Для девушек

Вольные упражнения на бревне. Упражнения на гимнастическом бревне (девочки) и низкой перекладине (мальчики). Упражнения на бревне

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА БРЕВНЕ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СНАРЯДА

Бревно - гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функций равновесия, так как площадь опоры его ограничена. Сохранение равновесия на бревне в значительной мере определяется правильной осанкой - ноги должны быть выпрямлены в коленях, живот подтянут, спина прямая, плечи расправлены, голова прямо, общий центр тяжести тела должен находиться над площадью опоры.

Упражнения на бревне могут носить как спортивный, так и прикладной характер, содействуя подготовке молодежи к труду и обороне Родины. Например: передвижения в различных направлениях и позах с перешагиванием через препятствия, с переноской груза, балансированием гимнастической палкой и перебрасыванием мячей;

хождение по наклонной плоскости и значительно повышенной опоре (рис. 1); снаряд бревно упражнение прыжок

передвижение в упоре на коленях или в упоре ноги врозь на руках (рис. 2);

лазание в смешанном висе и перелазание через бревно (рис. 3).

Гимнастическое бревно можно применять и для группового выполнения упражнений с целью совершенствования силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, для улучшения осанки и ориентировки в пространстве (рис. 4).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА

Упражнения спортивного характера можно разделить на следующие основные группы: вскоки, передвижения, повороты, прыжки, статические положения, акробатические упражнения, соскоки.

Вскоки.

1. Вскок в упор - выполняется с места толчком обеих ног.

2. Вскок в сед на бедре - выполняется с места или разбега толчком обеих ног с опорой руками впереди.

Страховка. Держать за руки выше локтей, стоя спереди за бревном.

3. Вскок в упор на колени - выполняется с места или с разбега толчком обеих ног.

Страховка. Держать за руки выше локтей, стоя за бревном.

4. Вскок в упор на колено (рис. 5) - выполняется с места и с разбега толчком обеих ног. Обучение следует начинать на коне без ручек.

Страховка. Страховка производится со стороны моста поддержкой за неопорную ногу и руку выше локтя.

5. Вскок «упор присев (продольно, поперек и с торца) -- выполняется с косого, прямого разбега и торца. Обучение следует начинать на коне без ручек и гимнастической скамейке.

Страховка.

6. Вскок в упор присев на одну, другую в сторону на носок - выполняется с места или с разбега.

Последовательность обучения:

1. Из упора лежа толчком ног упор присев на одной, другую в сторону на носок.

2. Из упора присев, руки на гимнастической скамейке, толчком ног упор присев на одной, другая в сторону на носок.

3. Вскок в упор присев на одну, другая в сторону на носок, на коня в ширину с ручками, с места и с разбега.

4. То же на коня без ручек с помощью и самостоятельно.

5. То же на бревно с помощью и самостоятельно.

Страховка. Держать за обе руки выше локтя, стоя спереди за снарядом.

7. Вскок в упор ноги врозь поперек с перемахом одной и поворотом на 90° - выполняется с места толчком обеих ног.

Страховка. Держать за обе руки выше локтя, стоя сбоку со стороны мостика.

8. Вскок в сед на бедре с поочередным перемахом (рис. 6) - выполняется с косого разбега с опорой рукой сзади, махом одной и толчком другой ноги.

Последовательность обучения:

1. Из седа на бедре на коне без ручек, перемах двумя в сед на другое бедро, опора одной рукой.

2. С места, стоя боком к коню, махом одной и толчком другой вскок в сед с опорой одной рукой, другая - в сторону.

3. То же, но в сед на бедро с поочередным перемахом.

4. То же с разбега с помощью и самостоятельно.

5. Вскок на бревно с разбега (бревно накрыто гимнастическим матом) с помощью и самостоятельно.

6. Выполнение вскока с помощью и самостоятельно.

Страховка. Держать за руку и бедро маховой ноги, стоя за бревном.

Передвижения.

Ходьба

1. Ходьба на носках с различными положениями рук: в стороны, вперед, назад, вверх, на пояс и т.д., боком, спиной вперед.

2. Ходьба приставным шагом вперед, боком, спиной вперед.

3. Ходьба с поворотами на 90°, 180°.

4. Ходьба переменным шагом, шагом польки, галопом.

5. Ходьба боком скоростным шагом.

6. Ходьба выпадами, высоко поднимая колени, поочередными взмахами ногами.

7. Ходьба полуприседая, в полуприседе, в полном приседе.

8. Ходьба с мячом в одной и двух руках с различными положениями мяча: вперед, вверх в сторону и т.д.

9. Ходьба с гимнастической палкой с различными положениями палки: вперед, вверх, за спиной, на лопатках, с перешагиванием через палку.

10. Ходьба с перешагиванием через мячи, положенные на бревно, через веревочку и под веревочку, натянутую над снарядом.

Все виды ходьбы вначале выполнять на полу по линии, на низком бревне или гимнастической скамейке (можно перевернутой), затем на среднем и высоком бревне.

Повороты

1. Поворот кругом на двух ногах в стойке поперек. Подняться на носки (руки на пояс, в стороны, вверх), повернуться кругом и опуститься на всю стопу.

2. Поворот кругом на двух ногах в приседе . Выполняется так же, как и в стойке на двух ногах.

3. Поворот кругом махом одной ноги, стоя продольно. Стать на одну ногу, другую в сторону на носок, руки в стороны. Поднимаясь на носок опорной ноги, выполнить мах свободной ногой в сторону поворота и, повернувшись кругом, поставить маховую в сторону на носок.

4. Поворот кругом махом одной ноги вперед, стоя поперек.

Стать на одну ногу, другую назад на носок, руки в стороны. Поднимаясь на носок опорной ноги, выполнить мах «задней» вперед и повернуться кругом, поставив маховую назад на носок. Маховая нога должна как бы закручивать тело в сторону поворота, не выходя за плоскость бревна.

5. Поворот кругом махом одной ноги назад, стоя поперек.

Стать на одну ногу, другую вперед на носок, руки в стороны. Поднимаясь на носок опорной ноги, выполнить мах назад «передней» и, повернувшись кругом, поставить маховую вперед на носок. Маховая нога должна выполнять то же действие, что и в предыдущем повороте.

Обучать поворотам надо вначале на полу, затем на гимнастической скамейке и низком бревне, постепенно увеличивая его высоту. При обучении поворотам махом, целесообразно пользоваться дополнительной опорой у гимнастической стенки, ставя на нее маховую ногу при повороте или придерживаясь руками.

Прыжки

1. Прыжок толчком двумя со сменой положения ног. Выполняется из стойки на носках, руки в стороны-книзу. Слегка присесть, толчком ног и махом рук подпрыгнуть вверх. В полете, разгибая ноги и оттягивая носки, сменить положение ног и приземлиться на напряженные, чуть согнутые ноги, с носка на всю стопу.

2. Прыжок толчком двумя с разведением ног. Исходное положение, техника прыжка и приземления аналогичны предыдущему прыжку, но в полете нужно развести ноги вперед-назад.

3. Прыжок с двух ног на одну с продвижением вперед. Выполняется, как и предыдущие, но с приземлением на одну ногу, другую назад-книзу с продвижением вперед.

4. Прыжок шагом. Выполняется шагом с толчком одной и махом вперед другой ноги. Приземлиться с носка на всю стопу чуть согнутой маховой ноги, толчковая назад-книзу.

5. Прыжок со сменой положения ног впереди. Выполняется махом одной ноги и толчком другой. В полете сменить положение прямых ног и приземлиться на маховую, толчковую вперед. Этот же прыжок можно выполнить со сменой согнутых ног.

Обучать прыжкам надо вначале на полу, затем на гимнастической скамейке и низком бревне, постепенно увеличивая его высоту. Для сохранения устойчивого положения при приземлении, вначале нужно применять дополнительную опору (гимнастическая стенка, партнер, держащий за руку выполняющего прыжок).

Статические положения

К статическим положениям на бревне относятся различные равновесия на одной и двух ногах, которые в зависимости от положения туловища, могут быть горизонтальные и вертикальные, стойки на руках, шпагаты.

1. Равновесия на бревне по технике выполнения не имеют существенных отличий от аналогичных упражнений на полу. Это равновесия на одной ноге с различными положениями туловища, свободной ноги, рук. Но есть равновесия, специфичные только для бревна, такие как: лежа на груди (рис. 7) в седе углом, руки в стороны; в приседе на одной ноге (рис. 8); кольцом (рис. 9); с захватом руками бревна (рис. 10).

Рис.7 Рис.8

Рис.9 Рис. 10

2. Шпагаты и полушпагаты.

На бревне выполняются, как и на полу, из различных исходных положений в соединении с различными элементами, с опорой и без опоры руками о бревно.

3. Стойки (на плече, груди, лопатках, руках) выполняются так же, как и на полу. Стойка на руках и груди выполняется продольно и поперек бревна, остальные - поперек.

Соскоки

1. Соскок из седа на бедре с опорой рукой спереди. Выполнить мах вперед свободной ногой, опираясь рукой о снаряд, соединить в полете ноги и прогнуться. Приземлиться боком к снаряду.

2. Соскок из седа на бедре с опорой рукой сзади, с поворотом кругом в стойку боком к снаряду. Выполнить мах свободной ногой, опираясь разноименной рукой сзади о снаряд, соединить в полете ноги и прогнуться. С поворотом кругом приземлиться боком к снаряду.

3. Соскок из упора на колене махом другой назад. Из упора стоя на колене, другая назад-кверху чуть опустить маховую ногу и выполнить ею быстрый мах назад. Оттолкнуться опорной ногой и, присоединяя ее к маховой, прогнуться. Приземлиться боком к снаряду.

4. Соскок из упора присев на одной махом другой.

Техника выполнения этого соскока такая же, как и в предыдущем соскоке.

5. Соскок прогнувшись вперед и в сторону из полуприседа продольно и поперек . Из полуприседа, руки назад, стоя продольно, толчком ног и махом рук выполнить соскок прогнувшись с приземлением спиной к снаряду. Из полуприседа, руки назад, стоя поперек, выполнить соскок прогнувшись чуть в сторону с приземлением боком к снаряду.

6. Соскок прогнувшись из полуприседа продольно и поперек с поворотом на 90 0 и 180 0 .

7. Соскок прогнувшись после 2-3 разбега с конца бревна. То же с поворотом на 90 0 -180 0 .

8. Соскок толчком двух ног из стойки поперек и продольно: ноги врозь, группируясь, согнувшись, согнув ноги назад. То же с 2-3 шагов разбега с конца бревна.

9. Соскок прогнувшись махом одной и толчком другой со средины и конца бревна. Выполняется с 2-3 шагов разбега или шагов польки. После маха вперед и толчка опорной ногой выполнить быстрый мах назад маховой ногой и, соединяя ее с толчковой, прогнуться. Движение маховой ноги вперед-назад должно быть коротким.

Обучение этим соскокам следует начинать на гимнастической скамейке, низком бревне, коне без ручек, а затем переходить на обычное бревно.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Передвижения

1. Ходьба на носках с хлопками руками впереди, сзади, вверху, под ногой после маха.

2. Ходьба с поворотами и наклонами туловища.

3. Ходьба полуприседая на одной ноге и махом другой вниз-вперед.

4. Быстрые шаги и бег на носках с внезапными остановками, с остановками на одной ноге.

5. Бег прыжками с одной ноги на другую.

Вскоки

1. Вскок в упор стоя согнувшись, ноги врозь. Выполняется с места и разбега. После толчка ногами, опираясь руками о бревно, подать плечи вперед, высоко поднять таз и, разводя ноги, поставить их на бревно.

Последовательность обучения :

1. Из упора присев толчком ног, подавая плечи вперед, упор стоя согнувшись, ноги врозь.

2. То же из упора лежа, то же из упора присев, руки на гимнастической скамейке.

3. Вскок в упор стоя согнувшись, ноги врозь на коня с ручками с места и с разбега.

4. То же, но на коня без ручек с помощью и самостоятельно.

5. Тоже на бревно с помощью и самостоятельно.

Страховка. Держать за руки выше локтей, стоя с противоположной вскоку стороны бревна.

2. Вскок в упор верхом с перемахом вперед, согнув ногу. Выполняется с места и с разбега. После толчка ногами подать плечи вперед, высоко поднять таз и, сгибая ногу, выполнить перемах вперед в упор верхом.

Последовательность обучения:

1. Из упора лежа толчком ног выполнить упор присев на одной, другая - назад на носок.

2. Вскок в упор верхом с перемахом согнув ногу на коне с ручками с места и с 2-3 шагов разбега.

3. То же на коне без ручек с помощью и самостоятельно.

4. То же на бревне с помощью и самостоятельно.

Страховка. Держать за руку, стоя сбоку со стороны мостика.

3. Вскок в присед на одну ногу, другую -- вперед (рис. 11). Выполняется с косого разбега с опорой рукой, толчком одной и махом другой ноги. Ставя ногу на бревно для перехода в присед, нужно оттолкнуться рукой и подать плечи вперед. В начале обучения этот вскок выполнить на коне без ручек с помощью и самостоятельно, а затем на бревне.

Страховка. Держать за руки выше локтя, стоя за бревном.

4. Вскок в присед на одну ногу без опоры руками. Выполняется в середине с косого разбега и на конце с прямого разбега махом одной и толчком другой ноги. Одновременно с движением маховой ноги выполняется мах руками снизу-вверх и мощное отталкивание толчковой ногой.

5. Вскок в присед не отличается по исполнению от предыдущих, выполняется так же - в середине и на конце бревна.

Страховка. Вначале помощь оказывается учителем в виде проводки по разбегу и вскоку на бревно. Учитель выполняет разбег вместе с ученицей, держа ее за руку (одной рукой за плечо, другой - за предплечье). В момент отталкивания помогает запрыгнуть на бревно и сохранить равновесие после вскока. Затем переходит на противоположную сторону бревна и в момент вскока подает руку для опоры и сохранения равновесия. Ученица в момент вскока опирается на руку учителя.

Повороты

1. Из седа на бедре поворот кругом в сед на другое бедро.

2. Поворот кругом переступанием.

3. Поворот кругом из стойки на одной, другая вперед на носок.

4. Поворот кругом в приседе на одной, другая в сторону на носок.

Прыжки

1. Прыжки на одной ноге, другая вперед-книзу, назад на месте и с продвижением вперед.

2. Прыжки на двух со сменой положения ног на месте и с продвижением вперед.

3. Прыжки с поворотом кругом толчком двух ног.

4. Подбивной прыжок вперед и назад.

5. Прыжок толчком одной и махом другой ноги вперед с приземлением на две ноги в полуприсед.

Соскоки

1. Соскок из седа углом (рис. 12). Из седа углом, руки в стороны, опереться одноименной рукой и ногой о бревно и махом свободной ноги и толчком опорной, соединяя ноги, спрыгнуть с поворотом кругом в стойку боком к снаряду.

Последовательность обучения:

1. Из седа углом в упоре сзади опорой одной ногой и махом другой с поворотом кругом перейти в упор лежа.

2. Соскок из седа углом на коне без ручек.

3. Соскок из седа углом на бревне

Соскок переворотом в сторону с конца бревна (рис. 13).

Вначале надо научить правильно выполнять переворот в сторону «колесо» на полу, затем колесо с низкого бревна или гимнастической скамейки на пол. Соскок переворотом с коня без ручек с помощью и самостоятельно. Соскок с конца бревна с помощью и самостоятельно.

Страховка. Держать за руку и под поясницу в момент передачи тяжести тела на вторую руку и потери равновесия (рис. 13).

4. ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ КОМБИНАЦИИ

Бревно низкое

1. С двух-трех шагов разбега - вскок в полуприсед правая впереди, руки в стороны на конце бревна - встать в стойку на носках, два приставных шага с правой - два прыжка на двух со сменой положения ног - поворот налево кругом, круг руками внутрь -- полуприсед руки назад и соскок прогнувшись в сторону, в стойку боком к снаряду.

2. И.П. стойка поперек на конце бревна лицом внутрь - равновесие «ласточка» - два переменных шага -- махом одной и толчком другой прыжок в присед, руки в стороны - поворот кругом в приседе - встать на носки, руки в стороны и с 2-3 шагов разбега соскок прогнувшись в сторону махом одной и толчком другой в стойку боком к снаряду.

3. И.П. полушпагат на правой, руки в стороны - стойка на левом колене, правая согнута впереди -- встать в стойку на правой, левая назад на носок - шаг левой и махом правой подскок в стойку на левой, правая вперед-книзу - шаг правой и махом левой подскок в стойку на правой, левая вперед-книзу - шаг левой и равновесие на ней - выпрямляясь, махом правой поворот кругом и выпад левой, руки в стороны - приставить правую и с поворотом направо полуприсед, руки назад - соскок согнув ноги вперед.

Бревно высокое

1. Из упора стоя вскок в упор сидя, ноги врозь с перемахом правой вне и поворотом налево - махом назад упор лежа на согнутых руках -- выпрямляя руки, упор лежа -- сгибая правую выпад на ней, руки в стороны - приставляя левую и выпрямляясь, стойка на носках, руки вверх -шаг левой, полуприседая и выпрямляясь, круг правой рукой книзу - шаг правой, полуприседая и выпрямляясь, круг левой рукой книзу - приставляя левую, поворот налево в полуприсед, руки назад - соскок прогнувшись, ноги врозь.

2. Из упора стоя вскок в упор присев на левой, правую в сторону на носок - поворот налево и полушпагат, руки в стороны - опорой спереди, выпрямляя левую ногу, упор лежа - толчком двумя упор присев -встать на носки, руки в стороны - шаг правой и равновесие на ней -выпрямиться и, приставляя левую, полуприсед, руки назад-книзу - соскок прогнувшись вперед - в сторону в стойку боком к снаряду.

3. С косого разбега вскок в сед на бедре с поочередным перемахом - махом вперед угол упор сзади - опорой спереди, разводя ноги, махом назад упор лежа на согнутых руках - выпрямляя руки, упор лежа и толчком двумя упор присев, правая впереди - встать руки в стороны, шаг левой, прыжок на правую - шаг левой и равновесие на ней - выпрямляясь, махом правой поворот кругом в стойку на левой, правую назад на носок - шаг польки с правой, шаг польки с левой - махом правой и толчком левой соскок прогнувшись с конца бревна.

4. С косого разбега вскок в присед, руки в стороны - поворот кругом в приседе - встать на носки, руки в стороны - два прыжка со сменой положения ног с продвижением вперед -- шаг правой, прыжок на левую и равновесие на ней -- выпрямляясь, мах правой вперед - махом правой назад поворот кругом в стойку на левой, правую вперед на носок, руки в стороны - 2-3 шага разбега, соскок переворотом в сторону с конца бревна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ НА БРЕВНЕ

Характеристика снаряда.

Основные группы упражнений на снаряде.

Вскок в упор присев на одну, другую в сторону на носок.

Техника выполнения.

Последовательность обучения.

Вскок в сед на бедре с поочередным перемахом.

Техника выполнения.

Последовательность обучения.

Виды передвижения по бревну.

Виды поворотов на бревне.

Поворот кругом махом одной ноги вперед.

Техника выполнения.

Последовательность обучения.

Виды прыжков на бревне.

Последовательность обучения.

Виды равновесий на бревне.

Виды соскоков. Соскок прогнувшись махом одной и толчком другой со средины или конца бревна.

Техника выполнения.

Последовательность обучения.

Определение уровня подготовленности.

Все ответы верны - 5

Два ответа не верны - 4

Три ответа не верны - 3

Четыре ответа не верны - 2

ЛИТЕРАТУРА

1.Гучин А.А. Гимнастика в школе. М.: ФиС, 1962.

2.Коренберг В.Б. Маленькие «секреты» гимнастики. М.: ФиС, 1967.

3.СмолевскийВ.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: ФиС, 1987.

4.Семенов Л.П. Советы тренерам. М.: ФиС, 1980.

5.Соколов Е.Г. Акробатика. М.: ФиС, 1973.

6.Укран М.Л., Шеффер И.В., Антонов Л.К., Коренберг В.Б. Методика тренировки гимнасток. М.: ФиС, 1976.

7.Шлемин А.М. Юный гимнаст. М.: ФиС, 1959.

8.Филиппович В.И. Теория и методика гимнастики. М.: Просвещение, 1971.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Виды гимнастических упражнений. Методы обучения упражнениям. Строгая методическая последовательность изучаемого материала. Динамические упражнения и методические приёмы обучения, эффективность использования классических и новаторских методов обучения.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2017

    Анализ техники и методика обучения упражнениям пауэрлифтинга: общие правила, виды методик, примеры. Формирующие и основные упражнения тренировок в зависимости от физиологического типа телосложения. Использование тренажеров в подготовке спортсменов.

    реферат , добавлен 28.12.2011

    Методические приемы обучения учащихся 8 класса гимнастике, организации уроков физкультуры и воспитания навыков управления людьми. Комплексы общеразвивающих упражнений, ритмической гимнастики, упражнений на и брусьях для юношей и бревне для девушек.

    конспект урока , добавлен 23.10.2011

    Характеристика общеразвивающих упражнений с предметами. Особенности проведения упражнений с гимнастической палкой, теннисными и набивными мячами, скакалкой и обручем. Изучение приемов исправления ошибок и активизации внимания при выполнении упражнений.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Влияние легкоатлетических упражнений на развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха, особенности развития у них физических качеств. Методические приемы обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха легкоатлетическим упражнениям.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Характеристика и методика обучения технике барьерного бега на 100, 110 и 400 метров для женщин и мужчин. Особенности подбора и применения специальных упражнений для обучения технике барьерного бега юных легкоатлетов, примеры их практической компоновки.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

    Ушу как спортивная дисциплина. Методы тренировки, применяемые в акробатике. Анатомо-физиологические особенности детей 9-12 лет. Страховка и самостраховка при выполнении акробатических упражнений. Особенности построения композиций в гимнастическом спорте.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2015

    Применение силовых упражнений в физической подготовке юных спортсменов. Влияние спорта на физическое развитие учащихся. Использование силовых упражнений в системе физического воспитания школьников. Особенности психоэмоциональной сферы подростков.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2012

    Особенности самоконтроля при выполнении различных упражнений. Самомассаж разных частей тела как хорошее оздоровительное средство, примеры упражнений. Заметки о состоянии здоровья после посещения доктора. Комплекс упражнений в зависимости от заболевания.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Упражнения для разминки перед началом основной части тренировки. Комплекс упражнений для придания тонуса мышцам рук и груди, пресса, ног и ягодиц. Уровни нагрузки при выполнении упражнений: первый, второй. Основные упражнения для укрепления мышц спины.

упражнения на бревне::

Бревно - гимнастический снаряд, специально предназначенный для совершенствования функции равновесия, т.к. площадь опоры ограничена.
При ходьбе по бревну необходимо, чтобы ц.т.т. находился постоянно над опорой.
Занятия на бревне позволяют обрести новые навыки равновесия.

Упражнения прикладной направленности:


- передвижения в различных направлениях и позах с перешагиванием через препятствия, с переноской груза, балансированием гимнастической палкой и перебрасыванием мячей;
- передвижение в упоре на коленях или в упоре ноги врозь на руках;
- лазанье в смешанных висах, перелезание через бревно;
- групповые упражнения в смешанных висах и упорах.

Формирование рациональной осанки


Формирование рациональной осанки происходит при непосредственном участии преподавателя в установке и фиксации позы с применением различных приёмов, помогающих прочувствовать нужное положение тела.
К ним относятся:
- сравнение мышечных и тактильных ощущений в правильной и неправильной позах;
- внешнее изменение рациональной осанки при активном сопротивлении занимающегося;
- концентрация двигательных ощущений с закрытыми глазами и другие приёмы.
Параллельно с освоением позы вырабатывается умение сохранять в ней равновесие с помощью управляющих движений длительное время.
Совершенствование навыка рациональной осанки происходит при повышении трудности её удержания за счёт:
- дополнительных движений звеньями тела;
- изменения способа исполнения;
- сохранение равновесия во время выполнения упражнений.
Серьёзное внимание при обучении передвижениям нужно уделять положению головы, поскольку опускание её на грудь приводит к ухудшению осанки и нарушению равновесия.
Выполнение упражнений на бревне органически связано с возможностью нарушения равновесия и риском падения. Это обстоятельство приводит к излишней осторожности и скованности действий занимающихся. Поэтому психологическая трудность упражнений должна возрастать постепенно, а обучение новым упражнениям отличаться особой последовательностью. Новые элементы следует изучать на полу на линиях, формируя в этих условиях рациональную осанку и отрабатывая точность перемещений. Далее нужно переходить на гимнастические скамейки и затем на бревно. Для привыкания к высоте целесообразно применять на бревне групповые упражнения общеразвивающего типа: приседания, наклоны, махи ногами, повороты туловища идр.
Страховка на бревне должна исключать возможность падений и ушибов. Поддержка в акробатических элементах производится обычно в области поясницы или за бёдра, а при передвижениях - за руки.



Передвижения на бревне


К передвижениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений.

Ходьба включает обычный шаг, с носка и на носках, с высоким подниманием согнутых и прямых ног вперёд, может выполняться спиной и боком вперёд.

Бег , за некоторым исключением, состоит из сходных по форме с ходьбой вариантов движений. Критерием, определяющим содержание упражнений в беге, служит относительная их безопасность.

Танцевальные движения. К ним принадлежат приставные и переменные шаги (вперёд, назад, в стороны).

Прыжки могут выполняться на месте и с продвижением в различных направлениях на одной и двух ногах, толчком одной и двумя ногами с приземлением на одну и обе ноги.

В программу для школ входят наиболее простые виды прыжков:
- подскок на одной ноге с шага, другую назад или вперёд;
- на месте со сменой положения ног;
- прыжки с одной ноги на другую на месте и с продвижением вперёд;
- прыжки шагом;
- прыжки на месте, сгибая ноги.

Прыжок толчком со сменой положения ног.
Выполняется из стойки на носках. Слегка приседая, подпрыгнуть вверх, разгибая ноги и оттягивая носки. В прыжке сменить положение ног к моменту приземления.

Прыжок толчком двумя с разведением ног.
Техника прыжка и приземления аналогична предыдущему прыжку, но в полёте широко развести ноги, одну вперёд. Тот же прыжок можно делать меняя положение ног к моменту приземления.

Прыжок с обеих ног на одну.
Исполняется как и предыдущие, но с приземлением на одну ногу (с носка на всю стопу), а также с продвижением вперёд.

Прыжок шагом (с одной ноги на другую).
Сделать шаг левой и махом правой вперёд - прыжок на неё, слегка приседая, левую назад. Тот же прыжок выполняется в равновесие. Для этого нужно, приземляясь на согнутую больше обычного ногу, наклониться вперёд прогнувшись и, разгибая её, отвести другую максимально назад.

Прыжок со сменой положения ног впереди.
После шага левой, делая мах правой вперёд, прыгнуть повыше, меняя в воздухе положение прямых ног. Приземлиться на правую, левую вперёд. Тот же прыжок можно делать со сменой согнутых ног.

Прыжок с правой на левую.
Прыжок с правой на левую и, приставляя акцентировано правую сзади, толчком (отбивом) двумя прыжок с обеих ног на левую.



Бревно иногда еще называют воздушным козлом. Это спортивный гимнастический снаряд, который входит в обязательную программу турниров для женщин. На нем соревнуются на соревнованиях любого уровня, в том числе и на Олимпийских играх, как командного типа, так и в абсолютном первенстве. Сложность бревна состоит в удержании равновесия и опасностях при падении, так как поверхность снаряда твердая.

Характеристика

Колода являет собой брус, размещенный горизонтально с параметрами — 5 метров длиной и шириной 10 сантиметров, высота над уровнем пола — 1,25 метра. Поверхность твердая, но немного смягченная тонкой набивкой и покрыта кожей или замшевым покрытием. Чтобы не травмировать пятку, используют специальные накладки на стопы с амортизирующей подошвой.

Для тренировок в спортивной гимнастике используют еще низкое бревно, которое поднято до уровня колена. Оно предназначено для отработки упражнений на низкой высоте, чтобы не было травм при падениях. Для упражнений на равновесие также ставят бревно на пол. Когда нужно многократно повторить сложные упражнения на бревне, например сальто или другие перевороты через голову, занимаются просто на прямой линии, которая обозначает границу ковра для вольных упражнений.

Упражнения на бревне также делают в обычных школах, где гимнастика включена в школьную программу, но эти тренировки не имеют сложных акробатических элементов.

Выступления

Выступление состоит из этапов — подъем, выступление, соскок, длительность выступлений — 60 или 90 секунд, за это время спортсмен должен успеть выполнить программу, которая состоит из поворотов, прыжков, элементов акробатики, упражнений на равновесие.


Спортивная гимнастика

Ходьба по бревну

с заданиями.


  • Бревно - один из снарядов в спортивной гимнастике, горизонтальный брус длиной 5 метров и шириной 10 сантиметров , поставленный на высоте 125 сантиметров. Снаряд покрыт кожей или замшей.

Упражнения на бревне

И. п. Руки в стороны - стойка на носках - руки вверх - выпад правой, руки в стороны - стойка на носках.

И. п. Руки вверх - поворот налево (направо) в полуприсед, руки назад - соскок прогнувшись.


Упражнения на бревне

И. п. -стойка поперек, руки вниз (ближе к середине бревна).

Подняться на носки, шаг левой (правой), руки на пояс - шаг правой (левой).

И. п. руки вперед - шаг левой, руки вверх - поворот кругом на носках - выпад левой (правой).


Упражнения на бревне

И. п. руки в стороны - круг руками книзу и, отталкиваясь правой ногой, поворот налево кругом в стойку ноги врозь - руки вверх и поворот направо в стойку на носках - руки назад и небольшой полуприсед - соскок прогнувшись в сторону.


Упражнения на бревне

И. п. - стойка поперек, руки вниз.

Несколько быстрых шагов на носках, руки в стороны, до положения правая нога вперед - шаг левой и вертикальное равновесие на левой, правая назад, руки дугами вниз и затем левая вперед, правая вверх - держать - руки вверх.


Структурные группы элементов на бревне

Наскоки

Наскок - это начало комбинации. Наскоки могут быть как простыми прыжками (с поворотами и без),

так и гимнастическими элементами (круги, перемахи, высокий углы, горизонтальный упоры с последующим выходом в стойку на руках.


Гимнастические прыжки и подскоки

В данную структурную группу входят прыжки с поворотами и без.

Прыжки могут выполняться в различном положении тела (в группировке, согнувшись) Прыжки могут усложняться разведением ног в шпагат.

Повороты

В данную группу входят различные гимнастические повороты на ноге, так и на животе или спине. Повороты выполняются в различных положениях тела (согнув свободную ногу, в вертикальном шпагате, сидя и т. д.).


Статические элементы

Большинство статических элементов, причислено к структурной группе наскоков (статический элемент является составной частью наскока).

Горизонтальный упор на локте, вертикальный шпагат и «волна» из положения на пятках через полупальцы.

Акробатические элементы

Различные сальто и перевороты в положении поперёк и продольно.

Гимнастические элементы кувырков через голову и грудь, перекидки и гимнастические перевороты.

Конечным положением может быть как упор на ногах (ноге), так и упоры спереди, сзади, а также ноги врозь верхом.


Раздел школьной программы – Гимнастика (12 урок).

Тема: Ритмическая гимнастика, упражнения на акробатической дорожке и бревне.

Задачи урока:

  1. Закрепление техники изученных ранее элементов и их совершенствование в различных соединениях.
  2. Воспитание эстетичности, красоты движений, чувства ритма при выполнении комплекса аэробики и гимнастических упражнений.
  3. Развитие на практике конструктивных, организаторских, двигательных умений при взаимном обучении.
  4. Формирование ценностных отношений к себе, обществу, физической культуре.
  5. Развивать умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность через самостоятельные занятия.

Продолжительность урока - 45 минут.

Место проведения - спортивный зал МОУ СОШ-36.

Инвентарь:

  • бревно гимнастическое низкое,
  • скамейки гимнастические (7 шт.)
  • гимнастические маты (6 шт.)
  • магнитофон и кассеты (аудио 3шт.)
  • скакалки (5-6 шт.)
  • коврики (20 шт.)
  • секундомер (1 шт.)

Мультимедийная презентация (названия элементов на бревне, акробатические элементы и их графическое изображение).

1. Вводно-подготовительная часть – 12 мин.

1. Построение. Проверка осанки.

2. Сообщение задач урока. Озадачить школьниц на осознание, осмысление и выполнение заданий на уроке.

3. Активизация мыслительной деятельности:

Прошу Вас, девушки, ответить на поставленный ВОПРОС: “Что, по Вашему мнению, является проявлением эстетики на уроках физической культуры?”. ОТВЕТ (ожидаемый)

  • красота линий в движениях,
  • элегантность, чувство ритма, темпа,
  • легкость движений, виртуозность.

Опрятный внешний вид учителя и учеников.

4. Строевые приемы на месте, ходьба и выполнение специальных упражнений на укрепление мышц спины и повышения общего мышечного тонуса в ходьбе под музыку:

На носках, руки вверх в замок, ладони наружу;

В полуприседе на носках, руки в стороны;

На носках, руки назад в замок;

Без задания и перестроение в колонны по четыре, поворотом в движении.

5. Упражнения на укрепление осанки, развития координации, и прыгучести; (выполнение заданий шеренгами по 4 человека поточным способом)

  • Ходьба с взмахом ног, руки в стороны;
  • “Пружинящий” шаг, руки на пояс;
  • Прыжок “скачёк” - (подскоки), одна рука вверх, другая в сторону;
  • Прыжки со сменой согнутых ног впереди и сзади.
  • “Подбивной” прыжок влево и вправо.

Для закрепления и совершенствования изученных прыжков выполнить предложенную связку из 6 прыжков, но под музыку (Марш 2/4), (Приложение № 1).

Цель: Формирование чувства ритма, согласованности движений рук и ног, эстетичности, элегантности.

7. Самоконтроль после физической нагрузки. Определить ЧСС за 6 секунд. Учатся сами определять зону физической нагрузки по пульсу, (спросить по желанию, но знать должны все!)

8. Анализ индивидуальных ошибок при выполнении прыжковой связки:

Нет полной амплитуды движений.

Нет слитности в выполнении.

Несогласованные движения рук и ног.

Отсутствие чётких линий в фазе полёта.

Не фиксируется конечное положение после связки.

2. Основная часть урока – 28 мин.

1. Комплекс ритмической гимнастики (построение произвольное лицом к зеркалам). Цель: закрепление навыков самостоятельного проведения отдельных частей комплекса аэробики, как физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задача: развивать у учащихся следующие способности: организаторские, конструктивные, двигательные.

Первая часть комплекса ритмической гимнастики(проводит ученица). Задача: подготовить опорно–двигательную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы к физическим нагрузкам и решению основных задач урока.

Вторая часть комплекса ритмической гимнастики (проводит ученица). Задача : развитие общей выносливости, двигательных качеств, чувства ритма и темпа при выполнении физических упражнений комплекса. Формирование устойчивой реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем на двигательную нагрузку.

Третья часть комплекса - силовая, (проводит ученица). Задача: целеноправленное, избирательное воздействие на развитие физических качеств у школьниц через специальные физические упражнения. Рекомендуемые упражнения для данной части комплекса, (приложение № 4). Самоконтроль за состоянием организма после физической нагрузки по пульсу.

Четвертая часть комплекса - восстановительная, (проводит ученица). Задача: Постепенное снижение нагрузки, восстановление деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой системы, улучшение эмоционального настроения, снятие усталости.

2. Самоконтроль по пульсу после данной части комплекса.

3. Подведение итогов проведения комплекса.

4. Выставление отметок учащимся за проведение комплекса. Назначить учениц, проводящих разные части комплекса на следующий урок по добровольному желанию.

5. Работа на гимнастических снарядах. Цель: создать оптимальные условия для выявления индивидуальных задатков, развития интереса и способностей к гимнастическим упражнениям на снарядах, самореализация творческой самостоятельности. Работа осуществляется в динамических парах, созданных на основе личных пожеланий.

Задача для каждой пары занимающихся: у читься взаимодействовать друг с другом, давать техническую консультацию, оказывать помощь и страховку, видеть ошибки в исполнении и находить пути их исправления.

I отделение. Упражнения в равновесии на бревне.

Задача. Закрепление техники ранее изученных танцевальных шагов и поворотов на бревне.

Подводящие упражнения выполняются последовательно на разных опорах по ширине и высоте:

а) на полу;

б) низкой гимнастической скамейке;

в) высокой скамейке;

г) низком гимнастическом бревне;

д) среднем гимнастическом бревне.

Задание творческого характера для динамических пар: “Составить из повторенных элементов (приложение № 6) комбинацию на бревне на два прохода по бревну с соскоком”.

II отделение. Упражнения на акробатических матах. Перед каждой ученицей на полу лежит гимнастический мат.

Цель: содействовать развитию активной творческой деятельности и сознательности.

Задача: совершенствовать изученные акробатические элементы, умение осуществлять самостраховку и помощь при выполнении соединений кувырка вперед с другими акробатическими элементами из различных исходных положений в разные конечные положения.

Самостоятельное выполнение по 2 раза каждого задания.

1. Кувырок вперед из выпада правой ногой вперед в упор присев.

2. Кувырок вперед из равновесия на полусогнутой ноге, руки вперед, в упор присев, ноги скрестно, и поворот на 180 0 .

3. Кувырок вперед с шага в заднее горизонтальное равновесие.

4. Кувырок вперед из заднего горизонтального равновесия в сед ноги врозь, с наклоном вперёд.

5. Кувырок вперед из выпада правой/левой вперед в стойку на лопатках (держать 2 сек.) с перекатом вперёд и переходом в основную стойку. Упражнение сложное по координации и требует хорошей физической подготовки.

6. Кувырок вперед со стойки на кистях в упор присев (со страховкой!). Данное задание выполняют только те, кто в совершенстве владеет телом в стойке на кистях и умеет переходить в кувырок вперед со стойки. Контроль учителя обязателен во избежание травм!

7. Подготовить две дорожки по 3-4 мата для творческой деятельности.

Задание творческого характера для динамических пар: составить самостоятельно, акробатическое соединение, состоящее из ранее изученных 8-10 элементов, эстетически оформленное, с учетом своей физической и технической подготовки.

8. Выполнение составленной комбинации. Задание выполняется по 1 человеку на каждой дорожке. Оценивается техника и красота движений. Названия изученных элементов акробатики (в приложении № 7).

9. Уборка мест занятия. Подготовка станций для круговой тренировки.

10. Круговая тренировка. Задача. Развитие и укрепление основных мышечных групп, подготовка учащихся к сдаче контрольных нормативов по физической подготовке.

Работаем 30 секунд с максимальной отдачей, по сигналу прекращаем и переход на другую станцию. Отдых -15 секунд. Задания на станциях: (указаны места и графическое или фото изображение задания через мультимедийный проектор)

Станция 1. Сгибания – разгибания рук в упоре сзади на скамейке.

Станция 2. Поднимание верхней части туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты под углом 90 0 , голень держать параллельно полу, руки прямые, ладонями упираются в пол.

Станция 3. Прыжки через длинную скакалку.

Станция 4. Сгибания – разгибания рук в упоре лежа от скамейки.

Станция 5. Приседания на одной ноге у опоры (“пистолетики”).

Определение зоны мощности физической нагрузки по пульсу. (Большая зона мощности, ЧСС примерно 150-170 уд/мин.) отдых не менее 2-мин. Уборка мест занятий, построение по кругу парами.

11. Творческая мастерская. Демонстрация домашнего задания - “хореографические задумки”. Из ранее изученных движений танца “полька”(приложение № 8), предложено самостоятельно составить свой танец на 6-8 “восьмёрок” под выбранную музыку.

Цель: создание оптимальных условий для выявления индивидуальных задатков, развитие творческого мышления, активно-деятельностной позиции на уроке, умений самореализовать свои замыслы в практической деятельности. Девочки сгруппированы по 4-6 человек, где у каждой отведена своя роль (подбор музыки, хореография, оформление танца, представление в жюри печатный вариант последовательности выполнения элементов танца). Одна подгруппа выполняет – остальные оценивают аплодисментами.

Выполнение второй, третьей подгруппой домашнего задания – на каждую пару не более 1 минуты.

12. Подведение итогов выполнения домашнего задания.

Заключительная часть урока - 5 мин.

Произвольное построение в одну шеренгу

Уточнение заданий для самостоятельной подготовки комплекса ритмической гимнастики.

Игра на внимание. “Какая лента длиннее?”. Из трёх лент, разного цвета и длины выложен на полу треугольник(синяя - 45см, красная - 50 см, зелёная – 55см). Задача : найти самый длинный отрезков из трёх лежащих на полу лент и назвать её цвет.

Выставление отметок в журнал за:

  • проведение частей комплекса ритмической гимнастики;
  • лучшую составленную связку на бревне и акробатике;
  • составленный и исполненный танец “полька”.

Завершение урока. Организованный выход из зала.

Комбинация из 6 прыжков. Приложение №1.

И. П. - О. С. на носках, руки в стороны.

1. Шагом правой вперед - скачок на правой ноге, левая вперед, согнута в колене, правая рука вверх, левая в сторону.

2. Шагом левой вперед - скачок на левой ноге, правая вперед, согнута в колене, левая рука вверх, правая в сторону.

3. Шагом вперед с правой - прыжок со сменой согнутых ног впереди, руки дугами книзу скрестно вперёд.

4 . Шагом вперед с правой - прыжок со сменой согнутых ног сзади, руки дугами книзу в стороны.

5. Шагом скрестно в сторону правой - “подбивной” прыжок ноги влево, правая рука вверх, левая на пояс, смотреть через плечо влево.

6. Шагом скрестно в сторону левой – “подбивной” прыжок ноги вправо, левая рука вверх, правая на пояс, смотреть через плечо вправо.

7. И. П. - О. С. руки вверх.

Приложение №2.

Примерный перечень движений для 1части комплекса ритмической гимнастики.

1. Ходьба на месте в сочетании с движениями рук, плеч, головы.

2. Небольшие ритмичные подскоки на месте и с продвижением вперёд, назад, вправо, влево.

3. Упражнения для мышц шеи, плечевых, локтевых, лучезапястных суставов.

4. Повороты, скручивания, наклоны верхней части туловища.

5. Растягивающие упражнения умеренной силы.

Приложение № 3.

Примерный перечень движений для 2 части комплекса ритмической гимнастики.

1. Круговые движения в различных суставах с большой амплитудой движений.

2. Наклоны, повороты, скручивания туловища из различных исходных положений.

3. Махи, отведения, приведения рук и ног.

4. Упражнения в приседах и полуприседах.

5. Упражнения из положения сидя.

6. Упражнения из положения лёжа на боку, животе, спине.

1. Приседания с небольшими отягощениями (индивидуально гантели по 1,5-3 кг.)

2. Сгибания и разгибания рук с гантелями из различных исходных положений.

3. Поднимания и опускания туловища из различных исходных положений.

4. Наклоны с партнёром или отягощениями.

Приложение № 5.

Примерный перечень движений для 4части комплекса ритмической гимнастики.

1. Дыхательные упражнения (грудное и брюшное дыхание)

2. Шейпинговые упражнения (медленные наклоны вперед, вниз, стоя и сидя, шпагаты, мосты с помощью и самостоятельно);

3. Экзерсис без опоры, на середине зала, лицом к зеркалам (основы классической хореографии: “деми”-и- “гранд” плие, батманы, “волна” руками и туловищем).

Приложение № 6

Примерная комбинация на бревне для девушек.

1. Ходьба на носках, руки в сторону- 4 шага.

2. Ходьба с взмахом и подъемом на носок- 4 шага.

3. Два прыжка со сменой ног с продвижением вперед, руки в сторону.

4. Два шаг польки на носках, руки в стороны.

5. Поворот на 180 градусов на носках в полуприседе, руки вниз.

6. Поворот на 180 градусов на носках в приседе, руки вверх.

7. Равновесие заднее, руки вперед - держать 3 секунды!

8. Опуститься в упор стоя на правом колене, левая назад прямая.

9. Махом левой, толчком правой с опорой руками о бревно-соскок через стойку на кистях.

Приложение № 7.

Примерный набор элементов на акробатической дорожке для девушек.

1. Сед углом, ноги вместе / врозь, (фиксация 3 секунды)

2. Мост из положения лёжа / стоя, (фиксация 3 секунды)

3. Сед на правом/ левом бедре.

4. Стойка на лопатках ноги вместе / врозь, (фиксация 3 секунды)

5. Переворот в сторону- “колесо”.

6. Равновесие: заднее, переднее боковое, горизонтальное, вертикальное, (фиксация 3 секунды)

7. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов.

8. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (для девушек это легче, чем в группировке).

9. Сед ноги врозь с наклоном вперед (фиксация 3 секунды)

Приложение № 8.

Классический вариант танца “Полька”, изученный раннее на уроках.

1-я восьмерка. (8 счётов)

Подскок на правой, левая вперед и два шага галопом с левой ноги, руки в парах скрестно. Тоже, но с левой ноги (повторить 2 раза).

2-я восьмёрка.

Три приставных шага в сторону, взявшись за руки, стоя лицом друг к другу по ходу танца, на 4 счет, приставляя ногу обоюдный подскок вверх, согнув ноги назад в коленях.

Тоже, но в другую сторону на 4 счета.

3-я восьмёрка.

Обоюдные повороты на 360* в три шага, противоположные стороны друг от друга. Партнер внутрь круга, партнерша наружу. На четвертый шаг приставить ногу с притопом и прихлопом. То же, на свои места.

4-я восьмёрка.

Партнер опускается на одно колено, лицом по ходу танца, а партнёрша обходит вокруг него шагом польки против часовой стрелки на четыре счета, а затем по часовой стрелке.

5-я восьмерка.

Вращение по квадрату в парах приставными шагами, стоя лицом друг к другу, держась за талию. На 7-8 поддержка партнёрши с опорой руками о плечи партнёра и поворотом на 180 градусов в исходную позицию.