Пресс

Виды физических упражнений. Методы выполнения физической нагрузки Эффективный способ выполнения физического

Очень часто вы встретите знатные холивары на тему что лучше, бодивейт или железо, паркур или трикинг и т.д., гимнастика или workout. В общем, в основном это споры неадекватов, которые слишком узко мыслят.

НИКОГДА НЕ ДЕЛИТЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ИНВЕНТАРЮ. Полезны абсолютно все упражнения, главное выполнять их в нужное время и с нужным усилием. Поэтому все упражнения делите по таким признакам:

  1. Область воздействия (т.е. мышечная группа)
  2. Усилие, которое нужно для выполнения упражнения (рассчитывается в процентах, за 100% берется такое усилие, которое приводит к отказу при одном повторении).
  3. Интенсивность. Обычно это кол-во отдыха между повторами
  4. Продолжительность непрерывного воздействия (в секундах).
  5. Темп – т.е. скорость выполнения

Отказ в повторении – это тот момент, когда вы не можете физически выполнить хотя бы еще одно повторение с четкой техникой.

Осознав это вы поймете, что если человек доводит себя до отказа за 15 отжиманий на брусьях за 30 сек или делает то же самое за 10 повторений в жиме лежа с весом – то эти упражнения для него одинаково эффективны.

Термины: МПС - максимальная произвольная сила

Для тренировки основных функциональных качеств я применяю разные типы воздействия на мышцу. Методы я взял с методики Селуянова, но так как они сложны для понимания и содержат кучу терминов, я упростил эти методы. Условно я выделяю такие.

1. Упражнения на максимальную силу

Для этого используем максимальное усилие в течении не более 10 секунд. Типичный пример – подъем максимальных весов на 1-3 раза, как в пауэрлифтинге. Отдых между подходами – 3-5 минут. Также сюда можно отнести и эффективную систему 5х5, о ней можно найти информацию в сети.

2. Упражнение на силу и массу

Для этого делаем подход в течении 20-40 секунд. Упражнение выполняется с интенсивностью 70-90%МПС. Темп средний. Подъем быстрый, а опускание веса (негативная фаза) медленный. Повторений 8-12 за подход. На самом деле кол-во повторений не так важно, главное подобрать такой вес, чтобы приблизительно за 30 секунд дойти до отказа. Обычно это и есть 8-12 повторений.

В этом типе нагрузки очень важен четкий отказ, очень желательно даже после отказа иногда просить партнера помочь сделать еще пару повторений. При этом не стоит делать максимально отказными все подходы в упражнении, хватит одного.

Отдых можно делать от 1 минуты до 3 (зависит от нагрузки).

3. Упражнения на взрывную скорость и скорость

Скорость – непосредственно связана с количеством креатинфосфата в мышце. Чтобы увеличить количество креатинфосфата необходимо выполнять кратковременные (не более 10 сек) упражнения, выполняемые с предельной мощностью (бег на 50 – 60 м, прыжки, заплыв на 10 – 15 м, упражнения на тренажерах, подъем штанги и т д.) Всего подходов в упражнении можно сделать 10-20 с небольшим отдыхом между подходами. Такие тренировки часто еще называют интервальными.

В этих трех типах используется креатинфосфатный метод восстановления + подключается немного гликолитический. Важно, не допускать общего времени под нагрузкой выше 30-40 сек, потому что в противном случае в мышцах накапливается все больше молочной кислоты, в итоге мышцы не будут готовы к полноценной работе.

4. Статодинамические упражнения

Упражнение выполняется с интенсивностью 30-70 % МПС, количество повторений 15-25 в одном подходе. Длительность выполнения упражнения составляет 50-70 с. В этом варианте каждое упражнение выполняется в статодинамическом режиме, т.е. без полного расслабления мышц по ходу выполнения упражнения. После первого подхода к снаряду возникает лишь легкое локальное утомление. Поэтому через короткий интервал отдыха (20-60 с) следует повторить упражнение. После второго подхода появляется чувство жжения и боли в мышце. После третьего подхода эти ощущения становятся очень сильными - стрессовыми. Такие 3 подхода с небольшим отдыхом составляют один сет. Повторите 3-4 сета с отдыхом между сетами в 3-5 минут

5. Круговые тренировки для силовой выносливости

Берете несколько упражнений (обычно 4-6) и делаете в скоростном режиме (но не максимальном) одно упражнение за другим без отдыха (или с минимальным). Общее время одного круга не выше 3 минут. Всего повторяете от 3 кругов, отдых между кругами может быть 3-5 минут. Интенсивность 30-70 % МПС

В этих двух типах используется лактатный тип энергетизации . Этот тип нужен в основном в тех видах спорта, где нужно прилагать высокие усилия (но не максимальные) за период 1-5 минут. Типичный пример – это боевые искусства, где спарринги длятся с средним раундом в 3 минуты. Главными биохимическими критериями таких тренировок является:

1. cнижение содержания гликогена в мышцах.

2. во время тренировки в мышцах и крови должна накапливаться молочная кислота.

Хороший эффект дает постепенное снижение времени отдыха между рабочими интервалами.

Промежутки отдыха между упражнениями короткие, их недостаточно для восстановления запасов гликогена, его запасы сильно снижаются, а это является обязательным условием суперкомпенсации.

6. Упражнения на аэробную выносливость

Длительная работа с умеренной нагрузкой в течении долгого времени. Типичный пример – бег на длинные дистанции.

7. Протокол ТАБАТА

Выполняем упражнение с максимальным усилием 20 сек – 10 сек отдыха. Так повторяем 8 раз. Подходит исключительно для тех упражнений, где можно развить околомаксимальную интенсивность. Это велотренажеры, берпи.

Эти методы являются тренировкой аэробного метода , хотя протокол Табата это скорее гибридный метод. Применяется в тех видах спорта, для которых важна выносливость. Примеры, бег на длинные дистанции, многие командные виды спорта. При этом также существует понятие специфической выносливости.

Так как во многих видах спорта нагрузка часто неравномерная и периоды длительной умеренной нагрузки чередуются с короткими взрывными усилиями. Для такой тренировки применяются также упражнения на специфическую выносливость, для этого просто создаются условия близкие к соревновательным. Например, работа в партере в течении 10 минут для борцов, тренировочные спарринги и т.д. Т.е. выносливость в таких видах спорта эффективней повышать не с помощью бега, а с помощью типичных для этого спорта движений выполняемых продолжительное время.

8. Изометрические упражнения

В основном для развития используются статические упражнения. Суть изометрических упражнений заключается в том, что в течение 6-12 секунд затрачивается максимальное усилие на противодействие сопротивлению того или иного объекта, при этом не происходит движения. Именно это отличает изометрические упражнения, при которых сокращение мышцы вызывает лишь ее напряжение, от изотонических, в ходе которых из-за сокращения мышцы меняется ее длина. Изометрические упражнения хорошо развивают силу, укрепляют сухожилия и связки.

Есть несколько методов выполнения таких упражнений. Все их условно можно разделить на упражнения с своим весом, тяжестями и инвентарём.

С своим весом – это разные виды горизонтов и планок в гимнастике. Выбирайте то, что хотите научиться и пробуйте. Лично мне нравятся разные виды горизонтов с гимнастики, стоек, а также передние висы на турниках. Самое главное – вам должно быть достаточно тяжело удерживать это положение. Постепенно, день за днем, нужно довести удерживание до 10-20 сек, после этого усложняем упражнение.

С отягощением – иногда такие упражнения называют локаутами. Для этого берите вес на 50-60% больше вашего рабочего веса и выполняйте упражнение в крайней точке амплитуды, движение при этом занимает около пару сантиметров. Т.е. вес должен быть таким, чтобы вы не могли его поднять на полную амплитуду, поэтому будьте очень осторожны

Упражнение с инвентарём , например, цепями, канатами - подробней можно почитать о подобном воздействии в статье о методике Засса

Особенности формы (техники) физических упражнений и ее значение

В сфере физического воспитания и спорта знание об изучаемых двигательных действиях существует как «техника физических упражнений» (поскольку в той сфере двигательные действия выступают как средства и методы воспитания, их принято называть «физическими упражнениями») .

В настоящее время понятие «техника» определяется как «способ выполнения двига тельного действия, с помощью которого двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью» .

В этом же смысле понимают «технику» и другие авторы, т.е. как отдельное, единичное, конкретное движение (систему движений). Д.Д. Донской замечает, что технику можно понимать в нескольких аспектах: как действие, как характеристику качества движений, как сведения о движении; Л.П. Матвеев считает, что «технику» можно понимать как модель соревновательного действия и как конкретный способ действия, существующий реально в чьем-то исполнении. Однако два последних автора, не раскрывали сущности техники в качестве теоретической модели действия, по сути дела оставаясь на позициях интерпретации техники как идеальной модели (отражения в сознании) реального действия .

Прогресс техники физических упражнений обусловлен совершенствованием спортивного инвентаря, одежды, оборудования, что постоянно приводит к появлению эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере спортивной техники, столь значительно изменившейся во всех видах спорта за последние годы.

Понятие «техника движений» имеет двоякий смысл:

  • 1) обозначает реально наблюдаемые индивидуальные способы выполнения двигательных действий;
  • 2) обозначает некоторые абстрагированные «модели» действий (их идеальные «образцы», описываемые словами, графически, математически или в какой-либо иной условной форме).

Лучше использовать понятие «модель техники». Если она разработана правильно, то дает представление о рациональных основах техники движений, ее предполагаемых эффективных формах. Поиск эталонов идеальной техники различных физических упражнений привел к выявлению некоторых, преимущественно биомеханических, закономерностей их построения. Перед специалистом физической культуры и спорта всегда возникает проблема разработки и уточнения конкретных моделей техники, которые могли бы соответствовать индивидуальным особенностям обучаемых. Реальные формы техники одних и тех же физических упражнений на различных этапах физического совершенствования не остаются неизменными, они зависят от степени развития физических и психических качеств личности, меняющихся в процессе обучения и воспитания .

В процессе совершенствования физических качеств изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача, осознаваемая как желательный результат действия, способ, при помощи которого она решается. Одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами (например, выполнить прыжок в высоту можно отталкиваясь ближе к планке), причем среди них есть более и менее эффективные. Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений.

Это понятие находится в одном ряду с понятием «форма физического упражнения», если рассматривать не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие в том, что понятие «техника» относится к эффективным формам физических упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений. Степень эффективности техники физических упражнений в каждый момент относительная, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становясь эффективной как у отдельного обучаемого (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения физическим упражнениям и формирования физических качеств) .

Понятие формы физического упражнения принято связывать с завершающей частью двигательного рефлекса -- выполняемым движением. При этом подразумевается внешний вид, т. е. воспринимаемая зрительно общая картина данного движения. Это -- внешняя форма физического упражнения. По ней различаются основные виды и разновидности физических упражнений, как и вообще всяких движений. Однако только такое понимание формы поверхностно, недостаточно .

Наблюдая внешнюю форму физического упражнения, нетрудно заметить, что его выполнение занимает определенное время, общая картина выполнения возникает не сразу, а создается по степенно, как бы рисуется телом. Этот рисунок образуется в результате слитного, взаимосвязанного перемещения в пространстве различных частей тела. При более внимательном наблюдение можно заметить, что в процессе выполнения целостного движения некоторые части тела -- временно или же непрерывно -- сохраняют относительно неизменное положение, а другие, движущиеся, части перемещаются в строго определенных направлениях, с определенной амплитудой, скоростью и силой. Удается также проследить, что перемещение различных частей тела про исходит то одновременно, то последовательно.

Таким образом, простым наблюдением удается обнаружить определенное строение, структуру движения. Объективна именно конкретная структура движения и представляет собой его форму.

Поэтому, например, в период вхождения в работу, пока не изменится состояние организма и не наладится согласованная деятельность всех работающих органов, те или иные упражнения могут оказать на организм более сильные и иногда даже неблагоприятные влияния. Когда же путем предварительной специальной разминки или по истечении некоторого времени «врабатывания» функции различных органов становятся достаточно согласованными, координированными и налаживается хорошее кровоснабжение работающих органов -- влияния тех же действий становятся более умеренными. Появление и развитие усталости при выполнении тех же действий связано с падением работоспособности. При этом обнаруживаются новые, быстро прогрессирующие изменения в функциях многих органов, особенно в деятельности коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к новым изменениям степени и даже характера влияния выполняемого упражнения.

Педагогу необходимо учитывать и явления так называемого последействия упражнений. Оно заключается в том, что после выполнения любого упражнения в деятельности и состояниях организма остаются на некоторое время соответствующие следы в виде остаточного возбуждения, повышения или понижения работоспособности, увеличения или уменьшения ранимости организма и т.п. В зависимости от характера и силы последействия создаются либо неблагоприятные, либо более благоприятные предпосылки для последующей деятельности организма при выполнении следующего упражнения. В результате этого может значительно измениться и влияние последнего. Так, например, одно и то же упражнение в лазании по канату будет оказывать различное влияние на организм в зависимости от того, будет ли оно дано после исполнения легких вольных упражнений или же оно последует сразу за очень быстрым бегом .

Педагог обязан анализировать все условия решения намеченных задач и гибко использовать находящиеся в его распоряжении методические возможности для обеспечения действительно необходимых в данный момент влияний физических упражнений .

Различают основу техники движений, ее главное звено и де тали.

Основа техники движений -- это совокупность звеньев и структуры движений, необходимая для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных усилий, элементы согласования движений в пространстве и во времени). Выпадение или нарушение одного элемента или соотношения в данной совокупности делает невозможным само решение двига тельной задачи.

Главное звено (или звенья) техники движений -- важная часть способа выполнения двигательной задачи. Например, при прыжках в высоту с разбега -- отталкивание, соединенное с быстрым и высоким махом ногой; в метаниях -- финальное усилие; при подъеме разгибом на гимнастических снарядах -- своевременное и энергичное разгибание в тазобедренных суставах с последующим торможением и синхронным напряжением мышц пояса верхних конечностей. Выполнение движений, входящих в состав главного звена, происходит в короткий промежуток времени и требует значительных мышечных усилий.

К деталям техники движений относят отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера. Они различаются, поскольку обусловлены морфологическими и функциональными особенностями (например, различия в соотношении длины и частоты шагов при беге обусловлены различиями в длине конечностей; неодинаковая глубина подседа при поднимании штанги -- различной степенью развития гибкости и силовых способностей). При неизбежных индивидуальных различиях в деталях техники нельзя отступать от общей закономерной основы техники движений, целесообразности индивидуального ее варьирования. Технику движений можно сравнить с безразмерной одеждой, которая подходит каждому. Механическое копирование индивидуальной техники выдающихся спортсменов нередко приводит к отрицательным результатам.

Для характеристики техники физических упражнений ключе вое значение имеет понятие «структурная основа системы движений», которое подразумевает закономерный и устойчивый поря док объединения отдельных элементов системы движений в составе двигательного акта. При анализе техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую), ритмическую, или общую координационную, структуру движений. Грани структуры не изолированы друг от друга, они осуществляются для познания и практики взаимосвязи и взаимообусловленности всех характеристик техники физических упражнений .

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек реша­ет определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, пре­одолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внеш­ней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Техника физического упражнения это способ решения двигательной задачи.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Стандартная техника это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи .

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.

Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Детали техники это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зави­сят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за­нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю­бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновля­ется, что обусловлено:

Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

Поиском более совершенных способов выполнения движений;

Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

Совершенствованием методики обучения;

Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,

синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест - в прыж­ках с шестом) и другими факторами.

Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники по­нимаются; признаки, на основании которых учитель может опре­делить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа ис­полнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатка­ми.

1-й критерий - результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зави­сит от многих причин, и установить среди них значимость тех­нической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерий - параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого пред­варительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3-й критерий - разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:

1) опреде­лить наилучший результат, который показывает ученик в изучае­мом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;

5) опреде­лить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4).

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует по­тенциал физических способностей ученика, если ниже - не реа­лизует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором - улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возмож­ного результата при данных физических способностях. Осущест­вляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих рас­четов раскрывается в курсе «Спор­тивная метрология»).

Фазы физического упражнения . В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовитель­ную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи дей­ствия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места - сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места - отталкивание и полет.

Заключительная фаза завершает действие, образно го­воря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыж­ках этой фазой будет приземление, в беге - пробежка по инер­ции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину - от полета), а ре­зультативность физического упражнения в целом - от правиль­ности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).

Основная фаза осуществляется с помощью движений, состав­ляющих основу техники, а две остальные фазы - с помощью дви­жений, составляющих детали техники.

Биомеханические характеристики движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и ди­намические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положе­ние тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процессе выполнения движения), траектория движения (форма, направление, амплитуда).

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Промежуточные положения (поза в процессе выполнения упражнения). Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего нача­лу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредст­венно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горно­лыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передви­жения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гим­настике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение те­ла в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после переда­чи мяча в футболе.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направле­нием и амплитудой.

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объ­ясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) име­ют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.

Направление движения - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит­тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступа­тельных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или не­благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не дости­гают конечной цели в своих действиях.

Амплитуда движения - это величина пути перемещения отдельных ча­стей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплиту­да движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относитель­но каких-либо внешних ориентиров.

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толка­нии ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возраста­нию скорости движения снаряда. Поэтому метателю рекомендуется выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.

Временные характеристики. К ним относятся длительность дви­жений и темп.

Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность от­дельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительнос­ти зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Длительность упражнения в целом опреде­ляет величину его воздействия (нагрузку).

Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу време­ни, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мину­ту. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладе­нии техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определя­ется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной ча­стотой движения.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение . Они определяют характер перемещения тела и его час­тей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением . Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости - скорость убывает.

Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием ско­рости передвижения.

Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге - от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых дви­гательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особен­но к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска.

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются:

Активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;

Пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вяз­кость мышц и пр.;

Реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­ев тела в процессе движения.

Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает со­хранение и направление изменения взаимного расположения звеньев чело­веческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы. Внутренние силы не могут переме­щать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.

Внешние силы складываются из:

Силы тяжести собственного тела;

Силы реакции опоры;

Силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во време­ни сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышеч­ными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных дви­жений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-ли­бо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и од­нократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно опре­деляют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, кото­рые характерны для данного физического упражнения.

Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важ­нейшим интегральным признаком техники двигательного дей­ствия.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения - значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

Классификация физических упражнений по их анатомическом признаку.

По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоросно – силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

1.2 Техника физических упражнений и её характеристики

Характеристики движений человека - это те особенности, или признаки, по которым движения различаются между собой.

Различают качественные и количественные характеристики.

Качественные характеристики - характеристики, описываемые только словами и не имеющие точной количественной меры (например: напряженно, свободно, плавно, мягко и др.).

Количественные характеристики - характеристики, которые измеряют или вычисляют, они имеют количественную меру.

Педагогу при проведении урока нечем и некогда измерять и регистрировать количественные характеристики. Ему приходится пользоваться качественными характеристиками, он проводит качественный биомеханический анализ движений каждого ученика.

Изучая движения с помощью измерительной и записывающей аппаратуры, получают количественные характеристики. Их обрабатывают, проводят вычисления для количественного биомеханического анализа. Конечно, затем должен следовать и качественный анализ, чтобы понять законы движения и использовать их в физическом воспитании. Хорошо владея навыками количественного анализа, в повседневной практической работе можно с успехом пользоваться только качественным анализом.

Видно, что наиболее важными являются те из них, которые характеризуют изменения положения тела и движения. К ним относятся кинематические и динамические характеристики. При этом следует отметить тот факт, что движения человека и предметов, перемещаемых им, можно заметить и измерить, только сравнивая их положения с положением выбранного для сравнения тела (тело отсчета) . Поэтому все движения человека в биомеханике рассматриваются как относительные.

Техника – это искусность, мастерство.

Спортивная техника - есть совокупность специальных движений с помощью которых решается двигательная задача. Спортивная техника имеет две особенности:

1. Рациональность системы движений обеспечивающая максимальную эффективность двигательного действия;

2. Экономичность движений – что исключает лишние затраты усилий.

Техника физического упражнения это наиболее рациональный способ выполнения двигательного действия (под рациональностью понимается эффективно, экономично, целесообразно). Одно и тоже действие можно выполнять различными способами но только рациональные способы выполнения называют техникой.

Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторо­го числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых становиться объектом освоения в процессе овладения техникой данного технического приема.

Т.о. спортивная техника обладает определенным составом – частями движений и определенной структурой – последовательность выполнения этих частей.

Определение операционального состава физичес­кого упражнения является одним из важных условий освоения его техники. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений , основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений, это те движения, которые отражают отличительные признаки данного двигательного действия, при выпадении одного из элементов двигательная задача не решается (в прыжках в высоту основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание, переход через планку, приземление). т.е основа техники -это основной механизм техники, это обязательное соотношение главных фаз движения.

Внутри основы выделяют основное (ведущее) звено основного механизма, ту решающую часть, где акцентировано движение, это наиболее важ­ная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигатель­ной задачи. (для метаний финальное усилие). Выполнение ведущего звена техники обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Таким образом, для освоения любого физического упражнения необходимо правильно освоить основу техники, это обязательно для всех!!!

Детали техники - это второстепенные особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не нарушающие его основного механизма (основы техники).


Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и за­висят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого зани­мающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника фи­зических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется. У спортсменов высокого класса техника обладает высокой устойчивостью, и вместе с тем гибкой приспособляемостью к переменным факторам

В выполнении технического приема выделяют определенные фазы движений следующие во времени друг за другом: подготовительную, основную, и заключительную

В подготовительной части создаются наиболее выгонные условия для выполнения движений в главной основной фазе

В основной части движения направлены

заключительную

Для того, чтобы спортивная техника работала эффективно при ее становлении необходимо соблюдать три правила техники:

3. Правило коридора движения – коридор движений в котором идет рациональная техника: оптимальное направление действия сил для оптимально решения двигательной задачи (метания под углом от 40 – 50 град).

4. Предварительно растянутая мышца работает сильнее и быстрее – для эффективного выполнения технического приема необходимо применять большую силу на большем пути- т.е. необходимо увеличить путь силы (если выстрелить в дверь она не откроется, если же долго с небольшой силой давить на дверь она откроется.).

5. Правило непрерывности развития движения - слитность движения – ещё одни мышцы не сработали, начинают работать другие (обгон снаряда).

Для оценки спортивного мастерства пользуются следующими критериями: Основной критерий – Спортивный результат

1) ОБЪЁМ ТЕХНИКИ – это количество приемов которое может выполнить спортсмен в данный момент. Объём техники обусловлен уровнем развития физических качеств (может не может, правильно – неправильно здесь в основе лежит величина качества)

2) РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТЕХНИКИ – насколько спортсмен способен разнообразно выполнить данное действие. Это обусловлено разносторонностью развития физических качеств и их взаимозаменяемостью.

3) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной так­тической информированностью для соперника.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как соответствие ее решаемым задачам и высоким конечным результатам. Эффективность техники спортсмена определяется качеством вла­дения ею, и близость ее к наиболее рациональному варианту.

5) СТАБИЛЬНОСТЬ ТЕХНИКИ связана с помехоустойчивостью и незави­симостью ее от условий и функционального состояния спортсмена. К сбивающим факторам относятся: активное противодействие сопер­ников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к эффективному выполнению приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

6) ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как способность спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от ус­ловий соревновательной борьбы. Особое значение вариативность техники имеет в видах спор­та с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п.

7) ЭКОНОМИЧНОСТЬ ТЕХНИКИ характеризуется рациональным использо­ванием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных услови­ях лучшим является тот вариант двигательных действий, который со­провождается минимальными энергозатратами, наименьшим напря­жением психических возможностей спортсмена. Важным показателем экономичности является способ­ность спортсменов к выполнению эффективных действий при их не­большой амплитуде и минимальном времени, необходимом для вы­полнения.

К средствам технической подготовки относят:

6. Общеподготовительные упражнения:

а) развивающие – направленные на развитие специальных качеств, способствующих овладению техникой игры;

б) имитационные упражнения;

в) подводящие упражнения.

7. Специально подготовленные упражнения : соревновательные упражнения, выполняемые в вариативных условиях.

8. Тренировочные формы соревновательных упражнений – выполнение технических приемов в тактических действиях и комбинациях.

Методы технической подготовки к ним относятся: словесные, наглядные, практические (методы обучения по частям и в целом), кроме этого методы прочувствования, ориентирования, лидирования, суточной информации, варьирования и т.д.

1) Методы слова – обеспечивают формирование образа действий с помощью пояснений, указаний, объяснений, оценки, самопроговаривания, выяснения деталей, ошибок и т.д.

2) Наглядные методы – создают зрительный образ приема, образ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым, используют показ упражнений, пособий, макетов, видеофильмов и т.д. Очень важен у детей, т.к. вторая сигнальная система развита еще недостаточно.

3) Методы обучения – целостного разучивания, разучивания по частям и комплексного или смешанного разучивания.

4) Метод прочувствования или принудительного проведения по движению с помощью тренировок, устройств, условий или преподавателя, партнера: а) пояс тягами для защитника; б) метание груза по проволоки, закрепленной на разной высоте; в) манжеты, жгуты и т.д. Этот метод используется для исправлений ошибок.

5) Метод ориентирования – введение различных ориентиров: стоек, натянутых шнуров, блокирующего защитника (по его перемещениям производят передачу и т.д.).

6) Метод лидирования лидер: мяч, партнер, тренажер (догнать, перегнать, остановить, отобрать, батуты, дающие различные отскок).

7) Метод срочной информации – с помощью аппаратуры спортсмена информирует о качественном и количественном показателях выполнении упражнения.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ

Так как в спортивных играх и единоборствах конечной целью обучения является формирование гибкого вариативного навыка, то обучение условно делят на 4 этапа. Этап – это условное деление педагогического процесса, отражающее педагогические закономерности. Этапы обучения соответствуют физиологическим закономерностям (стадиям) формирования двигательного навыка.

При разучивании технического приема соблюдается следующая последовательность этапов:

I этап – Ознакомление с техническим приемом;

II этап – Разучивание технического приема в упрощенных условиях;

III этап – Совершенствование приема в условиях близких к игровым;

IV этап – Совершенствование технического приема в игре.

I этап – Ознакомление с техническим приемом: Здесь необходимо создать четкое представление о техническом приеме с помощью рассказа, показ, объяснение. Оно должно быть яркое, четкое, легко воспринимаемое. Создавая представление о приёме необходимо акцентировать внимание на его основе. В результате ученик должен:

1) создать, осмыслить учебную задачу;

2) иметь представление о правилах и способах ее решения, т.е. составить проект ее решения;

3) начать выполнять прием в целом или его часть. На этом этапе ошибки необходимо исправлять сразу. Здесь используются следующие практические методы целостного обучения, и по частям или комплексный метод – при изучении сложных технических приемов, методы слова и наглядные методы.

II этап – Разучивание приема в упрощенных условиях – Здесь осваивается правильная структура движения в такой последовательности: овладеть правильным и.п., уточнить какие части тела участвуют в движении, каково их направление и согласованность, оптимальная амплитуда движения. Здесь нечто не должно мешать освоению поэтому создаются упрощенные условия вплоть до перехода двигательного умения I порядка в стабильный двигательный навык. Затем навык начинают обыгрывать варьируя условия выполнения, изменяя их, расстояния, направления, усилия, количество партнеров, скорость выполнения и т.д. Ошибки необходимо исправлять: сначала основные – ломающие структуру движения, а затем незначительные. Методы целостного разучивания, повторный.