Тренировки

Методы обучения по физической культуре. Краткая характеристика методов спортивной тренировки Методы развития физических качеств

В спортивной тренировке применяются методы, позволяющие чередо­вать работу и отдых, регулировать двигательную деятельность. С уче­том особенностей видов спорта выделяют непрерывный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой и контроль­ный методы, круговую тренировку.

Непрерывный (равномерный) метод - это непрерывное и продолжи­тельное выполнение работы умеренной интенсивности для развития общей выносливости. Применяется в плавании, беге, ходьбе на лы­жах, гонках на велосипедах в подготовительном периоде тренировки (врабатывание), перед соревнованиями (уточнения соревновательной дистанции), в активномо отдыхе. Тренировка проводится на доста­точно высоком функциональном уровне (ЧСС - 140-160 уд./мин), продолжительность работы значительно увеличивается (от 15-20 мин до одного часа и более), интенсивность повышается умеренно.

Переменный метод - это выполнение непрерывной работы в разном ритме и с изменяющейся интенсивностью, скоростью, темпом и мощ­ностью. Такая работа предъявляет повышенные требования к функ­циональным возможностям организма спортсмена. Применяется в; циклических видах спорта - беге, плавании на длинные дистанции, гребле - для развития общей и специальной выносливости.

Этот метод позволяет варьировать динамику нагрузки и корректи­ровать ее, повышать интенсивность упражнений. Продолжительность работы значительная -от 30 до 120 мин и более (марафон, ходьба и бег на длинные дистанции, шоссейные гонки). При использовании этого метода совершенствуются аэробные и анаэробные процессы, способ­ность противостоять утомлению.

Разновидностью переменного метода является фартлек (от швед. - «игра скоростей») - интенсивный бег на средние и длинные дистан­ции по пересеченной местности со сменой скоростей (рывками) на отдельных участках. Фартлек используется в подготовке опытных бе-


Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки

гунов, способных самостоятельно и правильно оценивать интенсив­ность тренировки.

Повторный метод - многократное выполнение упражнений со стро­го дозированными нагрузками и отдыхом, обеспечивающим полное восстановление организма после занятий. Применяется в цикличе­ских и ациклических видах спорта для совершенствования скоростно-силовых качеств, специальной выносливости в виде бега с максималь­ной скоростью и повторением отрезков.

При применении этого метода многократно, с определенными ин­тервалами отдыха, выполняются легкоатлетические, тяжелоатлетиче­ские, гимнастические и другие ациклические движения. Например, гимнасты в одном занятии проделывают до 400 элементов, 15-20 ком­бинаций (хотя на соревнованиях им нужно сделать пять). Продол­жительность упражнений - от нескольких секунд (гимнастическая комбинация, поднимание штанги) до 1 мин и более (бег, ходьба). По­вторный метод оказывает тренирующее воздействие на спортсменов.



Интервальный метод - это повторение работы достаточно высокой мощности при определенных, регламентированных интервалах отды­ха, не обеспечивающих полного восстановления работоспособности перед выполнением очередной серии упражнений, которые проде­лываются на фоне утомления. Подобная тренировка способствует по­вышению подготовленности спортсмена за счет использования всех функциональных резервов организма.

Интенсивность упражнений равна 75-95% от соревновательных, отдых для спортсмена регламентируется временем восстановления ЧСС до оптимального. ЧСС может быть очень высокой (до 200 уд./ мин и более уд./мин), к концу паузы отдыха - 120-140 уд./мин. Ин­тервальный метод применяется во многих видах спорта, для развития выносливости, силы, скоростной выносливости, быстроты.

Многократное повторение кратковременных упражнений спо­собствует улучшению аэробных процессов (лроплывание несколько раз 50-метровых отрезков, «стометровки», выполнение комбинаций в фигур­ном катании и гимнастике). Анаэробные процессы совершенствуются при повышении интенсивности нагрузки, когда увеличивается кислород­ный долг.

Интервалы отдыха в зависимости от их продолжительности раз­деляют на максимальные, минимальные и оптимальные. Максималь­ный или достаточный отдых способствует снятию утомления, позво­ляет увеличить нагрузку, при этом уменьшается общее тренировочное воздействие. Минимальный (жесткий) отдых дает возможность при-



236 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_____

менять очередную нагрузку на фоне значительного утомления, недо-восстановления, без учета функционального состояния организма.

Такая тренировка проводится с хорошо подготовленными спорт­сменами. Оптимальные интервалы отдыха индивидуализированы, они позволяют тщательно регулировать нагрузку. Интервальная трениров­ка в оптимальном режиме предполагает контроль и самоконтроль над функциональным состоянием. Этот метод - один из важных способов повышения тренированности, совершенствования таких качеств, как скорость и выносливость, способствует индивидуальному дозирова­нию нагрузки.

Соревновательный метод предполагает выполнение упражнений и действий в условиях, копирующих соревнования, содержащих элементы максимальных напряжений, что позволяет адаптировать­ся организму к тем нагрузкам, которые имеют место во время высту­плений, или превышают их. Условия соревнований на тренировке, их моделирование (борьба с условным соперником, прикидки, кон­трольные тренировки, спарринги, гандикапы) вызывают глубокие функциональные сдвиги, воздействуют на психику спортсмена, при­спосабливают организм к будущим стартам. Этот метод применяется в: тренировочном процессе для воспитания психической устойчивости, формирования психической готовности к соревнованиям, сравнения своей подготовленности и соперников.

Игровой метод применяется при проведении тренировок со специ­ально создаваемыми игровыми условиями, выполнении упражнений, приемов и действий. В гимнастике, например, это игра на лучшее вы­полнение соединения или части комбинации, на большее количество силовых (различные подъемы) или маховых движений (кругов двумя " ногами на коне), в спортивных играх - действия по упрощенным пра- ". вилам, в беге - проведение эстафет, в тяжелой атлетике - жонгли­рование гирями. Это развивает самостоятельность, повышает эмоции, совершенствует физические и психические качества.

Круговая тренировка - особая форма организации спортивных за­нятий, в основе которой лежит многократное последовательное выпол­нение упражнений на отдельных «точках» для развития силы, силовой выносливости, гибкости. С помощью тренажеров и приспособлений можно избирательно воздействовать на недостаточно развитые «точ­ки» основных действий в избранном виде спорта.

Средства и методы тренировки, высокие нагрузки повышают ра­ботоспособность, но вызывают утомление у спортсменов. Поэтому применяются такие средства восстановления, как отдых, аутогенная


Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки

и психорегулирующаятренировки, массажи самомассаж, водные про­цедуры, физиотерапия, паровая баня. Средства релаксации и психоги­гиены оказывают положительное влияние на ЦНС, кровообращение, улучшение эластичности мышечной системы, способствуют восста­новлению сил и снятию утомления.

В принципах спортивной тренировки выражены общедидактические основы педагогики и требования, предъявляемые к тренеру, обуслов­ленные особенностями его работы. В тренировочном процессе осу­ществляются общие принципы обучения и воспитания: связи воспи­тания с жизнью, сознательности и активности, самостоятельности, доступности, систематичности, наглядности, последовательности, индивидуализации.

Принципы требуют от тренеров постоянной заботы о формиро­вании спортсмена как личности, воспитании у него мировоззрения, убежденности. Тренер - это педагог и воспитатель, он осуществляет в процессе тренировочных занятий воспитание спортсменов.

Принцип связи воспитания с жизнью, с задачами, стоящими перед спортсменом, требует формирования у него активной жизненной по­зиции, стремления повлиять на решение задач, стоящих перед коллек­тивом. Спортсмены должны знать перспективы выступления на пред­стоящих соревнованиях, бороться за честь страны на международных соревнованиях.

Особенности спортивной тренировки требуют применения специ­фических принципов, к которым относятся: углубленная специализа­ция и направленность к высшим достижениям; единство обшей и спе­циальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; постепенное повышение нагрузок и доведение их до макси­мальных величин; цикличность тренировочного процесса.

Углубленная специализация и направленность к высшим достиже­ниям заключаются в том, что спортсмен с тренером определяют спор­тивную специальность на перспективу, профессиональную (примени­тельно к спорту) деятельность. В легкой атлетике можно быть только прыгуном или бегуном на короткие дистанции, в стрельбе - стрелком из винтовки, в гимнастике, где обучаемые осваивают многоборье, из­бирать любимый вид (перекладина, вольные упражнения) и стараться именно в нем достичь больших успехов.

Поиск индивидуально одаренных спортсменов, раскрытие их воз­можностей - важная часть работы тренеров. Наряду со специализа­цией спорт направляет деятельность личности на достижение высоких результатов, доступных для данной личности. Высокий результат ^


238 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________

это плод огромной работы, многих лет тренировок, рационального сочетания физической, технической, психологической и тактической подготовки.

Максимальное достижение (рекорд или занятое место) имеет боль­шое воспитательное значение, играет существенную общественно-педагогическую роль, так как характеризует целеустремленность, эффективность тренировочного процесса. Для достижения планируе­мого результата необходима правильная организация тренировки, ис­пользование рациональных средств и методов, углубленная специали-. зированная подготовка.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена - важ­ный принцип, предполагающий такое построение тренировки, когда спортсмен готовится всесторонне, обучается, воспитывается, повы­шает свои функциональные возможности, т.е. развивается духовно и физически. Только на основе обшей подготовки может быть осущест­влена должным образом специальная подготовка. Двигательные уме­ния и навыки, а также физические качества более совершенно раз­виваются на базе всесторонней подготовки; спортсмены, имеющие хорошую двигательную подготовку, более быстро осваивают новые формы движений, элементы, приемы и действия.

В учебно-тренировочном процессе постоянно осуществляются и общая, и специальная (на базе общей) подготовка. В начале трени­ровочного процесса больше времени уделяется общей подготовке, за­тем - специальной. Например, в подготовительном периоде трени­ровки спортсмены используют различные упражнения общего плана (ходьбу, бег, поднимание тяжестей), направленные на фундаменталь­ную подготовку. По мере улучшения своих физических и функцио­нальных возможностей они применяют больше упражнений для спе­циальной подготовки, которые необходимы для конкретного вида спорта и развития присущих ему качеств.

Непрерывность тренировочного процесса - обязательное условие для достижения высоких результатов и ббеспечения стабильных пока­зателей. Если ранее тренировки проводились в зависимости от кален­даря, то в настоящее время тренировочный процесс - многолетний и круглогодичный, что обеспечивает функциональное приспособле­ние и педагогический эффект. Приспособление организма к высо­ким нагрузкам происходит более целенаправленно, и воздействие его в процессе каждого занятия наслаивается на «следы» предыдущего, закрепляется и углубляется в тренировке.


Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки 239

Непрерывность тренировки способствует повышению работо­способности спортсменов. Она оказывает существенное влияние на формирование двигательных навыков, так как практикой установле­но, что постоянные тренировки стабилизируют технику выполнения упражнений, улучшают способности к обучению новым элементам и приемам.

В течение недели выдающиеся спортсмены тренируются по два-три раза в день, от 12 до 15 раз в неделю, при этом занятия могут быть различными, их количество и нагрузка зависят от сроков соревнова­ний, периода тренировки и уровня подготовленности. Каждое занятие строится с определенной дозировкой и нужными для восстановления перерывами. Это способствует созданию наиболее благоприятных условий для наивысшей работоспособности у спортсмена.

Постепенное повышение нагрузок и доведение их до максималь­ных величин - принцип, в основу которого положено свойство ор­ганизма пополнять затраты энергии и превышать резервные воз­можности человека в период восстановления, что принято называть «сверхвосстановлением».

Постепенное повышение функциональных нагрузок повышает функциональные, психические возможности организма. В процессе непрерывных тренировочных занятий на спортсмена воздействуют нагрузка, требования к физической, технической, психической, так­тической подготовке, что мобилизует занимающегося на выполнение большого объема работы и соревновательных действий.

Динамика нагрузок ведет логически к применению на занятиях до­полнительных нагрузок, превышающих соревновательные. Если взять соревновательную нагрузку за условную единицу, то в тренировках она увеличивается в 2-3 раза и более. Так, пловцы на соревнованиях проплывают до 1500 м, на тренировках - 15-20 км в день. Гимнасты в процессе одного соревновательного дня выполняют до 200 элементов и 10 комбинаций, на занятиях - соответственно до 300-400 и 15. Тя­желоатлеты на помосте делают до шести подходов к штанге, во время разминки- 15-20. В процессе тренировок эти данные увеличиваются в 2-4 раза. Огромную работу проделывают конькобежцы, лыжники, представители других видов спорта.

Максимальные нагрузки необходимо применять с учетом индиви­дуальных особенностей, функциональных возможностей спортсмена. Не следует опасаться больших нагрузок, так как возможности челове­ка чрезвычайно высоки. Предельные нагрузки переносят (после по-



240 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА___________

степенного повышения) не только высококвалифицированные спортЛ смены, но и спортсмены, занимающиеся массовым спортом.

Рациональное повышение и понижение тренировочных нагрузок позволяет варьировать различными занятиями в течение тренировоч-! ного цикла, что связано со взаимодействием процессов утомления и восстановления. Динамика нагрузок при этом такова, что благо-йй даря их быстрому увеличению и строго регламентированному отдыху спортсмен врабатывается и его организм приспосабливается к услови­ям соревнований.

Нагрузки в течение недели могут быть малыми, средними и боль- шими. Например, спортсмены тренируются с малой нагрузкой в по­недельник, во вторник - со средней, в среду - с большой, в четверг -с малой, в пятницу - со средней, в^ субботу - с большой. В течение недели нагрузка варьируется, и в последние три дня она несколько выше, чем в первые.

Цикличность тренировочного процесса - один из основных прин­ципов, на котором строится спортивная тренировка. Цикл - отно­сительно завершенная часть процесса подготовки, которая включает, в себя отдельные занятия, этапы и периоды. Циклы бывают малые (микроциклы), средние (мезоциклы), большие (макроциклы). Тре­нировка - это цикл, имеющий свои задачи, которые ставятся перед тренером и учеником. Циклы повторяются, но в каждом новом цикле уровень тренировочного процесса повышается, улучшается и подго­товленность спортсменов. В целях успешной подготовки для каждого цикла составляются план и расписание.

В обучении и воспитании как юных, так и взрослых спортсменов важен индивидуальный подход. Знание личностных способностей, черт характера ученика помогает отобрать нужные средства и методы для рационального воздействия на него.

Индивидуализация способствует правильному выбору спортивной специальности и дальнейшему совершенствованию. Особенно важна она при применении максимальных нагрузок, дозировок в трениров­ках, моделирующих условия соревнования.

Общие дидактические и специфические принципы и методы спор­тивной тренировки являются фундаментом подготовки спортсменов, они находятся в единстве и взаимодействуют друг с другом, распро-" страняются на каждое занятие и многолетний тренировочный про­цесс. Главное внимание тренеров в подготовке спортсмена обращается на воспитательную работу, совершенствование всесторонних качеств личности.


Глава 13. Методики отбора в спорте и характеристика спортивной тренировки 241

Контрольные задания

1. Дайте характеристику основным направлениям отбора детей
для занятий спортом.

2. Составьте комплекс мер для восстановления спортсменов после
интенсивных тренировок.

3. Раскройте понятие «специальные упражнения», например,
для штангиста.

4. Определите на одном тренировочном занятии количество дви­
жений и комбинаций, которые выполняет гимнаст.

5. Назовите способ, которым можно определить динамику на­
грузок у пловцов-брассистов в течение учебно-тренировочного
занятия.


Методы физической культуры - это способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемого, пути воздействия учителя на учеников, а также способы работы самих обучаемых.

Методы физической культуры классифицируются в соответствии с основными источниками, из которых занимающиеся получают знания, овладевают техникой упражнения, совершенствуют физические способности. В соответствии с особенностями содержания учебного материала, возрастными и индивидуальными особенностями, задачами обучения и условиями проведения занятий применяются различные методические приемы. Методический прием - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Причем чем разнообразнее объем методических приемов, тем шире «формат» применения метода.

По форме управления учебно-тренировочным процессом выделяют словесные методы, наглядные методы и методы практических упражнений.

В качестве основных словесных методов выделяют следующие: рассказ, объяснение и беседа.

Рассказ характеризуется последовательным изложением фактов и явлений в процессе организации игровой деятельности детей, при ознакомлении с эпизодами спортивных соревнований и т.п. Рассказ, объединенный каким-либо обшим сюжетом, создает развернутое представление о физкультурно-спортивной деятельности.

Объяснение представляет собой последовательное изложение техники выполнения упражнения, закономерностей и правил, которые необходимо соблюдать при исполнении двигательных действий. Разновидностью беседы является разбор, заключающийся в анализе выполненного двигательного действия, итогов участия в спортивных мероприятиях и т.п.

К специфической группе словесных методов относятся методы и методические приемы руководства действиями занимающихся: команда, указания, подсчет.

Команда - способ словесного воздействия на занимающихся для немедленного выполнения или прекращения действий. Команда является специфическим и наиболее часто используемым методом управления деятельностью занимающихся. Специфичность характеризуется тем, что обучаемые должны ясно представлять, какие действия они должны совершать при той или иной команде. Частота применения команды обусловлена широким использованием на занятиях строевых и общеразвивающих упражнений.

Указание позволяет ограничиваться поправками при возникновении незначительных ошибок в процессе выполнения действий. Для регулирования интенсивности нагрузки применяется подсчет.

Среди наглядных методов в качестве основных выделяют показ двигательного действия и демонстрацию наглядных пособий.

Показ двигательного действия подразделяется:

  • на идеальный;
  • адаптированный;
  • имитационный;
  • лидирующий.

Применяя метод показа, необходимо исходить из конкретных задач и исходного уровня подготовленности занимающихся. Для создания целостного представления о двигательном действии необходим идеальный показ, выполняемый с подчеркнутой легкостью движений и в совершенном исполнении. Адаптированный показ направлен на демонстрацию особенностей физических упражнений с учетом типичных параметров пространственных, временных и динамических характеристик, например вариантов начальной, промежуточной и мастерской спортивной техники. Имитационный показ предусматривает демонстрацию технических элементов с использованием подводящих упражнений. Лидирующий показ применяется в тех случаях, когда обучающиеся выполняют действия совместно с демонстрирующим .

При показе упражнения педагог занимает такое положение или так располагает обучаемых, чтобы они наблюдали за двигательным действием в плоскости, обеспечивающей наибольшую наглядность показа. Для лучшего восприятия техники упражнения расстояние до занимающихся должно быть оптимальным. Считается, что амплитуда движений обучающего и расстояние до обучаемых должно соотноситься как 1:3, т.е. если амплитуда движений при показе равна 1 м, то обучаемым необходимо находиться на расстоянии не менее 3 м от педагога.

Демонстрация наглядных пособий. К наглядным пособиям относятся: видеозаписи, рисунки, чертежи, графики, предметные ориентиры, технические средства.

Видеозаписи дают возможность использовать стоп-кадры, многократные их повторения и план. Демонстрация видеозаписей позволяет видеть как отдельные детали, так и динамику целостного упражнения. Видеофильм дает возможность показывать упражнения в разных плоскостях, демонстрировать движения с замедленной скоростью. Рисунки, чертежи и графики позволяют сосредоточить внимание на отдельных элементах движений и сделать их более запоминающимися.

Предметными ориентирами могут быть предметы, расположенные в определенном месте, или разметка, на которые обучаемые должны ориентировать свои движения. Технические средства могут быть световыми, звуковыми и тактильными. Для зрительного ориентирования используются устройства, подающие световые сигналы о времени и направлении движения.

Звуковые сигналы применяются для усвоения ритма двигательных действий, выбора момента начала движения или проявления главного усилия. К тактильным средствам информации относятся устройства, прикосновение к которым свидетельствует об ошибках в действиях.

Наглядные пособия мобилизуют внимание занимающихся, облегчают процесс обучения и эффективны только в том случае, если тесным образом связаны с содержанием занятия.

Практические методы включают: методы обучения двигательным действиям, методы развития физических способностей и методы организации занятий.

Методы обучения двигательным действиям. В зависимости от сложности физического упражнения в обучении используют методы целостного разучивания, по частям и с помощью подводящих упражнений. Метод целостного разучивания характеризуется изучением двигательного действия в том виде, который представлен в содержании обучения. Целостный метод удобен тем, что при простых по структуре упражнениях задача обучения решается сразу. При координационно сложных действиях применение целостного разучивания существенно затрудняется в связи с уровнем подготовленности занимающихся или их недостаточным двигательным опытом. Вместе с тем целостный метод позволяет акцентированно осваивать отдельные детали техники упражнения в единой структуре двигательного действия.

Методическими приемами расширения возможностей метода целостного разучивания могут быть:

  • упрощение техники физического упражнения;
  • освоение отдельных фаз техники на фоне выполнения упражнения в целом;
  • изучение двигательного действия в целом в условиях снижения требований к проявлению мышечных усилий и психических напряжений.

Метод разучивания двигательного действия по частям предполагает в начале освоение отдельных элементов целостного действия с дальнейшим их объединением в единое целое. Критерием для применения данного метода является сложность или невозможность на первых этапах обучения выполнить упражнение в целом. Данный метод позволяет полнее сосредоточить внимание занимающихся на выделенной части для более тщательного ее изучения. Этим самым исключается повторное выполнение неотработанных частей и предупреждение грубых ошибок.

Вместе с тем этот метод характеризуется и определенными недостатками. Он не подходит для случаев, когда двигательное действие разделить нельзя. Каждая часть расчлененного упражнения теряет интегральные характеристики двигательного действия в показателях силового, временного и ритмического рисунка техники действия в целом. Поэтому в тех случаях, когда упражнение не делится на части, но оно сложно для усвоения, наиболее целесообразным является метод его разучивания с помошыо подводящих (подготовительных) упражнений. Каждое подводящее упражнение имитирует одну из фаз целостного двигательного действия, представляя его упрощенный вариант.

Методы регламентированного упражнения, которые направлены на развитие двигательных способностей, улучшение телосложения и укрепление здоровья, представляют собой варианты сочетания различных форм нагрузки и отдыха.

По характеру мышечной работы выделяют стандартные и переменные нагрузки. Стандартные нагрузки характеризуются тем, что в процессе упражнения интенсивность мышечной работы сохраняется постоянной, т.е. внешняя сторона нагрузки так же не меняется. Величина внутренней стороны нагрузки (физиологической, психологической) при этом остается постоянной и повышается пропорционально продолжительности работы.

При переменных нагрузках интенсивность мышечной работы меняется: либо в сторону повышения (прогрессирующая нагрузка), либо в сторону уменьшения (убывающая нагрузка), либо поочередно то в одну, то в другую сторону (варьирующая нагрузка). И стандартные, и переменные нагрузки могут быть непрерывными и интервальными.

В перерывах между нагрузками во время отдыха происходит восстановление и сверхвосстановление работоспособности организма. Поэтому отдых также является фактором управления нагрузками.

К методам развития физических способностей относятся:

Для развития обшей выносливости используется метод равномерной тренировки или длительного равномерного упражнения. Сущность его заключается в длительном выполнении циклических упражнений. Сила воздействия упражнений прогрессивно повышается от 25 до 75% максимальных возможностей занимающихся.

Среди методов стандартного интервального упражнения выделяют три вида. Применение этих методов должно вызывать повышение частоты пульса до 180 уд/мин, а после паузы в 45-90 с при снижении пульса до 120 уд/мин выполняется следующее упражнение или серия движений.

Метод экстенсивной интервальной работы характеризуется силой воздействия в беге в пределах 60-80%, а в силовых упражнениях - 50-60% максимальной мощности. Каждое упражнение повторяется от 20 до 30 раз. Направленность воздействия - развитие общей, специальной и силовой выносливости.

Метод интенсивной интервальной работы характеризуется силой воздействия в беге от 80 до 90%, а в силовых упражнениях - около 75% максимальных возможностей занимающихся. Количество повторений вбеге- 10-12. В силовых упражнениях - 8-12 в каждой серии.Длительность пауз - 2-3 мин. Направленность воздействия - развитие специальной скоростной и силовой выносливости, скоростной силы, быстроты, частично максимальной силы.

Метод максимальной интервальной работы характеризуется силой воздействия от 90 до 100% возможностей. Количество повторений в беге - от 1 до 3 пробежек, от 1 до 4 повторений в серии или 20- 30 отдельных подходов в силовых упражнениях. Длительность отдыха в беге - от 8 до 45 мин, при выполнении силовых упражнений - 3-5 мин. Направленность воздействия - развитие максимальной силы, быстроты, скоростной силы, выносливости.

Среди методов переменного упражнения выделяют методы переменного непрерывного упражнения и методы переменного интервального упражнения. Типичным примером переменного непрерывного упражнения является непрерывный бег с переменной скоростью (фартлек). Методы переменного интервального упражнения характеризуются определенным порядком чередования нагрузки и отдыха.

Так, метод интервального упражнения с прогрессирующей нагрузкой характеризуется однонаправленным ее увеличением: при поднимании тяжестей вес возрастает с каждым подходом, при беге на каждом очередном отрезке дистанции скорость повышается. Интервалы отдыха при данном методе увеличиваются, а само применение метода возможно лишь на завершающей стадии подготовки.

Метод интервального упражнения с убывающей нагрузкой можно представить на примере последовательного пробегания отрезков 800, 400, 200, 100 м с сокращенными интервалами отдыха.

Интервальное упражнение с варьирующей интенсивностью характеризуется колебаниями нагрузки то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения с адекватно меняющимися интервалами отдыха.

Игровой и соревновательный методы. Их применение в процессе физического воспитания позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи. Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых.

Характерными чертами игрового метода являются:

  • ярко выраженная эмоциональная направленность, на фоне которой протекает двигательная деятельность занимающихся;
  • относительно самостоятельный выбор решения двигательных задач;
  • многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно меняющейся обстановки;
  • сложные и противоречивые взаимоотношения занимающихся в процессе игры.

Указанные черты игрового метода определяют некоторые методические особенности его применения, важные для педагогов и тренеров:

  • повышенная заинтересованность занимающихся и меньшая их утомляемость в процессе двигательной деятельности по сравнению с выполнением упражнений монотонного характера;
  • преимущественно тренировочная направленность двигательной активности;
  • возможность комплексного развития двигательных способностей;
  • затрудненные условия для дозирования нагрузок;
  • благоприятные возможности для развития координационных способностей и формирования личностных морально-волевых качеств.

Соревновательный метод является ценным, а в отдельных случаях незаменимым для решения специфических задач физического воспитания. Его применение стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека.

Наиболее характерными особенностями его применения являются:

  • стимулирование максимального проявления двигательных способностей и выявление уровня их развития;
  • ограниченные возможности в регулировании нагрузки;
  • возможность содействовать воспитанию волевых качеств.

Обязательным условием применения соревновательного метода

служит подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, которые будут предметом соревновательной борьбы.

Организационные методы

Для повышения эффективности управления занимающимися на занятиях физическими упражнениями используются различные способы выполнения упражнений и методы организации деятельности обучающихся (рис. 5.2).

Рис. 5.2.

В процессе проведения учебно-тренировочного занятия применяются фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации. Для организации двигательной деятельности занимающихся используются следующие способы выполнения упражнений:

  • поточный;
  • поочередный;
  • попеременный;
  • одновременный;
  • посменный.

Фронтальный метод состоит в том, что все обучающиеся учебной группы одновременно выполняют одно упражнение. В частности, он применяется при разучивании простых упражнений, развитии физических способностей и совершенствовании в выполнении уже достаточно освоенных двигательных действий.

Групповой метод организации занятия обеспечивает более точное регулирование нагрузки, своевременный контроль за действиями обучающихся и направлен на углубленное разучивание упражнений и избирательное развитие физических способностей. Этот метод предполагает разделение занимающихся на группы по уровням подготовленности.

Индивидуальный метод заключается в самостоятельном выполнении обучающимися упражнений по заданию педагога. Данный метод обеспечивает использование занимающимся индивидуального темпа выполнения упражнений, применение целесообразных подготовительных упражнений, выбор рациональной последовательности обучения.

Одновременный способ выполнения упражнений предполагает одно или разные задания. Кроме того, одновременное выполнение упражнений возможно, когда задания необходимо осваивать в парах, в тройках.

Поочередный способ состоит в том, что очередной обучающийся начинает выполнять упражнение после завершения работы предыдущего занимающегося.

Поточный способ предполагает выполнение упражнений, когда последующий занимающийся начинает работу до окончания его предыдущим.

Попеременный способ заключается в выполнении упражнения то одной, то другой шеренгой.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое физическое упражнение и какова его специфика?
  • 2. Каковы характеристики техники физических упражнений?
  • 3. Как классифицируются физические упражнения?
  • 4. Каково соотношение нагрузки и отдыха в процессе упражнения?
  • 5. Каковы основные методы физической культуры?
  • 6. Каковы методы организации занятий?

Все методы спортивной тренировки делятся на 2 группы : 1 - методы, направленные на изучение техники вида спорта и 2 - методы, направленные на развитие физических качеств .

Методы, направленные на изучение техники вида спорта , включают в себя: 1 ) словесные инаглядные методы (неспецифические )- с использованием рассказа, лекции, обсуждения, самоанализа, демонстрации наглядности (схем, макетов, таблиц, фото-, видеоматериалов, показ движений тренером в натуральном виде) и одновременное их использование для образного представления о технике выполнения изучаемых движений; 2 ) целостный метод изучения двигательного действия - предполагает изучение всего движения целиком (используют при освоении простых действий или сложных, не делящихся на части); 3 ) раздельный метод - характеризуется разделением движения на части, каждая из которых изучается отдельно, а потом все разученные части объединяются в одно целое (для сложных движений, делящихся на части); 4 ) целостно-раздельный метод - предполагает изучением сложного движения в несколько этапов: вначале движение стараются выполнить в полном объёме, затем его разделяют на части: изучают 1-ую часть, потом 1 и 2-ую вместе, затем к изученному добавляется каждая следующая часть до соединения всех частей в целое движение. Это создает условия для более качественного изучения техники вида спорта.

Методы, направленные на развитие физических качеств : 1 ) равномерный метод - предполагает однократное непрерывное выполнение нагрузки (без интервалов отдыха) с постоянной интенсивностью (скоростью) выполнения задания, длительность упражнения от 10 до 80 минут (н-р, кроссовый бег); используют для развития общей выносливости; 2 ) переменный метод - однократное непрерывное выполнение нагрузки (без интервалов отдыха) с различной интенсивность (н-р, бег 5 км с варьированием скорости прохождения каждого 1-километрового отрезка, вольные упражнения в гимнастике); продолжительность работы от 20 до 180 мин. Менее монотонный, чем равномерный, и более продолжительный. Развивает все виды выносливости; 3 ) повторный метод - многократное выполнение нагрузки в одном физическом упражнении, нагрузка разделяется интервалами отдыха (относительно постоянными и чаще до полного восстановления), число повторов и длительность выполнения упражнения могут быть различными (продолжительность однократной нагрузки в упражнении - от нескольких секунд до нескольких минут, самого упражнения - от 1 до 40 минут при отдыхе 1,5-18 минут). Подходит для развития всех физических качеств (особенно - быстроты и силы), н-р, бег 4*100 м с максим. скоростью, интервал отдыха между ускорениями - 3 мин; 4 ) интервальный метод - характеризуется максимальной вариативностью чередования нагрузки и отдыха, чаще предполагает многократное повторение нагрузки повышенной интенсивности со строго ограниченными, короткими интервалами отдыха (обычно от 10 до 90 секунд), не позволяющими полностью восстановиться к следующей части упражнения и имеющими, как и нагрузка, тренировочный эффект. Используется для развития практически всех физ. качеств (особенно хорош для развития специальной выносливости); 5 ) соревновательный метод - предусматривает обязательное сравнение результатов в ходе соревновательной борьбы с соперниками в рамках правил соревнований по виду спорта с возможным присутствием судей, зрителей и болельщиков. Он максимально приближен к соревнованию, но могут использоваться усложнённые и облегчённые условия. Применяется для воспитания волевых, специальных физ. качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, подготовки к предстоящим ответственным соревнованиям; 6 ) игровой метод - это выполнение двигательных действий в условиях игры с соблюдением определённых правил и арсеналом технико-тактических приёмов. Высокая эффективность метода состоит в создании положительного эмоционального фона и высокой заинтересованности играющих спортсменов; недостатки - сложность дозирования нагрузки, учёта индивидуальных особенностей, травмоопасность. Подходит для развития всех физ. качеств (особенно у юных спортсменов). Велика роль метода при активном отдыхе, для ускорения адаптационных и восстановительных процессов; в неигровых видах спорта используется как средство устранения психологического напряжения и монотонности занятий с детьми; 7 ) контрольный метод - служит для оценки уровня развития общих и специальных физических качеств спортсмена. Он может выполняться, как предельный тест (для оценки максимального уровня развития физ. качеств, т.е. выполнение упражнения до предела), так и с фиксированием показателей до определенного уровня. Используют для сравнения данных отдельных спортсменов или для сопоставления показателей одного спортсмена с его предыдущими результатами (в последнем случае может присутствовать только тренер и спортсмен). Позволяет вносить коррективы в планы подготовки спортсмена.

В последние годы большое внимание специалистов физической культуры привлекает физкультурное образование, которое связывает между собой теоретические знания, двигательные умения и методические навыки.

Физкультурное образование является первым и определяющем условием формирования здоровья детей. Поэтому заниматься физкультурным образованием необходимо с младшего школьного возраста. Необходимо уже в этом возрасте сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности бережного отношения к своему здоровью, своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В практике организации и проведения уроков физической культуры общеприняты следующие практические методы, которые основаны на активной двигательной деятельности учеников. Эти методы делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Они могут быть использованы для обучения акробатическим упражнениям.

Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Относящиеся к этой группе методов дополняют друг друга и применяются сообразно многим условиям, которые определяют конкретную учебную задачу: групповой и персональной характеристике учеников, этапу обучения, характеру и содержанию учебного материала, длительности урока, местным условиям обучения, наличию учебных средств (инвентаря, снарядов) и др.

Метод разучивания по частям, по мнению специалистов, предусматривает первоначальное изучение отдельных частей отдельных действий с последующим соединением их в необходимое целое .

Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а так же от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения. Понять целое действие можно только через познание составляющих его движений и закономерностей становления действия.

Расчленение является характерной чертой методов разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением является освоение действия в целом. Без этого теряется смысл любого обучения. В конечном итоге ученики должны воспринимать действие как единое целое от начала и до конца. В этой слитности исполнения не должно быть главным и второстепенным. Все – главное .

Например, подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению центрально-нервной системе таких следовых эффектов, таких более простых временных связей, которые следствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.

Например, создание системы подводящих упражнений достигается путем анализа намеченного для изучения действия, расчленения его и выделения наиболее ответственных элементов. Подводящее упражнение должно иметь законченную форму и быть доступно ученикам.

В зависимости от структуры двигательного действия и задач обучения подводящие упражнения можно представить в двух формах: в форме вычлененной части целостного действия или целостного действия, но с вычлененными из него деталями .

Педагогические преимущества метода разучивания по частям как отмечают многие специалисты состоят в следующем:

  1. Облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие.
  2. Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, а, следовательно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляет удовлетворение.
  3. От богатства подводящих упражнений уроки становятся более разнообразны, а сам процесс обучения более интересным.
  4. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее решать задач обогащения двигательного опыта детей.
  5. Применение метода разучивания по частям содействует сравнительно быстро восстановлению утраченных навыков.
  6. Этот метод не заменим при изучении координационно-сложных действий и при необходимости воздействовать на отдельные суставы и мышечной группы .

Метод разучивания в целом. Он предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивания в целом применяется при изучении любого действия. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда не умеем грамотно расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений.

Метод принудительно-облегчающего разучивания основан на теоретической концепции “искусственной управляющей среды” (по И.П.Ратову). Его можно рассматривать вариантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, то есть технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (или его элемента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях.

Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению превосходства в том или ином действии.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а так же между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования, но имеет более широкое применение.

Как установлено П.К. Петровым, наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

  1. Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.
  2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.
  3. Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки.

Соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании .

В процессе обучения постоянно присутствуют методы использования слова. Слово активизирует весь процесс обучения. Учитель физической культуры имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувство ученика. Для осуществления процесса обучения акробатическим упражнениям в младших классах используются такие методы: словесный и наглядный.

К словесным методам относятся: рассказ, описание, объяснения, разбора, задания, указания, команды.

Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. В процессе физического воспитания принято использовать определенные термины.

Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Термин должен быть показательным, точным, понятным, кратким .

Эмоциональная функция слова способствует решению как учебных, так и воспитательных задач.

Кроме того в этих методах используется рассказ.

Рассказ – повествовательная форма изложения – чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.

Помимо слова, рассказа имеет место применения описания упражнения.

Описание – это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Используется оно при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ученики могут использовать свои знания и двигательный опыт.

Постепенно с учетом возраста, подготовленности методы усложняются, и одним из них является объяснение.

Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям.

Например, беседа помогает, с одной стороны, повысит активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой – узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу.

Метод разбора отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого либо задания (например, игры). Разбор: может быть односторонний и двусторонний.

Метод задания предусматривает постановку задач перед уроком или частных задач по ходу урока.

Еще одним из методов слова является метод указание, которое отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения.

Оценка является результатом анализа выполнения действия.

Для управления строем и занимающихся используются команды.

Команда – специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физической культуре. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или изменению темпа движений.

При проведении гимнастических упражнении, их обучение используется подсчет, который позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений, запоминать комплексы, комбинации упражнений .

Огромную роль в обучении имеют методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.

Наглядное восприятие способствует более быстрому и точному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.

Результативность методов во многом определяется соответствием их возрасту, обучающегося. Особенно большое значение эти методы имеют при работе с детьми. У них сильно развита способность к подражанию, стремление следованию живым примерам, причем неодинаково в разных возрастах: например, в младшем возрасте особенно сильно развито чувство восприятия .

Использование методов наглядного восприятия зависит и от этапа обучения. Как правило, на первых этапах они применяются гораздо чаще. На этапе закрепления и совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.

Существуют следующие методы наглядности: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы, зарисовки, предметные пособия и кинофильмы.

Показ двигательного действия учителем является наиболее специфичным методом обучения. В основе обучения с помощью показа лежит подражание.

Эффективность подражания зависит, прежде всего, от возраста ученика, от характера и уровня его психической и физической подготовленности.

Готовность ученика к сознательному подражанию определяется действием нескольких факторов:

  1. Способностью анализировать увиденное действие.
  2. Соответствием психофизиологической зрелости ребенка сложность воспроизводимого упражнения.
  3. Уровнем знаний, полнотой представления ученика о подражаемом действии.
  4. Интересом подражаемому действию и желанием ученику подражать.
  5. Наличием своевременного и качественного контроля и самоконтроля за подражанием .

Демонстрация наглядных пособий создает дополнительные возможности для восприятия учеником двигательного действия с помощью предметного изображения.

Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать при показе, тем более доходчиво объяснить.

Рисунки и схемы мелом на доске, песке, земле, и т.п.

Зарисовки, выполняемые учениками в виде контурных фигурок, позволяет графически выразить собственное понимание структуры действия, образно продумать выполнение, найти свои ошибки.

Предметные пособия обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями, но могут оказывать достаточно сильное эмоциональное воздействие, особенно на детей младшего школьного возраста.

Технические Средства Обучения: фильм, ноутбук, проектор, видеомагнитофон и др.

При всех технических трудностях его демонстрации в ходе педагогического процесса обладают громадными дидактическими возможностями.

Звуковая и световая сигнализации создают необходимые зрительные и слуховые ориентиры для начала и окончания действия (или движения, задают определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.).

Формирование систем двигательных умений в акробатических упражнениях, что является одной из ведущих задач физического воспитания, опирается на соответствующие закономерности. Знание их позволит правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения; обеспечит грамотное построение систем уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков; поможет определить наиболее рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию .

В зависимости от класса задачи педагогического аспекта (формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладения школой движений). Могут требовать на одних уроках больше времени, на других – меньше. Например, перед контрольным уроком, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, вводную часть целесообразно посвятить разминке, т.е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта .

Для решения этих задач вводной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения вводной части нецелесообразно использовать, т.к. они могут снизить работоспособность учащихся в основной части, поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость, но содействие развитию может быть.

Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока принято строить по длинной стороне зала в правом верхнем углу, на расстоянии 1 – 2 метра от стены, спиной к окнам, шеренгу по росту. На первых уроках в первом классе дети строятся под руководством учителя.

Для успешного обучения детей построению в шеренгу целесообразно использовать специальные разметки на полу на расстоянии 40 см друг от друга, нанесенные мелом или краской. После того, как учащиеся научатся размещаться один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся. Дежурный подает команды “Равняйсь!” и “Смирно!”. Начиная с 4 класса дежурный отдает рапорт учителю. После команды “Смирно!” учитель приветствует детей и сообщает задачи урока, которые могут уточняться в основной части.

Наиболее эффективные средства активизации функции организма детей младших классов – ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.

Особенно важно обратить внимание учащихся на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен ученик, умеющий сохранять данный темп.

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении акробатических упражнений: учитель должен пользоваться подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью рекомендуется использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т.п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. При проведении акробатических упражнений немаловажное значение имеет состояние учеников. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока) не следует начитать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание .

При условии, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.

Вводную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Желательно разнообразить способы построения учащихся для общеразвивающих упражнений (в кругу, шеренге, колоннах). Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления акробатических упражнений основной части урока. Для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами обручами и т.д.).

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объема, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

При выполнении упражнений с предметами необходимо уделять серьезное внимание дисциплине и порядку среди учащихся, чтобы исключить возможность травматизма. Не следует забывать и правильную организацию выдачи и сбора гимнастического инвентаря на занятиях.

Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения или упражнения ритмической гимнастики, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладения ими школьных движений. Большее значение такие упражнения имеют в начальных классах.

Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.

На рис. 1 представлена общая схема методов используемых в процессе обучения на различных этапах.

Проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся.

Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, то есть тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики, гимнастического стиля .

Таким образом, существует множество различных методов обучения, которые подразделяются на словесные методы, наглядные, практические: методы строго регламентированного упражнения и частично регламентированного упражнения.

Литература

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика ФВ / Б.А. Ашмарин, З.Н. Вяткина. – М.: Просвящение, 1990.
  2. Коробейников, И.К. Физическое воспитание / И.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М.: Высш. шк., 1989.
  3. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989.
  4. Мартовский, А.И. Гимнастика в школе / А.И. Мартовский. – М.: ФиС, 1982.
  5. Меньшиков, Н.К. Гимнастика с методикой преподавания: Под ред. Н.К. Меньшиков: Просвещение, 1990.
  6. Петров, П.К. Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе: Учебное пособие / П.К. Петров, Г.И. Пономарев – Ижевск: УдГУ, 1994.
  7. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П.К. Петров. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  8. Рипы М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Под ред. М.Д. Рипы. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Смолевский, В.М. Гимнастика и методика преподавания: Под ред. В.М. Смолевского. – М.: Ф и С, 1987.
  10. Укран, М.П. Методика тренировки гимнастов / М.П. Укран. – М.: ФиС, 1971.
  11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физ. вос. и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М., 2001.

В спортивной тренировке под «методом» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера. Все методы спортивной тренировки можно условно разделить на три большие группы : 1) словесные; 2) наглядные; 3) практические (рис. 6).

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а непосредственно приспосабливают к конкретным требованиям, которые диктуют особенности спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение, умелое использование указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений. Эти формы наиболее часто используются в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов. Этому способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования всех вышеперечисленных словесных методов. Кроме того, к словесным методам специалисты относят аутогенную и идеомоторную тренировки.

Аутогенная тренировка – это одна из разновидностей методов самовнушения (или саморегуляции), которая позволяет создавать не только успокаивающий, но и мобилизующий эффект самовнушения, кроме того, активизировать восстанови­тельные процессы и повышать эффективность отдыха. Она направлена на обеспечение кратковременного отдыха во время тренировки и соревнований, а также после них, для достижения высокой предстартовой психологической настройки. Такая тренировка выполняется под выработанные специалистами словесные формулировки, произносимые мысленно спортсменом или вслух ведущим групповую аутогенную тренировку. В основе формулировок – слова уговаривающие : успокоиться, расслабиться, отвлечься от всех причин возбуждения, почувствовать себя отдохнувшим и др. Она может проводиться до, во время и после каждого тренировочного занятия и соревнования и перед сном.

Идеомоторная тренировка – это разновидность методов самовнушения, основанная на использовании механизмов представления и воображения. Она представляет собой мысленное воспроизведение зрительно-слуховых, мышечно-двигательных, зрительно-двигательных, двигательно-

МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

СЛОВЕСНЫЕ РАССКАЗ ОБЪЯСНЕНИЕ БЕСЕДА, АНАЛИЗ ОБСУЖДЕНИЕ КОМАНДЫ УКАЗАНИЯ ЗАМЕЧАНИЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ СЛОВЕСНЫЕ ОЦЕНКИ АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА


Рис. 6. Схема деления методов тренировки на различные группы

словесных представлений лучше усвоить рациональные технико-тактические варианты выполнения движений, оптимальный режим работы мышечного аппарата (В. Н. Платонов, 1997). Ее эффект основан на функциональных изменениях в органах и системах, в том числе и в мышцах, которые автоматически возникают у спортсменов в момент представления о движении. Эти изменения в точности повторяют, только в слабой мере те, что возникают при фактическом выполнении этого же движения (А. А. Белкин, 1982). По этому поводу И. П. Павлов писал: «… раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите …». Из этого следует, что при мысленном выполнении движений проявляются не только ранее образованные условно-рефлекторные связи, но могут создаваться и новые связи. Этим объясняется тот факт, что многократным мысленным повторением нового упражнения можно научиться выполнять его практически. Следовательно, многократное мысленное выполнение вновь изучаемого компонента техники движений – основа для практического овладения им (Н. Г. Озолин, 2002). Особенно значимой становится идеомоторная тренировка для увеличения числа повторений основного соревновательного упражнения с целью совершенствования спортивной техники, прежде всего в тех случаях, когда практическое выполнение связано с большими физическими и психическими нагрузками.



Наглядные методы, используемые в спортивной практике, имеют большое разнообразие и оказывают значительное влияние на процесс тренировки. К ним следует отнести: правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и элементов в исполнении тренера или квалифицированного спортсмена; применение вспомогательных средств демонстрации (учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры); методы ориентирования (как простейшие, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные – световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью). Подобные устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпо-ритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Среди практических методов в спортивной тренировке выделяют три большие группы: 1) игровой метод; 2) соревновательный метод; 3) метод строго регламентированного упражнения.

Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности занимающихся в виде игры, т. е. созданием условной ситуации, в которой взаимодействие между участниками определяется некоторыми правилами. Для игрового метода характерны следующие методические особенности:

1) сюжетно-ролевая организация деятельности. В игре обязательно должен быть какой-либо образный или условный «сюжет» (замысел, план игры), в рамках которого и достигается победа, при этом предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Каждый участник игры выполняет определенную роль;

2) разнообразие двигательной деятельности. В игре обычно используются различные действия, выполняемые с высокой интенсивностью (бег, прыжки, метания, переноска груза, ведение мяча, преодоление препятствий и т. п.). Многообразие игровой деятельности оказывает комплексное воздействие на организм занимающихся и способствует повышению общей физической подготовки. Но, с другой стороны, данный метод можно использовать для целенаправленного развития отдельных физических качеств (например, игра «в пятнашки» в воде развивает быстроту движений и реакцию игроков в водное поло);

3) разнообразие способов решения двигательной задачи. Для достижения победы в игре возможно использование различных путей, допускаемых правилами. Высокая динамичность игры, условия внезапно меняющейся обстановки требуют от спортсмена мгновенной реакции для выбора оптимального пути решения двигательной задачи;

4) творчество и самостоятельность. Игра предоставляет огромные возможности для творческого решения двигательных задач и способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости, когда каждый участник выполняет свою роль в изменчивой обстановке, имея лишь одно ограничение его действия не должны противоречить интересам команды. Самостоятельность же в игре определяется быстротечностью ситуаций, исключающей возможность выработки коллективных решений;

5) эмоциональность. В игре моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности. Эмоциональные переживания, которые возникают в процессе игровой деятельности, «снимают» монотонность в работе, способствуют формированию интереса к физическим упражнениям.

Естественно, одним из недостатков этого метода является ограниченная возможность дозировки нагрузки по сравнению с методами строго регламентированного упражнения. Применяется он в основном для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях в виде общепринятых подвижных и спортивных игр. Игровой метод позволяет совершенствовать в основном такие качества, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки.

Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.

Соревновательный метод – это способ активизации деятельности занимающихся в условиях тренировочного занятия с установкой на достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении, главной особенностью которого является введение характерных для спорта элементов соперничества при соблюдении правил соревнований. Главная характерная черта этого метода единоборство, соперничество, сопоставление сил.

Соревновательный метод применяется для развития физических и нравственных качеств, совершенствования умений и навыков, с также способностей рационально использовать их в усложненных вариантах.

В области физического воспитания и тренировки данный метод используется либо в элементарных формах (проведение контрольных испытаний на лучшее использование техники: кто больше забросит мячей в кольцо, кто точнее приземлится и т. д.), либо в виде полуофициальных или официальных соревнований (прикидки, курсовки, спаринги, «гандикап»).

Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена. Этот метод позволяет повысить активность занимающихся, уменьшить монотонность тренировки, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, а также готовит к успешным действиям на соревнованиях.

При использовании соревновательного метода следует широко варьировать условия проведения соревнований, с тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленных задач. По сравнению с официальными, эти соревнования могут проводиться как в усложненных, так и в облегченных условиях. Можно привести несколько примеров усложнения условий соревнований:

· соревнования в условиях среднегорья, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер – в велосипедном спорте, «тяжелая» лыжня в лыжном спорте и т. п.);

· соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

· проведение серий схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

· соревнования в играх и единоборствах с «неудобными» противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием соревнований на дистанциях меньшей протяженности в циклических видах спорта; уменьшением продолжительности боев, схваток в единоборствах; упрощением соревновательной программы в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов в метаниях; уменьшением высоты сетки в волейболе; массы мячей в водном поло и футболе и т. д.

По особенностям регулирования нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Это связано с тем, что соревнования довольно жестко регламентируются определен­ными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация затрагивает лишь некоторые стороны и условия состязаний (предмет состязаний, порядок выступлений, условия оборудования и др.) Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой соревновательной борьбы. В определенные периоды тренировки (при подготовке к различным состязаниям) этот метод может приобретать значение основной формы организации занятий для высококвалифицированных спортсменов.

Но основной методический арсенал спортивной тренировки составляют методы строго регламентированного упражнения, которые направлены на углубленное совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств, и основаны на строгой регламентации нагрузки и отдыха, что позволяет наиболее точно программировать результат выполнения тренировочного задания. При этом можно задавать способ выполнения упражнения, дистанцию, скорость движения, темп, частоту движений и т. п.

В спортивной практике в группе строго регламентированного упражнения выделяют две разновидности методов: 1) методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники; 2) методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

Выделение этих групп обусловлено тем, что в различных видах спорта, особенно в сложнокоординационных, единоборствах и играх, техническая подготовка представляет сложный и постоянный процесс либо освоения новых элементов, связок, приемов (фигурное катание, прыжки в воду, акробатика, спортивная и художественная гимнастика, единоборства, игры), либо совершенст­вования техники с относительно стабильной структурой движений (циклические и скоростно-силовые виды спорта).

Среди методов, направленных преимущественно на освоение техники , следует выделять методы разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные).

Разучивание движений в целом осуществляется при освоении относительно простых по координации упражнений (ловля и передача мяча, жонглирование в футболе), а также сложных движений, разделение которых на части невозможно (большие обороты на перекладине), при этом сохраняются все элементы, составляющие данное физическое упражнение. Однако при освоении целостного движения внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

Положительная сторона состоит в том, что при выполнении упражнения не разрывается его динамическая и кинематическая структура, в результате чего действие приобретает сразу четкий вид.

Отрицательные стороны: а) внимание учеников рассредоточивается на многие элементы, поэтому по прочности части элементов усваиваются равноценно; б) при выполнении упражнений, состоящих из трудовых и легких частей, зря тратится время на повторение легких элементов; в) чаще структурно запоминаются начало и конец упражнения, а середина почти не запоминается; г) трудно предупредить и исправить сразу все ошибки, и они автоматизируются.

При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям . В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения. Обычно этот метод применяют :

· для разучивания сложных по координационной структуре упражнений (прыжки с шестом, толчок в тяжелой атлетике и т. п.);

· для разучивания упражнений, состоящих из частей, мало связанных между собой (гимнастика, фигурное катание объединение упражнений в комбинации);

· для приобретения уверенности и увеличения интереса к занятиям (опорный прыжок для снятия чувства страха прыжок выполняется в облегченных условиях (на горку матов).

Положительная сторона : он не требует большого внимания и концентрации усилий для освоения самого упражнения.

Отрицательная сторона : при увлечении этим методом части упражнения становятся самостоятельными.

При применении этих двух методов для освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. В качестве имитационных упражнений может быть использовано педалирование на велоэргометре для велосипедистов, имитация плавательных движений для пловцов, работа на гребном тренажере для гребцов и т. д. Имитационные упражнения широко используются при совершенствовании технического мастерства, как новичков, так и спортсменов различной квалифика­ции.

Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств . Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов: непрерывных и интервальных .

Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы.

Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными, так и произвольными паузами отдыха.

Непрерывные методы подразделяются на: равномерный, поточный, непрерывно-переменный, круговой .

Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением упражнений в течение длительного времени с постоянной интенсивностью 25–75 % от максимума (в циклических видах бег, лыжные гонки, плавание; в ациклических непрерывное выполнение одного и того упражнения или комбинации), для этого используются аэробные возможности организма.

Положительная сторона: он очень удобен для развития общей и специальной выносливости.

Отрицательная сторона: необходима большая длительность выполнения упражнений.

Поточный метод характеризуется многократным выполнением одинаковых по структуре действий без интервалов отдыха между повторениями (подтягивания, отжимания, прыжки через скакалку и т. п.).

Положительные стороны : а) позволяет быстро увеличить объем нагрузки и довести ее до максимума; б) позволяет легко дозировать нагрузку.

Отрицательная сторона : организм быстро адаптируется к нагрузке подобного типа и тогда снижается тренирующий эффект.

Непрерывно-переменный метод характеризуется тем, что происходит выполнение непрерывной работы с переменной интенсивностью, при этом меняются скорость, темп, ритм, интенсивность работы. Применяется этот метод для развития общей и специальной выносливости, для повышения координации движений, для совершенствования технической подготовленности, для развития волевых качеств. Может применяться как в циклических (рваный бег, фартлек игра скоростей и т. п., при этом интенсивность может быть от умеренной до максимальной), так и в ациклических видах спорта (борцы выполняют серии приемов поочередно со спортсменами различных весовых категорий, «челночный бег»).

Положительная сторона: позволяет устранять монотонность в работе.

Отрицательная сторона : затрудняет планирование нагрузки.

Среди интервальных методов выделяются следующие: повторный, повторно-интервальный, повторно-переменный, повторно-интервально-прогрессирующий, круговой.

Повторный метод – характеризуется многократным повторением упражнений (соблюдая требуемую форму и характер) через определенные интервалы отдыха, в течение которых происходит полное восстановление. Интенсивность работы максимальная (100 % от максимальных возможностей). Упражнения выполняются сериями, но не более 6 в занятии. Например: бег 10 × 100 м с максимальной скоростью, отдых между каждой 100-метровкой 5 мин.

Отличительная черта : тренирующее воздействие на организм обеспечивается только в период выполнения упражнений, при этом происходит развитие скоростных способностей, скоростной и скоростно-силовой выносливости.

Положительные стороны : а) позволяет точно дозировать нагрузку; б) содействует более экономичному расходу энергетических запасов мышц, устойчивости их к недостатку кислорода; в) совершенствует мышечный обмен.

Отрицательная сторона: обнаруживает сильное воздействие на эндокринную систему и ЦНС, что в свою очередь может привести к перетренировке.

Повторно-интервальный метод – характеризуется многократным повторением одних и тех же упражнений, при этом интервалы отдыха могут, как сокращаться (прогрессирующий вариант пробегание 100 м, отдых 5 мин, следующие 100 м и отдых 4 мин, еще 100 м отдых 3 мин), так, и увеличиваться (нисходящий вариант проплывание 200 м, отдых 3 мин, следующие 200 м и отдых 4 мин, затем еще 200 м отдых 5 мин и т. д.).

Положительная сторона : позволяет не только точно дозировать нагрузку, но и изменять интенсивность работы.

Отрицательная сторона: нельзя долго применять данный метод из-за сильного воздействия на эндокринную систему и ЦНС.

Повторно-переменный метод – характеризуется выполнением серии упражнений различной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными или произвольными паузами отдыха. Например: бег 3 × 60 м с максимальной скоростью, отдых 200 м.

Повторно-интервально-прогрессирующий метод – характеризуется повторением упражнений с постоянным сокращением интервалов отдыха до минимума и увеличением нагрузки до максимума. Например: проплывание 100 м за 64 с, а каждые последующие 100 м на 2 с быстрее, интервал отдыха между ними сокращается: 5 мин, 4 мин, 3 мин, 2 мин.

Положительная сторона : позволяет быстро получать прирост развиваемых качеств (силы, скоростной выносливости, силовой выносливости).

Отрицательная сторона : можно применять ограниченное количество раз и только на спортсменах с высоким уровнем квалификации и подготовленности из-за того, что он предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям организма.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод , направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Круговой метод (или круговая тренировка) – это особая организационно-методическая форма работы, которая предполагает последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений.

Для проведения круговой тренировки заранее составляется комплекс упражнений, определяются места («станции»), на которых будут выполняться упражнения, на первом занятии проводят испытания на максимальный тест по каждому упражнению при условии их правильного выполнения.

Средствами круговой тренировки являются общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, обычно технически несложные, хорошо освоенные. Один круг может представлять собой комплекс из 8 – 12 упражнений, которые распределяются по «станциям». Круг может повторяться от 3 до 5 и более раз в зависимости от задач тренировки и подготовленности занимающихся.

Выделяют несколько вариантов круговой тренировки.

1. По методу непрерывного упражнения (выполнение упражнений без перерывов, слитно, равномерно), Применяется в основном для развития общей выносливости, повышения уровня общей физической подготовки.

2. По методу интервального упражнения (последовательное серийное прохождение «станций» с интервалами между ними). Дозировка устанавливается в соответствии с индивидуальной работоспособностью спортсмена. Такой вариант применяется для развития скоростной и скоростно-силовой выносливости.

3. По методу повторного упражнения (многократное повторение упражнений через определенные интервалы отдыха, в течение которых происходит полное восстановление). Его предлагается использовать для развития силы, быстроты, скоростно-силовых и других качеств.

Подобный организационный прием применения методов упражнения позволяет не только дифференцированно развивать физические качества (силу, быстроту, выносливость), но и их комплексные формы проявления (силовую, скоростную, скоростно-силовую выносливость).

При использовании как непрерывных, так и интервальных методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный или избирательный характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, которые обусловливают уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме работы использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки в основном используются для повышения аэробных возможностей, развития специальной выносливости к работе средней и большой длительности. Например, гребля на дистанциях 5000 и 10000 м с постоянной и переменной скоростью, бег на дистанциях 10000 и 20000 м как с равномерной, так и с переменной интенсивностью.

В условиях переменной работы возможности непрерывных методов значительно многообразнее. Это зависит от продолжительности частей упражнений, которые выполняются с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей. Изменение этих показателей позволяет повышать скоростные возможности организма, развивать различные компоненты выносливости, совершенствовать частные способности, которые определяют уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

Если применяется варьирующий вариант, то могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Например, бег на коньках на дистанции 8000 м (20 кругов по 400 м): один круг проходится с результатом 45 с, следующий свободно, с произвольной скоростью. Данная работа будет способствовать развитию специальной выносливости и становлению соревнова­тельной техники.

Прогрессирующий вариант нагрузки определяется повышением интенсивности работы по мере выполнения упражнения, а нисходящий с ее снижением. Примером прогрессирующего варианта может служить проплывание дистанции 500 м (первые 100 м за 64 с, а каждые последующие на 2 с быстрее, т.е. за 62, 60, 58, 56 с); а примером нисходящего варианта – пробегание на лыжах 20 км (4 круга по 5 км) с результатом соответственно 20, 21, 22 и 23 мин.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинирован­ные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами является типичным для данных методов. Например, для совершенствования специальной выносливости: серии 10 × 400 м; 10 х 1000 м – в беге и беге на коньках, в гребле и т. п. Примером варьирующего варианта могут служить серии для совершенствования спринтерских качеств в беге: 3 × 60 м с максимальной скоростью, отдых 3–5 мин, 30 м с ходу с максимальной скоростью, медленный бег 200 м. Примером прогрессирующего варианта являются комплексы, предлагающие последователь­ное прохождение отрезков возрастающей длины (пробегание серии 400 м + 800 м + 12000 м +2000 м), либо стандартной длины при возрастающей скорости (шестикратное проплывание дистанции 200 м с результатом 2 мин 14 с; 2.12; 2.10; 2.08; 2.06; 2.04). Нисходящий вариант предполагает обратное сочетание: последовательное выполнение упражнений уменьшающейся длины или выполнение упражнений одной и той же продолжительности с последовательным уменьшением их интенсивности.