Бег

Общая физическая подготовка. Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы Под офп понимают

  • 1.Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, и как его определяют?
  • 2. Требования по тб на занятиях по легкой атлетике.
  • Билет №3
  • 1.Что понимается под физ.Упражнениями? Основные способы их дозирования.
  • 2.Расскажите об основных закаливающих процедурах, их влияние на здоровье человека
  • Билет №4
  • 1. Расскажите об истории возрождения Олимпийских игр, роли Пьера де Кубертена в развитии современного олимпийского движения.
  • 2. Утренняя гимнастика, для чего она используется, какие требования надо выполнять при ее проведении?
  • Билет №5
  • 1. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения?
  • 2. Что понимается под «правильной осанкой» и с помощью, каких упр-ий осуществляется ее формирование и профилактику нарушения?
  • Билет №6
  • 1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение.
  • 2.Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения плоскостопия?
  • Билет №7
  • 1. Расскажите о физическом качестве «сила» и, с помощью каких упражнений ее можно развивать?
  • 2. Что такое здоровый образ жизни?
  • Билет №8
  • 1. Расскажите об организации режима дня, что он в себя включает и каково его значение для здоровья человека?
  • 2. Что понимается под общей физической подготовленностью и как она влияет на успешность трудовой деятельности?
  • Билет №9
  • 1. Расскажите о самостоятельных занятиях по общей физической подготовке, какие используются упражнения, как они распределяются во время занятий.
  • 2. Для чего проводятся физкультурные минутки и физкультурные паузы, и какие упражнения используются?
  • Билет №10
  • 1. Расскажите о физическом качестве «быстрота» и, с помощью каких упражнений ее можно развивать?
  • 2. Расскажите об основных способах контроля над физической нагрузкой на занятиях физическими упражнениями?
  • Билет №11
  • 1. Расскажите о физическом качестве «гибкость» и, с помощью каких упражнений ее можно развивать?
  • 2. Основные формы передвижения человека, что в них общего и чем они различаются?
  • Билет №12
  • 1. Что понимается под тестированием физической подготовленности и, с помощью каких тестов можно определить развитие силы, выносливости и гибкости?
  • 2. Какая первая помощь необходима при ушибах и кровотечениях во время занятий физическими упражнениями?
  • Билет №13
  • 1. Расскажите о физическом качестве «выносливость» и, с помощью каких упражнений можно развивать?
  • 2. Правила подготовки мест занятий по физической культуре, выбора спортивной одежды, обуви.
  • Билет №14
  • 1. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.
  • 2. Требования безопасности при проведении соревнований по футболу, баскетболу и волейболу.
  • Билет №15
  • 1. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений их можно развивать?
  • 2. Требования безопасности перед началом занятий по лыжной подготовке и во время занятий по лыжной подготовке.
  • Билет №9

    1. Расскажите о самостоятельных занятиях по общей физической подготовке, какие используются упражнения, как они распределяются во время занятий.

    2. Для чего проводятся физкультурные минутки и физкультурные паузы, и какие упражнения используются?

    1 .Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный

    процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств

    человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических

    качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимального

    уровня общей работоспособности, поддержания высокой функциональной

    активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП

    осуществляют специальную профессионально-прикладную физическую

    подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться

    в конкретную профессиональную деятельность. Основные задачи, которые решают в процессе ОФП, включая и самостоятельные формы организации занятий, заключаются в повышении:

    Функциональных возможностей основных жизненно важных систем

    организма: дыхания, кровообращения, энергообеспечения;

    Уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота,

    выносливость, гибкость, ловкость, координация);

    Адаптивных (приспособительных) свойств организма к, социальноэкологическим

    и климатическим условиям среды жизнеобитания человека;

    Защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим

    напряжениям и стрессам;

    Профессионального уровня, специальной работоспособности, а также в

    обеспечении функциональной готовности человека к профессиональноприкладной

    физической подготовке, включающей в себя освоение новых

    форм движений и видов профессиональной деятельности.

    В ОФП очень важно планирование организации тренировочного процесса.

    Планирование включает в себя:

    Выбор физических упражнений по признакам их воздействия на

    функциональную активность органов и систем организма;

    Определение величины нагрузки, ее объема и продолжительности как в

    отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;

    Разработку содержания каждого занятия и системы занятий на

    недельный, месячный, полугодовой и годовой период.

    Планирование ОФП обязательно осуществляется на основе результатов

    контроля физической подготовленности занимающихся, и в первую очередь

    по результатам развития основных физических качеств.

    Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо

    определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо

    провести тестирование развития физических качеств и полученные

    результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в

    школьной программе. Сравнивая свои данные с требованиями программы,

    выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств

    и соответственно этому определяют направленность тренировочного

    процесса (например, если выявлено отставание по показателям

    выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно

    большой объем упражнений на развитие именно этого качества и, наоборот,

    если отставание по показателям силы, то задаются преимущественно

    упражнения силовой направленности).

    Определив направленность ОФП и отобрав соответствующие физические

    упражнения, приступают к планированию тренировочного Процесса.

    Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например; 3

    занятия) и устанавливают их продолжительность (например,/ 60 мин). После

    этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают планконспект.

    По окончании первого цикла определяют содержание занятий для

    второго цикла и т. д. Разрабатывая содержание каждого последующего

    цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле.

    Если реакция организма па нагрузки была нормальной (бодрое и веселое

    настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение

    всего дня), то величину нагрузок повышают; если же появились негативные

    симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в

    мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину

    нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных

    сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы:

    оздоровительный (до 120 уд/мин); поддерживающий (до 140 уд/мин);

    развивающий (до 160 уд/мин); тренирующий (свыше 160 уд/мин).

    2 .Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с

    помощью занятий физической культурой, применяя, в частности,

    физкультминутки, физкультпаузы, подвижные и спортивные игры и т. п.

    Физкультминутки и физкультпаузы проводится в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, повышает внимание, улучшает осанку. В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Общая физическая подготовка

    Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

    Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

    Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

    2. Методические принципы физического воспитания

    Физическое воспитание -- один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

    * сознательность и активность,

    * наглядность,

    * доступность,

    * систематичность,

    * динамичность.

    Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

    Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

    Принцип наглядности. Наглядность -- необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное -- создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его. Непосредственная наглядность -- это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями. Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

    Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе -- не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

    Принцип систематичности. Принцип систематичности -- это прежде, всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» -- регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

    Принцип динамичности. Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков -- координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

    3. Основы и этапы обучения движениям

    физический двигательный воспитание

    В многолетнем процессе физического воспитания фактически постоянно идет обучение тем или иным двигательным действиям. Одни из них формируются в качестве умений, другие -- и в качестве навыков, третьи многократно преобразуются, приобретая свойства умений и навыков. В целом процесс этот многоэтапен и многослоен. Если, однако, рассматривать процесс обучения отдельно взятому действию, которое доводится до сформированного в определенной степени навыка, то правомерно говорить об относительно завершенном цикле обучения этому действию. В таком цикле выделяют три последовательных этапа:

    Начальное разучивание. Формирование основ умения.

    Углубленное разучивание. Формирование умения в его целостных контурах и деталях.

    Результирующая отработка действия. Непосредственное становление навыка, его укрепление, совершенствование.

    4. Развитие физических качеств

    Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий.

    В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным.

    Воспитание силы

    Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

    Воспитание быстроты

    Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

    Воспитание выносливости.

    Выносливость выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

    Воспитание ловкости.

    Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

    Воспитание гибкости.

    Гибкость -- способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения.

    5. Формирование психических качеств

    В процессе физической (спортивной) тренировки на занимающихся оказывается значительное воздействие по формированию нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.

    Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.

    Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно- эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.

    6. Общая физическая подготовка. Ее цели и задачи

    Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

    ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

    * достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

    * приобрести общую выносливость;

    * повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

    * увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

    * улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

    * научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

    Основной целевой задачей физической подготовки основного контингента студентов является общая физическая подготовка.

    Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках

    При выполнении физических упражнений происходит определенная нагрузка на организм человека, которая вызывает активную реакцию со стороны функциональных систем. Для определения степени напряженности функциональных систем при нагрузке используются показатели интенсивности (мощность и напряженность мышечной работы), которые характеризуют реакцию организма на заданную работу. Наиболее информативным показателем интенсивности нагрузки (особенно в циклических видах спорта) является частота сердечных сокращений (ЧСС).

    7. Физиологи определили четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС

    Нулевая зона интенсивности (компенсаторная) - ЧСС до 130 уд/мин. При такой интенсивности нагрузки эффективного воздействия на организм не происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у слабо подготовленных занимающихся. Однако в этой зоне интенсивности создаются предпосылки для дальнейшего развития тренированности: расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных и сердечной мышцах, активизируется деятельность других функциональных систем (дыхательной, нервной и т.д.).

    Первая тренировочная зона (аэробная) - ЧСС от 130 до 150 уд/мин, Данный рубеж назван порогом готовности. Работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.

    Энергозатраты при занятии различными видами спорта в расчете на 500 м:

    Бег легкоатлетический - 50 ккал

    Бег на коньках - 35 ккал

    Плавание - 200 ккал

    Лыжные гонки (10 км) - 550 ккал

    Велогонки (10 км) - 300 ккал

    8. Значение мышечное релаксации при занятии спортом

    Каждой мышце, соединённой суставом, противостоит другая, прикреплённая к этому же суставу, но с другой его стороны и обеспечивающая движение некоторой части тела в другую сторону. Такие противоположно расположенные мышцы называются антагонистами. Почти каждая крупная мышца имеет своего антагониста.

    Способность к самопроизвольному снижению избыточного напряжения во время мышечной деятельности или к релаксации мышц-антагонистов имеет большое значение в быту, труде, спорте, поскольку благодаря ей снимается или уменьшается физическое и психическое напряжение.

    В силовых упражнениях ненужное напряжение мышц-антагонистов уменьшает величину внешне проявляемой силы. В упражнениях, требующих выносливости, оно приводит к излишней трате сил и к более быстрому утомлению. Но особенно мешает излишняя напряжённость скоростным движениям: она сильно снижает максимальную скорость.

    Возможность и условия коррекции общего физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта

    Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны.

    Коррекция физического развития. Не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: труднее всего -- рост, значительно легче -- масса тела и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).

    Опыт показывает, что наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2--3 раза в неделю по 40--120 мин. Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки), упражнения в висе на перекладине или гимнастической стенке. Упражнения в висе, кроме того, укрепляют мышечный «корсет», противодействуют оседанию позвонков и способствуют сохранению хорошей осанки.

    В отличие от роста, масса тела поддается значительным изменениям как в ту, так и в другую сторону при регулярных занятиях определенными физическими упражнениями или видами спорта (при сбалансированном питании).

    Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений -- возраст до 14--15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные возможности можно развить благодаря занятиям определенными видами спорта. Но впервые приступать к тем видам спорта, которые требуют высокой координации, чтобы достичь высших спортивных достижений, в студенческом возрасте нецелесообразно -- наиболее благоприятный возрастной период уже окончен.

    9. Специальная физическая подготовка

    Специальная физическая подготовка -- это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

    Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

    спортивная подготовка;

    профессионально-прикладная физическая подготовка.

    10. Структура подготовленности спортсмена

    Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

    Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

    В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

    К базовым относятся, движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

    К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

    Физическая подготовленность -- это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

    Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

    Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

    11. Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки

    В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

    12. Формы занятий физическими упражнениями

    На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.

    Учебные занятия -- основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:

    теоретические, практические, контрольные;

    элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

    индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

    самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

    Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении -- на учебно-тренировочных занятиях.

    Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

    Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя как в учебное, так и во внеучебное время. Этому виду занятий посвящена отдельная глава учебника. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса -- экзамен.

    Внеучебные занятия организуются в форме:

    физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

    занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями;

    самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

    массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

    Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности, необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.

    13. Массовый спорт и порт высших достижений, их цели и задачи

    Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха. Массовый спорт - это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал. Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров массового спорта - преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий и т.д. В то же время, развитие массового спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, слабая программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и низкая зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания серьезному отставанию от требуемого ныне уровня. Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи. В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.

    Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Сегодня спорт высших достижений -- пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности. Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов.

    14. Спортивные соревнования как средство и метод общей и специальной физической подготовки студентов

    Спортивные соревнования -- одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов.

    Спортивные результаты -- это, по существу, интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои. физические возможности. Именно поэтому прием нормативов по общей физической, подготовке на учебных занятиях осуществляется в соревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учебном потоке.

    Таким образом, спортивные соревнования могут выступать и как средство подготовки, и как метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса.

    15. Спортивная классификация

    Число международных и национальных видов спорта сейчас настолько велико, что с трудом поддается обзору, причем возникновение новых видов спорта идет с явным ускорением. В перспективе, по всей вероятности, сфера спорта будет пополняться все новыми видами. В принципе говоря, в нее может быть включен «материал» самых различных видов деятельности, при условии, конечно, что он оформляется как предмет спортивного состязания и используется по закономерностям спортивного совершенствования. При самом общем обзоре видов спорта, получивших к настоящему времени широкое международное распространение, среди них можно, не детализируя, выделить пять групп, существенно различающихся характером деятельности спортсмена, источником и способом достижения спортивного результата.

    1-я группа -- виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения в которой в решающей мере производны от физических и непосредственно связанных с ними способностей спортсмена. Сюда относится большинство основных видов спорта, имеющих, естественно, внутригрупповые отличия.

    2-я группа -- виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсмена по управлению внешними «самодвижущимися» средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, планером, самолетом, яхтой, буером и т. д.), за счет умелого использования которых и достигается спортивный результат.

    3-я группа -- технико-конструкторские виды спорта, в состязаниях по которым сопоставляются не столько сами непосредственно соревновательные действия спортсменов, сколько результаты -- предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т. д.).

    4-я группа -- стрелковые виды спорта (с использованием огнестрельного либо иного стрелкового оружия, в частности лука), в которых двигательная активность спортсмена жестко лимитирована условиями поражения цели.

    5-я группа -- абстрактно-игровые виды спорта, исход состязаний в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (разновидности шахматного и шашечного спорта и т. п.).

    Хотя этот перечень не является исчерпывающим, из него уже видно, что в сферу спорта исторически вошли достаточно разнообразные виды деятельностных проявлений человеческих сил, способностей, умений. При этом ряд «древних» видов спорта (таких, например, двигательную основу которых составляют бег, прыжки, метания, приемы защиты и нападения в единоборствах) исторически возник на материале первоначальных форм трудовых и боевых действий. Трудовая практика и военное дело существенно влияют и на формирование современных видов спорта, особенно профессионально-прикладных и военно-прикладных. Вместе с тем формы спортивных движений и действий неизбежно видоизменяются, приобретают отличия от своей первоначальной основы, развиваясь в соответствии с закономерностями спортивного совершенствования. Формирование новых видов спорта в последнее столетие все чаще происходит на материале, накопленном в сфере самого спорта (в частности, путем модификации ранее сложившихся его видов), и в то же время под влиянием взаимодействия смежных сфер культуры.

    Так возникли в свое время спортивная акробатика, спортивно-художественная гимнастика, батутный спорт, спортивный фристайл, роликобежный спорт, конькобежный шорт-спринт и ряд других видов спорта. Характерно также, что появление все большего числа из них обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности: парашютный спорт, спортивный дельтапланеризм, разновидности подводного спорта и т. д. Как уже отмечалось, абсолютное большинство существующих видов спорта -- вся обширная первая группа и значительная часть второй группы -- является основными средствами физического воспитания, используется как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида. В будущем такие виды спорта, надо думать, не утратят своего доминирующего положения в собственно-спортивной сфере и сфере воспитания. Это обусловлено прежде всего специфическими социальными функциями спорта, главнейшая из которых -- быть фактором физического совершенствования человека в условиях радикального изменения жизненной среды и тенденций снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности. Но это, конечно, не исключает дальнейшего развития видов спорта всех остальных групп, вносящих свой вклад в интеллектуальное воспитание, техническое образование и общий прогресс личности.

    16. Система студенческих спортивных соревнований

    Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т.д. до международных студенческих соревнований.

    Внутривузовские спортивные соревнования включают в себя зачетные соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. В зависимости от содержания «Положения о соревновании» состязание может быть или личным (для каждого выступающего), или командным, или лично-командным; доступным каждому студенту, или для «спортивной элиты» учебной группы, курса, факультета, определяемой на предварительных соревновательных этапах. Но в любом случае на первых этапах этой системы внутривузовских соревнований может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности.

    В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза.

    Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами одноименных факультетов разных вузов или между командами однопрофильных учебных заведений. Цель подобных соревнований -- скорее установить личные контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснять спортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивная задача -- добиться наилучшего спортивного результата на соревнованиях между вузами города, района или вузами России. Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза, а следовательно, и характер отношения в отдельных учебных заведениях к спортивным интересам студентов и к созданию необходимых условий для спортивного совершенствования студентов-спортсменов.

    На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и общественных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи. Международные студенческие соревнования организуются и межвузовскими общественными спортивными объединениями.

    17. Индивидуальный выбор студентом видов спорта (мотивация и обоснование)

    Стремление быть здоровым

    Желание красиво выглядеть

    Возможность проявить себя

    Интеллектуальное и духовное развитие

    Наличие азарта и борьбы

    Возможность общения с друзьями

    Достижение спортивных результатов

    Наряду со стремлением быть здоровым, студенты выделяют желание красиво выглядеть. Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, и всё это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека в кругу своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе.

    Здоровье, физическое развитие и имидж в решающей степени зависят от уровня общей культуры студентов, характера и направленности ценностных ориентаций, осознания физической культуры не только как инструмента совершенствования двигательного аппарата, но и сферы реализации идеалов и устремлений человека.

    Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта (или систем физических упражнений) у большей части студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

    Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

    Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений

    1) Виды спорта, преимущественно развивающие отдельные физические качества

    Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств -- выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости -- менее сложна на начальных этапах систематических занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки. Однако по мере повышения тренированности в каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации от новичка до спортсмена-разрядника величина взаимного положительного эффекта («переноса») постепенно уменьшается. При высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого.

    2) Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки -- одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.

    Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая работоспособность обеспечивается благодаря разнообразным сдвигам в организме приспособительного (адаптивного) характера, происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическому и функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичности стенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности и устойчивости работы нервной системы. К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт, лыжные гонки и биатлон, плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортивное ориентирование, триатлон.

    Высокий уровень общей выносливости -- одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического развития: увеличить экскурсию грудной клетки и жизненную емкость легких, значительно уменьшить жировую прослойку, т.е. лишняя масса тела. Такие занятия позволяют практически здоровому человеку, но с пониженными функциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем повысить общую работоспособность, противостоять утомлению.

    3) Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно -силовые качества. В различных видах спорта, в жизненных ситуациях сила может проявиться по-разному, в сочетаниях с другими физическими качествами. Вот поэтому об отдельных проявлениях силовых качеств говорят: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. За каждым из этих качеств стоят определенные виды спорта, различные методы развития силовых качеств, разные цели в достижении спортивных, трудовых и жизненных задач.

    4)Виды спорта, развивающие преимущественно быстроту. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения (в беге, на коньках). Кроме быстроты реакции двигательного действия, скорость передвижения определяют и силовая подготовленность, и рациональность (техника) двигательного упражнения.

    Чтобы воспитать быстроту движений у студентов, требуются специально организованные занятия при подготовке к выполнению обязательных зачетных нормативов, например в беге на 100 м. Специально направленные занятия необходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте уже прекращается естественное повышение быстроты и требуется специальная систематическая тренировка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта.

    Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитание быстроты -- необходимый элемент в подготовке представителей целого ряда спортивных дисциплин.

    5) Виды спорта, преимущественно развивающие координацию движений (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями, проявление силы и выносливости. Хорошая координация движений способствует обучению профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкости должно уделяться время в плане общей физической и спортивной подготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражнений из различных видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных умений и совершенствования координационной способности.

    Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта, какими являются спортивная акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание и спортивные игры.

    Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного действия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым качествам спортсменов.

    Из-за сложности и длительности формирования координационных движений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложнокоординационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.

    6) Виды спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся

    Для этой группы характерно многостороннее воздействие на занимающихся: развивается и совершенствуется целый комплекс психофизических качеств, двигательных умений и прикладных знаний.

    Здесь можно выделить характерные подгруппы:

    * виды спорта, связанные с непосредственной контактной борьбой с соперником, т.е. виды единоборств;

    * спортивные игры;

    * многоборья.

    Итак, мы кратко ознакомились с основами физической подготовки и выяснили, что на здоровье влияет не только спортивная подготовка и тренированность, но и нравственные и психологические качества человека. Физическая подготовка положительно влияет на здоровье человека, повышает сопротивляемость организма, улучшает общее самочувствие. Человек, занимающийся спортом должен быть готов к нагрузке на свой организм, соблюдать режим тренировок, а также не нарушать цикла своей работы. В целом, умеренная физическая подготовка благотворно сказывается на самочувствии человека и на работе всех его органов.

    Список использованной литературы

    1) Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. -- 448 с.

    2)Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П.Матвеев. - М.: ФиС, 1991. - 347 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Социально-биологические факторы, обуславливающие развитие физических качеств у школьников. Планирование процесса воспитания физических качеств на уроке физической культуры. Методика воспитания основных физических качеств на уроках спортивных игр.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2014

      Характеристика возрастных особенностей учащихся – физическое развитие. Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам. Средства профессионально-прикладной физической подготовки. Важность физических игр.

      курсовая работа , добавлен 18.02.2009

      Теоретическое и экспериментальное обоснование методики физического воспитания младших школьников с преимущественным использованием соревновательно-игрового метода для развития индивидуальности и оптимизации решения основных задач физического воспитания.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2009

      Основы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности детей, развитие их физических качеств. Формирование двигательных качеств младших школьников: средства физического воспитания, адаптация к нагрузке.

      курсовая работа , добавлен 24.09.2013

      Характеристика задач физического воспитания, для решения которых используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Обзор методических принципов физического воспитания, форм организации двигательной деятельности ребенка.

      контрольная работа , добавлен 23.03.2010

      Требования к физической подготовке подрастающего поколения. Значение физического воспитания детей для успешного обучения их в школе. Характеристика средств физического воспитания для всестороннего развития ребенка, необходимость соблюдения режима дня.

      реферат , добавлен 18.12.2012

      реферат , добавлен 20.11.2006

      Важнейшие особенности формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Характеристика основной методики поэтапного обучения движениям малышей. Содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию ловкости у старших дошкольников.

      курсовая работа , добавлен 22.07.2017

      Значение разностороннего развития спортсмена для совершенствования в избранном виде спорта. Закономерности совершенствования двигательных навыков. Основы физической подготовки спортсменов; воспитание скоростно-силовых способностей и выносливости.

      курсовая работа , добавлен 21.10.2012

      Подвижные игры для физического совершенствования школьников. Организация исследования. Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности. Влияние занятий на развитие физических качеств и динамику физической подготовленности.

    Близится к концу учебный год. Скоро зазвенит последний звонок, и в школах начнутся выпускные экзамены. Вот уже десять лет прошло с тех пор, как в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся. Кроме того, по предмету «физическая культура» ежегодно проводится Всероссийская Олимпиада школьников, одна из задач которой – определение уровня знаний учащихся в области физической культуры.

    Одной из наиболее популярных форм контроля в образовании в настоящее время является тестирование, основа которого – тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.

    Для оценки знаний учащихся обычно используют тестовые задания, которые по форме ответов бывают открытыми и закрытыми:

    а) открытая форма не имеет вариантов ответа – для выполнения такого задания необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения. От испытуемого требуется произвольный ответ на поставленный вопрос;

    б) закрытая форма предполагает наличие вариантов с одним или несколькими правильными ответами, которые испытуемый должен выбрать. К разновидностям закрытой формы относят определенным образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.

    Логической основой формы задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных является закон исключенного третьего. Выбор правильного ответа дает истинное суждение, а выбор неправильного – ложное суждение. Третьего не дано. Из этого следует методическое правило: в каждом задании с выбором одного ответа правильный ответ должен быть, что придает однозначность замыслу самого задания и не допускает противоречивых толкований у испытуемых.

    Тестовые задания строятся из заданий в тестовой форме, которые отвечают требованиям соответствия задания цели его применения, кратности, адекватности формы содержанию заданий. Тестовые задания должны соответствовать также следующим требованиям: содержательно-педагогическая корректность заданий; логическая точность и непротиворечивость высказываний; необходимость эмпирической проверки статистических свойств заданий.

    Тестовое задание должно формулироваться из точных терминов и не содержать метафор, лишних слов. Некорректно сформулированное задание может продуцировать как правильные, так и неправильные ответы, а то и вызвать недоумение.

    Пример терминологически неправильно сформулированного задания Олимпиады школьников Москвы по предмету «физическая культура»:

    Отличительным признаком двигательного умения является:

    а) автоматизм двигательного действия, стереотипность параметров действия;
    б) сокращение времени выполнения;
    в) сознательное выполнение двигательного действия.

    Или вот, например, некоторые задания Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «физическая культура»:

    Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности характеризуется:

    а) запасом надежности, эффективности и экономичности работы систем организма;
    б) уровнем развития систем дыхания, кровообращения, энергообеспечения;
    в) уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта.

    Комментарии, как говорится, излишни.

    Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:

    а) закаливание организма;
    б) рациональное питание;
    в) двигательный режим;
    г) личная и общественная гигиена.

    Все перечисленные факторы, без исключения, являются основой здорового образа жизни. В данном случае бедному школьнику будет очень трудно выбрать правильный вариант.

    Идея обоснованности содержания теста тесно переплетается с принципом содержательной правильности тестового задания. Неточно или двусмысленно сформулированные задания, порождающие несколько правильных или условно правильных ответов, вообще не следует включать в тест.

    Кроме того, тестовые задания должны быть изложены понятным для всех учащихся языком и соответствовать уровню подготовленности учащихся. В связи с этим еще раз вернемся к тестовому заданию на Олимпиаде школьников Москвы по предмету «физическая культура»:

    Бег на сверхдлинные дистанции относят к работе в физиологическом фоне:

    а) максимальной мощности;
    б) субмаксимальной мощности;
    в) большой мощности;
    г) умеренной мощности

    Создается такое впечатление, что составители этого задания вообще никогда не заглядывали в школьную программу по физической культуре. Некоторые из этих вопросов могут вызвать затруднения даже у студентов физкультурного вуза, не говоря уже о школьниках, которые такие сведения на уроках физической культуры вообще вряд ли получали.

    Примерное число заданий должно быть не более 30, чтобы обеспечить достаточную точность педагогических измерений, а общее время тестирования – не более 40 мин. Увеличение времени, как и его уменьшение, снижает дисперсию тестовых результатов, а следовательно, ухудшает дифференцирующую способность всего теста.

    Одним из современных требований к тестовым заданиям является технологичность, что позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Тесты становятся технологичными, если испытуемые правильно и быстро понимают их содержание и если форма заданий способствует процессу компьютеризации тестирования.

    Нужно отметить, что, являясь следствием многих педагогических новаций, тестовые задания позволяют не только получить объективную оценку уровня теоретико-методических знаний учащихся по физической культуре, но и выявить проблемы, возникающие при усвоении данного учебного предмета.

    Проведенный нами предметный тестовый контроль теоретико-методических знаний учащихся показал, что тестирование может с успехом использоваться при текущей проверке успеваемости учащихся, подготовке к экзамену по выбору в выпускных классах и к поступлению в физкультурные вузы.

    Для контроля и оценки уровня теоретико-методических знаний учащихся выпускных классов по предмету «физическая культура» нами предлагаются тестовые задания закрытой формы. Для этого с помощью конструктора тестов в программе Adobe Flash создан накопитель тестовых заданий, который представляет собой базу данных специальной структуры, используемой для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметрах генерации тестов и способах оценивания результатов тестирования.

    Пример задания закрытой формы (вид на экране монитора):

    Если у вас в школе отсутствует такая компьютерная программа или вы еще не успели ее создать, то можете воспользоваться бумажным вариантом теста. Для этого предлагаем примерные тестовые задания и образец бланка для ответов на вопросы.

    По своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности учеников вы можете усложнить или упростить некоторые задания или создать тематические задания, например по истории физической культуры и олимпийского движения, разделам школьной программы по физической культуре, основам здорового образа жизни и т.д.

    Тестирование учащихся можно организованно провести на уроке физической культуры, заранее приготовив бланки для ответов.

    Приводим пример тестовых заданий.

      Оценка «5» ставится за правильное выполнение 25 и более заданий;

      оценка «4» – за правильное выполнение 20 и более заданий;

      оценка «3» – за правильное выполнение 15 и более заданий;

      оценка «2» – за правильное выполнение менее 15 заданий.

    Тестовые задания для контроля и оценки теоретико-методических знаний учащихся по учебному предмету «физическая культура»

    Вам предлагается ответить на 30 вопросов. В каждом вопросе 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать один правильный ответ. Выбранные вами ответы отмечайте в соответствующей графе бланка для ответов на вопросы тестового задания. Для этого вам необходимо выбрать правильный вариант (по вашему мнению) и обвести кружком соответствующую букву.

    Будьте внимательны, отмечая правильные ответы в бланке. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.

    Заполните в бланке для ответов свою фамилию, имя и класс, в котором вы учитесь.

    1. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:

    а) в V в. до н.э.;
    б) в 776 г. до н.э.;
    в) в I в. н.э.;
    г) в 394 г. н.э.

    2. Олимпиониками в Древней Греции называли:

    а) жителей Олимпии;
    б) участников Олимпийских игр;
    в) победителей Олимпийских игр;
    г) судей Олимпийских игр.

    3. Первые Олимпийские игры современности проводились:

    а) в 1894 г.;
    б) в 1896 г.;
    в) в 1900 г.;
    г) в 1904 г.

    4. Основоположником современных Олимпийских игр является:

    а) Деметриус Викелас;
    б) А.Д. Бутовский;
    в) Пьер де Кубертен;
    г) Жан-Жак Руссо.

    5. Девиз Олимпийских игр:

    а) «Спорт, спорт, спорт!»;
    б) «О спорт! Ты – мир!»;
    в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»;
    г) «Быстрее! Выше! Дальше!»

    6. Олимпийская хартия представляет собой:

    а) положение об Олимпийских играх;
    б) программу Олимпийских игр;
    в) свод законов об Олимпийском движении;
    г) правила соревнований по олимпийским видам спорта.

    7. Впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх:

    а) в 1948 г.;
    б) в 1952 г.;
    в) в 1956 г.;
    г) в 1960 г.

    8. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:

    а) М.В. Ломоносов;
    б) К.Д. Ушинский;
    в) П.Ф. Лесгафт;
    г) Н.А. Семашко.

    9. Одним из основных средств физического воспитания является:

    а) физическая нагрузка;
    б) физические упражнения;
    в) физическая тренировка
    г) урок физической культуры.

    10. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:

    а) на формирование правильной осанки;
    б) на гармоническое развитие человека;
    в) на всестороннее развитие физических качеств;
    г) на достижение высоких спортивных результатов.

    11. К показателям физической подготовленности относятся:

    а) сила, быстрота, выносливость;
    б) рост, вес, окружность грудной клетки;
    в) артериальное давление, пульс;
    г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.

    12. Индивидуальное развитие организма человека в течение всей его жизни называется:

    а) генезис;
    б) гистогенез;
    в) онтогенез;
    г) филогенез.

    13. К показателям физического развития относятся:

    а) сила и гибкость;
    б) быстрота и выносливость;
    в) рост и вес;
    г) ловкость и прыгучесть.

    14. Гиподинамия – это следствие:

    а) понижения двигательной активности человека;
    б) повышения двигательной активности человека;
    в) нехватки витаминов в организме;
    г) чрезмерного питания.

    15. Недостаток витаминов в организме человека называется:

    а) авитаминоз;
    б) гиповитаминоз;
    в) гипервитаминоз;
    г) бактериоз.

    16. Пульс у взрослого нетренированного человека в состоянии покоя составляет:

    а) 60–90 уд./мин.;
    б) 90–150 уд./мин.;
    в) 150–170 уд./мин.;
    г) 170–200 уд./мин.

    17. Динамометр служит для измерения показателей:

    а) роста;
    б) жизненной емкости легких;
    в) силы воли;
    г) силы кисти.

    18. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются:

    а) общеразвивающими;
    б) собственно-силовыми;
    в) скоростно-силовыми;
    г) групповыми.

    19. Разучивание сложного двигательного действия следует начинать с освоения:

    а) исходного положения;
    б) основ техники;
    в) подводящих упражнений;
    г) подготовительных упражнений.

    20. С низкого старта бегают:

    а) на короткие дистанции;
    б) на средние дистанции;
    в) на длинные дистанции;
    г) кроссы.

    21. Бег на длинные дистанции развивает:

    а) гибкость;
    б) ловкость;
    в) быстроту;
    г) выносливость.

    22. Бег по пересеченной местности называется:

    а) стипль-чез;
    б) марш-бросок;
    в) кросс;
    г) конкур.

    23. Туфли для бега называются:

    а) кеды;
    б) пуанты;
    в) чешки;
    г) шиповки.

    24. Один из способов прыжка в высоту называется:

    а) перешагивание;
    б) перекатывание;
    в) переступание;
    г) перемахивание.

    25. Размеры волейбольной площадки составляют:

    а) 6х9 м;
    б) 9х12 м;
    в) 8х16 м;
    г) 9х18 м.

    26. Продолжительность одной четверти в баскетболе:

    а) 10 мин.;
    б) 15 мин.;
    в) 20 мин.;
    г) 25 мин.

    27. В баскетболе запрещены:

    а) игра руками;
    б) игра ногами;
    в) игра под кольцом;
    г) броски в кольцо.

    28. Пионербол – подводящая игра:

    а) к баскетболу;
    б) к волейболу;
    в) к настольному теннису;
    г) к футболу.

    29. Основным способом передвижения на лыжах является:

    а) попеременный бесшажный ход;
    б) попеременный одношажный ход;
    в) попеременный двухшажный ход;
    г) одновременно-попеременный ход.

    30. Остановка для отдыха в походе называется:

    а) стоянка;
    б) ночлег;
    в) причал;
    г) привал.

    Правильные ответы

    1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – в; 14 – а; 15 – а; 16 – а; 17 – г; 18 – в; 19 – в; 20 – а; 21 – г; 22 – в; 23 – г; 24 – а; 25 – г; 26 – а; 27 – б; 28 – б; 29 – в; 30 – г

    Бланк для ответов на вопросы тестового задания по учебному предмету «физическая культура»

    Фамилия, имя ___________________________________ Класс ____

    Номер вопроса

    Ответ

    Номер вопроса

    Ответ

    Номер вопроса

    Ответ

    Количество правильных ответов: ____ Оценка: _______________

    Ильдар ЛАТЫПОВ,
    к.п.н.,
    доцент Педагогического института физической культуры,
    Москва

    а) способность точно дозировать величину мышечных усилий;

    б) способность быстро перестраивать двигательную деятельность в меняющейся обстановке с овладением новыми движениями;

    г) способность технически верно повторить заданное упражнение.

    а) гибкость;

    б) быстроту;

    в) координацию;

    г) ловкость.

    12. Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности, объединяется в понятие:

    а) биологическая активность;

    б) двигательная активность;

    в) оптимальная активность;

    г) физиологическая активность.

    Отметьте вид физической подготовки, который обеспечивает наибольший эффект, нацеленный на оздоровление.

    а) регулярные занятия оздоровительными упражнениями на свежем воздухе;

    б) аэробика;

    в) альпинизм;

    г) велосипедный спорт.

    14.Гигиена – это…

    а) область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;

    б) свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;

    в) область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

    г) все выше перечисленное.

    15.Осанка – это…

    а) особенности телосложения человека;

    б) правильное положение тела человека за письменным столом;

    в) привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении;

    г) форма позвоночника.

    16.Основными источниками энергии для организма являются:

    а) белки и минеральные вещества;

    б) углеводы и жиры;

    в) жиры и витамины;

    г) углеводы и белки.

    Недостаток витаминов в организме называется:

    а) авитаминоз;

    б) гиповитаминоз;

    в) гипервитаминоз;

    г) бактериоз.

    18.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья

    а) стрельба

    б) фехтование

    в) гимнастика

    г) верховая езда

    19.Какое из понятий является наиболее емким (включающее в себя все остальные):

    б) система физического воспитания;

    в) физическая культура.

    20. При каком виде физических упражнений происходит массаж межпозвоночных дисков?

    а) ходьба

    б) шпагат

    в) метание

    г) стрельба из лука

    Спорт это –

    а) вид социальной деятельности, направленный на оздоровление человека и

    развитие его физических способностей;

    б) специализированный педагогический процесс, построенный на системе

    физических упражнений и направленный на участие в соревнованиях;

    в) это соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также

    межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности;

    г) педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека.

    Что понимают под термином «средства физической культуры»?

    а) лекарственные средства;

    б) медицинские обследования;

    в) оздоровительные силы природы;

    г) физические упражнения.

    Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:

    а) на формирование правильной осанки;

    б) на гармоническое развитие человека;

    в) на всестороннее развитие физических качеств;

    г) на достижение высоких спортивных результатов.

    Для оценки физического развития человека используются:

    а) показатели антропометрических измерений;

    б) показатели уровня развития физических качеств;

    в) показатели сформированности двигательных умений;

    г) показатели функциональных систем.

    Результатом физической подготовки является:

    а) физическое развитие человека;

    б) физическое совершенство;

    в) физическая подготовленность;

    г) физическое воспитание.

    Физические качества – это:

    а) индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;

    б) врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности;

    в) комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в определенных результатах;

    г) двигательные умения и навыки, присущие человеку.

    27. Дополните определение: «Сила – это способность преодолевать… или противостоять ему за счет…..»

    а) внутреннее сопротивление, мышечного напряжения;

    б) физическую нагрузку, мышечного напряжения;

    в) физические упражнения, внутреннего потенциала;

    г) внешнее сопротивление, мышечного усилия.

    6 класс

    1. Впервые в истории человечества Олимпийские игры состоялись:

    а) в V в. до н.э.; б) в 776 г. до н.э.; в) в I в. н.э.; г) в 394 г. н.э.

    2. Олимпиониками в Древней Греции называли:

    а) жителей Олимпии; б) участников Олимпийских игр;
    в) победителей Олимпийских игр; г) судей Олимпийских игр.

    3. Первые Олимпийские игры современности проводились:

    а) в 1894 г.; б) в 1896 г.; в) в 1900 г.; г) в 1904 г.

    4. Основоположником современных Олимпийских игр является:

    а) Деметриус Викелас; б) А.Д. Бутовский;
    в) Пьер де Кубертен; г) Жан-Жак Руссо.

    5. Девиз Олимпийских игр:

    а) «Спорт, спорт, спорт!»; б) «О спорт! Ты – мир!»;
    в) «Быстрее! Выше! Сильнее!»; г) «Быстрее! Выше! Дальше!»

    6. Олимпийская хартия представляет собой:

    а) положение об Олимпийских играх;

    б) программу Олимпийских игр;
    в) свод законов об Олимпийском движении;
    г) правила соревнований по олимпийским видам спорта.

    7. Впервые советские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх:

    а) в 1948 г.; б) в 1952 г.;
    в) в 1956 г.; г) в 1960 г.

    8. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:

    а) М.В. Ломоносов; б) К.Д. Ушинский;
    в) П.Ф. Лесгафт; г) Н.А. Семашко.

    9. Одним из основных средств физического воспитания является:


    в) физическая тренировка г) урок физической культуры.

    10. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный:

    а) на формирование правильной осанки;
    б) на гармоническое развитие человека;
    в) на всестороннее развитие физических качеств;
    г) на достижение высоких спортивных результатов.

    11. К показателям физической подготовленности относятся:

    а) сила, быстрота, выносливость;
    б) рост, вес, окружность грудной клетки;
    в) артериальное давление, пульс;
    г) частота сердечных сокращений, частота дыхания.

    12. Индивидуальное развитие организма человека в течение всей его жизни называется:

    а) генезис; б) гистогенез;
    в) онтогенез; г) филогенез.

    13. К показателям физического развития относятся:

    а) сила и гибкость; б) быстрота и выносливость;
    в) рост и вес; г) ловкость и прыгучесть.

    14. Гиподинамия – это следствие:

    а) понижения двигательной активности человека;
    б) повышения двигательной активности человека;
    в) нехватки витаминов в организме;
    г) чрезмерного питания.

    15. Недостаток витаминов в организме человека называется:

    а) авитаминоз; б) гиповитаминоз;
    в) гипервитаминоз; г) бактериоз.

    16. Пульс у взрослого нетренированного человека в состоянии покоя составляет:

    а) 60–90 уд./мин.; б) 90–150 уд./мин.; в) 150–170 уд./мин.; г) 170–200 уд./мин.

    17. Динамометр служит для измерения показателей:

    а) роста; б) жизненной емкости легких;
    в) силы воли; г) силы кисти.

    18. Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются:

    а) общеразвивающими; б) собственно-силовыми;
    в) скоростно-силовыми; г) групповыми.

    19. Разучивание сложного двигательного действия следует начинать с освоения:

    а) исходного положения; б) основ техники;
    в) подводящих упражнений; г) подготовительных упражнений.

    20. С низкого старта бегают:

    а) на короткие дистанции; б) на средние дистанции;
    в) на длинные дистанции; г) кроссы.

    21. Бег на длинные дистанции развивает:

    а) гибкость; б) ловкость;
    в) быстроту; г) выносливость.

    22. Бег по пересеченной местности называется:

    а) стипль-чез; б) марш-бросок;
    в) кросс; г) конкур.

    23. Туфли для бега называются:

    а) кеды; б) пуанты; в) чешки; г) шиповки.

    24. Один из способов прыжка в высоту называется:

    а) перешагивание; б) перекатывание;
    в) переступание; г) перемахивание.

    25. Размеры волейбольной площадки составляют:

    а) 6х9 м; б) 9х12 м; в) 8х16 м; г) 9х18 м.

    26. Продолжительность одной четверти в баскетболе:

    а) 10 мин.; б) 15 мин.; в) 20 мин.; г) 25 мин.

    27. В баскетболе запрещены:

    а) игра руками; б) игра ногами; в) игра под кольцом; г) броски в кольцо.

    28. Пионербол – подводящая игра:

    а) к баскетболу; б) к волейболу; в) к настольному теннису; г) к футболу.

    Правильные ответы

    1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – в; 14 – а; 15 – а; 16 – а; 17 – г; 18 – в; 19 – в; 20 – а; 21 – г; 22 – в; 23 – г; 24 – а; 25 – г; 26 – а; 27 – б; 28 – б; 29 – в; 30 – г

    Бланк для ответов на вопросы тестового задания по учебному предмету «физическая культура»

    Фамилия, имя ___________________________________ Класс ____