Дома

Взаимодействия в баскетболе. Эффективность индивидуальных тактических действий в баскетболе. Подводящие подвижные игры

Обучение индивидуальным тактическим действиям

Нападение - основная функция команды в процессе игры. От планирования, организации и реализации атакующих действий зависит результативность и в решающей степени конечный ре­зультат спортивного поединка.

Тактика нападения многообразна. Чем шире арсенал тактиче­ских знаний, умений и навыков отдельных игроков и команды в целом, тем больше возможностей выбрать и рационально постро­ить тактику игры против конкретного соперника, добиться жела­емой победы над ним.

Обучение основам тактики нападения предполагает освоение за­нимающимися базовых индивидуальных, групповых и командных дей­ствий в необходимом объеме.

Каждый игрок на площадке должен уметь ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимы умения постоянно контролировать складывающую­ся на площадке ситуацию, быстро анализировать ее, мгновенно принимать оптимальные решения и незамедлительно действо­вать.

Уровень индивидуального тактического мастерства игроков оп­ределяет результат коллективных действий.

В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбо­ла среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока без мяча и с мячом (см. рис. 37, с. 148).

Действия игрока без мяча

Теоретические предпосылки.

Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобож­дение от опеки защитника и выход на удобную позицию для по­лучения мяча либо для овладения отскоком мяча при неудачном броске партнера.

С их помощью можно также совершить отвлекающий маневр - выход для отвлечения внимания обороняющихся от мяча. Тем самым можно освободить для партнера участок площадки и со­здать ему выгодную ситуацию для обыгрыша соперника «один в


Вдин». Прежде чем изучать схемы игровых ситуаций и уп­ражнений для обучения, рас­смотрите условные обозначе­ния (рис. 39).

Выход для получения мяча производится по ходу разви­тия атаки. Он осуществляется перед соперником или за его спиной.

Учитывая характер измене­ния направления передвиже­ний на площадке, выделяют несколько вариантов выхода на свободное место. Это - V-образный выход (рис. 40), S-образный выход (дас. 41), пет-

леобразный выход (рис. 42) и круговой выход (рис. 43).

Выход производится с места и в движении с помощью при­емов перемещений и финтов.

Для осуществления выхода с места нападающий предваритель­но выбирает такую исходную позицию, которая обеспечивает хо­роший зрительный контроль над игровой ситуацией и одновре­менно затрудняет его защитнику. Далее за счет вышагивания в сторону, противоположную планируемому выходу, игрок сбли­жается с соперником и, резко изменив направление своего дви­жения с помощью скрестного шага, освобождается от его опеки. Возможно выполнение и других финтов с использованием пово­рота или повторного вышагивания. Эффективность данного тех­нико-тактического действия зависит от правдоподобности избран-


ного обманного движения, неожиданности начала ухода, быстро­ты и своевременности самого выхода.

Выход в движении производят благодаря изменению темпа бега или направления передвижений. Здесь используется так называе­мый «рваный бег» либо сочетание повторных финтов в одном или в разных направлениях.

Выход для овладения отскоком мяча осуществляется в заверша­ющей фазе атаки при борьбе на щите противника после неудач­ного броска партнера. Успешность этого технико-тактического действия без мяча определяется как описанными выше способа­ми обыгрыша защитника, так и прогностическими способностя­ми нападающего, его умением быстро и точно определить вероят­ное направление и дальность отскока.

Согласно статистическим данным, определены зоны возмож­ного отскока мяча при неточных бросках в зависимости от место­расположения атакующего игрока и направления совершаемого им броска относительно корзины (см. рис. 36, с. 142).

Так, при бросках из зон 1 и 5 мяч при отскоке окажется в этих же зонах с очень большой степенью вероятности (до 95 %). При­чем в более половины случаев мяч перелетит на дальнюю сторону площадки (т. е. при броске из зоны 1 отскочит в зону 5 и наобо­рот).

При бросках из зон 2 и 4 выявлена та же тенденция: 70 % от­скочивших мячей возвращаются в эти же зоны приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки. И наконец, броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мячей в зоны 2, 3 и 4 составляет более 90 %.

Помимо направления отскока мяча может изменяться и его дальность. В зависимости от удаленности броска от корзины, не­которых биомеханических характеристик совершаемого броско-


вого движения, траектории полета мяча отскок может быть ближ­ним, средним и дальним.

Следовательно, результативность выхода для овладения отско­ком обусловлена, прежде всего, быстротой оценки условий и стилем исполнения броска. Первостепенное значение имеют также напо­ристость и агрессивность действий нападающего при борьбе за выгодную позицию под щитом соперников. Способы же освобож­дения от опеки защитника остаются идентичными действиям при выходе для получения мяча от партнера: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Зна­чительно уменьшается лишь амплитуда маневрирования. А сигна­лом для начала обыгрыша защитника служит момент подготовки броска партнером (1) или непосредственно выпуск мяча (2). В слу­чае (1) нападающий стремится сблизиться с опекуном и благода­ря финту с последующим уходом первым устремится в точку предполагаемого отскока, оставив его за спиной. В случае (2) на­падающий, избегая блокирующих действий защитника, чаще всего отступает от него на полшага (разрывает дистанцию), чтобы тут. же совершить стремительное зашагивание или забегание к щиту и занять выигрышную позицию. При этом он должен прийти в ус­тойчивое положение и быть готовым к физическому давлению в спину со стороны соперника. Поэтому располагаться нужно на расставленных, оптимально согнутых ногах, заряженных на мощ­ное выталкивание, с поднятыми на высоту плеч руками и вы­ставленными в сторону локтями с целью овладеть отскочившим мячом в высшей точке его полета. Эффективное выполнение дан­ного технико-тактического действия сопровождается подбором и добиванием мяча в корзину либо его откидкой партнеру для продолжения атаки.

Выигрыш «чужого щита» во многом определяет конечный ре­зультат игрового соперничества. Этому компоненту спортивного мастерства уделяют значительное внимание при подготовке ква­лифицированных баскетболистов.

Передвижения баскетболиста в нападении должны носить ос­мысленный характер. Бесцельная, хаотичная смена позиций не при­несет стабильного успеха. Своевременность и рациональность - ос­новные слагаемые результативной «игры без мяча». Искусству пере­движений и освобождения от опеки соперников необходимо обу­чать с первых же занятий баскетболом.

Тактика нападения состоит в том, чтобы создавать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Индивидуальные действия в нападении.

Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороть за отскок.

Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место: 1)Круговой; 2) S-образный; 3) Выход петлей; 4) V-образный.

Действия игрока с мячом – рациональное использование передач, ведение, бросков.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ БЕЗ МЯЧА

1. Бег с изменением направления, с поворотами, внезапными остановками.
2. Выход на свободное место с пассивным защитником.
3. Выход на свободное место с активным защитником.

Групповые взаимодействия. Взаимодействия 2-х игроков.

«Передай мяч и выходи». Игрок №4 передает мяч игроку №5, выполняет обманное движение по уходу влево и резко меняя направление выполняет рывок к кольцу между двумя защитниками, получая мяч от игрока №5.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАЦИИ «ПЕРЕДАЙ МЯЧ И ВЫХОДИ»

1. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Направляющий без мяча делает финт на выход вправо, а затем выполняет выход по кругу к области штрафного броска. Его партнер передает мяч в момент, когда развернется к нему лицом. Поймав мяч игрок бросает его по кольцу.
2. То же, но с применением других способов выхода на свободное место.
3. То же, но перед игроком без мяча, который будет выходить на свободное место, располагается вначале пассивный, а затем активный защитник.
4. Игровое упражнение. Игра 2х2, 2 очка присуждается команде только после выполнения комбинации «передай мяч и выходи».

ЗАСЛОН

Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.

Ошибки

1. Придерживание защитника руками.
2. Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон.
3. Неправильный выбор места постановки заслона.

ОБУЧЕНИЕ ЗАСЛОНУ

Занимающиеся выстраиваются в круг по парам лицом друг к другу. Игрок без пары – водящий. Он подбегает к любой паре и ставит заслон защитнику. Нападающий выбегает в сторону заслона и затем сам ставит заслон защитнику любой другой пары и т.д.

Занимающиеся выстраиваются в 2 колонны, на расстоянии 6-7 м от кольца. Перед направляющим одной колонны располагается защитник. У направляющего другой колонны в руках мяч. Игрок 2 передает мяч игроку 1 и ставит наружный заслон защитнику. Игрок 1 дождавшись постановки заслона, уходит с ведением в сторону заслона и атакует кольцо. Смена: игрок 2 становится на место защитника, тот перемещается в конец колонны за игроком 5, а игрок 1, подобрав свой мяч, передает его игроку 4 и становится в конец противоположной колонны.

Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 2х2. Мяч, забитый в кольцо после заслона, приносит команде 3 (4) очка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТРОЙКАХ. «ТРЕУГОЛЬНИК»

При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.

Обучение взаимодействию «Треугольник».

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны таким образом, чтобы игрок, стоящий в середине составлял вершину треугольника; мяч у игрока в середине. Быстрые передачи вправо (влево).
2. То же, но по свистку смена направления передач.
3. Тройки игроков стоят в области линии штрафного броска. .Быстрые передачи, по свистку бросок с дистанции по кольцу.
4. То же, но в условиях пассивной и активной защиты*

"Тройка". Построение треугольником сохраняется. Передача следует на один фланг и постановка заслона на другом фланге нападения.

Обучение взаимодействию "Тройка".

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны по одному. .У игроков средней колонны по мячу, игрок 2 передает мяч игроку 3, а сам ставит заслон предполагаемому защитнику для игрока I, после чего тот выбегает для получения мяча. Получив мяч, игрок 1 атакует кольцо.Смена по часовой стрелке.
2. То же, но с пассивным защитником.
3. То же, но с активным защитником.
4. Игровое упражнение. Игра 3х3 на одно кольцо.

"Малая восьмерка". Три и игрока", используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Упражнения для обучения «малой восьмерке».

1. Занимающиеся выстраиваются вдоль боковых линий 3-х секундной зоны справа и слева в колонну по одному. У направляющего одной из колонн мяч. Он начинает ведение по дуге, одновременно из второй колонны навстречу ему начинает движение игрок без мяча и в верхней точке дуги игрок I передает мяч игроку 2 (мяч передается от кольца). .При сближении игроков, игрок 3 без мяча начинает движение навстречу игроку 2 и тот передает ему мяч; игрок 3 передает мяч вышедшему навстречу игроку 4 и т.д.
2. Игроки образуют треугольник, мяч в центре. Игроки, перемещаясь по воображаемой восьмерке, передают друг другу мяч. Игрок с мячом движение может начать в любую сторону.
3. "Малая восьмерка" с пассивной защитой. \
4."Малая восьмерка" с активной защитой..
5. Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 3х3.

Позиционное нападение - нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Позиционное нападение. Обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определение игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих. Определяются направления выходов на другие позиции. Нападающие добьются успеха, если игрок нападения выйдет на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.

1. Построение в треугольниках, квадратах. Передачи стоя на месте различными способами по заданию учителя. Ученик выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч.
2. Построение в треугольниках, квадратах. Ученик выполняет передачупосле финта, затем перемещается в колонну за передачей.
3. Три нападающих и трое защитников. По сигналу учителя нападающие, произвольно передвигаясь по залу, передают друг другу мяч, а защитники стараются перехватить его, играя в защите по системе личной опеки. После овладения мячом или его касания занимающиеся меняются функциями.
4. То же, только после передачи партнеру нападающий обязан поставить заслон его опекуну.
5. То же, только после передачи нападающий ставит заслон любому защитнику.
6. То же, только занимающиеся разбиваются на группы по 10 человек пять нападающих и 5 защитников.
7. То же, но на каждом кольце идет игра 5х5 на счет, причем каждая команда проводит 5-6 атак подряд, а затем меняется ролями с обороняющимися.
8. Игра 5х5 на одно кольцо, но за каждый мяч, заброшенный в корзину после «заслона» засчитывают не два, а 3-4 очка.
9. Игра 5х5 на одно кольцо, но после любого овладения мячом защитниками команды меняются ролями.

Подводящие подвижные игры.

«Игра 2х2»." .Игра ведется на одно кольцо по правилам баскетбола. Задача – забросить мяч в кольцо соперников. Игрокам защищающейся команды разрешается активно противоборствовать в трехсекундной зоне. Игрокам атакующей команды разрешается выполнять броски как из-за пределов трехсекундной зоны, так и в зоне, но после двух шагов. Подбор мяча может выполнять игрок, не выполняющий бросок, добивать мяч нельзя. После овладения мячом игрок обязан выйти из зоны. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

«Баскетбол двумя мячами». Игра проводится на баскетбольной площадке. Участвуют две команды по 6-10 человек в каждой. Игра проводится по баскетбольным правилам двумя мячами. Каждый играющий может вести борьбу за любой мяч, стараясь забить его в ворота соперника. После заброшенного мяча, мяч вводится из-под кольца. Побеждает команда, забившая наибольшее количество мячей. Судейство ведут два человека, причем каждый оценивает игровые моменты вокруг своего мяча (поэтому мячи должны отличаться окраской).

«Игра на одно кольцо 2х2 через нейтрального». Площадка - трехсекундная зона. Играют 2 команды. Состав - 2 человека. Задача игроков - забросить мяч в кольцо. Забросить мяч можно только после передачи партнера или нейтрального игрока. После подбора мяч необходимо вернуть нейтральному. . Добивать мяч после отскока нельзя. Нейтральный игрок располагается за пределами трехсекундной зоны. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков в установленное время.

Быстрый прорыв. - Игроки команды овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции.

Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всюплощадку. Возникшая ситуация называется отрывом (1х0).

Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих – против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Упражнения для обучения нападению быстрым прорывом.

1. Передачи в парах от лицевой линии о броском на противоположном щите на максимальной скорости без ведения мяча.
2. То же. но в тройках.
3. Два нападающих против одного защитника продвигаются к противоположному щиту с помощью передач до средней линии площадки, от средней линии один из нападающих начинает ведение мяча, чтобы защитник вышел на него, а его партнер без мяча сделав рывок под кольцо получил передачу и без сопротивления атаковал кольцо с близкого расстояния.
4. Трое нападающих против 2-х защитников. Ведение от средней линии начинает только игрок находящийся в середине и передачу может передать на правый или левый фланги, в зависимости от того какой игрок останется без защитника.
5. Занимающиеся разбиваются на тройки и выстраиваются лицом к щиту на расстоянии 1,5-2 м. У игроков в середине по мячу. Игрок ударяет мяч о щит, ловит его и передает одному из партнеров, который выполняет рывок к противоположному щиту в момент ловли мяча. Поймав мяч игрок с ведением устремляется к противоположному щиту, передав мяч третьему игроку, который и завершает атаку броском по кольцу из-под щита. То же выполняет следующая тройка и т.д.

6. «Быстрый прорыв». Игра ведется 2х2 или 3х3 на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита, вплоть до нового сигнала.

В а р и а н т:

I. Игра у щита проходит без ведения, только за счет передач.
2. Сигналом к началу проведения быстрого прорыва может служить любое овладение мячом (подбор у щита, перехват, выбивание, вырывание).).

Советы нападающему..

1. Бережно относиться к мячу в нападении. Каждая атака команды должна закончиться броском.
2. Быстро продвигать мяч в зону нападения, используя ведение или передачу мяча.
3. Действовать спокойно, уверенно и быстро.
4. Избегать фолов в нападении.
5. Постоянно двигайся, держа своего защитника в напряжении.


Вы не залогинились на !

Как только команда овладевает мячом, каждый игрок должен стремиться выбрать на площадке свободное место и расположиться так, чтобы иметь возможность принять передачу. Для этого совсем не нужно много бегать: это только утомляет и не дает нужных результатов. Преждевременный выход на свободное место бесполезен, так как игрок тут же будет закрыт. Отрываться от противника нужно резко в момент, предшествующий передаче мяча.

В основном практикуются два способа выхода на свободное место: выход в сторону, когда передача следует не точно на игрока, а перед ним, или, как принято говорить, на «свободное место» (рис. 56 а), и встречный выход, при котором игрок выбегает навстречу мячу (рис. 56 б). Второй способ наиболее надежен в силу того, что сокращается расстояние между игроками, благодаря чему можно точнее рассчитать передачу. Игрок никогда не должен ждать мяча, стоя неподвижно. Необходимо двигаться или в сторону от партнера, владеющего мячом, или, что еще лучше, ему навстречу.

На рис. 52 видно, как игрок (в светлой майке), ожидая мяча неподвижно, дал возможность противнику перехватить мяч.

В этом случае, если бы он сделал навстречу мячу хотя бы один-два шага, он бы сам овладел мячом.

При опытных противниках бывает недостаточно только быстроты для ухода от защитника. Необходимо применять также обманные действия, повороты, остановки и другие движения.

Выход на свободное место должен использоваться не только для приема мяча, но и затем, чтобы отвлечь на себя внимание противника от партнера, владеющего мячом. Такой прием особенно полезен вблизи противника.

В игре часто имеет решающее значение своевременность передачи. В свою очередь, передача связана с ловлей. Поэтому при ловле мяча следует применять такой способ, который обеспечивает быструю передачу.

Передача требует аккуратности в выполнении. Малейшая небрежность в передаче может оказаться причиной потери мяча со всеми вытекающими из этого последствиями. С особой ответственностью следует подходить к броску мяча в корзину. Каждый бросок должен быть оправдан: иначе пропадут предварительные усилия целой команды. Имеет смысл бросать из удобного положения, когда есть данные на попадание или в тех случаях, если бросающий или один из его партнеров имеет возможность поймать мяч от щита. Как правило, игрок должен сопровождать свой бросок выходом к стойке. Используя разбег для прыжка, он имеет больше других возможность овладеть мячом после отражения его от корзины или щита. Для того, чтобы освободиться от противника, перед броском рекомендуется применять обманные действия.

Основным средством индивидуального нападения является ведение. Однако увлечение ведением снижает темп игры, поэтому рекомендуется использовать ведение лишь в следующих случаях: когда игрок имеет возможность свободно пройти к щиту, когда все партнеры закрыты и некому передать мяч и для того, чтобы оттянуть на себя противника от партнера, которому предполагается сделать передачу. Злоупотребление ведением приводит к частым потерям мяча.

Тактика - это раздел теории и практики, изучающий закономерности развития игры, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного противника.

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и тактику защиты.

Каждый раздел ее подразделяется на группы в зависимости от принципа организации действий игроков: индивидуальные, групповые, командные. В свою очередь каждая из групп, исходя из формы ведения игры, делится на виды (например, индивидуальные действия в нападении могут быть действиями игроков без мяча и действиями игрока с мячом).

Организация действий команды предполагает распределение функций между ее игроками. Функции игроков определяются с учетом цели игровой деятельности нападать и защищаться.

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ

Основная цель игры в защите - предотвращение или максимально возможное попадание в корзину в результате бросков противника.

Действия обороняющейся команды являются ответными на действия атакующих и организуются в зависимости от особенностей тактики соперника.

Перед защищающейся командой стоят четыре основные задачи:

1. Не дать сопернику сделать прицельный бросок в корзину.

2. Отобрать у соперника мяч и создать условия для контратаки.

3. Нарушить наигранные связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками соперника.

4. Не допустить быстрого перехода соперника в контратаку.

Как в нападении, игра в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

Индивидуальные тактические действия

Содержание индивидуальных тактических действий защитников составляют специальные приемы, допускаемые правилами игры. Различают тактические действия, направленные против игроков с мячом, против игрока без мяча, против нападающих, имеющих численный перевес (2 х 1). Все они представляют собой рациональный выбор места и способа противодействия. Их основу составляют технические приемы игры в защите: стойки, передвижения. Выбивания, вырывание и перехват мяча, накрывание и финты.

Эффективность действий во многом зависит от правильного выбора места.

Опекая игрока с мячом, защитник всегда располагается между ним и своим щитом. Действуя против нападающего без мяча, защитник занимает такую позицию, чтобы мяч, опекаемый игрок и он сам составляли треугольник. Это необходимо для того, чтобы постоянно наблюдать за мячом и своим игроком.

Групповые тактические действия

Групповые действия в защите предусматривают взаимодействия двух или трех игроков

Взаимодействие двух игроков - подстраховка. Игроки всегда должны быть готовы оказать помощь друг другу, а также перейти на опеку нападающего, который, обыграв защитника, реально угрожает кольцу. Подстраховку применяют против быстрых, агрессивных нападающих, владеющих финтами, резким подходом и точным броском.

Отступание или проскальзывание. Далеко не всегда немедленное переключение выгодно защищающейся команде. Вместо смены подопечных при заслоне, когда нападающие, взаимодействуя, передвигаются поперек поля без мяча или вдали от корзины, защитнику следует быстро отступить, обойти заслоняющегося и вновь сблизиться со своим партнером.

Чтобы избежать переключения при борьбе с наведение или пересечением, целесообразно применять проскальзывание.

Групповой отбор мяча. Этот способ взаимодействия используют преимущественно при прессинге, когда игрока с мячом атакуют одновременно два защитника.

Понятно, что при каждой попытке группового отбора мяча остальные игроки обороны должны осуществлять действия, связанные с подстраховкой и перехватом мяча.

Взаимодействие трех игроков в обороне - конкретные способы нейтрализации "тройки", "малой восьмерки", "скрестного выхода".

Взаимодействие в численном меньшинстве. При численном превосходстве нападающих главным для защитников являются их активные и согласованные действия.

При игре 2-х защитников против 3-х нападающих игроки обороны должны:

а) остановить соперника с мячом как можно дальше от щита;

б) создать нападающим такую обстановку, в которой они вынуждены сделать большое количество передач.

Борьба за отскок. Борьба за отскок мяча у своего щита - важный игровой момент. Успех борьбы за отскок решают взаимодействия трех обороняющихся, которые стремятся отрезать путь соперника к щиту, образуют в области штрафного броска "треугольник отскока".

Командные действия. Как и у нападения, у защиты существует несколько тактических систем игры.

К этим системам относятся личная, зонная и смешанная защита.

Личная защита. При этой системе каждый игрок обороняющейся команды опекает одного из соперников. Обычно распределение игроков для опеки делают по схожей манере игры, но примерно одинаковым физическим данным.

Существует 3 варианта личной защиты:

Опека в области штрафного броска;

Опека на 1/2 площадки;

Опека по всей площадке (прессинг).

Опека в области штрафного броска. Игроки защищающейся команды располагаются в области штрафного броска и здесь "разбирают" своих подопечных.

При таком варианте защиты затруднен проход соперника под щит. Защитники могут успешно осуществлять согласованные переключения и подстраховки, а их расположение дает хорошие возможности для борьбы за мяч, отскочивший от щита.

Недостатком этого варианта защиты является то, что нападающие могут обстреливать корзину издали.

Опека на 1/2 площадки. Игроки защищающейся команды располагаются в середине площадки, откуда и начинают плотно опекать "своих" нападающих.

Этот вариант защиты не позволяет нападающим производить броски по кольцу из спокойных положений, поскольку защитники вынуждают их все время спешить

Опека по всей площадке (прессинг). При правильной организации этого варианта защиты разрушается все практические замыслы противника. Правда защитники теряют много сил, но они не меньше изматывают и нападающих противника.

Прессинг начинается с того, что защитники берут своих подопечных под контроль тут же, где потеряли мяч, или когда противник вводит мяч из-за пределов площадки.

Если кто-нибудь из нападающих ускользнет из под опеки, свободный защитник должен переключиться на него, не давая возможности получить передачи.

Зонная защита

При этой системе каждый игрок обороняющейся команды контролирует определенный участок площадки. Зонная защита в зависимости от

расположения игроков команды подразделяется

из них не опекает того или иного нападающего.

Хорошее исполнение зонной защиты зависит от большой работоспособности игроков. При этой системе, чтобы компенсировать ее недостатки, защитники должны, так же как и при персональной опеке, все время помогать друг другу, выходя в выполняемых действиях их узких рамок своего участки обороны. Зонная защита тоже требует большой сыгранности баскетболистов, так как неправильные действия хотя бы одного из защитников могут свести на нет усилия всей команды.

Смешанная защита

При этой системе сочетаются принципы личной и зонной защиты. Против одного или двух лидеров нападения применяют плотную персональную опеку по всей площадке (индивидуальный прессинг), а остальным нападающим противопоставляют зонную защиту, осуществляемую тремя или четверыми игроками.

Введение

Основа успеха в баскетболе – в командных видах, коллективных действиях, направленных на то, чтобы рациональными путями и как можно быстрее создать одному из игроков удобное положение для атаки корзины. Нападающая команда, состоящая из очень сильных в отдельности игроков, но не умеющих грамотно взаимодействовать с остальными партнерами, редко может достичь победы над квалифицированным противником. В ходе тактических действий команда старается обеспечить

1. «чистый» выход под щит противника с мячом

2. Беспрепятственный (или с минимальным сопротивлением) бросок со средней дистанции

3. Кратковременный момент численного преимущества нападающих на определенном участке площадки

4. Благоприятные условия для единоборства нападающего с защитником, куда входят:

Исключение подстраховки защитниками друг друга;

Временное увеличение дистанции между нападающим и защитником позволяющего провести подготовленные действия в атаке

Вынужденное быстрое сближение защитника с нападающим

Действие нападающего на скорости против не подвижного защитника

Превосходство нападающего над защитником в психологических качествах

5. Страховку тыла против возможной контратаки По тактической направленности нападение в баскетболе разделяется на два вида: стремительное и позиционное. Каждый вид нападения содержит свои системы командных действий. Так в стремительном нападении сложились системы «быстрый прорыв» и «эшелонированный прорыв», а в позиционном нападении – «через центрового» и «без центрового»

Стремительное нападение

Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных действий к нападающим, при овладении мячом с целью завершить атаку против неорганизованной или еще слабо организованной защиты соперников. Максимальное убыстрение подготовки и завершения атакующих действий - основополагающая тенденция развития современного баскетбола. Она обусловлена как эволюцией самой игры, так и произошедшими изменениями правил (сокращением времени на вывод мяча из тыловой зоны в передовую до 8 с и времени на подготовку атаки до 24 с). В связи с этим значимость стремительного нападения неизмеримо возрастает. Успешная реализация данного вида построения игры в нападении возможна при использовании двух систем командных действий: быстрого прорыва и раннего нападения. Быстрый прорыв рассчитан на создание численного превосходства над соперником в ходе развития скоростной контратаки и последующее ее завершение с близкой дистанции. Наиболее типичными ситуациями для эффективной организации быстрого прорыва служат: перехват или выбивание мяча у соперника, овладение мячом при отскоке либо при введении его в игру начальным спорным броском. Возможно создание условий для успешной контратаки и после введения мяча в игру из-за пределов площадки (например, после пропущенного в свою корзину мяча), но такие случаи требуют значительного преимущества над соперниками в физической и технико-тактической подготовленности. Атака быстрым прорывом состоит из трех фаз:

Развития

Завершения

Успешность первой фазы связана с опережающим рывком двух или трех игроков, быстрой первой передачей в отрыв убегающему или открывающемуся вблизи партнеру с последующим скоростным дриблингом или очередной передачей впереди бегущему нападающему, выполненными на высокой скорости.

Для второй фазы характерны согласованные перемещения нападающих в зону противника с использованием ведения или передачи мяча. Главная задача здесь состоит в создании численного преимущества атакующих над защищающимися: 2x1, 3x1, 3x2 и т.п. Наиболее рациональной для этой фазы быстрого прорыва считается ситуация, когда при развитии атаки мячом владеет игрок в средней позиции, а по обоим флангам его поддерживают партнеры, находящиеся несколько впереди мяча.

И наконец, завершающая - третья фаза прорыва предназначена для выведения на беспрепятственный бросок мяча из удобной, как правило, близкой дистанции одного из атакующих. Этого добиваются выходом игрока под щит на открытую позицию и своевременной голевой передачей в его адрес.

Организация быстрой контратаки зависит от многих факторов. Каждая команда стремится реализовать преимущества скоростной игры с учетом потенциальных возможностей своих игроков и слабых мест в подготовленности соперников. Но практически возможны три базовых варианта проведения быстрого прорыва:быстрый прорыв длинной передачей в отрыв убегающему игроку.(рис.89)

Наиболее перспективным в современном баскетболе считается быстрый прорыв через центр, когда среднюю позицию занимает самый техничный игрок. Он доставляет мяч в зону соперника и там выбирает нужный вариант завершения атаки.(рис.90)

По боковой линии, т.е. через фланг.(рис.91)

Если в атаке быстрым прорывом принимают участие все игроки команды, т.е. переднюю линию нападающих поддерживает следующая за ними волна игроков, то говорят об эшелонированном быстром прорыве. Его цель - успешно завершить атаку против неорганизованной защиты даже в условиях численного равенства атакующих и обороняющихся. Прорыв к корзине соперников в данном случае осуществляется за счет согласованных действий всех игроков, наступающих широким фронтом и друг за другом. Эшелонированный быстрый прорыв может завершаться не только из-под корзины, но также средним и даже дальним броском, так как атакующие игроки готовы к активным действиям в борьбе за отскок в случае промаха и к последующему добиванию мяча.(рис. 92)

Позиционное нападение.

Позиционное нападение против личной защиты.

В практике баскетбола самой распространенной системой обороны является личная защита. Следовательно, для успешной игры в нападении команда должна в совершенстве освоить способы преодоления личной защиты. Как бы хорошо команда ни владела системой нападения быстрым прорывом, она не может ограничить свой арсенал атакующих средств этим видом наступательного оружия. Чаще всего в матчах баскетболистам приходится встречаться с уже организованной обороной соперников. Тут быстрый прорыв не поможет. И если не владеть умением позиционно осаждать оборонительные построения противника, то игра в нападении окажется неудачной. Смысл взаимодействий игроков при позиционном нападении сводится к тому, чтобы раскрыть лучшие качества баскетболистов, создать им такую обстановку на площадке, в которой в полной мере проявились бы сильнейшие стороны игры атакующих игроков.

История баскетбола знает немало примеров того, как команды- добивались больших успехов с помощью позиционных маневров, разумной комбинационной игры. Первыми в нашей стране продемонстрировали грамотную позиционную игру в нападении прибалтийские команды в конце 40-х - начале 50-х годов. Эстонские баскетболисты во главе с И. Лысовым умело вели осаду защитных построений соперников и добивались успехов в матчах с сильнейшими советскими клубами. Литовские спортсмены еще дальше развили умение использовать сильнейшие стороны своих игроков. У них гармонично сочетались позиционная комбинационная игра с личной инициативой атакующих. Командная организация действий не нарушалась, а, наоборот, как бы дополнялась индивидуальными усилиями игроков по преодолению личной защиты соперников. Успешное ведение позиционной осады - нелегкая задача. Для этого нужны крепкие нервы, выдержка, терпение игроков. И в то же время необходимо разумное проявление игровой инициативы. Все эти качества, взятые вместе, принято называть игровой дисциплиной. Именно игровая дисциплина позволяет баскетболистам успешно проводить в соревнованиях те взаимодействия, комбинации, которые были разучены и отшлифованы на тренировках.

Без строгой игровой дисциплины позиционное комбинационное нападение обречено на провал. После введения строгого лимита пребывания центрового под щитом противника уменьшился удельный вес атак через центрового. Роль центрового в нападении изменилась. Его главной заботой сделалась борьба под кольцом за мяч, отскочивший от чужого щита. Кроме того, центровой стал чаще помогать атакам партнеров: дальше уходить от щита, освобождая место для проходов под корзину своим товарищам, ставить для них заслоны, словом, больше участвовать в комбинационной игре. Очень большое значение для успешного проведения комбинаций имеет умение баскетболистов правильно ставить заслоны. Мало того, что игрок должен отрезать сопернику путь в наиболее уязвимое место обороны. Но и после постановки заслона атакующий обязан продолжать активные действия, например развернуться и моментально занять выгодную позицию для получения мяча или борьбы за мяч под щитом в случае отскока мяча от кольца. Мы говорим об этих, как будто бы само собой разумеющихся, вещах потому, что многие баскетболисты даже команд класса «А», а иногда и игроки сборной страны не владеют приемами правильной постановки заслонов. Техника применения заслона должна входить в школу баскетбола. Этим приемам взаимодействий нужно учить игроков с детских лет. Ведь именно заслоны ставят тактику баскетбола в особое положение по сравнению с другими видами спортивных игр. На заслонах и перемещениях строятся все баскетбольные комбинации, основывается тактика комбинационного позиционного нападения, особенно против личной системы обороны. Безусловно, при позиционном нападении важно суметь использовать сильные стороны игры своих баскетболистов. Однако не менее важно сыграть и на слабостях соперников, их физических, технических, психологических и других недостатках.

Разрабатывая план тактических действий игроков при позиционном нападении, следует учитывать не только слабые, но и сильные стороны соперников. Можно сыграть и на лучших качествах соперника, на определенной направленности его игры в обороне. Можно побудить соперника нарушить правильность защитной позиции, совершить ошибку, если как бы предложить ему воспользоваться его излюбленным приемом обороны. Например, игрок команды противника любит строить свою игру в обороне на перехватах мяча. Эту его силу иногда можно обратить в слабость, заранее спланировав контрмеры. Нападающий, владеющий мячом, может имитировать передачу мяча партнеру, занимающему не очень выгодную, ненадежную позицию. Обороняющийся, почувствовав возможность перехватить мяч, бросится наперерез мнимой передаче мяча. Но вместо паса на игрока нападающий пошлет мяч на освобождающееся место. А партнер, опекаемый этим защитником, сразу же сделает рывок к щиту.

В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставить хорошо систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. По правилам на атаку отводится только 24 секунды игрового времени. Этого достаточно чтоб разыграть заранее разученную комбинацию любой сложности и, если она сорвется, создать условие для броска со средней или дальней дистанции в позиционном нападении сформировались две системы: «Через центрового» и «без центрового». Мы рассмотрим на примере с центровым.

Нападение с одним центровым

При позиционном нападении с одним центровым атакующая команда стремится к тому, чтобы с помощью взаимодействий игроков, заслонов вывести одного из баскетболистов на такую позицию, с которой можно было бы сравнительно свободно атаковать корзину противника. Во всех комбинациях атакующий игрок выводится туда, откуда он метко бросает мяч по кольцу. Если, например, у нападающего хорош бросок со средней дистанции, то его освобождают из-под опеки соперника в радиусе 5-6 м от щита. Если игрок точно поражает цель из области штрафного броска, то взаимодействия партнеров направлены к тому, чтобы именно здесь этот игрок оказался свободным и получил мяч.

Комбинация "карусель"

В начальном расположении атакующих (см. рис.) центровой игрок 7 занимает место в области штрафного броска. Мяч у игрока заднего звена 4. Он посылает пас правому крайнему игроку 8, а сам перемещается влево, как будто собираясь поставить заслон для партнера 5. Немного зайдя за мысленную линию, проведенную вдоль площадки на центрового 7, игрок 4 резко меняет направление движения и устремляется мимо неподвижного центрового 7 в запретную зону области штрафного броска. Атакующему 4 нужно пробегать как можно ближе к партнеру, даже касаясь его, тогда опекуну будет труднее преследовать нападающего игрока Выйдя па большой скорости к щиту противника, игрок 4 ожидает передачу мяча от партнера 8. Если паса не последовало, то игрок 4 быстро возвращается назад для подстраховки тыла. На месте нападающего 8 должен находиться игрок, хорошо владеющий точными и скрытыми передачами мяча.

Следом за партнером 4, пока обороняющиеся не опомнились от нападения правого защитника атакующей команды, левый игрок заднего звена 5 тоже устремляется вперед. Он также пробегает вплотную к своему центровому, касаясь его, и также наводит на центрового своего опекуна. Если игрок 5, ворвавшись в трехсекундную зону, не получит от партнера 8 передачи мяча, то сразу же возвращается назад, чтобы освободить место под щитом и охранять тыл.

Третьим выходит под щит, опять-таки пробегая мимо центрового 7, нападающий 6. Он стремится прорваться под кольцо, но не во всякой ситуации. Если под щитом сгрудились обороняющиеся, то игрок 6 принимает передачу мяча от партнера 8 в области штрафного броска и, используя центрового 7 в качестве заслона, бросает через него мяч в прыжке. Нападающий 8 должен мгновенно оценивать игровую обстановку, чтобы вовремя послать мяч в нужное место тому из атакующих, который окажется в выгодной ситуации. Во всех трех попытках атаки при броске по корзине игроки 7 и 8 всегда идут на подбор мяча. В борьбу за мяч, отскочивший от щита противника, обычно вступает и тот игрок, который атаковал кольцо. При проведении комбинации «карусель» у игрока 8 с мячом есть возможность для проявления личной инициативы. Если опекун нападающего 8 будет слишком близко подходить к атакующему, то игрок 8 сможет, ведя мяч, сам прорваться под кольцо. А если станет далеко оттягиваться назад, чтобы подстраховывать партнеров по обороне, то нападающий 8 получит благоприятную возможность для броска по корзине в прыжке со своего места. Не следует препятствовать проявлению инициативы и игроков без мяча, когда она целенаправленна, подсказана игровой ситуацией, сложившейся в ходе проведения комбинации.

У комбинации «карусель» есть несколько вариантов. Например, центровой может располагаться не в области штрафного броска, а сбоку трехсекундной зоны, в 1 - 1,5 м от «усиков». Рассмотрим два варианта этой эффектной и эффективной комбинации.(см.рис.).

Игрок 4 передает мяч нападающему 8, а сам начинает ложное движение к опекуну партнера 5, как бы собираясь поставить перед соперником заслон. Создается впечатление, что атакующие собираются провести так называемую «тройку». Но внезапно игрок 4 меняет направление бега и врывается в трехсекундную зону. Если нападающий 8 не сможет послать партнеру 4 мяч, то игрок 4 возвращается назад для подстраховки партнеров на случай контратаки противника.

Сразу же за игроком 4 в трехсекундную зону врывается и атакующий игрок 5, а нападающий 6 оттягивается назад на его место, чтобы охранять тыл. Игрок 5 может получить мяч в непосредственной близости от щита и атаковать корзину. А если паса не последовало, то игрок 5 изменяет направление перемещения и ставит заслон для своего центрового 7. Атакующий 7, используя помощь партнера, выходит к щиту по лицевой линии. Он может войти в трехсекундную зону соперников и через ее середину.

Нападающий 8 внимательно следит за быстро меняющейся игровой ситуацией. Его задача - послать мяч партнеру, которому удастся освободиться из-под опеки соперника в непосредственной близости к корзине противника. У игрока 8 три направления возможных передач своим партнерам, и все они показаны на рисунке. После броска по корзине в борьбу за мяч под щитом вступают игроки 7, 8 и 5.

Здесь начало комбинации такое же, как и в предыдущем варианте: (см. рис.), игрок 4, отдав мяч партнеру 8, прорывается к щиту и, если не получит мяча, уходит назад на страховку тыла. Следом за игроком 4 в трехсекундную зону врываются нападающий 6 и центровой 7, которые используют помощь партнера 5, ставящего в движении заслоны опекунам атакующих игроков 6 и 7. Как и во всех вариантах «карусели», здесь успех комбинации во многом зависит от мастерства нападающего 8, который должен вовремя сделать точную передачу одному из партнеров под щит противника. За мяч, не попавший при броске в корзину, борются нападающие 6, 7 и 8, а игрок 5 оттягивается назад для охраны тыла.

"Комбинация крест"

При расположении центрового игрока атакующей команды в области штрафного броска можно проводить комбинацию «крест» (см. рис.).

В ней могут активно действовать как два защитника, так и защитник с нападающим, оттянутым назад (на нашем рисунке это игрок 8). Рассмотрим схему этой комбинации. Защитник 4 передает мяч партнеру по звену - игроку 5, а тот направляет пас в левый угол площадки нападающему 6. Защитник 4 движется к центру, одновременно с ним начинает перемещаться к центру и крайний игрок 8. Их движения должны быть точно согласованны, можно, например, стартовать по сигналу. В момент сближения с центровым игроком 7 защитник 4 ставит в движении заслон опекуну партнера 8, освобождая того из-под надзора обороняющегося. Игрок 8 обегает центрового игрока, используя и его как заслон, и врывается в трехсекундную зону.

Мгновение спустя под щит противника устремляется и игрок 4, обегая центрового 7 с другой стороны. Защитник 5 в это время охраняет тыл. Нападающий 6 выжидает удобный момент, чтобы передать мяч тому партнеру, который окажется на свободной позиции вблизи кольца противника. Игрок 8 или 4, получивший передачу мяча от партнера 6, атакует корзину и сразу же идет на подбор мяча под щитом. Вместе с ним в борьбу за мяч, отскочивший от кольца, включаются партнеры 6 и 7. А другой игрок, прорвавшийся к щиту (4 или 8) и не получивший паса, быстро возвращается к центру поля для противо­действия возможной быстрой контратаки противника. Комбинацию «крест» можно проводить и несколько по-иному: не включать в нее крайнего игрока 6, а передавать мяч центровому в область штрафного броска. Нападающий же 6 оттягивается дальше в поле, чтобы освободить больше места для действий партнеров и подстраховывать тыл.

Движение защитников к центровому с мячом (если в комбинации участвуют два защитника, а не защитник с нападающим) происходит так же, как и в предыдущем варианте. А центровой сбрасывает мяч тому партнеру, который сумеет навести опекуна на центрового и освободиться от охраны соперника. Если же ни один из защитников не останется свободным, то центровой 7 разворачивается лицом к щиту противника и либо пытается с дриблингом пройти под кольцо, либо бросает мяч по корзине из области штрафного броска.

"Два заслона для защитника"

Проводится при расположении центрового 7 на «усиках» трехсекундной зоны и при оттянутом назад крайнем игроке 8 на противоположном от центрового краю. Защитник 4 передает мяч направо нападающему 8, и в этот момент крайний игрок 6 пробегает мимо центрового, направляясь в правый угол площадки. Нападающий 8 отдает мяч партнеру 6. После этого атакующие 8 и 4 начинают движение влево, а им наперерез перемещается защитник 5, для которого и проводится вся комбинация. Двигаясь наискось вправо, защитник 5 наводит своего опекуна на заслон, поставленный атакующим 4. Не успеет опекун игрока 5 выбраться из-под одного заслона, как попадает под другой, поставленный нападающим 8.

Используя помощь товарищей, защитник 5 вбегает в область штрафного броска и получает мяч от партнера 6. Если пройти к щиту невозможно, то атакующий защитник 4 бросает мяч в прыжке примерно у линии штрафного броска.

Игроки переднего звена 8, 7 и 6 вступают в борьбу за мяч в случае его отскока от щита, а игрок 4 оттягивается назад для подстраховки тыла. Два заслона для крайнего игрока

Комбинаций с двумя заслонами для выведения на бросок крайнего нападающего может быть несколько, (см. рис.).

Мяч у Т. Левый крайний нападающий К с помощью заслона, поставленного П, ускользал из-под опеки соперника и врывался в трехсекундную зону противника. Если представлялась благоприятная возможность, то Т передавал мяч. К, а если сделать это было нельзя, то К продолжал движение вправо, подбегал к опекуну В и ставил ему заслон. В устремлялся навстречу товарищу, освобождаясь из-под надзора соперника Т, отдав мяч А, тоже смещался к углу трехсекундной зоны и ставил перед опекуном В второй заслон.

В с помощью двух партнеров оказывался свободным на своей излюбленной позиции - в области штрафного броска. А передавал В мяч, снайпер В обстреливал корзину соперников. В в этой комбинации бросал мяч по кольцу не только из штрафного круга, но и с любого другого места поля в радиусе 6 м от корзины.

А подстраховывал тыл, а К, П и выполнивший бросок В боролись за мяч под щитом в случае промаха.

Приведу еще одну комбинацию для крайнего игрока (см. рис.),

П подходил к опекуну К и ставил заслон. К начинал движение к области штрафного броска. По пути опекуну К ставил заслон еще и А. Т посылал пас к линии штрафного броска, и К оттуда атаковал корзину. После его броска к щиту соперников устремлялись П, В и сам К, а А оттягивался назад, где вместе с Т готовился остановить контратаку противника.

"Парный заслон"

Парный заслон делают почти одновременно две пары атакующих игроков. Его можно применять для освобождения как крайних нападающих, так и защитников атакующей команды. Приведем схему комбинации для защитников (см. рис.).

Центровой 7 располагается у линии штрафного броска. Один из защитников 4 направляет центровому пас, что служит сигналом для начала взаимодействий пар игроков. Крайние нападающие 6 и 8 подбегают к опекунам своих защитников и ставят перед ними заслон. Защитники атакующей команды, используя помощь товарищей, прорываются в трехсекундную зону противника. Центровой отдает одному из них мяч, а если это сделать невозможно, то сам разворачивается лицом к корзине и атакует цель броском в прыжке или с дриблингом устремляется под кольцо. Аналогично этой комбинации можно провести и такое взаимодействие пар игроков, при котором из-под опеки соперников освободятся крайние нападающие. Подобное же взаимодействие можно использовать и для того, чтобы защитники вышли на свободную позицию в угол площадки и оттуда бросали мяч по корзине противника.

Нападение против зонной защиты

В случае применения противником зонной защиты прежде всего следует уяснить, почему он это делает, в чем его слабости и как их использовать. Главные принципы действий против зонных систем защиты:

1) стараться стремительным нападением разбить зону до ее построения;

2) игрокам можно вести мяч только в проходе под кольцо для его атаки;

3) до получения мяча игрок должен занять удобную для атаки позицию обязательно лицом к корзине (это правило не распространяется на центровых);

4) если вы ставите задачу «разбить» зону изнутри, то ее предварительно следует растянуть передачами мяча по периметру с обязательными угрозами бросков по кольцу издали, а затем передавать мяч в центр;

5) если вы ставите задачу разбивать зону бросками издали и со средних дистанций, то следует «сжимать» зону передачами на линию штрафного броска и в центр с последующими откидками мяча снайперам;

6) комбинации, разученные игроками против личной защиты, в основном годятся и против зонных защит;

7) игроки должны уметь определить, когда соперник поставил зонную защиту и какую именно зону он применяет, для этого необходимо одному из игроков пробежать через центр трехсекундной зоны в угол площадки и определить, следует ли за ним соперник; если нет, то значит стоит зонная защита;

8) целесообразно создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки;

9) броски по кольцу должны следовать только из удобных, подготовленных позиций, ясных для всех членов команды;

10) в связи с тем, что зонная защита создает хорошие предпосылки для организационной контратаки, владеющая мячом команда должна позаботиться о страховке тыла;

11) при проведении комбинации против зонной защиты, требующей концентрации игроков на одной из сторон поля, следует помнить о том, что в этом случае подбор мяча будет легче осуществить с проти­воположной стороны, т.к. зона всегда смещается в сторону мяча.

Выставляя на площадку состав с одним центровым, можно успешно проводить комбинации против таких зонных построений, как 1-2-2, 2-1-2, 1-3-1, 1-1-3. Имея в составе двух центровых, удобнее разбивать зонные защиты 2-2-1, 2-3, 3-2.

Необязательно иметь комбинации против всех перечисленных зонных построений, однако нужно иметь хотя бы по одной против однотипных вариантов зоны. Целесообразно противопоставлять зонным защитам иное построение атаки. Так против зонной защиты 3-2 применять расстановку 2-3, против 1-3-1 применять 2-1-2 и т.д.

Нападение против «зоны» 2-1-2

В зонной обороне 2-1-2 уязвимыми местами являются участки площадки сбоку трехсекундной зоны и перед областью штрафного броска (рис.).

Сюда и нужно направлять главный удар при позиционном нападении.

Расскажу об одной комбинации с заслоном, направленной на преодоление зоны 2-1-2 (рис.).

Расстановка нападающих 1 - 3 -1.Игроки 4, 5 и 8 передают мяч друг другу. Им могут противодействоватьтолько двое обороняющихся,играющих в передней линии.

Поэтому трем нападающим не так уж трудно создавать благоприятную обстановку для взятия корзины броском со своего места. Во время этих передач мяча центровой 7 перемещается по лицевой линии на противоположный фланг. В соответствии с принципами зонной защиты обороняющийся 7 будет сопровождать атакующего 7 до другого защищающегося 8, а затем вернется обратно в свою зону. Игрок 4 подбегает к защитнику 8 и ставит заслон так, чтобы соперник не мог устеречь центрового 7, выходящего к углу площадки. Здесь центровой 7 получает мяч от партнера 8. Теперь центровой 7 атакующей команды может либо сам бросить мяч в прыжке по корзине противника, либо послать его партнеру 4, который, развернувшись после заслона, устремляется под кольцо. Для получения передачи мяча от центрового 7 или для борьбы за отскок мяча вперед устремляется и атакующий 5, выходящий на позицию для броска по цели с уязвимого места зонной обороны соперников с расстановкой защитников 2-1-2.

Другие зонные построения- 1-2-2, 2-2-1 и 1-3-1, - крайне редко встречаются в нашем баскетболе. Поэтому я не привожу примеров тактических комбинаций, направленных на преодоление этих вариантов зонной защиты. Нужно только сказать, что при разбитии перечисленных построений зонной защиты, как и всех других, следует главный удар направлять против уязвимых мест обороны. Слабости в оборонительных порядках соперников, применяющих зонную защиту 1-2-2, показаны на рис.

Уязвимые места в зонной обороне 2-2-1 обозначены штриховкой на рисунке.

В зоне 1-3-1 - на сл. рис.

Многие тактические комбинации против различных вариантов зонной защиты характерны для построения атакующих по схеме 1-3-1. Это очень эффективная расстановка для нападающих. Но, безусловно, зонную оборону можно успешно преодолевать и с помощью других расстановок атакующих в исходном положении. Расположение нападающих перед началом комбинации во многом зависит от ресурсов команды, от индивидуальных способностей и особенностей игры баскетболистов.

Таким образом, командное нападение включает в себя огромное количество вариантов и всегда должно выбираться исходя из имеющихся в команде игроков и использовать слабые стороны защитного варианта соперников.