Упражнения

Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности. Тесты, используемые для определения уровня развития скоростных способностей Тест для измерения быстроты действия

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных спо­собностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты

простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиноч­ного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движе­ний в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных дей­ствиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (на­пример, при загорании лампоч­ки отпустить кнопку, на выст­рел стартера начать бег и т.д.).

В лабораторных условиях вре­мя реакции на свет, звук опре­деляют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки вре­мени простой реакции исполь­зуют не менее 10 попыток и определяют среднее время ре­агирования.

При измерении простой ре­акции можно применять линей­ку длиной 40 см (рис. 13).

В соревновательных условиях время простой реакции измеря­ ют с помощью контактных дат-

чиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стар­товую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вслед­ствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойствен­ны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуа­циями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движе­ ний. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. опре­деляют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты дви­ жений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений ру­ками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или од­ной) за 5-20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие пока­затели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдель­ных фаз движения.

7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания

(Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви­дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви­гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель­ности, связанных с выполнением точности движений (спортив­ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос­ливости является стабильность технически правильного выпол­нения действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливость - это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышеч-

ной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме­ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза­ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи­ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви­тия специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос­ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди­национной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональ­ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед­ственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Образование энергии, необходи­мой для работы на выносливость, происходит в результате хими­ческих превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос­тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова­ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти-

мым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Вол­ков, 1976).

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому вос­становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале­ние продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь­ной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энер­гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре­сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд­няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква­лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про­явления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме­ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци­ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри­вать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использова­ния жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприят-

ные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб­ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед­ственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической вынос­ливости; для динамической силовой выносливости влияния на­следственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при ра­боте умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влия­ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь­ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи­более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании ус­ловий для неуклонного повышения общей аэробной выносливос­ти на основе различных видов двигательной деятельности, пре­дусмотренных для освоения в обязательных программах физичес­кого воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и ти­пов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

I. Тесты для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям.

1) Челночный бег (3 x 10 м) в исходном положении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге.

2) Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Оборудование: теннисные мячи, полоса метания с разметкой, позволяющей легко измерить дальность метания с точностью до 0,1 м.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение - сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде «Можно» учащийся выполняет метание из-за головы (ведущей, а затем не ведущей рукой), сидя лицом по направлению метания.

Результат - расстояние, которое пролетает мяч от линии пересечения таза испытуемого до точки ближнего касания мяча.

Общие указания и замечания. Испытуемый должен бросать мяч под углом около 45°. Для метания каждой рукой предоставляется по три попытки. В протокол включаются лучшие результаты метания мяча ведущей (Sx) рукой и не ведущей (S2) рукой. Дальность метания для ведущей и не ведущей руки определяется отдельно.

Sx и S2 характеризуют абсолютные показатели КС в баллистических движениях с установкой «на силу».

3) Метание теннисного мяча на точность попадания.

Оборудование: теннисные мячи; горизонтальная переносная мишень в виде деревянного щита (резиновой дорожки) размером 2x2 м с разметкой и полосами метания, которые позволяют измерить точность метания мяча с ошибкой 0,05 м.

Процедура тестирования. Из исходного положения - сед ноги врозь по команде «Можно» испытуемый последовательно выполняет 10 зачетных попыток (метаний) теннисного мяча способом из-за головы в горизонтальную мишень.

Результат - точность метания, которая оценивается по средней арифметической (из 10 попыток) величине отклонения бросков мяча в горизонтальную мишень (ошибка в сантиметрах с точностью до 5 см).

Общие указания и замечания. Мишень устанавливается в одном месте (если тест проводится в спортивном зале, то мишень желательно расположить в конце одной из его сторон). Мишень должна быть хорошо видна испытуемому. В центре мишени устанавливается деревянный брусок высотой 10-15 см, являющийся ориентиром для попадания. От центра бруска определяется расстояние в 50% от максимальной дальности метания индивидуально для каждого испытуемого и отдельно для его ведущей и не ведущей руки. После этого указывается отметка, на которой учащийся принимает исходное положение для метания на точность. Все испытуемые выполняют броски на точность сначала ведущей, а затем не ведущей рукой.

4) Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Оборудование: секундомер, фиксирующий десятые доли секунды; футбольный и баскетбольный мячи; ровная дорожка длиной 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; 3 вертикальные стойки. По прямой линии бега проводят 3 круга диаметром 0,8 м. Центры кругов расположены друг от друга на расстоянии 2,5 м, куда устанавливают вертикальные стойки. Расстояние от линии старта до центра первой стойки и от линии финиша до центра третьей стойки также 2,5 м.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с мячом в руках. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Задача испытуемого, ведя мяч только одной рукой, последовательно обежать вокруг каждой из трех стоек и финишировать, стремясь выполнить задание за наименьшее время.

Результат - время, которое испытуемый покажет при пересечении им финишной черты. Отдельно определяется время для ведущей руки (Т4) и для не ведущей руки (Т5). Т4 и Т5 характеризуют абсолютные показатели КС, проявляемые в спортивно-игровых двигательных действиях.

Общие указания и замечания. Испытуемый выполняет задания сначала ведущей рукой, затем после отдыха - не ведущей. В третьей попытке снова - ведущей, а в четвертой - не ведущей рукой. Учитывается лучшая попытка для ведущей и не ведущей руки.

При обводке стойки учащийся должен пробегать как можно ближе к краю круга. Если при ведении он теряет контроль над мячом, который отлетает на расстояние больше чем 1 м от начерченного вокруг стойки круга, то ему предоставляется повторная попытка.

Школьники 7-9 лет выполняют задание футбольным мячом, а 10-17 лет - баскетбольным. Мяч должен иметь хороший отскок. Площадка (пол) должна быть ровной. При проведении этого теста целесообразно выполнить две попытки без мяча (один раз, обегая стойки только с правой стороны, другой раз - с левой). Время обегания стоек с ведущей (чаще правой) стороны - Т6, а с не ведущей (левой) - Т7. Это ненамного увеличивает время проведения теста, но позволяет получить учителю ценную информацию о степени развития КС в спортивно-игровых действиях. Это относительные показатели КС: Т4 - Т6 и Т5 - Т7.

Данное контрольное упражнение (ведение мяча) можно выполнять также ведущей (Т8) и не ведущей ногой (Т9) или ведя мяч клюшкой (Т10 и Ти). Относительные показатели КС определяются разностью: Т8 - Т6 и Т9 - Т7, Т10 ? Тб и Тп - Тг. Это дает учителю дополнительную информацию не только о степени развития скрытых и явных показателей КС, проявляемых в спортивно-игровых двигательных действиях, но и одновременно об уровне техники владения мячом ведущими и не ведущими (верхними и нижними) конечностями. (14)

II. Тесты для оценки специфических координационных способностей

Тесты для оценки способности к кинестетическому дифференцированию .

А) Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели (П. Хиртц).

Оборудование: измерительная лента, 6 теннисных мячей, 1 гимнастический обруч, 1 медицинбол массой 1 кг, 1 мат.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит за линией броска, спиной к направлению броска. Ему необходимо, бросая мяч над головой или над плечом, попасть в цель, находящуюся на расстоянии 2 м. После объяснения и демонстрации следует одна пробная и 5 зачетных попыток.

Результат - попадание в цель оценивается очками: в мат - 1 очко; в гимнастический обруч - 2 очка; между обручем и медицинболом - 3 очка; в медицинбол - 4 очка.

Общие указания и замечания. В старших классах можно ввести более широкий набор целей. Учащиеся-помощники должны регистрировать попадания, очки и приносить мячи. Во время броска испытуемый не имеет права поворачиваться. Это можно делать только после броска, чтобы узнать результат своей попытки.

Б) Прыжки вниз на разметку (П. Хиртц).

Оборудование: ящик для прыжков высотой 90 см, один мат для прыжков, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит на ящике высотой 90 см. На мате, на расстоянии 1 м от ящика мелом отмечена черта. Ученик, прыгнув вниз, должен приземлиться пятками за этой чертой. После объяснения и показа ученику предоставляется 2 зачетные попытки.

Результат - расстояние со средним отклонением (в сантиметрах) из двух попыток.

В) Прыжки в длину с места с минимальным увеличением их длины (А.М. Шлемин, К.В. Ким).

Оборудование: измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. Испытуемый сначала выполняет 3 попытки в полную силу. Затем определяется длина прыжка, равная 50% от его максимального результата. После этого ученик должен выполнить серию прыжков с места в диапазоне от 50% плюс 30 см с минимальным увеличением их длины в каждой последующей попытке по сравнению с предыдущей. Если ученик выполнил прыжок меньше предыдущего или повторил его, то ему дается еще одна попытка. При второй ошибке испытание прекращается. Упражнение выполняется без зрительного контроля.

Результат - количество выполненных прыжков с увеличением их длины.

Г) Дифференцирование силы прыжка (К. Майнель, Г. Шнабель).

Оборудование: прыжковая платформа.

Процедура тестирования. Испытуемому после максимального прыжка вверх без помощи рук следует выполнить 10 прыжков без помощи рук с усилением 2/3 от максимальной высоты прыжка. После каждого прыжка сообщается усилие, затраченное испытуемым в сравнении с заданным в 2/3 силы от максимальной высоты прыжка.

Результат - средняя арифметическая ошибка при воспроизведении усилия, равного 2/3 от максимальной высоты прыжка.

Д) Точное катание мяча рукой (Р. Юнг, модификация А.В. Вишнякова).

Оборудование: две гимнастические скамейки, измерительная лента, набивной мяч массой 1 кг.

Процедура тестирования. Две гимнастические скамейки стоят параллельно друг другу на расстоянии 10 см. Испытуемый должен толкнуть мяч рукой с такой силой, чтобы он докатился до линии, находящейся в 3 м от начала гимнастической скамейки. Ученику даются две пробные, и пять зачетных попыток для каждой руки. После каждой попытки следует точная информация о показанном результате.

Результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из 5 попыток. Определяется также разность между показателями ведущей и не ведущей руки.

Вариант. Кроме набивного мяча можно использовать еще волейбольный и баскетбольный мячи. Задание в этом случае следует выполнять последовательно: вначале набивным мячом, затем баскетбольным и волейбольным (всего 10-15 зачетных попыток для каждой руки).

Результат - среднее отклонение (в сантиметрах) из 10-15 зачетных попыток.

Е) Точное катание мяча ногой. Испытуемый выполняет то же задание, что и в предыдущем тесте, но ведущей и не ведущей ногой.

Тесты для оценки способности к ориентированию в пространстве .

1) Бег к пронумерованным медицинболам (П. Хиртц).

Оборудование: 5 медицинболов (по 3 кг), 1 медицинбол (4 кг), секундомер, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит перед медицинболом (4 кг). Позади него на расстоянии 3 м лежат 5 медицинболов по 3 кг на расстоянии 150 см друг от друга в кружках с четко пронумерованными цифрами от 1 до 5, но не в последовательности. Как только учитель называет цифру, ученик поворачивается и бежит к соответственно пронумерованному медицинболу, касается его и бежит назад к 4-килограммовому мячу. Как только он касается 4-киллограммового мяча, учитель называет новую цифру. Упражнение заканчивается, если ученик три раза подбежит к соответственно пронумерованному мячу и после этого коснется 4-килограммового медицинбола.

Результат - время от называния первой цифры до последнего касания 4-килограммового мяча.

Общие указания и замечания. После объяснения и показа ученик выполняет одну зачетную попытку. После выполнения задания порядок расположения 3-килограммовых мячей для каждого нового испытуемого необходимо менять.

Контрольное упражнение целесообразно применять при прохождении разделов «Подвижные и спортивные игры» (I - VIII классы). Однако его можно применять также для промежуточного контроля или для оживления занятия.

Оборудование: 1 гимнастический обруч (диаметр 80 см), 6 мячей для бросков, измерительная лента, скалка (длина 60 см).

Процедура тестирования. На стене, на высоте 230 см укрепляется маятник, который состоит из скалки и гимнастического обруча. Испытуемый встает на исходную позицию, которая удалена от стены на 300 см. Учитель поднимает маятник до горизонтальной линии и дает ему возможность выполнить движение в одну сторону и обратно. Ученик при движении маятника должен бросить мяч в середину обруча.

Результат - попадания в очках: в край обруча - 1 очко; в середину обруча - 2 очка. Подсчитывается количество набранных очков из пяти зачетных попыток.

Общие указания и замечания. Перед зачетными попытками дается одна пробная. Тест можно применять с учащимися младших классов при прохождении раздела «Подвижные игры» или в группе продленного дня как «Соревнование месяца».

Тесты для определения способности к комплексной реакции

* Упражнение - реакция - мяч (П. Хиртц).

Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 1 футбольный мяч (резиновый, диаметр 20 см), измерительная лента, гимнастическая стенка.

Процедура тестирования. На верхнем конце двух наклонных гимнастических скамеек находится мяч, удерживаемый учителем физической культуры или помощником. Испытуемый стоит в ожидании за линией старта спиной к направлению бега (т.е. он не смотрит на мяч), пятки за линией. Учитель дает сигнал, например, свисток и отпускает мяч. Ученик должен как можно быстрее среагировать на сигнал, повернуться, подбежать к гимнастической скамейке и остановить двумя руками катящийся мяч.

Результат - расстояние (в сантиметрах), пройденное мячом по гимнастической стенке. Из двух зачетных учитывается лучшая попытка.

Общие указания и замечания. Тест можно проводить только в зале. При выполнении этого контрольного упражнения с учениками старших классов или со студентами следует увеличить расстояние от скамеек до стартовой линии с 1,5 до 2,0 м.

* Упражнение - маятник.

Оборудование: скакалка, гимнастический обруч, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования. На стене высотой 230 см прикрепляется маятник, который состоит из скакалки (длина 60 см) и гимнастического обруча (диаметр 80 см). Полукруг, который описывает маятник радиусом от 0 до 180°, обозначается мелом. На линии полукруга находятся точки от 0 до 12 (баллы). Испытуемый стоит на исходной линии, которая обозначена мелом на расстоянии 100 см от стены. Учитель поднимает маятник до тех пор, пока верхний край не сольется с горизонтальной линией 0 и 180°. По звуковому сигналу учителя (одновременно опускается маятник) ученик должен подбежать к стене и остановить маятник.

Результат - расстояние, пройденное маятником от учителя до остановки его учеником.

Общие указания и замечания. После объяснения и показа ученику предоставляется 2 попытки, из которых засчитывается лучший результат.

* Падение палки (П. Хиртц).

Оборудование: гимнастическая палка, измерительная лента, мел.

Процедура тестирования: Учитель держит опущенную на пол гимнастическую палку вертикально. Ученик стоит в 150 см от палки на линии старта. Учитель отпускает палку, а учащийся, подбежав, должен ее поймать до того, как она упадет на землю. После этого расстояние от палки до линии старта увеличивается на 10 см. Если палка коснулась земли при первой попытке, то ученику предоставляется повторная попытка. Испытание прекращается тогда, когда палка коснется земли два раза подряд.

Результат - расстояние между линией начала бега и линией, на которой учащийся не смог поймать палку до второго касания.

* Отпускание палки - реакция (В. Ф. Ломейко, К. Мекота).

Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.

Процедура тестирования. Учитель держит пронумерованную гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 с учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть).

Результат - среднее расстояние (в сантиметрах) из трех попыток от нижнего края палки до места хвата учащимся со стороны мизинца. Для сравнения целесообразно выполнять тест ведущей и не ведущей рукой.

Таблица 2. ? Примерные оценки быстроты реакции

* Тест на спортивную реакцию (К. Майнель, Т. Шнабель)

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый движется спиной к направлению бега. По свистку он должен принять положение упор присев, руки касаются пола. После этого он делает оборот вокруг себя, встает и бежит к обозначенной цели, удаленной на 3 м.

Результат - время от свистка до достижения цели во время бега.

Тесты для определения способности к равновесию

Тесты для оценки динамического равновесия

* Балансирование на гимнастической скамье (П. Хиртц).

Оборудование: гимнастическая скамья (длина 4 м, ширина узкой стороны скамейки 10 см), секундомер, медицинбол (масса 2 кг).

Процедура тестирования. На расстоянии 150 см от стартовой линии находится перевернутая гимнастическая скамейка. В конце скамейки лежит медицинбол. Испытуемый пальцами левой руки под правой рукой берется за правое ухо; на ладони правой руки лежит мячик. В этом положении по команде «Марш!» ученик бежит по узкой поверхности скамейки до медицинбола, сталкивает его стопой, поворачивается и бежит обратно по узкой поверхности скамейки.

Результат - время пробегания (в секундах) от линии старта до пересечения с линией финиша.

Общие указания и замечания. Упражнение не засчитывается, если ученик изменяет положение тела или если падает с поверхности скамейки более трех раз. За одно касание земли - одна штрафная секунда. На месте, где произошло касание, ученик должен опять взобраться на подставку и продолжить упражнение. После объяснения, демонстрации и опробования выполняется одна зачетная попытка.

* Повороты на гимнастической скамейке (П. Хиртц).

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер.

Процедура тестирования.

Вариант 1. Испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки 4 поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение.

Результат - время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунды).

Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. При касании земли более трех раз упражнение необходимо повторить.

Вариант 2. Стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки.

Результат - количество выполненных поворотов за 20 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемым вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

* Ходьба по шестиугольнику (К. Мекота).

Оборудование: шестиугольник.

Процедура тестирования. Испытуемый стоит одной ногой на одном сегменте шестиугольника, другой ногой - на следующем, руки свободны, глаза открыты. После того как ученик примет это положение, дается команда «Можно». Испытуемый должен сделать максимально возможное количество шагов, не потеряв равновесия (максимум 60 шагов в одной пробе).

Результат - число шагов, выполненных без потери равновесия.

Общие указания и замечания. В ходьбе испытуемый должен делать один шаг на очередной сегмент. Потерей равновесия считается переход на двойную опору, падение. Предоставляются три зачетные попытки.

Тесты для оценки статистического равновесия.

* Стойка на одной ноге (Е.Я. Бондаревский).

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый занимает исходного положения - стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развернута кнаружи. Ее пятка касается подколенной чашечки опорной ноги. Руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.

Результат - средний показатель времени удержания равновесия (из трех попыток).

Общие указания и замечания. Дается опробование теста. Опорная нога должна быть прямой, а бедро как можно больше отведено кнаружи. Секундомер выключается сразу же в момент потери равновесия (схождения с места, приподнимание на пальцах ноги, переход на двойную опору, падение).

* Стойка на одной ноге на планке (Е. Флейшман, К. Мекота).

Оборудование: специальная прямоугольная планка на высоте примерно 10 см над полом шириной 5 см; секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает исходное положение - стойка на одной ноге продольно на планке, другая нога слегка согнута в колене, опущена вперед-вниз, руки на поясе, голова прямо. По команде «Готов» испытуемый стремится как можно дольше удержать равновесие, а экспериментатор включает секундомер.

Результат - суммарное (из двух зачетных попыток) время удержания равновесия.

Общие указания и замечания. Тест приведен в модификации. Максимальное время удержания равновесия в одной пробе 120 с. Если это удается испытуемому, тест прекращается.

Тесты для определения способности к ритму

А) Спринт в заданном ритме (П. Хиртц).

Оборудование: 11 гимнастических обручей (диаметр 60 см), секундомер, измерительная лента.

Процедура тестирования. Вначале испытуемый пробегает с максимальной скоростью дистанцию 30 м на время с точностью до 0,1 с. Затем он получает задание пробежать снова с максимальной скоростью вторую дистанцию 30 м, на которой расположены 11 гимнастических обручей. Это обязывает ученика подбирать (вырабатывать) определенный ритм бега или как можно быстрее изменить свой ритм.

Результат - разность между временем бега на 1-й и 2-й дистанции.

Б) Сохранение ритма (К. Майнель, Г. Шнабель).

Оборудование: метроном, секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый воспроизводит бег в такт ударов метронома в течение 10 с. Через 10 с метроном выключается, а ученик должен этот ритм сохранить в течение 15 с (42 касания земли ногами). (5)

1) быстрота простой и сложной реакции;

2) стартовая скорость;

3) дистанционная скорость;

4) быстрота тормозных движений;

5) быстрота выполнения технических приемов игры;

6) быстрота переключения от одного действия к другому.

Указанные скоростные способности хоккеистов в соревновательной обстановке, как правило, проявляются в комплексных формах . Поэтому в практике хоккея оценивать уровень скоростных способностей хоккеиста принято по выполнению скоростного маневра на коньках, в ходе которого в органической взаимосвязи проявляются практически все составляющие структуры скоростной подготовленности .

Скольжение на коньках включает в себя три относительно независимые друг от друга фазы :

  1. старта. В ходе матча возникает масса игровых ситуаций, требующих старта из различных положений и в разных направлениях;
  2. стабилизации - цикличные движения при скольжении, характеризуются силой отталкивания и частотой шагов;
  3. поворотов - изменение направления скольжения.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов :

  1. состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата человека;
  2. морфологических особенностей мышечной ткани и ее композиции (т.е. от соотношения быстрых, медленных и промежуточных волокон);
  3. способности мышц быстро сокращаться и расслабляться;
  4. количества (аденозинтрифосфорной кислоты - и креатинфосфата - КрФ);
  5. координированности;
  6. биологического ритма жизнедеятельности организма;
  7. пола и возраста;
  8. природных скоростных способностей человека.

Быстрота реакции с точки зрения физиологии зависит от скорости протекания следующих фаз :

  1. возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
  2. передачи возбуждения в ЦНС;
  3. передвижения сигнальной информации по нервным путям, её анализа и формирования эфферентного сигнала;
  4. перехода эфферентного сигнала от ЦНС к мышце;
  5. возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Тесты для оценки скоростных способностей

Тесты для оценки скоростных способностей делятся на пять групп :

  1. быстрота простой и сложной реакции;
  2. скорость одиночного движения;
  3. максимальная быстрота движений;
  4. скорость, проявляемая в целостных двигательных действиях:
  5. стартовая скорость,
  6. дистанционная скорость;
  7. быстрота тормозных движений.

Следует отметить, что зависимости между элементарными и комплексными формами проявления быстроты очень малы .

В хоккее же практически не встречаются элементарные формы. Поэтому для оценки скоростных способностей хоккеистов не рекомендуется использовать тесты, преимущественно направленные на оценку простой неспецифической реакции, быстроты локального движения (теппинг-тесты) и т.п., так как их информативность для игровых видов спорта невелика .

Тесты для оценки скорости одиночных движений

Время броска, толчка, одного шага и т.п. определяют с помощью специальной биомеханической аппаратуры .

Примером оценки скорости одиночного неспецифического движения может служить следующий тест .

Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три - другой.

Тесты для оценки максимальной частоты движений

Контроль максимальной частоты движений осуществляется посредством теппинг-тестов и специальных физических упражнений .

При использовании теппинг-тестов регистрируется число движений ногами (поочередно или одной) или руками (поочередно или одной) за определенное время. В последнем случае обычно применяется два подхода :

Рисунок 1. Выполнение теппинг-теста с помощью специального оборудования

А) При первом используется специальное устройство типа телеграфного ключа (рисунок 1). Задача состоит в замыкании и размыкании ключа в максимальном темпе, показания фиксируются каждые 30 секунд с помощью электросчётчика. Обычно продолжительность данного теста составляет от 30 секунд до 2 минут. Следует отметить, что такая продолжительность предъявляет определённые требования также к локальной выносливости мышц области запястья. Для нивелирования данного аспекта в Словакии предложено выполнять данный тест на протяжении 10 секунд .

Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года

Б) Второй подход является более простым, т.к. не требует никакой специальной аппаратуры. Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений.

Рисунок 2. Выполнение теппинг-теста ногами

Контроль максимальной частоты движений ног осуществляется с помощью двух тен-зоплатформ размером около 30><30 см, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга, и подсоединённых к компьютеру (рисунок 2). Испытуемый ногами становится на них и по сигналу начинает бег на месте в максимально возможном темпе на протяжении 10 секунд. Задача совершить как можно больше шагов каждой ногой.

Рисунок 3. Динамика движений правой и левой ногой

Сразу по окончании теста на мониторе отображается динамика движений и их общее количество за 10 секунд для каждой из ног (рисунок 3).

При контроле максимальной частоты движений в ходе специальных физических упражнений обычно используются следующие задания :

  • 20 ударов баскетбольным мячом о нарисованный на стене круг, диаметром 50 см с расстояния 2 метра. Броски мимо не засчитываются. Фиксируется время и количество попаданий.
  • 20 бросков теннисным мячом о нарисованный на стене круг, диаметром 30 см с расстояния 2 метра. Броски мимо не засчитываются. Фиксируется время и количество попаданий. Второй разновидностью данного теста является выполнение по 10 бросков каждой рукой.

Характерной особенностью двух вышеописанных тестов является то, что серьезное влияние на конечный результат оказывает степень развития точности как компонента координации движений. Снизить влияние можно, применяя следующие тесты :

  • 30 руками баскетбольного мяча в стену с расстояния 2 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимальное количество ударов за 30 секунд. Тест выполняется руками.
  • 20-30 ударов ногой футбольного мяча в стену с расстояния 2 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимального количества ударов за 30 секунд. Оба варианта могут выполняться сначала правой ногой, затем левой либо попеременно и той, и другой.
  • 20-30 бросков теннисного мяча в стену с расстояния 3 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимального количества бросков за 30 секунд. Оба варианта могут выполняться сначала правой рукой, затем левой либо попеременно и той, и другой.
  • Упражнение «Хлопки». Задача испытуемого исполнить 20 хлопков прямыми руками над головой и по бедрам в наименьшее время из исходного положения - основная стойка.
  • Упражнение «Приседания». Задача выполнить 20 приседаний из исходного положения основная стойка в наименьшее время.
  • Упражнение «Наклоны». Испытуемому требуется из исходного положения основная стойка выполнить 20 наклонов с касанием коньчиками пальцев пола в наименьшее время. После каждого наклона требуется выпрямиться в исходное положение.

Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях

Наиболее информативная для оценки скоростных способностей в игровых видах спорта подгруппа тестов. В практике обычно используют бег на 30, 37, 50, 60 и 100 метров с регистрацией скорости преодоления дистанции (с низкого и высокого старта) . Выбор данных отрезков вызван тем, что скорость, вне зависимости от специализации спортсмена, достигает своего максимума после 30-го метра . После 200 метров скорость бега уже во многом зависит от скоростной или общей выносливости .

В хоккее наибольшее распространение получили следующие тесты:

Регистрация времени осуществляется одним из двух способов: вручную (секундомером) или автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных тайминговых систем, позволяющих, в зависимости от комплектации, фиксировать различные показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения .

Таблица 2. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет)

Тесты (контрольные нормативы)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Выше среднего

нападающие

Бег на 30 м, сек

Бег на 60 м, сек

защитники

Бег на 30 м, сек

Бег на 60 м, сек

Бег на 30 м, сек

4,0 и менее

Бег на 60 м, сек

7,4 и менее

Таблица 3. Оценка физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Таблица 4. Показатели уровня подготовленности хоккеистов высокой квалификаци и

Тесты для оценки стартовой скорости

Бег 5 метров

Рисунок 5. Выполнение теста бег 5 метров

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях.

Бег 20 метров

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях (20 метров), а также на точке 10 метров.

Испытуемый занимает положение высокого старта, передняя нога на стартовой линии. Спортсмен начинает бежать, когда готов. Задача выполнять бег с максимальной скоростью.

При отсутствии тайминговой системы, определить быстроту стартового разгона можно путем вычисления разницы между пробеганием 30-метровой дистанции с хода и со старта .

Тесты для оценки дистанционной скорости

Бег 30 метров с использованием тайминговой системы

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях, а также на отметках 5 и 20 метров. Данная методика позволяет фиксировать стартовую скорость (отрезок 0-5 метров), дистанционную скорость (отрезок 20-30 метров), а также общее время преодоления дистанции (отрезок 0-30 метров).

По результатам обследований более чем 100 хоккеистов различных клубов КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) для данного теста создана оценочная шкала:

Таблица 5. Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

Показатели

Уровень подготовленности

Очень низкий

Очень высокий

Нападающие

1,25 и более

0,97 и менее

1,30 и более

1,07 и менее

Бег 30 м, сек

4,60 и более

4,05 и менее

Защитники

Стартовая скорость (0-5 м), сек

1,31 и более

1,02 и менее

Дистанционная скорость (20-30 м), сек

1,33 и более

1,09 и менее

Бег 30 м, сек

4,77 и более

4,19 и менее

Стартовая скорость (0-5 м), сек

1,28 и более

1,04 и менее

Дистанционная скорость (20-30 м), сек

1,33 и более

1,15 и менее

Бег 30 м, сек

4,83 и более

4,10 и менее

Бег 30 метров с хода

В ходе данного теста испытуемый имеет возможность произвольно подобрать дистанцию для разгона. Секундомер запускается в момент, когда спортсмен пересекает стартовую линию и останавливается в момент пересечения финишной линии.

Таблица 6. Оценка физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Тесты для оценки быстроты торможения

Хоккей представляет собой вид деятельности, где необходимо постоянно реагировать на быстро изменяющиеся игровые ситуации, совершать торможения, мгновенно стартовать в различных направлениях. При резком изменении ситуации на поле тот, кто способен быстрее тормозить, будет иметь преимущество на старте в ином направлении. Поэтому при контроле скоростных способностей хоккеистов уделяют внимание и этому аспекту. В рамках общей физической подготовленности наибольшее распространение получил следующий подход:

Быстрота остановки

Обязательным условием при использовании данной методики является наличие электронной тайминговой системы.

В ходе выполнения теста от испытуемого требуется дважды пробежать 10-метровый отрезок. Начало одинаковое: старт с места из высокой стойки по сигналу. В первом случае задача испытуемого пробежать финишный створ на максимальной скорости; во втором же - остановиться ровно на финишной линии, чтобы она оказалась между ног спортсмена. Фиксируется время каждого забега, затем высчитывается разница между вторым и первым отрезком, что и служит конечным результатом.

Тесты для оценки специальных скоростных способностей вратарей Рисунок 6. Расположение датчиков

Тест направлен на оценку быстроты реакции. Для его выполнения необходимо наличие тайминговой системы, оснащённой функцией оценки реакции выбора (типа Smart-speed ). В ходе подготовки к тестированию четыре пары датчиков устанавливают в площади ворот таким образом, чтобы они находились на расстоянии вытянутой руки от вратаря (рисунок 6).

Рисунок 7. Выполнение теста

Не смотря на то, что в оригинале тест выполняется на льду, для экономии дорогостоящего времени льда тестирование может проводиться также и на земле.

Выполнение:

Вратарь принимает положение основная стойка вратаря в непосредственной близости от всех датчиков. По световому сигналу одной из пар датчиков голкипер должен как можно быстрее среагировать и пересечь рукой лазерный луч, проходящий между данной парой. Сразу же после этого световой сигнал появляется на другой паре датчиков. Всего в ходе теста испытуемый должен среагировать на 20 сигналов в хаотичном порядке.

Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях вратарей

Для оценки специальных скоростных способностей вратаря при анаэробно-алактатном механизме энергообеспечения (мощность) применяются следующие тесты:

Тест бег на коньках 18 метров лицом и спиной вперёд

Данный тест рекомендован федерацией хоккея Республики Беларусь . Выбор дистанции 18 метров был продиктован удобством использования применяемой в то время разметки хоккейных площадок: линия ворот служила стартом, а ближняя от неё синяя линия - финишем. Это позволяло провести тест без каких-либо подготовительных процедур. Однако с тех времён правила хоккея и разметка площадки претерпели некоторые изменения. В частности, на момент издания данной энциклопедии, согласно официальной книге правил Международной федерации хоккея с шайбой, расстояние от линии ворот до ближней синей линии составляет 18,86 метров .

Для проведения теста необходимо наличие секундомера или тайминговой системы, а также одного конуса, который устанавливают на финише для его идентификации.

Выполнение:

Испытуемый занимает позицию основная стойка вратаря, коньки располагаются за линией старта. По свистку или иному заранее оговоренному сигналу голкипер стартует и бежит с максимально возможной скоростью 18 метров. Время преодоления дистанции фиксируется.

Сначала тест выполняется лицом вперёд, а затем, после отдыха до полного восстановления, выполняется тест бег на коньках спиной вперёд. Единственным отличием от описанного протокола при выполнении теста бег на коньках спиной вперёд является стартовая позиция: испытуемые должны занять позицию основная стойка вратаря, стоя спиной к направлению движения.

Таблица 7. Нормативные для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19,20 лет)

0 0 6333

(контрольные

нормативы)

Уровень подготовленности, баллы

Очень низкий

Выше среднего

Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных спо­собностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты

простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиноч­ного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движе­ний в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных дей­ствиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (на­пример, при загорании лампоч­ки отпустить кнопку, на выст­рел стартера начать бег и т.д.).

В лабораторных условиях вре­мя реакции на свет, звук опре­деляют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки вре­мени простой реакции исполь­зуют не менее 10 попыток и определяют среднее время ре­агирования.

При измерении простой ре­акции можно применять линей­ку длиной 40 см (рис. 13).

В соревновательных условиях время простой реакции измеря­ ют с помощью контактных дат-


чиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стар­товую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вслед­ствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойствен­ны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуа­циями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движе­ний. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. опре­деляют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты дви­жений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений ру­ками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или од­ной) за 5-20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие пока­затели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдель­ных фаз движения.

7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания

(

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви­дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви­гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель­ности, связанных с выполнением точности движений (спортив­ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос­ливости является стабильность технически правильного выпол­нения действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливость - это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышеч-


ной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме­ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза­ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи­ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви­тия специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос­ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди­национной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональ­ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед­ственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Образование энергии, необходи­мой для работы на выносливость, происходит в результате хими­ческих превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос­тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова­ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти-


мым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Вол­ков, 1976).

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому вос­становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале­ние продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь­ной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энер­гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре­сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд­няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква­лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про­явления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме­ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци­ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри­вать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использова­ния жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприят-


Ные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб­ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед­ственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической вынос­ливости; для динамической силовой выносливости влияния на­следственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при ра­боте умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влия­ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь­ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ

РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В подготовке спринтера, в принципе, как и спортсмена другой специализации, важны тесты, или контрольные испытания, позволяющие определить уровень подготовленности бегуна на определенном этапе спортивной подготовки. Особенно важное значение имеют данные показатели в предсоревновательный сезон, и после их проведения еще есть возможность скорректировать подготовку к соревнованиям и выйти на пик формы к важных стартам.

Контрольные тесты делятся на четыре группы:
1. Для оценки быстроты выполнения движений в отдельных суставах;

2. Для оценки быстроты сложной и простой реакции;

3. Для оценки целостных двигательных движений;

4. Для оценки скорости одиночного движения.

Рассмотрим данные тесты в той же последовательности:
1. Частота движений рук и ног оценивается посредством теппингтестов. Спортсмен выполняет тест, а ассистент фиксирует общее число рук и ног (поочередно или одной) за 5 - 20 секунд;

2. Время простой реакции измеряется в условиях, когда известно действие спортсмена на заранее известный сигнал. Для спринтера данным сигналом может быть выстрел или другой звуковой раздражитель, означающий момент старта, что должно сопровождаться выходом с колодок. При этом время фиксируют датчики, устанавливаемые в сами колодки, реагирующие на изменение давления на них стопами спринтера. Сложная реакция характеризуется тем, что ни сам сигнал, ни реагирование на него спортсмена заранее неизвестны;

3. В спринте применяются в этих случаях дистанции 30, 50, 60 или 100м, которые преодолеваются с низкого или высокого старта. При этом исследуются динамика скорости, время отдельных фаз движений, частота шагов и другие показатели;

4. Здесь можно использовать работу с мячом. Фиксируемыми показателями будут: время удара, одного шага, передачи мяча и т.д., что определяется с применением сложной биомеханической аппаратуры.