящими верхом на лошади, но еще без седла. Славились своей конницей скифы - кочевые народы, жившие на обширных просторах южнорусских степей. Появление конницы еще более усиливало военное значение лошади, а это, в свою очередь, заставляло проявлять больше заботы о ней, о ее состоянии и качестве. В этот период в коневодстве зарождаются зачатки племенной работы.

Многовековой труд коневодов, направленный на совершенствование лошадей в верховом направлении, при одновременном воздействии местных климатических и кормовых условий привел к тому, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в ряде азиатских государств (Хорезм, Бактрия, Парфия и др.) были созданы прекрасные породы легких, сухих быстроаллюрных и очень красивых лошадей. Лошади этих государств высоко ценились и соседними народами; последние всячески стремились заполучить их. Так, персы одно время взимали в виде дани ежегодно до 30 000 коней. К потомкам этих древних лошадей можно отнести современную ахалтекинскую породу, разводимую в Туркмении.

Еще в XIV в. до нашей эры в Малой Азии, в государстве хеттов коневодство уже было так высоко развито, что появился даже специальный трактат - "Записки митанийца Киккули" о приемах содержания, использования, и что особенно примечательно, тренировки лошадей.

Период от 500 лет до нашей эры и начало (первые два столетия) нашей эры характеризуется развитием коневодства и племенного дела в коневодстве. Первыми очагами, где селекционно-племенная работа привела к образованию древних высокоспециализированных верховых пород лошадей, были Мидия и Персия, т. е. те области, где позднее сформировались туркменские и персидские лошади. Особенно широкую известность за свои качества и красоту приобрели несейские лошади, получившие название по имени обширной равнины Несея в Мидии. "Несейские лошади были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари". Эти верховые.породы лошадей Средней Азии на протяжении многих веков и нашего времени служили как бы неиссякаемым источником, откуда черпался племенной материал для улучшения местных лошадей и создания новых верховых пород многими европейскими странами, начиная от Древней Греции, Рима, Московской Руси и кончая странами Западной Европы. Без преувеличения можно сказать, что современное коневодство своими успехами в значительной мере обязано этим древним породам.

В Древней Греции и Риме селекционно-племенная работа привела к образованию различных типов и пород лошадей, предназначенных для разнообразного использования; в военных целях, в хозяйственной жизни, в спорте. Однако ни в Древней Греции и Риме, ни в других странах лошадь еще не применялась на сельскохозяйственных работах как тяговая сила.

В Западной Европе преобразование диких лошадей началось позднее и шло в другом, нежели в Средней Азии, направлении. Даже в Исторические времена в Центральной и Северо-Западной Европе долгое время не было специализированной культурной лошади. Распространена была здесь преимущественно мелкая лесная лошадь. Лишь в средние века в коневодстве некоторых стран Западной Европы начался процесс дифференциации и специализации лошади применительно к потребностям тяжеловооруженного всадника-рыцаря. Он вел к укрупнению лошади. Однако изобретение пороха и опыт боевых столкновений с легкой, подвижной конницей восточных народов изменили и в Западной Европе требования к военной лошади. Возникла потребность в лошади легкой, быстрой, с хорошим галопом. Для получения такой кавалерийской лошади пришлось прибегнуть к завозу восточных лошадей и с их помощью заняться выведением новых типов и пород верховых лошадей, среди которых особое значение получила так называемая чистокровная английская лошадь.

В Западной Европе лошадь впервые стала применяться и как тяговая сила в сельском хозяйстве, постепенно вытесняя вола. Начиная с XI-XII вв. нашей эры происходит процесс проникновения лошади в сельское хозяйство Северной Франции, Нидерландов, Англии. В Северо-Западной Руси, как свидетельствуют летописи, лошади уже в XV в. использовались на пахоте, иногда в одной упряжке с волом.

С развитием капитализма перед коневодством встали новые задачи. Потребовалась крупная упряжная лошадь для работы на транспорте и в сельском, хозяйстве. Здесь и пригодилась уже несколько укрупненная рыцарская лошадь. Используя ее, коневоды Западной Европы создали ряд пород специализированных шаговых, тяжеловозных лошадей. В XVIII-XIX вв. в Западной Европе происходит процесс дальнейшей специализации, особенно упряжных лошадей. Создаются самые крупные лошади, когда-либо существовавшие после одомашнения. Наряду с ними появляются породы рысистых лошадей, способных бежать с исключительной быстротой. Однако преобразование человеком лошади не ограничивается этими двумя направлениями. Огромные степные территории Азии и Европы длительное время оставались районами кочевого коневодства. Из степей лошадь продвигалась на север, в лесостепи и лесные районы. В этих новых условиях происходило ее постепенное преобразование, складывался тип лесной лошади (одомашнение в лесной зоне мало вероятно).

В настоящее время имеется огромное разнообразие хозяйственных типов и пород лошадей. Каждая порода, каждый тип лошадей складывались и изменялись в определенных социально-экономических и естественноисторических условиях. Влияние этих условий на разные породы и в различные периоды истории было неодинаковым. Степные породы лошадей при кочевом хозяйстве слагались под преобладающим (влиянием естественных условий их обитания. В образовании и жизни пород заводских определяющим фактором был труд человека. Пределы различий типов и пород лошадей, созданных под воздействием природных условий и труда человека, чрезвычайно широки; среди них наблюдаются такие контрасты, как, например, пони и шайры.