Составление
комплекса утренней
гимнастики
Шульгина Л.Н.
Учитель физической культуры МБОУ «Куженкинская СОШ»
Здоровье в порядке
спасибо зарядке!
ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую),
система специально подобранных физических упражнений и
методических приемов, применяемых для укрепления здоровья,
гармоничного физического развития.
Гимнастика - это не только физические упражнения,
не только способ помочь организму перейти от сна
к бодрствованию, к активной деятельности.
Гимнастика - это еще и способ эмоциональной
зарядки на весь день.
Основные правила выполнения зарядки:
Утренней гимнастикой можно заниматься во дворе
в парке, на стадионе или в хорошо проветренной
комнате при открытой форточке или открытом окне.
Лучше всего заниматься в трусах и майке, босиком.
В этом случае вам обеспечена не только свобода в
движениях, но и закаливающий эффект.
Упражнения должны быть разнообразными, направленными на
работу всех групп мышц. Они включают в себя движения руками,
ногами, наклоны туловища, прыжки, бег, ходьбу. В комплекс должно
входить примерно 8-10 упражнений. Нельзя по утрам
выполнять упражнения, требующие максимального напряжения.
Каждое упражнение повторяйте 8-10 раз. Меньшее число
повторений не принесёт пользы.
При выполнении комплекса упражнений утренней
1) потягивания;
2) упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
3) упражнения для мышц туловища;
4) упражнения для мышц ног;
5) прыжки или бег;
6) дыхательные упражнения и спокойная ходьба.
Не забывай о правильном дыхании.
Дыши свободно, через нос.
Упражнения выполняй с предметами
и без предметов.
Очень хорошо, когда зарядку выполняют
под бодрую, ритмичную музыку.
После зарядки полезно принять душ,
облиться тёплой водой или обтереться
влажным полотенцем, а затем растереться
Радуга : исходное положение:
ноги вмести, руки прижаты к туловищу;
на счет 1- руки медленно поднимаются в стороны,
очерчивая круг. На счет 2 – руки опускаются на И. П.
Лягушка: исходное положение: сидя на корточках,
руки на носках. Осуществлять прыжки,
подражая движениям лягушки.
Цапля: исходное положение: руки на поясе,
стойка на одной ноге. Счет до 10, смена ног.
Повторить 3-5 раз.
Развивать чувство равновесия.
Крокодил: исходное положение: ноги вмести,
руки вытянуты вперед, пальцы – зубы крокодила.
Совершать движения – раскрывая и закрывая пасть крокодила.
Повторить 5-6 раз. Смена рук.
Цветок: исходное положение: сидя на корточках, голова на коленях.
Дети медленно поднимаются, руки подняты вверх,
слегка разведены в стороны.
Подъемный кран: исходное
положение: ноги вместе,
руки на поясе.
На счет-раз- наклон вперед,
касание руками пола,
на – два- поднимаемся на носочки,
руки тянем вверх, на – три –
исходное положение.
Зайчик : исходное положение:
ноги вмести, руки на уровне груди,
сжаты в локтях. Совершать движения
похожие на прыжки зайчика.
Спасибо за внимание!
Будьте здоровы!
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Значение утренней зарядки
Что такое утренняя гимнастика? Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) – комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. Обычно, зарядка может выполняться на воздухе, в спортзале или дома. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру.
Польза утренней зарядки Помогает быстрее проснуться; Улучшает общее самочувствие; Дает заряд бодрости, помогает наполнить свой день энергией; Повышает настроение и работоспособность; Укрепляет здоровье; Улучшает подвижность суставов; Активизирует все процессы в организме; Помогает поддерживать хорошую фигуру; Продлевает жизнь;
КАК ДОЛЖНА ПРОХОДИТЬ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Утренняя гимнастика (зарядка) должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия – на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры – влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом – купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение, как вспомогательное средство имеет самоконтроль – наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).
ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ФАКТОРЫ: Состояние здоровья организма; Общую физическую подготовленность организма; Индивидуальные биологические ритмы организма;
Начинаем подготовку! Выходи на тренировку! Чтоб здоровым, сильным быть, Со спортом вы должны дружить. Утро начинай с зарядки, В классе все держи в порядке. Утром делаешь зарядку? Научи всех по порядку Руки, ноги разминать И здоровье поправлять!
Правила утренней зарядки Утреннюю гимнастику лучше всего делать на улице или в хорошо проветренном помещении
Самая удобная спортивная одежда для зарядки – трусы и майка или спортивный костюм по сезону при занятиях на свежем воздухе. ЛЕТОМ ОСЕНЬЮ ЗИМОЙ
Включай в зарядку 8-9 упражнений и повторяй каждое упражнение 6-10 раз. Меньшее число повторений не приносит пользы.
Наклоны делай в правую и левую сторону, выпады и махи левой и правой ногой.
Не забывай о правильном дыхании. Дыши свободно, через нос.
Упражнения выполняй без предметов и с предметами.
Хорошо делать зарядку под бодрую, ритмичную, но негромкую музыку.
После зарядки полезно принять душ, облиться тёплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим.
Главные показатели здорового организма это осанка и походка, которые формируются с помощью строевых упражнений и вариативной ходьбы. Утренняя гимнастика всегда начинается с недлительной ходьбы разным способом.
Обязательно помните, что здоровый образ жизни – это не только физическая активность, но и правильное питание, здоровый сон, соблюдение правил гигиены, закаливание и отказ от вредных привычек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физминутка "Утренняя зарядка"
Мои дети любят выполнять утреннюю зарядку под эту музыкальную презентацию. Они с удовольствием танцуют с персонажами слайдов. Музыкальное сопровождение к презентации - песня Высоцкого "Утренняя гимнас...
сценарий "Праздника "утренней зарядки"
В этой работе вы найдете сценарий праздника утренней зарядки, в ходе которого ребята узнают для чего нужна утренняя зарядка и почему ее надо обязательно выполнять. По сценарию предусмотрено высу...
Как правильно делать утреннюю зарядку с детьми?
Материал содержит советы для родителей о том, как сделать утреннюю зарядку любимой привычкой ребёнка....
Цель утренней гимнастики формирование и совершенствование двигательных навыков; сохранение и укрепление здоровья детей; изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ. Утренняя гимнастика является неотъемлемым режимным моментом в ДОУ, приучает детей к дисциплине, режиму.
Какой она должна быть? 1.Регулярной. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения комплексов упражнений. 2.Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе, чтобы избежать переутомления ребенка. 3.Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми для детей, чтобы не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.
4. Постепенной. Необходимо разрабатывать комплексы по принципу «от простого к сложному». Нагрузка увеличивается и снижается тоже постепенно, чтобы привести организм в спокойное состояние. 5. Разнообразной. Постепенно вводить но- вые упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка.
Формы утренней гимнастики Используются различные формы проведения утренней гимнастики: традиционная форма с использованием обще- развивающих упражнений; обыгрывание какого-нибудь сюжета, напри- мер «В космосе», «Мы купались в речке»; игровая форма (из 3-4 подвижных игр); с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
Оздоровительный бег (проводится в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени); с использованием полосы препятствий (можно применять различные полосы препятствия с включением разнообразных моду- лей); с использованием тренажеров простого и сложного устройства.
Для проведения утренних гимнастик так же используются нетрадиционные формы (комплексы танцевально-ритмических движений с использованием музыкального сопровождения с вводной, основной и заключительной частью зарядки). Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Нетрадиционные формы утренней гимнастики Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Фитбол-гимнастика – это упражнения на мя- чах. Степ-aэробикa - ритмичные движения вверх и вниз по cпециaльной степ-платформе. Гимнастика с элементами дыхательной, пальчиковой гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки.
Основные требования к подбору комплексов В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет: 2-4 лет – до 6 минут; 4-5 лет - 8 минут; 5-6 лет - 10 минут; 6-7 лет - 12 минут. Также увеличивается количество упражнений в зависимости от возраста ребенка: от 4-5 упражнений для младшего возраста и 6-8 упражнений для старшего дошкольного возраста.
Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики? Вводная часть. В этой части решаются следующие задачи: организовать, активизировать внимание де- тей, вызвать интерес, создать бодрое настроение. Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен, строевые упражнения) и бега с последующей ходьбой. Это небольшая разминка.
Основная часть. В ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. Общеразвивающие упражнения выполняются с предметами и без предметов, с нестандартным оборудованием (сделанное своими руками: ленты, мешочки, тканевые мячи, пластиковые бутылки и т. д.).
Заключительная часть. На этом этапе необходимо снизить физическую нагрузку, обеспечить спокойное состояние ребенка. В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здо- ровье сберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: упражнения на восстановление дыхания; пальчиковые гимнастики; упражнения для глаз; упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и другие.
Утренняя гимнастика для детей в первой младшей группе Содержание гимнастики составляет 3-4 обще- развивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.
Утренняя гимнастика для детей во второй младшей группе Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений обще-развивающего характера. Обязательно включаются в со- держание их ходьба, подскоки на месте, бег. Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом. Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном пост- роении для выполнения обще-развивающих упражнений. Применя- ются упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены обще- развивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе.
Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием. Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.
Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут. В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура пост- роения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе.
Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза). Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели.
Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут и 12 минут. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
В комплексе используется 5 – 6 обще- развивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево. Как и в других группах, один комп- лекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели.
Особенности методики проведения утренней гимнастики на воздухе Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. Летом дети занимаются в трусах и босиком.
Комплекс утренней гимнастики для школьников
Выполнила:
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №28 г. Курска
Бондарева О. В.
Несколько правил утренней зарядки
1.Зарядку нужно делать сразу после пробуждения. Умойте лицо и бегом на зарядку. Поверьте, после нескольких упражнений тело начнет просыпаться, а ум – проясняться. Постепенно вы привыкните делать зарядку по утрам. 2.Гимнастика должна быть короткой. 15-20 минут вполне подходящая продолжительность. 3. Зарядка должна соответствовать вашим целям.
Главное в утренней гимнастике – это систематичность и даже когда хочется спать, нужно встать и сделать зарядку.
Вы проснетесь, тело будет в порядке, а гордость за то, что вы встали и занялись зарядкой, будет просто зашкаливать.
Утренняя зарядка: 10 упражнений для младших школьников
Хорошие привычки нужно прививать с детства, и зарядка – одна из них. Утренняя зарядка поможет предупредить развитие у ребенка заболеваний зрения, опорно-двигательной системы, желудочных патологий и справиться со стрессом и школьными нагрузками.
Особенно важно делать зарядку тем детям, которые не ходят в спортивные секции и ведут преимущественно сидячий образ жизни.
Упражнение 1.
1. Руки вперед – вдох.
2. Руки в сторону, ладони кверху.
3. Стойка на носках, руки вверх
4. Исходное положение – выдох.
Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение – основная стойка, 1. Левую ногу махом назад, руки махом вверх – вдох. 2. Исходное положение – выдох. 3-4 То – же, правой ногой. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 3. 1. Исходное положение –стойка, ноги врозь, руки назад, пальцы переплетены.
2. Наклон влево, руки вправо.
Исходное положение. 3-4. То же, вправо.
Упражнение 4. Исходное положение – основная стойка, 1-2 Полуприсед, руки вверх – выдох. 3-4 Исходное положение – вдох Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 5 . Исходное положение – основная стойка, руки за голову.
1-2. Наклон вперед – выдох.
3-4. Исходное положение – вдох. Темп средний. Повторить – 6-8 раз.
Упражнение 6 . Исходное положение – основная стойка. Левую руку вверх, правую вперед.
Правую руку вверх, левую вперед. Левую руку вверх.
Исходное положение. Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до быстрого темпа, закончить в среднем. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 7. Исходное положение – основная стойка, руки вверх.
1-2. Наклон вперед, руки в стороны – выдох.
3-4. Исходное положение – вдох.
Темп средний. Повторить – 6-8 раз.
Упражнение 8. Наклон влево, руки за голову – выдох.
Выпрямиться, руки вверх – вдох. Наклон вправо, руки за спину – выдох.
Исходное положение – вдох. 5-8. Тоже, вправо.
Темп средний. Повторить 6-8 раз
Упражнение 9. Исходное положение – основная стойка. 1-2 Полуприсед, руки вверх – выдох. 3-4 Исходное положение – вдох. Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 10. Исходное положение – основная стойка. 1. Мах левой ногой вперед, руки махом в стороны. 2. Исходное положение.
3-4 . То-же, правой ногой.
Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз.