Плечи

Виды и формы тренировочных занятий в футболе. Типы занятий и формы проведения. Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным

Основные требования: воздействие тренировочного занятия должно быть всесторонним – воспитательным, оздоровительным и специальным. Содержание урока должно отвечать конкретным задачам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и направлено на расширение круга знаний, умений и навыков. Необходимо применять разнообразные средства и методы обучения, что обусловлено постоянным усложнением задач, динамики сдвигов и адаптационными процессами. Каждый отдельный урок (тренировочное занятие) должен иметь неразрывную связь с предшествующими уроками.

Структура урока:- подготовительная часть - основная часть - заключительная часть

Подготовительная часть.Начальная организация занимающихся, объяснение задач, краткое раскрытие содержания тренировочного занятия. Главная цель функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности. Продолжительность 15-20% общего времени.

Основная часть.Направлена на решение задач урока, связанных с обучением и совершенствованием техники и тактики, развитием специальных физических качеств и т.д. Количество задач в уроке не должно превышать 2-3. Задачи обучения, развития быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств решаются в первой половине основной части. Задачи связанные с совершенствованием и развитием выносливости планируется преимущественно во второй половине основной части. Динамика нагрузки в тренировочном занятии носит волнообразный характер с наивысшим уровнем в середине основной части. Продолжительность основной части зависит от общего объема и тренировочной нагрузки и обычно составляет 70-80% общего времени.

Заключительная часть.Обеспечивает постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в оптимальное состояние. В конце урока подводятся итоги, даются индивидуальные задания. На заключительную часть отводится 5-10% общего времени.

Виды занятий:- комплексные (направлены на развитие, одновременное решение нескольких задач: физической, технической, тактической подготовки)

Тематические (связаны с углубленным овладением одной из сторон подготовки: физической, технической или теоретической

Билет №5

Вопрос 1

С физиолигеской точки зрения утомление является функциональным состоянием организма,вызваннымумствнной или физической работой,при котором могжет наблюдаться временное снижение работоспособности,изменение функций организма и повяления ощущение усталости.Условно делится на физическое и умственное.

Главным признаком утомления снижения работоспособности.Снижениеработоспсобности является признаком утомления только тогда когда извсетно что оно наступило в следствии конкретно выполненной физической или умственной работы.Работоспособность снижается временно и быстро восстанавливается при ежедневном обычном отдыхе.Имеетумоление свою динамику-усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха.Важным критерием является изменение функций организма в период работы.Функциональны сдвиги носят разный характер.В начальной стадии отличается неустойчивостью и разным характером изменений физиолгических и психологических показателей.

Исходным целостным звеном, объединяющим элементы тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия. Отдельное тренировочное занятие имеет 3 типичных части: подготовительную (разминка), основную, заключительную. Особенности структуры занятия вытекают из специфики их содержания, которое характеризуется:

строго избирательной направленностью;

2) повышенными функциональными нагрузками.

Для спортивной тренировки не типична множественность основных задач в одном занятии. Из-за повышенной сложности решаемых задач необходимо концентрировать внимание на небольшом круге задач.

А весь объем задач решается за счет увеличения числа занятий.

Структура тренировочного занятия более монолитна, чем в других видах физического воспитания. Структура занятия зависит и от специализации, эта зависимость наблюдается в соответствии частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и т.д.

Для спортивно-тренировочных занятий характерна повышенная моторная плотность (круговая тренировка, интенсивно и экстенсивно интервальной работы).

Требования к занятия:

1. Цель занятий должна соответствовать общей цели обучения и тренировки.

2. Занятия должны воспитывать дисциплину, трудолюбие и спортивную мораль.

3.Строить занятия, таким образом, чтобы спортсмены сознательно и прочно овладевали технические навыки и развивали двигательные качества.

4.Каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и определяет содержание последующего.

5. Применять разнообразные методы обучения и совершенствования, соответствующие цели, содержанию занятий, степени подготовленности и возрастным особенностям занимающихся.

Существуют следующие типы занятий:

Учебные – где идет освоение нового материла (изучение)

Применяются на начальном этапе обучения у квалифицированных спортсменов при изучении тактических комбинаций.

Тренировочные – направлены на осуществление различных видов подготовки, они могут быть избирательной и комплексной направленности, широко используются в физической подготовке. Исполняют во II половине первой и в начале соревнований.

Учебно-тренировочные – здесь идет освоение нового материала его закрепление совершенствование и развитие физических качеств используются в подготовительном периоде.

Восстановление – в нем применяется небольшой суммарный объем нагрузки, ее разнообразие, эмоциональность, игровой метод, здесь идут восстановительные процессы после ударных микроциклов используют после и перед соревнованиями.


Модельные – проводятся по типу предстоящих соревнований, в период непосредственной подготовки к соревнованиям.

Контрольные – применяются для контроля за подготовленностью спортсменов. Планируются на всех этапах и периодах тренировки.

Основной формой организации обучения и тренировки (спортсменов) является тренировочное занятие (урок), при этом предусматриваются как индивидуальные, так и групповые занятия проводимые тренером с применением различных методов тренировки. В силу специфически игры преимущество отдается групповым занятия.

Структура каждого занятия имеет 3 части: подготовительную, основную, заключительную.

Подготовительная часть – (5-10 мин) готовит функционально и психологически к решению задач основной части занятия. – Содержание подготовительной части зависит от содержания основной части, упражнения не должны быть утомительны. Быть сходными по координации, динамике и направленности нагрузки с предстоящими действиями основной части урока.

Основная часть (35-70) – здесь идёт решение основных задач тренировки, изучение и совершенствование технико-тактических действий, развитие физических и психологических качеств, используют специально подготовительные, основные, игровые упражнения и учебные игры. Новый материал изучается в начале основной части, затем закрепляется и повторяется пройденный и совершенствование идет в конце основной части.

Заключение (5-10 мин. ’) – снижение уровневой нагрузки, упражнение на расслабление, растягивание, концентрацию внимания, п/и разбор занятий.

Чаще всего занятия проводятся в групповой и поточной форме, круговым методом, кроме этого используется индивидуальная форма. Групповые занятия составляют основную часть занятия – однако в каждом занятии уделяется (10-15 мин) для индивидуального выполнения.

При физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

Теоретических, методико-практических, контрольных занятий;

Элективных практических занятий (по выбору студентов);

Индивидуальных и индивидуально- групповых дополнительных занятий;

Самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

Организация и проведение учебных занятий и зачетов в соответствии с учебным планом и программой по физической культуре;

Разработка содержания и проведения занятий по профессионально- прикладной физической подготовке;

Участие в организации и проведении внутривузовских спортивных мероприятий.

Учебные формы занятий составляют основу физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах вузов по всем специальностям, включаются в расписание на всем периоде обучения.

Внеучебные занятия организуются в форме:

Индивидуальных самостоятельных занятий;

Занятий в спортивных клубах, секциях;

Самостоятельных занятий спортом, туризмом;

Специализированных форм занятий (массовые оздоровительные и спортивные мероприятия);

Взаимосвязь разнообразных форм обучения и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно- ценностного отношения к физической культуре.

Структура учебно-тренировочного занятия

Вводная часть занятия.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов физического воспитания. Общепринятым является четырехчасовое учебно-тренировочное занятие, состоящее из вводной, подготовительной, основной и заключительной частей.

Тренировочное занятие с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов строятся из трех частей, где две первые части объединяются в одну вводно- подготовительную часть, или разминку.

ь при четырехчасовом занятии вводная часть 5 мин, подготовительная (разминка) 25 мин, основная 53 мин, заключительная часть 7 мин, всего 90 мин.

ь при трехчасовом занятии вводно-подготовительная часть (разминка) 20-30 мин, основная 50-60 мин, заключительная часть 5-10 мин, всего- 90 мин.

Вводная часть занятия сводится к организации занимающихся (построение), созданию рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение ими заданий преподавателя по обучению и совершенствованию техники физических упражнений, а также к выполнению запланированных на данное занятие объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Во вводной части перед занимающимися ставятся конкретные задачи, создается четкое представление о содержании основной части, что позволяет более плодотворно решать задачи данного тренировочного занятия.

Подготовительная часть занятия.

Разминка обеспечивает преодоление периода вырабатывания. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.

Физиологический механизм действия разминки следующий:

ь медленный бег в начале разминки приводит к раскрытию большого количества капилляров в сердечной мышце и скелетных мышцах. Активируются кровообращение и дыхание, температура внутренней среды организма повышается на 0,5-1,0?С, что способствует увеличению проницаемости мембран легочных пузырьков, эритроцитов крови, мышечных волокон и клеток всех других тканей, повышает эффективность обмена веществ, улучшает питание тканей кислородом и питательными веществами, значительно увеличивает снабжение организма энергетическими веществами, а также повышает эффективность вывода из клеток продуктов распада, образующихся в процессе их активной деятельности;

ь гимнастические упражнения активизируют кровообращение в мышцах, мышечных сухожилиях, связках, окружающих суставы, в результате чего повышается их эластичность, что способствует увеличению работоспособности организма и профилактике травматизма.

Отсутствие разминки или небрежное ее проведение может отразиться на состоянии здоровья занимающихся (особенно сердечно-сосудистой системе) и привести к травмам.

Разминка делится на две части: общую и специальную.

Общая разминка решает задачу активизации опорно-двигательного аппарата и деятельности внутренних систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Для достижения этого применяются медленный бег (6-15 мин) и гимнастические упражнения на все группы мышц и все части тела (15-20 мин).

Специальная разминка направлена на повышение координационных способностей, создание энергетической основы, подготовку организма к выполнению последующих, более сложных по координации движений и более интенсивной тренировочной нагрузки.

В этой части разминки выполняются специальные подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями в основной части тренировочного занятия.

Специальная часть разминки на одном занятии может выполняться несколько раз, когда занимающиеся в основной части переходят к выполнению других физических упражнений.

Например, если в основной части занятия после тренировки в спринтерском беге занимающиеся переходят к занятиям метанием, то перед началом выполнения метаний необходима специальная разминка.

Основная часть разминки.

В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием, т.е. происходит обучение и совершенствование техники физических упражнений, и выполнение тренировочной нагрузки по воспитанию физических качеств.

Выполнение задач, связанных с разучиванием техники физических упражнений большей координационной сложности, осуществляется в самом начале основной части занятия.

Тренировочные нагрузки с целью воспитания физических качеств рекомендуется планировать в следующем порядке: сначала выполняются упражнения на быстроту движений, затем- на силу и в конце- занятия на выносливость (гибкость воспитывается в процессе разминки).

Иногда эта последовательность может меняться в целях развития у занимающихся способности проявлять высокую работоспособность при различных состояниях утомления организма.

Заключительная часть занятия.

Эта часть занятия направлена на обеспечение постепенного снижения функциональной активности и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. Резкий переход от активных движений к покою включает действие мышечного насоса и перегружает сердечную мышцу. В этом случае после занятия занимающиеся могут испытывать дискомфортное состояние.

В заключительной части применяются медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные понятия тренировки и типы тренировочных занятий

Понятие «спортивная тренировка» во многом совпадает с понятием «подготовка спортсмена», однако не полностью. Второе понятие значительно шире как по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Тренировка - часть подготовки. Подготовка гимнастов - это многолетний, круглогодичный, специально организованный единый процесс обучения, воспитания и повышение функциональных возможностей спортсменов. Подготовка квалифицированных гимнастов предусматривает решение следующих основных воспитательных, оздоровительных и образовательных задач:

1. Укрепление здоровья, опережающее развитие способностей, воспитание личностных свойств, необходимых для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями и достижениями высокого спортивного мастерства.

2. Изучение новых элементов, соединений, упражнений обязательной и произвольной программ, совершенствование техники их исполнения; работа над школой движений, виртуозностью, выразительностью движений, артистизм в исполнении целостного упражнения (комбинации).

3. Непосредственная тактическая, психологическая, теоретическая и другие виды подготовки, необходимые для успешного выступления на соревнованиях.

Понятие подготовка собирательное, обобщающие и включает, все частные, относительно самостоятельные виды и формы подготовки. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя (формы подготовки): тренировочные формы, соревновательные формы и вспомогательные формы (внетренировочные и внесоревновательные). Схема 1 - Подготовка гимнастов.

А) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и соревнования. Это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специальное питание, средства и методы восстановления после спортивной нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры), а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена;

Б) Соревновательные формы - система соревнований включает в себя ряд официальных и неофициальных состязаний, являющихся специфическими формами спортивной подготовки. Они организуются в соответствии с принципами, нормами и правилами, принятыми в спорте, и различаются по масштабу, значимости и другим признакам.

Особенно ответственные основные соревнования как бы разграничивают крупные этапы подготовки, ее планируют и строят применительно к задачам успешного выступления в них. Отборочные соревнования дают возможность определить стартовый состав команд и резерв к главным. Другие соревнования являются, как бы, подготовительными вспомогательными. Задачи на них могут быть достаточно разнообразные: проверка готовности, приобретение соревновательного опыта, отбор в сборную команду и т.д.

В) тренировочные - спортивная тренировка - основная форма спортивной подготовки к спортивным соревнованиям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивного совершенствования). В спортивной тренировки большое многообразие воспитательный, оздоровительных, образовательных, развивающих задач.

В содержании спортивной тренировки входят все основные виды интегральной подготовки спортсмена, связанные с преимущественным проявлением двигательной, функциональной или интеллектуальной активности занимающихся: физическая, техническая, тактическая, теоретическая, психологическая. В результате систематических и целенаправленных воздействий достигается определенный уровень подготовленности гимнаста. Целостный эффект спортивной подготовки обозначают термином «подготовленность». В процессе многолетней спортивной деятельности уровень подготовленности спортсмена закономерно изменяется. Основную роль в этом играет систематическая тренировка. Различают общую и специальную тренированость (подготовленность) спортсмена. Специальная тренировоность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного вида спорта, а общая тренировоность - степенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.

Выделение отдельных видов подготовки оправдано не только удобством изучения и изложения, но и наличием специфического содержания каждого вида, оригинальных средств, упражнений, методов и приемов реализации. Все виды подготовки осуществляется в процессе тренировочных занятий, соревнований и при провидении вспомогательных, дополнительных (внетренировочных и внесоревновательных) мероприятий.

Основная цель подготовки сводится к участию в соревнованиях и сравнению своих результатов с достижениями соперников. Основной формой подготовки, как мы уже говорили, к конкретным соревнованиям и к будущим более сложным программам является тренировка.

Понятие «тренировка» весьма емкое. В общем виде - это специализированный процесс, основанный на системном применение специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки гимнастов. В процессе тренировки гимнасты овладевают программным материалом (объемным материалом и классификационными упражнениями), повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма. В узком смысле «тренировкой» в гимнастике называется одна из форм (разновидностей) занятий, направленная на совершенствование освоенных упражнений с целью подготовки к соревнованиям.

Таким образом, под тренировкой понимается и долгосрочный процесс, и отдельное занятие. Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных уровней подготовки.

Термин «занятие» имеет более точный смысл, так как позволяет выделить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого. Чтобы подчеркнуть двоякий характер тренировки, сочетающий разучивание нового и совершенствование уже освоенного, применяется термин учебно-тренировочное занятие. Выделяют 8 разновидностей занятий: разминочное, учебное, тренировочное, СФП, ОФП, контрольное, модельное, восстановительное.

спортсмен тренировка гимнаст учебный

Классификация учебно-тренировочных занятий

Термин «занятие», в отличие от понятия «тренировка», имеет более точный смысл, так как позволяет выделить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого. Чтобы подчеркнуть двоякий характер тренировки, сочетающий разучивание нового и совершенствование уже освоенного, применяется термин учебно-тренировочное занятие. Организация занятий может, носит различные формы:

Урочную (учебно-тренировочное занятие).

Самостоятельную (утренняя разминка, домашнее занятие, самостоятельная работа, пробежки и др.)

Демонстрационную (показательные выступления, прикидки, зачеты и соревнования).

Как и в любом виде спорта в гимнастике различают теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, тематических бесед, видеопросмотров и др. Эти занятия имеют относительно небольшой удельный вес в общем процессе подготовки гимнастов и проводятся, главным образом, с занимающимися старшего возраста и, в меньше степени, с гимнастками среднего возраста.

Практические занятия являются основной формой подготовки гимнастов. Они классифицируются по следующим признакам и подходам:

По признаку соответствия главным задачам периода или этапа подготовки выделяются основные и вспомогательные (дополнительные) занятия;

По характеру текущих задач, узкой прикладности различают несколько типов занятий: разминочное, учебное, тренировочное, СФП, ОФП, контрольное, модельное, восстановительное (в х/г др. класс. - обучающие, тренировочные, контрольные, восстановительные, постановочные, комплексные) - таблица 1;

По характеру и степени нагрузки различают занятия с оптимальной для данного спортсмена нагрузкой (ординарные), умеренные, а также ударные и разгрузочные занятия;

Таблица 1. Типы занятий в системе круглогодичной подготовки гимнастов

Этапы многолетней

подготовки

Периоды кругл. подготовки

Информативный показатель, фактор учета

Высшдост.

Обучаемость. Кол-во новых заданий, эл-тов. Объем работы (кол-во эл-тов). Общее время занятий

Спец. выносливость. Качество выполнения программы (кол-во комбинаций на высокую оценку, количество срывов). Кол-во эл-тов, комбинаций, оп. прыжков. Кол-во подходов.

Модельное

Стабильность показателей качества выполнения. Качество выполнения (баллы). Количество срывов.

Результаты тестирования, выполнения контрольных нормативов - интегральная оценка в баллах.

Кол-во упр-ний, содержание. Общее время занятий. Показатели САН.

вительное

Функциональная диагностика. Эмоциональное состояние, САН.

Соревнова-

Балльная оценка. Занятое место

По характеру организации учебно-тренировочные занятия могут быть: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Имея представления о характере и структуре отдельных типов занятий, тренеру легче управлять тренировочным процессом в целом. Выделение отдельных типов занятий и детальная разработка их структуры вызваны углубленной специализацией подготовки гимнастов. Только на начальных этапах занятия с новичками, не владеющими большими объемами гимнастических навыков, носят универсальный комплексный характер. В тренировке высококвалифицированных гимнастов решается гораздо больший круг задач, не «вмещающихся» в одно занятие. Занятия становятся узкоприкладными, с более четко очерченной направленностью. Что в конечном итоге приводит к решению всего комплекса задач. Смысл выделения и совершенствования структуры отдельных видов занятий сводиться к тому, чтобы решать все многообразие педагогических задач не одновременно, а последовательно, концентрируя внимание и силы на относительно малой группе задач и достигая при этом ощутимых результатов. Структура микроцикла и этапа тренировки дает тренеру возможность выбора наиболее подходящих типов занятий.

Примечание: знак «+» - малое значение; «++» - большое значение; «+++» - преимущественное значение. Знак % - процентное соотношение с другими типами занятий.

Характеристика занятий по типу

Учебное занятие типично для подготовительного периода тренировки, особенно на этапе освоения новой программы. Большая часть времени такого занятия отводиться на обучение новому материалу. Это и определяет характерные особенности занятий подобного типа. В общем виде задача этого занятия сводится к идеи обновления гимнастики, к творческому началу. Благодаря подобным занятиям гимнасты овладевают всем объемом доступных упражнений. В масштабе отдельных тренировочных занятий решаются задачи, связанные с овладением упражнениями конкретного спортивного разряда. Содержание и организация учебного занятия подчинены созданию благоприятных предпосылок для процесса обучения. Это значит, что тренер должен спланировать освоение «цепочек» родственных по структуре элементов, основываясь на принципе доступности и эффекте положительного переноса навыка.

Несмотря на кажущееся различие и оригинальность каждого вида многоборья, многие элементы близки по техническим действиям. Это повод для размышления и принятия решения: планировать ли в одном занятии параллельное освоение родственных элементов или идти путем «контраста». Чаще всего следует идти первым путем, поскольку при кажущемся полном подобии этих элементов, выполняемых в разных видах многоборья, имеется много тонкостей техники, отличающихся элементы друг от друга. Это специфика опоры о снаряд, детали ухода с опоры, быстрота вращения в полете. Однако, гимнаст, перегруженный информацией по теме одного элемента, перестает различать нюансы техники (соскок - сальто назад на перекладине и кольцах). В этом случае, следует аналогичные по технике элементы, осваивать последовательно, предлагать контрастные задания.

Другая проблема - определить количество нового материала, планируемого на одно занятие. Обучение проходит успешно при хорошем эмоциональном состоянии, на свежие силы, не в стадии физического и психического утомления. В связи с этим тренер должен представлять, какую трудность составляет новый материал для конкретного ученика. Каков коэффициент новизны предлагаемых упражнений. Для подготовленных гимнастов абсолютно новых элементов практически не бывает, если учесть, что техника нового элемента включает новых знакомых деталей, фрагментов, заложенных еще на этапе базовой подготовки. Чаще всего в содержании учебных занятий предусматривается сочетания нового материала с повторением, закреплением техники старого. Актуальный вопрос - количество повторений нового элемента.

Таким образом, как видим, намечая план подобных занятий, тренер должен решить следующие вопросы:

Определить наиболее важные двигательные задания (элементы, соединения), которые будут осваиваться на данном занятии;

Не перегружать занятия новым материалом (1-2 новых упражнения на снаряде);

Планировать учебное занятие сериями, чтобы создать условия для повторения, закрепления двигательного навыка без пауз между занятиями (4-6 занятий «плотного» обучения);

Спланировать освоение сложного материала ближе к началу основной части занятия;

Разделить эти задания на группы по признаку координационной, психологической и физической сложности;

Определить посильное для гимнастов количество видов многоборья в занятии, считая упражнения акробатической и хореографической подготовки также видами многоборья;

Определить общую продолжительность занятий и время на каждый вид многоборья.

Тренировочное занятие является основной формой работы с гимнастами и в общем объеме составляет от 25до 30% количества занятий в год. Тренировочное занятие направлено преимущественно на повторение уже освоенной программы, ее совершенствование. Основная задача - закрепление навыков, их совершенствование при выполнении в соединениях, частях комбинаций и в целых комбинациях программ, воспитание специальной выносливости. Это основной тип занятий при подготовке к соревнованиям. По объему и интенсивности нагрузки в тренировочных занятиях достигает наивысших величин, особенно в тренировке ударного характера.

Промежуточной формой, соединяющей содержание учебного и тренировочного занятий, является достаточно распространенный тип учебно-тренировочного занятия. Действительно, развития содержания и форм занятий по мере возрастания мастерства (как в многолетней подготовке, так и от подготовительного периода к соревновательному) можно представить как последовательную смену одних типов занятий другими, с акцентом на их приоритетные задачи - табл. 2. Учебно-тренировочные занятия, сменяют чисто учебные, а затем перерастают в собственно-тренировочные. Если при обучении элементам результат оценивается больше по критерию «получилось или не получилось», «сделано - не сделано», то в тренировочных занятиях эффективность работы определяется и количественными и качественными критериями: «сделал сколько раз», «насколько хорошо выполнено».

Таблица 2. Преимущественное направление типов занятий в тренировочном цикле

В учебно-тренировочных занятиях учебным материалом могут быть не только новые элементы, но и учебные комбинации, которые являются либо облегченными вариантами соревновательными, либо специальными, состоящими из базовых элементов. Интенсивность тренировочных занятий можно определить по количеству подходов. Если в каждом подходе выполняются комбинации в целом, то такая тренировка имеет очень высокую интенсивность. Кроме этого показателями интенсивности являются, количество элементов и прыжков, количество подходов, а также качественные характеристики.

При планировании чисто тренировочных занятий тренеру предстоит определить количество видов многоборья, их чередование, количество подходов с выполнением комбинаций и их частей, опорных прыжков. Сложнее при планировании учебно-тренировочных занятий, когда сочетаются задачи по освоению и совершенствованию техники элементов с задачами развития выносливости при выполнении упражнений программы соревнований. В любом случае тренер должен руководствоваться принципом приоритета главных педагогических задач. Хорошие возможности в «разведении» учебных и тренировочных занятий во времени создаются при двухразовых занятиях в день, когда одно занятие проходит «обучающие», другое - «тренировочное».

Модельное занятие - форма подготовки гимнастов к предстоящим соревнованиям. Его основная задача - проведение занятий в точном соответствии с регламентом предстоящих соревнований и прогнозируемой ситуации (дни недели, место, время, условия, первый вид многоборья, расстановка гимнастов по номерам и др.). Следовательно, каждое модельное занятее имеет свои особенности. Строгая регламентация подходов во времени является отличительной признаком этих занятий. Поэтому они проводятся с секундомером, так как тренеру необходимо строго выдерживать паузы, предоставлять ответственные подходы к снаряду в соответствии с моделью соревновательной обстановки (30сек. на участницу).

Как правило, они планируются в модельный микроцикл, если предстоящие соревнования проводятся в несколько дней. Но могут планироваться и отдельно в других микроциклах. Поэтому моделирование можно осуществлять и для контроля за ходом подготовки, и с целью отбора команды. Эти занятия проводиться не часто, 2-3 раза в соревновательный период. При групповом занятии наиболее полно решаются задачи тактического характера.

Гимнастика характерна небольшим количеством соревнований (5-7 раз в год), а соревновательный опыт необходимо приобретать постоянно. На этапе начальной подготовки - это контрольные проверки, мини-соревнования внутри группы, что можно больше отнести к применению соревновательного метода в процессе обучения и тренировки.

Нагрузки - количество элементов и комбинаций - спланировать несложно, опираясь на цифры, характеризующие нагрузку на соревнованиях. Но психическую напряженность смоделировать гораздо сложнее. Чтобы в большей степени подготовиться к предстоящим соревнованиям прибегают к модельно-ударному занятию: при проведении тренировки по модели того или иного дня соревнования предлагается выполнить или несколько большее число комбинаций, или добавляется нагрузка типа СФП. В модельном микроцикле, кроме модельных занятий, добавляются дополнительные занятия не восстановительного плана, а с нагрузкой, близкой к базовой. Во время адаптационного (настроечного) микроцикла перед соревнованиями, как правило, гимнастам предоставляются дни для опробования снарядов. В этих случаях также планируются модельные занятия.

Показателями модельного занятия являются: стабильность и качество выполнения программы, наличие предполагаемых и непредполагаемых срывов, психоэмоциональное состояние гимнаста.

Контрольное занятие в отличие от модельного не тестирует готовность гимнастов к соревнованиям, а лишь степень освоения учебной или классификационной программы, комбинаций, отдельных элементов, соединений, контролируется медико-биологического состояние спортсмена (ЧСС, АД), уровень физической, технической и психологической подготовленности. Словом, контролю подлежат любые результаты работы, позволяющие определить, насколько успешна методика тренировки.

В любом занятии тренер может оценить выполнение того или иного упражнения. Однако контрольное занятие отличается особой организацией, когда заранее планируется программа упражнений, и доводится до сведения гимнастов. Необходимо, чтобы спортсмены хорошо знали условия и основные критерии оценки упражнений.

Критерии оценки устанавливаются в зависимости от сути контроля. Наиболее типичными являются: «выполнено-невыполнено», «выполнено на какую оценку» (шкала оценок ОФП, СФП - количество раз, расстояние м,см; временные показатели сек, мин.). По сумме баллов можно ранжировать гимнастов, выявлять победителей.

Регулярное проведение контрольных занятий (раз в месяц, неделю и т.д.) дисциплинируют гимнастов, позволяет тренеру шире использовать соревновательный метод подготовки. Эти занятия способствуют воспитанию у гимнастов инициативности, самостоятельности, ответственности, организованности, необходимые гимнастам в соревновательной деятельности. Распространенной формой контрольного занятия является тестирование физической подготовленности. Информационный показатель в этом занятии - оценка за выполнения нормативов, тестов, выраженная в интегральной оценке в баллах.

Занятие по ОФП организуется как самостоятельное занятия, хотя обычно ОФП или СФП начинается или заканчивается учебное или тренировочное занятие, и дополняют общую нагрузку, воздействуя на развитие отдельных физических качеств.

Известно, что длительный бег по дистанции, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры многие другие виды двигательной активности прямого влияния на спортивный результат в гимнастике не имеют. Аргумент, что ОФП благотворно сказывается на здоровье спортсмена сегодня, к сожалению, не является главным. Спорта высших достижений связан с концепцией специализации средств и направленностей всей подготовки на конечный результат. Тем не менее, есть весомые аргументы в пользу ОФП в гимнастике, особенно на этапах становления - начальной и специализированной подготовки. Прежде всего, средства ОФП развивают общую работоспособность. Она проявляется в способности противостоять суммарному утомлению в процессе круглодичной тренировки, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствует закаливанию организма. Кроме того, элементы л/а, плавания, с/и, единоборств способствуют гармоничному развитию организма. Гимнастика общепризнано является средством всестороннего и гармоничного физического воспитания. Тем не менее, ранняя специализация в применении средств физической подготовки не оправдывает в себя в работе с юными гимнастами.

Таким образом, ОФП планируется в значительном объеме на этапе начальной подготовки, в подготовительный период занятий с гимнастами разрядниками, в переходный период подготовки гимнастов высокой квалификации. Основная задача - развитие общей работоспособности, гармоничное развитие двигательных качеств, переключение на иной тип двигательной деятельности для восстановления.

Занятия по ОФП в зависимости от применении средств проводятся либо в зале, либо на стадионе, бассейне, на местности. Методика проведение занятий, техника, правила соответствуют и заимствуют из видов спорта, но с поправкой на прикладность к гимнастике. Например, упражнения со штангой выполняются не рывком и толчком, а в качестве отягощения для развития силы мышц. Беговые дистанции подходят по нагрузке и времени выполнения к параметрам В/У и прыжков. Планируют занятия по ОФП в сочетании с другими типами занятий по принципу «маятника». Одного-двух занятий в недельном микроцикле в сочетании с другими занятиями достаточно. Но большей частью эти занятия носят однонаправленный характер. Не исключены и комплексные занятия, сочетающие бег, игры, плавание.

В оценке результатов занятий ОФП информативными показателями и факторами учета являются объем и интенсивность упражнений, их содержание, общее время занятий. Например, в с/и важно учесть не количество голов, а темп и общее время игры, по динамике ЧСС определить интенсивность нагрузки. Общая продолжительность занятий по ОФП колеблется от 30 до 180 мин. Разная продолжительность занятий по ОФП связана с их содержанием и задачами. Наиболее рекомендуемая форма проведения занятий по ОФП - групповая тренировка, обеспечивающая соперничество и эмоциональный тонус занимающихся.

Занятия по СФП более представительны, чем занятия по ОФП. В общем количестве дней подготовки они составляют около 10%, в общем объеме элементов занимают до 20% в подготовительный период (как основные) и 10-15% в соревновательный (как дополнительные). В содержание таких занятий входят упражнения, направленные на воспитание ведущих физических качеств, уровень развития которых оказывает прямое влияние на результативность спортивно-гимнастической деятельности. Большая часть их непосредственно связана с техникой гимнастических элементов, соединений и выполнением комбинации в целом и применяется по принципу сопряженного воздействия. Следует подчеркнуть, что сами гимнастические элементы из обязательной и произвольной программ являются отличным средством СФП (подъем разгибом, отмах в стойку, сальто и др.). Практически все силовые жимовые и статические элементы включаются в программу СФП.

В связи со значительными нагрузками, большой суммарным эффектом от упражнений занятия по СФП, как правило, не очень продолжительны 1-2 ч. Занятия по СФП очень продуктивны, так как выполнение специальных упражнений не в качестве дополнения в каком-либо учебно-тренировочном занятии, а на свежие силы дает ощутимый результат. Например, показатель ЧСС (более 200 в 1 мин) зафиксированный во время упражнений СФП круговым способом. Приобретается уверенность в выполнении силовых элементов. К примеру, держать не 2с, в соответствии с правила соревнований, а 8-10с.

Подбор и чередование упражнений СФП могут строиться по принципу воздействия на отдельные мышечные группы (анатомический принцип локального воздействия по типу: упражнения для разгибателей или сгибателей рук, ног, туловища), либо по принципу развития определенных физических качеств (физиологический принцип подбора упражнений скоростно-силового характера, упражнений для развития максимальной медленной или статической силы, гибкости, выносливости).

Одной из наиболее действенных форм организации занятий по ОФП и СФП является круговая тренировка, позволяющая точно контролировать и дозировать нагрузку. В этом случае, наиболее важными вопросами, стоящими перед тренером при организации занятий по СФП круговым способом, является следующие:

Определить содержание упражнений, их направленность, принципа подбора;

Подбор необходимых упражнений для комплекса (определение количества «станций» круга);

Определение последовательности, очередности выполнения упражнений (замыкание круга);

Уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения;

Определение времени выполнения упражнений на «станциях» и интервалов отдыха между станциями;

Определение количества кругов - серий упражнений.

В занятиях по СФП информативными показателями являются: содержание упражнений, способ проведение, объем и интенсивность упражнений, общее время занятий. Тестируется СФП с помощью контрольных нормативов, проведением функциональных проб и функциональной диагностики.

Разминочное занятие можно отнести к вспомогательному виду занятий. Правомерность выделение этого типа занятий подтверждается реальной потребностью в нем. Выделяются две разновидности: утреннее разминочное занятие (зарядка) и собственно разминочное перед ответственной тренировкой или соревнованиями. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не разминка непосредственно перед стартом - специальная разминка, а организованное занятие утром, если соревнование проводятся вечером.

В отличие от обычной гигиенической зарядки, разминочное занятие гимнаста насыщается более сложными, но знакомыми элементами технической и физической подготовки. В схему занятий включается разогревающий бег в спокойном темпе, упражнения на гибкость, равновесия, стойки на руках, элементы хореографии, батутная разминка - настойка на предстоящую в течение дня работу. Это разминочное занятие проводится для активизации, настройки на основную тренировку, снятия нервного напряжения перед соревнованиями, успокоиться. Благодаря выполнению знакомых упражнений в видах многоборья, гимнаст приобретает уверенность в своих силах, может убедиться в готовности к ним. При планировании такого занятия тренер должен определить содержание, количество упражнений, общее время занятий. Внимательно оценивается субъективное состояние гимнастов по показателям самочувствиям, активности, настроения (САН).

Зарядка в условиях централизованной подготовки приучает гимнастов к неоднократным занятиям в день. Постепенно обычная зарядка перестает в занятия продолжительность до 40-60мин. Она может проводиться в различных условиях (дома, в зале, на площадке). Основная задача - тонизировать гимнастов после сна, привести организм в состояние готовности. С юными гимнастами можно разучивать несложные комплексы общеразвивающих упражнений (образовательные задачи).

Разминочное занятие первого варианта актуальна уже на этапе специализированной подготовки, а второй - в работе с подготовленными спортсменами, когда соревновательная практика шире.

Восстановительное занятие - это типичная форма, характерная для современной гимнастики с большими объемами нагрузки. Применяется преимущественно в периоды напряженной работы для разгрузки, а также после соревнований. Может проводиться после ударных тренировок или в конце микроцикла с большой суммарной нагрузкой. В связи с этим, актуальность данного типа занятий в работе с юными гимнастами невелика.

Восстановительное занятие должно отличаться от учебно-тренировочных не только заметно сниженным объемом и интенсивностью нагрузки, но и содержанием. Специально организованные восстановительные занятия должны содержать упражнения, не связанные с программой подготовки к соревнованиям.

Цель - реабилитация физического состояния гимнаста, переключение на контрастно отличные от основных, упражнения игрового характера. Путем упражнений умеренного воздействия и средств активного отдыха способствовать более быстрому протеканию восстановительных процессов в организме, а также профилактике перетренировки и психологической перегрузки.

Выполняются разминочные упражнения, подвижные игры. Весьма желательно использовать музыку, музыкальные игры. При проведении подобных занятий гимнастам предоставляется относительно полная самостоятельность в выборе упражнений, в определении количества повторений. В целом занятие должно вызвать эмоциональный подъем, желание тренироваться. Занятие целесообразно сочетать с восстановительными мероприятиями (сауна, массаж, физиотерапия). Педагогический контроль за эмоциональным состоянием (САН) дополняется методами функциональной диагностики (ЧСС, АД, ЭКС).

Планирование подготовки гимнастов в конечном итоге сводится к разработке детальных планов отдельных занятий. В связи со сложностью вида спорта спектр проблем, возникающих при подготовке классных гимнастов, не может быть разрешим в занятиях одного плана, одно профиля. Возникла необходимость выделить несколько типов занятий. Созданы предпосылки, в зависимости от задач. Для варьирования и применения различных типов занятий, т.е. для управления тренировочным процессом. В практике планируются серии - «цепочки» однопрофильных и разнопрофильных занятий, занятия смешанного типа (учебно-тренировочное, модельно-контрольные). Но не должно быть занятий неопределенной структуры. Мастерство тренера проявляется в умении определять соотношение средств подготовки в разных по масштабам интервалах времени, в умении варьировать различными типами занятий.

Литература

1. Спортивная гимнастика. Под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М.Смолевского.- М.: ФиС, 1979. - стр. 199, 215.

2. Спортивная гимнастика. Под ред. Ю.К. Гавердовского.- изд.Украина, 1999.- стр. 338, 353.

3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова.- М.: Изд.Центр «Академия», 2002. - стр.385.

4. Художественная гимнастика. Под ред. Л.А.Карпенко.- Москва 2003. стр. 14, 220.

5. Художественная гимнастика. Уч. пос. под ред. Т.С. Лисицкой.-М.:Фис, 1982.

6. Спортивная акробатика. Уч. пос. под ред. В.П.Коркина.-М.:Фис,1981.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Механизмы применения специальных упражнений волейболистов в учебно–тренировочном процессе. Динамика изменения росто-весовых показателей и выносливости спортсменов в процессе тренировочных занятий.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов: собственно-тренировочные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные. Реакции организма спортсменов на чередование тренировочных нагрузок и отдыха.

    лекция , добавлен 10.06.2011

    Основные положения пищевого рациона, питьевой режим спортсмена. Гигиенические требования к планированию тренировок и проведению занятий по каратэ. Профилактика травматизма и грибковых заболеваний кожи. Нормирование тренировочных занятий спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2016

    Гигиеническая характеристика мест занятий спортсменов. Изучение режимов тренировочных занятий и соревнований. Проведение медицинского обследования. Спортивная форма и индивидуальные средства защиты. Исследование особенностей питания лыжника-гонщика.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2013

    Тренировки по плаванию спортсменов-многоборцев. Организационно-методические указания по проведению начальной тренировки пловцов. Начальная тренировка в условиях круглогодичных занятий. Начальная тренировка в условиях ограниченного количества занятий.

    лекция , добавлен 18.11.2008

    Подготовка сильнейших спортсменов. Воздействие физических упражнений на организм. Нагрузки в спортивной тренировке. Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки и их изменения. Отдельные упражнения, их комплексы и программы тренировочных занятий.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Развитие и современное состояние художественной гимнастики. Задачи в подготовке учащихся, возрастные особенности обучения. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии: развитие гибкости, прыгучести. Музыкально-ритмическое воспитание.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2010

    Данные о теории и методике юношеского спорта. Признаки физического воспитания и физиологического развития девушек 13-15 лет. Психологические особенности подростков и воздействие занятий баскетболом на организм. Подготовка в учебно-тренировочных группах.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Составляющие круговой тренировки, подбор и распределение упражнений для ее проведения. Показатели физического развития и подготовленности тяжелоатлетов, отбор подростков. Методика повышения эффективности учебно-тренировочных занятий в тяжелой атлетике.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Вопросы по построению последовательности тренировочных компонентов системы спортивной тренировки. Решение задач управления в процессе тренировки квалифицированных спортсменов. Структура соревновательной деятельности. Функциональные возможности спортсмена.

Существуют обязательные учебные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Они подразделяются на:

Теоретические, практические, контрольные;

Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

Индивидуальные и групповые (консультации);

Самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Вне учебные занятия организуются в форме:

Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

Занятий в секциях, организованных факультетом физической культуры и спорта;

Самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных соревнований в масштабах вуза, района, города.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создает необходимые условия для нормального функционирования организма молодого человека.

Принципы спортивной тренировки.

В основу тренировки спортсменов положены две группы принципов. Первая охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относят научность, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы.

Другая группа – специфические принципы спортивной тренировки:

Направленность к высшим достижениям, углубленная специализация;

Непрерывность тренировочного процесса;

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

Волнообразность и вариативность нагрузок;

Цикличность тренировочного процесса;

Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Если дидактические принципы и их установки общеизвестны /они составляют основу любого процесса обучения/, то принципы спортивной тренировки требуют рассмотрения.



Принцип направленности к высшим достижениям является одним из ведущих принципов спортивной тренировки в полном соответствии с сутью спорта и содержанием соревновательной деятельности. Этот принцип предопределяет постоянное совершенствование всех и всего, кто и что обуславливает высокие спортивные результаты, возможности высоких достижений не только в разных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Поэтому в спортивной тренировке необходимо соблюдать принцип углубленной спортивной специализации.

Принцип закономерности развития и становления различных сторон подготовленности спортсмена и связанные с ними особенности и изменения, имеющие место в организме спортсмена, требуют регулярных тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Это обуславливает выделение в качестве одного из принципов спортивной тренировки-непрерывности тренировочного процесса. Данный принцип характеризуется следующими положениями:

1. Спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов.

2. Воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т.д. должно <<наслаиваться>> на результаты предыдущих.

3. Периоды нагрузки и отдыха регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие необходимых, спортивно важных качеств и способностей.

Эти положения трактуются в строгом соответствии с квалификацией, возрастом, подготовленностью спортсменов.

Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

Закономерности адаптации организма к тренировочным воздействиям предполагают постепенное повышение предъявляемых к организму требований для эффективного протекания приспособительных процессов.

Выделяют следующие направления интенсификации тренировочного процесса:

Увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до 1300-1500ч;

Увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;

Увеличение количества тренировочных занятий в течении дня от 1 до 3-4;

Увеличение количества занятий с большими нагрузками в течении недельного микроцикла от 1 до 5-7 и т.д.

Разумное использование перечисленных возможностей позволит соблюдение данного принципа спортивной тренировки.

Тренировочное занятие.

Первой узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие. В нем непосредственно решаются задачи тренировки спортсмена.

Существующая структура занятия определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы.

Подготовительная часть занятия включает вводную и практическую составляющие.

Во вводной решаются организационные вопросы /построение, рапорт дежурного, приветствия/, конкретизируются задачи занятия, формируются методические указания, рекомендации: продолжительность ее – 2-4 минуты.

Далее практическая составляющая или разминка, под которой подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений, способствующих оптимальной подготовке спортсменов к предстоящей работе. Разминку делят на две части: общую и специальную. Первая способствует активации деятельности систем организма – опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вегетатики и т.д. В этой части разминки используются общеподготовительные упражнения.

Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Они направлены на подготовку и настройку организма спортсмена на специфическую деятельность.

Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей каждого спортсмена, характера предстоящей работы, условий и пр.

В основной части занятия решаются его главные задачи. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и воздействовать на стороны подготовленности спортсменов в самых различных сочетаниях.

Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем упражнений, величины тренировочной нагрузки, тренировочного эффекта и т.п.

В заключительной части занятия для приведения организма спортсмена в состояние, по возможности близкое к дорабочему, и создания условий для более полного развертывания восстановительных процессов выполняются соответствующие упражнения пониженной интенсивности.

Контрольные вопросы.

1. Для сохранения тренировочного эффекта перерывы между тренировками не должны превышать (в днях):

Ответы: 1) 1-3

3) 4-5 -правильный ответ

2. Суммарное проявление физической силы, выносливости, нервно-психической деятельности определяется как:

Ответы: 1) физическое развитие –правильный ответ

2) спортивное достижение

4) прототип

5) физиологический уровень организма

3. Принцип направленности к высшим достижениям относится к:

Ответы: 1) утренней гимнастики

2) спортивной тренировке

3) учебным занятиям

4) оздоровительным занятиям

5) соревнованиям

4. Уровень развития двигательных способностей человека определяется как

Ответы: 1) тестами (контрольными упражнениями) –правильный ответ

2) спортивным результатом

3) разрядными нормативами

4) умение выполнять упражнения

5. При высокой интенсивности физической нагрузки частота сердечных сокращений составляет (ударов в минуту)

Ответы: 1) 100-130

3) 150-200- правильный ответ

6. Артериальное давление измеряется в

Ответы: 1)кг/см 2

2)барометрах

3)паскалях

4)мм.рт.ст.- правильный ответ

7. Сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни и организованных или самостоятельных занятий

физической культуры определяется как

Ответы: 1) физическое воспитание

2) двигательная активность- правильный ответ

3) физическая культура

8. Бюджет времени студентов в течении семестра

Ответы: 1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

4) зависит от рабочего режима

5) увеличивается в период зачетов к сессии- правильный ответ.

Список литературы

1. Программа по физическому воспитанию в высших учебных заведениях России. - М., 1994.

2. Приказ №777 от 26.07.94 г. <<Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях>>. – М., 1994.

3. Физическая культура: программа курса. – Уфа: Восточный университет, 2000.

4. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

5. Всеобщая история физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. – М.: Радуга, 1982.

6. Теоретические основы физической подготовки и спорта. – М., 1981.

7. Правила соревнований по видам спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

8. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю.И.Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

9. Лыжный спорт / Под ред. Д.М.Васильева. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

10. Легкая атлетика. Анализ техники и методика обучения: методическое пособие. – Уфа, 1999.

11. Петров П.К. Гимнастика в школе: учебное пособие. – Ижевск: Издательство Удм. ун-та, 1996.

12. Физкультура и спорт: малая энциклопедия. – М., 1982.

13. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2000.