Пресс

Древнеиндийская философия. История и происхождение йоги Атман - это высшее «Я», абсолют, который осознает своё существование. Брахман - это космическое, безличное начало всего существующего

Йога

Йога-- понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога -- это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.Исходная цель йоги -- изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги, это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога...». Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста. Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога -- это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  • 1. Яма -- принципы взаимодействия с внешней средой
  • 2. Нияма -- принципы взаимодействия с внутренней средой
  • 3. Асана -- объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • 4. Пранаяма -- контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • 5. Пратьяхара -- отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • 6. Дхарана -- целенаправленная сосредоточенность ума
  • 7. Дхьяна -- медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • 8. Самадхи -- умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе, целиком посвящённой традиционным практикам йоги, включая медитацию,«Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

  • · Карма-йога -- «йога деятельности»
  • · Бхакти-йога -- «йога преданности», или «йога преданного служения»
  • · Джнана-йога -- «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же -- осознать, что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша -- освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Хатха-йога -- это одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Йога или "Йодж", - соединять, обуздывать, фокусировать внимание.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека. В индийской философии йогой называют одну из шести философских школ индуизма.

Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде школ Йоги, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Автор «Йога-сутры» - Патанджали. Йог и философ, II в. до н.э. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Согласно Паранджами, йога -- это контроль изменений модификаций ума; древнее искусство, основанное на знании о теле, уме и душе. Со временем ее продолжительная практика приводит йога к чувству умиротворения и ощущению своего единства со всем, что его окружает.

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити - духовная и материальная субстанции.(дух и материя)

Пракрити (материя) - это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии материи заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он находится за пределами всей Природы. Пуруша - это высшая часть бытия. Его невозможно себе представить. Не стоит, однако отождествлять Дух с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Боги классической йоги лишь проявление Духа, но они не творят мир и не управляют им.

При соединении с Духом и под его влиянием Материя изменяется. Следствия непрерывного изменения материи мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда - это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения.

В отличие от материи Дух не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Дух называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Человек - это также результат соединения духа и материи.

Теория освобождения - центральное учение в Йоге о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней.

Освобождение - это разделение в человеке Духа и материи. Материя изменчива и недолговечна. Человек привязывается к определенным ее вариациям (семья, друзья, работа, хобби) или, например, отклонениям: лень, сомнение, безразличие, жажда чувственных удовольствий и т. д., которые ведут нас к неизбежным страданиям. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а стремления к привязанностям сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Таким образом, мы находимся в череде перерождений, вечно страдая в изменчивом мире Материи. Освобождение от страданий возможно путем достижения полного духовного бесстрастия, внутреннего отказа стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда человек приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга реинкарнаций и достигает абсолютного освобождения.

Идеи йоги можно встретить во всех индийских философских школах, а также буддизме, даосизме и пр. В современном мире йога становится все более популярной. Однако, зачастую люди познают и увлекаются лишь методами Йоги, не зная ее философии.

Основные школы Йоги

1. Хатха-йога - учение, базирующееся на обретении физической гармонии, уравновешивание энергии инь и ян, которое осуществляется с помощью физических и психологических (медитации) средств. Это нижняя, но, тем не менее, очень важная ступень.

2. Раджа-йога - буквальный перевод «Царица среди йог». Это не значит, что она предназначена только для царей, а просто подчеркивает её исключительный статус. Основная цель - контроль ума посредством медитации, а также осознание разницы между иллюзией и реальностью, достижение освобождения.

3. Кундалини-йога - это мантры и медитации, физические упражнения, дыхательная практика, релаксация. Слово «кундалини» означает осознание и скрытые возможности этого самого осознания. Целью практики является пробуждение божественной энергии Кундалини.

4. Аштанга-йога - дисциплина, состоящая из восьми ступеней (этапов). Можно сказать, что это - быстрая серия последовательных поз, техники дыхания и сосредоточения внимания.

8 ступеней Аштанга-йоги

Йама - соблюдение моральных заповедей;

Нийама - внутренняя дисциплина, контроль, культура;

Асана - достижения здоровья путем с помощью физических упражнений (поз);

Пранаяма -дыхательные упражнения, обеспечивающие контроль над дыханием;

Пратьяхара - управление чувствами;

Дхарана - сосредоточивание мыслей;

Дьяхна - медитации;

Самадхи - нирвана, просветление (слияние с духом Вселенной).

5. Айенгара-йога - основное внимание в данном виде йоги уделяется положению тела, для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Отличительной чертой является принятие определенных поз (асан), используя необходимые опоры. Для айенгара-йоги характерен индивидуальный подход к каждому практикующему, особое внимание и объяснения каждой позы.

6. Сахаджа-йога - это метод медитации, с целью внутреннего баланса эмоционального, ментального и физического состояния человека. Сахаджа- йога основана на опыте самореализации (проявления своего духа), доступному каждому с рождения. Что дает сахаджа-йога: развитие человека; самоизлечение; развитие общества.

7. Прана-йога - вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци. Пранаяма - четвертая ступень йоги.

8. Агни-йога или Живая Этика. Религиозно-философское учение о жизни, являющееся синтезом древних учений, научных достижений, а также духовно-практического опыта человека. Это учение основанное русским художником Н.Рерихом и его супругой.

Интересные факты о йоге:

Йогой занимаются фридайверы. Уже через несколько занятий время, на которое они могут задерживать дыхание, увеличивается до 3 минут.

Встречаются доказательства о том, что йогой занимались не только в Древней Индии, но и на местах древних цивилизаций Латинской Америки.

Йоги обнаружили, что многие болезни человека происходят из-за неправильного дыхания и с ними можно справиться с помощью пранаяма-йоги.

Движения, дающие релаксацию в йоге, помогают наладить работу нервной и сердечнососудистой систем, пищеварительного тракта и органов дыхания. Занятия йогой помогают сконцентрировать ум и внимание.

йога индуизм хатха прана аштанга

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Йога как часть основы существующих ныне источников и повседневной жизни, одна из шести ортодоксальных школ философии индуизма; её присутствие в различных религиях, ритуальных практиках и эзотерических упражнениях. Ступени йоги и препятствия на ее пути.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Йога - совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма. Ее история, системы и основные направления.

    презентация , добавлен 28.02.2013

    Изучение основных положений философии йоги как одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма. Психология йоги, этика йоги и место бога в системе йоги. Практические методы очищения и сосредоточения тела и ума для достижения освобождения природы Я.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Йога как совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма, история и направления развития данного учения, его цели и традиции, философия и главные проблемы.

    реферат , добавлен 26.02.2012

    Понятие индуизма как религиозной системы. Периоды развития индийской философии: ведический, классический, индуистский. Группы школ индийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные. Философские школы древней Индии: санкхья, йога, ньяя, вайшеншика.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2012

    Философия эпохи сутр и эпического периода. Ведическое учение: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса и санкхья. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии). Особенности древнеиндийской гносеологии. Учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

    презентация , добавлен 03.11.2014

    Отличительные черты и представители философии Древней Индии. Характеристика философских школ ведического периода, системы йоги, как индивидуального пути "спасения" человека. Сущность философии буддизма. Анализ философских направлений Древнего Китая.

    реферат , добавлен 17.02.2010

    Отчаяние Арджуны. Обзор внутреннего психологического и духовного поля боя. Санкхья и Йога: космическая мудрость и метод ее достижения. Карма Йога: путь духовной деятельности. Высочайшая наука Богопознания. Освобождение посредством внутреннего отречения.

    книга , добавлен 08.04.2007

    Теософия - синтез мистического богопознания и рациональной философии, основные теории. История теософского общества в России; программа Е. Блаватской, "Тайная доктрина" - учение о новоевразийстве. Концепция культуры Н. Рериха, агни-йога или живая этика.

    доклад , добавлен 23.03.2011

    Древнеиндийская философия и ее школы. Духовный авторитет Вед. Ортодоксальные и неортодоксальные школы: веданта, миманса, йога и буддизм. Древнекитайская философия, ее тесная связь с мифологией. Важнейшие философские концепции: материализм и идеализм.

Наибольшую известность в мире получила школа индийской философии Йога, направленная на осознание духа . Само слово «йога » с санскрита переводится как «связь». Философия йоги исходит из связи души с Абсолютом. В йоге дух рассматривается как независимое начало, свободное от ограничений разума, эмоций и тела.

Система йоги представляет собой совокупность духовных и физических практик, работающих на всестороннее развитие личности в духовном, физическом и психическом аспектах. Йога интеллектуальна: она предполагает гармоничное включение сил разума, ее положения основаны на философских текстах. Философия йоги нацелена на постижение тайн бытия через принятие и осознание личностного духа. Йога учит доброте и любви. В частности, из философии йоги вышла идея ненасилия. Тем не менее, йога весьма практична, ведь она предлагает техники управления организмом.

Интересно, что идеи йоги мы можем встретить не только в учениях других ортодоксальных философских школ, но также и в таких религиозно-этических учениях, как даосизм, буддизм, сикхизм и т.д.

Основные принципы классической философии йоги (ее принято называть Раджа-йога) были сформулированы Патанджали в труде «Йога-Сутра» еще во 2 веке до н.э. Однако неправильно считать Патанджали автором философии йоги. Он систематизировал идеи, которые можно обнаружить как в Ведах, так и иных священных текстах Древней Индии.

Система принципов, созданная Патанджали, делится на следующие части:

  1. Самадмтада - посвящена формам, целям и средствам достижения йоги.
  2. Садханапада - включает в себя повествование о формах страдании, а также о методах их прекращения.
  3. Вибхутипада - описывает внутренние составляющие системы йоги, рассказывает о сверхъестественных силах, которые в процессе занятий йогой может приобрести ученик.
  4. Кайвальяпада - повествует о природе и формах Освобождения Духа.

В целях Освобождения и Просветления Патанджали предложил восьмеричный путь йоги - Аштанга-Йога:

  1. Яма (социальные нормы).
  2. Нияма (самодисциплина).
  3. Асана (медитативное положение, поза).
  4. Пранаяма (управление дыханием).
  5. Пратьяхара (управление чувствами).
  6. Дхарана (сосредоточение).
  7. Дхьяна (созерцание).
  8. Самадхи (воссоединение с энергией Вселенной).

Постигая бытие при помощи практик йоги, человек обретает знания о подлинной реальности, которая изначально от человека скрыта. Он должен сам ее обрести. Целью йоги можно считать изменение сознания личности, осознание ею своей божественной природы. Мудрецы древности, практикуя йогу, пришли к выводу, что реальность существует не только в самой Вселенной, но и внутри личности (Атман). Однако многоликий мир есть проявление лишь одной Реальности (Брахман). Проживание этой Реальности и называют Самадхи, что является высшей целью йоги.

Йога устремляет человека к освобождению Духа от Материи (Пуруши от Пракрити). В философии йоги считается, что все человеческие страдания приходят из ограничения человеком собственного бытия рамками Пракрити. Из-за этого человек все больше стремится к чувствам удовлетворения и привязанности. Но удовольствия рано или поздно заканчиваются, а разочарование от этого тем больше, чем сильнее было удовлетворение. Этим обуславливается существование Кармы. Так мы погружаемся в бесконечный водоворот превращений. Высшей формой существования личности является ее стремление к освобождению от бесконечного круга перерождений. Прийти к этому, по мнению последователей йоги, можно лишь отказавшись от желаний в материальном мире. Так у человека не создается Карма и его Дух освобождается от Материи.

Благодаря философии йоги, можно поддерживать хорошую физическую форму и жить в гармонии с миром. Переводя с языка санскрита, слово «йога» означает «связь», связь души с Господом. Поэтому учение относится к духовной практике.

Почти 2000 лет йога для многих есть образец мудрости, ведущая к наивысшей жизненной цели. Это древнейшее учение о самосовершенствовании личности, которое пришло от арийцев. Философское учение йоги великолепно развивается до сих пор, открываются новые школы.

Практика является одной из драшан, шести ортодоксальных индийских школ, которые следуют духовным традициям Вед.

В философии классической йоги есть две основные категории, которые охватывают духовную и материальную субстанции:

  • Пуруша (дух).
  • Пракрити (материя).

Классическая практика имеет название «царская». Основал ее знаменитый Патанджали (основатель практики «Йога сутра») во втором столетии до нашей эры. Он показывал двойственность метафизики, которая рассматривает Дух или (собственное Я, Прушу) и Природу (Космос), как независимые Реальности.

Йога как философская наука, рассматривает внутренний и внешний мир личности единым целым. Поэтому человеческая сущность объединяет Пуруши и Пракрити.

Учение освобождает сознание от неправдивой идентификации. Если сказать по-другому, открывается духовное видение, которое заставляет «Я» вернуться к собственной природе.

Люди часто обособляют себя от окружающего мира, что приводит ум к страданиям. Йога помогает справиться с этим.

Опытные наставники утверждают, что практика Патанджали «Йога сутра» написана с целью освещения учения о смысле человеческой жизни и освобождения.

Что такое Освобождение

Это отделение духа (Пуруша) от материи (Пракрити). Из-за этого у человека появляются страдания. Люди стремятся привязаться к чему-либо, в целях получить удовольствие. Но каждое удовольствие имеет свойство заканчиваться. И чем оно сильнее, тем большее будет разочарование в будущем.

Йога успокаивает мечущийся ум и способствует тому, чтобы перенаправить энергию в разумные каналы. Процесс можно сравнить с гидроэлектростанцией на мощной реке. Если плотина и каналы выстроены разумно, то гидроэлектростанция будет иметь большой запас водных ресурсов, приносящий пользу во время засухи.

Человеческий ум так же под контролем. Энергия аккумулируется из Космоса, создающая большие силы для всестороннего развития человека. Ум человека успокоить очень нелегко – сравнивают с усилиями для остановки горной реки.

Применяя йогу на различных стадиях, формируется особая сила.

Патанджали утверждал, что достигнуть освобождения можно только через умение отличать «Я «от мира физического и собственного тела, ума, индивидуальности.

Достичь этого можно с помощью духовного учителя, путем подавления и ограничения функций тела, чувств, интеллекта, индивидуальности (личное Я). Но одновременно обладать самосознанием, опытом Пуруши (трансцендентный дух).

Я – выше нежели ум, тело, чувства, интеллект, радость, страдание. Это и есть осознание самого Я, как духа бессмертности, находящегося за пределами зла, страданий, разрушений, смерти. Это и есть состояние Свободы.

Йогическая система является путем саморазвития для тех, кто идет по велению духа и искренне стремится к этому. Так, практика Санкхьи уделяет больше внимание умению отличать Я от остального мира, как цель к Освобождению.

Философия учения нацеливает на практические методы очищения, концентрирования, чтобы отличать Я от разума и тела.

Свойства философии йоги

Йога объединяет в себе духовность и физические упражнения, что способно развивать личность в разных направлениях (психически, духовно, физически).

Философия ее имеет такие свойства:

  • Духовность – с помощью осознания раскрывается и постигается бытие.
  • Этичность – воспитывается добродетельность, где важный аспект отсутствие насилия.
  • Эмоциональность – развиваются благодетельные качества (любовь, доброта).
  • Практичность – умение управлять собственным телом.
  • Интеллектуальность – применение сила разума.

Йога является одним из направлений духовности Индии, это философская школа. Элементы ее можно встретить в ортодоксальных школах, буддизме, сикхизме и других современных направлениях. Основой многих из них является классическая йога.

Цель йоги

С помощью йоги человек получает знания об истине реальности, которая спрятана от каждой души с момента рождения. Она всесторонне изменяет человека, трансформируя его сознание через осознание своей божественной природы.

Древние мудрецы утверждали, что реальность – это не только Вселенная, но и сама личность (Атман). Многогранность мира проявляется в единой трансцендентной Реальности (Брахман). Пройти эту реальность – приблизиться к высшей цели йоги Самадхи.

Достижение Самадхи означает стирание границ между личностью и ее оболочкой, между человеком и временным пространством исчезают расстояния. Прошлого и будущего нет, есть только настоящее.

Философия основных йогических направлений

Сегодня существует много йогических направлений. Каждое из них имеет три составляющих:

  1. Упражнения.
  2. Дыхательные практики.
  3. Медитации.

Они не могут существовать друг без друга. Эффект от упражнений и дыхательной гимнастики будет только тогда, когда человек активизирует свои духовные способности.

Каждое направление в йоге имеет свою философию. Вот краткое описание философии наиболее популярных видов:

  • Хатха йога соединяет физическое совершенство и душевный покой. Достигается это не только специальными асанами, дыхательной практикой, но и медитацией. Так обретается гармония тела с окружающим миром.
  • Аштанга направляет неиссякаемую человеческую энергию в правильное русло для достижения душевного равновесия.
  • Кундалини йога нацеливает на то, что каждый человек имеет право на счастье. Для этого нужно умиротворение и жить в гармонии с миром.
  • С помощью Винни йоги человек залечивать не только физические травмы, но и душевные. Практика Винни избавляет человека от страхов, плохих воспоминаний, открывает мир радости и счастья.

В любом выбранном виде йоги важно работать не только над своим телом, но и над разумом. Каждая асана пропитана философией, поэтому упражнения не должны выполняться механически. Нужно разобраться в своих ошибках, со своим подсознанием. В этом помогают дыхательные практики, асаны, медитации. Это сделать непросто. Но применяя усилия, целенаправленность, сосредоточенность, человек получит в награду здоровое тело и здоровый дух.