Тренировки

Водное поло упражнения на суше. Первоначальные принципы водного поло. Известные тактики игры

На первом этапе подготовки основное внимание на тренировках уделяется овладению различными способами плавания, специальными навыками и техникой владения мячом. На первых порах спортсмену трудно работать с мячом только одной рукой и координировать броски с плавательными движениями. Если мяч под давлением рук спортсмена уходит под воду или ватерполист касается его двумя руками, в начале обучения это не считается ошибкой. Цель первых учебных игр состоит в том, чтобы создать у начинающего ватерполиста ощущение раскованности и желание учиться играть в водное поло. Учебные игры не должны занимать более 20% всего тренировочного времени.

В дальнейшем большое внимание уделяется строгому соблюдению правил и знакомству с основами тактики . Одновременно с совершенствованием техники плавания всеми способами на длинных дистанциях развивается выносливость спортсмена. 2/3 времени тренировочных занятий отводятся на отработку плавания кролем и 1/3 - плавания на спине и брассом.

Часто сменяющиеся игровые ситуации вызывают необходимость выполнения спортсменами особых упражнений , развивающих у них быструю и правильную реакцию. К ним относят упражнения, включающие неожиданную смену направлений, которые обозначаются как «броски крюком» или «поворот на свободную воду». Особое значение имеют также «старт на свободную воду» и быстрое выпрыгивание из воды. Эти двигательные навыки необходимы для ловли или перехвата высоких мячей. Основу этих упражнений составляет резкое отталкивание от воды. Движения ног, как при плавании брассом или на боку (так называемые «ножницы»), и различные формы вертикального положения спортсмена в воде - это важнейшие навыки, которые должны отрабатываться ватерполистами каждый в отдельности или вместе со специальными элементами техники плавания. Эти навыки вместе с отработкой соответствующих резких движений руками и ногами развивают у спортсменов способность быстро ориентироваться и хорошую маневренность. Особо важное значение отработка этих навыков имеет для вратаря , поскольку это обеспечивает ему хорошую быстроту и большой диапазон действий при защите ворот.

Техника владения мячом отрабатывается как на суше, так и в воде . Отработка основного броска происходит до тех пор, пока ватерполист не научится ловить и бросать мяч без помощи второй руки. Совершенствование техники выполнения основного броска и других наиболее часто используемых бросков необходимо в дальнейшем сочетать с развитием их силы и точности.

Особое значение имеют комплексные упражнения , близкие к соревновательным, и сами соревнования. В программу общефизической подготовки, проводимой на суше , рекомендуется включать прежде всего игры, борьбу и работу с отягощениями в известных пределах. Среди игр наибольшей популярностью обычно пользуется футбол, но для ватерполиста полезнее баскетбол и гандбол . В тяжелоатлетических упражнениях, как правило, используются веса не больше 40% от максимальных.

Цель плавательной подготовки - дальнейшее развитие быстроты и выносливости. В рамках интервальной тренировки используются преимущественно короткие отрезки для развития быстроты и специальной выносливости. Проплывание средних и длинных дистанций направлено на развитие обшей выносливости. Развитию таких двигательных качеств способствует плавание кролем. Однаковратарю целесообразнее больше внимания уделять упражнениям, требующим вертикального положения в воде, а также плаванию брассом. Однако, занимаясь плаванием без мяча, следует оставлять достаточный запас времени для совершенствования техники работы с мячом и тактики. Интервальный характер самой игры и соответствующее построение программы упражнений на развитие техники владения мячом и тактики в большой мере могут способствовать развитию быстроты и выносливости спортсмена в плавании. Многочисленные упражнения на суше и в воде (броски и ловля мяча попарно и группами) необходимы в отработке владения мячом. Они вырабатывают у спортсмена большую уверенность при работе с мячом одной рукой. Точность и сила броска, а также быстрота обработки мяча требуют особого совершенствования. Основной бросок и тренировка «сильной» руки стоят на первом плане.

В воде предпочтительнее проводить комплексную , а на суше специальную подготовку. В соответствии с концепцией современной игры базой тактической подготовки ватерполиста следует считать хорошие скоростные качества, выносливость и отличную технику владения мячом. Индивидуальная тактика в основном отрабатывается в упражнениях с партнером. Групповые упражнения и тренировочные игры способствуют развитию командной тактики. При этом особое внимание следует уделять тактике перехватывания инициативы в игре при смене команды, владеющей мячом, организации прорывов, а также игры с превосходящим или с меньшим числом игроков. Теоретическая подготовка - анализ и предварительное обсуждение игры - улучшает взаимопонимание между игроками.

Упражнения на технику на тренировках по водному поло в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ)

Отработка бросков с воды в движении

Игроки выстраиваются двумя колоннами. Нападающий, опекаемый защитником (или без опеки), делает рывок к воротам по диагонали, получает мяч от центрального нападающего, ведет мяч, бьет по воротам (или без ведения мяча пробивает с воздуха), подбирает мяч и возвращает его, затем плывет в конец другой колонны. Затем рывок к воротам делает игрок из другой колонны и т.д. Все игроки, пробившие по воротам, сами подбирают мячи и обеспечивают ими центрального нападающего.
Необходимо следить за слитным, один за другим, без остановок движением нападающих, за тем, чтобы спурты к воротам они делали через минимальные промежутки времени.
Защитники и нападающие меняются местами по команде тренера. Тренер также определяет фору (преимущество), которую дает защитник нападающему в каждой конкретно паре «нападающий-защитник». Кроме того, тренер может определять конкретный способ произведения броска («тычок, крюком») либо эти броски производятся произвольно по выбору нападающих.

Отработка бросков из-под защитника

Игроки выстраиваются около стенки в группах по четыре. Один из четверки становится у стенки и выполняет роль вратаря, второй становится защитником, третий - нападающим, а четвертый набрасывает мяч на воду нападающему. Нападающий пробивает из-под защитника, стараясь попасть в область рук вратаря. Защитник играет пассивно или с небольшой помехой, давая нападающему правильно выполнить бросок. Вариант броска - по заданию тренера, правой или левой рукой:
а) со спины
б) задний
в) крюком
После серии в 5-10 бросков игроки меняются местами, например: нападающий с защитником, «вратарь» с пасующим и т.д. После хорошего усвоения техники выполнения бросков из-под игрока можно переходить к выполнению упражнения с активной опекой с произвольным выбором варианта броска. Особенно важно здесь следить за правильной техникой бросков, за их максимальной амплитудой.

Отработка техники ватерпольного плавания

Группа игроков плавает в «куче» на ограниченном участке поля. Это упражнение развивает умение плавать с поднятой головой. Игроки выполняют повороты, не касаясь бортика, а для расхождения при встрече друг с другом выполняют перекладки или перекаты.

Отработка техники владения мячом в движении.

Игроки в группах плавают определенное тренером время (10-20 мин) и передают мяч друг другу. Возможны два варианта упражнения:

  1. В бассейне (или на поле) плавают одновременно 3-4 группы по 3-4 человека в каждой. У каждой группы есть свой мяч.
  2. В бассейне (или на поле) плавает одна группа с любым количеством игроков с несколькими мячами.

Игроки получают мяч на воздух и точно передают его друг другу. Все действия производятся в движении. Чтобы не сталкиваться между собой, игроки изменяют направление плавания, применяют перекладку и перекаты.

Отработка техники владения мячом на месте

Расстояние между пасующими игроками 5-6 м, и оно не увеличивается. Игрок, находящийся в центре, старается перехватить мяч или коснуться его, в этом случае он идет на место пасующего, а ошибшийся игрок переходит в центр. Игроки передают мяч друг другу без задержки. Центральный игрок не приближается ни к одному из пасующих.

Обучение технике ловли мяча, замаха и броска

Тренер, находясь на бортике бассейна, бросает мяч начинающему спортсмену, находящемуся в воде, тот возвращает мяч обратно и т.д. За счет того, что тренеру на суше будет легче ловить и возвращать неуверенные передачи новичка, чем если двое новичков, все время ошибаясь, будут бросать мяч друг другу, время первоначального обучения ловле мяча и пасу значительно сокращается. При этом тренеру хорошо видны дефекты в технике ловли, замаха и броска, и он может тут же их исправлять.
Тренеру нужно следить, чтобы мяч при пасе спортсмена не вращался в обратную («на себя») сторону. Это вращение обычно происходит из-за того, что спортсмен не «заканчивает» бросок кистью, т.е. его пальцы плохо участвуют в завершении броска. Чтобы акцентировать внимание спортсмена на правильном выполнении броска, тренер может даже требовать от него, чтобы спортсмен посылал мяч с некоторым вращением мяча вперед, т.к. это возможно только при хорошем толчке («посыле») мяча пальцами, что легко увидеть по вращению мяча вперед.

Отработка элементов нападения и обороны при розыгрыше 6-го лишнего

Двое защитников и вратарь обороняются против шестерых нападающих, находящихся на местах, как при розыгрыше 6-го лишнего, и не двигающихся со своих мест. Пасы и броски производятся в касание (одним движением). Защитники отрабатывают постановку блока.
Смена защитников и нападающих может осуществляться по времени или после совершенной нападающими ошибки (не забитого гола, двойного замаха, неточного паса - степень ошибки определяет тренер).
Тренеру необходимо следить, чтобы защитники не становились в ворота, а играли на 2-х метровой линии и, перемещаясь, отражали летящие мячи. Нападающие первой линии не должны находиться в двухметровой зоне, а вторая линия должна быть не ближе 6-ти метров от ворот, как в игре.
Розыгрыш мяча идет в максимальном темпе.

Отработка техники перемещения в воде и владения мячом

На ограниченном участке поля игрок контролирует мяч в окружении нескольких партнеров, которые пытаются его отобрать без нарушения правил. Игрок, отобравший мяч продолжает его контролировать. Удобнее всего выполнять это упражнение более квалифицированным игроком против менее подготовленных партнеров из младшей группы. В упражнении используются все возможные технические приемы: укрывание мяча корпусом, прокидка, перекладка и т.д.

Отработка техники передач мяча на месте
Несколько групп игроков работают над пасом на ближней дистанции. Тренер ставит условие: «Задание: 100 пасов, не уронив мяча на воду». В каждой группе назначается счетчик пасов. Если мяч падает на воду, а число пасов не достигает 100, то упражнение начинается сначала - и так до тех пор, пока группа не преодолеет рубеж в 100 пасов. Разумеется, заданное число пасов - по усмотрению тренера.

Отработка выхода 2х1 с догоняющим защитником

Упражнение выполняется четверками, каждая по два нападающих и два защитника. Защитник играет между нападающими и, второй защитник - отстает на дистанцию в 1-2 корпуса (в зависимости от квалификации спортсменов).
Два нападающих и, один из них с мячом, стартуют к воротам. Расположенный между нападающими защитник должен своими перемещениями заставить нападающих несколько раз передать мяч друг другу, что будет несколько замедлять их продвижение. Отстающий защитник будет изо всех сил догонять последнего по сложившейся ситуации из нападающих. Мяч нападающие передают друг другу в движении только на руку. Упражнение завершается броском одного из нападающих.
Тренер должен следить, чтобы нападающие и не расходились шире 6-8 метров.

Выработка выдержки и выполнения установки

Команда белых атакует на одни ворота до трех потерь мяча, после чего мяч переходит к команде синих и т.д. В упражнении могут участвовать и третья команда (без шапочек).
Данное упражнение тренирует у спортсменов бережное отношение к мячу. Тренер может невыполнение установки игры в защите (например: плотной игры) приравнять к грубой ошибке, т.е. удалить игрока, неплотно играющего против своего подопечного, в результате чего нападающие имеют возможность забить очередной гол, реализуя 6-го лишнего. При нарушении установки нападающими тренер может засчитать им это за ошибку, сократив тем самым возможность атаковать.

Отработка бросков после длинных передач

Пары игроков, находящихся в 10-12 м. друг от друга, совершают броски по воротам после нескольких передач. Пас должен быть сильным, мяч должен лететь по прямой траектории. Игроки не делают лишних замахов.
После броска выполнявшие упражнение игроки уступают место следующей паре, а сами подбирают мяч и становятся в конец очереди.
Данное упражнение содействует повышению эффективности розыгрыша 6-го лишнего и розыгрыша зонной и комбинированной обороны.

На основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта водное поло, утвержденного приказом Минспорта России от 30 августа 2013 года №683 и Программы спортивной подготовки по водному поло ГБУ «Спортивная школа № 104 «Жемчужина» Департамента физической культуры и спорта города Москвы

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Водное поло увлекательный и очень красивый вид спорта, котором хотя бы раз побыли не соревнования, или же просто увидели красивые фото и видео в интернете.

Люди, которые занимаются водным поло, держат себя в прекрасной физической форме, имея при этом прекрасную фигуру. А родители, отдавшие своих детей в спортивные школы, ни разу об этом не пожалели. Хороший это один из самых важных факторов в вашей спортивной карьере, так как хороший тренер это залог вашей победы.


Тренеры по водному поло: тренировки с профессионалами

ТРЕНЕР ПО ВОДНОМУ ПОЛО НА КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ

Перед тем как записываться на тренировки водного поло, вам нужно будет познакомиться с тренером. Вы должны узнать про него как можно больше, что закончил, какой стаж работы тренером, какие достижения имеет. Он может иметь множество наград, но при этом он только начинает тренировать, и всех навыков какие вам нужны он не знает.


ТРЕНЕР ПО ВОДНОМУ ПОЛО НА КАЖДОЕ ЗАНЯТИЕ

Поэтому вы должна знать его стаж работы, так как с опытным тренером, вы добьетесь больших успехов. Квалифицированный тренер подберет для вас персональную тренировку, смотря на ваше физическое развитие. Также он сделает для вас диеты, по которой вы будете правильно питаться, убрав вредные продукты, и добавим больше полезных.

Тренер сборной водному поло России, тренирует лучших спортсменов, и к ним уже нужен особый подход. Спортсмены уже профессиональны и с большим опытом, и научить чего-то нового их очень сложно.

ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР И ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ

Если вы не знаете, куда отдать своего ребенка, то водное поло это будет хороший вариант. Отдав на секцию водного поло в Москве, там будет тренировать вашего ребенка заслуженные тренера России по водному поло, они научат вашего ребенка всему своему мастерству.


ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР И ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ

Что бы записаться на занятия нужно предоставить тренеру, справку о том, что ваш ребенок здоров и не имеет ни каким медицинских противопоказаний, а так справку что нет ни каких кожных заболеваний. После этого тренер увидит, какую нагрузку можно давать вашему ребенку, и сделает персональную программу тренировок. Если же ваш ребенок еще слишком мал, то тренировки будут проходить в игровой форме.

  • Такие тренировки будут психологически развивать ребенка, и он станет уверенней в себе и смелее. А за счет постоянных физических нагрузок, у него будет иммунитет к болезням и вирусам.

КАК ВЫБРАТЬ ТРЕНЕРА ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЕНКА

Выбор тренера это очень ответственный момент, так как от выбора зависит ваша дальнейшая спортивная жизнь. Для начала вам нужно будет посетить первую тренировку, в большинстве секций она бесплатна. Если же первая тренировка платная, то попросите просто понаблюдать за тренировкой. Если же вам отказали, то вам стоит искать другую секцию с другими тренерами.


КАК ВЫБРАТЬ ТРЕНЕРА ДЛЯ СЕБЯ И СВОЕГО РЕБЕНКА

Если вы уже записались на секцию водного поло, и не очень профессиональный спортсмен, то не стоит спорить с тренером, так как тренер знает, что делать. Вы можете поспрашивать спортсменов, которые тренируются уже не один день в этого тренера, и они более подробно вам расскажут. Еще у вас не должно возникать, ни каких либо вопросов, что вам делать на тренировки, если возникают такие вопросы, значит, тренер уделяет либо вам внимания, либо вовсе дилетант, и поэтому вам нужно сменить тренера или вовсе секцию.

Также на каждой тренировке должна быть хорошая физическая подготовка, если ваш тренер не уделяет физической подготовке, то это вовсе не хороший знак. Техника, конечно хорошо, но для победы вам нужна еще сила и выносливость. Ваш тренер также педагог, и должен находить правильный подход к тренировкам, и ко всем спортсменам, что бы только привлекать их, а не наоборот.

Ярцев Юрий Васильевич тренер по водному поло, он воспитал не одного чемпиона, к нему на тренировки хочет записаться множество начинающих спортсменов, у которых спортивная карьера только начинается.


Ярцев Юрий Васильевич тренер команд чемпионов по водному поло

Ярцев Юрий Васильевич является заслуженным тренером России, а также мастером спорта. Юрий Васильевич уже не один раз приносил своей стране призовые места на Олимпийских играх. В прошлом году праздновали день тренера и Юрия Васильевича поздравили с Днем тренера по водному поло.

СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО ВОДНОМУ ПОЛО И ПРЕПОДАВАТЬ

Вакансий тренера по водному поло , достаточное количество, и поэтому начать тренировать спортсменов не очень легко. Вам нужен будет специальный сертификат, что вы закончили спортивною школу, или же документ которой покажет, что вы закончили академию физкультуры или что-то в этом роде. Если же у вас есть награды по водному поло, то это будет приветствоваться вам, тем более, если эти награды международного уровня.


СТАТЬ ТРЕНЕРОМ ПО ВОДНОМУ ПОЛО И ПРЕПОДАВАТЬ

Вам нужно будет определиться с какой возрастной категорией, вам работать. Если же вы только собираетесь, стать тренером, то лучше всего это со средней возрастной категорией, так как с детьми нужно слишком много ответственности, а к этому вы можете быть не готовы, а с взрослыми будет трудно, если они будут старше вас.

Если у вас есть огромное желание стать тренером России по водному поло, то вам нужно будет прочитать специальную литературу, так как вы должны еще правильно общаться и находить подход к спортсменам, постоянно учитывая их характер и настроение. Также не нужно ничего лишнего рассказывать из своей жизни, на тренировке вы должны только рассказывать какие делать, и показать, как их выполнять.

Водное поло (ватерполо) — физически трудный вид спорта. Поэтому прежде чем начать играть необходимо провести значительное количество тренировок .

Плюсами этих тренингов считается развитие силы, ловкости и координации движений.

Особенности общей физической подготовки спортсменов

В водном поло значительное внимание уделяются плавательным упражнениям, которые занимают 2/3 от тренировки на первых порах.

Это помогает дать необходимую физическую нагрузку на все группы мышц, ведь работа каждой мышцы влияет на результат, улучшить манёвренность спортсмена в воде.

А также для усовершенствования общей физической подготовки рекомендуется проводить занятия в тренажерном зале и на воздухе. Ведь ватерполо — спорт, в котором задействованы практически все мышцы тела, что требует основательной физической подготовки и умение выдержать громадные нагрузки.

Популярные техники

К основным техникам либо техническим приёмам относят:


Важно! Техническая и тактическая тренировка, как правило, производятся в связке .

Известные тактики игры

В водном поло существует две основные тактики игры:

  1. Индивидуальная. Суть заключается в том, что каждый игрок отвечает за индивидуальное соперничество с конкретным игроком соперника. Например, защитник против нападающего.
  2. Коллективная. Базируется на типичных игровых ситуациях, таких как контратака, свободный бросок вблизи чужих ворот, игра в неравных составах.

Жесты, приёмы, броски

Жестикуляция — важный аспект игры, ведь грамотно выстроенная система жестов между игроками существенно облегчает общение внутри площадки.

А также тренер может жестами показывать перестроения внутри игры своих подопечных. Судья же, помимо свистка и речи, жестами объясняет ватерполистам свои решения.

В водном поло существует великое множество технических приёмов , таких как бросок, укрывание мяча корпусом, прокидка, перекладывание мяча из руки в руку, смена стиля плавания и т. д.

Основными видами бросков в этом виде спорта являются:

  • Бросок мяча с размаха.
  • Бросок — с лета.
  • Толчок мяча с поворотом кисти.
  • Толчок — с подбрасыванием.
  • Бросок — лёжа на спине.
  • Бросок — назад.
  • Бросок — кистью с воды.

Фото 1. Пример выполнения спортсменом в водном поло такого приема, как бросок мяча с размаха.

Обучение водному поло

Обучение довольно длительный и тяжёлый процесс. Необходимо развить все группы мышц, освоить множество техник плавания, улучшить свою координацию и ловкость , чтобы удерживать мокрый мяч одной рукой.

Вам также будет интересно:

Необходимость тренера для занятий

Ввиду технической и тактической сложности, а также незаурядной и значительной физической нагрузки , необходимость тренера при освоении азов этого вида спорта не поддаётся сомнению. Именно он введёт спортсмена в курс дела, назначит нужные тренировки, а также проинструктирует о том, как на первых порах не перегружаться, во избежание травмы.

Длительность и частота упражнений

Когда человек начинает заниматься водным поло, рекомендуемая норма занятий для него составляет 3—4 по 1,5-2 часа.

При этом каждое занятие:

    50% — общая физическая подготовка (офп). Состоит из работы в тренажерном зале и бассейне.

    Направлена прежде всего на укрепление мышц спины, рук и ног, развитие ловкости, гибкости и координации движений,

  • 25% — специальная подготовка, которая включает в себя плавание различными стилями и переключение между этими стилями.
  • 15% — отработка технических приёмов.
  • 10% — тактическая подготовка, игровая тренировка, психологическая подготовка.

Важно! В первые несколько лет рекомендуется проводить соревнования внутри спортивной секции, чтобы ученики постоянно чувствовали соревновательный момент и не впадали в ступор на реальных соревнованиях.

Со временем, как правило, через 3 года , общая физическая подготовка и техническая тренировка меняются местами. Соответственно отработка приёмов составляет 50% времени, а офп — 15%. На этом этапе развития спортсмена, количество и время тренировок увеличивается: 9—10 тренировок по 2—3 часа.

Из основополагающих технических приёмов, которые отрабатывают ватерполисты выделяют следующие:


Нормативы в России

Для зачисления в секцию по водному поло необходимо сдать следующие нормативы:

  • Забег на 30 м (максимум 5,7 с).
  • Прыжок в длину с места (минимум 160 см).
  • Метание теннисного мяча (минимум 20 м).
  • Подтягивание на турнике (минимум 4 раза).
  • Заплыв на 50 м (максимум 3 мин).

Нормативы общей физической и специальной физ. подготовки для зачисления в группы на этапе спортивной специализации:


При дальнейшей карьере ватерполист сдаёт те же самые нормативы, что и для специализации, только с планомерным улучшением результата по каждому из них.

1. И.п. – стоя на правой ноге, с захватом другой ноги, согнутой назад, за голеностопный сустав. Максимальное отведение бедра назад.

2. И.п. – вис стоя на согнутых ногах, стопы у поверхности воды. Одновременные и попеременные сгибания и разгибания ног в коленных суставах. Вариант: покачивания вверх-вниз с прямыми ногами.

3. И.п. – вис стоя ноги врозь пошире (шпагат), стопы на уровне пояса. Покачивания вверх-вниз и вперед-назад.

4. И.п. – упор стоя на правой ноге, левая вперед на опоре, наклоны вперед.

5. И.п. – упор стоя на правой ноге, согнутая вперед левая на опоре. Движения тазом вперед-назад.

6. И.п. – упор стоя спиной к бортику, приседания, с постепенным увеличением амплитуды.

9.8. Упражнения на расслабление

1. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки впереди. Повороты влево и вправо с волнообразными движениями руками.

2. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом в сагиттальной плоскости.

3. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом во фронтальной плоскости.

4. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь. Круговые движения тазом в горизонтальной плоскости.

5. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки за голову. Округляя спину – локти вперед, прогибаясь – локти назад.

6. И.п. – то же. Потягивания локтями в стороны.

7. И.п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки вверх (захватить правой кистью, левую). Потянуться вверх, расслабляя «уронить» руки вниз.

10. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВОДНОГО ПОЛО В ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Водное поло – одна из наиболее увлекательных командных игр, имеющая богатые исторические традиции и широкое международное признание. В настоящее время она культивируется более чем в 100 странах мира.

Изучение элементов техники водного поло с интересом воспринимается студентами-юношами, и позволяет в игровой форме совершенствовать технику спортивных способов плавания, через развитие физических качеств.

10.1. Техника водного поло

Способы передвижения . Ватерпольный кроль на груди. Чтобы ориенти-

роваться в ходе игры, ватерполист должен уметь хорошо плавать с поднятой головой. Основными отличиями в положении тела при ватерпольной разновидности кроля являются: значительный прогиб в пояснице при более низком положении таза; более высокое расположение плечевого пояса и головы.

Гребковые движения руками укорочены и имеют выраженный опорный акцент в фазе подтягивания, кисть не пересекает вертикальную плоскость продольной оси туловища, в результате чего значительно уменьшается угол крена.

Ноги имеют больший угол сгибания в коленных суставах и работают с большей амплитудой.

Вдох может осуществляться влево, вправо и вперед; отдельные отрезки выполняются на задержке дыхания.

Специальные приемы игрового плавания. Плавание на месте. Этот прием широко распространен в игровых условиях как исходное положение для дальнейших действий. Положение туловища в воде может варьировать от горизонтального до вертикального – в зависимости от игровой ситуации. Руки выполняют поддерживающие движения с небольшой амплитудой, ноги – опорные попеременные или одновременные движения с небольшой амплитудой сгибания в тазобедренных и коленных суставах.

«Ходьба в воде». Применяется в игровой обстановке, когда ватерполист не имеет возможности или времени для того, чтобы продвигаться по полю одним из способов плавания.

Во время «ходьбы» в воде туловище ватерполиста находится в вертикальном положении; ноги выполняют отталкивающие и смыкающие движения способом брасс или на боку; руки производят вспомогательные плавательные движения в сторону передвижения игрока. «Ходьба» в воде может производиться вперед или в сторону (боком).

Переходы от одного способа плавания к другому. В зависимости от из-

менения игровой обстановки спортсмены прибегают к различным способам плавания. Умение быстро и технично менять один способ плавания на другой создает ватерполистам существенные преимущества при маневрировании.

Переход с кроля на груди к кролю на спине. Осуществляется с возможно меньшими потерями скорости. Выполняя переход, спортсмен производит вращение тела вокруг продольной оси на 180о . При изучении техники этого приема нужно научиться выполнять его, вращаясь в любую сторону.

Рассмотрим технику перехода с кроля на груди к кролю на спине, поворотом влево. При очередном опускании правой руки в воду спортсмен направляет кисть влево, под себя, опускает локоть вниз, выполняя гребковое движение, обеспечивающее поворот сначала на правый бок, а затем, в непрерывном вращении, – на спину. Одновременно с этим кисть левой руки, закончившей гребок, вынимается из воды.

При переходе с кроля на спине к кролю на груди ватерполист опуская руку в воду, несколько увеличивает фазу «наплыва» на нее. Другую руку, после выполнения гребка, он вынимает из воды и маховым движением в сторону груди посылает вперед. Одновременно в ту же сторону поворачивается голова, а туловище переворачивается со спины на грудь. Для облегчения вращения туловища ватерполист опирается на вытянутую вперед руку, которая начинает первое гребковое движение после перехода на грудь. Ноги выполняют те же движения, что и при переходе с груди на спину.

Техника владения мячом. К числу важнейших технических приемов, характеризующих высокое мастерство ватерполиста наряду со способами пере-

движения и специальными приемами игрового плавания, относится и техника владения мячом.

Поднимание мяча с воды. При обучении этому приему большое внимание необходимо уделять работе кистью и пальцами, которые должны широко разводиться в стороны, чтобы создать большую площадь для опоры мяча. Поднимать мяч с воды можно несколькими способами:

подхватом – под плавающий на поверхности мяч ватерполист подводит кисть, повернутую ладонью вверх, с разведенными пальцами, после чего мяч поднимается вверх;

надхватом с нажимом и поворотом кисти – на плавающий мяч ватерполист накладывает сверху ладонь с широко разведенными пальцами, и нажимом кисти несколько «вдавливает» его в воду. Вместе с мячом кисть поворачивается в сторону на 180о и поднимает его из воды;

захватом пальцами – ватерполист накладывает сверху на мяч ладонь с широко разведенными пальцами и нажимом кисти вдавливает его в воду. Ослабляя нажим, рука вместе с мячом, выталкиваемым водой, поднимается тыльной стороной кисти вверх и удерживает мяч на весу;

двумя руками – обе ладони с широко разведенными пальцами накладываются на мяч так, чтобы большие пальцы придерживали его сверху, а остальные плотно обхватывали его с боков, Сгибая руки в локтевых суставах, игрок поднимает мяч на необходимую высоту. Этот способ используется только вратарем.

Остановка мяча. Производится в тех случаях, когда нельзя поймать его с лета. Мяч останавливается кистью, выставленной навстречу летящему мячу и располагающейся под таким углом, чтобы обеспечить его падение на воду вблизи игрока. Остановка мяча вратарем может производиться двумя руками.

Ловля мяча. Желательно ловить мяч «с лета», не опуская его на воду, так как это способствует его передаче без задержки в нужном направлении, неожиданным броскам по воротам, разыгрыванию быстрых комбинаций. Ловля мяча «с лета» возможна при различных положениях тела в воде: выпрыгивая, приподнимаясь, плавая на месте (в вертикальном, полувертикальном или горизонтальном положениях).

Во время полета мяча игрок должен сосредоточить на нем внимание, вытянув вперед расслабленную кисть с разведенными пальцами. Коснувшись мяча, пальцы первыми смягчают и амортизируют его удар о ладонь. Дальнейшее движение руки, которая отводится назад и последовательно сгибается в лучезапястном (тыльное сгибание) и локтевом суставах, обеспечивает мягкое и постепенное снижение скорости полета мяча и его остановку. Для того чтобы мяч был успешно пойман и остался лежать на ладони, необходимо производить все движения в соответствии со скоростью его полета.

Перемещение с мячом в руке. Ватерполисту нередко приходится перемещаться по игровому полю, держа мяч в руке. Этот прием особенно распространен при розыгрыше мяча с лишним игроком у ворот соперника или в ситуации, когда игрок, владеющий мячом, оказывается один на один против вратаря команды соперников.

Для перемещения по полю игрок применяет «ходьбу» в воде – вперед или в сторону (боком). В правой руке он держит мяч, сгибая ее в локтевом и лучезапястном суставах и производя маховые движения по направлению впередназад, вправо-влево. Левая рука, вытянутая вперед, выполняет поддерживающие гребковые движения в сторону перемещения игрока. Продвигаясь вперед, ватерполист должен одновременно внимательно наблюдать за игровой обстановкой на поле, за местонахождением вратаря и других игроков команды соперников, чтобы выбрать наиболее выгодный момент для броска мяча по воротам или передачи его партнеру.

Ведение мяча. Умелое и быстрое ведение мяча обеспечивается правильной техникой «ватерпольного» кроля, характерными признаками которого являются поднятая голова, высоко приподнятые плечи, работа под водой и в воздухе согнутой рукой. Мяч все время находится перед лицом ватерполиста, на гребне волны, создаваемой поднятой головой, грудью и правильно работающими руками быстро плывущего игрока. Движение согнутой рукой способствует созданию высокого темпа плавания; регулирует направление мяча в тех случаях, когда он отклоняется от гребня волны; создает благоприятные условия для поднимания и броска мяча в любой удобный момент.

Способы передачи мяча и бросков по воротам.

Существует очень большое количество способов передачи мяча и вариантов бросков по воротам. Во время проведения занятий со студентами, основной целью является изучение основных, наиболее простых элементов.

Основной бросок. Это наиболее простой и наиболее надежный технический прием, который часто применяется ватерполистами для передачи мяча друг другу и бросков по воротам.

Ватерполист плавает на месте (туловище в вертикальном положении). Опираясь на левую руку, правой рукой игрок поднимает мяч с воды, затем быстро, но плавно отводит руку назад и выполняет замах. Затем быстрым и резким движением рука направляется вперед.

Бросок производится слитно, как одно непрерывное движение – вначале плавно, затем с нарастающей скоростью, заканчиваясь резким, хлыстообразным движением кисти.

Основной бросок двумя руками (для вратарей). Ватерполист поднимает мяч с воды двумя руками и отводит их назад в положение замаха. Выбрав направление броска, вратарь разгибает руки в локтевых суставах и производит бросок.

10.2. Основы методики начального обучения

Особенностью обучения в водном поло является параллельное освоение способов передвижения и приемов техники владения мячом.

Методика обучения приемам техники владения мячом включает комплексы специальных обучающих упражнений для каждого технического

действия, которое выполняется на суше и в воде, без мяча и с мячом, на месте и в движении. Подбор упражнений обусловлен несколькими факторами, при этом одним из важнейших является сложность двигательного действия при выполнении приема.

Индивидуальные упражнения в воде.

«Ходьба» в воде дает возможность вратарю и полевым игрокам держать голову, плечи и руки над поверхностью воды. При «ходьбе» в воде игрок занимает вертикальное положение или положение на боку, выполняет попеременные или одновременные движения ногами брассом. Так же, могут быть использованы и комбинированные движения этих способов.

Для тренировки используются следующие упражнения:

1. «Ходьба» на месте, руки у поверхности воды.

2. «Ходьба» на месте, руки за головой, в стороны или вверх.

3. «Ходьба» в воде с поворотами на 90-180о по сигналу преподавателя.

4. «Ходьба» в воде с грузом в руках.

1. Подбросить мяч вверх и ловить его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить хлопок в ладоши, затем поймать мяч.

3. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить 2,3,4,5 хлопков в ладоши, затем поймать мяч.

4. Подбросить мяч вверх двумя руками, выполнить поворот на 360 о , затем поймать мяч.

5. Подбросить мяч вверх одной рукой, а поймать двумя руками.

6. Подбросить мяч вверх двумя руками, а поймать одной рукой.

7. Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой.

8. То же, но другой рукой.

9. Перебрасывание мяча с левой руки на правую руку.

1. Подъем мяча рукой «подхватом снизу».

2. Подъем мяча рукой «надхватом» с нажимом и поворотом кисти.

3. Подъем мяча рукой «с захватом» пальцами и нажимом кисти.

4. Подъем мяча двумя руками.

5. Выполнить упражнения 1-4, но с броском в стенку бассейна.

Упражнения в движении.

1. Ведение мяча «ватерпольным» кролем на груди.

2. Из и.п. – лежа на спине, подбрасывание мяча вверх двумя руками.

3. Из и.п. – лежа на спине, подбрасывание мяча вверх одной рукой.

4. То же, другой рукой.

Парные упражнения в воде.

«Ходьба» в воде (ноги работают попеременно или одновременно брассом).

1. Перемещение в паре, удерживая мяч двумя руками над водой (на уровне лица). Перемещение выполняется вперед.

2. То же, но перемещение выполняется назад.

3. То же, но перемещение выполняется боком.

4. То же, но перемещение выполняется с поворотом.

Упражнения с мячом на месте (броски).

И.п. – стоя на дне бассейна на расстоянии 2-4 метра друг от друга.

1. Броски двумя руками из-за головы.

2. Броски двумя руками от груди.

3. Основной бросок правой рукой.

4. Основной бросок левой рукой.

5. Бросок одной рукой из исходного положения – лежа на спине.

6. Бросок двумя руками стоя спиной к партнеру.

Упражнения с мячом на месте (подъем мяча из воды).

1. Поднять мяч рукой «подхватом» снизу и передать пас партнеру.

2. Поднять мяч рукой «надхватом» с нажимом и поворотом кисти, затем передать пас партнеру.

3. Поднять мяч рукой «с захватом» пальцами и нажимом кисти, затем передать пас партнеру.

4. Поднять мяч двумя руками и передать пас партнеру.

Примечание: партнер ловит и принимает мяч сначала двумя руками, затем одной «удобной» и «не удобной» рукой.

Упражнения в движении.

Упражнения выполняются двумя участниками одновременно по соседним дорожкам.

1. Передать пас партнеру из положения лежа на спине.

2. Передать пас партнеру из положения лежа на боку.

Групповые упражнения в воде (в круге).

С одним мячом.

1. Передача мяча по кругу (по часовой стрелке).

3. Передача мяча в любую сторону (на внимание).

4. Передача мяча по кругу, через одного.

5. То же, но против часовой стрелки.

6. Передача мяча любому игроку.

7. Один стоит в центре, у него мяч, остальные вокруг него. Центральный игрок передает мяч каждому игроку по очереди.

С двумя и более мячами.

1. Передача двух, трех, четырех и более мячей по кругу по часовой

2. То же, но против часовой стрелки.

3. Один игрок стоит в центре, у него мяч, остальные стоят вокруг него. Центральный игрок передает мяч каждому игроку по очереди, а игроки в круге между собой, передают еще один мяч.