Питание

Рассказ про рыбу всего боялась. Сказка о маленькой рыбке: Сказка. Сколько живут рыбы

Елена Юрьевна Антонова

Цель :

Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование техники рисования пастелью.

Задачи :

1. Продолжать знакомство детей старшего дошкольного возраста с новым художественным материалом – пастелью.

2. Совершенствовать приемы работы острым краем мелка (штриховка) и плашмя (тушевка, умение передавать нежные цветовые нюансы.

3. Развивать чувство цвета, воображение, фантазию.

4. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ним.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций «рыбы» , беседы «Что такое море?» «Обитатели морей» , чтение художественной литературы (А. С Пушкин «Сказка о золотой рыбке » , разучивание стихов, рассматривание репродукций И. К. Айвазовского, прослушивание музыкальных произведений (М. К. Чюрленис «Симфония моря» , М. Равель «Игра воды» ).

Материал :

Мелки сухой пастели, бумага разной фактуры, салфетки для рук.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам очень интересную сказку . А вы сможете не только послушать ее, но и стать на время героями этой сказки . Но сначала я хочу спросить у вас, что такое море? …это огромный водоем, там много воды. Так много, что даже не видно берегов.) А кто живет в море? …разные обитатели : рыбы, крабы, киты и т. д. Там растут водоросли, кораллы, ракушки)

Чем похожи рыбы друг на друга? (У них есть тело с чешуйками, голова, хвост, плавнички.) Рыбки дружатся и играют друг с другом.

Физкультминутка :

Рыбки весело играют (наклоны в сторону)

В синей солнечной воде (плавные движения руками)

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке (движения плечиками)

Какие вы молодцы! Да, действительно в море много обитателей, среди которых встречаются самые разнообразные рыбы.

И так, наша сказка называется «Приключения Жемчужинки» . Слушайте внимательно, возможно, ваша помощь нам пригодится.

Жила в морском царстве красивая маленькая рыбка . Звали эту рыбку Жемчужинка . Чешуйки ее были желто – красного цвета, плавнички оранжевого, а глазки светились золотистым блеском. Любила она плавать по морским глубинам в поисках приключений. В таких путешествиях узнавала много нового и интересного.

Однажды заплыла Жемчужинка далеко – далеко от своего дома и оказалась среди густых зеленых водорослей. Она очень испугалась и хотела вернуться домой, но вдруг поняла, что не знает, куда ей плыть. И тут, за камнем, она увидела Медузу и очень обрадовалась. Вот кто поможет мне – подумала Жемчужинка. Жемчужинка подплыла к ней и попросила помочь найти дорогу домой. Та Медуза была очень не красивая и очень хитрая. И сказала она нашей рыбке : «Я покажу тебе дорогу домой, но за это я возьму у тебя твою красоту» . Делать не чего, согласилась наша Жемчужинка и сразу же превратилась в серую рыбку . А Медуза похорошела и довольная показала рыбке дорогу домой . Вернувшись, домой Жемчужинка смотрела на проплывающих мимо красивых рыбок и с грустью думала, что ее чешуйки уже никогда не будут такими красивыми.

Скоро, в гости к Жемчужинке заглянул ее друг Малек. Он выслушал печальную историю и сказал : «Я знаю, как тебе помочь! На берегу живет веселая девочка Маша, а у нее есть Золотая рыбка , которая исполняет любое желание. Нам надо плыть к ней». И поплыли.

Маша не отказалась помочь рыбкам , но так как она была очень озорная девочка, то ей в первую очередь захотелось, конечно же, попросить у Золотой рыбки , что-то для себя. И Маша сказала : «Как же мне хочется увидеть, что то новое и необычное. Пусть это будет мое первое желание». И тут же перед Маше появился лист бумаги и коробочка, в которой аккуратно лежали разноцветные палочки. «Ой! Что это?» - удивилась Маша. «Какие красивые палочки, но почему-то они пачкают руки. Легко ломаются и от них остаются крошечки». «Мы не знаем» - ответили рыбки .

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что лежит у Маше в коробочке? Подскажем, что это за палочки?

Дети рассказывают о пастели . Она нежная, волшебная, воздушная, сказочная . Палочки пастели легко ломаются и осыпаются. Если рисовать уголочком мелка остается след, тонкая линия. При закрашивании мелок кладется «на бочек» . Для растушевки пастели пользуемся своими пальчиками. В местах, где очень узкий рисунок растушевывать поможет ватная палочка. Смахивать рукой «крошечки» нельзя, можно испортить рисунок. Лишнию «пыль» можно убрать слегка, подуть на рисунок. При необходимости руки можно протереть о салфетку.

Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали Маше о пастели . Пришло время второго желания. Рыбки замерли в ожидании , что же попросит Маша? Девочка посмотрела на них и сказала Золотой рыбке : «Хочу научиться рисовать пастелью вот эту рыбку . Я сама сделаю ее красивой». Но Маша даже не знала, как рисовать пастелью и с чего начать.

Ребята, нам опять необходимо помочь Маше. Покажем девочке, как можно нарисовать рыбку , используя мелки пастели.

Дети рисуют. Звучит тихая спокойная музыка.

Маша так увлеклась рисованием, что чуть не забыла про морских рыбок – наших героев и про свое третье желание. Она посмотрела на свой рисунок, потом на Жемчужинку, и ей очень захотелось, чтобы и она стала такой же красивой. «Хочу, чтобы эта серая рыбка стала такой же веселой и красочной, как на моем рисунке!» и желание Маши сразу же исполнилось.

Вот так, благодаря Золотой рыбке , Маше и ребят детского сада «Лукоморье» , наша сказка хорошо закончилась .

Сообщение про рыб для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ про рыб для детей 1,2 классов может быть дополнен интересными фактами.

Доклад про рыб

Рыбы — это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост.

У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород.

Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени и мальки превратятся во взрослых рыб.

Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало едят. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать.

В зависимости от питания рыбы бывают:

  • растительноядные , которые питаются водорослями, мошками — попавшими в воду – это такие рыбы как : лещ, ёрш, толстолобик, белый амур, уклейка и другие.
  • хищные рыбы, которые всеядны – щука, карп, сом, окунь, пиранья, акула и другие.

В зависимости от места обитания рыб из делят на речных и морских.

Речные рыбы

Морские рыбы

  • Меч-рыба — одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи.
  • Морской чёрт – крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка — аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб.
  • Летучие рыбы – невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей.
  • Электрический скат – крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны.
  • Рыба-зебра – морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен.
Сколько живут рыбы?

Продолжительность жизни рыб от 5 до 100 лет!
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.

Многие семьи сейчас увлекаются содержанием аквариумных рыбок и, возможно у тебя тоже имеется аквариум с этими красивыми домашними питомцами. И ты, вероятно, хочешь узнать про рыбок намного больше, а не только то, что они покрыты красивыми блестящими чешуйками, и на них приятно смотреть. Рыбы как ты наверняка уже знаешь, бывают не только аквариумные.

Есть рыбы, которые живут в реках и озерах, где пресная вода. А есть рыбы, которые обитают , где вода соленая.

Как рыбки дышат под водой?

«Как же они дышат под водой?» – спросишь ты. – «Ведь для дыхания нужен кислород!» Да… рыбам также как и нам тоже нужен кислород. И берут они его прямо из воды. через рот попадает в жабры, оставляет кислород рыбке, а сама выходит наружу. Вот такая хитрая система дыхания имеется у рыбок.

Зачем рыбкам плавники и хвост?

Плавники и хвост помогают рыбе плыть и поворачиваться в нужную сторону. Это очень удобные инструменты для маневрирования .

Почему рыбы не моргают?

Ты, возможно, заметил, что у рыб всегда открыты глаза, и они никогда не моргают? Это потому что рыбы вообще не закрывают глаза. Пыли в воде нет, а если вдруг в глаз попадет соринка, то её тут же смоет. Поэтому веки и ресницы рыбам оказались не нужны в отличие от сухопутных .

Для чего у рыбок чешуя?

Блестящая чешуя, покрывающая тело рыб служит не только для красоты, но для защиты от воздействия внешних факторов. Чешуйный покров, аналогично панцирю, защищает рыб от различных повреждений, проникновения микроорганизмов, придаёт телу упругость, эластичность, обеспечивает рыбе высокую скорость движения. … Чешуя также помогает рыбе плавать в воде и защищает её от зубов .

Муж пошел и купил жене новый нож, новый горшок, новую тарелку и новую циновку. Жена, очень довольная, выпотрошила рыбу, разрезала ее на куски и стала варить. Когда все было готово, она пожалела своего мужа, позвала его и предложила ему тоже кусок рыбы. Но он отказался

Я себя больше не чувствовал виноватым, раз змея теперь глядела счастливой, и сел удить рыбу. Рыбы было много, и мы с Кэрол вскорости наловили её целую гору. Она лежала прямо на траве, а Кэрол всё трещала, не закрывая рта, это она унаследовала от своей матери, а та если начнет говорить, так словно речка журчит.

После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.

Сын Икуамана - он был очень смышленым мальчиком - принялся передразнивать Жежу и Матриншана и забавлять этим гостей. Видя, что ребенок выставляет их на всеобщее посмешище, Жежу и Матриншан очень обиделись и, чтобы погубить его, навели на мальчика порчу. Вернувшись с пира, он заболел и после долгих мучений умер.

Пальмы шелестели над детьми, и они могли слышать, как волны накатывались на берег, но других звуков не было. Дети разговаривали шепотом, им было очень одиноко, и ночь казалась темной и необитаемой. Скоро они заснули, но проснулись опять, когда родители на цыпочках вошли в дом.

Ворон взял плетеную сумку и каменный топор и отправился к аисту. Погода стояла холодная. Ворон был голоден, он шел и думал о рыбе, которую поймал аист. «Добрый малый этот аист, - сказал он сам себе. - Приятно, когда у тебя есть такой друг». Шёл ворон, шёл и вдруг заметил, что в ствол одного дерева залетают пчёлы.

Давным-давно на острове Муа жили семеро слепых братьев. Каждый день плавали они к рифу и били там рыбу острогой. Прежде чем выйти в море, братья обвязывали голову и втыкали в повязку волшебные перья. Перья вели братьев к лодке, указывали им направление. Если братья шли верной дорогой, перья развевались по ветру, если ошибались, перья внезапно замирали.

Расколола черепаха коралл, в котором застряла нога цапли, и птица легко взлетела в воздух. - Ты спасла мне жизнь! - крикнула она черепахе. - Глядишь, и я тебе когда-нибудь пригожусь. Вскоре жители селения Хагелонга пошли ловить рыбу. Они спустили в воду сеть, закрепили её углы на подпорках и стали ждать. Сначала в сеть заплыла акула.

И произошло чудо. Превратились те птицы в рыб. Вот почему есть разные рыбы - большие и маленькие, круглые и плоские, разноцветные, золотистые и бесцветные, красивые и уродливые. Это все бывшие птицы, и каждая рыба немного похожа на птицу, от которой она произошла.

В озере плавала рыбка. Несмотря на то, что была она небольших размеров, природа наградила ее необыкновенной красотой. Ее чешуйки сияли, словно неоновые голубые огоньки, освещая темные воды. Большую часть времени резвилась на дне, но и выплывала иногда к самой поверхности, чтобы выпрыгнуть из воды и блеснуть своей красотой. Все маленькие рыбки обычно живут стайками, но судьба этой обитательницы прекрасного озера сложилась иначе. Когда-то она весело плескалась с друзьями и подружками, но однажды все изменилось. На тихое озеро налетел страшный ураган небывалой силы, поднялись волны, со дна поднялся ил, вода стала мутной. Ничего не было видно. А когда все стихло, маленькая рыбка поняла, что осталась совсем одна. Не осталось в озере ни одной живой души, только ракушки да водоросли украшали озеро. В одно прекрасное утро, когда золотое солнышко было уже высоко, пришли на озеро рыбаки. Увидели, как плещется рыбка и как она красиво сверкает в золотых лучах. И так она им понравилась, что им захотелось непременно поймать ее. Закинули сети, а сами на бережку сели. Увидела рыбка, что опускаются в воду веревки непонятные, да и отплыла подальше. Отличаясь особой смекалкой, она знала, что неизвестные предметы следует изучить сначала издалека, присмотреться, нет ли опасности. Вынули сети рыбаки. Нашли лишь бурые водоросли. Закинули снова.

«Какие странные люди, - рассуждала рыбка, притаившись за ракушкой. - Мне совсем не интересны их веревки, зачем они их постоянно кидают сюда?!» Рыбаки же никуда не спешили, наслаждались прекрасной солнечной погодой, чудесным пением птиц и легкой прохладой озера. С детства были они друзьями, тем для разговоров нашли много.

«Я поняла! - воскликнула рыбка и радостно захлопала голубыми плавниками. - Им надо подарить подарок в знак нашей дружбы!» Рыбка подтащила к сетям ракушку, осторожно зацепила ее и отплыла в сторону. Потянули во второй раз сети рыбаки. Смотрят - лишь одна ракушка и поймалась, но, правда, красивая!

«Вот, наверное, они обрадовались! - довольно улыбаясь, рыбка подпрыгнула над водой. - Эта была самая красивая ракушка, которую я смогла найти. Как же приятно иметь возможность сделать кому-то добро. Я так давно тут совсем одна и мне некого было радовать». Но рыбаки полюбовались ракушкой и закинули её снова в озеро. Опустили в третий раз сети. Беседовали друзья и решали, как улов делить будут. Только вот делить-то им было нечего. Сколько не закидывали они свои сети в озеро, вытаскивали траву да мусор. Так и ушли домой ни с чем. Но за то время, что провели рыбаки у озера, рыбка привыкла к ним, ей было так одиноко, и она очень хотела найти друзей.

На следующее утро старые друзья вернулись к озеру, прихватив с собой удочки. Рыбка очень обрадовалась, увидев их силуэты издалека: "Они не забыли обо мне!" Она весело плескалась, и желание поймать её у рыбаков увеличивалось. Рыбка со всей любовью пыталась их развеселить, подпрыгивала над гладью озера, лучики солнца прикасались к ее чешуйкам, и она сверкала словно яркая звездочка. Она так хотела принести этим людям счастье, что ее совершенно не интересовала приманка на крючках, и они опять остались без улова. «Что за напасть! Что за странная рыбка?» - негодовали рыбаки. И тут, откуда ни возьмись к рыбакам выбежала маленькая девочка в желтом платье, на котором были вышиты одуванчики. «Папа, папа!», - закричала она. - Я с вами хочу на рыбок смотреть! Можно мне с вами?» Обрадовался отец. Посадил её рядом, дал ей удочку, а сам в сторонку сел. Но девочка, не заметив удочки, вскочила с места и подбежала к озеру. Темные реснички, словно лучики, обрамляли полные изумления и любви детские глазки.

Какая красивая рыбка! - с восторгом, чуть задержав дыхание, прошептала она. - Папа, можно я буду ее другом?"

Мы поймаем её, посадим в банку, и тогда можешь с ней дружить, сколько хочешь, - ответил строгий отец.

Но, папа! Ей будет плохо в неволе, и ее чешуйки не будут так сверкать без солнышка! Так с друзьями не поступают. Давай лучше мы будем приходить к ней в гости, кормить ее хлебными крошками и любоваться ее красотой? - на чудесных ресничках засверкали жемчужинки слезок.