Биохимия 

Требования безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Безопасность на занятиях по лыжной подготовке - реферат. Правильный подбор обуви

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПРИ КАТАНИИ НА ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ

Температурный режим катания для школьников

При спокойной погоде,

При t°C

Ниже -12°C (1-2 классы)

Ниже -14°C (3-5 классы)

Ниже -16°C (6-8 классы)

Ниже -18°C (9-11 классы)

При ветре, когда снег сдувает с крыш, деревьев, метет по земле

При t°C

Ниже -8°C (1-2 классы)

Ниже -12°C (3-5 классы)

Ниже -14°C (6-8 классы)

Ниже -16°C (9-11 классы)

При шторме, урагане, метели - Занятия не проводятся

Всегда – будь то лыжи, санки или коньки – нужно соблюдать правила поведения и технику безопасности. Вот несколько нехитрых правил, которые необходимо усвоить.

При катании на лыжах:

1. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.

2. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.

3. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

4. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме.

5. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной.

6. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при спусках - не менее 30 м.

7. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки.

8. Если возникает необходимость, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

9. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

10. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

11. При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

12. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

13. Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

14. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

При катании на коньках:

    Важно правильно подобрать коньки: они должны быть не слишком тесными, не слишком свободными.

    Коньки лучше надевать на носки. Обратите внимание на то, чтобы стельки были расправлены и не скользили.

    Коньки должны комфортно «сидеть» на ноге и обеспечивать хорошую поддержку голеностопному суставу.

    Обязательно регулярно затачивайте коньки. Лезвие должно иметь прямую заточку с ровными краями.

    Очень опасно скатываться в незнакомом месте с обрывистых берегов. Даже заметив впереди себя прорубь, лунку или пролом во льду, трудно будет затормозить или отвернуть в сторону. Поэтому для катания на коньках выбирайте только обследованные места с прочным ледяным покровом.

    Пользоваться площадками для катания на коньках разрешается только после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см., а при массовом катании - не менее 25 см.

    Нередко по берегам водоемов расположены промышленные предприятия. Некоторые из них спускают в реки, озера и пруды отработанные теплые воды, которые на большом расстоянии во всех направлениях подмывают лед. Поэтому лед вблизи таких предприятий всю зиму остается тонким и непригодным для катания на коньках.

Будьте внимательны и аккуратны на спортивных площадках и в местах активного отдыха.

1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке

Во ремя занятий по лыжной подготовке могут случаться трав­мы при движении по узким лесным дорогам, в местах, где мало сне­га, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук, лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять сле­дующие правила безопасности:

При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невоз­можно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разреше­ния двигаться к лыжной базе (учебному заведению);

При первых признаках обморожения, а также при плохом само­чувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

При получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации и родите­лям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;

При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;

При оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое помещение, чтобы исключить по­вторное обморожение.

2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?

Принято различать два вида утомления - физическое и умствен­ное. Умственное утомление характеризуется понижением продук­тивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление - снижением физической работоспособности, ухудшением координации движе­ний, уменьшением силы мышц.

Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащенное, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощуще­ние бодрости.

Значительное утомление (переутомление 1 степени): значитель­ное покраснение кожи, одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происхотит замедленно. Некоторое нарушение координа­ции при выполнении упражнений.

Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное ды­хание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.

Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и рас­слаблением, благоприят!ый эмоциональный фон. Понятие «утомле­ние» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому не­большое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомле­ния 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.



3. Раскройте механизм воздействия физкультминутокна динамику общей работоспособности человека -в течение дня. Выполните комплекс упражнений физкультминутки

Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для физкультминутки необходимо руковод­ствоваться следующими моментами: упражнения должны в основ­ном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появля­ются первые признаки утомления: нарушается внимание, снижает­ся активность и т.п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, по-22

лунаклоны и наклоны, прогибания туловища, полуприседы и присе­ды с различными движениями руками.

Один из комплексов упражнений физкультминутки И. п. - о.с. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую на пояс; 3 _ правую руку к плечу; 4 - левую к плечу; 5-8 - то же в обратном

И. п. - руки за головой. 1 - наклон туловища вправо, руки вверх;

2-й. п.; 3-4 - то же самое влево.

И. п. - руки к плечам. 1 - резким движением руки вперед; 2 - на­клон туловища назад; 3 - выпрямиться, руки вверх; 4 - и. п,

И. п. - руки на поясе. 1. - поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2-й. п.; 3-4 - то же налево со сменой положения рук.

БИЛЕТ №6

1. Какие меры предосторожности надо соблюдать по окончании занятий по плаванию?

По окончании занятий по плаванию необходимо:

При низкой емпературе, чтобы согреться, проделать несколько
гимнастических упражнений;

Выйдя из воды (на речке, озере, море), вытереться полотенцем
насухо и сразу же одеться, а если-есть возможность (в местах органи­
зованного купания, бассейне), вымыться в душевой;

Заходить в бассейн после окончания занятий строго воспрещается.

2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения

рекомендуются для развития гибкости? Способность человека выполнять двигательные действия с боль­шой амплитудой движений называется гибкостью. Гибкость у детей интенсивно увеличивается в возрасте 6-11 лет, причём показатели гибкости у мальчиков ниже, чем у девочек. При систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пас­сивную гибкость. Пассивная гибкость - способность достигать наи­большей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при Помощи партнёра и т.п.). Гибкость активная - способность достигать необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответству­ющих собственных мышц.

Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для раз­вития гибкости можно приступить только после того, как все мыш­цы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления.

Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и на­клоны назад, вперёд, в стороны. Все эти упражнения выполняются с захватом (самопринудительно) или с партнёром. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т. д., размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение сле­дует прекратить.

Примерный набор упражнений для развития гибкости.

Для развития гибкости рук и плеч: 1. Руки сцепить перед гру­дью. Выпрямить руки вперёд, влево, вправо, поворачивая ладони вперёд. 2. Наклоны вперёд, руки на спинке стула. Пружинистые по­качивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лёжа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.

Для гибкости мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге. 2. Наклоны вперёд, взяться руками"за голени. Пружинистые накло­ны вперёд, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3. Лёжа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пру­жинистые прогибания, оттягивая ноги назад.

Для гибкости мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками правую согнутую ногу к груди. Затем ноги сменить. 2. Стоя на пра­вой, согнуть левую ногу и подтянуть её назад. Затем сменить ноги. 3. Махи вперёд, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8-16 раз, а весь комплекс 2-3 раза с отдыхом до одной минуты.

3. Какие приёмы самоконтроля вам известны?

расскажите подробнее об одном из них и выполните

ортостатическую и функциональную пробы,

антропометрические измерения

Чтобы занятия физическими упражнениями приносили пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролиро­вать своё самочувствие. Наиболее простым показателем самочув­ствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс. Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в области сердца. Учащённый пульс в состоянии по­коя, нарушение его ритмичности или то, что он дотго не восстанав­ливается после нагрузки, может быть следствием перегрузок.

Для определения состояния сердечно-сосудистой системы ис­пользуют ортостатическую пробу. В положении лёжа подсчитывает -ся пульс за 10 с. и умножается на 6. Затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10-14 уд./мин. Если разница более 20 уд./мин, то ре­акция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс в покое за 10 с, затем вы­полнить 20 приседаний за 30 с. и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с. до возвращения его к первоначальному значению). Нормальным считается увеличение пульса в первые 10 с. после нагрузки на 5-7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5-2,5 мин. Увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 мин. служит показателем пере­тренированности или начала заболевания.

В условиях медицинского кабинета можно измерить жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) - показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЁЛ измеряется при помощи спирометра. Для этого надо "делать полный вдох, а затем выдох, обхватив губами мундштук при­бора. Делают 2-3 измерения и записывают наибольший показатель. По специальной формуле врач определяет состояние лёгких. Отклонение от нормы на 15% указывает на патологию (заболевание) лёгких.

Ещё один способ самоконтроля - антропометрические измере­ния: измерения роста (длины тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.

БИЛЕТ №7

з 1. История, девиз, символика и ритуал

Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры, которые продолжались один день, состоялись в 776 г до н. э. Участниками были воины и соревнова­лись они только в беге на одну стадию (около 192 м). С XIV Олим­пийских игр в соревнования был включён бег на две стадии, а с XV - бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее вошли в програм­му кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и др. С XXXVII Олимпийских игр (624 г. до н. э.) начались выступления детей сначала в беге и борьбе, потом в пятиборье и кулачном бою. В V в. до н. э. продолжительность игр увеличилась до пяти дней.

Олимпийские игры проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специаль­ные места для жилья и тренировки участников игр. Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки. Женщин к соревно­ваниям не допускали. По условиям участники игр должны были, го­товясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпий­ского, которому и посвящались игры.

На время проведения Олимпийских игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами. Указом императора Феодосия I в 394 г. н.э. Олимпийские игры были запрещены. Решение возродить Олимпийские игры и проводить их в 4 года один раз было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициатором возрождения Олимпийских игр выступил француз­ский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный олимпийский комитет (МОК).

Первые Олимпийские игры нового времени состоялись в 1896 г. в Афинах, а с 1924 г. стали проводиться и зимние Олимпийские игры.

Продолжительность летних Олимпийских игр не может превышать 15 дней, а зимних - 10 дней.

Русские спортсмены в Олимпийских играх стартовали впервые в 1908 г. (Лондон, IV Олимпийские игры), где Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках завоевал золотую медаль, а Орлов и Петров завоевали по серебряной медали в классической борьбе. В 26

)\2 г. наши спортсмены приняли участие в У Олимпийских играх, а ireM наступил длительный перерыв. Только в 1952 г. смогли старто- З ть на XV Олимпийских играх (Хельсинки, Финляндия) советские портсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золо-ых, 30 серебряных и 19 бронзовых).

Девиз олимпийского движения состоит из трёх слов: «Быстрее, 1ыше, сильнее». Он был предложен Кубертеном и в 1913 г. утверждён Международным олимпийским комитетом.

Непременный символ всех Олимпийских игр - сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия - зелё­ное кольцо, Азия- жёлтое кольцо, Африка - чёрное кольцо, Америка - красное кольцо, Европа - голубое кольцо. ~

Особый порядок проведения предусматривает ритуал Олимпий­ских игр. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идёт Олимпиада. Согласно олимпийской тради­ции, парад участников открывает делегация Греции - страны, по­дарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны - организатора игр. Спортивную общественность мира в связи с началом Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводящей страны, затем слово предоставляется президенту МОК, который предлагает главе государства объявить Олимпийские игры

открытыми.

Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в сопровождении почетного эскорта вносят развёрну­тый Олимпийский флаг. Исполняют Олимпийский гимн, флаг под­нимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады офи­циально передают Олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города, принимающего участников Олимпиады (флаг хра­нится в этом городе до следующих игр). После этого появляется на арене спортсмен, который передаёт огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше, Над стадионом звучит «Ода спорту», написанная Пьером де Кубер- т "-чюм. Один из лучших спортсменов от имени всех участников игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая пра­вила. Клятву произносит и представитель от судей (Олимпийская клятва судей была введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предло­жению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые вы­ступления спортсменов.

2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов.

На туристской тропе встречаются трудности и даже опасности Они связаны с реальными препятствиями - прохождением болот перевалов, порожистых рек, а также зависят от изменений погоды > носят эпизодический или сезонный характер, но наиболее многочис ленны те, которые вызываются неправильным поведением туристов Травмы на сложных участках пути связаны с недостаточной обще физической и технической подготовкой туриста. Наиболее часты-ми повреждениями в пешеходном туризме могут быть растяжения связок, ушибы, ожоги, потёртости и опрелости ног. Для предупреж­дения потёртостей ног следует заблаговременно подобрать обувь и хорошо разносить её.

В походе необходимо регулярно следить за чистотой ног, а в пе­риод движения обязательно надевать шерстяные носки. Придя на бивуак (ночлег в полевых условиях), следует вымыть ноги, надеть бо­лее лёгкую обувь, а если позволяет местность, то походить босиком. Туристы, имеющие нежную кожу на ногах, должны в план предпо-ходной тренировки включать ходьбу босиком. Лицам, страдающим повышенной потливостью, рекомендуется до начала путешествия обратиться к врач у-дерматологу. Чтобы избежать потёртостей в об­ласти спины, надо правильно уложить рюкзак: к спине спальный ме­шок или одеяло, палатку, на дно рюкзака тяжёлые вещи (консервные банки), а затем более лёгкие и те, которые могут понадобиться во время перехода (аптечка, хлеб). Немаловажную роль в походе играют так называемые мелочи: умение открывать консервные банки, раз­жигать костёр, рубить дрова и т.д. Пренебрежение элементарными правилами личной гигиены и несоблюдение защитных мероприятий в туристском походе могут привести к острым кишечным и инфек­ционным заболеваниям. Болезнетворные микробы могут попасть в организм человека вместе с пищей и водой (дизентерия, брюшной тиф), через повреждённую кожу и слизистые оболочки (столбняк, сибирская язва) или при укусе некоторых насекомых и животных (энцефалит, бешенство, сыпной тиф). Чтобы это исключить, надо со­блюдать следующие правила:

Постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти;

Продукты, приобретённые у местного населения на маршруте, употреблять в пищу после термической обработки, овощи и фрукты тщательно мыть и ошпаривать кипятком;

Личную и общественную посуду после приёма пищи тщательно мыть, так как в остатках пищи размножаются микробы;

По возможности не использовать частные дома для ночлега;

При недомогании заболевший должен питаться отдельно;

Прививки против таких заболеваний, как дизентерия, столбняк, тиф. можно сделать заранее в поликлинике по месту жительства. Эти прививки обязательны для каждого туриста.

3. Как влияют на развитие двигательных способностей

занятия подвижными играми? Подробно расскажите

о порядке организации, проведения, правилах одной

или двух подвижных игр. Проведите

на ваше усмотрение подвижную игру

(если позволяют условия)

Почти с рождения человек начинает знакомиться с играми. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, прыжках, но, в от­личие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в которые играют сегодня дети и подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже бабушки и дедушки: «Салочки», «Лапта», «Третий лишний» и др.

Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным. Подвижные игры нетрудно организовать во дворе, на даче, у реки, так как они не требуют специ­ально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Мож­но использовать для игры повязки, флажки, кегли, мелкие камешки, мячи, еловые шишки, скакалки.

Любую игру следует объяснять по схеме: название и правила игры; роли играющих и их расположение на площадке; ход игры; Цель игры (кто будет назван победителем). Заканчивается объясне­ние игры ответами на вопросы игроков. Для проведения лучше всего подобрать такую игру, которую хорошо знаешь сам: её легче объяс­нить и легче судить.

Правила игры «Ловля парами» Подготовка к игре: для игры подойдёт площадка размером с волей-больную или чуть больше. Двое водящих игроков выходят за её пределы, а остальные произвольно разбегаются в разные стороны по площадке.

Проведение игры: водящие, взяв друг друга за руки, по комац, де руководителя игры выбегают на площадку и начинают ловиц играющих. Настигнув кого-нибудь, они соединяют руки так, чтобы пойманный оказался между ними. Пойманный выходит за пределы площадки, а ловцы стараются окружить ещё одного игрока. Когд а

пойманных станет двое, они образуют вторую пару ловцов. После того как будут пойманы ещё двое, составляется третья пара и т.д. За-канчивается игра, когда будут все переловлены, кроме двух игроков Как самых ловких, их назначают новыми водящими.

Правила: играющих можно ловить, только окружив их руками. При ловле запрещается хватать игроков руками или тащить сило:". Игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными.

БИЛЕТ №8

1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом

Важно правильно выбрать одежду и обувь для полноценных за­нятий физическими упражнениями. Одежда должна быть такой, что­бы её покрой и размеры не затрудняли дыхания, кровообращения, не стесняли движений.

Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть тугими. Для занятий гимнастикой, подвижными и спортивными играми, лёгкой атлетикой в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом при температуре воздуха от +14° С и выше лучше всего надевать трусы, майку или футболку. Та­кая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и не мешает испарению. В таких случаях, учитывая индивидуальные особенности, можно пользоваться также тонким тренировочным костюмом из хлопчато­бумажной ткани.

В холодную погоду одежда для занятий физическими упражне­ниями должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани, фланелевая рубашка, сверху спортивный трико­тажный костюм (шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шерстяную шапочку, на руки - варежки. 30

Для защиты от сильного ветра поверх всего можно надеть лёгкую ^уптку из плащевой ткани. Обувь должна полностью соответствовать се м особенностям строения стопы и быть удобной в движении. Не­удобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает крово­обращение и согревание стопы. Она вызывает ссадины, мозоли и по­тёртости. Зимой спортивную обувь надо надевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь тоже неудобна: она натирает кожу.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё, приле­гающее к телу, необходимо стирать после каждой тренировки. За­грязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветривае­мом месте.

2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

Вопрос о поддержании репродуктивной функции человека сред­ствами физической культуры на первый взгляд кажется наивным и несколько некорректным, как бы ещё и нескромным. Но это толь­ко на первый взгляд, а на самом деле вопрос достаточно серьёзный. Стоит только на минуту задуматься над очень простой ситуацией: возможно ли повлиять на собственную наследственность, и если да, то каким образом и при помощи чего? Характер наследования таких признаков, как вес, рост, уровень артериального давления, устойчи­вость или предрасположенность к различным заболеваниям, опре­деляется сложным взаимодействием генов. В то же время в значи­тельной степени развитие указанных признаков зависит от влияния и воздействия окружающей среды. Человек, предрасположенный к худощавости, в случае избыточного питания может повлиять на свою наследственность и сделать организм предрасположенным к полноте. Проявление наследственности до возраста, когда человек на­чинает осознавать самого себя, протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечива­ют родители. С момента осознания себя человек приобретает спо­собность оказывать воздействие на ход собственного развития, ум­ственную и двигательную деятельность. Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физической культуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической куль­туры, чтобы не нанести вреда.

Вспомним основные средства физической культуры. Это гигие­на, физические упражнения, закаливающие процедуры. Необходимо помнить, что гигиена - не только залог здоровья и бодрости, а ещё и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы.

Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа - не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий, игра­ет важную роль в тепяорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функ­ций необходимо её содержать в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день - утром и вече ром. Умываться утром лучше холодной водой, она придаёт бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на естественное закаливание. Рецепт этого «элик­сира здоровья» прост: солнце, воздух и вода (см. БИЛЕТ № 4 - ответ на вопрос 3).

Когда занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечи­вают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, исполь­зовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или других нарушениях режима (сочетания больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, на­рушение сна, режима питания и т.д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

3 В чём видится целесообразность индивидуального

контроля за результатами двигательной

подготовленности. Составьте план реализации

индивидуального контроля за собой.

Зачастую путают два понятия: «физическая подготовленность» и «физическая подготовка». Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, выражающийся в определённом уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной де­ятельности (трудовой, спортивной и т.п.).

В зависимости от цели определения уровня двигательной подго­товленности выбирается наиболее целесообразная система оценки. С помощью специальных нормативов оценивается физическая подго­товленность в следующих случаях: на уроках физической культуры, на экзаменах по физической культуре, при поступлении в военно-учебные заведения, в отряд космонавтов, во время классификацион­ных соревнований на присвоение спортивного разряда по какому-либо виду спорта.

Опираясь на определённые единицы измерения (метры, санти­метры, километры, секунды, минуты, разы и т.п.), физическую подго­товленность можно оценить по приростам, что в большей мере под­ходит для индивидуального контроля за результативностью исполь­зованных во время занятий физическими упражнениями средств и

Например, двое юношей при равном физическом развитии (весе, росте и т.д.) в сентябре показали одинаковый результат в прыжках в Длину с места, который был равен 155 см. Повторное измерение в кон­це учебного года (май) показало, что у одного из них результат стал 180 с м, а у другого 170 см. Индивидуальный прирост у первого составил 25 см, у второго-15 см. Рассмотрев эти приросты с учётом того, как они занимались физическими упражнениями и какой вели образ жизни, можно выработать для них индивидуальные рекомендации по нагруз­кам во время занятий физическими упражнениями, режиму питания,

т РУДа и отдыха.

Контроль за уровнем развития физических качеств можно осу­ществлять, используя таблицы, приведённые ниже.

Дневник самоконтроля

1. Ьег на эО м с высокого старта. По команде «На старт!» подойти к линии старта и занять исходное положение. По команде «Внима­ние!» наклониться вперёд и по команде «Марш!» бежать к линии фи­ниша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 с.

2. Поднимание туловища выполняется из положения лёжа нь спине (на гимнастическом мате или на полу) за 30 с. И. п. - лёжа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стенки или удерживаются партнёром, колени согнуты под углом 90о, руки за головой. По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п.

3. Бег на 2000 м (3000 м) может проводиться как по беговой до рожке на стадионе, так и по срсднепересечённой местности (ус.™ для бега должны быть одинаковыми, как и в первый раз).

4. Бег на быстроту выполняется на месте с максимальной часто­той и высоким подниманием бедра в течение 10 с.

го времени подсчитывается число касаний коленями ладоней рук, со­гнутыми под углом 90° (руки сначала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90° - это и будет положением для рук во время выполнения бега).

5. Подтягивание (мальчики выполняют упражнение из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки - из виса лёжа на подвесной перекладине, устанавливаемой на высоте, индивидуаль­но подобранной для каждой школьницы). По команде «Упражнение начинай!» выполняют подтягивание до уровня подбородка, а затем опускание на прямые руки. Упражнение выполняется ровно, без рывков. При выгибании тела и сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

6. Шестиминутный бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу). Для более точного подсчёта беговую дорожку разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегун останавливается, и определяется его резуль-

Безопасность при проведении уроков по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; проходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны: обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже - 20 °С; травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок; ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

Типичные травмы, ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при требовании от учеников выполнения непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких упражнений к сложным, например к спускам с крутых и неровных уклонов, к выполнению поворотов и торможений на высокой скорости и т. п.

Причиной травм могут быть: остывание мышц, короткая разминка; утомление, недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика; несоблюдение определенной дистанции на лыжне; наступание на лыжи другого при обгоне. К травмам может привести ошибка учителя физкультуры в организации занятия. Так, например, если спуск и подъем на склоне осуществляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух групп занимающихся пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало снега, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

    Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

    Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

    Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

Одежда должна защищать от холода и ветра; быть легкой, удобной, не стесняющей движений, но не слишком свободной, чтобы не задевать за ветки кустов и деревьев. Не следует одеваться очень тепло - это приведет к перегреванию и затруднит передвижение в нужном темпе. Совершенно не годятся для занятий по лыжной подготовке теплые куртки с синтетическим верхом. При интенсивном движении лыжник в них потеет и может простудиться. В любую погоду, особенно в ветреную, голова должна быть защищена шерстяной шапочкой, достаточно плотной, закрывающей в случае необходимости уши. На руки следует надеть мягкие кожаные варежки.

Обувь обязательно должна соответствовать размеру ног занимающегося. Если нога в ботинке сильно сжата, то нарушается кровообращение и резко увеличивается возможность обморожения, а в слишком свободной обуви трудно управлять лыжами. Лучше приобрести ботинки на полразмера или на размер больше обычной обуви и надеть по два шерстяных носка - один тонкий, другой потолще.

Лыжи должны соответствовать росту и весу занимающегося. На слишком длинных лыжах трудно выполнять повороты и торможения на спусках, что может привести к падениям и травмам. На слишком коротких лыжах ученик будет «проваливаться» на мягкой лыжне, они будут зарываться в снег, скользящий шаг может стать невозможным.

Лыжные палки должны соответствовать росту занимающегося и стилю, которым он передвигается (классический или коньковый). Так, при классическом ходе используют палки, длина которых обычно на 30 см меньше роста лыжника (т.е. до уровня плеча), при коньковом - на 10-12 см длиннее палок, применяемых при классическом ходе. Слишком короткие палки не позволят сделать сильный толчок, слишком длинные - нарушат технику хода. На палках обязательно должны быть «лапки» или кольца, иначе они будут проваливаться глубоко в снег, что сделает невозможным отталкивание.

Лыжным креплениям следует уделить большое внимание. Неправильная установка креплений на лыжи и их подгонка к ботинкам может стать причиной соскакивания лыж, что чревато падениями и травмами.

Место для занятий необходимо определить заранее и по возможности подготовить: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предметы (ветки, камни и т. п.), исключить обрывы и сложные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в соответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступающих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него.

На леденистом снегу занятия лучше не проводить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволяющий при необходимости выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При изучении спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещается шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спускаются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не будет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечниками (штырями) назад.

Нельзя выставлять их вперед - при потере равновесия и падении есть опасность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистанцию на лыжне и при спуске со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впереди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее

30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуться тот, кто спускается за ним. В исключительных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно для занимающегося и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуществить торможение преднамеренным падением, чтобы не получить серьезную травму.

Способ безопасного падения заключатся в следующем: перед падением присесть, а затем падать (как бы садясь в снег) назад - в сторону - на бедро и на бок. Одновременно лыжи нужно развернуть поперек склона. Вставать после падения надо так: подогнуть ноги, опереться на палки и, поставив лыжи поперек склона на ребра, встать.

Температура воздуха , при которой разрешены занятия по лыжной подготовке: 1-4-й классы - до - 12 °С, 5-9-й классы - до - 16 °С, 10-11 -й классы - до - 20 °С при безветренной погоде или при слабом ветре.

Несчастный случай

Лыжные гонки проводились в морозную ветреную погоду. Часть дистанции ученики проходили при встречном ветре. Некоторые получили отморожения I и II степени.

Ученики обязаны сообщить учителю:

    о плохом самочувствии;

    о замеченных у другого признаках обморожения;

    о несчастном случае (учитель должен как можно быстрее оказать пострадавшему первую помощь и при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение;

    о поломке лыжного снаряжения и невозможности устранить неисправность (возвращаться в школу, на базу можно только с разрешения учителя).

Самовольный уход с занятия запрещается.

История развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа г.Байкальска» началась в 1976 году.

01 июня 1977 года была перерезана лента, спортивная школа начала работать, как школа вольной борьбы.

В это же время в г.Байкальск приехали Макаренко Виктор Ильич и Глазов Владимир Алексеевич, молодые парни, которые начали работу с детьми, поддержав идею директора. А также продолжали заниматься сами и отстаивать честь детско-юношеской спортивной школы на борцовских коврах России. Их первые воспитанники стали чемпионами Иркутской области в первый же год. Энтузиазм молодых тренеров проявлялся не только на борцовском ковре, они неустанно занимались благоустройством теперь уже родной школы. Своими силами, и вовлекая юных спортсменов при содействии родительского комитета в общественно-полезный труд и в труд по укреплению материально-спортивной базы школы, они оборудовали игровой зал, восстановительный центр: баню-сауну, мини-бассейн и комнату отдыха.

Глазов Владимир Алексеевич, тренер-преподаватель, и по сегодняшний день продолжает начатое им дело. Для развития и популяризации вольной борьбы в г.Байкальске и Иркутской области провел большую организаторскую работу по организации международного турнира по вольной борьбе «Байкальские зори». Сумел наладить контакт с тренерами по вольной борьбе республики Монголии по обмену опытом работы. Внес огромный вклад в развитие вольной борьбы в городе, районе и Иркутской области. Имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ». Ветеран труда. С 1986 года является старшим тренером Иркутской области по вольной борьбе.

С 1981 года и по настоящее время школой руководит Глазова Любовь Ананьевна, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда.

Под ее руководством за 35 лет школа превратилась из производственного помещения в центр спорта, здоровья и отдыха. Она организовала работу по оказанию платных дополнительных услуг. В результате этого появился дополнительный источник финансирования, благодаря которому школа не только сохранилась, но и процветает. Любовь Ананьевна смогла так организовать коллектив ДЮСШ, что уровень достижения учащихся школы возрос.

Многие годы трудились и внесли большой вклад в развитие школы:

Пшенников Борис Иванович, настоящий фанат лыжного спорта, который проводил большую работу по развитию лыжного спорта не только в г.Байкальске, но и в Иркутской области. Он вложил много сил для создания городской лыжной трассы и до последнего дня поддерживал ее в отличном состоянии. Не пропал даром пятнадцатилетний труд Бориса Ивановича, многие его воспитанники до сих пор являются действующими спортсменами и продолжают начатое им дело. Ежегодно на базе ДЮСШ проводится первенство Слюдянского района по лыжным гонкам памяти Б.И.Пшенникова.

Пашковский Михаил Андреевич, который долгие годы оставался неустанным руководителем шахматного отделения, выступил организатором районного турнира «Белая Ладья». Всю свою жизнь он посвятил детям и развитию шахмат в Слюдянском районе. В память о тренере ежегодно в Слюдянском районе проводится чемпионат по шахматам памяти М.А.Пашковского.

За время существования школа превратилась в центр спорта, здоровья и отдыха для детей и взрослых г.Байкальска.

На протяжении многих лет школа участвует и занимает призовые места в областных конкурсах: «Лучшее учреждение дополнительного образования», «За высокие спортивные достижения» среди спортивных школ, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области в номинации «Лучшая детско-юношеская спортивная школа, развивающая 1-7 видов спорта»

На протяжении многих лет воспитанники детско-юношеской спортивной школы входили и входят в состав сборной команды Иркутской области по вольной борьбе и лыжным гонкам, принимали и принимают участие в соревнованиях различного уровня- в региональных и межрегиональных турнирах, на первенствах Сибирского федерального округа, первенстве России, всероссийских и международных турнирах:

Это воспитанники отделения вольной борьбы:

Жавнеров Сергей, Опарин Дмитрий, Карбаинов Дмитрий, Поспелов Евгений, Кибирев Игорь, Сугробов Виктор, Аширов Карим, Михота Андрей, Котовщиков Роман, Саркисян Ваагн, Тузов Павел, Погосян Сергей, Кадынцев Андрей, Астапов Илья, Киргизов Иван, Киргизова Надежда;

Киргизова Надежда, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, стала не только чемпионкой Иркутской области в 2016г., но и стала призеркой первенства СФО и первенства России. Вошла в состав сборной команды России и приняла участие в первенстве Европы в г.Стокгольме(Швеция) в июле 2016г.

Воспитанники отделения лыжных гонок:

Кравченко Елена, Разина Олеся, Глазова Екатерина, Карпова Ольга, Пшенникова Елена, Трубина Анжела, Шварц Наталья, Безрукова Татьяна, Абносов Артем, Штеркель Алексей, Таскаев Дмитрий;

Воспитанники отделения шахмат:

Адамян Эдгар, Гусев Олег, Алецкий Эдуард, Колесниченко Валерий, Перерва Екатерина.

Воспитанники школы становились обладателями:

Премии губернатора Иркутской области «За высокие спортивные достижения»,

Премиями мэра Слюдянского района «За высокие спортивные результаты»,

А также чемпионами районного конкурса «Талантливая молодежь Слюдянского района».

На протяжении 14 лет команда Слюдянского района, сформированная из бывших воспитанников отделения вольной борьбы ДЮСШ, становилась победителем на летних сельских играх Иркутской области.

За весь период работы школы подготовлено:

Мастер спорта- 1 человек;

Кандидатов в мастера спорта-79 человек;

1 спортивный разряд- 202 человека;

Массовые разряды - более 2300 чел.

Многие из воспитанников до сих пор являются действующими спортсменами, некоторые стали приемниками дела тренера, закончив учебные заведения, они сами стали тренерами-преподавателями. Это - Антонов Вячеслав Иванович - тренер-преподаватель с 30- летним стажем, «Почетный работник общего образования РФ», Юршин Евгений Юрьевич - тренер-преподаватель, мастер спорта России по вольной борьбе. В 2008 году вошел в десятку сильнейших на первенстве России в г.Санкт-Петербург.

Коробейников Виктор Владимирович, тренер-преподаватель по лыжным гонкам, мастер спорта российского любительского лыжного союза. Член сборной России среди спортсменов среднего и старшего возраста по лыжным гонкам. Участник четырех чемпионатов мира среди спортсменов среднего и старшего возраста.

На протяжении одинадцати лет трудится и внесла свой вклад в учебно-методическую работу школы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Коротких Анна Владимировна.

А, также влились в коллектив школы:

Балан Екатерина Васильевна, тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Тарасов Роман Владимирович- тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Когун Сергей Валентинович- тренер-преподаватель по шахматам;

Короткова Александра Сергеевна - тренер-преподаватель по шахматам;

Округина Ирина Николаевна- тренер-преподаватель по ритмической гимнастике.

В настоящее время в школе обучается 330 учащихся на отделениях: вольной борьбы, лыжных гонок, ритмической гимнастики и шахмат. Залогом успехов воспитанников является уровень спортивного и педагогического мастерства тренеров-преподавателей нашей школы.
На данный момент тренерско-преподавательскую работу осуществляют 10 тренеров-преподавателей, из них пять человек имеют высшую квалификационную категорию, один человек -первую категорию, 2 человека имеют звание «Ветеран труда», 1 человек имеет почетное звание «Почетный работник общего образования РФ», 1 человек имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ», 1 человек имеет звание «Мастер спорта России по вольной борьбе».

В целях популяризации видов спорта, культивируемых в школе, укрепления дружественных связей и отношений между другими ДЮСШ области, регионов, школа ежегодно организует и проводит традиционные соревнования: «Новогодний турнир» по вольной борьбе, открытое первенство Слюдянского района по вольной борьбе в честь Дня Защитника Отечества и районные соревнования по шахматам на приз «Белая ладья». На протяжении 25 лет ДЮСШ проводит первенство Иркутской области по вольной борьбе, а также первенство Иркутской области по лыжным гонкам.

С целью укрепления международных дружественных связей, был заключен договор между ДЮСШ г.Байкальска и детским центром спорта и творчества г.Улан-Батора республики Монголии, с 1985 г. велась совместная работа по обмену опытом:

Проведение в г.Байкальске Международного турнира по вольной борьбе "Байкальские зори" с приглашением борцов из Монголии, Китая и Казахстана.

- участие спортсменов ДЮСШ г.Байкальска в традиционном международном турнире по вольной борьбе "Олимпийские надежды" в г.Улан-Баторе респ.Монголии

Семинары для тренеров и судей, проводимые в Монголии г.Улан-Баторе и в г.Байкальске

Сегодня ДЮСШ находится в приспособленном здании, где имеется: большой зал борьбы, малый зал борьбы, тренажерный зал, помост для занятий атлетической гимнастикой, комната для занятий шахматами, игровой зал, восстановительный центр, гостиница для проведения учебно-тренировочных сборов, лыжный стадион с трассами протяженностью 1, 2, 3 и 5 км.



Восстановительный центр



Использование бани-сауны и контрастной ванны в учебно-тренировочном процессе для восстановительных мероприятий дает положительный эффект, способствует расслаблению, благодаря чему снимаются боли и симптомы утомления, увеличивается эластичность, гибкость суставов, а также благоприятствует протеканию обменных процессов.

Гидромассаж Джакузи. С помощью этого массажа можно воздействовать именно на те участки тела, которые больше всего в этом нуждаются. Это хорошая закаливающая и оздоровительно-восстанавливающая процедура. Интенсивность струй стимулирует повышение тонуса тканей.

Лыжный стадион

Кроме этого занятия проводятся на базе других образовательных учреждений:
- МБОУ НШДС № 16 проводятся занятия по шахматам;
- МБОУ НШДС № 13 проводятся занятия по шахматам и ритмической гимнастики;
- МБОУ СОШ № 12 проводятся занятия по лыжным гонкам, шахматам и вольной борьбе;

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий по лыжам

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

      При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

Обморожения при проведении занятий при температуре воздуха ниже 1-5кл. -9°; 6-7 кл. до-12 о 8-9кл. до -15 0 10 -11кл. до -16 0 При ветре до 5 м/с -6°;-8°;-12°; -15° до 10 м/с -3°; -5°; -8°; -10°

Травмы при нарушениях правил перехода к месту занятий;

Травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;

Потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;

    травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

    При сходе с лыжни возможны травмы: при соприкосновении с ветвями деревьев, при падении во время продвижения без лыжни.

1.4. При проведении занятий по лыжам должна быть мед. аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

    Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Проверка учеников по списку.

2.2. К месту занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

2.3. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.

2.4. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

2.5. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

3. Требования безопасности во время занятий

      Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м. На небольших горках пока первый не отойдёт от подножия горы, второй не имеет право выполнять спуск.

      При спуске с горы не выставлять вперед лыжные папки.

3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых признаках обморожения.

3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

3.6. Во избежание травм запрещено при обгоне выставлять в стороны лыжные палки.

3.7. Без разрешения учителя уходить с лыжни запрещено.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить учителю и ждать окончания занятия для возвращения в школу с преподавателем.

4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю.

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

      Проверить по списку наличие всех обучающихся.

      С места занятий учащиеся переходят в колонне по два только под руководством учителя, соблюдая правила дорожного движения.

      Убрать для хранения лыжи. Лыжи должны быть подписаны и связаны в двух местах вместе с лыжными палками, сверху и снизу.

5.4. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.