Питание

Образная характеристика метода подбора упражнений. Методы спортивной тренировки. Непрерывный переменный метод

Метод тренировки - это целенаправленное, систематическое повторение определенных движений, действий, реализуемое для реше­ния конкретных задач (достижение поставленной цели).

В практических целях методы спортивной тренировки принято условно подразделять на три группы: словесные, наглядные и прак­тические. При подборе того или иного метода спортивной тренировки следует четко следить, чтобы они соответствовали поставленным за­дачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам тренировки, возрастным, половым особенностям спортсменов, их ква­лификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение и др. Эти методы можно использовать с любым контингентом спортсменов (новичками и спортсменами высокого класса). Важно, чтобы эти методы излагались лаконично, со знанием современной специальной терминологии и в сочетании с наглядными методами.

Наглядные методы весьма многообразны и в значительной степе­ни обуславливают действенность процесса тренировки. К ним следует прежде всего отнести методически грамотный показ упражнений и его элементов тренером или квалифицированным спортсменом. В спортивной практике широко используются вспомогательные наглядные методы – демонстрация видеомагнитофонных записей упражнений или игровых ситуаций, учебных фильмов, макетов игровых площадок иди спортивных полей для разбора тактических схем, я также методы ориентирования (световые, звуковые, механические лидирующие уст­ройства, и том числе с программным управлением и обратной связью).

Практические упражнения условно могут быть распределены на две основные группы:

Методы, преимущественно направленные на ос­воение и совершенствование спортивной техники, то есть, формирова­ние двигательных умений и навыков, характерных для избранного ви­да спорта;

Методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Обе группы практических методов тесно связаны между собой и применяются в неразрывном единстве.

Остановимся на этих методах более подробно.

Метод, направленный на освоение спортивной техники. В нем выделяют методы разучивания техники движения в целом и по частям.

Разучивание упражнений в целом осуществляется при освоении относительно простых движений, а также и сложных, если разделение по частям невозможно.

Разучивание техники по частям осуществляется при освоении, более или менее сложных в координационном отношении движений. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к интеграции в единое целое ранее освоенных частей сложного упраж­нения.

Большое значение при разучивании движений отводится подводя­щим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения позволяют путем разучивания простых элементов движений постепенно подвести спортсмена к выполнению спортивной техники всего упражнения. У бегунов в качестве подводящего упражнении используется бег с высоким подниманием бедра, бет с захлестыванием голени, "семенящий" бег, бег прыжками и др.

В традиционных упражнениях сохраняется общая структура соревновательных упражнений. Однако при этом обеспечиваются усло­вия, облегчающие освоение двигательных навыков. Например, для ос­воения техники в тяжелой атлетике широко используют гимнастичес­кую палку или гриф штанги без блинов. Имитация техники упражнений полезна не только для новичков, но и для квалифицированных атле­тов, особенно перед началом выполнения упражнений основной части тренировки. Это позволяет не только облегчить переход от одного упражнения к другому, но и осуществить оптимальную настройку ко­ординационных возможностей двигательного аппарата.

Методы, направленные на совершенствование двигательных ка­честв Развитие двигательных качеств в процессе спортивной трени­ровки происходит в рамках двух основных методов - непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Непрерывный метод (или равно­мерный) состоит в выполнении определенного двигательного действия с неизменно, как правило, невысоким уровнем интенсивности, но за­то в течение продолжительного времени. Например, такая трениро­вочная работа характерна для бегуна на средние дистанции (800, 1500 м) при пробегании дистанции 3-5 км с одинаковой скоростью, которая намного ниже максимальной на его основной дистанции.

Непрерывный метод широко используется в основном в цикличес­ких видах спорта. Однако его успешно применяют также и в ацикли­ческих упражнениях, где длительность двигательного действия может ограничиваться определенным отрезком времени (например, в боксе, борьбе, спортивных играх). В ациклических видах спорта данный ме­тод реализуется путем выполнения неизменного или изменяющегося по структуре спортивного упражнения в целом или отдельных подсистем без пауз для отдыха. Например, упражнения в нанесении серии ударов по мешку в занятиях боксера, упражнения в ведении мяча у бас­кетболиста или футболиста. В равномерном методе от занятия к занятию постепенно увеличивается преимущественно объем работы.

Интервальный метод характеризуется тем, что движение выпол­няется с варьированием интенсивности нагрузки при непрерывном вы­полнении упражнения или с перерывами различной продолжительности и характера. Варианты использования данного метода тренировки весьма обширны. Так, по мнению В.А. Андреева, Д.П. Пугачева-Ионова, В.М. Дьячкова и др., в легкой атлетике интервальный метод есть повторное преодоление отдельных отрезков дистанции и "рас­четное" время с точно установленными перерывами для отдыха. При этом они считают, что следует от занятий к занятиям сокращать продолжительность перерыва для отдыха, не снижая скорости преодо­ления дистанции (отрезков) с тем, чтобы на последующих этапах до­биться возможности пробежать в запланированное время большие от­резки и, наконец, всю дистанцию

В зависимости от изменения указанных выше обстоятельств ин­тервальный метод делится на переменное и повторное упражнение.

Переменное упражнение состоит в последовательном изменении напряженности выполнения движения в следующих вариантах (напри­мер, в беге на средние и длинные дистанции):

Большая часть дистанции преодолевается медленно, меньшая – быстро;

Быстрое и медленное преодоление дистанции сочетается рав­номерными частями;

Большая часть дистанции преодолеваемся быстро, меньшая - медленно;

Быстрое начало завершается замедлением движения, затем де­лается ускорение, заканчивающееся преодолением всей дистанции;

Многократное изменение скорости с преодолением коротких отрезков дистанции медленно;

Быстрое преодоление необходимой дистанции в таком темпе, какой спортсмен способен выдержать, затем медленное окончание ос­тавшейся части дистанции.

Такие варианты применяются не только в циклических видах спорта, но и в ациклических, где применяются равномерные упражнения (бокс, борьба, спортивные игры и др.). В ациклических видах спорта предлагаемые методы используются в форме непрерывного дви­жения с различной интенсивностью.

Повторный метод состоит в выполнении на протяжении одного занятия определенных движений с перерывом для отдыха. Этот метод используется на занятиях во всех видах спорта.

Основное различие между повторным и переменным вариантами интервального метода заключается в том, что в первом случае во время перерыва между выполнением упражнения занимающиеся отдыхают произвольно (пассивно или выполняют какие-либо иные, не относящиеся к основному упражнению движения). При повтором варианте для отдыха используется основное упражнение, но интенсивность его выполнения при этом резко снижается (например, у пловцов - свободное плавание, у бегунов - бег с полным расслаблением в медленном или среднем темпе).

В качестве самостоятельных методов принято также выделять игровой и соревновательный.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дейс­твий в условиях игры, в пределах, характерных для правил данного вида спорта, тактико-технических приемов и приближенных к реаль­ным ситуациям. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий, позволяет выявить психическую готовность спортсменов, проверить их в различных условиях соревновательной борьбы.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную соревновательную деятельность, которая в данном случае расс­матриваемся как один из способов повышения эффективности трениро­вочного пронесся.

В тренировочном процессе особую группу составляют идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использова­ния спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений под действием психи­ческого и общего состояния. К ним можно отнести:

Идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением);

Эмоциональную настройку на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога;

Самоприказ как способ самоубеждения и самоорганизации.

В спортивной тренировке также используется ряд других факто­ров, позволяющих повысить ее эффект. Они различны по своей приро­де, поэтому их трудно представить в логически строгой классифика­ции. Как правило, их выделяют в следующие три группы:

Естественно-средовой фактор подготовки спортсмена (использование таких природных условий, как солнечная радиация, содержа­ние кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т.п.);

Гигиенические средства оперативного воздействия на динами­ку работоспособности спортсмена (чистота, освещение, вентиля­ция, искусственная аэронизация и другие восстановительные проце­дуры);

Материально технические средства спортивной тренировки (тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информаци­онная литература и др.).

Метод – это слово греческое, обозначающее способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод тренировки – это совокупность способов работы тренера и спортсмена, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня спортивной подготовленности: развиваются необходимые качества, осваиваются умения и навыки, происходит познание закономерностей спортивной тренировки. Методы тренировки определяются различным сочетанием основных характеристик применяемых упражнений и условий их выполнения.

В практике подготовки спортсменов применяется большое число различных методов тренировки. Но все это многообразие методов можно свести к двум формам тренировочной работы:

Однократная непрерывная работа (равномерная или переменная);

Прерываемая работа, повторяющаяся через определенные интервалы отдыха.

К первой из указанных форм относятся методы длительной равномерной или переменной работы, одной из разновидностей которой является «фартлек» - метод, при котором интенсивность работы меняется по самочувствию.

К форме прерывистой работы следует отнести методы повторной и различные варианты интервальной тренировки.

Для метода длительной непрерывной работы наиболее характерным является весьма умеренный темп выполнения упражнений, который поддерживается на протяжении большого промежутка времени (от 30 мин и более).

Разновидности длительной работы, применяемой в форме метода равномерной работы (равномерный метод) ч.с.с. не выше 150 уд./мин, т.е. аэробно, продолжительность зависит от задач тренировки (восстановительные или развивающие).

Методы повторной и интервальной тренировки объединяет то, что оба они выполняются в форме повторяющихся отрезков, разделенных интервалами отдыха. В зависимости от задач тренировки определяется продолжительность интервалов отдыха и интенсивность работы. Эти два метода - наиболее часто применяемые в тренировке спортсменов, поэтому рассмотрим их подробнее.

На примере использования беговой работы на дорожке рассмотрим повторный метод при развитии скоростных способностей:

Длина отрезков подбирается такой, чтобы скорость была близкой к максимальной и сохранялась до конца тренировочного отрезка;

Интенсивность, близкая к максимальной (95-97 %);

Количество повторений до тех пор, пока скорость преодоления отрезка не упадет на 5 %;

Продолжительность отдыха между повторениями определяется по самочувствию, когда спортсмен готов к выполнению следующей попытки с той же скоростью (обычно 3-5 мин);

Характер отдыха предпочтительнее активный, с целью ускорения восстановления и сохранения необходимого соревновательного возбуждения.

Интервальный метод. Вариантов очень много, но чаще используется при развитии скоростной или общей выносливости. Рассмотрим вариант на развитие общей выносливости:

Длина отрезков зависит от задач тренировки (если на скоростную выносливость, то от 200 до 400 м, если на общую выносливость – свыше 400 м);

Интенсивность подбирается такой, чтобы к концу отрезка пульс был не выше 170-180 уд./мин;

Продолжительность отдыха – постоянная, примерно 1-2 мин – обеспечивает восстановление до 130-140 уд./мин (не ниже 130);

Количество повторений определяется восстановлением в выбранной паузе отдыха до 130-140 уд./мин. Пока спортсмен восстанавливается, работа продолжается, обычно более 10 повторений;

Характер отдыха – ходьба, упражнения на расслабления, избегать полного покоя.

Примечание: если тренировка проводится на этапе базовой подготовки, возможно выполнение нескольких серий, разделенных 8-10 минутными паузами отдыха.

2.7. Физиологическое воздействие тренировочной нагрузки на спортсмена
в зависимости от изменения компонентов нагрузки

Физические нагрузки, применяемые в тренировке спортсменов, имеют своей целью вызвать необходимые адаптационные перестройки в организме, которые обеспечивают рост спортивной работоспособности. Адаптационные перестройки возникают только тогда, когда нагрузка вызывает значительные изменения гомеостаза, т.е. нагрузки выше привычны౅ (развивающие). Величина и характер физиологических изменений определяет срочный тренировочный эффект. Этот результат одного тренировочного занятия выражается в утомлении и снижении работоспособности. Адаптационные изменения, наступающие под влиянием отдельных тренировочных занятий, суммируясь друг с другом на протяжении нескольких недель, обуславливают кумулятивный, т.е. накопительный эффект тренировки. Он может, при больших нагрузках, выражаться в снижении работоспособности или при оптимальных нагрузках в улучшении тренированности и росте спортивных результатов.

Воздействие тренировочных нагрузок на организм спортсмена зависит от показателей нагрузки, называемых компонентами. Сюда относят показатели применяемых упражнений:

Интенсивность (скорость передвижная, ч.с.с.);

Продолжительность (длина дистанции);

Величина интервалов отдыха между упражнениями;

Число повторений упражнения;

Характер отдыха (пассивный или активный).

Изменения этих компонентов влечет за собой и изменения воздействия тренировочной нагрузки, выражающиеся в срочном эффекте тренировки.

Интенсивность упражнения непосредственно определяет величину и характер физиологических сдвигов, вызываемых выполненной работой. При низкой интенсивности упражнения, когда расход энергии невелик, и он еще не превышает максимума аэробной способности (ч.с.с. не выше 150 уд./мин), текущее потребление кислорода полностью удовлетворяет энергетические потребности. Работа происходит в условиях устойчивого состояния и носит аэробный характер энергообеспечения, позволяя выполнять работу длительно без снижения скорости.

Скорость бега, при которой сохраняется строгая пропорциональность между интенсивностью выполняемой работы и количеством потребляемого кислорода, называют «субкритической».

Если спортсмен увеличит скорость передвижения, то он достигнет области «критической» мощности, где кислородный запас сравняется с его максимальными аэробными возможностями. Работа будет выполняться при предельном усилении деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Уровень «критической мощности» тем выше, чем больше аэробная работоспособность спортсмена. При интенсивности упражнений, превышающей значение «критической мощности», когда величина кислородного запроса превышает максимум потребления кислорода, работа выполняется за счет анаэробных источников энергии с образованием большого кислородного долга и не может продолжаться длительно.

Продолжительность выполнения упражнения зависит от длины преодолеваемой дистанции и скорости передвижения. Между скоростью и продолжительностью упражнения существует обратная зависимость: чем выше скорость, тем меньшее время она может быть поддержана.

Работа максимальной интенсивности может продолжаться в пределах 6-10 сек, гликолитеская работа, обеспечиваемая энергией от расщепления углеводов с образованием большого количества молочной кислоты в пределах 1-2 минут, и аэробно-дыхательные процессы разворачиваются полностью лишь к 3-5 минутам работы, и работа обеспечивается, в основном, аэробными источниками образования энергии.

Величина интервалов отдыха между упражнениями играет исключительно большую роль в определении величины и особенно характера ответных реакций организма на выполняемую нагрузку. При небольшой продолжительности упражнения работа совершается преимущественно за счет анаэробных источников. Если при этом задавать небольшие интервалы отдыха, то вызванное анаэробными реакциями усиление аэробного обмена в период отдыха будет сохраняться вплоть до начала следующего упражнения, которое еще более усилит аэробный процесс. Отсюда следует, что при работе с «субкритической» и «критической» мощностью (т.е. без образования кислородного долга) уменьшение интервалов отдыха делает тренировочную нагрузку более аэробной (за счет увеличения минутного объема крови).

В то же время при работе с «надкритической» мощностью (когда образуется кислородный долг) с интервалами отдыха, недостаточными для ликвидации образовавшегося кислородного долга, каждое последующее упражнение (повторение) будет увеличивать анаэробные сдвиги в организме. Поэтому здесь сокращение интервалов отдыха приведет к увеличению кислородного долга.

Характер отдыха, в частности заполнение пауз отдыха между повторениями упражнений другими видами деятельности, оказывает разное влияние в зависимости от напряженности выполняемой работы. При работе, близкой к «критической мощности», умеренная нагрузка в паузе отдыха (активный отдых) позволяет поддерживать высокий уровень аэробных процессов и избегать резких переходов от работы к покою и обратно. Кроме того, выполнение умеренной нагрузки после напряженной работы ускоряет протекание восстановительных процессов. С этой точки зрения многократные переключения от упражнений высокой интенсивности к работе умеренной придают, в целом, тренировочной нагрузке более аэробный характер. В этом и заключается основное преимущество переменных форм тренировочной работы.

Число повторений упражнения определяет величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет поддерживать на высоком уровне деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем длительное время. В анаэробных условиях увеличение повторений рано или поздно приводит к исчерпанию энергетических резервов в мышцах и развитию резко выраженного утомления, в чем немаловажную роль играет и закисление молочной кислотой, что вынуждает спортсмена либо прекратить работу, либо снизить ее интенсивность и перейти на преимущественно аэробные источники образования энергии.

Таково влияние отдельных компонентов нагрузки на вызываемые ею физиологические изменения в организме. Исходя из особенностей вызываемых физиологических сдвигов в организме, все тренировочные нагрузки, применяемые в процессе подготовки спортсменов можно разделить на пять основных групп.

Исходя из особенностей вызываемых физиологических сдвигов в организме, все тренировочные нагрузки, применяемые в процессе подготовки спортсменов, можно разделить на пять основных групп.

1. Нагрузки преимущественно аэробной направленности

При выполнении таких нагрузок их энергетические затраты полностью покрываются за счет аэробных процессов. Использование анаэробных источников энергии здесь не играет значительной роли, их участие ограничивается пусковой фазой работы. Работа выполняется с невысокой интенсивностью в течение длительного времени (от 30 мин и более).

Нагрузки аэробного воздействия можно разделить в зависимости от интенсивности, на восстановительно-компенсирующие – если при их выполнении пульс не превышает 130 уд./мин. Эти нагрузки не являются развивающими для сердечно-сосудистой системы, т.к. до уровня 130 уд./мин систомический объем сердца не достигает своих максимальных значений. Они используются в небольших объемах (до 30-40 мин) с целью улучшения восстановительных процессов или на этапах втягивающей работы с постепенным увеличением продолжительности работы до нескольких часов. Например, длительная велоезда (до 4-х часов) по равнинной местности с умеренной интенсивностью. Такая работа необходима с целью улучшения питания – кровоснабжения работающих мышц за счет увеличения капиллярного русла, укрепления связочно-мышечного аппарата и подготовки его к более интенсивным нагрузкам.

Нагрузки, вызывающие частоту сердечных сокращений до 150 уд./мин, являются аэробными и обеспечиваются самыми экономическими источниками энергии с участием кислорода, а потому выполняются длительно. В основном, используются для развития выносливости – равномерными или переменными методами тренировки, а также интервальными методами на длинных отрезках.

2. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия (пульс 151-190 уд./мин).

Интенсивность этих упражнений лежит выше порога анаэробного обмена (ПАНО), но еще не превышает максимальных аэробных возможностей спортсмена. При выполнении тренировочных нагрузок этого вида, наряду со значительным усилением аэробных процессов, возрастают и анаэробные сдвиги в организме. Продукты анаэробных реакций используются для процессов окисления, и это стимулирует рост потребления кислорода.

При смешанной аэробно-анаэробно работе частота сердечных сокращений находится в пределах от 151 до 190 уд./мин. Эти тренировочные нагрузки не только способствуют развитию аэробных способностей до максимальных значений, но и оказывают на организм более разностороннее воздействие, увеличивая силу и анаэробные возможности. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия являются наиболее применимыми при развитии выносливости квалифицированными спортсменами, с целью повышения ПАНО.

3. Нагрузки анаэробно-гликолитического воздействия.

Это самые труднопереносимые нагрузки. К этому типу нагрузок относятся такие, которые вызывают пульс 190 уд./мин и выше продолжительностью работы от 30 сек до 2-3 мин. Нагрузки этого вида вызывают резкое усиление анаэробных процессов, в особенности гликолиза. При этом в организме происходит накопление молочной кислоты и образуется большой кислородный долг. Анаэробная гликолитическая работа вызывает сильное утомление и требует предельного напряжения от спортсмена. Учитывая, что при выполнении этого вида нагрузок образуются предельные значения закисления молочной кислотой, что весьма негативно воздействует на организм спортсмена, и в том числе разрушающе на митохондрии, что крайне нежелательно, использование таких нагрузок весьма ограниченно. Гликолитические нагрузки требуют от организма максимальной мобилизации всех систем, что вызывает вхождение спортсмена в состояние наивысшей спортивной формы после 4-5 тренировок такого типа. Поэтому общее количество тренировок такого типа в годовом цикле весьма ограниченно и использоваться они должны только в соревновательном периоде и только в специальной работе, т.е. в соревновательном упражнении.

Гликолитическая работа выполняется по 3-4 повторения в серии с увеличенными паузами отдыха, в одном тренировочном занятии обычно 2-4 секции, в зависимости от длины отрезков, и очень большими перерывами между сериями (до 20-25 мин), необходимыми для нейтрализации большого количества образовавшейся молочной кислоты, вызывающей закисление организма, что в свою очередь заставляет организм снижать интенсивность работы.

4. Нагрузки анаэробно-алактатного воздействия.

Работа этого типа обеспечивается в основном энергией от креатинфосфокиназной реакции, связанной с расщеплением креатинфосфата (КрФ), фосфатные группировки с которого переносятся на аденозиндифосфорную кислоту (АДФ), ресинтезируя ее в аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ), являющейся непосредственным источником энергии при мышечном сокращении. Так как запасы АТФ в организме невелики, и они мало поддаются воздействию тренировки, в организме постоянно происходят реакции ресинтеза АТФ двоякого рода:

1) с участием кислорода аэробные при достаточном его потреблении;

2) анаэробные, т.е. без достаточного потребления кислорода (анаэробно-алактатные при работе до 10 сек и анаэробно-лактатные, гликолиз от 30 сек до 2-3 мин).

К нагрузкам анаэробно-алактатного воздействия относят упражнения скоростно-силового характера (спринт, прыжки, поднятие тяжестей и т.п.), выполняемые с усилиями, близкими к максимальным, которые могут поддерживаться лишь кратковременно (от 6 до 15 сек). При такой длительности упражнения гликолитический механизм образования энергии еще не успевает проявить своей действие, поэтому здесь главную роль играет анаэробно-алактатный процесс.

При выполнении упражнений анаэробного алактатного воздействия, относимых к 5-ой зоне мощности, частота сердечных сокращений не учитывается, так как упражнения выполняются практически максимально, а учитывая лишь количество повторений и скорость, которую необходимо выдерживать в течение всей тренировки. Снижение запланированной скорости на 5 % при развитии скоростных способностей является критерием достаточности работы в данном тренировочном занятии.

Тренировочные нагрузки, применяемые в спортивной подготовке, могут подразделяться по различным показателям:

По характеру - тренировочные и соревновательные;

По средствам – нагрузки по ОФП, СФП и СП (специальной подготовке);

По направленности – развивающие отдельные двигательные способности (скоростные, силовые, выносливость, гибкость, координация) или их компоненты;

По величине нагрузки – малые, средние, значительные (околопредельные) и большие (предельные) и т.д.

Одной из самых трудных задач перед тренером всегда возникает – выбор интенсивности работы. Если бы работа проводилась в стандартно-одинаковых условиях, то этим показателем могла бы служить скорость пробегания дистанций или стреков, но так как условия проведения тренировочных занятий постоянно меняются (ветер, температура воздуха, покрытие или лед в конькобежном спорте и его качество и др. переменные величины), то управлять тренировочным процессом (в какой-то степени) можно по реакции организма на нагрузку, выражающейся в частоте сердечных сокращений (ч.с.с.) или по пульсу.

В силу множества переменных величин, влияющих на конечный результат, нагрузки и уровень энергозатрат в конькобежном спорте интенсивность нагрузки планируют по физиологическому воздействию на организм.

Все применяемые тренировочные нагрузки, на примере конькобежного спорта, делятся на зоны интенсивности. Этими вопросами в разные годы занимались Н.И. Волков, Б.А. Стенин (1970); Б.М. Васильковский (1980); В.С. Иванов, Б.М. Васильковский (1981, 1985, 1990) и др. На основании их исследований была принята следующая классификация нагрузок по зонам интенсивности (табл.1).

Характеристика тренировочных нагрузок
с учетом их направленности и ответной реакции организма

Ряд методических положений, которые необходимо учитывать при планировании тренировочных программ с квалифицированными конькобежцами.

1. При подготовке к участию к соревнованиям по классическому многоборию необходимо учитывать, что доля аэробного энергообеспечения составляет примерно 75 %, и 25 % приходится на анаэробное обеспечение. Известные ученые и тренеры Б.А. Стенин (1970), Х. Миллерович (1972), Н.И. Волков (1975), А. Мадер, В. Хольман (1977), Б.М. Васильковский (1984), О.М. Мотузка, Г.Е. Медведева (2003) рекомендуют в тренировке соотносить нагрузки в таком же сочетании, как и в соревнованиях, т.е. соотношение аэробных и анаэробных процессов в пропорции как 3/1 будет отражать специфику многоборья.

2. Аэробные нагрузки общефизической направленности должны предшествовать анаэробной и специальной работе.

3. Раннее включение в большом объеме специальных нагрузок приводит, как правило, к временному увеличению специфической адаптации, а затем к локальному мышечному утомлению и снижению выносливости. Поэтому не менее 30 % тренировочного времени необходимо уделять нагрузкам 3 зоны интенсивности, как наиболее эффективным, включающим и нагрузки на уровне ПАНО, при развитии аэробных показателей работоспособности.

4. Единой мерой соотношения и соизмерения разнохарактерных нагрузок является время работы с учетом зон интенсивности. Если разнонаправленные нагрузки вызывают пульс, например, 170 уд./мин, то эти нагрузки с учетом времени работы для организма идентичны и сопоставимы. При этом следует учитывать и время отдыха, в течение которого сохраняется тренирующее воздействие.

В.С. Иванов (1981, 1985) разработал применительно к конькобежному спорту систему соотношения времени работы и времени отдыха с учетом зон интенсивности:

I зона – аэробная восстановительная – время отдыха не учитывается;

II зона – аэробно поддерживающая 1 / 0,3;

III зона – смешанная аэробно-анаэробная 1 / 1-3;

IY зона – анаэробно гликолитическая 1 / 12-20;

Y зона – анаэробноалактатная II зона 1 / 15-24.

Необходимо учитывать, что работа и отдых во II зоне соотносятся, как 1 / 3, только в случае применения в тренировке повторно-интервальных форм работы.

В III – Y зонах минимальные показатели соотношения работы и отдыха - при использовании средств ОФП и СФП, а максимальные – при специальной работе на коньках и повторной работе.

Многосторонний характер спортивной тренировки предполагает использование широкого круга средств для воздействия на организм спортсмена. Их многообразие определяется характером спортивной дисциплины, этапом подготовки, квалификацией, полом и возрастом занимающихся и многими другими факторами. Систематика этих средств с учетом целенаправленного их приложения является важной задачей тренировочной методики. При ее решении особенно важно иметь в виду, что тренировочный процесс представляет непрерывное чередование работы и отдыха (нагрузки и восстановления) как на отдельных занятиях и микроциклах, так и на более крупных этапах подготовки. Из этого следует, что средства тренировки должны стимулировать (максимально эффективно) и эти два процесса – нагрузку и восстановление. Они наиболее ярко выражены в видах спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью. В основе этой деятельности лежат физические упражнения, что определяет их роль как основного средства морфофункциональной специализации организма.

В зависимости от своей динамической и кинематической характеристики в отношении конкретной двигательной деятельности физические упражнения могут разделяться на три главные группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеразвивающие упражнения.

Соревновательные упражнения – это типичные для соответствующего вида спорта или спортивной дисциплины целостные двигательные действия, которые являются предметом специализации и исполняются в соответствии с правилами соревнований. Их качественная характеристика определяется тем, что по динамике нервно-мышечных усилий и по внешней структуре они являются адекватными специфической деятельности.

В зависимости от их структурной организации они разделяются на несколько основных групп, подгрупп и видов (Л. П. Матвеев и соавт.).

  • 1. Моноструктурные упражнения – относительно стабильные формы, которые разделяются на две подгруппы:
    • скоростно-силовые упражнения (прыжки, броски, метания в легкой атлетике, поднятие тяжестей и др.);
    • циклические упражнения для развития выносливости при различной мощности: бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде и др.
  • 2. Полиструктурные упражнения – переменные формы, которые варьируют в зависимости от условий соревнования:
    • лыжно-альпийские дисциплины;
    • спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей и др.);
    • единоборства (борьба, бокс, фехтование и др.).
  • 3. Комплекс соревновательных упражнений:

Кроме этой классификации физических упражнений существуют и другие. В зависимости от способа, каким проявляются физические (двигательные) качества: скоростно-силовые упражнения; упражнения на выносливость; координационные упражнения; упражнения с комплексным проявлением качеств.

С точки зрения вложенных усилий упражнения могут быть разделены на имеющие максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную мощности.

Независимо от специфического характера соревновательных упражнений их одностороннее применение в тренировке не может решить проблему спортивного совершенствования. Основной причиной этого является неизбежная адаптация к ним организма, которая приводит к быстрому снижению их стимулирующего воздействия. С другой стороны, посредством этих упражнений нельзя создать необходимую максимальную нагрузку вследствие неизбежных ошибок в техническом исполнении. Эти и некоторые другие причины заставляют использовать в процессе тренировки и другой вид физических упражнений.

Специально подготовительные упражнения – это такие двигательные действия, которые по ряду характеристик являются близкими, но не тождественными соревновательным упражнениям. Они могут выражаться или в динамической, или в кинематической структуре, но не в обеих одновременно (в таком случае они не отличаются от соревновательных упражнений). Эта особенность специально подготовительных упражнений имеет исключительное значение для повышения эффективности спортивной подготовки. В наибольшей степени это относится к развитию физических качеств (преимущественно скоростно-силовых возможностей). Так, например, временно пренебрегая внешней структурой двигательного действия, но сохраняя динамику нервно-мышечного усилия, создаются условия для значительной нагрузки на работающее звено (группу мышц). Достаточно вспомнить, что в подготовке атлетов-прыгунов, баскетболистов, волейболистов и других спортсменов для развития прыгучести широко используются упражнения с подскоками и с преодолением от больших до максимальных сопротивлений (штанга, свинцовые пояса, тяжелая обувь и другие упражнения).

Одним из больших преимуществ специально подготовительных упражнений является их применимость и в неспецифических (отличающихся от соревновательных) условиях. Так, например, в плавании используются имитационные упражнения на суше с искусственным увеличением веса тела; для лыжников-альпинистов – слаломные трассы без снега, для лыжников-бегунов – роликовые коньки; отличным средством для подготовки прыгунов в воду являются упражнения на батуте и т.д. Эти и другие преимущества специально подготовительных упражнений сделали их в последние годы основным средством спортивной подготовки. В ряде видов спорта их удельный вес достигает 50–60% от общего объема тренировочной работы. На этой основе была разработана система вспомогательных тренажеров – для силовой подготовки, для технического совершенствования и пр., что обогатило тренировочную практику новыми видами тренировочных средств.

Общеподготовительные упражнения – это такие двигательные действия, посредством которых решаются преимущественно задачи общей подготовки спортсмена. Для этой цели может использоваться широкий круг упражнений, в различной степени приближающихся к соревновательным и специально-подготовительным упражнениям, либо к упражнениям, коренным образом отличающимся от них. Применение общеподготовительных (общеразвивающих) упражнений является необходимым условием повышения общей и специальной тренированности спортсмена. Посредством этих упражнений нейтрализуется однообразие соревновательных упражнений и стимулируются функции всех органов и систем в организме.

В наибольшем объеме средства общей подготовки используются в подготовительном и переходном периодах, но в последние годы была доказана их высокая эффективность и в период соревнований (особенно в рамках так называемых тонизирующих и разгрузочных микроциклов). Объем и интенсивность общеподготовительных упражнений варьируются в очень широких границах, в зависимости от вида спорта и этапов подготовки, но во всех случаях они должны быть сообразны с индивидуальными особенностями спортсмена.

Указанные до сих пор "активные средства тренировки" могут в различной степени использоваться как для нагрузки организма, так и для помощи процессам восстановления. Кроме них в тренировочной практике с успехом применяются и другие средства воздействия. Так, например, в последние годы все чаще используется так называемое идеомоторное упражнение, с помощью которого (на базе представления о движениях) возникают ритмические импульсы в тех мышечных группах, которые производят движения. Этот феномен был установлен еще Фарадеем (1853) и Шеврялом (1856), а впоследствии многократно доказан И. П. Павловым, А. Н. Крестовниковым, В. В. Васильевой и др.

Одновременно с этим используется и большое число средств для активного и пассивного восстановления – массаж и самомассаж, различные электро- и гидропроцедуры, сауна, физиотерапевтические и медикаментозные средства и др. В своей совокупности они оказывают необходимое воздействие на процессы катаболизма и таким образом стимулируют морфофункциональную специализацию организма.

Методы тренировки. Воздействие тренировочных средств на организм спортсмена в наибольшей степени зависит от методов (способов) их приложения. В зависимости от цели и задач тренировки в практической деятельности используется большое число методов, которые затрагивают различные стороны подготовки (физическую, техническую, тактическую, психологическую и т.д.). Сущность этих методов и их систематизация также являются одной из переменных проблем в теории спорта. Это обязано объективным трудностям, вытекающим из сложного характера двигательной деятельности и различий в подходе к этой проблеме. Так, например, в ряде случаев методы рассматриваются с точки зрения нагрузок, в других – как способ организации тренировочных занятий. К этому необходимо добавить и большие терминологические различия, возникающие на чисто языковой основе, вследствие усиленного обмена информацией в области спорта. Вот почему в теории и особенно в практике встречаются такие термины, как "интервальная" или "фракционная" тренировка; "интервальная" работа, "интервальный метод", несмотря на то, что речь идет об одном и том же – об основном принципе воздействия на организм. Когда рассматриваются методы спортивной тренировки, необходимо иметь в виду, что речь идет о едином педагогическом процессе обучения, воспитания и совершенствования. Сущность этого процесса наиболее ярко выражена в совершенствовании вегетативных и двигательных функций под единым "руководством" ЦНС. На этой основе (с известной условностью) методы тренировки могут быть рассмотрены с нескольких сторон (рис. 4.9).

Рис. 4.9.

В основе первого подхода лежит способ, в соответствии с которым производится регулирование работы и отдыха как неделимых компонентов тренировочной нагрузки. С этой точки зрения ее можно осуществить по двум основным принципам:

  • 1) без перерыва (например, продолжительный бег умеренной интенсивности);
  • 2) с перерывом (с интервалами различной продолжительности).

Первый принцип можно осуществить двумя способами:

  • равномерным методом, при котором усилие сохраняется в определенных (стандартных) границах, т.е. не изменяется;
  • переменным методом, при котором нагрузка изменяется (варьирует) в различной степени, без перерыва работы.

В зависимости от задач тренировки равномерная работа может протекать на различном уровне – с более высокой или более низкой интенсивностью и с различной продолжительностью.

Переменный метод также может иметь различные формы в зависимости от степени вариативности, продолжительности активных и "пассивных" фаз, способа их чередования и т.д.

Второй принцип (интервальный ) может реализоваться путем двух методов:

  • повторного метода, при котором данная стандартная работа повторяется через определенный интервал отдыха;
  • интервально-переменного метода, при котором работа осуществляется по интервалам, но с переменной интенсивностью.

В дальнейшем произошел ряд модификаций этих двух методов. Имея разные названия, они не изменяют сущности принципа. Так, например, повторная работа для каждой отдельной тренировки может производиться с разной интенсивностью или производительностью. Различной может быть и продолжительность отдыха.

Что касается интервально-переменного метода, то здесь создается много комбинаций. Так, например, одновременно или последовательно могут изменяться продолжительность работы и ее интенсивность, а также продолжительность времени отдыха.

Приоритет каждого из них в процессе тренировки определяется, прежде всего, характером двигательной деятельности (ее сложностью, возможностями расчленения, уровнем спортивной подготовки и др.).

Указанные выше методы, которые часто определяются как строго регламентированные (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков), представляют "основной методический арсенал" спортивной тренировки. Их особенность выражается при спортивной тренировке, прежде всего, в повышенных требованиях к функциональным возможностям организма. Это стремление привело к различным конкретным формам приложения, которые часто определяются как самостоятельные методы (соревновательный, игровой, круговой и др.). Независимо от того, оправдан ли такой подход, более важным является тот факт, что полноценный успех в процессе спортивной тренировки можно получить только при умелом сочетании перечисленных методов и их многочисленных вариантов.

При рассмотрении средств и методов спортивной тренировки необходимо иметь в виду, что эффект от их применения значительно повышается, когда они умело сочетаются с другими дополнительными факторами подготовки (различными тонизирующими и восстановительными процедурами самого разного содержания).

Равномерный метод тренировок заключается в непре-рывном выполнении работы (например, бега) умеренной ин-тенсивности, что способствует совершенствованию аэробных процессов в организме .

Непрерывная работа меняющейся интенсивности лежит в основе переменного метода тренировок. Физическая на-грузка при таком методе повышается путём увеличения про-должительности работы малой интенсивности (например, че-редование бега на средней или высокой скорости с медленным бегом). Возможность переключения с одного режима занятий на другой позволяет совершенствовать общую (и специальную) выносливость . Ценность переменного метода состоит в том, что мож-но избежать монотонности, за счёт смены процессов возбуж-дения и торможения в ЦНС обеспечить высокую работоспособ-ность организма.

Повторение нагрузок с достаточными интервалами отдыха между ними составляет суть повторного метода трениро-вок. Например, в беге этот метод характеризуется применени-ем как стандартных, так и различных по длине и интенсив-ности отрезков, повторяющихся через промежутки отдыха, заранее не запланированные (по времени или дистанции медленного восстанавливающего бега). Сочетание нагрузок созда-ет благоприятные предпосылки для сохранения физических сил, выполнения последующей работы на достаточно высокой скорости.

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания :

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания :

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное со­четание названных методов в соответствии с методическими прин­ципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Рис. 4. Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании

Методы строго регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруп­пы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы вос­питания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив­ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).

Рис. 5.

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Игровой метод

Всистеме физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод

Соревновательный метод - это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом вос­питании зависит от содержания учебного материала, дидактичес­ких целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, на­личия материально-технической базы, возможностей ее исполь­зования.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I-II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический мате­риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первона­чального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися.

5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование - точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания.