Похудение

Нападение в волейболе. Боковой атакующий удар Ошибкой при выполнении нападающего удара является

В волейбольном матче самой зрелищной является атака. При этом главная задача всей команды создать и эффектно исполнить этот момент. Скорость мяча может достигать 130-135 км/ч, а результативные очки приносят как раз атакующие удары в волейболе. Обучение технике – один из главных принципов для игрока в эту игру.

Типы ударов в волейболе

Ударом принято называть третье касание при розыгрыше, после которого игрок переправляет мяч через сетку к противнику.

Розыгрыш в волейбольном матче состоит из приема, паса (передачи), нападающего удара.

Если мяч летит высоко, то игрок с силой бьет по нему, чтобы он приземлился на полу площадки соперника. Почти также игроки атакуют первым темпом с более низкого паса.

Удары в волейболе различаются:

  • силой;
  • направлением;
  • техникой исполнения (обманный, переводной, боковой, с поворотом).

Методика обучения ударам в волейболе

Эффективная реализация решающих моментов нападающим зависит от того, насколько он овладел техникой, каковы его физические качества (рост, активная рука, ловкость и др.). Не последнее место занимает сила удара в волейболе.

Выделяют удары:

  • С поворота
  • Боковой
  • Обманный
  • С переводом

Комплекс атакующих движений довольно прост, но их чрезвычайно сложно скоординировать. Во время атаки игрок должен знать:

  1. Как резче выполнить прием?
  2. Как сильно ударить?
  3. Какой способ применить в кульминационный момент?

Ответить на эти вопросы можно только после тщательного анализа технологии выполнения.

Техника удара по мячу

В волейболе самый распространенный удар с разбега выполняется по следующей схеме:

  1. Найти идеальную точку для отталкивания
  2. Оценить направление движения мяча еще в воздухе
  3. Совершить прыжок вверх
  4. Придать мячу максимальное ускорение

После оценки игровой ситуации, расстояния и направления полета мяча нападающий делает 3-4 шага в ускоренном темпе и выполняет прыжок. При этом он опирается на параллельно поставленные стопы и помогает себе взмахом рук. Затем, разгибая ноги, прыгает как можно выше.

Во время прыжка волейболист делает замах ведущей рукой вверх-назад и прогибается в области груди и поясницы.

Когда рука ударяет по мячику, она выпрямляется в локтевом суставе. Тело сгибается на выдохе, и напряженная кисть передает мячу силу удара.

Во избежание травмы необходимо уметь правильно приземляться на согнутые в коленях ноги.

Описанные компоненты занимают у игрока несколько секунд. Так как очень трудно одновременно следить за направлением передачи и полетом мяча, бежать, прыгать и ударять, поэтому обучение технике удара в игре волейболе спортсмены обучаются довольно долго.

Независимо от подачи, которая прошла прием и передачу, нападающий должен найти выход с любого паса.

Где научиться правильно бить по мячу

В волейболе нападающий удар – это всего несколько секунд игрового времени, однако для того, чтобы он принес очки, требуется долгое время обучения и тренировок. Для это нужно:

  • Усвоить все решающие моменты при атаке
  • Выучить правильную технику и постоянно практиковать ее
  • Заниматься физической подготовкой вне площадки, что позволит лучше чувствовать способности своего тела и правильно координировать движения во время игры

Наш спортивный клуб Sunny wind приглашает всех желающих записаться в волейбольную секцию. Мы ждем взрослых, а также детей любого возраста и предлагаем пройти подготовку по пляжному и классическому волейболу. Для тех, кто интересуется этой игрой: у нас опытные тренера, площадки, обучение, игры, турниры, лагеря в России и за границей.

У нас в клубе Вас обучат всем хитростям и тонкостям этого важного элемента игры. Обучение проходит с опытными тренерами в игровой форме. Звоните

Прямой нападающий удар может осуществляться по ходу раз­бега и с переводом. В первом случае направление траектории поле­та мяча после удара как бы совпадает с направлением разбега. Во втором с помощью своеобразных движений туловища и ударяющей руки мяч посылается вправо или влево по отношению к направле­нию разбега волейболиста.

Техника прямого нападающего удара по хо­ду разбега представлена на рис. 36. Как видно, в последнем шаге разбега - напрыгивании - левая нога волейболиста, незначи­тельно согнутая в коленном суставе, ставится на поверхность пло­щадки с пятки. Такая постановка стопы способствует стопорящему движению, которое необходимо для перевода горизонтальной ско­рости разбега в вертикальную при отталкивании. Максимально увеличивая скорость при напрыгивании, игрок сгибанием ног в ко­ленных и тазобедренных суставах опускает ОЦТ вниз, при этом правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед и ставится

рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед-вверх отводятся назад-вниз.

Фаза отталкивания от опоры начинается с маховых движений рук еще до активного разгибания ног в момент приставки правой стопы к левой. При этом ОЦТ вследствие увеличения угла сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах продолжает смещаться вниз и оказывается вынесенным за опору.

Снижение ОЦТ вниз и смещение его за опору позволяют зна­чительно увеличить его путь во время преодолевающей работы мышц ног, что способствует достижению большей величины верти­кальной скорости движения тела в заключительной микрофазе от­талкивания.

Активное разгибание ног в тазобедренных и коленных суста­вах, а также энергичное сгибание стопы осуществляется за счет взрывной работы мышц этих звеньев н завершается упругим от­талкиванием стоп от поверхности площадки.

В начале безопорной фазы туловище и ноги игрока выпрямле­ны, левая рука после махового движения прекращает смещение вперед-вверх, а правая, согнутая в локтевом суставе, продолжает отводиться назад. Тело волейболиста в результате силы толчка вверх и инерции горизонтальной скорости разбега перемещается вперед-вверх.

При дальнейшем подъеме туловище игрока прогибается в пояс­ничной части позвоночника, правое плечо и рука отводятся назад и в сторону, левая, согнутая в локтевом суставе, смещается вниз, ноги сгибаются в коленных суставах.

В результате всех этих движений мышцы плечевого пояса, гру­ди и живота хорошо растягиваются, создавая необходимые условия для концентрации усилий в ударном движении.

Удар по мячу производится в высшей точке прыжка. В резуль­тате энергичного сокращения больших мышечных групп груди и живота туловище волейболиста разгибается в поясничной части позвоночника, а ноги - в коленных суставах, правое плечо смеща­ется вперед-вверх, а правая рука, разгибаясь в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу. При ударе про­исходит обгон дистальных частей руки: плечо обгоняет плечевой сустав, локтевой сустав обгоняет плечо и кисть - предплечье. Угол между плечом и предплечьем в момент удара составляет приблизи­тельно 140-150°. Подобное захлестывающее движение руки в со­четании с разгибанием туловища и «навалом» правого плеча спо­собствует значительному наращиванию силы в момент удара.


После удара по мячу (заключительная фаза) тело игрока по дуге опускается вперед-вниз. Волейболист приземляется в 1-1,5 метрах от места отталкивания на согнутые в коленных суставах ноги, туловище игрока несколько наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, находятся на уровне пояса.

Техника прямого нападающего удара с пе­реводом влево представлена на рис. 37.

Удар выполняется со средней (по высоте) передачи, разбег и

прыжок обычны. В фазе замаха волейболист всеми своими движе­ниями показывает, что нападающий удар будет производиться по ходу разбега (рис. 37, а). В этом и заключается мастерство напа­дающего, то есть умение в последний момент резким движением предплечья и особенно кисти перевести мяч влево, мимо рук блоки­рующего.

Эффективность перевода во многом зависит еще и от умения волейболиста произвести удар по мячу в наивысшей точке. При этом кисть соприкасается с правой боковой поверхностью мяча (рис. 37, б). Удар по мячу осуществляется пястной частью кисти, благодаря чему уменьшается «жесткость» удара, но увеличивается путь направляющего действия ударного движения. Правая рука после удара смещается по дуге вниз-влево (рис. 37 в).

Техника прямого нападающего удара с пе­реводом вправо показана на рис. 38.

При выполнении этого удара волейболист, отталкиваясь от опо­ры, поворачивает туловище влево. В фазе удара игрок разворачивает

руку несколько кнаружи и резким движением кисти в этом же направлении переводит мяч вправо. Туловище при ударе подается несколько вперед и влево (в результате закручивания, полученного при отталкивании от опоры), что способствует увеличению его силы. Кисть ударяет по верхней левой стороне мяча.

Угол перевода мяча в горизонтальной плоскости увеличивается при смещении точки приложения усилия к мячу несколько вниз. Однако такое смещение направления ударного усилия уменьшает угол атаки в вертикальной плоскости, и мяч может быть направлен за пределы поля. Поэтому техническое мастерство нападающего за­ключается и в умении точно произвести удар по мячу.

Трудно найти физическое упражнение, подобное напа­дающему удару в волейболе, которое включало бы в себя бег, прыжок и метание. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координации движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего.

Бытует мнение, что при напрыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога - это выражение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кстати, подтверждается тем, что квалифицированные легкоатлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются одной ногой, а в длину - другой.
Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще от­талкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20).

Движения нападающего в замедленной съемке.

Эта последовательность нужна не только для правильной координации - взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.

Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.

В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больший нужен вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге - грубая ошибка, снижающая качество прыжка и уменьшающим возможности, встречи с мячом в удобном положении.

Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте - это не ошибка. Главное - не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего.

Таким образом первым шагом при трехшаговом разбеге определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг - напрыгивание - необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2-3 м и более.

Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлысто-образное движение бьющей руки.

Прямой нападающий удар.

Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно заносить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав. В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головом (такие рекомендации тоже существуют) ? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта.

В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча).
В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти.

Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.

Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чище всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в ауг, а также при необходимости «закручивания» (или «срезки») мяча.

Другой пример. Мяч находится в не удобном для удара положении. В этом случае движения будут похожи на финальную фазу дейстний метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь во­лейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.

Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара-работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом п конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для спортсменов, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике - само совершенство, если это касание не делаемся нарочито, а является следствием энергичной работы туловища. Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «работы кистью» считается уже следствие удара: попал в площадку - «работает кисть», не попал - «кисть не работает. В чем же здесь дело?

Угол между направлением полета мяча от удара и по­верхностью площадки зависит от перемещения кисти а лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета и плоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти в момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10-20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кистевой» удар считается главным, единственным целесооб­разным ударом.

В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока - дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особою исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыл, намерение нападающего. Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара.

Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом сутсаве и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя «накрывание» мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном направлении.

Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение правой ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Нужно строго соблюдать правило: «ждать» мяч или в начале движении или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встреча­ются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом.

В начале главы, посвященной изложению техники и тактики нападающего удара, необходимо внести ясность в вопрос о классификации нападающего удара. В практике и литературе наблюдается следующее явление: один и тот же способ нападающего удара разные тренеры и игроки называют по-разному, или, наоборот, в один и тот же термин вкладывают различный смысл. Например, нападающий удар, произведенный с четвертого номера по четвертому номеру противника, одни называют косым ударом, другие - прямым, третьи - ударом «по ходу».

В приведенной ниже классификации использованы термины, наиболее распространенные среди волейболистов.

В основу классификации нападающих ударов правильнее всего положить принцип соотношения направления разбега нападающего к направлению полета мяча после удара. Исходя из этого основного принципа, все нападающие удары можно разбить на две группы.

I. Нападающие удары «по ходу» (по ходу разбега нападающего). Это такие удары, при которых направление разбега нападающего примерно совпадает с направлением полета мяча после удара (полет мяча после удара как бы идет по мысленному продолжению направления разбега нападающего) (рис. 51).

Рис. 51. Нападающие удары «по ходу» и «с поворотом»

II. Нападающие удары «с поворотом». Это такие удары, при которых направление полета мяча после удара находится под значительным углом к направлению разбега нападающего (см. рис. 51).

Конечно, большинство нападающих ударов «по ходу» проводятся под некоторым углом по отношению к разбегу нападающего, но при ударе «с поворотом» этот угол более значителен.

Небольшая часть ударов, как встречный и другие, производится игроками без разбега, поэтому при классификации таких ударов надо учесть соотношение положения туловища нападающего перед прыжком и направление полета мяча после удара. Так, если направление полета мяча после удара примерно совпадает с сагиттальной осью тела нападающего перед прыжком,- это будет удар «по ходу»; если направление полета мяча после удара находится под значительным углом к положению сагиттальной оси тела нападающего перед прыжком,- это удар «с поворотом» (рис. 52).


Рис. 52. Сагиттальная ось тела игрока

Удары «по ходу» и удары «с поворотом» можно выполнять различными техническими приемами:

I. Нападающие удары «по ходу»
Удары «по ходу» правой (левой) рукой
«Кистевые» удары «по ходу» правой (левой) рукой
Боковые верхние удары «по ходу» правой (левой) рукой
Обманные удары «по ходу» правой (левой) рукой

II. Нападающие удары «с поворотом»

Удары «с поворотом» правой (левой) рукой
«Кистевые» удары «с поворотом» правой (левой) рукой
Боковые верхние удары «с поворотом» правой (левой) рукой
Обманные удары «с поворотом» правой (левой) рукой

Данная классификация учитывает характеристику техники выполнения ударов («кистевые» удары). Попытаемся определение ударов «по ходу» и «с поворотом» дать более точно.

Удары «по ходу» правой и левой рукой - такие удары, при которых направление разбега, сагиттальная ось тела нападающего в момент удара и полет мяча после удара примерно совпадают по направлению.

Удары «с поворотом» правой и левой рукой - такие удары, при которых направление полета мяча после удара и сагиттальная ось тела нападающего в момент удара примерно совпадают по направлению, но находятся под значительным углом по отношению к направлению разбега. Для выделения этого вида ударов из общей группы ударов «по ходу» и ударов «с поворотом» их правильнее было бы называть прямыми ударами «по ходу» («с поворотом»), что подчеркнуло бы характер движения ударяющей руки и отсутствие у игроков при этих ударах отвлекающих движений туловищем в сторону, противоположную направлению удара, для введения блокирующих в заблуждение. Однако для лаконичности их можно называть кратко - удары «по ходу», удары «с поворотом».

Эти разновидности нападающих ударов сравнительно легко блокируются, так как блокирующему не трудно определить направление удара нападающего по положению сагиттальной оси тела игрока (она соответствует направлению удара). Поэтому старая гвардия советских волейболистов - А. Щербин, С. Исахоньян, В. Филиппов, А. Якушев и другие-уже давно начали применять иную разновидность ударов, которая получила, может быть, не совсем правильное название «кистевых»; они сопровождаются ложными движениями туловища нападающего в сторону, противоположную направлению полета мяча после удара. «Кистевые» удары также делятся на удары «по ходу» и удары «с поворотом».

«Кистевыми» ударами то ходу» правой и левой рукой следует называть такие удары, при которых направление разбега и направление полета мяча после удара примерно совпадают, но находятся под значительным углом к сагиттальной оси нападающего в момент удара. На левой стороне рис. 53 изображены «кистевые» удары «по ходу» из зон 4 и 2.

«Кистевые» удары «с поворотом» правой и левой рукой - такие удары, при которых направление полета мяча после удара находится под значительным углом к направлению разбега нападающего и его сагиттальной оси в момент удара. На правой стороне рис. 53 изображены «кистевые» удары «с поворотом» из зон 4 и 2.

Классификация боковых верхних и обманных ударов основана на тех же принципах, описанных выше.


Рис. 53. «Кистевые» удары «по ходу» из зон 4 и 2 (на левой стороне рисунка) и «с поворотом» из зон 4 и 2 (на правой стороне рисунка)

В практике и игрокам, и тренерам часто приходится определять, к какой разновидности надо отнести тот или иной нападающий удар. Для такого определения можно исходить из предложенной классификации, однако полезно делать более полную характеристику нападающего удара, а для этого следует учесть следующие детали.

1. Место, где был произведен удар (из зон 4, 3, 2).

2. С какой передачи произвел игрок удар - далекой от сетки или близкой, высокой или низкой.

3. Сила, с которой произведен удар (сильный или слабый удар).

4. Крутизна полета мяча после удара (ее можно определить по зоне приземления или приему мяча).

Таким образом, можно точно охарактеризовать любой нападающий удар. Например, левый нападающий из своей зоны произвел сильный нападающий удар правой рукой «с поворотом» с далекой передачи по зоне 1 площадки противника.

Единый взгляд на классификацию нападающих ударов поможет не только практической работе, но и позволит в нашей спортивной литературе более полно освещать все стороны этого важнейшего приема игры в волейбол.

Тетерин Александр ученик 9 "В" класса МБОУ "СОШ №56" города Кургана

Ученик 9 "В" класса в своём проекте описывает подробно технику обучения нападающему удару. Основной принцип- системность и последовательность. Начала техники обучения связаны с "расщеплением" техники на составляющие. Рассматриваются мельчайшие технические подробности, которые затем оформляются в комбинации. движения. позиции и т.д. Автор также предлагает подводящие упражнениядля освоения техники выполнения нападающего удара.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Техника прямого нападающего удара в волейболе»

Выполнил ученик 9 «В» класса

МБОУ «СОШ №56»

Тетерин Александр

Учитель: Коротких Н.А.

2014

  1. Введение.
  2. Техника удара по мячу:

Замах и собственно ударное движение;

- ошибки при обучении;

- приемы их исправления.

4. Прямой нападающий удар:

- подготовительная фаза;

Фаза взлета.

5. Ускоренный нападающий удар.

6. Медленные удары (обманы).

7. Подводящие упражнения для освоения техники выполнения нападающего удара:

- прыжковые упражнения;

Упражнения для изучения ударного движения;

Имитация нападающего удара при напрыгивании на подвешенный мяч;

Упражнения для изучения техники нападающего удара;

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара.

8. Вывод.

Введение

Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий, игры. Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость. Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков должны быть направлены на подготовку его совершения. Высота съема мяча, скорость паса, постоянно изменяющиеся условия игры, вероятность возникновения ошибок на подготовительном этапе, противодействие противника требуют от нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и приложения морально-волевых качеств. На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что связано с необходимостью привить игроку такие качества, которые бы позволили ему, не теряя возможности корректировать свое местоположение в пространстве относительно площадки, сетки, блокирующих игроков противоположной команды, суметь выпрыгнуть на совершение удара в том месте на сетке, где было бы наиболее удобное положение мяча для удара с минимально возможным противодействием соперника.

Особенности обучения технике нападающего удара.

Техника нападающего удара включает в себя четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Техника выполнение разбега и прыжка.

Разбег состоит из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач - достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча. Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.

Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание:

в первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два «ступающих» шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой;

во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется;

в третьей микрофазе - напрыгивании - игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.

При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги, ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения. Отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени. Стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища - в тазобедренных суставах. Руки волейболиста начинают маховое движение. Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору. К мышцам, сгибающим стопу, относятся; трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые.

Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрывным» характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне. головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.

Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног способствует увеличению пути «разгона» центра тяжести спортсмена, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах увеличивает мощность усилий при отталкивании.

Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй передаче мяча.

При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится обучающимся еще позднее, во время последнего шага-наскока. Техника удара по мячу .

Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются, на две микрофазы: замах и собственно ударное движение .

Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.

Основными задачами при обучении нападающего удара являются:

1 .Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.

  1. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
  2. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и их устранения.
  3. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.
  4. Совершенствование техники нападающего удара в соревновательных условиях.

Поэтому овладение рациональной техникой нападающего удара-главная задача технической

подготовки обучающихся. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:

а) принцип постепенности

б) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении нападающего
удара;

в) знание причин, возникновения ошибок при обучении, и совершенствования техники игры и
исправление этих ошибок;

г) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений
доступной для обучающихся без искажения ее сущности.

Этапы обучения:

В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучений условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений: после предварительного перемещения, увеличение площади, действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Изучение нападающего удара(наиболее сложного технического приема), целесообразно изучать по частям.. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятности успеха в овладении рациональной техникой.

Ошибки при обучении:

Типичными причинами ошибок при обучении технике нападающего удара являются:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) обучающийся неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) нет систематичности, в результате чего двигательный навык не стабилизируется:
Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные
методические
приемы их исправления:

  • ясное понимание обучающимся принципиальных основ техники движений;
  • создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;
  • избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;
  • сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты, и др.).

Закрепление техники нападающего удара и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем: качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует совместно с обучающимся.

Нападающий удар-технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на

сторону соперника выше верхнего края сетки нападающий удар. Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Выделяют два способа: (прямой и боковой нападающий удар) Основной

способ нападающего удара-прямой «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Нападающий удар с переводом - разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком. Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих). Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо боковой нападающий удар, который тоже может быть с переводом.

Прямой нападающий удар:

При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении, передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка. Длина разбега - 2 - 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки - по дуге сзади -вниз вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой руки в тот

"момент, когда кисти, вынесены над головой. Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится, сзади, опоры, их при этом разгибают во всех суставах. Высота прыжка зависит от махового движения" рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. Однако этот угол не должен быть меньше 90°. С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза взлета. Для борьбы с так называемым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перераспределяет массу тела вокруг ОПТ тела и создает некоторый вращательный момент, направленный в противоположную горизонтальной составляющей силы сторону. Это способствует уменьшению длины траектории полета тела.

Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх - вниз. Таким образом, движение рук в

подготовительной фазе состоит из махового тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной массы.

Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направлений движения. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение «лук» - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях., голень отводят назад. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего растягивается большая грудная мышца.

Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть накладывают на мяч в расслабленном состоянии вверху сбоку (угол наклона руки примерно 75°) хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с мячом продвигают дальше вперед - вниз, кисть сгибают в лучезапястном суставе, мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед - вниз. Затем плечо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры движущей вперед - вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плавно, моменту удара она должна быть наибольшей.

Эффективными при ударе могут быть: - опускание подбородка; оно позволяет использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в этом положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока; - вдох во время удара, что способствует более быстрому его выполнению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания. После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.

Разновидности нападающего удара определяются параметрами второй передачи и имеют некоторые особенности. При передачах, различающихся по длине (длинных, коротких, укороченных), характер движения, во время выполнения нападающих ударов практически одинаков, однако, с увеличением времени полета мяча изменяется темпо-ритмическая структура разбега: увеличивается время выполнения первого и второго шагов разбега, улучшается согласование действий нападающего игрока с передачей. На практике передачи высокие и средние по высоте являются медленными, а низкие - ускоренными и скоростными. Для нападающего удара с низких скоростных (ускоренных) передач характерны: 1) уменьшение длины разбега до одного-двух шагов; 2) более быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в конце разбега; 3) меньшая амплитуда замаха и меньшее сгибание руки в локте при отведении назад; 4) меньшее сопровождающее движение руки после удара.

При выполнении нападающего удара с отдаленной от стенки (более одного метра) передачи существуют некоторые особенности:

  • место удара определяется вытянутой рукой;
  • одновременно с ведением руки в ударном движении игрок сгибается в тазобедренных суставах;
  • руки в ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки.

При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые ускоренные удары (их часто называют кистевыми).

Ускоренный нападающий удар:

Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте. Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки, в локте одновременным хлестообразным движением, кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с переводом рукой.

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуче вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения, блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки.

Медленные удары (обманы):

Иногда в игре необходимо направлять мяч близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняются как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в обычном нападающем ударе: на вертикаль выносят несколько согнутой в локте вперед, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев. При обманах мимо блока используют медленный, нападающий удар с переводом руки, вправо или влево.

Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи. Подводящие упражнения для освоения техники выполнения нападающего удара:

Прыжковые упражнения:

1 . Напрыгивание на препятствие, либо прыжки через препятствие, например, через гимнастическую скамейку, тумбу

2. Прыжки через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты, серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные эстафеты. 3.Напрыгивание на подвешенные предметы.

  1. Серийные прыжковые упражнения на гимнастической стенке
  2. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360
  3. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

Упражнения для изучения ударного движения:

1.Метание мяча одной и двумя руками из различных положений.

2.Броски мяча через сетку в прыжке, без прыжка волейбольных, набивных мячей.

3.Броски мяча в парах.

Имитация нападающего удара при напрыгивании на подвешенный мяч:

1 . Броски набивного мяча весом 1 кг кистями - одной (правой, левой) и двумя руками из положения

руки вверх.

2. Стоя липом, боком и спиной к гимнастической стене, упражнения с резиновым спортинвентарем

для плечевого пояса.

3.Жим штанги лежа.

4.Броски набивного мяча весом 1-2 кг из-за головы двумя руками, одной рукой над головой

(«крюком»)

5 . Приседание и быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с набивным мячом (двумя) в
руках; то же с прыжком вверх.

6 . Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.
7. Спрыгивание (высота 40-80 см.) с последующим прыжком вверх.

8.Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара

9.{Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над. головой стоя на месте и в прыжке,

10. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.

11.Нападающий удар с передачи.

Упражнения для изучения техники нападающего удара:

1. Нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3 направляется в зоны

№4,6,5.

  1. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2. 6, 1.
  2. Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.
  3. Нападающий удар из зон 4. 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.
  4. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

6.Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

  1. То же из зон 2 и 3, но нападающие удары, выполняются со средних и низких, передач.
  2. Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.

9.Нападающий удар при противодействии блока. Смысл упражнений в том, что блоком закрыто какое-либо направление, и надо ударом послать мяч в другом направлении («открытом»). При этом все действия заранее обусловлены. Например, блоком, закрыта линия - удар по ходу или с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале блок ставят заранее, затем, он «появляется» в последний момент.

1.0. Имитация нападающего удара и обман.

11 . Поочередное выполнение ударов.

12. Нападающие удары с задней линии.

Выполнение этих заданий обеспечивает необходимое условие для успешного обучения технике нападающих действий.

Ошибки при обучении:

  • стопорящий шаг на носок;
  • остановка перед отталкиванием;
  • отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;
  • удар согнутой в локте рукой;
  • в момент удара опускание локтя вниз;
  • ранний или поздний разбег;
  • неправильный ритм или разбег;
  • неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;
  • медленное отталкивание;
  • недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;
  • приземление после удара на прямые ноги.

Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий, игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны атаки, расположения блока и защитников соперника, старается выбрать наиболее рациональный (для конкретной обстановки) способ удара. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к проигрышу очка или подачи. Обучающийся, выполняющий удар, должен:

  1. - оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;
  2. - следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;
  3. - с " неудобных " передач не проиграть мяч;

4 владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными ударами, ударами от блока и т. д.;

5 - перед разбегом для нападающего удара - быстрый взгляд на сторону соперника для оценки расположения игроков обороняющейся команды.

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара:

1. Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее

нападающий игрок имитирует блок в зоне 3-перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар

  1. Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).
  2. Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1 -2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).
  3. Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).
  4. Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).
  5. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).
  6. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

8.Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком.

9.Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

10. Нападающий удар 1 -м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и
защитникам.

Вывод:

Техника обучения нападающему удару - один из главных этапов в овладении волейбольным искусством. Основной принцип здесь - системность и последовательность. Любые действия обучающегося и учителя должны быть комплексными и методически выверенными. Начала техники обучения связаны с «расщеплением» техники на составляющими, неким спортивным анализом техники. Таким образом, рассматриваются мельчайшие технические подробности, которые затем оформляются в комбинации, движения, позиции и т.п. Под последовательность техники обучения нападающему удару подразумевается порядок выполнения тех или иных действий игрока. Принципиально важным с точки зрения методики является, овладение навыком технических приемов каждым из команды, что связано с переходом игроков.

Следующий крупный пласт в технике обучения нападающему удару в волейболе - навыки движения.

Их необходимо правильно сформировать у игрока с самого начала, так как в последующем все

движения выполняются «на автомате», а вместе с ними и неисправленные ошибки.

Техника выполнения нападающего удара в волейболе, как впрочем и других технических приемов,

достаточно сложна, но вполне доступна для многих, что и обусловливает всенародную любовь к этой