Питание

Общеподготовительные упражнения: комплекс упражнений разминки, комплексы упражнений для развития силовой выносливости. Упражнения на развитие выносливости в домашних условиях Развитие общей стойкости

Всем привет, с вами Александр Белый и сегодня на страницах sportivs я хотел бы поговорить об упражнениях, благодаря которым вы сможете стать более живым, активным и в конце дня не будете выглядеть разбитым. Чтобы ваша повседневная физическая деятельность была с максимальной эффективностью, вы должны иметь хороший уровень выносливости. Сегодня мы обсудим тему — упражнения на выносливость, которые, несомненно, принесут положительный результат, как профессиональным спортсменам, бойцам так и любителю физкультурнику.

Понятие выносливости

Чтобы было понятно какие упражнения мы будем с вами сегодня изучать и для чего, давайте узнаем, что же такое выносливость?

Выносливость – это способность организма выполнять какой-либо процесс в продолжительные сроки без особого снижения интенсивности. Его уровень можно определить при помощи времени, в течение которого человек имеет возможность выполнять ту или иную физическую деятельность.

Во время человек может воспитывать несколько видов выносливости – силовую, скоростную, статическую.

1. Развитие силовой выносливости подразумевает выполнение большого количества повторений с тяжелым весом. Техника направлена на развитие силы.
2. Развитие скоростной выносливости подразумевает развитие скорости — спринтерский бег или прыжки.
3. Статическая выносливость имеет задачу поддержания напряжения мышц, при полном отсутствии движения. Ярким примером могут быть упражнения с удержанием груза, в упоре.

Все эти три подгруппы направлены на развитие мышечной выносливости. Давайте теперь рассмотрим упражнения, которые помогут развить выносливость.

Развитие выносливости

На данный момент, существует огромное количество различных упражнений, направленных на , но я собрал все в один комплекс, который имеет максимальную эффективность, поехали!

1. Подтягивание на турнике. Я поставил это упражнение первым, так как оно поможет разогреть все ваши мышцы и суставы. Правильная техника и выполнение 20 раз позволит вам развить выносливость. Детям будет трудно подтягиваться, поэтому помогайте им, беритесь за коленку и потихоньку поднимайте их, чтобы основную часть нагрузки выполнял ребенок.

2. . Упражнение можно выполнять как в тренажерном зале, так и дома. У вас будут напрягаться мышцы рук, груди, при выполнении рекомендуется держать спину прямой.

3. Скручивание. Отличное упражнение, которое можно выполнять в домашних условиях. Лягте на пол, для лучшего эффекта руки расположите за головой, выполняйте скручивание корпуса. При выполнении важно следить за дыханием, так как оно влияет на вашу интенсивность.

4. Прыгнул – упал – отжался. Дорогие друзья, я попрошу сделать акцент на этом упражнении, так как оно чрезвычайно эффективно, но! Новичкам не следует истощать себя, так как упражнение очень трудное, и рассчитано на опытных спортсменов. Исходное положение – руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, вам нужно выполнить прыжок, сразу же принять упор лежа, сделать сгибание рук – одним словом отжаться. Это можно посчитать за 1 повторение, для новичков выполнить 10 таких повторений, опытным от 30. Со временем вы с легкостью увеличите количество, так как ваш уровень выносливости будет расти.

5. Бег. Это известное всем упражнение, помогает развить скоростную выносливость. Улучшается работа сердечно-сосудистой системы, тренируется сердце. В футболе, бег является одним из основных критериев эффективности, так как все 90 минут футболисты на поле должны бегать.

Какая польза

Быть выносливым это однозначно полезно и многие стараются повысить эту планку, но все же рассмотрим более детально все плюсы, которые скрыты под этим понятием:

  • Занятия на выносливость тренируют не только мышечные волокна, но еще и сердце.
  • Улучшается работа легких, это способствует увеличению количества кислорода в крови.
  • Уменьшается количество , которая вызывает болезненные ощущения при физических нагрузках.
  • Улучшается работа капилляров и их количество, это полезно для транспортировки крови в мышечные волокна.
  • Увеличивается интенсивность тренировок.

Характерные ошибки

Часто у людей возникают проблемы при тренировках. Сейчас мы рассмотрим, из-за чего это может происходить.

1. Не считают нужным выполнять разминку. Без качественной разминки невозможно выполнить интенсивную тренировку. В процессе разминки разогреваются мышцы и суставы. Если сразу приступать к тренировке, не разогревшись, вы можете столкнуться с рядом неприятных проблем – вывихи, растяжения.

2. Тренировки до изнеможения. Эта ошибка наиболее характерна для новичков. Человек только вникает в это дело, а уже дает своему организму непосильные нагрузки, в следствие может быть растяжение спины, нарушение дыхания.

3. Недостаточное время для отдыха. Каждый день тренироваться не рекомендуется. Мышечные волокна вследствие тренировок разрушаются, и для их восстановления и построения новых должно уйти не менее 48 часов. На начальной стадии 3 раза в неделю будет вполне достаточно.

О важности дыхания

Многие забывают , но оно чрезвычайно важно. Если в процессе выполнения подхода у вас нарушится дыхание, вы не сможете выложиться на 100%, так как снижается интенсивность за счет потери кислорода.

1. Внесите в ваш распорядок дня разминку, делайте ее по 10 минут, и через некоторое время вы заметите хороший результат.
2. Глубокий вдох и выдох. Это не только является дыхательным упражнением, но и отличным средством снижения стресса, это так успокаивает, проверьте. Выполните 3 глубоких вдоха в полные легкие и медленных выдоха.
3. Бегайте умеренным темпом 3 раза в неделю на протяжении 20 минут. Дышать, я рекомендую исключительно носом. Марафонцы имеют невероятную выносливость за счет того что они бегают.

Мы с вами рассмотрели основные понятия выносливости, ошибки и упражнения, которые вам помогут для достижения нужного результата. Я же рекомендую посмотреть интересное видео. Если вам понравилась статья, вы можете нажать «рассказать друзьям» в социальных сетях, а также оставить свой комментарий. До скорого.

Комплекс упражнений разминки

Главная задача предлагаемого комплекса разминки состоит в том, чтобы посредством определенных физических упражнений, выполняемых в течение 5-10минут, повысить работоспособность организма и настроиться на предстоящую работу, сохранив при этом силы для основной части тренировочного занятия.

1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Медленные круговые движения головой. Выполнить 15-20 раз в каждую сторону.

2. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые движения плечами. Выполнить 15-20 раз в каждую сторону.

3. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью в замок. Круговые движения кистями. Выполнить 15-20 раз в каждую сторону.

4. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак. Круговые движения предплечьями. Выполнить 15-20 раз в каждую сторону.

5. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками в плечевых суставах. Выполнить 15-20 раз в каждую сторону.

6. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью.

1 – динамичное разведение согнутых в локтевых суставах рук в стороны;

2 - динамичное разведение прямых рук в стороны.

Выполнить цикл 15-20 раз.

7. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые движения тазом. Выполнить 15-20 раз в каждую сторону.

8. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны туловища вправо-влево. Выполнить 15-20 раз в каждую сторону.

9. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, вдоль туловища.

1 – прогнуться в пояснице назад, руки вверх;

2 – глубокий наклон вперед до касания пола пальцами рук, ноги прямые.

Выполнить 15-20 раз.

10. И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки за голову. Глубокие ритмичные приседания. Выполнить 15-20 раз.

11. И.П. - стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнить максимальный выдох. Медленно вдыхая, поднять перед собой сгибаемые в локтевых суставах руки к подбородку. Медленно выдыхая, последовательно выполнить разгибание левой руки, разгибание правой руки, а затем - одновременное сгибание левой и правой рук. Далее, медленно вдыхая, вытянуть руки вперед-вверх и после 1-2секундной задержки дыхания, выдыхая, опустить руки через стороны вниз, расслабив при этом тело. Повторить описанный цикл 6-8 раз. Следует отметить, что короткие серии из 2-3 дыхательных циклов, периодически выполняемые в течение основной части занятия, способствуют ускорению процессов восстановления организма в промежутках отдыха между упражнениями.

Комплекс упражнений для развития силовой выносливости №1

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому силовыми компонентами нагрузки в избранном виде деятельности. Следует отметить, что от уровня развития этой важной способности зависит успешность освоения содержания не только раздела «Основы самозащиты», но и содержания большинства других учебных разделов, представленных в настоящем учебнике.


Развитие силовой выносливости осуществляется преимущественно по методу круговой тренировки, предусматривающей в данном случае последовательное выполнение специально подобранного комплекса силовых упражнений. При этом занимающиеся переходят от одного упражнения к другому и, закончив последнее в серии, вновь возвращаются к первому упражнению, замыкая, таким образом, условный круг, который может повторяться несколько раз.

Включение круговой тренировки в систему занятий желательно предварять испытанием на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их «чистого» выполнения (под МТ подразумеваются максимальные двигательные возможности обучаемого в каждом из упражнений круга, служащие исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или нескольких занятиях).

На последнем занятии тренировочного цикла рекомендуется проверить МТ по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными данными.

Подчеркнем, что особая ценность круговой тренировки состоит в индивидуальной дозировке нагрузки. Кроме того, систематическая оценка достижений по МТ и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о динамике работоспособности обучаемых по ее внешним количественным показателям.

При выполнении комплекса упражнений для развития силовой выносливости №1 необходимо учитывать следующее:

  • индивидуальная нагрузка в каждом из упражнений должна составлять примерно 75% от МТ;
  • пауза между кругами, которую следует заполнять дыхательными упражнениями, должна быть не более 2 минут;
  • в рамках тренировочного занятия указанный комплекс выполняется от 1 до 3 раз.

1. Подтягивания на перекладине . Из виса на прямых руках средним хватом от себя: подтягивания на перекладине. Повторение засчитывается, если подбородок поднимается выше перекладины, а положение виса после этого фиксируется в течение примерно одной секунды. При этом не допускаются хлестообразные движения ногами. Сгибания и разведение ног ошибкой не является. Упражнение акцентировано воздействует на широчайшие мышцы спины с вторичным воздействием на мышцы предплечий, бицепсы рук, а также прямую мышцу живота.

2. Сгибания и разгибания рук в упоре на брусьях . Из упора на брусьях: сгибание и разгибание рук. При выполнении упражнения допускается сгибание и разведение ног. Повтор засчитывается, если в конечном положении нижние сегменты грудных мышц находится на уровне брусьев, а само конечное положение фиксируется в течение примерно одной секунды. Упражнение акцентировано воздействует на трицепсы и нижние сегменты грудных мышц с частичным воздействием на передние пучки дельтовидных мышц.

3. Подъемы ног из виса на перекладине . Из виса на прямых руках средним хватом от себя: поднимание прямых ног к перекладине. Движение желательно выполнять без рывков, в среднем темпе. Упражнение акцентировано воздействует на нижний сегмент прямой мышцы живота и наружные косые мышцы с косвенным воздействием на мышцы передней поверхности бедра. Следует отметить, что при выполнении этого упражнения можно использовать гимнастические ремни (тяги), которые позволяют снять нагрузку с мышц предплечий, обеспечивающих вис, и максимально сконцентрироваться, собственно, на подъемах ног.

4. Приседания . Ноги на ширине плеч, стопы врозь, руки вдоль туловища: глубокие приседания. При выполнении упражнения спину держать прямо. Упражнение акцентировано воздействует на мышцы передней поверхности бедра с частичным воздействием на мышцы нижней части спины.

Комплекс упражнений для развития силовой выносливости №2

При выполнении комплекса упражнений для развития силовой выносливости №2 необходимо учитывать следующее:

  • перед выполнением комплекса организм должен быть хорошо «разогрет»;
  • амплитуда движений в упражнениях должна быть максимальной;
  • все усилия выполняются на выдохе;
  • количество повторов каждого упражнения в кругу – 10 раз;
  • между кругами отдых не допускается;
  • в зависимости от уровня подготовленности занимающихся количество кругов варьируется от 2 до 5.

1. И.П. – упор лежа с опорой на кулаки или ладони. Динамичные отжимания. При выполнении этого упражнения ноги и туловище должны составлять прямую линию.

2. И.П. – упор присев с опорой на кулаки или ладони. На один счет динамично перейти в упор лежа и вернуться в И.П.

3. И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание ног, опуская носки за голову. При выполнении упражнения ноги в коленях слегка согнуты.

4. И.П. – глубокий присед, левая нога впереди, руки за головой в замок. Динамичные выпрыгивания со сменой впередистоящей ноги. При выполнении упражнения спину держать прямо.

Комплекс упражнений для развития силовой выносливости №3

Относительно самостоятельный характер в развитии силовой выносливости имеет программа сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа с опорой на кулаки (отжимания на кулаках), представленная в таблице 4.1 Она включена в методику подготовки по следующим соображениям:

  • указанное упражнение, совершенствуя силовую выносливость, развивает мышцы-разгибатели плеча, которые несут основную нагрузку при выполнении ударных действий;
  • систематические отжимания на кулаках способствуют укреплению ударных поверхностей рук;
  • упражнение доступно и не требует никакого специального оборудования.
ДН Утро Обед Вечер Сумма за день
пн 3 х 10 4 х 10 5 х 10
вт 3 х 10 4 х 10 5 х 10
ср 4 х 10 5 х 10 6 х 10
чт 5 х 10 6 х 10 7 х 10
пт 4 х 10 5 х 10 6 х 10
сб 3 х 10 4 х 10 5 х 10
Сумма отжиманий за 1 ю неделю
пн 2 х 20 3 х 20 4 х 20
вт 3 х 20 4 х 20 5 х 20
ср 4 х 20 5 х 20 6 х 20
чт 4 х 20 5 х 20 6 х 20
пт 3 х 20 4 х 20 5 х 20
сб 2 х 20 3 х 20 4 х 20
Сумма отжиманий за 2 ю неделю
пн 2 х 25 3 х 25 4 х 30
вт 2 х 25 3 х 25 4 х 30
ср 2 х 26 3 х 26 4 х 31
чт 2 х 27 3 х 27 4 х 32
пт 2 х 28 3 х 28 4 х 33
сб 2 х 29 3 х 29 4 х 34
Сумма отжиманий за 3 ю неделю
пн
вт 2 х 30 3 х 30
ср 2 х 30 3 х 30 4 х 30
чт 3 х 30 4 х 30 5 х 30
пт
сб
Сумма отжиманий за 4 ю неделю
Сумма отжиманий за месяц

При выполнении программы отжиманий необходимо учитывать следующее:

  • перед включением программы отжиманий в систему занятий необходимо провести тестовое занятие и определить МТ в этом упражнении для каждого обучаемого (необходимо строго следить за дыханием обучаемого при выполнении упражнения – усилие выполняется на выдохе!);
  • программа отжиманий «10» доступна для обучаемых, которые могут отжаться в режиме «до отказа» 40-50 раз, для тех, кто имеет результат менее 40 раз, инструктор рассчитывает индивидуальную программу («7», «8» и т.п.), в соответствующей пропорции от программы «10» (например, первый день программы «7» выглядит так: «Утро» - 3 х 7; «Обед» - 4 х 7; «Вечер» - 5 х 7);
  • отдых между подходами в серии не более 2 минут;
  • если отжиматься на кулаках не получается, допустимо выполнять упражнение с опорой на ладони;
  • программа выполняется каждым обучаемым индивидуально, но начинают они ее выполнять одновременно;
  • желательно после выполнения программы, спустя 3-4 дня, провести тестовое занятие и определить новый МТ для каждого занимающегося (как правило, МТ вырастает на 100-150%, что является хорошим стимулом для дальнейшей работы обучаемых над развитием силовой выносливости);
  • в зависимости от показанных результатов инструктор рассчитывает новые программы для своих подопечных;
  • в течение учебного года группе желательно отработать две программы отжиманий (одна – осенью, другая – весной).

Здравствуйте! Этот пятничный апрельский денек мы посвятим тому, что узнаем, как выглядит идеальная программа тренировок на выносливость. По прочтении у Вас на руках будет готовое схемное решение, которое позволит прокачать это полезное и нужное каждому атлету качество. Применяя предложенную ПТ, Вы уже в скором времени станете быстрее, выше и сильнее и сами приятно удивитесь своим результатам.

Итак, занимайте свои места в зрительном зале, приступим к повествованию.

Программа тренировок на выносливость: подготовка

Если Вы внимательны, а я уверен, что это так, то заметили, что данная статья идет под номером №2. Это не ошибка, это действительно вторая, практическая часть, в первой же мы разбирали само понятие выносливости, какой она бывает и каким образом ее стоит тренировать разным категориям спортсменов. Если Вы до сих пор еще ни в одном глазу, т.е. не читали сего творения, то настоятельно рекомендую с ним ознакомиться по ссылке . Мы же идем далее и готовы представить схемное решение выносливого вопроса, которое подойдет как мужчинам, так и женщинам. Но сначала поговорим вот про что…

Примечание:
Для лучшего усвоения материала все дальнейшее повествование будет разбито на подглавы.

3 способа/механизма повышения мышечной выносливости

Мышечная выносливость – это способность организма в течение относительно длительного периода времени продуцировать/производить максимальное усилие/силу. Два основных типа мышечной выносливости – аэробная (подразумевает более длительный период времени) и анаэробная (подразумевает более короткий период времени) .

Сила/усилие, которые способен создать организм, “черпается” из 3-х систем первичной энергии.

№1. Энергосистема АТФ-креатин фосфат (анаэробная, 10 с)

АТФ является основным быстрорасходуемым (запасы истощаются за 3 секунды) источником энергии, используемым мышцами. Для компенсации уровней АТФ используется креатин-фосфат. В среднем до полного исчерпания депо данная энергосистема способна поддерживать организм на протяжении 10 секунд.

№2. Гликолитическая система (анаэробная, 60 секунд)

После полного исчерпания АТФ и креатин-фосфата организм переходит к гликолизу – процесс, который позволяет разрушать углеводы без помощи кислорода. Минусом данного способа восстановления АТФ является образование побочных продуктов, ионов водорода, при накоплении которых в мышце возникает болезненное ощущение жжения. Процесс называется накоплением молочной кислоты (лактата) и снижает эффективность работы мышц с весом.

№3. Аэробная система (“вечная” энергосистема)

Аэробная система использует постоянную подачу кислорода для предотвращения образования гликозидов молочной кислотой (это явление обычно называют «медленным гликозом») . Эта энергосистема, из-за использования кислорода, позволяет очень долгое время поддерживать физическую активность (хотя и на сниженных уровнях) . Аэробная система предотвращает образование молочной кислоты. Минусом является то, что многие методы, используемые для ее тренировки, приводят к снижению силы/скорости.

Разные виды спорта используют разные типы энергообеспечения и для того, чтобы повысить свою выносливость, необходимо “обучить” нужную конкретно Вам систему.

Программа тренировок на выносливость: какие упражнения выбрать

Ниже по тексту мы разберем конкретные упражнения/виды активности для “прокачки” каждой из 3-х энергосистем и начнем с…

№1. Упражнения/активность для энергосистемы АТФ-креатин фосфат

Самым лучшим инструментом является скоростной бег (спринт) на дистанции от 30 до 70 метров. Атлет должен за 10 секунд пробежать данное расстояние, совершая 3-х минутные перерывы м/у спринт-сессиями. Начинать следует с 30 и постепенно довести дистанцию до 70 метров.

Помимо бега можно использовать плавание стилем кроль или баттерфляй на короткие дистанции (бассейн длиной 25 метров) .

Примечание:

В плавании, при тренировке выносливости ориентация идет на минимально возможное время за дистанцию. Т.е. атлет должен с каждым разом стараться быстрее проплыть 25 метров. Следующий этап в прогрессе - добавление еще +1 сессии. Итого схема: 3 сессии по 25 метров с 3-х минутным отдыхом м/у каждой.

№2. Упражнения/активность для гликолитической системы

Основными инструментами являются:

  • бег на дорожке (400 -метровый трек) , 2-5 кругов;
  • велотренажер в режиме – 25 секунд с максимальным ускорением, а затем спокойный темп на 5-10 минут, 1-2 круга;
  • метод повторений – заключается в выполнении заданных упражнений (обычно приседания со штангой/жим штанги) с фиксированным весом (на 10 повторений) ;
  • 20 повторений с весом, которым Вы можете сделать на 10 раз. Атлету необходимо выполнять 15 (желательно 20 ) повторений до отказа приседаний с гантелями в максимально возможном темпе.

Примечание:

Отдых для тренировки гликолитической системы подразумевает под собой использование медленного бега и ходьбы, а не нахождение на одном месте/бездействии (сел и отдохнул).

№3. Упражнения/активность для аэробной системы

К аэробным относятся упражнения в которых Вы, до некоторой степени, активно дышите. Наиболее перспективными инструментами развития является активность на длинные дистанции/расстояния. Например, бег трусцой, бег на дорожке, езда на велосипеде и тп.

Примечание:

Отдых для тренировки аэробной системы не предусмотрен, т.е. выполняется непрерывная сессия без каких-либо задержек.

Итак, на основании вышеизложенной информации можно сделать следующий вывод. Ключом, а точнее ключами, к повышению мышечной выносливости являются:

  • развитие максимальной силы;
  • развитие стойкости/терпения к накоплению в мышцах молочной кислоты;
  • развитие кардио-респираторной системы.

Ну, и прежде, чем разобрать программу тренировок на выносливость, познакомимся с…

Программа тренировок на выносливость: лучшие упражнения

Все приведенные ниже упражнения работают (в ключе развития выносливости) при соблюдении 2-х условий: 1) они завязываются в связки (следуют друг за другом) , 2) выполняются с небольшим весом на высокое (от 25 ) количество повторений.

Список из топ-5 упражнений открывает…

№1. Взятие штанги на грудь и приседание с ней

Функциональное энергозатратное упражнение, составляющее основу тяжелой атлетики.

№2. Отжимания от пола

Упражнение для груди и верхнего плечевого пояса. Оно дает мышцам отличное ощущение нагрузки и хорошо выматывает атлета.

№3. Ходьба выпадами с гантелями

Простые выпады с гантелями с подключением динамики становятся очень эффективным выносливым упражнением.

№4. Упражнение складной нож

Заключается в складывании корпуса из положения лежа на спине – сближении рук и ног по принципу гармошки.

№5. Планка

Это отличное упражнение, которое заставляет статически работать большой массив мышц. Возьмите секундомер и удерживайте планку на протяжении хотя бы 3-х минут без отдыха.

В картинном варианте топ-5 упражнений на выносливость представляют собой такую картину.

И вот наконец-таки мы добрались до гвоздя заметки, а именно…

Программа тренировок на выносливость: готовая схема

Текущая ПТ имеет своей основной целью развитие выносливости атлета, возможности выполнять дольше (без утомления) заданный вид физической деятельности. Ее особенностью является объединение различных видов активности – кардио, силовой работы, функциональных движений и перемешивание их в рамках одной тренировочной сессии.

Параметры тренировки:

  • аудитория – мужчины/женщины (до 60 лет) без проблем с сердечно-сосудистой системой, давлением;
  • время работы по программе/количество недель – 10 ;
  • количество занятий в неделю - одно (для возраста от 50 до 60 ) или два (для возраста от 20 до 50 ) ;
  • интенсивность - заданная;
  • время отдыха между подходами трисета/отдельными упражнениями – заданная;
  • количество повторений - заданное;
  • вес отягощения - подбирается интуитивно, исходя из конкретного упражнения и времени его выполнения;
  • разминка перед тренировкой – общесуставная на 5 минут.

Табличный excel-вариант и наглядный атлас ПТ представляют собой следующую картину (кликабельно) .

Чтобы у Вас не возникало вопросов, что да как, разберем…

Программа тренировок на выносливость: схема работы

Итак, после разминки атлет выполняет трисет – три упражнения (по одному подходу на 25 повторений) друг за другом без отдыха. После этого цикла он проводит отдых на 90 секунд и выполняет еще 2 подобных цикла. Затем происходит перемещение в кардио-зону, где он проводит 3-х минутную сессию на велотренажере, крутя педали с максимальным ускорением. Затем следует 5 -минутный отдых.

После этого атлет приступает ко второй фазе ПТ, проводя 2-3 круга функциональных упражнений в режиме 45 секунд работы на каждое и отдыха м/у ними 15 секунд. После этого он возвращается в кардио-зону, где проводит 15 -минутную сессию на эллипсоиде. Затем следует 3 -минутный отдых.

Завершающая 3-ая фаза заключается в работе в силовом стиле с 2-мя базовыми упражнениями по схеме 5х5 (5 подходов на 5 повторений) с 3-х минутным отдыхом м/у каждым подходом каждого движения. После силовой работы атлет дает себе 5 -минутный отдых и завершает программу 30- минутным бегом на дорожке в медленном темпе.

Примечание:

Данные тренировки могут проводиться мужчинами два раза в неделю и женщинами (мужчинами за 50 ) один раз на протяжении 2,5-3 месяцев непрерывной работы.

Собственно, по содержательной части это yсё :). А что Вы еще хотели? Выносливая схема тренинга теперь у Вас на руках, осталось дело за малым – весело и задорно следовать ей. Справитесь?

Послесловие

Еще одна тема разобрана. Сегодня мы познакомились с программой тренировок на выносливость. Если Вы хотите прокачать этот “навык”, то всенепременно воспользуйтесь данным решением. Успехов!

PS. Если остались вопросы по ПТ, добро пожаловать в комментарии!

С уважением и признательностью, Протасов Дмитрий .

Упражнения на развитие ловкости

Ловкость футболиста проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. По-настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или какой-то трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Над развитием ловкости надо работать с детства. Ведь это качество развивается довольно медленно. Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости – как можно больше разнообразия. На тренировках нужно больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения по технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале занятия.

1. Кувырки вперед и назад из упора присев. 2. Серии кувырков: один вперед, один назад. 3. Кувырки вперед и назад через плечо. 4. Опорные прыжки: ноги врозь и согнув ноги через «козла». 5. Придвижные прыжки между стойками (камнями, флажками). 6. Прыжки через набивные мячи и другие препятствия. 7. Бег между деревьями (стойками, мячами, флажками, камнями). 8. Прыжки вверх – вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время полета – мяч набрасывается партнером.

С футбольным мячом

1. Кувырки вперед и назад с мячом в руках. 2. Подбросить мяч руками вверх, сделать кувырок вперед, поймать опускающийся мяч. 3. То же, но после кувырка быстро встать, прыгнуть вверх и поймать мяч. 4. Жонглирование мячом ногами, бедром, головой. 5. Ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т.п.) на различной скорости. 6. Подбросить мяч руками вперед – вверх, сделать кувырок вперед (на траве, мате) встать и после того, как мяч коснется земли, осуществлять ведение, меняя направление движения. 7. С расстояния 7 – 8 шагов руками из-за головы направить мяч в стенку, сделать кувырок вперед и поймать отскочивший от стенки мяч. 8. Встать с партнером в 3м друг от друга и жонглировать мячом ногами. По сигналу третьего игрока легкими ударами направлять мяч друг другу. Приняв мяч, продолжить жонглировать им и т.д. 9. Жонглирование теннисным мячом. 10. Прыжок – кувырок через препятствие или в отверстие накаченной автомобильной камеры с последующим мягким приземлением в группировку. 11. Прыжок вверх с разбега толчком одной ноги с перепрыгиванием натянутой на высоте 30-40см бечевки с последующим выполнением удара головой по мячу, набрасываемому партнером. Для того чтобы у занимающихся совершенствовать ловкость, необходимо последовательно овладевать все более качественно новыми упражнениями, усложняя уже освоенные. На развитие ловкости направлены упражнения по овладению техническими приемами игры.

Упражнения на развитие гибкости

Гибкость – это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой. Восстановите в памяти некоторые моменты футбольных матчей. Вот, например, нападающий в борьбе с защитником высоко выпрыгивает и хорошо прогнувшись, точно головой направляет мяч в сетку ворот соперников. Не правда ли, красиво! Но он сумел хорошо выполнить этот прием потому, что обладает хорошей гибкостью. Вот несколько полезных сведений об этом физическом качестве. Активизация развития гибкости наблюдается обычно с 9 до 11 и с 14 до 16 лет. По темпам прироста этого качества наиболее эффективными возрастными периодами являются 9-10, 10-11 и14-15 лет. Гибкость оказывает значительное воздействие на силу, быстроту, выносливость и ловкость. Степень гибкости зависит от формы суставных поверхностей, растяжимости связок и мышц, тонуса мышц. Упражнения на гибкость рекомендуется выполнять в каждом тренировочном занятии. При этом следует учитывать, что чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. Поэтому перед выполнением упражнений на гибкость хорошо разогрейте мышцы с помощью общеразвивающих упражнений. Упражнения на гибкость следует выполнять многократно, в то же время не забывая о паузах для отдыха. В паузах рекомендуется выполнять упражнения на расслабление.

Круговые движения стопами в положении сед, ноги вверх, а также в положении лежа на спине, ноги вверх. Круговые (восьмеркообразные) движения стопой в положении стойка на одной ноге, другая нога вперед. Вращение барабана стопами в положении лежа на спине, ноги вверх (рис. 1). Балансирование, стоя на качалке на полной ступне (рис. 2). Катание барабана ногами вперед (рис. 3).

Из различных исходных положений (руки вверх, вниз, в стороны, перед грудью, соединены за спиной и т. п.) отведение прямых рук назад пружинящими и рывковыми движениями. То же с легкими гантелями. В положении «мост» покачивание вперед-назад, выпрямляя и сгибая ноги. Из положения сидя (ноги вместе, врозь) наклоны вперед, доставая или захватывая носки ног. Из различных исходных положений (ноги вместе, врозь, стоя на коленях) максимальные наклоны назад. Во время медленного бега прыжки вверх, имитируя удары головой по мячу. 11. Во время медленного бега прыжки вверх с поворотом на 90-180°.

С футбольным мячом

1. Захват стопами вытянутых ног мяча с подниманием ног на 45°. 2. То же, с последующим сгибанием-разгибанием стоп. 3. Доставание в прыжке подвешенного к стойке мяча. 4. Доставание носком вытянутой ноги в положении лежа на спине (или в упоре сзади с согнутыми ногами) постепенно поднимаемого партнером вверх мяча.

5. Повороты стоп наружу-внутрь. При этом носки ног прижимают к голеням мячи. 6. Приседания в парах спиной друг к другу с зажатым между спинами мячом. 7. То же, но с двумя мячами. 8. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах с зажатым между стопами мячом (лежа на животе). При этом пятки касаются ягодиц.

Упражнения на развитие быстроты

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия с большой скоростью. Данное качество проявляется в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и определяется успех коллектива в соревнованиях. Это и понятно, ведь футбол становится все более скоростным, а, следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество. Хотелось бы, чтобы начинающие футболисты хорошо усвоили, что быстрота - это такое качество, над развитием которого с успехом можно работать только в юности. Недаром специалисты называют это качество консервативным. Кроме того, развитие быстроты связано с их возрастными особенностями. У 7-12-летних бурно развивается способность к повышению темпов движения. К 14-15 годам темпы движения приближаются к предельным, а после 15 лет наблюдается тенденция к стабилизации. Быстрота наиболее тесно связана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее - с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления. Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10 - 15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения. Для развития быстроты подбираются хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.

1. Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м. 2. Челночный бег 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 2x15 м, 5x30 м. 3. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3-4 раза. 4. То же, но с опорой. Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги. 5. Бег с резкими остановками по сигналу партнера. 6. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках (рис. 20). Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение 10 с. Повторить 3-4 раза.

Прыжкообразный бег. При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы. Руки при этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед- вверх.

Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м. Быстрый бег на 10-15 м с выполнением нескольких кувырков вперед. Быстрый бег на 8-10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу. Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью. Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.

С футбольным мячом

1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3-4 раза. 2. Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на исходную позицию. Повторить 3-4 раза. 3. Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать таким образом 3-4 рывка. 4. Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20-30 м. После паузы вновь выполнить упражнение. 5. Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д.

Упражнения на развитие выносливости

Выносливост ь - это способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности. Выносливость во многом определяется не только функциональными возможностями организма, но и рациональной техникой игрока, его волевыми качествами. Развитие этого физического качества происходит на протяжении всего школьного периода, за исключением периодов с 12 до 13 лет и с 15 до 16 лет. Заметно возрастает выносливость с 13 до 15 лет, а наиболее интенсивно - с 16 до 17 лет. Выносливость можно развивать тогда, когда во время тренировки организм занимающегося доводится до состояния утомления. Основными средствами воспитания общей выносливости являются бег в равномерном темпе, сочетание бега с ходьбой, плавание, езда на велосипеде. В то же время сама игра в футбол прекрасно развивает это качество. Объем и интенсивность упражнений на выносливость целесообразно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса. Число ударов сердечных сокращений в минуту не должно превышать 190. Длительность интервала отдыха при пробежке коротких отрезков (30-80 м) может быть от 1 до 1,5 мин. При пробежке от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3-4 мин. Запомните, что в результате выполнения в течение длительного времени подобных упражнений заметно улучшается деятельность органов дыхания и кровообращения, а также увеличивается общая сила мышц и улучшается координация движений. А с помощью игровых упражнений с мячом развивается специальная выносливость, необходимая для решения игровых проблем в ходе матча.

1. Бег по пересеченной местности в чередовании с ходьбой в течение 20-40 мин. 2. Бег в чередовании с ходьбой: 100 м - ходьба медленная, 300 м - бег медленный, 100 м - ходьба ускоренная, 300 м - бег в среднем темпе, 50 м - резкое ускорение. 3. Игра в баскетбол. 4. Плавание. 5. Участие в разнообразных подвижных играх.

С футбольным мячом

1. Ведение мяча в равномерном темпе на расстоянии 50-60 шагов. 2. Ведение мяча от одних ворот до других с последующим ударом по воротам с расстояния 15 шагов. После удара - вновь ведение, но уже к другим воротам. Упражнение выполняется на поле уменьшенных размеров. Повторить 3-4 раза. 3. Набрасывать мяч партнеру так, чтобы он в прыжке ударом головой отправлял мяч назад. Расстояние между партнерами 4-5 шагов. После 20-25 раз поменяться ролями. 4. Встать в 6-7 шагах от партнера, продвигаться вперед на расстояние 50-60 шагов, на ходу передавая друг другу мяч. 5. Игра «Отбери мяч». На поле обозначается четырехугольник 10x20 шагов. Вести мяч по четырехугольнику, стараясь, чтобы партнер как можно дольше не мог отобрать мяч. После отбора мяча партнеры меняются ролями.

Выносливость – умение долго выдерживать определенную нагрузку без уменьшения продуктивности. Она способствует улучшению дыхательной и сердечно-сосудистой системы, увеличению продолжительности работы и успешному преодолению утомления. Поэтому ее нужно развивать у школьников, подверженных большим учебным нагрузкам. Совершенствовать выносливость можно в игре или с помощью специальных тренировок.

Комплекс упражнений для развития выносливости

Подробно поговорим о технике , которые помогут школьникам научиться долго выдерживать нагрузку.

Упражнения на развитие статической выносливости

Заключается в умении удерживать неподвижные мышцы в напряжении достаточно долго. Позицию удерживают, пока не иссякнут силы. Преимуществом занятия является то, что при его выполнении напрягаются все мышцы.

Это такие упражнения, как:

  • «Березка» — стойка на лопатках.
  • «Планка» — тело располагают строго в горизонтальном положении, носки ног упираются в пол, локти располагают под плечами, кисти соединяют; для выполнения упражнения втягивают живот и напрягают мышцы пресса, удерживая их так долго, сколько смогут.
  • «Полуприсед» — неполное приседание, когда угол сгибания коленей равен 110-120.

Упражнения на развитие силовой выносливости

Она заключается в умении долго и эффективно выполнять силовые действия.

Для этого выполняют упражнения:

  • Жим лежа.
  • Выпрыгивание из полного приседа.
  • Приседания со штангой.
  • Отжимания.

Отжимания

Мальчики обычно отжимаются от пола, девочки – от скамейки.

При этом важно, чтобы:

  • Спина была прямая, а дыхание следовало за движениями: опускание – вдох, подъем – выдох.
  • Руки сгибались под прямым углом, а затем полностью выпрямлялись.

Количество подходов – до пяти.

Подтягивания

Важные моменты:

  • При подтягивании тело выпрямляют, ноги вытягивают.
  • Тело поднимают вверх на вдохе, опускают – на выдохе.
  • Подтягиваются сколько получится, потом делают перерыв, а затем продолжают тренировку.

Во время первых занятий можно просто повисеть на турнике немного, подготавливая себя к следующим действиям.

Подъем туловища из положения лежа

Это упражнение подходит для тренировки мышц пресса.

Принцип его заключается в следующем:

  • Лечь на пол, руки положить за голову, ноги вытянуть (их нужно закрепить, чтобы не поднимались при выполнении упражнения).
  • На вдохе поднять корпус тела, на выдохе – опустить в исходное положение, не расслабляя мышцы.

Если расслабить мышцы, то дальнейшее выполнение упражнения будет затруднено. Можно облегчить упражнение, согнув ноги в коленях.

Приседания

Высокоэффективны для укрепления сердечной мышцы, развивают разные группы мышц и способствуют развитию координации.

Можно выполнять разными способами:

  • Традиционным – на двух ногах.
  • «Пистолетом» — вытягивая одну ногу вперед.

Бег

Это упражнение доступно каждому ребенку и является одним из самых эффективных в плане физического совершенствования организма. Бег может быть медленным на длинные дистанции или быстрым – на короткие.

Лучше бегать через день, чтобы организм успевал отдохнуть. Максимальный интервал между занятиями – два дня.

Для большей эффективности, важно придерживаться следующих правил:

  • Начинать с медленного бега, постепенно увеличивая скорость, а затем уменьшая ее.
  • Во время тренировок не должно быть нехватки дыхания, если сложно сразу бегать, то начинают с быстрой ходьбы, через время переходя на бег через несколько занятий.
  • С каждым разом время занятий увеличивается, при желании можно бегать быстрее.

Бегать лучше на улице, но если пошел дождь, то можно позаниматься дома. Для этого нужно бегать на месте, иногда подпрыгивая на носочках.

Пешие прогулки

Для лучшего результата проводятся ежедневно и на большие расстояния. Чтобы увлечь такими прогулками, можно совместить их с экологическим походом (в лес), пикниками.

Езда на велосипеде

Во время такой тренировки уменьшается нагрузка на колени и стопы, поэтому с заданием дети справятся лучше, чем с бегом. Езда может быть медленной на длинные дистанции или быстрой на меньшие расстояния.

Прыжки

Еще одно упражнение для развития выносливости.

Есть несколько видов прыжков:

  • На двух ногах.
  • На одной ноге.
  • Со сменой ног.
  • «Лягушачьи» (руки и ноги отталкиваются от пола).
  • На двух ногах через препятствие (вперед-назад или вправо-влево).

Упражнения позволяют снять мышечное напряжение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, улучшают координацию и тренируют различные группы мышц.

Основные правила:

  • Стопа должна полностью отскакивать от пола.
  • Упражнение должно длиться не менее 15 минут.
  • Необязательно прыгать на двух ногах – можно поднимать ноги попеременно.

Плавание

Оно тренирует выносливость, если им заниматься долго и постоянно – хотя бы дважды в неделю. Время тренировок должно быть достаточно долгим, чтобы положительно воздействовать на организм ребенка.

Упражнения в воде

Хаотичные действия проводятся каждый день в течение 10 минут. Можно разнообразить провести игру «догонялки» (это очень сложно – бегать по воде), игры с надувным мячом.

Катание на лыжах, коньках, роликах

Такие виды тренировок позволяют совершенствовать общую выносливость, дыхательную систему, координацию, укреплять различные группы мышц.

На что обратить внимание:

  • Подбор инвентаря – по размеру ноги и росту (лыжные палки).
  • Одежда должна быть по погоде.
  • Заниматься желательно как минимум по часу не менее трех раз в неделю.
  • Принимать пищу нужно примерно за 2 часа до занятий и спустя час после них.

Спортивные игры

Футбол, баскетбол или хоккей – игры, где игроки вынуждены вести активный образ, много бегать, чтобы достичь успеха. Волейбол и пионербол также эффективны – участникам нужно уметь группироваться и быстро реагировать, чтобы не оказаться в проигрыше. Развитию выносливости и укреплению сердечной мышцы способствуют увлечение бадминтоном и настольным теннисом.

Подвижные игры

Для совершенствования выносливости в игровой форме можно использовать такие игры:

  • «Удочка» (другое название – «Рыбак и рыбки») – игра со скакалкой, где рыбак должен поймать как можно больше рыб;
  • «Волны» — стулья расставляют, образуя круг; на них садятся участники (один стул остается пустым); по команде водящего волны (дети) перемещаются на один стул вправо или влево;
  • Догонялки, салки, чехарда, дорожки.

Игры — соревнования

Разновидность подвижных игр, но с соревновательным элементом.

К таким играм относятся эстафеты, которые можно разнообразить таким образом, чтобы каждое упражнение способствовало развитию различных групп мышц.