Питание

Гандбол: Техника и тактика игры учебно-методический материал по физкультуре на тему. «Гандбол: техника игры, классификация техники игры. Общая последовательность обучения технике игры Основные технические действия и приемы в гандболе

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

В «Школе олимпийских чемпионов» начинаются уроки по технике и тактике гандбола!»

Давайте знакомиться!

Заслуженный тренер СССР Игорь Евдокимович Турчин, старший тренер женской сборной команды СССР, киевского «Спартака».
- Меня часто спрашивают: что самое главное в гандболе? Отвечу: дружба, самоотверженность, доверие, старание и целеустремленность. Не торопитесь в чемпионы! Вначале пройдите хорошую школу физической, технической и тактической подготовки.

Есть в гандболе своего рода «изюминка», без которой достичь победы трудно. Это тактика игры. Что такое тактика? Это в первую очередь хорошо отлаженное взаимодействие игроков команды во всех ее звеньях.

Не подумайте, что тактика-это только групповые действия. Замысел игрока и его реализация - это тоже тактика, индивидуальная.

В современном гандболе, насыщенном жесткой силовой борьбой, плотными оборонительными заслонами, групповая и индивидуальная тактики равноправны.

Приведу такой пример. Во время решающего матча за звание чемпионок XXII Олимпийских игр соперником советской сборной была команда ГДР, трехкратные чемпионки мира. Начало игры сложилось трудно для обеих команд. Вначале вперед вышли наши девушки, а к шестой минуте счет стал равным - 2:2. Оба мяча советская сборная забила после четко разыгранных комбинаций. Начав атаку, советская сборная применила одну из своих комбинаций, готовя вывести на заключительный бросок своего лучшего бомбардира Ларису Карлову. Но немецкие защитницы, хорошо изучившие многие наши комбинации, в кульминационный момент атаки перекрыли свободное пространство, разделяющее Зинаиду Турчину и Ларису Карлову, которые должны были завершить комбинацию. Как быть, какое решение принять? И тогда Зинаида Турчина, мгновенно оценив создавшуюся обстановку, приняла единственно правильное решение в этой сложной ситуации. Найдя едва заметную брешь в стенке защитниц сборной ГДР, она сильным в точным броском направила мяч в дальний нижний угол ворот. Гол! И как впоследствии оказалось, решающий в этой ответственной игре.

Строгая игровая дисциплина, знание сотен комбинаций, их продолжений, помноженные на индивидуальное творчество игрока, - это и есть современная тактика игры.


Не менее сложна тактика защитных действий. За последние годы здесь произошли значительные изменения, обогатившие арсенал групповых и индивидуальных действий защитников. Сегодня наиболее эффективной системой защиты считается так называемая система 6:0. Все шесть игроков команды выстраиваются у линии площади ворот и зорко следят за действиями нападающих. Эта система защиты давно принята на вооружение большинства команд. Однако она претерпела значительные изменения в манере действий защитников. Несколько лет назад игроки довольно пассивно передвигались вдоль линии площади ворот, в основном надеясь на плотный блок, перекрывающий мячу путь к воротам. Сегодня все защитники находятся в постоянном движении не только вдоль линии площади вратаря, но и в глубину поля, к линии свободных бросков. И получилось нечто вроде играющей гармошки, из мехов которой то и дело вылетают стрелы - выпады защитников, атакующих игроков нападения в районе 9-10 метров от ворот. Такие челночные выходы требуют от защитника не только умения разгадать замысел соперника, без чего выход вперед не имеет смысла, но и высокой техники, физической подготовки. Вот эта подвижная и эластичная защита, где важно взаимодействие игроков, надежно оберегает ворота, эффективно разрушает многие комбинации соперников.

Здесь, как и в нападении, необходимо творчество. Бывает так, что просто выходы на атакующего игрока не приносят желаемого результата. Высокотехничный нападающий или сам успевает пробить по воротам с дальней дистанции, или же направляет мяч в наиболее опасную зону атаки - в линию. И тогда необходимо срочно перестраивать оборонительные порядки. Варианты такого перестроения могут быть различные. Один из игроков защиты выходит вперед и выполняет роль разрушителя комбинаций в зоне 9-10 метров, постоянно находясь впереди своих товарищей по команде. Эта система называется 5:1. Возможны варианты, когда впереди действует 2-3 игрока. Есть системы защиты, называемые 4:2, 3:3. В отдельных случаях применяется вариант персонального прикрытия наиболее опасных бомбардиров соперников. В этом случае один или два защитника прикрепляются к нападающим и словно тень следуют за ними по всей площадке, сковав игроков и не давая им не только атаковать, но и принимать мяч. Если персональная опека осуществляется над одним нападающим, эта система называется 5+1, если два нападающих взяты под наблюдение - 4-1-2. Должен сказать, что такая система защиты довольно опасна, ибо дает широкий простор для творческой индивидуальной деятельности игроков передней линии. И если они по технике игры превосходят защитников, оборона будет разрушена на веем ее протяжении. И наконец, есть еще одна схема защиты - персональное держание нападающих по всему полю, так называемый прессинг. Это слово, между прочим, произошло от английского слова «пресс», что значит «жать», «настаивать», «понуждать». В данном случае, когда каждый игрок защиты персонально преследует по всему полю своего нападающего, действительно выходит, что обороняющаяся команда «жмет» соперника, «понуждает» его к лихорадочному поиску путей к мячу и воротам. Однако такая защита требует от игрока высокой индивидуальной техники, высочайшей физической подготовки. Вот почему она применяется в матчах команд мастеров лишь в исключительных случаях, когда приходится ставить на карту судьбу матча.

Должен сказать, что самые остроумные тактические комбинации трудно воплотить в жизнь, не имея в команде хорошего разыгрывающего игрока, или, как еще говорят, диспетчера. От его мастерства, умения быть организатором и руководителем игры, тонкого понимания самых сложных ситуаций зависит исход каждого микропоединка между нападающими и защитниками, исход встречи.

И еще совет. Любите гандбол по-настоящему, видя в нем не путь к медалям, а дорогу к радости общения со спортом.

Бег во сне, как ужу было сказано – сновидение частое, и причин ему может быть множество:

  • Очень часто бег символизирует спешку в мыслях; быстрое принятие решения. Возможно, вам стоит «притормозить» и не рубить с плеча? Забудьте о спешке.
  • Можно в скором времени ожидать события, которые совсем скоро заставят вас спешить и быстро принимать решения.
  • Бегать во сне одному – такой сон может говорить о том, что сейчас человек торопиться и спешит, в частности в мыслях; или может говорить о вероятности будущих спешек.
  • Вы пытаетесь бежать, но у вас ничего не выходит? Скорее всего, ваш сон предупреждает о неэффективности вашей спешки в чём-то главном либо вы выбрали неправильный подход к решению проблемы.
  • В вашем сне проходили соревнования по бегу? Вы бегали наперегонки? Тогда вас ждёт соперничество с кем-то, а результат будет зависеть от скорости принятия решений.

Порой, узнать к чему снится бегать во сне, можно исходя из расшифровки местности, в которой вы бегали.

  • Если вам снится, что вы бегали по дому, то стоит задуматься о своей жизни. Может быть, вы будете торопиться в семейных делах или совершать поступки, касающиеся родных людей необдуманно и быстро.
  • Ели вы бегаете по знакомой местности, по своему району или двору, то в скором времени вас ждут размышления насчёт отношений с окружающими вас людьми, друзьями и родными.
  • Вам приснилось, что вы бегаете по кругу? Возможно, вы зациклились на чём-то, думаете об одном и том же и не хотите посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Есть предположение, что скоро вы будете чувствовать себя «как загнанная белка в колесе».

Бегу во сне: толкуем значения по различным сонникам

Если вы хотите узнать, к чему снится бегать во сне, значит, у вас был похожий сон. К слову говоря, многие во сне «бегают» или «пытаются бежать» – в этом вы не одиноки. Чтобы разгадать сон вспомните детали и ознакомьтесь с толкованиями разных сонников.

в Женском клубе!

Любое действие, чем бы ни пришлось заниматься со сне, символизирует позитивные мысли спящего, говорит о его активной жизненной позиции.

Все действия, которые выполняются с особым энтузиазмом, являются предвестниками успеха и счастливых обстоятельств.

Когда человек через силу занимается чем-то, это видение указывает, что в реальной жизни ему противостоит какой-либо знакомый, который своими негативными позициями давит на спящего. Как указывает сонник, заниматься во сне чем-либо – это признак благополучия и достижения всех жизненных планов.

Видение, в котором человек занимается уборкой, указывает на то, что у последнего скопилось достаточное количество нерешенных проблем. Их необходимо постепенно воплощать в жизнь, иначе спящий может запутаться в своих жизненных стремлениях.

К чему снится порядок после уборки, который радует глаз? Подобное видение предвещает счастье и радость человека от его действий и стремлений. Если во сне ощущать свое удовольствие, то это состояние указывает на полное осознание всех достоинств жизни.

Снится, как уборка делается долго и размеренно – сулит то, что человеку предстоит упорно заниматься и приложить немало собственных усилий наяву, чтобы достичь желаемых высот.

Заниматься уборкой через силу и без желания – душевные противоречия спящего нередко мешают ему в осуществлении задуманных целей. Человеку не хватает решительности или поддержки товарищей, чтобы воплотить все задуманное в жизненную реальность.

  • Если снится заниматься влажной уборкой молодой женщине, то это говорит о ее стремлении к продолжению рода, но в настоящий момент что-то мешает осуществить ей задуманное.
  • Влажная уборка грязной тряпкой предвещает проблемы со здоровьем, которые необходимо своевременно разрешить.
  • Уборка, которая совершается моющим пылесосом, напрямую говорит о том, что проблемы скрываются во взаимоотношениях с супругом.
  • Если после уборки снится чистота и уют в доме, то для женщины это является признаком исполнения задуманных желаний и скорое прибавление в семействе.

Прибираться во сне в шкафу. Для женщины это видение указывает на ее природную привлекательность. Подобный сон предвещает ей скорое устранение всех насущных проблем и счастливое стечение жизненных обстоятельств.

Такое же видение для мужчины является предвестником его мужской силы. Он пользуется вниманием у всего женского пола, чем гордится и очень доволен.

Во сне заниматься любым видом спорта намного проще и легче, человек при этом не чувствует реальной усталости. Если занятия спортом приносят радость и чувство внутреннего комфорта, то это указывает, что человек в реальной жизни достиг больших высот и полностью наслаждается своим настоящим положением, а любые изменения ему неприятны.

Когда снится, что занятия спортом придают ощущение усталости даже во сне, то это является предвестником упадка жизненных сил. Спящему необходимо отдохнуть и немного отвлечься от активного образа жизни.

Заниматься спортом, который непривычен для человека и становится для него новизной, – это символ того, что наяву человеку часто приходится решать двусмысленные задачи, которые у других вызывают недоумения.

  • К чему снится заниматься спортом на свежем воздухе? Такое видение очень благоприятно для человека. Даже простая разминка на свежем воздухе указывает на финансовые богатства и полное удовлетворение от жизни.
  • К чему снится заниматься спортом в спортзале? Закрытое помещение символизирует небольшие проблемы, связанные с коллегами или же с семейным партнером.
  • Если в зале наблюдается чистота и полный комфорт, то сон указывает на положительное разрешение всех возникающих проблем.
  • Грязный пол и обшарпанные стены в спортзале предвещают трудности со здоровьем.

Силовые упражнения предсказывают, что человеку следует немного постараться, чтобы получить заветное достижение.

Когда после спортивных занятий спящий ощущает повышение жизненного тонуса, то в реальной жизни это указывает на его высокие достижения. Он идет по правильному пути, в окружении находятся только верные люди, человек полностью счастлив и доволен своей судьбой.

Все спортивные занятия, которые связаны с бегом, олицетворяют стремление спящего к чему-либо. От того, каким достижением заканчивается упражнение, зависит толкование сновидения.

К чему видится заниматься бегом в одиночку? Такой сон указывает, что человек полагается лишь на свои личные силы и не доверяет окружающим и все проблемы решает только сам.

  • Если беговые упражнения доставляют комфортные ощущения, то спящего полностью устраивает его положение в жизни.
  • В том случае, если бег совершается прерывистыми движениями и спящий устает от этого вида спорта, означает, что наяву ему не хватает моральной поддержки от верных товарищей и искренних друзей.
  • Заниматься бегом с кем-либо или с группой незнакомых лиц – это предвестник радостных событий в жизни.
  • Получать награду за соревнования по бегу – символ отличного настроения и исполнения задуманных желаний.

Соревнования по бегу олицетворяют степень превосходства спящего над другими людьми. Если он побеждает в соревнованиях во сне, то его ждет радость и успех. Неудача в соревнованиях предсказывает неуверенность в себе, с которой спящий может справиться.

Бегать наперегонки с человеком, который наяву является противником и соперником предвещает полную победу:

  • Если сон видится влюбленному мужчине, то для него это видение является признаком романтических побед.
  • Карьеристы такое видение могут растолковать, как достижение высот в трудовой сфере жизни.
  • Женщинам подобный сон видится тогда, когда они наяву достигают определенного успеха.

Бежать по длинной и ровной дорожке – признак долгого жизненного пути и здоровья. Если дорожка кривится, а бегун спотыкается, то спящему наяву предстоит из нескольких вариантов найти правильный путь в жизни, который будет удачным и положительным.

Сонник: заниматься во сне спортом

Во сне заниматься спортом проще, чем наяву. Ни усталости, ни травм. Можно стать чемпионом в любом виде спорта, самом неожиданном. Да еще благодаря подобному сну, узнать, что предстоит пережить в недалеком будущем. Если этот сон правильно растолковать.

К чему снится, заниматься спортом, растолковать не так просто. Объяснение сновидения зависит от множества факторов: от того, какой вид спорта, где находишься, кто окружает, тренировка или соревнование. Сюжет сна имеет большое значение.

Очень важно, приходилось ли заниматься приснившимся видом или не имеешь к нему никакого отношения? Если спортивная деятельность касалась прошлого – толкование сна одно. В настоящее время имеешь отношение к ней – другое.

Начинать объяснение спортивных сновидений можно, взяв тот сонник, заниматься любым видом спорта в котором имеет общее толкование, вне зависимости от сюжетных линий. Если сон приснился в будний день, он будет обозначать, что окружающие пренебрегают мнением, абсолютно не считаются с желаниями, постоянно подчиняют. Спортивный сон старается открыть глаза тому, кому снится, на его положение среди окружающих.

Для тех, кто никогда не подходил близко к спортивному залу и пренебрегает физическими упражнениями, такой сон пытается намекнуть: пора увеличить двигательную активность. Иначе нездоровый образ жизни скажется на состоянии здоровья.

Приснилось, что находишься на спортивных состязаниях в качестве зрителей. Для тех, кто является постоянным болельщиком, сон абсолютно ничего не значит. Остальные такой сон должны воспринимать, как намек на инертность. Как в жизненной позиции, так и в работе, в любовных отношениях. Пора брать собственную жизнь в свои руки и самому принимать решения.

К чему приснилось, во сне заниматься штангой? Не стоит быть таким самонадеянным, до добра не доведет. Девушка во сне участвует в соревновании по плаванию. В скором времени она встретит новую любовь, а старая забудется с легкостью, без душевных терзаний.

Под рукой составленный для домохозяек сонник. Во сне заниматься им предстоит… фехтованием. Объясняют сон в зависимости от сюжетной линии.

Быть начинающей на дорожке – требуется приготовиться к приятному известию. Сидеть на трибуне среди болельщиков, аплодируя своему спортсмену, который побеждает – иметь в жизни надежную поддержку. Самой выиграть нелегкий бой – можно начинать новое дело, оно будет прибыльным. Выиграть серьезный турнир в этом виде – через пару недель обязательно найдется покровитель, который надолго обеспечит кому-то из семьи успех в делах. Особенно хорош такой сон для жен торговых работников.

Следующий сонник. Заниматься спортом во сне он предлагает людям пожилого возраста. Такой сюжет гарантирует людям свыше старшего возраста долгую жизнь, если болели – скорое выздоровление и успешную реабилитацию.

Лучше всего припомнить, чем во сне занимались конкретно. Групповой вид спорта – выстоять помогут окружающие. Вид спорта сугубо личный и занятия проходят на свежем воздухе – нужно будет приложить собственные усилия для достижения прогресса.

Если снится, что участвуешь в виде спорта, где плаваешь на каноэ, яхте и прочих приспособлениях, то объяснения сна зависят не от вида спорта конкретно, а от погоды. Спокойная вода – сон обещает успехи, жизненное благополучие. Штормит – нужно в жизни ждать неприятностей. Лодка перевернулась – придется “пойти на дно” в реальной жизни. Не один в лодке – к выгодному предложению в работе.

Что предвещает?

Заниматься спортом во сне пришлось на теннисной площадке. К теннису хозяин сна в реальной жизни отношения не имеет никакого.

Корт открытый, соперник сильный. Скоро на жизненном пути появится покровитель. Игра проходит в зале – близкий друг в скором времени продвинется по карьерной лестнице. Играют другие – снится, что требуется подавать укатившиеся мячики. В ближайшем будущем предстоит сменить окружение, и новые приятели окажутся лучше старых. Аплодировать в толпе почитателей кумиру, только победившему серьезного соперника. В реале нужно готовиться получать премию.

В любой виде спорта во сне оказались победителем Олимпиады – пора бежать покупать лотерейный билет. Выигрыш будет крупным.

Чего ожидать, если приснилось, что занимаюсь спортом, а вид парный?

Бадминтон. Увидеть сон про парный бадминтон для родителей маленьких детей – счастье. Это говорит о том, что малыши вырастут успешными личностями.

А вот сон – накидывать воланчик на ракетку в одиночестве – для увидевших его, неблагоприятный. Вторая половинка постоянно будет изменять, и придется это терпеть.

Приснился бокс – при любом сюжетном развитии сон плохой. Ожидать можно потери, несчастья, любого удара.

Любая гимнастика: спортивная, художественная, утренняя – неблагоприятный сон. К потерям или мелким неприятностям.

Сны, в которых занимаешься борьбой, сонниками толкуются по-разному. И как будущий успех в жизни, и наоборот, предупреждение о том, что в ближайшем будущем «кинут».

Во сне заниматься пришлось бегом. В группе других спортсменов – такой сон говорит о том, что пригласят на веселое мероприятие, или что-то подарят крупное. Во сне в одиночестве наматываешь круги? В реале достигнешь огромного успеха, займешь высокий пост.

К чему снится заниматься спортом, если в жизни профессиональный спортсмен? В том случае, когда футболист, а снится гимнастика, стоит задуматься, к чему такой сон. Если же занятие во сне совпадает с реальной – сон пустой. И не нужно задумываться, к чему он приснился.

в Женском клубе!

Что говорят о беге во сне популярные сонники?

Узнать значение сна, можно изучив толкования «проверенных» сонников. Давайте узнаем, частые расшифровки бега во сне.

Сонник Миллера

Если вам приснилось, что вы бегаете не один, а в компании нескольких людей, то это знак того, что вас ждёт мероприятие и скоро вы узнаете, что ваше благосостояние умножится и все ваши дела «пойдут в гору».

Если вы бегаете в одного, то в жизни вы обгоните своих друзей в получении богатства и на социальной лестнице вас будет ждать достаточно высокое место.

Если во время «пробежки» вы упали или споткнулись, то в реальной жизни вы можете потерять свою репутацию или разориться.

Если вы пытаетесь бежать от опасности, то в жизни ждите потери. Согласно трактации сна вам придётся отчаянно бороться со сложившейся ситуацией.

Если в вашем сне кто-то убегает от кого-то, то вас расстроят неудачи, которые постигнут ваших друзей.

Во сне вы бегали за своим супругом или супругой – вас будет тяготить надоедливое общество.

Сонник Ванги

В соннике Ванги можно найти разные толкования этого сна. Можно рассмотреть сон как сигнал наступающей бедности, болезни, утрате, если бег был медленным. Быстрый бег во сне может привести к наступлению нежданного счастья в реальности, появлению приятных сюрпризов. Если бегаете босиком – потеряете деньги, внимательно относитесь к работе и бизнесу.

Немаловажным является цель, за которой вы бежали в сновидении. Если вы гонитесь за простым человеком, то он становится символом финансовой утраты. Если гонитесь за дичью – ждите радость, особенно при достижении цели.

Если гонитесь за своим супругом или супругой, то стоит задуматься о разнообразии в семейной жизни.

Сонник Медеи

Если вы убегаете от дикого животного – забудьте об необдуманных поступках. Убегая, спасаетесь от пожара – придётся принимать меры и обязательно нужно проверить своё здоровье. Спасаетесь от нападения – слушайте свои чувства.

Если вы пытаетесь добежать до автобуса или самолёта, то воплотите свой замысел уже сегодня. А если гонитесь за человеком – ежедневная гонка будет для вас очень утомительной.

Сонник Фрейда

По соннику Фрейда бегать во сне значит символ половой близости. Если во сне бег приносит радость, значит, вы в хорошей физической и сексуальной форме.

Если вы устали бежать либо вам нужно бежать в плохую погоду – вам не нравится секс с вашей половинкой. Сначала вы можете этого не осознавать, но уже подумываете о поиске нового партнёра.

Сонник Соломона

По данному соннику бег означает бедность и потерю.

Сонник Странника

Бег во сне сигнализирует застой в вашей деятельности, а также появление внутренних проблем, таких как оцепенение в ногах и т.п.

Женский сонник

Согласно женскому соннику, бег за другими людьми означает, что вы сильно торопитесь куда-то. Также сонник полагает, что скоро вам предстоит поучаствовать в каком-то интересном мероприятии.

Возможно, вас ждёт значительный успех в делах. И от атмосферы сна многое зависит. Например, если во время бега вы упали – ждите финансовые проблемы. Если бегаете в одиночестве, значит, вам удастся занять выгодное место в жизни. Если убегаете от опасности – утратите надежду решить проблемы привычным способом. Если не вы, а кто-то убегает от опасности, то предупредите детей в возможной опасности.

В заключение

Старайтесь не принимать значение сна близко к сердцу, возможно «бег во сне» не готовит для вас что-то плохое и сон – это просто сон. Чтобы узнать так это или нет, внимательно изучите популярные сонники, которые пользуются и сейчас большим спросом, и следуйте дальнейшим рекомендациям.

Двое и более защитников, объединивших усилия в обороне ворот, выполняют групповые тактические действия. Только коллективные действия защитников, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, могут принести плоды. К наиболее распространенным групповым действиям в защите относятся: «разбор» игроков, смена подопечных, переключение защитников, подстраховка, групповое блокирование, действия в меньшинстве, взаимодействия с вратарем, стандартные связки.

«Разбор» игроков. Сущность «разбора» в том, что каждый защитник определяет в данный игровой момент своего подопечного и быстро начинает его опеку. В практике игры, чтобы найти подопечного нападающего, защитники пользуются простым подсчетом: каждый занимает определенное порядковое место от края площадки. После любых перемещений нападающих крайний защитник всегда опекает ближнего к краю нападающего любой линии атаки, полусредний - второго от края и так далее. Такой подсчет нападающих позволяет защитникам быстро ориентироваться при начальном броске, при остановках игры в различных местах площадки, при потерях мяча и так далее.

Смена подопечных. В игре нападающие часто меняются местами, поэтому защитники постоянно должны быть готовы и, закончив опекать одного игрока, сразу переходить на другого. Четкость «передачи» игроков достигается тем, что защитник сопровождая своего подопечного заранее оценивает действия нового. Важнейшее условие действия подопечных сначала «передай» своего, а затем «прими» нового.

Переключение защитников. Этот прием применяется, когда в результате ошибки одного из защитников или при численном преимуществе нападающих в опасной для ворот зоне появляется никем не опекаемый нападающий. Ближайший к нему защитник обязан оставить своего подопечного и переключиться на свободного и так далее, пока в роли неопекаемого нападающего останется игрок, представляющий наименьшую угрозу для ворот.

Подстраховка. Сущность ее в том, что каждый защитник в игре всегда готов помочь партнеру, стремится усилить защитные построения команды в наиболее опасном месте атаки. Выражается подстраховка, прежде всего занятием исходного положения для каждого конкретного действия.

Групповое блокирование. Групповой блок - это блокирование броска в ворота двумя-тремя и более игроками. Применяется против игроков, мощно бросающих со средних и дальних дистанций.

В групповом блоке всегда есть основной блокирующий защитник и дублирующий. Основной блокирующий всегда действует по принципу одиночного блока. Дублирующий блокирующий ориентируется по основному и усиливает его.

Действия в меньшинстве. Играя в численном меньшинстве, защитники постоянно имеют перед собой неприкрытого нападающего, поэтому добиться безопасности ворот можно только за счет увеличения интенсивности перемещений, улучшения качества защитных действий.

Взаимодействия с вратарем. К такому взаимодействию относятся индивидуальный и коллективный блок, так же вратарь может давать советы или указывать на ошибки, допускаемые защитой, так как он находится за защитными построениями и ясно видит всю игру.

Освобождение от заслона. Находясь в игре, защитник не всегда видит, что ему могут поставить заслон, поэтому партнер должен предупредить его голосом, а так же постараться вытолкнуть нападающего перед заслоняемым защитником .

Стандартные связки. Они применяются командой в некоторых стандартных положениях. Наиболее часто применяют связку двух защитников, опекающих линейного и одного из партнеров с задней линии. В исходном положении оба защитника и линейный находятся на линии площади вратаря. Как только задний нападающий получает мяч и угрожает воротам, один из защитников должен выйти вперед и «обезвредить» этого нападающего, а второй прикрывает линейного .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физической культуры

Контрольная работа

по спортивным играм
Тема: «Гандбол: техника игры, классификация техники игры. Общая последовательность обучения технике игры»

Выполнила студентка 4 курса

Устинова Надежда Романовна.

Проверил:

Благовещенск 2011г.


Содержание:

Введение


1. Классификация техники………………………………………………………3

2. Техника полевого игрока……………………………………………………..4

2.1.Техника нападения…………………………………………………………..4

2.2. Владение мячом…………………………………………………………….6

3. Техника защиты……………………………………………………………….8

4. Техника вратаря……………………………………………………………….8

5. Общая последовательность обучения технике игры………………………..9

5.1. Структура процесса обучения………………………………………………9

6. Обучение техники игры………………………………………………………11

6.1. Обучение приемам игры в нападении……………………………………..11

Заключение

Список использованной литературы…………………………………………...16

Введение

Возникновение игры в гандбол имеет богатое историческое прошлое. Еще в древности существовали игры с мячом, в которых присутствовали элементы современного гандбола. В 1892 году в Чехословакии была изобретена игра с мячом, которую назвали «Чешска хазена». В 1898 году преподаватель женской гимназии датского города Ордруп Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием «Хаандбольд», в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передавая мяч друг другу и стремясь забросить его в ворота.

Когда Нильсен из двух игр – футбола и баскетбола – составил новую игру для женщин, никто не предполагал, что эта игра найдет такое распространение в мире.

Создание игры с составом команды из 11 человек относится к 1917 – 1919 годам. Обе разновидности игры долгое время существовали вместе.

В 1926 году на конференции в Гааге при Международной любительской атлетической федерации спорта была организована специальная комиссия, в задачи которой входило содействие развитию игры. С тех пор гандбол был признан равноправным среди других видов спорта.

Гандбол – универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов – это бег, ускорения, перемещения, отрывы, опорные броски в прыжке по воротам, передача и ловля мяча самыми различными способами, борьба за мяч и позицию, а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

Цель игры. Две команды, соблюдая правила игры, пытаются забить мяч в ворота соперника и одновременно защитить свои ворота от нападения. Победителем выходит та команда, которая по истечение игрового времени забросила больше мячей.

В физическом отношении в гандболе от игроков требуется большое напряжение. Различные формы бега развивают реакцию, стартовую скорость, спринтерскую скорость, особую выносливость, ловкость при остановках, изменениях направления бега и сменах ритма. Прыжки в высоту и длину при бросках и блокировке способствуют развитию прыгучести. Подачи и броски по воротам требуют ловкости и бросковой силы. Постоянный учет и анализ меняющейся в каждый следующий момент ситуации требуют от спортсменов большого внимания, решительных и волевых действий в интересах команды.


1. Классификация техники.

Техника игры в гандбол представляет собой систему рациональных целенаправленных движений, состоящих из отдельных приёмов, необходимых для ведения игры.


Классификация - это распределение всех приёмов и способов их выполнения по разделам и группам на основе сходных признаков.

По характеру игровой деятельности технику делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По направленности деятельности в каждом из разделов можно выделить разделы: «Техника нападения» и «Техника защиты». В технике нападения выделяют группы перемещения и владения мячом, а в технике защиты - перемещения и противодействия владению мячом. Каждая из групп включает приёмы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В характеристику способов выполнения приёма входят следующие признаки: 1) одну или две конечности игрок используют при выполнении приёма; 2) положение кисти с мячом относительно плечевого сустава (сверху, сбоку, снизу); 3) способ разгона мяча (толчком, хлёстом, ударом).

Способы выполнения приема имеют разновидности, то есть некоторые особенности в деталях системы движения. Еще более многообразной делают технику условия выполнения приема, в характеристику которых входит расстояние, отношение к опоре, направление, способ разгона.

В каждом приеме игры можно выделить фазы: подготовительную, основную и заключительную. Они отличаются конкретными особенностями элементов движений и частными двигательными задачами.

В подготовительной фазе движения спортсменов обеспечивает оптимальное исходное положение для реализации основной двигательной задачи.

В основной фазе приема осуществляется главная двигательная задача. Заключительная фаза обеспечивает игроку готовность к дальнейшему участию в игре.

Каждая фаза содержит несколько элементов – суставных движений. Все элементы при выполнении приема взаимосвязаны, поэтому для изменения результата иногда достаточно изменить определенный элемент в начале двигательного действия.

Взаимное расположение звеньев тела в момент смены фаз называется граничной позой. Граничные позы служат ориентиром для контроля за техникой выполнения приема.


2. Техника полевого игрока

2.1.Техника нападения.

В процессе игры в нападении гандболист применяет определённые приёмы. Участие в игре обязывает спортсмена постоянно быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта готовность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста - это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стойкой пользуются игроки, разыгрывая мяч. Стойка игрока у линии зоны вратаря отличается тем, что руки вытянуты в сторону мяча, спина круглая. Игрок, находящийся у линии зоны вратаря, как правило, получив мяч, устремляется в атаку ворот, производя бросок. Это вынуждает принять стойку на значительно согнутых ногах для отталкивания.

Перемещения. Для перемещения по площадке игрок использует ходьбу, бег, остановки, прыжки. С помощью этих приемов игрок освобождается от опеки защитников, выбирает место для взаимодействия с партнерами.

Ходьба - обычная и приставными шагами применяется гандболистом для смены позиции. Передвигаются игроки лицом, спиной и боком вперёд.

Бег - основное средство перемещения гандболистов. Применяется бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет, сделав быстрый рывок, достигнуть максимальной скорости передвижения. Создать устойчивое положение позволяет бег на полной ступне. Для выполнения приемов с мячом необходимо усвоить такой бег, когда руки совершают движения независимо от темпа и ритма работы ног.

Изучая бег игрока, необходимо обращать внимание на особенности, которые заключаются в том, что постановка ноги на площадку осуществляется перекатом с пятки на носок или мягкой постановкой ноги на полную ступню. Примерные упражнения для обучения технике бега:

Чередование медленного бега с быстрым;

Бег лицом вперед и спиной вперед по прямой, по кругу;

– бег приставными шагами в разные стороны;

– бег с ускорением по прямой из непривычных исходных положений (упор присев, упор лежа и другие);

– то же, но по звуковому сигналу;

– оббегание различных предметов, расставленных по прямой и ломаной линиям.

Остановка - В связи с постоянно меняющейся игровой ситуацией на площадке гандболисту приходится внезапно останавливаться. Остановка производится торможением одной и двумя ногами. Умение быстро погасить скорость даёт преимущества игроку для осуществления дальнейших действий. Остановка производится одной или двумя ногами. Для торможения одной ногой гандболист резко наклоняет туловище назад, стопорящее выставляет ногу вперед стопой, развернутой внутрь, и, поворачиваясь боком к направлению движения, другую ногу сильно сгибает. Торможению двумя ногами предшествует прыжок. Он нужен для того, чтобы обе ноги резко вывести вперед и, натолкнувшись, таким образом, на опору, погасить продвижение вперед. При приземлении необходимо сильно согнуть ноги, чтобы обеспечить себе возможность продолжить бег в любом направлении.

Примерные упражнения для обучения технике остановки:

– остановка после бега в любом месте площадки, то же в заранее обусловленном месте;

– бег по кругу, по команде делают остановку шагом;

– стоят в шеренге по одному, по команде по очереди выбегают из шеренги и делают остановку шагом;

– стоят во встречных колоннах на расстоянии 8–10м. друг от друга. Из одной колонны выбегает игрок, ведет мяч до середины промежутка между колоннами, делает остановку шагом, передает мяч впередистоящему игроку встречной колонны и бежит в хвост своей колонны и так далее;

– остановка после ловли мяча.
Прыжки применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, при передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно, отталкиваясь одной или двумя ногами. Отталкивание двумя ногами производится с места, а одной – с разбега. Приземление при всех способах должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим движением расставленных ног.

Повороты изучаются в такой последовательности: повороты на месте вперед и назад, повороты вперед и назад после бега и остановки, сочетание поворотов с одновременной передачей мяча. При обучении поворотам необходимо обращать внимание на то, чтобы они выполнялись без выпрямления ног в коленном суставе, без вертикального колебания туловища, свободно, без напряжения.

2.2. Владение мячом.

Ловля - это приём, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля производится одной и двумя руками. Выбор способа ловли диктуется особенностью траектории полёта мяча и положением игрока по отношению к мячу.

Ловля двумя руками. Для того, чтобы овладеть мячом, летящим на среднем уровне (на грудь), гандболист должен вытянуть руки навстречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони книзу, пальцы свободно расставить. Отведенные большие пальцы должны почти соприкасаться, а приблизится на необходимое расстояние, ладони сближаются и пальцы охватывают мяч. Руки надо согнуть для амортизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых. А при ловле низко летящих и катящихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы мизинцы почти соприкасались.

Мяч можно ловить спереди и сбоку. Для того чтобы поймать мяч спереди, нужно повернуться к нему грудью. При этом обе руки следует вытягивать.

При всех способах ловли необходимо:


  1. Смотреть на мяч, пока захватываешь его руками;

  2. По возможности делать встречное движение к мячу;

  3. Вытягивать руки навстречу мячу;

  4. Кисти рук и пальцы держать расслабленно до соприкосновения с мячом;

  5. Захватывать мяч пальцами;

  6. После захвата мяча сгибать руки в локтях (амортизировать удар);

  7. Поймав мяч, быть готовым укрыть его от близко находящегося соперника.
Передача мяча - Это основной приём, обеспечивающий взаимодействие партнёров. Без точной и быстрой передачи невозможно создать условия для успешной атаки ворот. В гандболе передачи производятся в основном одной рукой с места или с разбега.

Замах - это отведение руки с мячом для последующего разгона мяча. Замах бывает вверх - назад и в сторону - назад. Замах является носителем информации для противника. Поэтому чем он короче, тем меньше даст сведений о действиях игрока. Разбег и замах составляют подготовительную фазу передачи. В основной фазе гандболист сообщает скорость и направление полёту мяча (разгоняет мяч) тремя способами: хлёстом, толчком и кистью.

Ведение мяча - это приём, позволяющий игроку передвигаться с мячом по площадке в любом направлении и на любое расстояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать защитника.

Ведение бывает одноударное и многоударное. Одноударное ведение выполняется следующим образом. Поймав мяч, игрок делает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав мяч, игрок делает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав отскочивший мяч, гандболист снова может выполнить три шага с мячом в руках перед тем, как отдать его партнеру, или бросить в ворота.

При многоударном ведении необходимо соблюдать следующие правила:


  1. Передвигаться на полной ступне на слегка согнутых ногах;

  2. Толчок мяча производить пальцами;

  3. Не кисть при соприкосновении с мячом;

  4. Производить толчок мяча вперед в соответствии со скоростью передвижения;

  5. Производить толчок с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал не выше пояса;

  6. Контролировать мяч периферическим зрением.
Бросок - это приём, позволяющий забросить мяч в ворота. С его помощью достигается результат игры, все остальные приёмы направлены на создание условий для броска. Основная фаза броска включает движения, сообщающие мячу скорость и направление полета. Применяются три способа разгона мяча: хлестом, толчком и ударом при броске гандболист может послать мяч непосредственно в ворота или в площадку вратарской зоны с тем, чтобы с отскока он попал в ворота.

Траектория полета мяча при броске в ворота может быть горизонтальной, нисходящей, восходящей, навесной. Добиться горизонтальной траектории можно, применив любой способ броска. Входящую траекторию можно получить, применив бросок сбоку, а навесную, использовав толчок.

Бросок можно выполнить в опорном положении, в прыжке, в падении, с места и с разбега. В зависимости от того, в каких условиях выполняется бросок, его подготовительная фаза, включающая разбег, прыжок и замах, различна.

Отскок мяча бывает отраженный, скользящий и с вращением мяча. При отраженном отскоке угол падения мяча равен углу отражения. Такой траектории полета проще всего добиться, применив способ броска сверху. Скользящего отскока, когда мяч на некоторой части пути соприкасается с поверхностью площадки, можно достичь, применив бросок сбоку.


3. Техника защиты.

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, нарушение организованного нападения противника и овладение мячом.

Основная стойка защитника - это на согнутых под углом 160 - 170 градусов и расставленных на 20 - 40 см ногах. Спина не напряжена, руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, находятся в удобном положении для быстрого движения ими в любом направлении. Тяжесть тела распределена на обе ноги, взгляд устремлён на противника, а периферическое зрение контролирует расположение других игроков и передвижение мяча на площадке.
Перемещения

Ходьба - нужна защитнику для выбора позиции при опеке нападающего. Защитник применяет ходьбу обычную и приставным шагом. Ходьба приставным шагом, выполняется в стойке на согнутых ногах, стопы развёрнуты наружу.

Прыжки - применяются при блокировании, отборе, перехватах мяча. Реагируя на действия нападающего, защитник должен уметь совершить прыжок из любого исходного положения. Защитник прыгает, толкаясь одной и двумя ногами.
Противодействие владению мячом
Блокирование - это преграждение пути движения мяча или игрока нападения. Блокирование мяча производится одной или двумя руками сверху, сбоку, снизу. Определив направление броска, защитник быстро выпрямляет руку, преграждая путь мячу.

Выбивание - это приём, позволяющий прервать ведение мяча, его выполняют ударом по мячу одной рукой. Выбивание защитник применяет в тот момент, когда мяч находится между рукой нападающего и поверхностью площадки. Приблизившись на расстояние, позволяющее дотянуться до мяча, гандболист быстро вытягивает руку и ударяет по мячу пальцами.

Отбор мяча при броске - прерывание броска в конце разгона мяча. Защитник проводит руку к мячу со стороны направления предполагаемого броска и как бы снимает мяч с руки нападающего.


4. Техника вратаря

Не пропустить мяч в ворота и организовать контратаку - вот основные задачи игровой деятельности вратаря. Вся техника игры делится на технику защиты и нападения.

Техника защиты

Стойка вратаря приобретает особо важное значение, поскольку она обеспечивает готовность к отражению мяча. Основная стойка вратаря - это положение на согнутых под углом 160 -170 градусов ногах, расставленных на 20-30 см.

Перемещения

Ходьба - вратарь применят ходьбу обычную и приставным шагом для выбора позиции. Ходьба приставным шагом выполняется в стойке на согнутых ногах. При этом постоянное состояние готовности обязывает его не терять контакт с опорой.

Прыжки - вратарь совершает толчком одной или двумя ногами. Чаще всего это прыжки в стороны без подготовительных движений из стойки, толчком одноимённой или разноимённой направлению передвижения ногой, чаще перед прыжком, если позволяет ситуация, он делает всего один шаг.

Падения - не основной способ перемещения вратаря, но в сложных игровых ситуациях он пользуется этим средством для быстрого перемещения к мячу.

Противодействие и овладение мячом

Задержание мяча - это приём, позволяющий изменить направление летящего в ворота мяча после броска нападающего. Этот приём в зависимости от полёта мяча можно выполнить одной или двумя руками, одной или двумя ногами, туловищем.

Ловля - это приём, позволяющий преградить доступ мячу в ворота с обязательным овладением им. Ловля выполняется только двумя руками. Мяч, летящий по навесной траектории вблизи от вратаря, лучше поймать. Но если скорость полёта мяча велика, то вратарь должен применять любой другой способ защиты ворот.
Техника нападения вратаря

Вратарю необходимо владеть передачами одной и двумя руками сверху и с боку в опорном положении. Особенно важны для него передачи на средние и длинные расстояния. Вне своей зоны приёмы игры у вратаря такие же, как и у полевого игрока.


5.Общая последовательность обучения технике игры.
5.1. Структура процесса обучения.

Обучение приемам игры и техническим действиям – процесс трудоемкий и длительный. Техника игры имеет большое разнообразие способов выполнения приемов, и на их усвоение хотя бы до уровня умений требуется несколько лет.

В процессе обучения приемам важна не только постановка рациональных движений с биомеханической точки зрения, но и применение этих движений в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно.

Кроме того, обучение игре осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитанием физических качеств. Обучение движениям и восприятие физических качеств имеют общие истоки, так как лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Физические способности ускоряют процесс освоения двигательных навыков. Выполняя приемы техники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие. Однако для обучения движениям, как правило, облегчают условия, а для воспитания физических качеств необходимо постоянное увеличение нагрузок.

При изучении каждого приема важно рассматривать его по фазам. Причем главное внимание необходимо концентрировать сначала на основной фазе движения, а уже потом на деталях и разнообразии подготовительной. При изучении любого приема должна соблюдаться логическая последовательность формирования технико-тактического действия: 1) ознакомление с приемом; 2)изучение приема в упрощенных условиях; 3) совершенствование приема в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке; 4) применение приема в игре.

При ознакомлении необходимо дать сведения об изучаемом приеме или действии с помощью наглядных методов и создать общее зрительное и двигательное представление о них. При повторных показах, дополнительных демонстраций наглядных пособий (кинограмм, фотографий, схем, кинокольцовок и др.), акцентируя внимание на наиболее важных деталях. Показ сопровождается рассказом о месте и значении приема или действия в игре, о наиболее рациональном их применении в определенных игровых ситуациях. Для получения элементарного двигательного представления дается пробная попытка.

Разучивание в упрощенных условиях предполагает отсутствие помех для освоения структуры движения. Успех в донном случае во многом зависит от правильного подбора подготовительных и особенно подводящих упражнений. Для прочувствования элементов движения применяются различные приемы принудительного ограничения движений и фиксации положений

При первоначальном разучивании пользуются двумя методами: целостного и расчленено-конструктивного упражнения. Целостный метод разучивания создает более полное представление и прочную логическую основу для формирования навыка. Методом расчленено-конструктивного упражнения (расчлененный метод) пользуются для изучения сложных по структуре приемов и действий. После разучивания отдельных компонентов движения или взаимодействие основной задачей становится усвоения необходимого ритма при объединении частей в целое двигательное действие.

Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приемов игры изменяют исходное положение, расстояние, направление, быстроту движения, вводят помехи. При разучивании тактики изменяют количество партнеров, цель и способы ее достижения, расстановку гандболистов, вводят противоборства.

Главное на занятиях гандболом – это игра. Если все приемы техники доводить до совершенства в каждой стадии изучения вне игры, то на это уйдет много времени. Поэтому гандболисты применяют приемы в игре, когда те еще мало усвоены, и затем снова продолжают совершенствовать их в упрощенных и усложненных условиях. Последовательность изучения приемов должна быть такой, чтобы постепенное введение их в игру усложняло бы единоборство. Причем при изучении приема нападение рационально приступать и к изучению приема защиты. Изучаются приемы игры параллельно, но не более двух-трех в занятии.


6. Обучение техники игры.
6.1. Обучение приемам игры в нападении.

Обучение технике перемещения. При обучении перемещениям необходимо изучать каждый прием в отдельности (бег, прыжки, остановки) и научиться их сочетать. Долго изучать один прием не следует. Как только освоена структура, можно переходить к новому и изучать его сочетание с другими в различных комбинациях.

Бег изучают в такой последовательности: обычный, с изменением скорости, с изменением направления, скрестным шагом, с различного рода подскоками, ритмичный и аритмичный бег.

Остановку изучают сначала торможением одной, а затем двумя ногами. Сначала по сигналу останавливаются при быстрой ходьбе, потом при медленном беге и, наконец, при выполнении ускорений и рывков. Преподаватель должен следить за правильным распределением массы тела после остановки на обе ноги для сохранения равновесия. Далее после остановки можно включать перемещения в различных направлениях

Прыжок изучают, сначала отталкиваясь двумя ногами, а затем одной с места и с разбега. При этом необходимо обращать внимание на правильную постановку ноги, степень ее сгибания в связи с выполнением прыжка вверх или в длину и на мягкое устойчивое приземление.

Все приемы перемещения гандболист использует в игре. Совершенствовать технику перемещений лучше всего с помощью таких упражнений:


  1. Ускорение до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию.

  2. Ускорение из исходного положения лежа, сидя, приняв любую позу.

  3. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной и двумя ногами.

  4. Прыжки в чередовании с бегом.

  5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого ориентира.

  6. Бег с обеганием препятствий.

  7. Бег с перекладыванием различных предметов.
Все эти упражнения можно проводить в виде эстафет.

Обучение технике владения мячом.

Обучение ловле мяча .

Прежде чем начать учиться ловить от партнера, необходимо проделать ряд подводящих упражнений, чтобы «привыкнуть» к массе, форме и упругим качествам мяча.


  1. Подбросить мяч перед собой и поймать.

  2. Подбросить и поймать мяч после отскока от пола.

  3. Подбросить мяч левой рукой, а поймать правой.

  4. Подбросить мяч над головой, за спиной, под ногой, между ногами и поймать.

  5. Подбросить поочередно два мяча и поймать.
Выполнять подводящие упражнения, занимающийся может ловить любым доступным ему способом. Перед ним ставится задача – после овладения мячом быть готовым сразу предпринять какие-либо действия. Например, посмотреть на преподавателя, покатить мяч к определенному ориентиру, самому добежать до ориентира с мячом в руках.

Обучение передаче мяча .

Прежде чем приступить к обучению передаче, учащегося необходимо научить правильно держать мяч. Для этого надо подобрать в соответствии с возрастом и полом занимающихся мяч определенного размера и веса.

При держании мяча кисть не должна быть напряжена. Пальцы удерживают мяч, а в лучезапястном суставе необходима оптимальная подвижность. Достигается такая подвижность следующими подводящими упражнениями:


  1. Держа руки перед собой, перекидывать мяч пальцами из одной руки в другую.

  2. Перекладывать мяч из руки в руку, перемещая его вокруг туловища, сначала стоя на месте, а затем в ходьбе и беге.

  3. Из исходного положения мяч в двух руках перед собой выполнять поочередно замах вверх, вниз, в сторону с широкой амплитудой, держа мяч захватом или свободно на ладони.

  4. Имитировать передачу, бросок в различных направлениях, держа мяч захватом сначала стоя на месте, а затем во время ходьбы и бега.
Начинать обучение надо с передачи хлестом сверху. В мишень на стене, на уровне поднятой вверх руки, с расстояния 3 – 4 м занимающийся посылает

мяч: из стойки разноименная нога впереди, рука с мячом вверху; то же с шагом разноименной вперед; то же с разбега в 3 шага.

Изучая тот или иной способ передачи, после объяснения движений занимающиеся упражняются самостоятельно. Преподаватель последовательно переключает их внимание вначале на правильное исходное положение, затем на согласованность движений рук и ног, на положение туловища, на правильность движения руки.


Обучение ведению мяча.

Обучение одноударному ведению трудностей не представляет. Достаточно объяснения и хорошего показа. Сначала ведение выполняется на месте, затем при передвижении шагом и, наконец, бегом.

Обучение многоударному ведению начинается с упражнений на месте. В этом упражнении осваивается правильное положение руки, вырабатывается навык мягких последовательных толчков мяча, приобретается удобная стойка. Далее изучается ведение с различными перемещениями по площадке.

Обучение броску.

Освоение броска невозможно без предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата занимающегося.

С этой целью начинающие гандболисты должны выполнять подготовительные упражнения с различными предметами. Это, прежде всего метания теннисных мячей, детских резиновых и хоккейных мячей, палок различной длины, а также имитация броскового движения с гантелями, амортизатором в руке. Для развития подвижности кисти применяются упражнения с гимнастическими булавами, а для подвижности в плечевом суставе – с гимнастической палкой. Метание набивных мячей различного веса одной и в основном двумя руками способствует укреплению мышц рук, ног и туловища и развитию координации движений.
Обучение приемам игры в защите.
Обучение технике перемещений в защите начинают освоения стойки на согнутых ногах. Степень сгибания ног защитника зависит от скорости его передвижения. Для освоения стойки защитника занимающимся надо подбирать посильные упражнения, которые вынуждали бы перемещаться в рациональной позе. Конечной целью этих упражнений должно быть умение гандболиста с любой скоростью передвигаться на согнутых ногах, меняя направление без лишних движений туловища.

Для изучения передвижения в стойке на слегка согнутых ногах упражнения выполняются в невысоком темпе, смена направления происходит по сигналу преподавателя или заранее обусловленном месте. Освоение передвижения на значительно согнутых ногах требует необходимости двигаться в высоком темпе, наличия прямого контакта с противником.


Обучение приемам игры вратаря.

Освоение техники приемов игры вратаря требует предварительной подготовленности опорно-двигательного аппарата занимающегося. Прежде всего необходимо уделить внимание укреплению мышц и связок рук и ног, поскольку резкие движения с широкой амплитудой, сильные удары мячом требуют определенной эластичности мышц и подвижности в суставах.

При обучении вратаря необходимо применять защитные приспособления: плотный костюм, перчатки, щитки на голень, наколенники, мужчинам – защитную «раковину». При изучении приема отбивания мяча в «шпагате», а также при выполнении упражнений с падением необходимо пользоваться гимнастическими матами.

Обучение перемещениям начинают вне ворот. По команде преподавателя учащиеся передвигаются, меняя направление и сохраняя стойку на согнутых ногах. Обучение вратаря технике перемещения в воротах и в своей зоне необходимо сочетать с тренировкой выбора позиции. Для этого на дуге 6-метровой разметки ставятся любые ориентиры. Вратарь передвигается вдоль ворот приставными шагами. Оказавшись напротив очередного ориентира, он делает шаг вперед, фиксирует стойку готовности, отступает назад и продолжает передвижение приставными шагами до следующего ориентира. Сначала приставные шаги должны быть мелкими, но постепенно надо приучать вратаря делать как можно меньше шагов за счет удлинения шага. Чем меньше ему приходится делать шагов во время атаки противника, тем надежнее его готовность к отражению мяча.

Техника прыжка вратаря осваивается в имитационных упражнениях отбивания мяча, летящего в верхние углы ворот, и в упражнениях с ловлей мяча.

Ловля не является основным приемом игры вратаря при защите ворот. Но владеть ею вратарю необходимо в совершенстве. Поэтому все упражнения, способствующие ловле, вратарь должен выполнять с первых занятий. Это упражнения в ловле мяча в различных положениях: стоя, сидя, лежа, в прыжке, после кувырка, перепрыгивания, перешагивания, перелезания под предметами.

Отражая мяч рукой, очень важно напрягать мышцы при соприкосновении с мячом; должно быть встречное разгибание руки в локтевом суставе. Этому нужно уделить внимание при обучении. Тренер несильно бросает мяч, а вратарь отбивает его.

Вывод. Одной из важнейших задач преподавателя на всех этапах обучения гандболу является воспитание личности учащихся. При этом необходимо помнить, что кропотливая и повседневная воспитательная работа должна подкрепляться глубокими знаниями особенностей возрастного развития, характера, наклонностей, и потенциальных возможностей каждого занимающегося.


Заключение

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Список использованной литературы:
1. Ч.Л. Гарбаляускас. Играем в ручной мяч: Кн. для учащихся сред. и ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 76 с.

2. Л.Д. Глазырина., Т.А. Методика преподавания физической культуры: Метод. пособие и программа. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 208 с.

3. Ю.Д. Железняк и др. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.

4. Н.П. Клусов. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1978. 175 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ В ГАНДБОЛ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА

г. Омск 2009 год

    Классификация техники

    Техника полевого игрока

    Техника защиты

    Техника вратаря

    Классификация техники

Техника игры в гандбол представляет собой систему рациональных целенаправленных движений, состоящих из отдельных приёмов, необходимых для ведения игры.

Под термином «приём» понимают двигательные действия, сходные по целевому признаку, направленные на решение одной и той же игровой задачи (бросок для взятия ворот, задержание для защиты ворот и пр.).

Техника игры – это совокупность всех приёмов и способов их выполнения.

Техника выполнения приёма – это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.

Классификация – это распределение всех приёмов и способов их выполнения по разделам и группам на основе сходных признаков.

По характеру игровой деятельности технику делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По направленности деятельности в каждом из разделов можно выделить подразделы: техника нападения и техника защиты. В технике нападения выделяют группы перемещения и владения мячом, а в технике защиты – перемещения и противодействия владению мячом. Каждая из групп включает приёмы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В характеристику способов выполнения приёма входят следующие признаки: 1) одну или две конечности используя игрок при выполнении приёма; 2) положение кисти с мячом относительно плечевого сустава (сверху, сбоку, снизу); 3) способ разгона мяча (толчком, хлёстом, ударом,).

2. Техника полевого игрока

Техника нападения

В процессе игры в нападении гандболист применяет определённые приёмы. Участие в игре обязывает спортсмена постоянно быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта готовность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста – это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стойкой пользуются игроки разыгрывая мяч. Стойка игрока у линии зоны вратаря отличается тем, что руки вытянуты в сторону мяча, спина круглая. Игрок, находящийся у линии зоны вратаря, как правило, получив мяч, устремляется в атаку ворот, производя бросок. Это вынуждает принять стойку на значительно согнутых ногах для отталкивания.

Перемещения

Для перемещения по площадке игрок использует ходьбу, бег, остановки, прыжки.

Ходьба – обычная и приставным шагом применяется гандболистами для смены позиции. Передвигаются игроки лицом, спиной и боком вперёд.

Бег – основное средство перемещения гандболистов. Применяются бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет сделать быстрый рывок и достигнуть максимальной скорости передвижения.

Остановка – В связи с постоянно меняющейся игровой ситуацией на площадке гандболисту приходится постоянно останавливаться. Умение быстро погасить скорость даёт большие преимущества игроку для осуществления дальнейших действий. Остановка производится одной или двумя ногами.

Прыжки – применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно одной или двумя ногами.

Владение мячом

Ловля — это приём, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля производится одной или двумя руками. Выбор способа ловли диктуется особенностью траектории полёта мяча и положением игрока по отношению к мячу.

Передача мяча – Это основной приём, обеспечивающий взаимодействие партнёров. Без точной и быстрой передачи невозможно создать условия для успешной атаки ворот. В гандболе передачи производятся в основном одной рукой с места или с разбега. Замах – это отведение руки с мячом для последующего разгона мяча. Замах бывает вверх – назад и в сторону – назад. Замах является носителем информации для противника. Поэтому чем он короче, тем меньше даст сведений о действиях игрока. Разбег и замах составляют подготовительную фазу передачи.

В основной фазе гандболист сообщает скорость и направление полёту мяча (разгоняет мяч) тремя способами: хлёстом, толчком и кистью.

Ведение мяча – это приём, позволяющий игроку передвигаться с мячом по площадке в любом направлении и на любое расстояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать защитника.

Бросок – Это приём, позволяющий забросить мяч в ворота. С помощью его достигается результат игры, все остальные приёмы направлены на создание условий для броска.

Бросок можно выполнить в опорном положении, в прыжке, в падении, с места и с разбега. В зависимости от того, в каких условиях выполняется бросок, его подготовительная фаза, включающая разбег, прыжок и замах, различна.

3. Техника защиты

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, нарушение организованного нападения противника и овладение мячом.

Основная стойка защитника – это на согнутых под углом 160 – 170 градусов и расставленных на 20 – 40 см ногах. Спина не напряжена, руки, согнутые в локтевых суставах под прямым углом, находятся в удобном положении для быстрого движения ими в любом направлении. Тяжесть тела распределена на обе ноги, взгляд устремлён на противника, а периферическое зрение контролирует расположение других игроков и передвижение мяча на площадке.

Перемещения

Ходьба – нужна защитнику для выбора позиции при опеке нападающего. Защитник применяет ходьбу обычную и приставным шагом. Ходьба приставным шагом, выполняется в стойке на согнутых ногах, стопы развёрнуты наружу.

Прыжки – применяются при блокировании, отборе, перехватах мяча. Реагируя на действия нападающего, защитник должен уметь совершить прыжок из любого исходного положения. Защитник прыгает, толкаясь одной и двумя ногами.

Противодействие владению мячом

Блокирование – это преграждение пути движения мяча или игрока нападения. Блокирование мяча производится одной или двумя руками сверху, сбоку, снизу. Определив направление броска защитник быстро выпрямляет руку преграждая путь мячу.

Выбивание – это приём, позволяющий прервать ведение мяча его выполняют ударом по мячу одной рукой. Выбивание защитник применяет в тот момент, когда мяч находится между рукой нападающего и поверхностью площадки. Приблизившись на расстояние, позволяющее дотянуться до мяча, гандболист быстро вытягивает руку и ударяет по мячу пальцами.

Отбор мяча при броске – прерывание броска в конце разгона мяча. Защитник проводит руку к мячу со стороны направления предполагаемого броска и как бы снимает мяч с руки нападающего.

4. Техника вратаря

Не пропустить мяч в ворота и организовать контратаку – вот основные задачи игровой деятельности вратаря. Вся техника игры делится на технику защиты и нападения.

Техника защиты

Стойка вратаря приобретает особо важное значение, поскольку она обеспечивает готовность к отражению мяча. Основная стойка вратаря – это положение на согнутых под углом 160 –170 градусов ногах, расставленных на 20-30 см.

Перемещения

Ходьба – вратарь применят ходьбу обычную и приставным шагом для выбора позиции. Ходьба приставным шагом выполняется в стойке на согнутых ногах. При этом постоянное состояние готовности обязывает его не терять контакт с опорой.

Прыжки — вратарь совершает толчком одной или двумя ногами. Чаще всего это прыжки в стороны без подготовительных движений из стойки, толчком одноимённой или разноимённой направлению передвижения ногой, чаще перед прыжком, если позволяет ситуация, он делает всего один шаг.

Падения – не основной способ перемещения вратаря, но в сложных игровых ситуациях он пользуется этим средством для быстрого перемещения к мячу.

Противодействие и овладение мячом

Задержание мяча – это приём, позволяющий изменить направление летящего в ворота мяча после броска нападающего. Этот приём в зависимости от полёта мяча можно выполнить одной или двумя руками, одной или двумя ногами, туловищем.

Ловля – это приём, позволяющий преградить доступ мячу в ворота с обязательным овладением им. Ловля выполняется только двумя руками. Мяч, летящий по навесной траектории вблизи от вратаря, лучше поймать. Но если скорость полёта мяча велика, то вратарь должен применять любой другой способ защиты ворот.

Техника нападения вратаря

Вратарю необходимо владеть передачами одной и двумя руками сверху и с боку в опорном положении. Особенно важны для него передачи на средние и длинные расстояния. Вне своей зоны приёмы игры у вратаря такие же, как и у полевого игрока.

Опорные термины:

Техника, вратарь, полевой игрок, бросок, передача мяча, ведение мяча, финты, блокирование

Список используемой литературы

    Г.В.Бондаренкова, Н.И. Коваленко, А.Ю. Уточкин «Физкультура» Волгоград 2004 год.

    М.В.Видякин «Начинающему учителю физкультуры» Волгоград 2002 год.

    М.В.Видякин «Внеклассные мероприятия по физкультуре» Волгоград 2004 год.

    В.Я.Игнатьева «Гандбол» «Физкультура и спорт».

    Изаак В.И., Набиев Т.Э. «Гандбол в вузе» Ташкент 2005 год.

    Игнатьева В.Я., Петрачева И.В., Гамаун А., Иванова С.В. Анализ соревновательной деятельности мужских команд высокой квалификации в гандболе.

    Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре. Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я., Овчинникова А.Я., Котов Ю.Н., Минабутдинов Р.Р., Иванова С.В. Анализ соревновательной деятельности женских команд высокой квалификации в гандболе. Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре.Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я., Ализар Т.А., Гамаун А. Анализ соревновательной деятельности женских и мужских вратарей высокой квалификации. Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре.Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я. Применение комплексных средств для подготовки гандболистов и повышения качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Методическое письмо тренерам по гандболу и учителям общеобразовательных школ. Москва, 2008.

    Игнатьева В.Я., Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: М.: Советский спорт, Метод. пособие. — 216 с.

    Игнатьева В.Я., Тхорев В.И., Петрачева И.В.; под общ. ред..Игнатьевой В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства : учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева; под общ. ред. В.Я.Игнатьевой. – М.: Физическая культура, 2005. — 276 с. ISBN 5-9746-0004-5.

    Лебедь Ф. «Формула игры» : Общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф.Лебедь; ВолГУ, Россия, Акад. пед. колледж им. семьи Кэй, Беэр-Шева, Израиль. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. — 392 с.

    Маърузалар туплами Ўзб ДЖТИ 1996 год.

    Найминова Э «Физкультура» Ростов -на- Дону 2003 год

    Николич А.,Параносич В «Отбор в баскетболе» Москва.

    Павлов Ш.,.Абдурахманов Ф, Акрамов Ж. «Гандбол» Тошкент 2005 год.

    Правила соревнований по гандболу Ташкент 2002 год.

    Правила соревнований по гандболу Россия 2006 год.

    Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания» Москва “Академия” 2002.