Упражнения

Тесты для определения уровня развития силовых способностей. Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности Для определения быстроты используют тест

1) быстрота простой и сложной реакции;

2) стартовая скорость;

3) дистанционная скорость;

4) быстрота тормозных движений;

5) быстрота выполнения технических приемов игры;

6) быстрота переключения от одного действия к другому.

Указанные скоростные способности хоккеистов в соревновательной обстановке, как правило, проявляются в комплексных формах . Поэтому в практике хоккея оценивать уровень скоростных способностей хоккеиста принято по выполнению скоростного маневра на коньках, в ходе которого в органической взаимосвязи проявляются практически все составляющие структуры скоростной подготовленности .

Скольжение на коньках включает в себя три относительно независимые друг от друга фазы :

  1. старта. В ходе матча возникает масса игровых ситуаций, требующих старта из различных положений и в разных направлениях;
  2. стабилизации - цикличные движения при скольжении, характеризуются силой отталкивания и частотой шагов;
  3. поворотов - изменение направления скольжения.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов :

  1. состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата человека;
  2. морфологических особенностей мышечной ткани и ее композиции (т.е. от соотношения быстрых, медленных и промежуточных волокон);
  3. способности мышц быстро сокращаться и расслабляться;
  4. количества (аденозинтрифосфорной кислоты - и креатинфосфата - КрФ);
  5. координированности;
  6. биологического ритма жизнедеятельности организма;
  7. пола и возраста;
  8. природных скоростных способностей человека.

Быстрота реакции с точки зрения физиологии зависит от скорости протекания следующих фаз :

  1. возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
  2. передачи возбуждения в ЦНС;
  3. передвижения сигнальной информации по нервным путям, её анализа и формирования эфферентного сигнала;
  4. перехода эфферентного сигнала от ЦНС к мышце;
  5. возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Тесты для оценки скоростных способностей

Тесты для оценки скоростных способностей делятся на пять групп :

  1. быстрота простой и сложной реакции;
  2. скорость одиночного движения;
  3. максимальная быстрота движений;
  4. скорость, проявляемая в целостных двигательных действиях:
  5. стартовая скорость,
  6. дистанционная скорость;
  7. быстрота тормозных движений.

Следует отметить, что зависимости между элементарными и комплексными формами проявления быстроты очень малы .

В хоккее же практически не встречаются элементарные формы. Поэтому для оценки скоростных способностей хоккеистов не рекомендуется использовать тесты, преимущественно направленные на оценку простой неспецифической реакции, быстроты локального движения (теппинг-тесты) и т.п., так как их информативность для игровых видов спорта невелика .

Тесты для оценки скорости одиночных движений

Время броска, толчка, одного шага и т.п. определяют с помощью специальной биомеханической аппаратуры .

Примером оценки скорости одиночного неспецифического движения может служить следующий тест .

Испытуемый становится на специальную тензоплатформу. Задача по сигналу как можно быстрее поднять и опустить ногу. Фиксируется время от момента подачи сигнала до отрыва ноги (простая реакция) и время от момента отрыва ноги до её возвращения (время одиночного движения). Выполняется сначала три попытки одной ногой, затем три - другой.

Тесты для оценки максимальной частоты движений

Контроль максимальной частоты движений осуществляется посредством теппинг-тестов и специальных физических упражнений .

При использовании теппинг-тестов регистрируется число движений ногами (поочередно или одной) или руками (поочередно или одной) за определенное время. В последнем случае обычно применяется два подхода :

Рисунок 1. Выполнение теппинг-теста с помощью специального оборудования

А) При первом используется специальное устройство типа телеграфного ключа (рисунок 1). Задача состоит в замыкании и размыкании ключа в максимальном темпе, показания фиксируются каждые 30 секунд с помощью электросчётчика. Обычно продолжительность данного теста составляет от 30 секунд до 2 минут. Следует отметить, что такая продолжительность предъявляет определённые требования также к локальной выносливости мышц области запястья. Для нивелирования данного аспекта в Словакии предложено выполнять данный тест на протяжении 10 секунд .

Таблица 1. Шкала оценок для хоккеистов Словакии в возрасте до 21 года

Б) Второй подход является более простым, т.к. не требует никакой специальной аппаратуры. Испытуемому дается лист бумаги, разделённый на 4 одинаковые части. Задача спортсмена в максимально возможном темпе наносить ручкой или карандашом точки, каждые 30 секунд (всего четыре отрезка) экзаменатор даёт команду переключиться на другой участок листа. Оценивается динамика утомления от первого отрезка к последующим, а также общее количество движений.

Рисунок 2. Выполнение теппинг-теста ногами

Контроль максимальной частоты движений ног осуществляется с помощью двух тен-зоплатформ размером около 30><30 см, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга, и подсоединённых к компьютеру (рисунок 2). Испытуемый ногами становится на них и по сигналу начинает бег на месте в максимально возможном темпе на протяжении 10 секунд. Задача совершить как можно больше шагов каждой ногой.

Рисунок 3. Динамика движений правой и левой ногой

Сразу по окончании теста на мониторе отображается динамика движений и их общее количество за 10 секунд для каждой из ног (рисунок 3).

При контроле максимальной частоты движений в ходе специальных физических упражнений обычно используются следующие задания :

  • 20 ударов баскетбольным мячом о нарисованный на стене круг, диаметром 50 см с расстояния 2 метра. Броски мимо не засчитываются. Фиксируется время и количество попаданий.
  • 20 бросков теннисным мячом о нарисованный на стене круг, диаметром 30 см с расстояния 2 метра. Броски мимо не засчитываются. Фиксируется время и количество попаданий. Второй разновидностью данного теста является выполнение по 10 бросков каждой рукой.

Характерной особенностью двух вышеописанных тестов является то, что серьезное влияние на конечный результат оказывает степень развития точности как компонента координации движений. Снизить влияние можно, применяя следующие тесты :

  • 30 руками баскетбольного мяча в стену с расстояния 2 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимальное количество ударов за 30 секунд. Тест выполняется руками.
  • 20-30 ударов ногой футбольного мяча в стену с расстояния 2 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимального количества ударов за 30 секунд. Оба варианта могут выполняться сначала правой ногой, затем левой либо попеременно и той, и другой.
  • 20-30 бросков теннисного мяча в стену с расстояния 3 метра на скорость. Регистрируется время выполнения. Второй разновидностью данного метода является выполнение максимального количества бросков за 30 секунд. Оба варианта могут выполняться сначала правой рукой, затем левой либо попеременно и той, и другой.
  • Упражнение «Хлопки». Задача испытуемого исполнить 20 хлопков прямыми руками над головой и по бедрам в наименьшее время из исходного положения - основная стойка.
  • Упражнение «Приседания». Задача выполнить 20 приседаний из исходного положения основная стойка в наименьшее время.
  • Упражнение «Наклоны». Испытуемому требуется из исходного положения основная стойка выполнить 20 наклонов с касанием коньчиками пальцев пола в наименьшее время. После каждого наклона требуется выпрямиться в исходное положение.

Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях

Наиболее информативная для оценки скоростных способностей в игровых видах спорта подгруппа тестов. В практике обычно используют бег на 30, 37, 50, 60 и 100 метров с регистрацией скорости преодоления дистанции (с низкого и высокого старта) . Выбор данных отрезков вызван тем, что скорость, вне зависимости от специализации спортсмена, достигает своего максимума после 30-го метра . После 200 метров скорость бега уже во многом зависит от скоростной или общей выносливости .

В хоккее наибольшее распространение получили следующие тесты:

Регистрация времени осуществляется одним из двух способов: вручную (секундомером) или автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных тайминговых систем, позволяющих, в зависимости от комплектации, фиксировать различные показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения .

Таблица 2. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет)

Тесты (контрольные нормативы)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Выше среднего

нападающие

Бег на 30 м, сек

Бег на 60 м, сек

защитники

Бег на 30 м, сек

Бег на 60 м, сек

Бег на 30 м, сек

4,0 и менее

Бег на 60 м, сек

7,4 и менее

Таблица 3. Оценка физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Таблица 4. Показатели уровня подготовленности хоккеистов высокой квалификаци и

Тесты для оценки стартовой скорости

Бег 5 метров

Рисунок 5. Выполнение теста бег 5 метров

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях.

Бег 20 метров

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях (20 метров), а также на точке 10 метров.

Испытуемый занимает положение высокого старта, передняя нога на стартовой линии. Спортсмен начинает бежать, когда готов. Задача выполнять бег с максимальной скоростью.

При отсутствии тайминговой системы, определить быстроту стартового разгона можно путем вычисления разницы между пробеганием 30-метровой дистанции с хода и со старта .

Тесты для оценки дистанционной скорости

Бег 30 метров с использованием тайминговой системы

Для фиксации времени пробегания дистанции, датчики тайминговой системы устанавливаются на стартовой и финишной линиях, а также на отметках 5 и 20 метров. Данная методика позволяет фиксировать стартовую скорость (отрезок 0-5 метров), дистанционную скорость (отрезок 20-30 метров), а также общее время преодоления дистанции (отрезок 0-30 метров).

По результатам обследований более чем 100 хоккеистов различных клубов КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) для данного теста создана оценочная шкала:

Таблица 5. Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

Показатели

Уровень подготовленности

Очень низкий

Очень высокий

Нападающие

1,25 и более

0,97 и менее

1,30 и более

1,07 и менее

Бег 30 м, сек

4,60 и более

4,05 и менее

Защитники

Стартовая скорость (0-5 м), сек

1,31 и более

1,02 и менее

Дистанционная скорость (20-30 м), сек

1,33 и более

1,09 и менее

Бег 30 м, сек

4,77 и более

4,19 и менее

Стартовая скорость (0-5 м), сек

1,28 и более

1,04 и менее

Дистанционная скорость (20-30 м), сек

1,33 и более

1,15 и менее

Бег 30 м, сек

4,83 и более

4,10 и менее

Бег 30 метров с хода

В ходе данного теста испытуемый имеет возможность произвольно подобрать дистанцию для разгона. Секундомер запускается в момент, когда спортсмен пересекает стартовую линию и останавливается в момент пересечения финишной линии.

Таблица 6. Оценка физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Тесты для оценки быстроты торможения

Хоккей представляет собой вид деятельности, где необходимо постоянно реагировать на быстро изменяющиеся игровые ситуации, совершать торможения, мгновенно стартовать в различных направлениях. При резком изменении ситуации на поле тот, кто способен быстрее тормозить, будет иметь преимущество на старте в ином направлении. Поэтому при контроле скоростных способностей хоккеистов уделяют внимание и этому аспекту. В рамках общей физической подготовленности наибольшее распространение получил следующий подход:

Быстрота остановки

Обязательным условием при использовании данной методики является наличие электронной тайминговой системы.

В ходе выполнения теста от испытуемого требуется дважды пробежать 10-метровый отрезок. Начало одинаковое: старт с места из высокой стойки по сигналу. В первом случае задача испытуемого пробежать финишный створ на максимальной скорости; во втором же - остановиться ровно на финишной линии, чтобы она оказалась между ног спортсмена. Фиксируется время каждого забега, затем высчитывается разница между вторым и первым отрезком, что и служит конечным результатом.

Тесты для оценки специальных скоростных способностей вратарей Рисунок 6. Расположение датчиков

Тест направлен на оценку быстроты реакции. Для его выполнения необходимо наличие тайминговой системы, оснащённой функцией оценки реакции выбора (типа Smart-speed ). В ходе подготовки к тестированию четыре пары датчиков устанавливают в площади ворот таким образом, чтобы они находились на расстоянии вытянутой руки от вратаря (рисунок 6).

Рисунок 7. Выполнение теста

Не смотря на то, что в оригинале тест выполняется на льду, для экономии дорогостоящего времени льда тестирование может проводиться также и на земле.

Выполнение:

Вратарь принимает положение основная стойка вратаря в непосредственной близости от всех датчиков. По световому сигналу одной из пар датчиков голкипер должен как можно быстрее среагировать и пересечь рукой лазерный луч, проходящий между данной парой. Сразу же после этого световой сигнал появляется на другой паре датчиков. Всего в ходе теста испытуемый должен среагировать на 20 сигналов в хаотичном порядке.

Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях вратарей

Для оценки специальных скоростных способностей вратаря при анаэробно-алактатном механизме энергообеспечения (мощность) применяются следующие тесты:

Тест бег на коньках 18 метров лицом и спиной вперёд

Данный тест рекомендован федерацией хоккея Республики Беларусь . Выбор дистанции 18 метров был продиктован удобством использования применяемой в то время разметки хоккейных площадок: линия ворот служила стартом, а ближняя от неё синяя линия - финишем. Это позволяло провести тест без каких-либо подготовительных процедур. Однако с тех времён правила хоккея и разметка площадки претерпели некоторые изменения. В частности, на момент издания данной энциклопедии, согласно официальной книге правил Международной федерации хоккея с шайбой, расстояние от линии ворот до ближней синей линии составляет 18,86 метров .

Для проведения теста необходимо наличие секундомера или тайминговой системы, а также одного конуса, который устанавливают на финише для его идентификации.

Выполнение:

Испытуемый занимает позицию основная стойка вратаря, коньки располагаются за линией старта. По свистку или иному заранее оговоренному сигналу голкипер стартует и бежит с максимально возможной скоростью 18 метров. Время преодоления дистанции фиксируется.

Сначала тест выполняется лицом вперёд, а затем, после отдыха до полного восстановления, выполняется тест бег на коньках спиной вперёд. Единственным отличием от описанного протокола при выполнении теста бег на коньках спиной вперёд является стартовая позиция: испытуемые должны занять позицию основная стойка вратаря, стоя спиной к направлению движения.

Таблица 7. Нормативные для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19,20 лет)

0 0 6333

(контрольные

нормативы)

Уровень подготовленности, баллы

Очень низкий

Выше среднего

Тесты для оценки физических качеств

мышечная сила

тест "Крауса - Вебера"

1. Для определения силы мышц живота и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение "сед из положения лежа на спине, руки за головой". В том случае, если ученик не может подняться, он получает 0 баллов, если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 баллов, при правильном самостоятельном выполнении - 10 баллов.

2. Для определения силы мышц живота используется упражнение "сед из положения лежа на спине с согнутыми коленями". Подсчет баллов делается так как и при выполнении первого упражнения.

3. Для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц живота применяется упражнение "поднимание ног из положения лежа на спине". Ученик, который тестируется должен поднять ноги на высоту 10 дюймов (25,4 см) над полом и как можно дольше удержать их в этом положении. За каждую секунду присуждается один балл. Максимальное количество присуждаемых баллов - 10.

4. Для определения силы мышц спины используется упражнение "поднимание туловища из положение лежа на животе". Тот, кто тестируется ложится на живот на специальную подушку, руки кладет за голову.

Партнер фиксирует его ноги, после чего он поднимает туловище и удерживает его в этом положении на протяжении 10 с. Подсчет баллов проводится так, как в предыдущем упражнении.

5. Исходное положение следующего упражнения - "поднятие ног в положении лежа на животе": - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть его туловища, после чего испытуемый поднимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении на протяжении 10 с.

Подсчет баллов проводится также, как в упражнении 3.

6. Последнее упражнение - наклон туловища - выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен тронуть кончиками пальцев пол - в этом случае упражнение считается выполненная. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.

Подсчитывается общее количество баллов. Краус считает, что лица, которые не в состоянии выполнить эти минимальные требования, не могут считаться в достаточной степени физически развитыми.

Тесты для определения быстроты

а) Сидя за столом, рука на столе. Выполняя движения только кистью, за 10 секунд нанесите на лист бумаги карандашом максимальное количество точек.

б) Стоя, в согнутую под прямым углом правую руку возьмите линейку вертикально так, чтобы её нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем. Разожмите, отпуская линейку, и сразу же как можно быстрее вновь сожмите пальцы рук. Чем меньше расстояние от нижнего края линейки до ладони, тем лучше.

в) Бег на месте в течение 10 секунд. Чем большее количество шагов вам удастся сделать за это время, тем лучше результат.

Тесты для определения выносливости

1. Измеряем пульс

Измерьте свой пульс. У здорового человека он должен быть около 60–80 ударов в минуту. Начинайте приседать в спокойном темпе. После того, как вы присели 20 раз, снова измерьте пульс. Если он увеличивается более, чем на 20 ударов в минуту, это означает, что ваша сердечно-сосудистая система не вполне адекватно реагирует на небольшую физическую нагрузку. Поэтому имеет смысл задуматься о том, чтобы обследоваться у врача - это во-первых, а во-вторых - что вам в жизни не хватает физической нагрузки.

2. Измеряем давление

Почти такой же способ оценить свою выносливость существует и с измерением артериального давления. У здорового человека давление около 120 на 80. Измерив давление, сделайте новое измерение. Если давление повышается более, чем на 20 миллиметров ртутного столба, вам нужно обследовать свои сосуды: ваша сердечно-сосудистая система не готова к таким нагрузкам.

3. Встаем на дорожку

Более сложный способ - это сходить в тренажерный зал и встать на беговую дорожку, включить скорость 6 километров в час и посмотреть, через какое количество времени ваш пульс увеличится на 20 ударов в минуту. Если это происходит через 3–4 минуты или раньше, это тоже повод задуматься о состоянии вашей сердечно-сосудистой системы.

4. Измеряем дыхание

Можно оценить выносливость, считая количество вдохов и выдохов. Обычно человек в минуту совершает 14–18 дыхательных движений (вдох с выдохом). Потом дайте себе нагрузку - те же 20 приседаний или 5 минут ходьбы на дорожке со скоростью 6 километров в час и посмотрите, насколько участилось ваше дыхание. Если у вас появилась одышка, если вам трудно дышать, или если частота дыхания увеличилась на треть и более - значит, у вас проблемы с выносливостью дыхательной системы, она плохо адаптируется к физическим нагрузкам.

Тесты для определения гибкости

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс» (+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Тесты для определения ловкости

1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способ­ность быстро и точно перестраивать свои действия в соответ­ствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует ко­ординационные возможности детей).

Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги - и пы­тается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируетса учший результат.

3. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и коор­динацию).Ребенок принимает исходное положение (ноги на шири­не плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диамет­ром 15-20 см как можно большее количество раз. Ребенку предлагается сделать 2 попытки. Фиксируется лучший ре­зультат.


Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных спо­собностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты

простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиноч­ного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движе­ний в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных дей­ствиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (на­пример, при загорании лампоч­ки отпустить кнопку, на выст­рел стартера начать бег и т.д.).

В лабораторных условиях вре­мя реакции на свет, звук опре­деляют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки вре­мени простой реакции исполь­зуют не менее 10 попыток и определяют среднее время ре­агирования.

При измерении простой ре­акции можно применять линей­ку длиной 40 см (рис. 13).

В соревновательных условиях время простой реакции измеря­ ют с помощью контактных дат-


чиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стар­товую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вслед­ствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойствен­ны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуа­циями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движе­ний. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. опре­деляют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты дви­жений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений ру­ками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или од­ной) за 5-20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие пока­затели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдель­ных фаз движения.

7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания

(

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характе­ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется мини­мальное время преодоления заданной дистанции. В игровых ви­дах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви­гательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятель­ности, связанных с выполнением точности движений (спортив­ная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем вынос­ливости является стабильность технически правильного выпол­нения действия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливость - это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышеч-


ной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос­тью. Человек, который может выдержать длительный бег в уме­ренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож­ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза­ции жизнедеятельности, выступает как важный компонент физи­ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви­тия специальной выносливости.

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная вынос­ливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель­ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри­мер, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с дру­гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос­ливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри­мышечных источников энергии, от техники владения двигатель­ным действием и уровня развития других двигательных способ­ностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы­носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди­национной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональ­ной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наслед­ственности), среды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Образование энергии, необходи­мой для работы на выносливость, происходит в результате хими­ческих превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и ана­эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос­тью высвобождения энергии, объемом допустимых для использова­ния жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти-


мым объемом метаболических изменений в организме (Н. И. Вол­ков, 1976).

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому вос­становлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале­ние продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь­ной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.

Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энер­гообеспечением организма во время работы, а так как энергоре­сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд­няющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква­лификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих про­явления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме­ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци­ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматри­вать этот процесс еще глубже - то за счет какой доли использова­ния жиров в качестве субстрата окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприят-


ные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб­ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед­ственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической вынос­ливости; для динамической силовой выносливости влияния на­следственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской - при ра­боте умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влия­ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь­ного потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи­более интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Задачи по развитию выносливости. Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании ус­ловий для неуклонного повышения общей аэробной выносливос­ти на основе различных видов двигательной деятельности, пре­дусмотренных для освоения в обязательных программах физичес­кого воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их - значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и ти­пов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Специфические принципы физического воспитания Принцип непрерывности процесса физического

УДК А.. ББК я Х Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C
X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2

Физического воспитания
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе Возникновение физического воспитания

Физические упражнения
Физические упраж

Оздоровительные силы природы
Оздоровительные силы природы оказывают существенное вли­яние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и во

Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здо­ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне­ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относя

Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприя­тию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся: 1) метод непосред

Принцип сознательности и активности
Назначение принципа сознательности и активности в физи­ческом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкульт

Принцип наглядности
Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Наглядностьозначает привлечение органов чувств

Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации в физическом вос­питании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям зани­мающихся. Пр

Воспитания
Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях. 1. Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспи

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физи­ческого воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами

Принцип постепенного наращивания развивающе -тренирующих воздействий
Данный принцип обусловливает необходимость систематичес­кого повышения требований к проявлению у занимающихся дви- 1 Жесткий (неполный) отдых - предусматривает выполнение

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
Из этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динами­ки суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспита­ния.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
Этот принцип обязывает последовательно изменять направлен­ность физического воспитания в соответствии с возрастными эта­пами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенез

Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка
Совершенствование двигательного действия практически про­должается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания. 5. Закон переноса двигательно

Основные средства
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д. 2. Упражнения, отягощенные весом собств

Методы воспитания силы
В практике физического воспитания используется большое коли­чество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них пред­ставлены в таблице

Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений
Для воспитания собственно силовых способностей и одновре­менного увеличения мышечной массы применяют упражнения, выполняемые в среднем и вариативном темпе. Причем каждое упражнение выполняется до я

Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений
Сущность этой методики заключается в многократном по­вторении упражнения с отягощением небольшого веса (от 30 до 60% от максимума) с числом повторений от 20 до 70. Там, где специализируемое упражне

Воспитание собственно силовых способностейс использованием околопредельных и предельных отягощений
Сущность этой методики заключается в применении упражне­ний, выполняемых: 1) в преодолевающем режиме работы мышц; 2) в уступающем режиме работы мышц. Воспитание собственно силовых способно

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей
В практике физического воспитания количественно-силовые воз­можности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измери­тельных устройств - динамометров (рис. 12, 4), динамографов, тензометрич

Средства воспитания скоростных способностей
Средствами развития быстроты являются упражнения, выпол­няемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. ско­ростные упражнения). Их можно разделить на три основные груп­пы (В. И. Лях, 1997

Методы воспитания скоростных способностей
Основными методами воспитания скоростных способностей являются: 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод.

Методики воспитания скоростных способностей Воспитание быстроты простой двигательной реакции
Внастоящее время в физическом воспитании и спорте доста­точно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а реч

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятель­ности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой си­туации действий (подвижные испортивные игры, единоборства и т.д.)

Воспитание быстроты движений
Внешнее проявление быстроты движений выражается скорос­тью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоро­стными, но и другими способностями (силовыми, координаци­онными, выносливостью и

Средства воспитания выносливости
Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля­ются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет п

Методика воспитания общей выносливости
Для развития общей выносливости наиболее широко приме­няются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрер

Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека
Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в ус­ловиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обес­печения и хара

Особенности воспитания специфических типов выносливости
Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости. Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельно­ст

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интен­сивность деятельности. На основе этого критерия разработаны пря­мой и косвен

Средства и методы воспитания гибкости
Вкачестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание. Основн

Методика развития гибкости
Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражне­ний на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Если требуе

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуе­мым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в ли­нейных мерах, используя

Средства воспитания координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает ог­ромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способно­стей

Методические подходы и методы воспитания координационных способностей
При воспитании координационных способностей используют­ся следующие основные методические подходы. 1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационно

Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений
Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию про­странственных, временных и

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют раз

Неурочные формы занятий
Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив­ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа. Для малых форм занятий характерны:

Требования к планированию в физическом воспитании
1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключает­ся в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации

Формы организации физического воспитания в школе
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упраж­нениями. 1. Урок физической культуры. Основной формой занятий фи­ зиче

Формы физического воспитания в семье
К наиболее распространенным формам физического воспита­ния детей школьного возраста в семье относятся: 1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка); 2) физкультурные м

Дозирование физических нагрузок на уроке
Физическая нагрузка- это определенная мера влияния физи­ческих упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объе

Объяснительная записка
Рабочий план преподавания предмета «Физическая культура» состав­лен на II четверть для V класса на основе официальной программы по предмету для общеобразовательной школы. Рабочим планом предусмат­р

Урок 6.
1.Сообщение знаний по строевым упражнениям и технике упражне­ний на разновысоких брусьях и высокой перекладине. 2. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и раз

Теория и методика спорта
Глава 17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТА 17.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подгото

Спортивно-тактическая подготовка
Спортивно-тактическая подготовка- педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятел

Физическая подготовка
Физическая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на воспитание физических качеств и развитие функцио­нальных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования все

Психическая подготовка
Психическая подготовка - это система психолого-педагогичес­ких воздействий, применяемых с целью формирования и совер­шенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых д

Физической культуры
Глава 23. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 23.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания Суть данного принципа

Аэробика
Аэробика - система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т.п.), направленная на повышение функциональных возможно

Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика- это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием кото­рой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и

Шейпинг
Шейпинг(от англ. shaping - придавать форму, формировать) - это система физических упражнении (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшен

Калланетика
Калланетика- это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызываю­щих активность глубоко расположенных мышечных групп. Автор этой про

Гидроаэробика
Гидроаэробика- это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гим­настики, стретчинга, силовые упражнения (рис. 44). Испол

Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика- это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Существует много систем дыхательной гимнастики. Это дыха­тельные упражнения йогов,

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

тест № 2. Определение координационных способностей (челночный бег)

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

Тест № 3. Определение выносливости (бег в течении 6 минут)

Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

Тест № 4. Определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

Нормативы физической подготовленности М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, для детей 5-6 лет

Таблица 1

Критерии оценки развития физических качеств

I уровень – высокий – 8-7 баллов

II уровень – средний – 6-4 баллов

III уровень – низкий – 3-0 баллов

Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:

I уровень – высокий – 8-7 баллов – ребеноквыполнил все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно вел себя при выполнении упражнений, умел слушать воспитателя, понимал инструкции и выполнял задания без ошибок.

II уровень – средний – 6-4 баллов – ребеноквыполнил задания на среднем или высоком уровне (но не было выполнения какого-либо задания на низком уровне), без признаков переутомления, допускали ошибки при усвоении инструкции воспитателя.

III уровень – низкий – 3-0 баллов – ребеноквыполнил одно или несколько заданий на низком уровне, переутомился, проявил пассивность или безразличие, имел негативные реакции в случае неудачного выполнения заданий.

Начальное исследование уровня развития физических качеств детей

Старшего дошкольного возраста

Таблица 2

№ п/п Дети Возраст Критерии Итоговый балл/ уровень
Бег 30м Бег 3*10м Бег на выносливость Прыжки в длину с места
1. Милена
2. Илья
3. Артём
4. Никита
5. Арина
6. Виктория
7. Полина
8. Серёжа

При выполнении данных заданий у детей возникали трудности вследствие……

План развития физических качеств через народные подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста

Тематический план учебного материала

Содержание материала Старшая группа неделя
1. Утренняя гимнастика + + +
2. Упражнение Спортсмены на тренировке + +
3. Упражнение «Штангисты»
4. Упражнение «Гимнасты» + + +
5. Упражнение «Пловцы» + +
6 .Упражнение «Футболист» + + +
7. Упражнение « Атлеты» + + + + +
8. Упражнение « Оздоровительный бег» +
9. Упражнение «Отдохнём» (см. Приложение № 1) + +
10 Игра « Конники» + + +
11. игра « Перевозка урожая»
12. Игра «Горелки»
13. Игра «Охотники и звери»
14. Игра « Рыбак» (см. Приложение № 2)

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.

В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей 4–6 лет.

Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

Народные игры являются средством педагогики;

Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;

Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;

Народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;

Народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Заключение

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы физического развития ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые еще недостаточно изучены.

В дошкольном возрасте совершенствуется функциональные возможности центральной нервной системы. Более устойчивыми становятся внимание, воображение, память (двигательная), мышление.

Развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, сутавно-связочный аппарат) еще не окончено, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета и наоборот, умеренные по нагрузке упражнения способствуют их укреплению, стимулируют рост костей.

Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдает и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.

Прогрессивные ученые – психологи, педагоги, врачи, такие как: Высотский Л.С., Усова А.П., Ушинсикй К.Д., Покровский Е.А.,П.Ф. Лесгафт и др. раскрыли роль игры, как деятельности способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка

Они рассматривают подвижные игры, как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

Детские подвижные игры, взятые у сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения и побуждают к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекают в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

Таким образом, игра не только вид деятельности, но средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе игры развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, в поведенческом плане развиваются рефлексы, ребенок учится ставить цель и добиваться ее.

В народных подвижных играх наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость)

В результате исследования мы пришли к выводу, что народные подвижные игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в различные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А., «Теория и методы физического воспитания». Издательство « физкультура и спорт», 2009, 225с.

2. Кенеман А.В., « народные подвижные игры ». Издательство «Просвещение », Москва 2003, 280 с.

3. Кожевников З., « Теория и методы физического воспитания». Издательство « Просвещение», 1971, 115с.

4. Карманова Л.В. « физическая культура в старшей группе», «физкультура и спорт», Москва 2004, 280 с.

5. Иванчикова Р.В., « Народные игры с детьми.». Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

6. Кудрявцев В.А., « Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2004, № 11.

7. Павлова Л.И., « Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

8. Литвинова И.Н., « Детские народные подвижные игры». М., 2005., с. 97.

9. Пензулаева, Л.И., « Анатомо-физиологические особенности детей». - М.: Педагогика, 1984. - 190 с.

10. Рунова М.А., «Особенности организации занятий по физической культуре», Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.

11. Спатаева М. Х., « Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья».- М.: Просвещение, 2002.- 130

12. Степаненкова Э. Я., « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.

13. Шебеко В.Н. «Физическое воспитание дошкольников» . - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

14. «Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств» // Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.

15. Вавилова Е.Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

Приложение № 1

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Цель - «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия